Царь правды - мельхиседек. Царь Салима Мелхиседек, кто он? Что значит по чину Мелхиседека? Мельхиседек библия

В Ветхом Завете

В Ветхом Завете Мелхиседек упоминается в Быт. 14:18, Пс. 109:4 и др.

В Новом Завете

Согласно Новому Завету, Мелхиседек пользовался большой известностью (Евр. 7:1). У него не было ни земного отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца; уподобляясь Сыну Божию , он остается священником навсегда (Евр. 7:3).

О личности Мелхиседека

Мелхиседека так таинственен, как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что на этот счёт существует множество разнообразных мнений, часть из которых необоснована.

По позднейшему еврейскому преданию, это был Сим , который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом . По другому преданию, он принадлежит к семейству Хама и Иафета .

Упоминания в литературе

См. также

  • Апокриф Мельхиседека - памятник древнерусской литературы.
  • Доминион Мельхиседека - виртуальное государство, названное в честь Мельхиседека.

Примечания

Внешние ссылки

  • Мелхиседек - царь мира: знамение для нашего времени . Библия-центр
При написании этой статьи использовался материал из Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (1891-92).

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мельхиседек, в древнерусской письменности
  • Мельхиот Марио

Смотреть что такое "Мельхиседек" в других словарях:

    МЕЛЬХИСЕДЕК - Малкицедек (евр. malkizedeq, «царь мой праведность», теофорное имя, включающее название общесемитского божества zedek; греч. Μελχισεδέχ), в преданиях иудаизма и раннего христианства современник Авраама, царь Салима (Шалема, будущего Иерусалима),… … Энциклопедия мифологии

    Мельхиседек - Малкицёдек (евр. malkisedeq, «царь мой праведность», теофорное имя, включающее название общесемитского божества zedek; греч. МеА.%1СТе5ек), в преданиях иудаизма и раннего христианства современник Авраама, царь Салима (Шалема, будущего Иерусалима) … Энциклопедия культурологии

    Мельхиседек I - 34 й архим. Высоцкого серпуховского мон. с 6 июня 1802 г., † 5 окт. 1813 г. Дополнение: Мельхиседек, до 1802 г. строит. Екатерининской пустыни, оттуда перев. архим. в Серпухов. Высоцкий мон. {Половцов} …

    Мельхиседек II - 44 й архим. Высоцкого серпуховского мон., переведен из московского Сретенского мон. 23 ноября 1843 г., † 16 марта 1850 г. Дополнение: Мельхиседек (Хламов?), архим. серпуховского Высоцкого и московск. Сретенского; магистр (1822 г.) Моск. дух. акад … Большая биографическая энциклопедия

    Мельхиседек - архимандр. Ал. Нев. лавры, † 2 авг. 1862. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    Мельхиседек Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Мельхиседек - Малкицедек в преданиях иудаизма и раннего христианства современник Авраама, царь Салима (Шалема, будущего Иерусалима), священнослужитель предмонотеистич. культа Эльона (в русском переводе «бога всевышнего»), отожд. библейской традицией с … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Мельхиседек - (иуд.) – «царь мой – праведность» – современник Авраама, царь Салима (будущего Иерусалима), первосвященник культа Яхве. По книге Еноха, М. чудесным образом зачала без мужа престарелая и бесплодная Нира, жена брата Ноя. Когда ее обвинили в блуде,… … Мифологический словарь

    Мельхиседек - Мел(ь)хисед’ек (царь правды) (Быт.14:18 ; Пс.109:4 ; Евр.5:6 ,10; Евр.6:20 ; Евр.7:1 ,10,11,15,17,21) царь Салима и священник Бога Всевышнего. Таинственная фигура, неожиданно появившаяся перед Авраамом, возвращавшимся с освобожденным Лотом. Он… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Мельхиседек, 1755-59 г. - Мельхиседек, 1755 59 г.архим. Корнилиева Комельского мон. близ Грязовца.Русский биографический словарь в 25 ти т. Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. Санкт Петербург: Тип. И. Н.… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Купить за 1546 руб
  • Краткое историческое описание Рыхловской пустыни или Пустынно-Рыхловского Николаевского общежительного мужского монастыря... , Мельхиседек, архимандрит. Книга представляет собой репринтное издание 1844 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

царь правды; Быт 14:18, Пс 109:4, Евр 5:6 и др.) - царь Салимский, священник Бога Всевышнего. Он, по возвращении Авраама с отбитыми у четырех восточных царей людьми и имуществом, вышел к нему на встречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Пребыванием его по всей вероятности было место, на котором впоследствии был построен Иерусалим. Впрочем относительно сего существуют различные мнения (см. Салим) Его священство признавалось не только Авраамом, но также и теми лицами, из имущества которых была дана ему десятина. По всему видно, что Мелхиседек пользовался большою известностью (Евр 7:1); но нам совершенно неизвестно о времени его рождения, летах, жизни и об его предках (Евр 7:3). Он так таинствен как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что существовало и существует много разнообразных мнений, из которых некоторые представляются очень странными и неосновательными. По позднейшему Иудейскому преданию, это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. По другому преданию, он принадлежал к семейству Хама или Иафета. Но ни то, ни другое предание не существовало в апостольский век. Некоторые утверждали, что под лицом Мелхиседека разумеется воплощенный ангел или другое сверхъестественное существо, которое жило некоторое время между людьми. Наконец, находились еще люди, которые видели в лице Мелхиседека ветхозаветное явление Сына Божия. Одна секта, под названием Мелхиседеян, утверждала, что он был воплощение некой Божественной силы или даже Св. Духа. Несомненно одно, что Мелхиседек был простой потомок Адама по естественному происхождению от него; но нам ничего неизвестно о нем, кроме разве того что он был лицо особенно великое и значительное. Впрочем самое умолчание Свящ. Писания о нем уже само по себе знаменательно и прообразовательно. Псалмопевец пророчествовал о Мессии, что Он священник во век по чипу Мелхиседекову (Пс 109:4), и писатель послания к Евреям неоднократно указывает на то, что это пророчество вполне осуществилось на Иисусе Христе (Евр 5:5-10, 6:20, 7:21). Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник (Зах 6:12-13); подобно Мелхиседеку, Он несравненно и выше Авраама или его потомков. Он вечен точно также, как и Мелхиседек представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни (Евр 7:3). “Уподобляясь Сыну Божию, замечает наконец о нем ап. Павел, он пребывает священником навсегда” (ст. 3).

Связанные персонажи: Авраам Мелхиседек Мелхиседек

В Библии

В Ветхом Завете

В Ветхом Завете Мелхиседек упоминается в Быт. , Пс. .

О личности Мелхиседека

Образ Мелхиседека так таинственен, как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что на этот счёт существует множество разнообразных мнений, часть из которых необоснована.

По позднейшему еврейскому преданию, это был Сим , который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом . По другому преданию, он принадлежит к семейству Хама и Иафета .

Апокрифическая «Книга Еноха » рассказывает о рождении Мелхиседека в могиле умершей жены Нира, брата Ноя . Младенцем Мелхиседека архангел Гавриил отнес на небеса на 40 дней, пока на земле происходит потоп. Также в манихейской доктрине «Светоносный Младенец» рождается в могиле и его по велению «Высокого» спасает от демонических существ космократор «Посланник, Адамант света».

Наконец, некоторые христиане видели в нём ветхозаветное явление Сына Божия , в то время, как другие склонны предполагать, что Мелхиседек был простым потомком Адама по естественному происхождению от него, хотя и являлся личностью великой и значительной.

Упоминания в литературе

В символическом романе Пауло Коэльо «Алхимик » Мелхиседек встречается на пути главного героя пастуха Сантьяго и помогает ему советом, взяв за это десятую часть его стада. Царь Салима представляется бессмертным наставником сомневающихся, который рассказывает притчи.

В Книге Урантии утверждается, что под именем Макивенты Мелхиседека, Царя Салима, жило некоторое время среди людей воплощённое сверхъестественное существо - Сын Божий категории Мелхиседек. В Книге Урантии «мелхиседеки» - чрезвычайные Сыны, представители одноименной категории, которые служат в качестве учителей и советников. В соответствии с Книгой Урантии, один из таких Сынов, библейский Мелхиседек, посетил Землю с целью подготовки мирового распространения монотеизма . Делая акцент на доктрине единого Бога, Макивента Мелхиседек апеллировал к человеческой потребности в поклонении, а также готовил путь для последующего появления Иисуса Христа как Сына того же Бога и учил этому людей. Именно поэтому многочисленные последующие учители считали, что Иисус является священником, или священнослужителем, «навек подобным Мелхиседеку».

В книге «Сто лет одиночества » колумбийского писателя Габриэля Гарсия Маркеса присутствует персонаж по имени Мельхиседек (вернее Мелк`иадес - Melquiades). Это предводитель цыганского табора, который (табор) время от времени появляется в городе Макондо. Сам Мельхиседек, вернее, его образ, выведенный Маркесом, в общем и целом соответствует как библейскому первоисточнику, так и апокрифическим гностическим текстам. Он обладал уникальными познаниями в области древних наук и культов, прожил несколько сот лет и обладал магическими способностями и практически нечеловеческой мудростью. В то же время, Маркес так до конца и не раскрыл тайну его происхождения, что, несомненно, также непосредственно перекликается с библейскими текстами.

В романе американского писателя Эдварда Уитмора «Синайский гобелен» (первого романа тетралогии «Иерусалимский квартет») образ одного из центральных персонажей - Хадж Гаруна - мистическим образом переплетается с личностью легендарного царя Салима - Мелхиседека. Хадж Гарун - трехтысячелетний хранитель Священного Города, его память хранит и сирийское иго, и вавилонский гнет, и ассирийское вторжение; он принимал участие и в битве против крестоносцев, помнил владычество византийцев и царствование мамелюков. Целые эпохи сменяли друг друга на его глазах. В конце концов он с улыбкой признается своему другу: «Я и он (Мелхиседек) - одно и то же». Сюжетная линия в итоге не приводит ни к какому конкретному завершению, оставляя читателя домыслить все самому.

См. также

  • Апокриф Мельхиседека - памятник древнерусской литературы.
  • Доминион Мельхиседека - виртуальное государство, названное в честь Мельхиседека.

Напишите отзыв о статье "Мелхиседек"

Примечания

Ссылки

  • . Библия-центр
При написании этой статьи использовался материал из Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (1891-92).

Отрывок, характеризующий Мелхиседек

Признаки болезни Наташи состояли в том, что она мало ела, мало спала, кашляла и никогда не оживлялась. Доктора говорили, что больную нельзя оставлять без медицинской помощи, и поэтому в душном воздухе держали ее в городе. И лето 1812 года Ростовы не уезжали в деревню.
Несмотря на большое количество проглоченных пилюль, капель и порошков из баночек и коробочек, из которых madame Schoss, охотница до этих вещиц, собрала большую коллекцию, несмотря на отсутствие привычной деревенской жизни, молодость брала свое: горе Наташи начало покрываться слоем впечатлений прожитой жизни, оно перестало такой мучительной болью лежать ей на сердце, начинало становиться прошедшим, и Наташа стала физически оправляться.

Наташа была спокойнее, но не веселее. Она не только избегала всех внешних условий радости: балов, катанья, концертов, театра; но она ни разу не смеялась так, чтобы из за смеха ее не слышны были слезы. Она не могла петь. Как только начинала она смеяться или пробовала одна сама с собой петь, слезы душили ее: слезы раскаяния, слезы воспоминаний о том невозвратном, чистом времени; слезы досады, что так, задаром, погубила она свою молодую жизнь, которая могла бы быть так счастлива. Смех и пение особенно казались ей кощунством над ее горем. О кокетстве она и не думала ни раза; ей не приходилось даже воздерживаться. Она говорила и чувствовала, что в это время все мужчины были для нее совершенно то же, что шут Настасья Ивановна. Внутренний страж твердо воспрещал ей всякую радость. Да и не было в ней всех прежних интересов жизни из того девичьего, беззаботного, полного надежд склада жизни. Чаще и болезненнее всего вспоминала она осенние месяцы, охоту, дядюшку и святки, проведенные с Nicolas в Отрадном. Что бы она дала, чтобы возвратить хоть один день из того времени! Но уж это навсегда было кончено. Предчувствие не обманывало ее тогда, что то состояние свободы и открытости для всех радостей никогда уже не возвратится больше. Но жить надо было.
Ей отрадно было думать, что она не лучше, как она прежде думала, а хуже и гораздо хуже всех, всех, кто только есть на свете. Но этого мало было. Она знала это и спрашивала себя: «Что ж дальше?А дальше ничего не было. Не было никакой радости в жизни, а жизнь проходила. Наташа, видимо, старалась только никому не быть в тягость и никому не мешать, но для себя ей ничего не нужно было. Она удалялась от всех домашних, и только с братом Петей ей было легко. С ним она любила бывать больше, чем с другими; и иногда, когда была с ним с глазу на глаз, смеялась. Она почти не выезжала из дому и из приезжавших к ним рада была только одному Пьеру. Нельзя было нежнее, осторожнее и вместе с тем серьезнее обращаться, чем обращался с нею граф Безухов. Наташа Осссознательно чувствовала эту нежность обращения и потому находила большое удовольствие в его обществе. Но она даже не была благодарна ему за его нежность; ничто хорошее со стороны Пьера не казалось ей усилием. Пьеру, казалось, так естественно быть добрым со всеми, что не было никакой заслуги в его доброте. Иногда Наташа замечала смущение и неловкость Пьера в ее присутствии, в особенности, когда он хотел сделать для нее что нибудь приятное или когда он боялся, чтобы что нибудь в разговоре не навело Наташу на тяжелые воспоминания. Она замечала это и приписывала это его общей доброте и застенчивости, которая, по ее понятиям, таковая же, как с нею, должна была быть и со всеми. После тех нечаянных слов о том, что, ежели бы он был свободен, он на коленях бы просил ее руки и любви, сказанных в минуту такого сильного волнения для нее, Пьер никогда не говорил ничего о своих чувствах к Наташе; и для нее было очевидно, что те слова, тогда так утешившие ее, были сказаны, как говорятся всякие бессмысленные слова для утешения плачущего ребенка. Не оттого, что Пьер был женатый человек, но оттого, что Наташа чувствовала между собою и им в высшей степени ту силу нравственных преград – отсутствие которой она чувствовала с Kyрагиным, – ей никогда в голову не приходило, чтобы из ее отношений с Пьером могла выйти не только любовь с ее или, еще менее, с его стороны, но даже и тот род нежной, признающей себя, поэтической дружбы между мужчиной и женщиной, которой она знала несколько примеров.
В конце Петровского поста Аграфена Ивановна Белова, отрадненская соседка Ростовых, приехала в Москву поклониться московским угодникам. Она предложила Наташе говеть, и Наташа с радостью ухватилась за эту мысль. Несмотря на запрещение доктора выходить рано утром, Наташа настояла на том, чтобы говеть, и говеть не так, как говели обыкновенно в доме Ростовых, то есть отслушать на дому три службы, а чтобы говеть так, как говела Аграфена Ивановна, то есть всю неделю, не пропуская ни одной вечерни, обедни или заутрени.
Графине понравилось это усердие Наташи; она в душе своей, после безуспешного медицинского лечения, надеялась, что молитва поможет ей больше лекарств, и хотя со страхом и скрывая от доктора, но согласилась на желание Наташи и поручила ее Беловой. Аграфена Ивановна в три часа ночи приходила будить Наташу и большей частью находила ее уже не спящею. Наташа боялась проспать время заутрени. Поспешно умываясь и с смирением одеваясь в самое дурное свое платье и старенькую мантилью, содрогаясь от свежести, Наташа выходила на пустынные улицы, прозрачно освещенные утренней зарей. По совету Аграфены Ивановны, Наташа говела не в своем приходе, а в церкви, в которой, по словам набожной Беловой, был священник весьма строгий и высокой жизни. В церкви всегда было мало народа; Наташа с Беловой становились на привычное место перед иконой божией матери, вделанной в зад левого клироса, и новое для Наташи чувство смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда она в этот непривычный час утра, глядя на черный лик божией матери, освещенный и свечами, горевшими перед ним, и светом утра, падавшим из окна, слушала звуки службы, за которыми она старалась следить, понимая их. Когда она понимала их, ее личное чувство с своими оттенками присоединялось к ее молитве; когда она не понимала, ей еще сладостнее было думать, что желание понимать все есть гордость, что понимать всего нельзя, что надо только верить и отдаваться богу, который в эти минуты – она чувствовала – управлял ее душою. Она крестилась, кланялась и, когда не понимала, то только, ужасаясь перед своею мерзостью, просила бога простить ее за все, за все, и помиловать. Молитвы, которым она больше всего отдавалась, были молитвы раскаяния. Возвращаясь домой в ранний час утра, когда встречались только каменщики, шедшие на работу, дворники, выметавшие улицу, и в домах еще все спали, Наташа испытывала новое для нее чувство возможности исправления себя от своих пороков и возможности новой, чистой жизни и счастия.

В преданиях человечества существуют «тайные пороки» как некие архетипы, непосредственно влияющие на ход истории. Это - Енох, Мельхисидек, король Артур. Мерлин... Образ Мельхиседека при всей своей загадочности, которую не в состоянии полностью «снять» ни предлагаемая публикация, ни все ныне существующие исследования на эту тему, всё же оказывается своего рода ключом к решению некоторых проблем духовной истории человечества. Пусть сам этот образ остаётся туманным (как это и должно быть в истинно эзотерическом знании - в Гнозисе), однако, он, как справедливо отмечает в своей статье Е.В.Григорьева, связует собой множество учений и духовных традиций последних двух тысячелетий. А значит, в чём-то проясняет характер их взаимоотношений друг с другом.

Царь правды - Мельхиседек

Ты знаешь, что изрек,

Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?

Рабом родится человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел, исчез.

Так писал поэт Батюшков в 1824 году. Однако почему он приписал эти горькие слова библейскому царю Мельхиседеку? Ведь, по преданию, Мельхиседек был бессмертен и поэтому никак не мог прощаться с жизнью! Не мог сказать он подобных слов и о человеческом рабстве, ибо был «вечным священником», к чину которого принадлежал сам Иисус Христос. Так в чём же дело? И что вообще известно об этом загадочном персонаже Библии?

А известно о нём до крайности мало, хотя именно его возвеличил апостол Павел в Послании к Евреям, не раз повторив, что Иисус - «священник по чину Мельхиседека». И ещё: кажется, что Павел знает о Мельхиседеке больше, чем говорит. Почему-то именно в этом Послании он раскрывает нам тайну рождения «Салимского царя» и снова умолкает. Ни в одном другом послании Павла имя Мельхиседека не упоминается. Тайна, и не одна, а множество. Так кто же он такой — Мельхиседек?

Первосвященник или языческий бог?

Начнём, пожалуй, с имени, которое само по себе уже является загадкой. По объяснению мифологов, слово Мельхиседек включает в себя имя общесемитского божества Zedek, что означает «праведность», и malki - «царь мой». Интересную подробность сообщает Филон Библейский: Sedek - это раввинское название планеты Юпитер. От него же мы узнаем, что в финикийской мифологии Мельхиседек носит имя Сидик или Цидик. По одной версии - он отец семи элохимов, или ангелов божественного присутствия . Мисор и Сидик - «справедливый» и «праведный» - сыновья Амина и Мага (финикийских богов), открыли употребление соли (может быть, как одного из алхимических элементов?).

В преданиях иудаизма и раннего христианства Мельхиседек - современник Авраама, царь Салима, священнослужитель культа Эльона («Всевышнего»); в библейской традиции это также Яхве. (Интересно, что числовое значение слова El Elion («Бог Всевышний») совпадает с числовым значением слова Emmanuel («С нами Бог»), которым именовали Иисуса Христа.)

Однако обратимся к более древнему, а потому важному для нас источнику - Библии. В Ветхом Завете Мельхиседек упоминается дважды. Первый раз - в книге Бытия (14:18) Мельхиседек, как царь Салима, встречает хлебом и вином Авраама, вызволявшего из плена своего сродника Лота. Благословив дары, царь подал их Аврааму со словами: «Благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли, и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов в руки твои». После этого Авраам дал ему десятую часть из всего, захваченного на войне.

Этот отрывок объясняет, в частности, почему иудеи-талмудисты стали считать Мельхиседека еретиком: ведь он благословил Авраама раньше, чем Бога! Как сказано в трактате «Недарим», Бог хотел произвести священство от Сима, но поскольку царь Салима допустил непростительную ошибку, его потомки лишаются этого права. Таким образом, «ошибка» Салимского царя стала основанием для передачи священства по линии Авраама, а именно Аарону (брату Моисея) и его потомкам («священство по чину Аарона»).

Мы также узнаём из этого отрывка, что Мельхиседек признаёт Единого Бога как Творца неба и земли. И ещё: Авраам отделил ему десятую часть всех доходов, хотя царь Салима не из племени Левия. Это впоследствии позволит апостолу Павлу воскликнуть: «Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там имеющий о себе свидетельство, что он живёт» (Евр. 7: 4-8). Отсюда можно сделать вывод, что Мельхиседек, будучи бессмертным, воплотился в Салимском царе.

Правитель Салима - Мельхисидек

Вторично Мельхиседек появляется в Ветхом Завете спустя 1000 лет, в 110-м псалме Давида. Этот псалом называется «пророчески-мессианским» и делится на три части: Мессия - Царь, Мессия - Священник и Мессия - Победитель. Тем самым даётся определение подлинного Мессии. Он должен обладать тремя достоинствами: Царя, Священника и Победителя. «Клялся Господь и не раскается, - поёт Давид о будущем Мессии, - Ты священник вовек по чину Мельхиседека» (Пс.110:4). Так в Ветхом Завете появляется новое понятие «чина Мельхиседека», о котором мы поговорим ниже.

Мельхиседек в Ветхом Завете, согласно христианскому богословию, предваряет пришествие Христа и объясняет Его миссию: Сын Божий придёт как Царь, как Священник и как Победитель. Он принесёт плоть и кровь Свою в жертву Богу, как и Мельхиседек подносит Аврааму хлеб и вино, жертвуя их Богу Всевышнему Образ царя Салима становится прототипом Иисуса Христа.

Комментируя Бытие 14:18, Филон Александрийский, знаменитый философ I в. до н.э. - I в. н.э., соединивший в своих трудах библейскую и эллинистическую традиции, рассматривает Мельхиседека как воплощённого Логоса. Согласно концепции Филона, Логос, воплощаясь в истинного человека, становится некоторой средней Божественной природой: высшею, чем человеческая, и низшею, нежели Божественная, «будучи ни рождён как человек, ни рождён как Бог, но являясь серединою, касающеюся обеих природ и соединяющею их в себе» . Он называет Мельхиседека «самоучкой в познании Бога», «началом и источником мудрости», «истинным Первосвященником Бога», ходатаем и посредником, молящимся перед Отцом Своим за род человеческий, искупителем и спасителем человечества, благодаря общению, с которым дух и удостаивается трансцендентного существования. В этой связи слова Иисуса о том, что Он «есть, прежде, нежели был Авраам», и что «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56-58), некоторые исследователи трактуют следующим образом: Слово, прежде чем «стать» Иисусом, воплощалось в Мельхиседеке. И в самом деле, если Логос - это дух, который вбирает и претворяет послание Всемогущего Бога, то он мог быть воплощён и в предшественниках Иисуса: и Енох, и Мельхиседек пришли в мир, чтобы обновить человеческие идеи, показать пример праведной жизни, поведать о Высшем мире - Небесном Иерусалиме.

Иную окраску приобретает знаменательная встреча Авраама и Салимского царя в иудейских источниках. В мидраше о спасении Лота Авраамом говорится, что Мельхиседек, известный также как Адониседек, был Симом, предком Авраама, которого он учил обязанностям священника. Он же отдал Аврааму кожаные одежды, сделанные Богом для Адама и Евы и украденные Хамом, но потом возвращённые Симу. В комментарии к мидрашу мифолог Роберт Грейвс называет Мельхиседека «Цедеком» и утверждает, что он был городским богом Салима, а не Богом иудеев. В другом месте этого мидраша говорится, что Аврааму помогал во время сражения таинственный свет, который лился от планеты Цедек (как мы помним, древнееврейское название Юпитера). Таким образом, указывается на двойную функцию Мельхиседека - царя и планеты.

Предвечный Владыка

Однако перейдём к Новому Завету. Ни в одном из четырёх канонических Евангелий имя Мельхиседека не упоминается, но совершенно неожиданно о нём заговорил апостол Павел. И заговорил, как мы уже сказали, в самом «загадочном» своём Послании - в Послании к Евреям:

«Ибо Мельхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его <...> которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр.7:1-3). Итак, Мельхиседек был создан до потока времени , и в этом смысле не имеет «начала дней», то есть начала во времени; это значит, что он существовал «всегда».

Согласно Ветхому Завету и другим источникам (Рукописи Мёртвого моря, Книга Мормона), до «бытия мира» были созданы умы или разумы, среди которых имелось немало благородных и великих. В книге пророка Иеремии читаем: «И было мне слово Господне: прежде нежели я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя; пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1:4,5). По-видимому, так же обстояло дело и с Мельхиседеком: созданный до потока времени, он был определён на роль священника. В этом смысле он является «вечным священником», «священником навсегда». По мнению И. Д. Амусина, основная мысль автора Послания к евреям сводится к следующему: выполнение миссии, предназначенной Иисусу, связано с его воплощением в Мельхиседека. Эту мысль он, якобы, пытается внушить тем, кому адресовано Послание и кто явно противится этой идее. Отсюда можно заключить, что адресаты Послания были хорошо осведомлены о Мельхиседеке, и он занимал видное место в системе их воззрений. Думается, речь идёт о другом. Иисус не воплощался в Мельхиседека, но выполнял те же функции, что и последний - очищающей жертвы.

Говоря о чине Мельхиседека, апостол Павел имеет в виду вечное, непреходящее, духовное священство. Именно его и наследует Иисус Христос. «Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства - ибо с ним сопряжён закон народа, - то какая бы ещё нужда была восставать иному священнику по чину Мельхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику» (Евр. 7: 11-13). И дальше следует очень важная мысль: кровь тельцов не уничтожает грехов. Христос принёс жертву не в земной скинии, а на небесах, тем самым грех оторвали от тела и перенесли на дух. Символика этого перенесения следующая: отныне грех надо смывать с души, и не кровью тельцов, а жертвованием своего «я». Жертва Христа была принята, и значит, облегчена общая участь человечества. Апостол сравнивает здесь два вида священств: плотское, которое переходит от сынов Левииных, и духовное по линии Мельхиседека. Почему отменяется прежняя заповедь? Прежний Завет? - спрашивает он и отвечает: По причине своей немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства. Прежний Завет был записан на скрижалях и хранился в ковчеге, Новый Завет Господь повелел вложить в мысли и написать на сердцах. Отныне сердце человеческое становится ковчегом завета, и здесь будет совершаться главное таинство: соединение со Христом и участие в Его жертвоприношении. По чину, по подобию Мельхиседека восстаёт Священник иной - его священство непреходяще, ибо он однажды совершил жертвоприношение Богу - принёс в жертву Себя Самого. Ветхозаветные священники приносили в жертву тельцов и козлов, чтобы их кровью очистить осквернённое тело. Кровь же Христова очищает нашу совесть от мёртвых дел. Итак, принимающие в себя дух Христа получают возможность избавиться от своих грехов и стать совершенными.

Послание Павла - это удивительное свидетельство о смене эпох и смене священства. (Ветхий Завет - это Аароново священство, Новый Завет - священство Иисусово по чину Мельхиседека.) Эпоха Ветхого Завета - грехи и болезни тела, эпоха Нового - грехи и болезни духа. Теперь понятно, почему Мельхиседека лишают родословия и делают Иисуса Христа священником по чину Мельхиседека. Царь Салима, то есть царь мира, - свидетель всемирности Божиих замыслов. Чтобы привести нас ко Христу, Бог действовал не только через Израиль, но и через язычников. Вот почему раввины замалчивали имя «царя правды»: Мельхиседек - не иудейский священник, но получает дань от Авраама за своё покровительство. Еврей Авраам, прародитель священников-левитов, занимает по отношению к нему низшее положение.

По сути, Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (Мормоны) - единственная, где сохранилось понятие «Мельхиседеково священство». Мельхиседек упоминается в Книге пророка Алмы. Но, в отличие от Послания к Евреям, где Иисус становится Первосвященником по чину Мельхиседека, здесь священник Мельхиседек имеет тот же чин, что и Сын Божий. Алма поясняет, что священники были посвящены в этот чин, «будучи ещё призваны и уготованы от основания мира по предведению Бога за великую веру их и добрые дела». Однако Бог предоставил этим людям свободу выбора. Избравшие добро и проявившие глубокую веру были призваны на это святое служение. Другие же, из-за своего жестокосердия, лишились этого великого преимущества. Среди первых и был священник Мельхиседек. Согласно откровению, полученному Иосифом Смитом-младшим, до Мельхиседека священство называлось Святым Священством по Сану Сына Божия, «но, из-за уважения или благоговения к имени Высочайшего Бытия и во избежание частого повторения Его имени, Церковь в древние времена называла это священство по имени Мельхиседека, то есть Священство Мельхиседеково». Если Аароново священство (меньшее) состоит в том, чтобы исполнять внешние таинства, букву Евангелия (крещение, покаяния для отпущения грехов), то есть «держать ключи служения Ангелов», то высшее, Мельхиседеково священство, «держит ключи всех духовных благословений Церкви».

Имя Мельхиседека встречается и в Кумранских рукописях, найденных в пещерах ессеев. Эта община представляла собой религиозную секту, отделившуюся от официального иудаизма и стремившуюся жить в присутствии Бога. Ессеи жили очень обособленно и называли себя «Новым союзом» или «Новым заветом», поскольку старый союз был, по их мнению, нарушен. Сами себя они именовали «общиной нищих» и «сынами света». Тех же, кто не разделял их учения, называли «сынами тьмы», которым в конце времён «отмстит судом Господа»... Мельхиседек. Из «Мидраша Мельхиседека» мы узнаём, что между «людьми жребия Мельхиседека» и «духами жребия Велиала» происходит борьба, которая в последний, «юбилейный» год закончится победой Мельхиседека. В рукописях Вади-Кумрана «царь справедливости» предстаёт как небожитель, возглавляющий ангелов, судья от имени Бога, носитель божественной мести, благовестник спасения и искупитель.

Но этим миссия Мельхиседека не ограничивается. Судя по дошедшим до нас фрагментам, можно предположить, что Мельхиседек был не только небожителем, но и основателем ессейского движения. В манускриптах Мёртвого моря часто упоминается Учитель праведности (он же - Священник, Избранник, Единственный Учитель), которого преследовал некий нечестивый жрец. Сообщается, что этот Учитель воспринял своё учение из уст самого Бога, который вложил в его сердце мудрость истолковать все слова его пророков-рабов. Он основал общину «сынов света», веря, что когда явится высший судия, все, присоединившиеся к «избранным», будут спасены. В документах говорится о мучениях, выпавших на долю Учителя, а также, что со дня «приобщения Учителя к своим предкам» прошло около сорока лет. Несмотря на то, что сведений об Учителе крайне мало, создаётся впечатление, что кумраниты относились к нему с глубочайшим почтением. Интересно, что и грядущий Мессия отождествлялся ими с умершим Учителем. Так, в Дамасском документе (найденном в Кумране) сообщается о переселении «Нового союза» из Иудеи в страну Дамаска под водительством «толкователя Торы», чьими указаниями следует пользоваться до появления Учителя праведности в последние дни. У ессеев существовали благодарственные гимны, по-видимому, составленные этим Учителем.

В этих гимнах Он сообщал, что приобщается к высшему Знанию, пребывая в потоке Божественного Света или же восходя на небеса в некоем экстатическом состоянии. («Ты поднял меня на вечную высоту. И я расхаживал по беспредельной равнине...») Можно предположить, что он практиковал древний еврейский ритуал, известный как «мистицизм Меркабы» («колесницы»), Целью этого ритуала было достижение мистического видения Божественной Сущности на престоле, которое считалось символом единения с Богом. (Мистицизм Меркабы основан на первой главе книги пророка Иезекииля, где рассказывается о том, как пророк увидел «подобие славы Господней» на престоле-колеснице, который влекли «четыре животных»).

В одном гимне автор сообщает о своём высоком предназначении: «И ты сделал меня знаменем для избранных праведности и истолкователем познания в поразительных тайнах». Из другого мы узнаём, что он был изгнан из страны: «Как птицу из её гнезда, так меня вытолкнули из моей страны; все мои друзья и знакомые от меня отступили и сочли разбитым сосудом». (Интересно, что в одном из апокрифов Мельхиседек, не признанный своей семьёй, в течение 40 лет живёт в пещере на горе Фавор.)

Эти и другие совпадения позволили некоторым исследователям отождествить Учителя с Иисусом Христом, (см.: Владимиров А. Кумран и Христос. М., Беловодье, 2002). На наш взгляд, гораздо больше оснований сравнивать Учителя праведности с Мельхиседеком, точнее, с одним из его воплощений.

Можно предположить, что Мельхиседек в Кармеле (где до того, как возникло ессейское движение, находилась Школа пророков) подготавливал земное воплощение Христа. Он искоренял язычество, говорил о духовном священстве, о будущей жертве. Земное воплощение и жертва Иисуса Христа стали в каком-то смысле зеркальным отражением миссии Мельхиседека.

Один из первых христианских философов, Псевдо-Дионисий Ареопагит, называет Мельхиседека «Иерархом, любезнейшим Богу». Дионисий уточняет, что он был жрецом не ложных богов, но истинного Бога, который и других наставлял на путь к единому Божеству. Чуть ранее, рассуждая об ангельских чинах, он пишет: чем ближе к Богу находятся Ангелы, тем совершеннее они, и Божественные внушения, получаемые непосредственно от Бога, совершеннее тех, которые сообщаются опосредствованно. «Поэтому и в нашем священном предании первые Умы называются совершенствующими, просвещающими и очищающими силами по отношению к низшим». Не функция ли это небесного Иерарха - Мельхиседека?

О праведности Мельхиседека, царя Салимского, говорит и еврейский историк Иосиф Флавий. Из «Иудейской войны» мы узнаём, что Мельхиседек, властитель ханаанеян, был первым, кто основал Иерусалим. На языке наших предков, сообщает далее Флавий, он был назван праведным царём и полностью оправдал это имя. «В силу этого он первый стал священником Бога, первый построил святилище и основал город, прежде именовавшийся Салимом, Иерусалимом». Интересно, что Иосиф Флавий в молодости провёл один год среди ессеев и был послушником у пустынника-ессея Банна. Об этом Флавий сообщает в своей автобиографии. Описывая участие ессеев в войне с римлянами, он подробно останавливается на пыточных истязаниях, которым подвергались кумраниты: «Улыбаясь под пытками, посмеиваясь над теми, которые их пытали, они легко отдавали свои души в полной уверенности, что снова получат их в будущем». Это очень важный момент, так как он подтверждает веру кумранитов в перевоплощение. Таким образом, для ессеев было естественно верить, что умерший Учитель воплотится в Мессию и явится в конце дней.

Феофан Грек. Мельхисидек. Фреска в Новгороде. 1378 г.

Многие современные авторы относят Мельхиседека к вечным мудрецам, долгожителям, ко-торые периодически сходят на землю. Так, Поль Шакорнак различает несколько видов долголетия, которые символизируют непрерывность духовной функции. Мельхиседека, также как и Еноха, и Илию, он относит к третьему варианту, для которого характерна устойчивость индивидуальности в Тонком мире без смерти тела, при этом физическая форма трансмутируется. Конец цикла Шакорнак называет «новым появлением Мудрецов», имея в виду Еноха, Мельхиседека, Илию, Мерлина и Гесэра.

С.Н.Трубецкой в «Начатках гностицизма» перечисляет людей, которые вошли в рай живыми: Енох, Мельхиседек, Илия, Барух, Елеиезер, раб Авраама, царь тирский Гирам, дочь Фараона и некоторые раввины. «Праотцы, - пишет он, - это небесные люди, сходившие на землю, и некоторые из них ожидаются вновь. Между этими людьми и ангелами исчезают границы, а в отдельных случаях они становятся выше ангелов».

Сближение Еноха и Мельхиседека мы находим и в одном древнем апокрифе, включённом в книгу Еноха. Этот библейский герой упоминается в Ветхом Завете как прадед Ноя , проживший 365 лет. По вознесении Еноха на небо, во главе алтаря и всех людей стал его сын Мефусалом, а после него - Нир. И дальше следует рассказ, называемый «О жене Нира».

У Нира, брата Ноя, была жена. Звали её Софонима и была она бездетна. И вот в глубокой старости Софонима безгрешно зачала. Чтобы скрыть своё положение, она уединилась в покоях, как вдруг на 282-й день беременности её неожиданно позвал муж. Увидев свою престарелую жену в таком положении, он страшно разгневался - ведь с той минуты, как Нир стал иереем, он не входил в покои к жене. Пристыженная, убитая горем Софонима замертво упала к ногам мужа <...> И тогда опечаленный Нир подумал в сердце своём: «Не от Господа ли моего это случилось с ней?» Явившийся архангел Гавриил подтвердил его догадку и добавил, что рождённый младенец будет вознесён в рай. После этих слов Нир поспешил поведать обо всём Ною, и братья решили тайно похоронить покойницу. Они облачили её в чёрные одежды, затворили дверь и ушли рыть могилу. Вернувшись, братья нашли на одре трёхлетнего мальчика редкой красоты с печатью святительства на груди. Братья облачили его в священнические одежды, дали благословенный хлеб и нарекли отрока Мельхиседеком. Ночью Ниру явился Господь и объявил, что за беззакония людские нашлёт на землю погибель, к Ниру же сойдёт архангел Гавриил (в некоторых версиях Михаил), возьмёт отрока и поместит его в Эдемском раю. Там мальчик переждёт потоп и будет явлен миру. Он станет иереем иереев (первосвященником) вовек и будет превращён Господом в великий род. Через сорок дней отрок был вознесён на небо...

Жертвоприношение Авеля и Мельхисидека. Мозаика в Равенне. 532- 547 г.

Слова Господа о превращении Мельхиседека в великий род позволили исследователю Кумранских рукописей Игорю Тантлевскому сделать предположение, что Мельхиседек (точнее его дух) будет воплощаться во всех послепотопных первосвященниках, включая Первосвященника Конца дней.

Великий Восприемник Света

Существуют и древнерусские апокрифы о Мельхиседеке. Один из них приписывают архиепископу Афанасию Александрийскому. Согласно этому апокрифу, у эллинского царя Мелхила было два сына: Мелхил и Мельхиседек. Уверовав в Единого Бога, Мельхиседек отказался привести тельцов для жертвоприношения языческим богам. Тогда разгневанный отец решает принести в жертву самого Мельхиседека. Однако жребий, брошенный по просьбе жены Мелхила, выпадает на брата. По молитве Мельхиседека земля разверзлась и поглотила весь род Мелхила и всех собравшихся на идолослужение. Сам Мельхиседек, названный с этой минуты безродным, скрывается в течение семи лет на горе Фавор. Там его находит Авраам: приносит одежду, постригает волосы и получает от него благословение.

Имя «царя правды» встречается и в одном из древнейших гностических текстов коптского происхождения, известного под названием «Пистис София». Согласно этому древнему документу, Иисус Христос после воскресения в течение 11 лет проповедовал своим ученикам на Масличной горе. В одном из фрагментов текста фигурирует Мельхиседек, который назван здесь «Восприемником Света». Функция Мельхиседека состоит в том, что он отнимает у Архонтов Эонов (греч. arkhon- правитель, повелитель; aion - век, вечность) и Архонтов Судьбы, то, «что тревожит их». Очищает эти силы (по- видимому, энергии) и несёт очищенные потоки в Сокровищницу Света. Субстанции эти собирают Литурги всех Архонтов, отдают их Литургам всех Архонтов Судьбы и Литургам Света, которые ниже Эонов, и те создают из этой очищенной субстанции души людей и скота, пресмыкающихся, зверей и птиц. Наступает момент, когда сила Архонтов истощается, и они начинают поглощать субстанцию света, лишая души необходимой энергии. Тогда приходит Иисус в сиянии Славы, поворачивает Сферы

Тиранов таким образом, что изменяет соотношение добра и зла в мире. «Я сократил времена ради моих избранных, иначе никакая душа не могла бы спастись», - говорит Иисус ученикам.

В конце документа прослеживается путь души, которая в поисках света попадает в мир Хаоса и совершает беззакония, понуждаемая обманным духом. Наконец она попадает к Деве света, которая бросает «силу света для её выпрямления». Когда же душа завершает свой (кармический?) круг, Мельхиседек, великий Восприемник Света, «запечатывает» эту душу, и она попадает в Сокровищницу Света. Такая душа даёт славу и честь и хвалу гимнов (по-видимому, имеется в виду сияние Тела Славы) и переходит в «место наследования». Мельхиседек предстаёт в этом тексте как один из Элохимов (множественное имя Бога, включающее в гностицизме мужское и женское начала), работающий с энергиями душ. Можно предположить, что Мельхиседек как преобразователь материи заложил основы алхимии, то есть преобразования низшего в высшее. «Запечатывая» душу, он принимает знаменитое «золото алхимиков» - золотое качество, выработанное душой в круге воплощений. Отработанную энергию Первосвященник очищает при помощи высочайших вибраций и чистую духовную материю поставляет Архонтам Судьбы, из которой последние и создают души.

Известный эзотерик Мэнли П.Холл называет «Мельхизедеков» божественными или жреческими правителями наций на земле ещё до инаугурации системы временных правителей. Такой вывод он делает на основании фразы апостола Павла о том, что Иисус - священник по чину Мельхиседека. «Слово "по чину" подразумевает, что должны быть равные по знатности Ему или даже выше», - пишет Холл. Он делает предположение, что Иисус был одним из таких «философски избранных» или же пытался восстановить систему их правления. Далее Холл возвращает нас во времена ессеев, которые, по его мнению, были хранителями мистического христианства, а также людьми, которые посвятили Иисуса в это знание и дали ему образование. «Если это так, - пишет Холл, - то Иисус, без сомнений, был посвящён в том же самом храме Мельхиседека, где за шесть веков до этого был посвящён Пифагор».

В «Панарионе» жившего, в IV-V веках богослова Епифания Кипрского, где он описывает иудейскую гностическую секту мельхиседекиан, сообщается, что они рассматривали Мельхиседека в качестве Святого Духа, Сына Божьего, «превосходящего Христа». «Превосходство» же его, по словам Марка Пустынника, состояло в следующем: Мельхиседек не имел ни отца, ни матери, тогда как Иисус был рождён только без отца (Марк Пустынник «Против мельхиседекиан»). Представители этой секты полагали Мельхиседека «Первосвященником Небесного Храма» и «Посредником» между Богом и людьми: благодаря этому посредничеству и возможно обрести прощение Бога. С этой целью мельхиседениане совершали ему жертвоприношения.

Имя Мельхиседека или образ, подобный ему, известны и в других религиях мира. Согласно исламской легенде, именно он перевёз тело Адама (после его воссоединения со своей женой и после смерти) для погребения в Иерусалим. И случилось это после потопа.

В Тибетской книге о Великом Освобождении упоминается основатель эзотерического учения в тибетском буддизме Падмасамбхава. По мнению знаменитого буддолога Эванса- Вентца, Падмасамбхаву можно сравнить с Мельхиседоком: оба принадлежали к линии Великих Учителей и стали основателями тайных духовных братств, причём орден Мельхиседека возник не позднее VI в. до н. э., а Падмасамбхавы - в середине VIII в. н. э. Ничего не известно о рождении этих героев, и, по легенде, они не вкусили смерти.

Толтеки - один из центральноамериканских народов, чьё эзотерическое учение в XX веке стало предметом многочисленных публикаций и истолкований, верят, что за сценой мира пребывает некий Безмолвный Наблюдатель, которого они называют Дух Атля. По мнению толтеков, Атль не является какой-либо мистической личностью, он - вполне реальное существо, однако, это не Бог христиан, не Христос, не Будда, не Кришна и не Мухаммед. Толтеки не пытаются постичь его подлинную сущность, но уверены, что он размеренно и последовательно пересекает широкие пространства времени. Они говорят, что в христианской Библии ему соответствует Мельхиседек. Именно Атля-Мельхиседека толтеки именовали и Владыкой Мира, и самим Бытием, в котором мы живём, движемся и существуем.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующее заключение. Мельхиседек - это величайшая личность, созданная до начала времён с определённой миссией: быть священником Бога Всевышнего, учить народ заповедям Его и готовить приход Мессии. В нём воплотился импульс Христа как духа любви, действующий в определённую эпоху, однако, в отличие от Иисуса, миссия его тайная - он не должен показываться людям, пребывая как бы за сценой мира. Он же - царь и священник Салима, прославленный Богом за праведность и помещённый на небеса. Отныне «вознесённый владыка» совершает в Небесном Иерусалиме ту же миссию, что и Иисус Христос на земном плане: он принимает негативные энергии человечества, пропускает их через себя и преображает в очищенные потоки света.

И разве не об этом повествует теософское учение? В «Тайной Доктрине» Мельхиседеку отводится роль Божественного Наставника, одного из Дхиан-Коганов, Змиев Мудрости или Питри. Е.П.Блаватская пишет: «Эти существа сначала появляются как Боги и Создатели, затем они вливаются в нарождающегося человека, чтобы появиться, наконец, как Божественные Цари и Правители». Мельхиседек - одно из собирательных имён, могущественная сущность, которая жертвует собой, воплощаясь на Земле, дабы учить народ истине и справедливости. Его имя напрямую связано с Пятой Расой, которая была направлена к восстановлению Религиозных Мистерий. Явившись перед Авраамом с жертвенными дарами, он преподал древнюю истину о жертвенной любви к Богу и положил начало литургии хлебом и вином.

Не «мир сей», но покой

Обращение к кумранским рукописям недавно позволило В.Жданову из Санкт-Петербурга подтвердить высказывавшееся ранее предположение, что Послание к Евреям, где возникает неожиданно загадочный и глубокий образ Мельхиседека, было обращено к последователям секты мельхиседекиан. Этот удивительный образ, как выясняется, соединяет традиции древнееврейского мистицизма, раннего христианства, гностицизма и даже, возможно, древнеегипетской магии: в гностицизме Мельхиседек носит двойное имя - Зорокофора Мельхиседек, и первую часть этого имени связывают с египетской культурой.

В комплексе понятий и символов, связанных с образом Мельхиседека, есть такие, которые на первый взгляд кажутся достаточно простыми; обнаруживается при обращении к ним в первоисточнике их исключительная значимость. Таков, например, образ «царя мира». Е.Григорьева в своей статье приводит его богословское истолкование как «свидетеля всемирности Божиих замыслов». Однако древнегреческий оригинал Послания к Евреям вносит в этот образ существенные коррективы: там «царь мира» звучит как βασιλεύζ είρήνηζ . То есть «мир» здесь - вовсе не κόσμοζ («мироздание, материальная вселенная»), а είρηνη - «спокойствие, покой»! Значит, Мельхиседек - не «мировой правитель», как можно было подумать, судя по синодальному русскому переводу, а «владыка покоя» (в латинской Библии - rex pacis).

Что это добавляет к нашему знанию о Мельхиседеке? Мир как «космос» в христианстве и в авраамическом богословии в целом нередко имеет негативный оттенок: это «мир сей», «мир дольний». Мир как «покой» - нечто совершенно иное и во многом противоположное; кстати, в том же самом месте Послания к Евреям Мельхиседек назван ещё и «царём Салима», и получается, что это практически синоним «царя мира», но в семитическом языковом варианте, чтобы понять это, не нужно быть лингвистом, достаточно вспомнить смысл ближневосточного приветствия «Шолом!» или «Салям (алейкум)!».

Что же касается образа Мельхиседека как «царя мира», то нельзя не отметить его принадлежность к кругу символики, именуемой «полярной». Ведь «покой» в любой развитой космологической системе свойствен Оси Мира, пребывающей в покое среди круговращений мира дольнего и связующей Полюс Неба с Полюсом Земли. И тогда Мельхиседек подобен суфийскому праведнику, именуемому словом «кутб» - «полюс», высочайшая вершина в иерархии святых.

Е.С.Лазарев

Примечание

Е.П.Блаватская в «Антропогенезисе» (Тайная Доктрина) приводит сообщение Санхуниафона о том, что Мельхиседек (отец Садика) был владыкой эклиптики или равновесия, или линии уравновешивания , и потому он был «справедливым». «Древние утверждали о существовании семи планет или великих богов, исшедших из восьми, a Pater Sadie, Справедливый или Праведный, был Владыкою восьмого, нашей Mater Terra (лат . - Мать Земля). Он же утверждает, что Кабиры — Сыны Сидика или Зедека (Мельхи-Зедека)— были семью Великими Богами, водителями людей, планетами, их именами называли храмы и их жрецов».

В «Антропогенезисе» Е.П.Блаватская пишет, что все великие Реформаторы были непосредственной эманацией Логоса, то есть воплощением естества одного из «Семи» «Божественного Духа», который семеричен, и что все они появлялись в прошлых циклах. Доктрина утверждает, что каждая Вселенная имеет своего Логоса (Речь, Слово), отображающего Божественный Разум. Согласно «Тайной Доктрине», Мельхиседек - «одна из Семи Сил Логоса, индивидуализированная в виде Бога или Ангела (Вестника). Затем, смешиваясь с Материей, они вновь появляются как Великие Мудрецы и наставники, которые поучали Пятую Расу после того, как они наставили две предыдущие Расы, и были Правителями во время Божественных Династий, и, наконец, пожертвовали собою, чтобы вновь рождаться среди различных обстоятельств на Благо Человечества в определённые критические периоды».

Е.П.Блаватская отождествляет Мельхиседека с Ноем. Она пишет, что характеристика Ноя как справедливого человека соотносит его с Мельхиседеком и делает последнего его предполагаемым двойником, «царём Салима и священнослужителем высочайшего Бога, по его собственному чину».

Список литературы

Амусин И.Д. Рукописи Мёртвого моря. М., АН СССР, 1961.

Апокрифические Евангелия (Личная библиотека Борхеса). СПб., Амфора, 2000.

Апокрифы первых христиан. М., Мысль, 1989.

Библиотека литературы Древней Руси. Т. 3. СПб., Наука, 1993

Грейвс Р., Патай Р . Иудейские мифы: Книга бытия. М., Б.С.Е.-Пресс, 2002.

Книга Мормона: Новые свидетельства об Иисусе Христе. Изд. Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Солт-Лейк-Сити, Юта, США, 1988.

Мэнли П. Холл . Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новос-ибирск, Наука, 1997.

Псевдо-Дионисий Ареопагит . О небесной Иерархии. М., РМ, 1994.

Священное Писание в свете духовной науки (новые переводы с духовно-научными комментариями). М., Философско-антропософское издательство, 2000.

Словарь библейского богословия. Брюссель, 1974.

Словарь книжников и книжности. Вып. 1. 1987.

Тантлевский И.Р . История и идеология Кумранской общины. Спб., 1994.

Тексты Кумрана. Вып. 1. Пер. с древнееврейского и арамейского, введение и комментарий Амусина И.Д. М„ Наука, 1971.

Теун Марез . Учение толтеков. Книга 1. Возвращение воинов. Киев, София, 1997.

Трофимова М.К. Из коптских гностических текстов («Пистис София», фрагменты) // Сб. «Знаки Балкан». Ч. 2. М„ 1994.

Трубецкой С.Н . Начатки гностицизма. Гностики. М., 1996.

Филон Библский . Финикийская мифология.

, священник Всевышнего в Шалеме (Иерусалиме) во время патриарха Авраама .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В Ветхом Завете Мелхиседек упоминается в Быт. , Пс. .

    О личности Мелхиседека

    Образ Мелхиседека так таинственен, как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что на этот счёт существует множество разнообразных мнений, часть из которых необоснована.

    По позднейшему еврейскому преданию, это был Сим , который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом . По другому преданию, он принадлежит к семейству Хама и Иафета .

    Упоминания в литературе

    В символическом романе Пауло Коэльо «Алхимик » Мелхиседек встречается на пути главного героя пастуха Сантьяго и помогает ему советом, взяв за это десятую часть его стада. Царь Салима представляется бессмертным наставником сомневающихся, который рассказывает притчи.

    В Книге Урантии утверждается, что под именем Макивенты Мелхиседека, Царя Салима, жило некоторое время среди людей воплощённое сверхъестественное существо - Сын Божий категории Мелхиседек. В Книге Урантии «мелхиседеки» - чрезвычайные Сыны, представители одноименной категории, которые служат в качестве учителей и советников. В соответствии с Книгой Урантии, один из таких Сынов, библейский Мелхиседек, посетил Землю с целью подготовки мирового распространения монотеизма . Делая акцент на доктрине единого Бога, Макивента Мелхиседек апеллировал к человеческой потребности в поклонении, а также готовил путь для последующего появления Иисуса Христа как Сына того же Бога и учил этому людей. Именно поэтому многочисленные последующие учители считали, что Иисус является священником, или священнослужителем, «навек подобным Мелхиседеку».

    В книге «Сто лет одиночества » колумбийского писателя Габриэля Гарсия Маркеса присутствует персонаж по имени Мельхиседек (вернее Мелк`иадес - Melquiades). Это предводитель цыганского табора, время от времени появляющегося в городе Макондо. Сам Мельхиседек, вернее, его образ, выведенный Маркесом, в общем и целом соответствует как библейскому первоисточнику, так и апокрифическим гностическим текстам. Он обладал уникальными познаниями в области древних наук и культов, прожил несколько сот лет и обладал магическими способностями и практически нечеловеческой мудростью. В то же время, Маркес так до конца и не раскрыл тайну его происхождения, что, несомненно, также непосредственно перекликается с библейскими текстами.

    В романе американского писателя Эдварда Уитмора «Синайский гобелен» (первого романа тетралогии «Иерусалимский квартет») образ одного из центральных персонажей - Хадж Гаруна - мистическим образом переплетается с личностью легендарного царя Салима - Мелхиседека. Хадж Гарун - трехтысячелетний хранитель Священного Города, его память хранит и сирийское иго, и вавилонский гнет, и ассирийское вторжение; он принимал участие и в битве против крестоносцев, помнил владычество византийцев и царствование мамелюков. Целые эпохи сменяли друг друга на его глазах. В конце концов он с улыбкой признается своему другу: «Я и он (Мелхиседек) - одно и то же». Сюжетная линия в итоге не приводит ни к какому конкретному завершению, оставляя читателя домыслить все самому.

    Упоминается у Батюшкова в его последнем стихотворении «Ты знаешь что изрек»