Начало учебного года для родителей и детей. Что рекомендуют психологи? Как помочь ребенку хорошо закончить учебный год? Спектакль, кино или выставка

Как поддержать ребенка в конце учебного года, если силы уже на исходе и хочется гулять?

Эти нехитрые приемы помогут школьнику собраться с мыслями, чтобы успешно закончить год.

Метод «от противного»

Если вы счастливый родитель самостоятельного ученика, который прекрасно обходился без вашей помощи весь год, все просто. Предложите ребенку небольшое ежедневное и еженедельное вознаграждение за успехи в учебе. Сознательному школьнику любого возраста будет приятно получить вкусняшку или билет в кино.
Награда ценна, но еще важнее ваши внимание и забота.
Тем, кто с 1 сентября корпел над уроками вместе с ребенком, советуем удивить его. Заберите школьника с занятий в середине дня, накормите любимым обедом и проведите время вместе. Играйте в настольные игры, гуляйте в парке или смотрите кино, а на следующий день позвольте ему выспаться вдоволь.
За два дня без школы ничего не случится, а вот внезапная смена обстановки и общение с вами придадут сил.
Ребенок почувствует, что вы его понимаете и поддерживаете, а это главное условие успешной учебы.

Техники самоорганизации

Некоторые ребята считают дни до лета, иногда даже ставят крестики в календаре. Предлагаем пойти дальше: изобразите оставшийся срок обучения в виде гоночного трека или линии времени и повесьте на видном месте.
Поставьте отметки каждой недели и важных дедлайнов в виде вертикальных линий (засечек) с подписями. Например, отчетный концерт в музыкалке, контрольная по географии. Пусть ребенок сам отмечает прогресс: на гоночной трассе перемещает болид на булавке или магните от вешки к вешке, на линии времени закрашивает участок прожитых дней.
Наглядная картинка покажет прогресс. Когда видны успехи, легче трудиться.
При этом план важных сроков будет перед глазами, и ребенок ничего не упустит.
Другой подход поможет распределить силы, когда их не так много. Предложите ребенку написать на отдельных листках названия важных дел последней четверти, например исправить двойку за тест по истории, подготовить выступление на последний звонок для 9-классников.
Под каждым делом нужно прописать три уровня выполнения: минимальный, средний и высокий. Все индивидуально: для кого-то пересдать историю на «четверку» – это высокий результат, а для кого-то низкий. К концерту для выпускников необязательно готовить хореографический этюд с вокальным сопровождением, на минимальном уровне это может быть только песня или стихи.
Ученик должен сам определить, что для него достаточный результат, а что превосходный.
Так он расставит приоритеты, потратит минимум усилий на мелочи и посвятит время важным делам.

Человеческий фактор

Познакомьте ребенка с увлеченным профессионалом. Обычно школьники записываются в секции, кружки и клубы осенью, так что не ждите высоких результатов от занятий в конце года. Смысл в том, чтобы ребенок погрузился в новую атмосферу, попробовал себя в другой деятельности.
Найдите такое место, где преподаватель или тренер точно зацепит вашего ребенка: кружок робототехники, курсы болгарского языка или школу уличного танца.
Когда в жизни появляется новое яркое пятно – регулярные занятия любимым делом в кругу единомышленников, да еще под руководством увлеченного ментора, ребенку легче найти силы на рутинные занятия.
Если школьник не просто выдохся к концу года, а что-то упустил по академической программе, стоит взять 2-4 урока с репетитором или учебный курс по предмету.
Найдите профессионального преподавателя, который поможет ребенку преодолеть трудности в учебе и укрепить уверенность в своих силах. Если в вашем городе нет хороших очных курсов, запишитесь на онлайн-занятия по трудным предметам. Уроки по Skype или на онлайн-платформе обойдутся в два-три раза дешевле обычных.
Помните, что у ребенка «растут» те качества и черты, на которые родители обращают внимание. Чаще хвалите и отмечайте успехи ребенка, с пониманием относитесь к промахам и забывчивости. Ваш подросток очень скоро станет совсем взрослым, и ему все будет по плечу, если сейчас вы его поддержите.

Солнце светит ярче, природа расцветает, а вот с человеком - все наоборот. Особенно заметен весенний спад самочувствия у детей: они хуже учатся, жалуются на головную боль, усталость. Причины понятны: за долгую зиму организм израсходовал ресурсы, овощи и фрукты почти потеряли полезные витамины, нагрузка у многих детей непомерно велика. А ведь впереди еще конец учебного года с его трудными контрольными, а у кого-то на носу экзамены - переводные, выпускные, вступительные... Как помочь маленьким и большим в этот период? Об этом рассказывают заместитель директора Института возрастной физиологии РАО профессор Валентин Сюнькин и заведующая лабораторией здоровьесберегающих технологий того же института Евгения Бабенкова.


1. Чаще всего утомление накапливается у детей, которые плохо соблюдают режим дня. Весной не поздно выстроить его — чтобы работа чередовалась с отдыхом, чтобы ребенок вовремя, причем в одно и то же время, ложился спать и вставал не в полдень, даже если учится во вторую смену. Соблюдению режима надо научить, а не контролировать его, подобно надзирателю. Тут важны три «само» — самоконтроль, самоанализ, самооценка. Это пригодится на всю жизнь.

2. Вторая причина весеннего недомогания — недостаток движения. Зимой день короток, многим просто не хватает времени погулять, поиграть на воздухе. Сейчас светлого времени прибавилось, поэтому подвижные игры на воздухе, прогулки должны быть ежедневными.

3. У детей физически некрепких или часто болеющих весной нередко возникает сонливость. Не препятствуйте желанию ребенка поспать днем в выходные. Но помните: для младших школьников наиболее благоприятное время сна — от 13 до 15.

Продолжительность отдыха должна быть кратна 45 минутам — таков физиологический цикл сна.

4. Еще одна причина весеннего недомогания — непомерное честолюбие, причем чаще даже не самого ребенка, а его родителей. Такие дети непременно должны все делать наилучшим образом, везде и во всем быть первыми — а резервов не хватает. Снизьте планку своих требований, дайте ребенку возможность от чего-то отказаться, а что-то выполнять по минимуму. Невозможно везде быть первым.

5. Дети, как и взрослые, делятся на два основных психологических типа: «спринтеры» и «стайеры». Эти особенности формируются уже лет в 7—8. Первые все делают быстро, часто меняют занятия, импульсивны, порывисты. Вторые медлительны и основательны, если врабатываются в какое-то дело, то не могут быстро выйти из него. Понаблюдайте за своим чадом и выстройте его режим в соответствии с индивидуальностью. Если будете требовать поведения, противоположного его природе, то добьетесь того, что ребенок станет невротиком. Уважайте его индивидуальность. Старайтесь его понять.

6. Многие родители жалуются на то, что ребенок ленив. Однако проблема не так проста. В принципе лень ребенка, появляющуюся время от времени, надо уважать. Возможно, ему просто неинтересно то, чем он должен заниматься, и протест выражается в форме лени. Возможно так же, что это — желание оградить себя от чрезмерных энергетических затрат. А вот если ребенок ленится всегда и во всем — это тревожный симптом. Значит, что-то неправильно в условиях, которые его окружают. Проанализируйте, каковы ваши требования к нему, когда и в связи с чем он стал лентяем. Если самим понять причину не удается, стоит обратиться к специалисту.

7. Нередко в конце учебного года у детей возникает или обостряется конфликт с каким-то педагогом. Далеко не всегда повинен в этом ученик. Учителя — живые люди, они тоже устают, иногда могут быть несправедливы, но ребенку понять это трудно. Дети чрезвычайно остро воспринимают несправедливость. Ваша задача — помочь выйти из этой ситуации достойно. Наилучший вариант — избежать обострения конфликта, погасить его разумным компромиссом. Но ребенок должен хорошо знать, что он может рассчитывать на вас, что за него заступятся.

8. Весной важно правильно организовать питание. В рационе детей должны быть овощи, фрукты, зелень, бобовые, орехи, мясо. Лучше не привлекать ученика к соблюдению постов, для детского организма это небезопасно. Стоит ввести в рацион поливитамины, чай из шиповника, витаминные напитки из клюквы, брусники и т.п.

9. Не стоит в этот период ограничивать ребенка в сладком, если у него нет избыточного веса или аллергии на конкретные продукты. Сладкое — поставщик углеводов, которые необходимы интенсивно работающему мозгу. Во-первых, шоколад — источник калорий, а во-вторых, вещества, со держащиеся в натуральном шоколаде, снимают стресс.

10. Если у ребенка нарушен сон, ни в коем случае без консультации с врачом не давайте ему снотворного. Лучше 30—40 минут погуляйте вместе перед сном. Потом пусть он примет теплый душ, выпьет стакан теплого молока с ложкой меда. Посидите рядом с ним, когда он ляжет в постель, поговорите, приласкайте. Больше всего ребенок в это время, как и вообще, нуждается в «витамине Л» — в вашей любви.

Фото: Yury Kisialiou/Rusmediabank.ru

Совсем скоро начнутся долгожданные летние каникулы. Но школьники, кажется, учатся из последних сил. А ведь в конце учебного года проводятся контрольные, тесты и многое другое, от которого зависит годовая оценка. Как же поддержать школьника в конце весны?

Прогулки и отдых

Обязательно надо хотя бы час проводить на свежем воздухе. Прекрасно, если ребенок будет гулять и . Если же такой возможности нет, стоит выходить на получасовую прогулку перед сном. Это поможет расслабиться и хорошо заснуть.

Что касается сна, ребенок должен спать не менее восьми часов в сутки. Причем перед сном следует отказаться от шумных фильмов или компьютерных игр. Лучше побеседовать, почитать. Полезно выпить чай с мелиссой или молоко с медом. Если есть желание и возможность, можно устраивать тихий час и среди дня. Например, сразу после школы ребенок может поспать часок и тогда уже приступать к урокам.

В течение дня необходимо не только учиться, но и отдыхать. Делать это можно по-разному. Все зависит от того, чем хочет заняться ребенок. Он может почитать, порисовать, поиграть с друзьями. Но не стоит отдыхать 2-3 часа, а поздно вечером садиться за уроки. Лучше отдохнуть часа 1,5, затем сделать пару уроков и снова отдохнуть полчаса. То есть, отдых и учебу чередовать.

Здоровье и иммунитет

Весной организм нуждается в дополнительных витаминах и минералах. Поэтому в этот период ребенок может чрезмерно уставать, постоянно чувствовать сонливость, апатию. К тому же из-за сниженного иммунитета весной школьника подстерегают простуды и грипп. Как поддержать здоровье ребенка и укрепить его иммунитет?

Прежде всего, нужно скорректировать питание. В меню ребенка должна быть красная рыба, орехи, свежие овощи и фрукты, зелень, морепродукты, мед. Не стоит забывать и про каши. Очень полезно в это время пить травяные чаи и ягодные морсы. А еще весной не стоит ограничивать ребенка в сладком (конечно, в разумных пределах). Горький шоколад, зефир, пастила помогут улучшить работу мозга. Кроме того, можно давать ребенку комплекс витаминов и минералов.

Примерное меню школьника может быть таким:
утром: каша с ягодами и орешками, бутерброд с зеленью и отварным мясом, сок;
перекус: фрукты;
обед: суп, запеченная красная рыба, салат, морс;
полдник: творог с медом;
ужин: омлет с овощами и морепродуктами, кефир;
перед сном: травяной чай с ложечкой меда.

То есть, рацион должен быть сбалансированным и в меню должны быть самые полезные продукты для укрепления иммунитета.

Обязательно в этот период нужно строго придерживаться режима дня. Сон, еда, учеба, отдых, прогулки – все это должно быть вовремя. Не стоит делать уроки до 11 часов вечера или пропускать прогулку. Именно правильный распорядок дня поможет ребенку лучше себя чувствовать и не переутомляться.

Психологические моменты

Очень важен в этот период эмоциональный настрой ребенка. Ведь с одной стороны школьнику необходимо собраться с силами и хорошо закончить учебный год, с другой стороны, и у него недостаточно сил для учебы.

Поэтому необходимо подбодрить ребенка и создать максимально комфортные условия для учебы.

Вот несколько советов:
вовремя гасить конфликты – конец учебного года – не время для ссор. Поэтому важно избегать конфликтов и в семье, и между учеником и учителем;
чаще обнимать и гладить – ребенка нужно чаще обнимать, жалеть, говорить о том, что вы его любите. Даже, если ребенок не слишком стремится к объятиям (особенно это свойственно подросткам), они все равно ему необходимы;
гасить честолюбие в отношении оценок – некоторые дети являются перфекционистами и переживают даже за четверку. Стоит объяснить школьнику, что пара не отличных, но удовлетворительных оценок ничего не изменят в общей картине успеваемости. А значит, надо заботиться о получении знаний больше, чем о получении отличных оценок;
уважать лень – лень является защитной реакций организма на и стресс. Поэтому иногда ребенку нужно дать полениться, но все должно быть в пределах разумного;
снизить нагрузку – возможно, стоит на пару дней или недель отказаться от дополнительных занятий, а больше времени уделить учебе. Однако если ребенок очень хочет пойти на занятия по рисованию, например, не стоит его отговаривать. Вполне возможно, что именно там школьник отдыхает от учебы;
определить, каким образом можно мотивировать ребенка – кому-то помогает угроза лишения долгожданного события, а кому-то необходимо вознаграждение за хорошие оценки.

И еще: если видно, что ребенок очень устал, стоит выбрать один день в неделю (когда нет серьезных уроков или нет контрольных и самостоятельных работ) и прогулять его. Но это можно практиковать крайне редко, иначе школьник поймет, что пропускать учебу можно. Если ребенок действительно выдохся, а впереди еще учиться и учиться, такой отдых поможет ему встряхнуться.

Светлана Томенко
Родительское собрание в подготовительной группе детского сада. Конец учебного года. Часть 2.

Сам по себе школьный период обучения – это определённого рода стресс не только для будущего первоклассника, но и для его семьи. Адаптационный период наступит у всей семьи и к нему можно и нужно готовиться. Прежде всего – через осознание родителями всей ответственности этого момента и умения подготовить к нему ребенка и самих себя. Прежде всего Вы должны проработать режимные моменты семьи (в какое время вставать, проводить гигиенические процедуры и как организовывать приём пищи, в какое время помогать ребенку в учебной и организационной деятельности, основной фактор которых должен быть направлен на профилактику возникновения стрессовых состояний у ребёнка и родителей . Врачи-неврологи советуют обратить пристальное внимание на общее состояние ребенка. Приучайте его к режиму дня. Особенно это важно для детей, которые по какой-либо причине долгое время пропускали посещение детского сада . Пусть ребенок летом, перед тем как пойти в первый класс, встает в 7 или 8 часов утра и обязательно чередует отдых с занятиями. Соблюдение режима позволит первокласснику плавно войти в режим учебы , и на один стрессовый фактор у ребенка станет меньше. После школы ему нужно отдыхать, гулять не менее часа и только потом садиться за уроки.

Не будет лишним перед школой обратиться к специалистам, если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. Если заболевания нет, то можно у педиатра получить рекомендации по оздоровлению ребенка, а также пройти курс витаминотерапии и курс по укреплению иммунной системы, чтобы стрессовая нагрузка, связанная с первым классом, была меньше.

В первые месяцы школьной жизни необходимо пристальное наблюдение за ребёнком. Возможно, он стал агрессивным, вспыльчивым или плаксивым. Это повод задуматься о том, какие проблемы возникли у вашего первоклашки. Если это связано с адаптацией к новым условиям, то поможет психолог. Если же это касается того, что ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, тогда необходимо обратиться к неврологу. А если ваш ребенок соматически ослаблен, физически не переносит существующие нагрузки, устает или мучается головной болью, это тоже повод для визита к врачу.

Незадолго до 1 сентября следуйте простым рекомендациям. Познакомьте ребенка с его учителем до начала занятий. Посетите его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Расскажите ребенку о расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед. Спросите ребенка о его чувствах и впечатлениях от первого дня в школе. Успокойте его волнение и скажите, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

Большинство детей не сразу адаптируются к изменениям, произошедшим всего за какие-то полгода . Они еще не успели осознать, что период игр и беззаботности закончился. Теперь нужно немножко больше самостоятельности умения адаптироваться к переменам.

В первые учебные дни обсуждайте с ребенком, что ему понравилось, а что – нет. Важно знать, какое эмоциональное отношение к учителям и одноклассникам у него вырабатывается. Это поможет избежать многих проблем и недоразумений в дальнейшем. Кроме того, общение – универсальный рецепт избавить ребёнка от дефицита внимания. Важно в эти моменты не обесценивать эмоции ребёнка шаблонными фразами и междометиями «да-да» , «ничего страшного» , «они не специально» , «тебе показалось» и т. п., а включить активное слушанье : «тебе было интересно» , «ты огорчился/разозлился/обрадовался» .

Не запугивайте ребёнка : «Никто не любит двоечников» , «Не будешь мыть руки и уши – учительница будет ругать» , «Плохо напишешь – обязательно два получишь!» . Этим вы только отобьёте желание ходить в школу. Но существует так же и опасность сформировать представление о школе «в розовом свете» . Не говорите ему, что в школе все добрые и милые, что все уроки интересные, а задания легкие. В таком случае, столкнувшись с трудностями, ребёнок может впасть в панику. Другой реакцией его может быть возникновение обиды на родителей за обман . Ведь родители пока ещё остаются для школьника «значимыми людьми» , практически «идеалом» . А когда идеал подводит и обманывает – он перестает быть идеалом.

Составьте вместе расписание дня. Пусть ребенок подумает, когда бы ему хотелось делать домашние задания. Некоторые дети предпочитают быстрее решить этот вопрос : по приходу домой, они тут же выполняют все задания. Другим детям нужно дать немножко отдохнуть и собраться с силами . Помните, что каждый ребенок – индивидуален и кроме уроков и домашних заданий в жизни первоклассника должно быть еще что-то. И пусть этим чем-то не станут компьютерные игры или телевизор. У ребенка должно быть увлечение : от игры в футбол до собирания пазлов. Он пока что не знает о своих возможностях, но Вы имеете шанс его заинтересовать.

Добавьте в жизнь ребенка момент творчества. Школьная жизнь после игровой жизни детсада может показаться ребенку нудной и рутинной. Этот момент нужно постараться не упустить, т. к. иначе у ребёнка может выработаться отвращение к школе и учёбе в целом. Вместе подумайте, в каком порядке первоклассник будет выполнять заданное. Пусть у него будет возможность выбрать. И помните, что к любому занятию можно подойти творчески : при изучении стихов «разбиться по ролям» , научить ребёнка составлять мемо-карты и т. п.

Воздержитесь от оскорблений. Даже если ребенок был в детском саду очень способным и быстро усваивал информацию, в школе всё может перевернуться с ног на голову. Вдруг ребенок станет раздражительным и капризным, не сможет внимательно слушать на уроках учителя, домашние задания станут для него пыткой. Не пугайтесь. Причин такому развитию событий может быть несколько : от стресса в процессе адаптации до страха перед переменами, который может принадлежать не только дошкольнику, но и быть присоединённым от родителей . Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и даже повышать на него голос, если он не понимает суть какого-то задания. Лучше лишний раз объяснить задание, не выполняя само упражнение за ребёнка, лишая его, тем самым, умения постигать новые знания. Тогда и удовольствия от выполнения этого задания школьник получит больше! И важно, чтобы школьник почувствовал любовь и поддержку от всех членов своей семьи.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса (ОО «Развитие речи») на конец учебного года Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса (ОО «Развитие речи») на конец учебного года (Подготовительная.

Родительское собрание «Итоги года» в подготовительной группе Протокол № 4 Родительского собрания в подготовительной группе От 20.04. 2018г. Тема: «Формирование информационной компетентности дошкольников.

Цель собрания: создание комфортных условий для моделирования перспектив взаимодействия родителей-детей-педагогов на новый учебный год.

Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьёй» Цель: Помочь познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.

Проблема перехода детей из детского сада в школу. Родительское собрание в подготовительной группе (апрель) Ход собрания: Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас сегодня в этом зале! Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению.

Родительское собрание в средней группе «Начало учебного года-новый этап в жизни детского сада и его воспитанников» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

«Здоровый образ жизни». Родительское собрание в старшей группе детского сада Тема: «Здоровый образ жизни» Задачи: познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению здоровья дошкольников.

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Что должен знать и уметь ребенок 5–6 лет» Тема: «Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет». Цель: - ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи: 1. Формировать.

Умственные, психические и физические нагрузки в конце года настолько велики, что организм всю энергию расходует только на то, чтобы хоть как-то восстановить силы. И практически каждый родитель весной сталкивается с ситуацией, когда ребенок не может сосредоточиться на уроках, не хочет есть, гулять, играть… На это не остается энергии.

Михаил Хаустов

Весеннее переутомление и усталость, которую взрослые привыкли примерять только на себя, «ударяет» по детям ничуть не меньше.

Детская усталость бывает:

  • физическая;
  • интеллектуальная;
  • эмоциональная.

Как понять, что ребенок просто устал, а не отлынивает от занятий?

  • у ребенка все время плохое настроение, плаксивость;
  • повышение температуры при отсутствии других признаков, к примеру, простудного заболевания;
  • плохой аппетит;
  • «круги» под глазами;
  • тратит на домашнее задание достаточно много времени, но в итоге делает его плохо;
  • головные боли разной степени выраженности;
  • замедление речи, мимики, движений;
  • апатия, вялость, снижение внимания, раздражительность;
  • не может уснуть вечером, но просится поспать днем.

Сроки «лечения»:

Если устранить причины, то переутомление можно снять в течение двух недель(в случае, когда оно не вызвано какой-либо болезнью).

Как минимизировать усталость:

  • пересмотрите и распределите нагрузки в течение дня с учетом физиологических и психологических особенностей ребенка;
  • попробуйте разумно перестроить график занятости, предоставив школьнику хотя бы час, чтобы отдохнуть и побыть одному;
  • отмените, если есть возможность, дополнительные занятия, секции и кружки;
  • ограничьте время, которое ребенок проводит перед монитором компьютера или телевизором.

«Рецепты» от переутомления:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • ежедневные водные процедуры. Вода отлично снимает усталость. Приучите ребенка принимать теплую ванну(можно с добавлением травяного отвара) или просто стоять под душем;
  • нормальная длительность ночного сна(не менее 8−10 часов);
  • массаж;
  • укладывайте ребенка спать ежедневно в одно и то же время, но не позднее, чем в 23 часа;
  • перед сном можно дать стакан теплого молока - это самое безвредное и легкое снотворное;
  • по утрам готовить «весенний укрепляющий нектар»: полстакана кипяченой остуженной воды с лимонным соком и чайной ложкой меда;
  • обеспечьте полноценное питание ребенку по режиму;
  • начните давать поливитамины, или хотя бы витамин С и витамины группы В и Е;
  • давайте больше продуктов, содержащих кальций и фосфор.

Главное - завтрак и вода

Школьник обязательно должен завтракать. Это может быть бутерброд с сыром, колбасой, ветчиной, или рыбой; любая молочная каша, омлет, вареное яйцо, творог, йогурт, но обязательно продукты, богатые белками и «длинными углеводами»(практически все крупы, макароны, бобовые). Они повышают возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптации к школьным нагрузкам. К снижению концентрации внимания приводит и малое употребление обычной питьевой воды. Пить нужно столько воды, сколько хочется.

Евгения Раченко,
педагог-психолог Барнаульского психолого-педагогического центра «Потенциал»:

Помните, что далеко не всегда дети сами могут рассказать о своей усталости в силу возраста и других особенностей. А при современном ритме жизни ребенок зачастую не может, получая в полном объеме все необходимое для полноценного умственного, психического и физического развития, не уставать при этом. Тут сказывается и современный ритм жизни, и плохая экология, и патологии при беременности, которые все чаще встречаются у мам. Решение проблемы переутомления за многие годы не претерпело кардинальных изменений. Рецепты универсальны: необходимо дозировать любую деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезало за время отдыха, и хорошо питаться.

И еще: заставлять детей в первые месяцы летних каникул учить математику или заниматься русским просто жестоко. Кстати, обычно перегрузку вызывает именно тот вид деятельности, который с трудом дается человеку. Поэтому проанализируйте все нравится-не нравится вместе с ребенком и только потом начинайте занятия.

Также советую родителям почитать книги А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева и Л.С. Цветкова, которые написаны понятным языком и помогут найти ответы на самые разные вопросы.

Факт

Слова «усталость» не было в лексиконе многих племен и народностей, живущих первобытной жизнью. Это слово и состояние - приобретение нашего цивилизованного современного мира.