Психологические изменения пожилых людей связанные с цнс. Болезни пожилых людей: причины, признаки и профилактика


За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания, а так же непосредственно происходят некие изменения и в физиологическом плане. Что касается зрелого возраста, то здесь основные изменения происходят в мозговой коре и эти изменения оказывают влияние на память.

Каждый вид памяти (сенсорная, кратковременная и долговременная) с функциональной точки зрения обеспечивается мозговыми процессами разной сложности и механизмами, связанными с деятельностью различных систем мозга, которые в свою очередь связаны как структурно, так и функционально. Память выступает то как динамическая функция, развивающаяся во времени, то как сложно организованная материальная структура, локализованная в пространстве мозга. Характеристика функциональных систем (“функциональных органов”, по А.А. Ухтомскому), складывающихся из различных мозговых образований в процессе фиксации энграммы, реализации функции памяти, и составляет структурно-функциональную основу памяти и обучения.

Выявление топографии систем, реализующих энграмму, связано с большими трудностями из-за динамизма и широкой распределенности. Формирование энграммы есть сложная динамическая структура, в которой участвует обширный круг мозговых образований, но каждое из них играет особую роль в реализации тех или иных видов нервной деятельности, осуществляя свой временной и функциональный вклад. Предполагается, что в процессе обучения в корково-подкорковых структурах формируется модель пространственного распределения совозбужденных структур и при включении пускового стимула (условного, обстановочного, мотивационного, словесного и др.) воспроизводится энграмма совозбужденных пунктов, определяющая конечный специфический результат условнорефлекторной деятельности.

В основе объединения различных мозговых образований в определенные функциональные системы памяти могут лежать разные исходные принципы. Одним из наиболее глобальных принципов является выделение структур, которые входят в собственно систему памяти, т.е. участвующих в хранении запомненной информации, и систему структур, образующих регуляторную (модулирующую) систему памяти. В реализации этого подхода значительные трудности составляет выявление макроструктур, в которых может быть локализована целостная энграмма, а не ее отдельные компоненты. На это в 1950 г. указывал К.С. Лешли в своей известной работе “ В поисках энграммы”. Проблема локализации энграммы остается одной из сложнейших и, по существу, далекой от решения. К регуляторным механизмам памяти относят те структуры, вмешательства в деятельность которых приводят к изменению функции памяти. Система регуляции памяти включает два уровня: неспецифический (“общемозговой”) и модально- специфический (“региональный”). К модально-специфическому уровню модуляции памяти относят различные отделы новой коры, за исключением лобной коры. К неспецифическому уровню регуляции процессов памяти относят ретикулярную формацию (мезэнцефалическую), гипоталамус, ассоциативный таламус, гиппокамп и лобную кору. Тесная функциональная связь звеньев неспецифической и специфической систем модуляции памяти, по существу, включает их сепаратное функционирование. Это означает, что любая форма модуляции памяти включает неспецифические и специфические компоненты в их динамическом взаимодействии.

Фиксация информации событий внешнего мира в их пространственной и временной взаимосвязи требует известного времени, т.е. представляет собой многоэтапный процесс. Первый этап формирования энграммы связан с возникновением сенсорных следов, составляющих содержание сенсорной памяти. Они возникают за счет деятельности сенсорных систем, анализаторов, оптимальный уровень функционирования которых обеспечивается активирующими системами мозга. Одновременно с приходом сенсорной информации в корковые зоны наступает второй этап, определяющий кратковременную память. На данном этапе осуществляется процесс сортировки сенсорных сигналов, выделения из них новой для организма информации. Это происходит через включение механизма ориентировочного рефлекса, который в основном обеспечивает взаимодействие модально-специфических (анализаторных) систем с гиппокампальной формацией с ее большим и малым лимбическими кругами. По концепции О.С. Виноградовой, гиппокампальная система выполняет роль специального предварительного устройства, не допускающего жесткой фиксации всех случайных следов и способствующего наилучшей организации классификационной системы хранения следов в долговременной памяти. В долговременной памяти (третий этап) в основном фиксируются события, значимые для организма. Отбор значимых событий среди новых, выделенных гиппокампальной системой, осуществляет система подкрепления, которая представлена сложным эмоционально-мотивационным аппаратом. Долговременная память формируется при непременном участии систем подкрепления, т.е. она имеет условнорефлекторную природу. Долговременная память активно вовлекается в деятельностный процесс в период выделения гиппокампальной системой новых сигналов, сфокусированных в текущем “поле сознания”, и оценивает значимость этих сигналов в отношении их способности к удовлетворению потребностей организма. значимое в положительном или отрицательном отношении фиксируется в долговременной памяти. На этом последнем этапе следовые процессы переходят в устойчивую структуру. В этом звене фиксации энграммы молекулярные процессы на клеточном и субклеточном уровне играют ключевую роль. Значимость при формировании памяти имеет ключевую роль.

В отношении мозгового аппарата памяти сложилось представление, что, подобно другим высшим функциям, память организована по полисистемному принципу. Н.П. Бехтерева, обобщая многочисленные данные по электростимуляции мозга человека, приходит к принципиальному заключению, что, “хотя существуют зоны мозга, имеющие тесную связь с процессами памяти, данные записи физиологических показателей мозга и его электрической стимуляции свидетельствуют об организации по распределенному принципу... Создается впечатление не просто о системном характере организации памяти, а о множестве систем, обеспечивающих различные виды и различные фазы для каждой памяти, имеющие общие для всех и различные для каждой из них звенья”. Основанием для отнесения той или иной структуры к системе памяти считают степень влияния этой структуры на закрепление результатов обучения в одном и том же опыте при ее выключении. Фактически, значимость, управляя вниманием, т.е. открывая те или иные зоны мозга, и обеспечивает в них актуальность закрепления следов.

Как показало большинство исследований, повреждение или удаление участков конвекситальной мозговой коры приводит к развитию избирательных, модально-специфических дефектов памяти, касающихся только тех видов стимулов, которые воспринимаются, перерабатываются и, возможно, сохраняются в корковом поле анализатора. При локальных поражениях ассоциативных корковых зон наблюдаются частичные двигательные, зрительные, слуховые и другие амнезии, в основе которых лежит распад ранее упроченных условнорефлекторных связей, т.е. нарушается долговременная память. Установлено, что при поражении коры особенно затруднено запоминание и хранение более сложного и менее эмоционально значимого материала. Предполагается, что височная ассоциативная кора, нейронам которой свойственны гностические характеристики (унитарное восприятие), может принимать участие в формировании и, возможно, хранении образной памяти. Феномены непроизвольного воспоминания пациентами далеких событий были продемонстрированы в работах У. Пенфилда, проводившихся электростимулицией височной доли при нейрохирургическом лечении. Отмечается, что яркие воспоминания возникают при элекгрораздражении эпилептического мозга, в котором снижены пороги возбудимости и потому облегчена активация следов памяти.

Взгляд на мозговую кору как основной субстрат долговременной памяти большинством исследователей считается достаточно обоснованным. В то же время дефекты памяти, возникающие при поражениях корковых участков, могут объясняться не только разрушением хранящихся в них следов, но и затруднением воспроизведения. В значительной степени это замечание касается височной коры и лобных долей мозга. Так, при “лобном синдроме” наблюдается затруднение активной организации действий, инертность стереотипов, легкая отвлекаемость. Все это приводит к невозможности избирательного воспроизведения следов текущего события и прошлого опыта. По-видимому, это связано с тем, что в лобную и фронтальную кору поступает мотивационное возбуждение из лимбической системы. Фронтальная кора производит селекцию высокозначимых сигналов, отсеивая второстепенные для данного момента стимулы. После удаления фронтальных отделов неокортекса значение сигналов (часто и редко подкрепляемых) уравновешивается, все сигналы становятся одинаково эффективными. Лобные отделы коры имеют разную функциональную причастность. Дорсальные области (связаны анатомически с гиппокампом) обнаруживают преимущественную причастность к “информационным” системам мозговых образований, а вентральные отделы (связанные с миндалиной) в большей степени причастны, к “мотивационной” системе. Лобная кора может влиять на гиппокамп, участвующий в селекции стимулов в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности.

В обеспечении памяти и в генезе ее нарушений значительная роль отводится гиппокампу. Существует две гипотезы. Согласно одной из них гиппокамп оказывает косвенное влияние на механизмы обучения путем регуляции бодрствования, направленного внимания, эмоционально-мотивационного возбуждения. По второй гипотезе, получившей в последние годы широкое признание, гиппокамп непосредственно связан с механизмами кодирования и классификации материала, его временной организации, т.е. регулирующая функция гиппокампа способствует усилению и удлинению этом процесса и, вероятно, предохраняет следы памяти от интерферирующих воздействий, в результате создаются оптимальные условия консолидации этих следов в долговременную память.

Гиппокампальная формация имеет особое значение на ранних стадиях обучения, условнорефлекторной деятельности. При выработке пищевых условных рефлексов на звук коротколатентные ответы нейронов были зарегистрированы в гиппокампе, а длиннолатентные ответы - в височной коре. Именно в гиппокампе и перегородке найдены нейроны, активность которых изменялась только при предъявлении спаренных стимулов. Гиппокамп выступает первым пунктом конвергенции условных и безусловных стимулов. Будучи структурой, где мотивационное возбуждение заднего и переднелатерального гипоталамуса сопоставляется с информацией, поступающей из внешней среды (через перегородку), равно как и со следами ранее накопленного опыта (из коры), гиппокамп, по-видимому, осуществляет двойную функцию. Прежде всего он играет роль селективного входного фильтра, канализирующего насущные стимулы, подлежащие регистрации в долговременной памяти, и угашающего реакции на посторонние раздражители в данный момент. В то же время гиппокамп участвует в извлечении следов из памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Следы могут извлекаться из памяти независимо от внешних стимулов, а также могут обеспечивать ожидание этих стимулов по механизму тонических обратных связей. Иначе говоря, гиппокамп может участвовать не только в фиксации, но и в воспроизведении усвоенной информации путем сохранения адресов, хранящихся в памяти следов. Но поскольку при поражении гиппокампа аппарат воспроизведения страдает не полностью, то предполагается, что дефект воспроизведения при амнезии может быть обусловлен расстройством эмоционально- мотивационных процессов, а также нарушением отбора и организации материала.

Высказывается предположение, что способность к обучению связана с уровнем функциональной активности гиппокампа, которая в свою очередь наследственно детерминируется. Развитие гиппокампа в эволюции, завершение его созревания в онтогенезе совпадет с критическим периодом - переходом к самостоятельному установлению контактов со средой, к активному ориентировочно - исследовательскому поведению. У незрелорождающихся нейрогенез гиппокампа завершается именно в это время. Исследования клеточной и синаптической активности показали, что пирамидные поля СА1 и СА2 гиппокампа помимо обычных для них свойств проявляют уникальную способность к генерации длительных, исчисляемых часами и неделями, потенциаций синаптической передачи. Длительно действующую посттетаническую потенциацию (ПТП) рассматривают как основу формирования памятного следа. Длительная потенциация возникает в шипиковых синапсах пирамидных клеток гиппокампа после повторяющихся пресинаптических стимуляций. Она аналогична условному рефлексу: повторяющаяся в течение 12 дней стимуляция приводит к сохранению потенциации в течение 37 дней; большее число стимуляций, выступающих в качестве подкрепления, обеспечивает сохранение потенциации в течение многих недель; обширные зоны коры отвечают за возникновение потенциации в гиппокампе генерацией собственной длительно действующей потенциации.

Исследования особенностей топографического распределения гигантских синапсов мшистых волокон (или аксонов гранулярных клеток зубчатой фасции), так называемых “синаптических окончаний с памятью” на пирамидных нейронах гиппокампа, проведены на различных генетических линиях мышей и крыс. Установлены линейные (генотипические) различия по числу и локализации гигантских синапсов на дендритах пирамидных нейронов гиппокампа. Анатомические различия находятся в определенной связи со скоростью образования условного рефлекса. У животных, селектированных по высокой скорости образования условных рефлексов (реакции избегания), терминали мшистых волокон наиболее многочисленны на апикальных дендритах пирамидных клеток, а у животных с низким уровнем реакции избегания - на базальных дендритах. Общая площадь, занятая волокнами, оказалась равной. У крыс с высоким уровнем активного избегания оказалась большая ширина двигательной коры, большие размеры зубчатой фасции и мозолистого тела. Допускается, что распределение мшистых волокон является неизбежным конечным этапом усиления пути: кора больших полушарий - энторинальная кора - зубчатая фасция - поле СА3 гиппокампа. Предполагается, что увеличенные размеры пирамидных нейронов гиппокампа служат показателем его функциональной активности (большая поверхность нейрона способна принять больше афферентных импульсов, приходящих на тело клетки как извне, так и от интернейронов). Можно отметить, что животные с разным генотипом различаются по нейроанатомическим признакам, способности к обучению, а также по порогу возбудимости. Как уже отмечалось, увеличение и усложнение дендритного дерева нейрона в филогенезе необходимы не только для приема большого числа приходящих импульсов, но и для их предварительной обработки. Известно, что дендриты и синаптические связи пирамидных нейронов новой коры и гиппокампа формируются в процессе онтогенетического развития мозга. Причем у молодых особей концы дендритов, в частности апикальных, какое-то время остаются свободными для образования новых синаптических контактов. Участки дендрита, расположенные ближе к телу нейрона, связаны с более прочными и простыми натуральными рефлексами, а концы служат для образования новых избирательных связей, ассоциаций. В зрелом возрасте на дендритах уже нет свободных от нейрональных контактов участков, зато при старении прежде всего страдают именно концы дендритов с более поздними синапсами. Возможно, именно это является морфологической основой для такого широко известного в неврологии и в обыденной жизни факта, когда в старости трудно усваивается новый материал, забываются текущие события, но легко воспроизводятся прошлые события. Помимо этого, есть все основания предположить, что онтогенетическое гетерохронное созревание специфических синапсов является необходимым приспособлением для пространственно-временного распределения нервных импульсов на нейроне, что обеспечивает вовлечение его в определенную энграмму.

Результаты морфологических и физиологических исследований привели к представлению о существовании кольцевой системы: гиппокамп - гипоталамус - ретикулярная формация. Эта филогенетически древняя система объединена прямыми и обратными связями, через которые новая кора осуществляет саморегуляцию и регуляцию других мозговых систем. При воздействии внешнего стимула в неокортексе формируются или включаются ранее сформированные кортикофугальные избирательно облегчающие или тормозящие эффекты, которые направляются на ретикулярные интернейроны, воспринимающие афферентную импульсацию. Кортикофугальные импульсы, предварительно обработанные по физическим и биологическим параметрам, направляются к ретикулярным нейронам для минимизации и селективности подкорковых влияний на кору.

Активирующая ретикулярная формация оказывает не только общее активирующее влияние на процесс формирования энграммы, но и непосредственно включается в ее структуру. В период действия наркотических и других нейрофармакологических средств, угнетающих функцию ретикулярной формации, нарушается запоминание нового материала любой модальности независимо от ее сложности и эмоциональной значимости. Это объясняется прежде всего подавлением активирующих ретикулокортикальных влияний, и от этом ухудшается консолидация следов. В противоположность этому раздражение ретикулярной формации облегчает обучение, ускоряет закрепление энграммы.

Усиление активности таламокортикальной системы с помощью электрической стимуляции или нейрофармакологических препаратов сопровождается улучшением кратковременной памяти, в частности наиболее примитивной ее формы, так называемой “эхо-памяти”, т.е. возрастает объем непосредственно воспроизводимого материала после его предъявления в быстром темпе. При деструкции (разрушении) некоторых таламических ядер (дорсомедиального и вентролатерального) может отмечаться затруднение усвоения нового материала или удержания ранее заученной информации, выявляются также дефекты памяти на отдаленные события. Однако поскольку эти явления преходящи, предполагается, что подобные нарушения памяти связаны с ослаблением активирующих влияний названных ядер на лобные отделы коры.

Взаимодействие двух потоков импульсов, их обработка и сравнение лежат в основе специфической интегративной функции лобных долей, формирующих общие программы поведения и команды для ближайших подкорковых образований, в частности для неостриатума, где также происходит сравнение двух потоков импульсаций, что является важным для формирования всех видов двигательных реакций. Для образования и реализации условнорефлекторных форм поведения кортикальный уровень обработки сигналов является более важным, чем неостриарный. В этом проявляется определенная иерархия двух систем интеграции.

Таким образом, условный рефлекс (энграмма) представляет собой высокоинтегрированное явление, в котором принимают участие различные корковые и подкорковые образования мозга, вовлекаемые в интегративный процесс с разным функциональным и временным вкладом. Признавая нейрофизиологическую специфичность мозговых образований, обусловленную особенностями переработки афферентного для данных образований потока носителей информации (например, нервных импульсов), можно говорить о широкой мозговой топографии функциональных агрегатов, задействованных в процессе обучения.

Но, что касается зрелого возраста, то для него именно, характерно то, что в этом возрасте, как уже было сказано выше, происходят различного рода изменения, и часто эти изменения приводят к некотором заболеваниям. К таким заболеваниям в первую очередь относятся: вегето-сосудистая дистония, цервикалгия, атеросклероз, рассеянный склероз, болезнь Паркенсона.

Вегето-сосудистая дистония – довольно распространенный диагноз особенно в молодом и зрелом возрасте. Характеризуется вегетативными расстройствами нервной системы: нервозность, раздражительность, головные боли, снижение трудоспособности, что нередко расценивается врачами как неврастения. Особенно характерны приступы головных болей, сопровождающихся тошнотой, рвотой, резкими болями в области сердца, повышением артериального давления, дрожью в теле. Нередко таких больных доставляют в стационар с диагнозом инфаркта миокарда. У больных возникает чувство страха, однако никаких серьезных последствий. Это заболевание не заканчивается и при правильной диагностике и квалифицированном лечении можно добиться полного выздоровления.

Цервикалгия: боли в области шеи. Могут быть доброкачественными (остеохондроз), либо проявлением серьезной патологии (опухоли). Чаще всего врачи и сами больные связывают боли в области шеи с остеохондрозом, однако далеко не всегда боли в шее зависят от остеохондроза. Они могут быть причиной других, более серьезных заболеваний на фоне остеохондроза.

В настоящее время частой патологией является острое нарушение мозгового кровообращения и не только в пожилом, но и в достаточно молодом возрасте (т.н. инсульты). Они могут быть ишемического типа (преходящее нарушение мозгового кровообращения, либо ишемического инфаркта) и геморрагический инсульт с кровоизлиянием в головной мозг. Их профилактика является актуальной проблемой медицины, т.е. избегать факторы риска (гиперхолестеренемия, гипертония, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания). Проявления инсульта: нарушение речи, парезы и параличи, потеря сознания и др. симптомы. Очень важна своевременная и правильная диагностика и, конечно же, применение современных методов лечения и дальнейшая реабилитация под руководством квалифицированных специалистов, чего зачастую не проводится больным после выписки из стационара, что может привести к полному исчезновению всех симптомов заболевания.

Наиболее частой жалобой больных в клинической практике врача с заболеваниями нервной системы являются частые головные боли. Причин множество: могут быть головные боли напряжения, при мигрени, после черепно-мозговой травмы, при сосудистой патологии (атеросклероз, аневризмы сосудов), опухоли мозга. У мужчин чаще в возрасте 30-40 лет встречаются т.н. кластерные боли, которые проявляются приступообразными резчайшими болями, могут периодически повторяться, либо хроническими. Причины: опухоли гипофиза, нарушение гормонального баланса, аневризмы сосудов, этмоидит. Такие боли всегда служат сигналом опасности и требуют тщательного обследования.

Пластичность нервной системы - способность к функциональным мозговым перестройкам в ответ на действие значимых внешних и внутренних факторов. Особенной пластичностью нервные структуры обладают в раннем онтогенезе, за счет чего возможна существенная перестройка их структуры и связей при различных повреждениях. С возрастом пластичность снижается. Для зрелого мозга свойство функциональной пластичности может проявляться и на нейронном, и на системном уровнях.



С возрастом у людей, их мозг и нервная система проходят через естественные изменения. Головной и спинной мозг теряют нервные клетки и вес. Нервные клетки могут начать передавать сообщения медленнее, чем в прошлом. Отходы жизнедеятельности организма могут накапливаться в тканях головного мозга, так как нервные клетки разрушаются, что приводит к ненормальной структуре, называемой бляшками и клубками. Жировой коричневый пигмент (липофусцина) также может накапливаться в нервной ткани. В какой - то степени, это все блокирует нервные импульсы, поступаемые в мозг от других органов и систем органов.

Разбивка нервов может повлиять на чувства. Возможно, некоторые рефлексы уменьшатся или будут утраченные совсем, что приводит к проблемам с движением и безопасностью.

Некоторые незначительные замедления мышления и памяти, кажутся нормальной частью старения. Хотя эти изменения являются естественными, многие люди имеют неправильное представление о типе и степени этих изменений. Распространенный миф, что все пожилые люди становятся рассеянными. Или, многие люди винят старение в увеличивающейся путанице, когда она действительно может быть вызвана болезнью.

Эти изменения не являются одинаковыми для всех. У некоторых людей есть много физических изменений в нервах и тканях головного мозга, у других есть несколько иные изменения. Некоторые люди имеют атрофию и бляшки, некоторые бляшки и клубки, а некоторые другие патологические изменения, например, расстройство мышления, связанное с болезнью Альцгеймера.

Кроме того, эти изменения не всегда четко связаны с воздействие на нашу способность думать. Есть много примеров, когда люди с наиболее тяжелыми симптомами имеют меньше бляшек и клубков, чем людей со слабо или умеренно выраженными симптомами.

Слабоумие и тяжелые потери памяти не являются нормальными процессами старения. Они могут быть вызваны дегенеративными заболеваниями мозга, такими как болезнь Альцгеймера.

Бред может осложнить деменции, но часто из-за болезней, которые не связаны с мозгом, которые могут вызвать изменения в мышлении и поведении. Например, практически любая инфекция может привести пожилого человека к спутанности сознания. Некоторые лекарства могут также привести к этому.

Слабо контролируемый уровень сахара в крови (глюкозы) у людей, страдающих диабетом, является еще одной распространенной причиной временных трудностей с мышления и поведения. Рост и падение уровня сахара в крови может повлиять на способность здраво мыслить.

Обсудите любые существенные изменения в памяти, мышления, или способности выполнять задачи с вашим лечащим врачом, особенно если эти симптомы возникают внезапно или вместе с другими симптомами. Изменение мышления, памяти, или поведения являются важными симптомами, если он отличается от обычной модели вашего поведения или влияют на ваш привычный образ жизни.

Профилактика возрастных изменений мозга

Существует ряд доказательств, что и физические и умственные упражнения помогают поддерживать мыслительные способности. Чтение книг, разгадывание кроссвордов, и участие в стимулирующих беседах - так же как обычные физические упражнения могут помочь сохранить ваш мозг таким острым, как это возможно. Однако такая стратегия не была доказана на 100%, к сожалению.

нейрогериатрические заболевания, как правило, фенотипически полиморфны, часто проявляются асимметричной симптоматикой.

Для объективной оценки изменений неврологического статуса нужно добиться полного понимания больным инструкций, необходимо устранять естественное волнение больного, которое не всегда проявляется привычным для более молодых пациентов образом. Неточное понимание отдельных этапов обследования и эмоциональные реакции изменяют исследуемые характеристики и могут приводить к неверному заключению. Очень важной частью клинического осмотра больных является оценка соматического статуса с учетом возможности сочетания неврологических и соматических заболеваний и их взаимовлияния.

Изменения со стороны черепных нервов редко связаны с нормальным старением, однако у здоровых пожилых людей можно выявить симметричное снижение зрения (последнее, как правило, связано с нарушениями рефракции); часто отмечается сужение зрачков, снижение реакции на аккомодацию и иногда - легкое ограничение взора вверх и конвергенции глазных яблок, ослабление феномена Белла. Изменения полей зрения и глазного дна однозначно носят патологический характер. Серьезные нарушения со стороны зрительного анализатора у пожилых часто связаны с катарактой, глаукомой или макулярной дегенерацией. Снижаются обоняние

и вкус. Нередко определяется ослабление слуха. Недоучет возможного наличия тугоухости может привести к ошибочному предположению о наличии у пациента деменции. Поэтому следует осматривать больных в удобной обстановке, чтобы никакие слуховые и зрительные стимулы не отвлекали их внимание, говорить медленно и громко, при необходимости - повторять фразы. Следует избегать сложной терминологии, технических слов

и жаргона.

Значительные изменения отмечаются в двигательной системе. С увеличением возраста происходит снижение мышечной массы (на 20-30 %), носящее двусторонний характер и ничем не проявляющееся клинически - снижение мышечной силы в руках можно выявить лишь при динамометрии. В ногах снижение силы наблюдается чаще, больше в проксимальных отделах. При оценке мышечной массы, особенно у мужчин старческого возраста, могут возникнуть определенные сложности. При атрофических изменениях кожи и уменьшении подкожно-жирового слоя может сложиться неверное впечатление о наличие легкой атрофии мышц. Показательным для истинной атрофии в таких случаях является обнаружение фасцикуляций в покое, асимметрии по сравнению с другой конечностью, локальной атрофии (например, мышц тенара) и даже легкой мышечной слабости. При выполнении координаторных проб, оценке мышечной силы в конечностях могут возникнуть сложности, обусловленные патологией костей и суставов. Исследуя мышечный тонус, часто бывает трудно добиться того, чтобы пациент расслабился, и это необходимо учитывать. У пожилых лиц увеличивается время двигательных реакций, особенно замедляется скорость выполнения тонких быстрых движений, усиливается физиологический тремор.

Неврологический осмотр обязательно включает оценку ходьбы. У пожилых пациентов походка становится замедленной, отмечается тенденция к обшей флексии, дорсальный кифоз, легкая флексия бедер и коленей. Нет плавности движений, отмечается легкая брадикинезия. Существует несколько возможных причин сенильной походки: патология базальных ганглиев, мозжечка, уменьшение количества нервных волокон в задних столбах спинного мозга, гидроцефалия. "Осторожная" походка характери-

Физиологическое старение сопровождается прогрессирующей атрофией коры головного мозга, в результате которой объем коркового вещества уменьшается - на 15-20% в период между пятым и десятым десятилетием.
Этот процесс затрагивает все области : лобную, височно-теменные и затылочно-височные доли. Одновременно увеличивается объем цереброспинальной жидкости в боковых и третьем желудочке мозга. В старости мозг человека занимает 82% интракраниального объема, что на 10% меньше, чем в молодом возрасте.

Несмотря на это, потеря нейрональных элементов при отсутствии нейро-дегенеративных процессов бывает незначительной. В норме у лиц старше 80 лет вес мозга уменьшается на 6-11%. Снижается мозговой кровоток, при этом автономная регуляция не изменяется. Потребление кислорода мозгом с возрастом падает, преимущественно в областях с меньшим содержанием серого и белого вещества.

У пожилых людей твердая мозговая оболочка остается плотно прикрепленной к костям черепа, но смещение мозга из-за его атрофии приводит к увеличению субдурального пространства и натяжению расположенных здесь эмиссарных вен, вследствие которого они становятся более подвержены разрывам.

По сравнению с молодым населением частота субдуральных гематом увеличивается в три раза. С другой стороны, теоретическая элиминация эпидурального пространства проявляется снижением риска эпидуральных гематом.

Хронические заболевания центральной нервной системы или системные болезни могут снижать достоверность первичной оценки пожилого больного по шкале комы Глазго (ШКГ). Сделать вывод о нормальном ментальном статусе у людей пожилого и старческого возраста часто мешают деменция или выраженное ухудшение слуха. Осложняет проблему и тот факт, что у многих пожилых индивидуумов исходный неврологический статус может со временем меняться.

К тому же, многие из пожилых больных , даже при отсутствии у них патологического процесса, могут периодически испытывать после госпитализации чувство растерянности, тревоги, возбуждения или депрессии.

В пожилом возрасте незначительное по силе механическое воздействие часто приводит к тяжелому травматическому повреждению мозга (ТПМ). По этой причине любое изменение ментального статуса у пожилого больного должно побуждать врача к проведению тщательного обследования с целью выявления ТПМ.

Расширенное субдуральное пространство может вместить объем крови больший, чем тот, с которого начинает увеличиваться угол наклона кривой объем-давление. Следовательно, такие пациенты в ходе первичного обследования могут быть асимптомными. Поэтому необходимо серьезно относиться к анамнезу, содержащему сведения о любых, даже самых банальных (например, падение с высоты собственного роста) причинах травмы, помня о возможности тяжелого повреждения мозга при внешне мало выраженных травматических проявлениях.
Через год исходы у пожилых больных с изолированной травмой головного мозга хуже, чем у лиц моложе по возрасту, несмотря на то, что при поступлении ТПМ представлялось менее тяжелым.

Список неврологических заболеваний довольно широк и не зависит от возраста и пола, эти болезни признаны самыми распространенными. Функциональные нарушения при таком типе патологии могут образовываться в любом месте организма.

Причины, провоцирующие нарушения нервной системы

Болезни неврологического характера бывают приобретенными и врожденными. Провокационными факторами, приводящими к нарушениям являются:

  • Травмы . Черепно-мозговое повреждение влечет развитие всевозможных неврологических расстройств.
  • Болезни внутренних органов в хронической стадии.
  • Наследственная предрасположенность. В этом случае проявление нарушений начинается с раннего возраста: это тики, эпилептические приступы, нарушения двигательной функции, полная или частичная потеря чувствительности.
  • Нарушения кровообращения сосудов головного мозга. Расстройства проявляются головокружением, дезориентацией, мигренью, а также
  • Истощение организма на нервной почве. Болезни, которые обусловлены этой причиной, отличаются психосоматическими признаками.

Энцефалиты, менингиты

Их диагностируют при поражении мозга, и они входят в список неврологических заболеваний для установления инвалидности. Мягкие оболочки мозга подвергаются воздействию вредных агентов, бактериальной или вирусной природы.

К сожалению, от этих болезней не может быть никто застрахован. Такие диагнозы ставят и новорожденным, а причиной в данном случае является перенесенная во время беременности инфекция. Опасность поражения мозга заключается в осложнениях: это прогрессирующее слабоумие и состояния, приводящие к инвалидизации человека. Несвоевременно начатое лечение приводит к отеку мозга и летальному исходу.

Вегетососудистая дистония

Эта патология признана одним из самых распространенных неврологических нарушений. Состояние характеризуется хроническим течением. Симптомы: скачки артериального давления, частые головокружения, боли в сердце. Правильно подобранная терапия приводит к полному излечению.

Мигрень

Это заболевание признано лидером среди неврологических нарушений. Признаки болезни проявляются приступами сильнейшей мучительной головной боли. Терапия подбирается индивидуально в течение длительного периода. Избавиться от болевого синдрома сложно.

Возрастные неврологические патологии

Список неврологических заболеваний у людей старше 60 лет, которые неизлечимы: старческое слабоумие, рассеянный склероз (в настоящее время встречается и у более молодого поколения граждан), паркинсонизм, болезнь Альцгеймера, нарушение когнитивных функций. Причиной их развития считаются длительная артериальная гипертензия, не компенсированная лекарственной терапией, сбой метаболических процессов и недостаточное кровоснабжение головного мозга. Ниже представлен неполный список неврологических заболеваний (в таблице), связанных с нарушением памяти у людей пожилого возраста.

Своевременное обращение за медицинской помощью улучшит качество жизни больного, позволит на какое-то время отодвинуть прогрессирование болезни.

Состояния, при которых следует обратиться к врачу

Синдромы и симптомы при неврологических заболеваниях, указывающие на проблемы в функционировании следующие:

  • постоянная усталость;
  • дезориентация;
  • проблемы со сном;
  • ухудшение памяти;
  • ослабление внимания;
  • сбой в активности мышц;
  • образование пятен в области зрения;
  • галлюцинации;
  • головокружения;
  • спутанность сознания;
  • тремор;
  • боли, возникающие внезапно и затрагивающие разные части тела;
  • панические приступы;
  • чувство онемения в нижних и верхних конечностях;
  • парезы или параличи.

Обнаружение вышеперечисленных признаков требует врачебной помощи, так как они могут являться предвестниками серьезных неврологических заболеваний, список которых подразделяется на нарушения в работе как центральной, так и периферической нервной системы.

Виды исследований

Доктор-невролог при необходимости направит пациента для прохождения дополнительных обследований:

  • магнитно-резонансная томография назначается при нарушениях сознания, галлюцинациях, болевом синдроме;
  • допплерография показана при мигрени, головокружении;
  • электронейромиография - при параличах или парезах, а также внезапно возникшей боли.
  • компьютерная томография помогает определить местонахождение и характер патологии;
  • ультразвуковое исследование различных органов в зависимости от предъявляемых пациентом жалоб;
  • позитронно-эмиссионная томография, с ее помощью диагностируют травмы и последствия болезней;
  • эхоэнцефалография применяется для выявления патологий мозга;
  • нейросонография используется для исследования головного мозга новорожденных;
  • краниография выявляет переломы костей в черепе и врожденные дефекты.

Какой конкретно вид обследования назначить, определяет лечащий доктор в зависимости от наличия симптомов. Лечение неврологических заболеваний и их профилактика - это его прерогатива. Самостоятельное принятие решения о лечении или прохождении исследования не рекомендуется.

Методы лечения

Существует четыре способа терапии, которые успешно применяют для лечения неврологических заболеваний (список их приведен выше):

    Медикаментозный или лекарственный. Включает в себя широкий ассортимент препаратов, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используют для лечения этих состояний.

    Физиотерапевтический . Включает различные занятия лечебной физкультурой, направленные на разные органы и мышцы, а также магнитную и лазеротерапию, электрофорез и другие виды физиотерапевтического воздействия.

    Хирургический . Используется этот метод при прогрессировании заболевания и полного отсутствия эффекта от других способов терапии. Оперативные вмешательства осуществляются на нервных волокнах, спинном и головном мозге.

    Немедикаментозный . К нему можно отнести диетотерапию, лечение лекарственными травами, иглоукалывание, массаж, мануальную и рефлексотерапию, остеопатию.

Детские неврологические заболевания: список и описание

Основными причинами, провоцирующими неврологический стресс или срыв, признаны:

  • психологические травмы;
  • некомфортная и агрессивная среда, в которой находится ребенок;
  • неконтролируемые физические и умственные нагрузки;
  • невозможность справится с сильными эмоциями (страх, обида).

Неразвитая нервная система ребенка не успевает своевременно отреагировать на различные стрессовые ситуации, поэтому дети не могут быстро адаптироваться к сложным жизненным условиям. Согласно данным медицинской статистики, список детских неврологических заболеваний неуклонно растет. Самых беззащитных жителей земного шара поражают такие болезни, как:

  • Энурез или недержание урины. Очень часто встречается у маленьких мальчиков и проявляется в ослаблении контроля в ночное время. Причинами такого состояния детские неврологи называют: стрессы, постоянные наказания ребенка.
  • Различные неврозы, которые занимают лидирующее место среди всех нарушений неврологического характера: боязнь высоты, темноты, одиночества и другие;
  • заикание. Чаще всего встречается у мальчиков. Причина - это сильное потрясение в виде испуга или травмы, т. е. то, с чем ребенок не смог справиться самостоятельно и произошел сбой в речевом процессе.
  • Тики . Различают моторные, они выражаются в подергивании, моргании или пожимании плечами; вокальные - хмыканье, покашливание; ритуальные - повторяются все действия, выполняемые в определенной последовательности; генерализованные, которые объединяют несколько видов. Причина тиков кроется в внимания, а также чрезмерной опеке, стрессе.
  • Расстройства сна невротического характера. Предпосылками развития этого состояния считаются регулярные переутомления в дополнительных секциях, в школе и хронический стресс.
  • Головные боли. Наличие этого симптома свидетельствует о присутствии патологического процесса неврологической направленности в организме ребенка.
  • Синдром дефицита внимания. Особенно часто проявляется во время обучения в школе и дальше может перейти во взрослую жизнь. Проявления синдрома - это тревожность, агрессивность, негативизм, эмоциональная лабильность.

Список и описание неврологических заболеваний в детском возрасте можно продолжать бесконечно. С целью эффективности лечения патологий нервной системы следует своевременно обращаться за медицинской помощью. Частично помогут избежать этих нарушений нахождение общего языка с ребенком, поддержка и вера в его собственные силы, снисходительность и терпение, психологически благоприятный климат в семье. Главное в таких ситуациях - не искать виноватых, а совместно со специалистами (неврологами, психологами) найти правильный выход, думая в первую очередь о подрастающем поколении.

Неврологические заболевания у новорожденных

Список этих патологий возглавляют самые распространенные, такие как:

  • Гипертонус и гипотонус. Признаком первого считается напряжение в мышечной ткани, не проходящее после первой недели жизни малютки. Симптомы второго - верхние и нижние конечности разогнуты, при пассивном разгибании отсутствует сопротивление. Лечение заключается в проведении регулярной гимнастики и курсов массажа.
  • Синдром нарушения центральной нервной системы. Предполагается, что такое состояние прослеживается у большого количества новорожденных. Причины его появления кроются в неблагоприятных влияниях внешних условий на нервную систему в период вынашивания, родоразрешения и в первые дни жизни малыша. При первых признаках болезни следует незамедлительно начать лечение, используя физиотерапевтические методы. Несвоевременная терапия впоследствии обернется мозговой дисфункцией.
  • Внутричерепное давление. Оно может быть неустойчивым или повышаться и приводить к гипертензивно-гидроцефальному синдрому. Симптомы, которые должны насторожить молодую мамочку, проявляются в виде частого плача, срыгивания особенно при смене атмосферного давления, раздражительности или, наоборот, отмечается сонливость, вялость, отсутствие аппетита. На переносице, висках и черепе малютки проявляется рисунок из вен, который заметен невооруженным глазом. К началу второго месяца от роду возможно увеличение размеров головы малыша.
  • Перинатальная мозговая гиповозбудимость. Она возникает периодически или может быть постоянной, имеет выраженность разной силы. У малыша проявляется пассивность, вялость, он не проявляет любознательности, мышечная активность снижена, основные рефлексы - глотание и сосание - снижены, низкая двигательная активность. Этот вид патологии характерен для недоношенных младенцев, а также тех, которые подверглись гипоксии или родовой травме.

Любой мамочке необходимо знать признаки неврологических заболеваний у детей, список которых перечислен выше, и при малейшем подозрении обращаться за квалифицированной помощью к докторам в медицинское учреждение.

Подводя итоги

Ранний возраст индивида особо важен для всей последующей жизни, так как именно в этот период закладываются базовые основы для успешного физического благополучия. Своевременное устранение нарушений или стабилизация состояний, связанных с патологическими неврологическими проблемами, помогут быть здоровым.