Побег из ссср вплавь. Вплавь из ссср: самый дерзкий побег, о котором долгое время молчали

Почти трое суток он провёл в Тихом океане, совершив побег из Советского союза с борта круизного лайнера...

О круизе «Из зимы в лето» Слава Курилов узнал, прочитав объявление в ленинградской газете. Это был декабрь 1974 г. Лайнер «Советский Союз» отправлялся в 20-дневное путешествие из Владивостока к экватору и обратно без заходов в иностранные порты.

Убрав подальше шубы и меховые шапки, советские граждане «ушли в отрыв». Загорали под тропическим солнцем, купались в бассейнах судна. «За дверью каждой каюты - музыка, пьяные выкрики, любовные стоны... Туристы предавались веселью каждый драгоценный день отпуска», - напишет потом С. Курилов. Для виду он принимал участие в общих посиделках, однако сам больше вглядывался в океан, следил за звёздами, изучал корабль... И понял, что прыгнуть сможет только с кормы главной палубы прямо под винт... Опасно... К тому же знал он лишь приблизительный маршрут - лайнер шёл на юг мимо о. Тайвань и Филиппин. Когда корабль будет находиться в открытом океане, а когда близко к берегу - неизвестно. Только на третьи сутки он обнаружил точную карту с датами и принял окончательное решение о побеге.

Лайнер «Советский Союз» в порту Владивостока. Фото: РИА Новости / Виктор Чернов

Побег

Ночью 13 декабря, когда остальные туристы развлекались на танцполе, Курилов взял сумку с ластами, маской и трубкой, прикрыл её полотенцем и пошёл на корму... «Я попросил у Бога удачи - и сделал свой шаг в неизвестность, - напишет он позже. - Всплыл на поверхность, повернул голову и… замер от страха. Возле меня, на расстоянии вытянутой руки - громадный корпус лайнера и его гигантский вращающийся винт!»

Первую ночь он плыл по огням уходящего корабля. Потом, ругая себя за то, что не взял компас, ночью ориентировался по звёздам, а днём сбивался с курса... Гром, молнии, гигант-ские волны, тропический ливень, накатывающая паника, проплывающие мимо акулы и ядовитые медузы-физалии, которые если заденут - будет паралич... На вторые сутки он наконец увидел берег, но сильное течение отнесло обратно, и, казалось, шансов на спасение больше не было... Но Курилов был счастлив! Потому что был он, океан и больше никого вокруг! «Океан дышал как живое, родное, доброе существо. Стоило наклонить голову к воде, и взгляду открывался фантастический фосфоресцирующий мир...» - писал он. Правда, потом появились другие ощущения: «Ноги перестали повиноваться. Сильно горели обожжённые солнцем лицо, шея и грудь. Меня лихорадило и всё больше клонило ко сну. Временами я надолго терял сознание...» Он плыл ночь, день, потом ещё одну ночь, ещё один день... Только на третьи сутки после прыжка, 15 декабря 1974 г., когда он был почти в забытьи, огромная волна выбросила его на берег небольшого филиппинского острова Сиаргао.

«Зачем?» - первое, что спросила у Курилова на плохом английском дочь рыбака, который привёл его в дом. Она не могла понять, зачем надо прыгать с корабля, если можно купить билет и поехать куда хочешь?

Что он мог ей ответить? Что страна, в которой он жил, не отпускала его?

«Славка не был диссидентом, - рассказывает «АиФ» двоюродная сестра Курилова Евгения Литвинцева , - он мечтал о море, о кругосветном путешествии, о свободе... Непонятно, откуда у человека, выросшего в казахстанском Семипалатинске, такая страсть к океану. Он сам научился плавать, в 10 лет переплыл Иртыш, а в 15 уехал из дома в Ленинград устраиваться юнгой на судно. Его не взяли, тогда он пошёл в мореходку, но и тут получил отказ - близорукость. Тем не менее нашёл специальность, связанную с водой, - стал океанологом. Славка был потрясающим! Весёлым, умным, интересным! Он заочно отучился на психолога, штурмана дальнего плавания, стал водолазом, акванавтом - тогда так называли аквалангистов. С юности серьёзно занимался йогой, спал на гвоздях, устраивал 40-дневные голодовки, медитировал. В Геленджике был одним из пяти учёных, которых испытывали в подводной лаборатории «Черномор» на глубине 14 м. Только человек с такой мощной физической и моральной подготовкой смог трое суток без еды и сна продержаться в океане».

«У нас был договор с Жаком Кусто об исследованиях в Тунисе, но проект сорвался... Пошла прахом и экспедиция на атоллы Тихого океана. Целый год я готовил водолазную часть. Но визу снова не дали», - пишет Курилов. Причина - родственник за границей. Его старшая сестра Анжела училась в инязе, познакомилась с индусом, вышла за него замуж и уехала в Канаду. «В личном деле появилась приписка-приговор: «Посещение капстран считаем нецелесообразным» , - пишет океанолог. - Меня как будто ужалили. Пожизненное заключение без малейшей надежды на свободу! Выход один - бежать».

Абрис судьбы

Одни считают Курилова героем, другие - эгоистом, который подвёл близких людей, оставшихся в СССР. «Славка прислал мне с Филиппин письмо, в котором описал свой побег. Оно бесследно исчезло... Хотя к нам домой никто из органов не приходил, никаких репрессий не было, - вспоминает Е. Литвинцева. - А вот младший брат Славы Валентин пострадал. Он жил в Ленинграде, работал штурманом дальнего плавания и имел доступ в западные порты. После побега Славу заочно приговорили к 10 годам за измену родине, а Валентина выгнали с работы. От него ушла жена, он бедствовал, начал пить... Его уже нет на этом свете».

В СССР у Курилова также остались первая жена с сыном (они давно развелись и не жили вместе) и вторая супруга, правда, отношения с ней не были идеальными... «Славка был слишком свободолюбивым, не семейным, - говорит Е. Литвинцева. - Но своё личное счастье он всё-таки нашёл, пусть и с третьей попытки. В Израиле он встретил Леночку , с которой прожил 11 лет».

Личное счастье он нашёл с третьей попытки. С женой Леной. Фото: Из семейного архива

«Из Филиппин Славу отправили в Канаду, к сестре, - рассказывает его вдова Елена Генделева-Курилова . - Сначала он работал в пиццерии, потом в океанографических фирмах в Канаде, Америке, на Гавайях, в Ледовитом океане... Однажды в Америке встретился с израильским литератором Н. Воронель , которая захотела экранизировать историю его судьбы. Фильм не сняли, но Слава оказался в Израиле, и мы познакомились. Весной 1986 г. он приехал сюда навсегда, устроился океанографом в университет г. Хайфы».

29 января 1998 г. учёный занимался водолазной работой и запутался в сетях. Напарник поднял его на поверхность, но было уже поздно... Когда Елене передали вещи мужа, среди них были свежие записи - он до последнего дня вёл дневники. Жена их собрала и издала книгу «Один в океане».

«Для меня смерть Славы была внезапной, страшной, - говорит Елена. - Но для него она стала милостью Божией. Человек, у которого были просто мистические отношения с морем, не мог умереть на больничной койке. Знаете, что сказал писатель Василий Аксёнов , когда ему сообщили, что Слава погиб в Галилейском море? «Какой изящный абрис судьбы». И я с ним согласна».

«…И только одному человеку на корабле не спалось. Вячеслав Курилов прыгнул за борт и начал плыть к Филиппинам. Это считается первым и единственным в истории побегом из Союза через борт круизного лайнера…».

Привет, читатели! Если вы читаете мои статьи в рамках блога приключенческого проекта «На Грани», то наверняка заметили, что я очень люблю смотреть фильмы, особенно если этого документальное кино о советских временах. Наверное, потому что я жил в те годы и мне хочется заново пережить все воспоминания и прочувствовать дух тех времен. В общем, картину, где играл якобы Слава Курилов, я начал смотреть с большим интересом и воодушевлением…

Один в океане — краткое содержание

Молодой океанолог не проникся жизнью в Советском Союзе, и решил прыгнуть в море, трое суток плыл рядом с акулами, рисковал жизнью, только чтобы жить в другой стране. Ситуация очень курьезная и показательная, заслуживающая отдельного поста.

Но насколько сильно я был удивлен, когда я понял, что многие позиционируют Славу Курилова не как героя, а как предателя. А вы как считаете? Заслуживает этот человек презрения или наоборот, мотивирует вас на подвиги?

Чтобы сложить собственное мнение, нужно научиться читать между строк и понять, что подвигло человека совершить такой поступок, и только после этого начинать его осуждать, как делают многие.

Представьте на минутку, что за окном декабрь 1974 года. В лентах всемирных информагентств можно прочитать такую сенсационную новость: «Был осуществлен побег из СССР. Гражданин спрыгнул с борта лайнера, в Тихий океан, и уплыл» В сообщении утверждалось, что беглецом было преодолено в открытом океане больше сотни километров, через несколько дней он сам вышел на берег ! Думаю, вы уже догадались, кто был этим гражданином.

Биография Славы Курилова

Появился на свет во Владикавказе, в 36 году прошлого века. Свои детские годы он провел в казахском городе Семипалатинске. Там, посреди степи, у него появилась мечта проводить больше времени на море. Когда парню исполнилось только десять, он переплыл Иртыш. После получения аттестата о среднем образовании, захотел отправиться работать юнгой на Балтийском флоте. В мечтах его была профессия штурмана, но у Станислава с рождения было плохое зрение. Остался единственный выход – отправиться на учебу в Ленинградский метеорологический институт. Во время студенчества освоил .

После получения диплома «океанографа», начал преподавать в институте океанологии, принимал участие в создании подводных исследовательских лабораторий «Черномор», основал профессию инструктора во Владивостокском биологическом Институте моря. Изначально отношения с морем у парня были мистическими. Он верил что оно — живое и как-то по-особому «ощущал» его.

Со студенческой скамьи Станислав Курилов

Он развил в себе аскетизм, освоил особые дыхательные практики. Некоторые источники сообщают, что он мог заниматься до 20 часов в день. И вам лень (и мне, в том числе) уделить спорту полтора часа в день?

Когда к научному изысканию ученых Союза начал проявлять интерес великий Жак Ив Кусто, Станислав сделал немало попыток, чтобы получить разрешение отправиться в зарубежную командировку, но ему было отказано. Формулировка была очень жестокой: «невыездной». Все потому, что у Курилова была сестра, которая жила за границей (она полюбила индийца и через несколько месяцев, уже с супругом, они выехали в Канаду), и у советских чиновников обоснованно создалось впечатление, что парень может никогда не вернуться в СССР.

Он мечтать стать гражданином всего мира, не знать границ и свободно передвигаться по морям. Поэтому и отважился ступить на рискованную дорогу - покинуть границы страны во время морского круиза «Зима превращается в лето».

В декабре 74 года Станислав купил первый билет во Владивосток, и уже там приобрел туристическую путевку на международный лайнер. Ему, кстати не требовалась виза (лайнер не заходил на территорию иностранных портов). Через несколько дней Курилов поднялся на несколько ступеней и стал пассажиром лайнера, который был назван очень символически «Советским Союзом».


Такие совпадения только подзадорили его стать беглецом. А вы когда-нибудь катались на лайнере? И как вам? Если да, делитесь в комментариях, интересно узнать ваши впечатления от морского путешествия.

История побега Вячеслава Курилова

К Цусимскому проливу маршрут круиза не был обнародован. Но Курилов не терял зря времени - он поэтапно работал над изучением теплохода, и через несколько дней знал его досконально.

Между тем, парень все время сливался со всеми отдыхающими, хотя у него не было желания пить, гулять и веселиться, как делали это все остальные.

Он нерегулярно посещал столовую только для того, чтобы его не бросились мгновенно искать раньше запланированного времени. Но больше всего он был взволнован тайной, которая была окутана маршрутом. Только на третий день ему удалось ее рассекретить. Карта была обнародована в самом большом и людном зале лайнера: они отправлялись на западную часть Тихого океана! Курилов понял, что эти места, словно знак небес - благодаря карте ему удалось сэкономить много времени, чтобы правильно определить курс судна.

После более детального анализа маршрута он понял, что прыгнуть за борт лайнера можно только в двух точках: недалеко от острова Сиаргао или Минданао.

По плану, они должны были быть в этих местах 13 декабря 74 года

Конечно, число тринадцать он считал не самой удачной датой для такой рискованной авантюры, но у него не оставалось выбора.

На протяжении всего вечера он пытался быть на виду. Если учитывать здравый смысл, процент, чтобы добраться живым до берега, был равен нулю. Он мог запросто погибнуть от удара об воду, когда осуществлял прыжок, утонуть, захлебнувшись от переутомления, или его могла схватить судорога, им могли полакомиться акулы.

Корреспондентом издания «Владивосток» Михаилом Матвеевым, который был тогда на лайнере, были позже опубликованы собственные мысли по этому поводу. Он вспоминал, что после обнаружения пропажи одного пассажира, веселое настроение у отдыхающих сразу же пропало. Началось такое, что невозможно вообразить. Туристы, и экипаж собрались в музыкальном зале, их всех пересчитывали по головам, сверялись списки. Во время проверки было обнаружено, что одного туриста нет на борту, зато на лайнере было много тех, кто поехал «зайцем», так сказать, товарищи директора, что организовывал круиз.

Через несколько дней эту историю рассмотрит писатель-эмигрант Василий Аксенов, который в те года работал на «Голос Америки». «Что же за такое государство, - писал он, - если даже смерть не может остановить человека, чтобы сбежать. Разве может Союз быть таким величественным?».


Побег из СССР Вячеслава Курилова был удачным?

Родственники беглеца сначала сказали, что он без вести пропал.

А когда власти страны узнали, что Курилов оказался на территории Филиппин - об этом сообщил «Голос Америки», - он был заочно осужден и приговорен к десяти годам тюрьмы, за то, что он «изменил Родине».

Курилов плыл три дня в океане

Ему препятствовал сильный дождь, был шторм, длительное время он находился без пресной воды. Но ему чудом удалось выжить. За несколько километров до берега он не ощущал ног, время от времени плыл без сознания, видел галлюцинации.

На второй день он увидел на горизонте землю, но не смог туда добраться: сильное течение сносило его к югу. На счастье, этим же течением он доплыл к рифам, что расположились на юге острова.

Курилова нашли рыбаки рано утром, они и сообщили о его местонахождении властям. Станислава арестовали. Почти 12 месяцев он провел под следствием, сидел в местной тюрьме, но даже, несмотря на это, чувствовал себя более свободным. Вы можете себе такое представить? Жду ваши отзывы в комментариях. Может быть, его бы осудили за то, что он незаконно пересек границу, но за него активно боролась сестра, подключая все канадское правительство.

Где-то спустя год, мечта парня осуществилась, он получил документальные подтверждения своего статуса беглеца, и покинул территорию Филиппин.

Первые годы он жил в Канаде, работал в местных кафе. С годами его приняли на работу в частные океанографические компании Южной Америки и Канады, что занимались исследованиями морского дна, а также поставкой водолазного снаряжения. В конце января 98 года Курилов погиб, когда проводились подводные исследования Галилейского моря - у него остановилось сердце. За день до гибели он спас своего товарища, который запутался в рыболовных сетях, но потом, он запутался и сам. Когда его освободили от пут, ему резко стало плохо, а когда он оказался на берегу, скончался.

Книга Славы Курилова «Один в океане»

Эта книга меня поразила. Я советую вам обязательно прочитать ее, вот несколько цитат:

«После того, как я тщательного осмотрел корму лайнера с точки зрения будущего беглеца, я осознал, что прыжок можно осуществить исключительно в двух точках: где расположена лопасть огромного винта и концы подводных крыльев, и там, где водная струя отбивается от корпуса. Расстояние до воды с двух точек не больше четырнадцати метров. Я неоднократно прыгал в море с десятиметровых скал или с надстроек небольших кораблей. Но это была слишком большая высота… и скорость…».

«Я был словно дикий зверь, который собирается в последний раз отправиться в родные джунгли. Но потом, зверя на цепи обратно затащат в клетку. Я не мог даже предположить, что вернусь, я не мог больше жить, как раб. Сложно осознать то, что я родился на этой чудесной прекрасной планете, но пожизненно должен жить согласно коммунистическим идеалам, ради чьих-то идей».

«Полет над водой мне казался словно бесконечность. За это время я пересекал некие психологические барьеры, и вынырнул я совершенно другим человеком…

После того, как я всплыл, замер от ужаса. На расстоянии вытянутой руки - огромный лайнер и его винт, что быстро вращается! Я физически чувствовал его движения. Какая-то невидимая сила тянула меня прямо к нему. Я сделал отчаянные попытки, пытался плыть в другом направлении - и увязывал в плотную массу воды, что намертво сцепилась с винтом. Через некоторое мгновение наступила полная темнота. Я выбросил ненужные мне вещи, надел маску с трубкой и начал глубоко дышать. Вода показалась мне относительно теплой, такая температура позволяла плыть не одни сутки. На часах светился циферблат, я точно запомнил время 20 часов 15 минут, я снял их позже, когда обратил внимание, что они больше не идут».

Вы читали эту книгу? Если — да, то какие ваши самые любимые цитаты? И еще, рекомендую вам все-таки посмотреть

документальный фильм «Один в океане» (Побег)

Что стал основой для написания этой статьи:

Герой или предатель? Каждый из вас, прочитав статью, наверняка нарисовал собственную картину происходящего, да, пускай многие считают это не правильным, но для меня это человек с большой буквы. В нем сочетается отвага, мужество, целеустремленность, расчетливость, умение полностью контролировать ситуацию и руководить собственным телом. Это достойно похвали. Вы разделяете мое мнение? Жду отзывы в комментариях.

Подписывайтесь на и первыми читайте все самое интересное. Хорошего дня!

Текст — агент Q.

Вконтакте

Ночью 15 декабря 1974 года из морских волн на берег филлипинского острова Сиаргао вышел светящийся в темноте человек. Он весь был облеплен планктоном и горел ярким биолюминисцентным "живым" огнем, освещая вокруг себя окрестности. Он был истощен и измотан, три дня назад в 100 километрах от этого места он прыгнул в воду с высокого борта океанского круизного лайнера "Советский Союз". Кто такой Слава Курилов и как ему удалось совершить такой дерзкий побег - в материале историка и писателя Алексея Суконкина для РИА PrimaMedia.

Океан любит меня. Он вынес меня на берег как на ладони. Чувство ответной любви затопило мою душу. Моё тело будто исчезло, растворилось. Я мог смотреть сверху на океан, на остров, я был среди звезд, плыл облаками в ночном небе, я был каждым деревом, каждым цветком, я проносился ветром по верхушкам пальм, я был отражением звезд в зеркале лагуны. В душе сохранилось чувство бесконечной благодарности, - Станислав Курилов.

В декабре 1974 года выпуски новостей во всем мире запестрели сногсшибательной новостью: "Гражданин Советского Союза бросился в Тихий океан с борта советского пассажирского лайнера. После трех суток, проведенных в воде, он самостоятельно вышел на филлипинский берег". Вскоре общественности были раскрыты имя и фамилия безумного беглеца – им оказался ленинградский океанолог Станислав Курилов.

Лайнер Советский Союз в порту Владивостока. Фото: Виктор Чернов

Сказать, что это было незаурядное событие, это ничего не сказать. Да, люди и раньше бежали из СССР по самым различным причинам, но такого прежде не было! Побег был осуществлен самым немыслимым и самоубийственным способом, просчитать возможность которого не смогли даже опытные сотрудники госбезопасности! Да и немудрено было предположить, что найдется доброволец, согласившийся на неопределенное время оказаться посреди Тихого Океана без всякого понимания своей судьбы, в окружении кровожадных акул и быстрых морских течений! Даже наиболее физически подготовленные и выносливые пловцы только высмеивали даже саму мысль о подобной авантюре. Но Слава Курилов шагнул не только за государственную границу, но и за границу человеческих возможностей. И смог победить в противостоянии человека со стихией!

Комитет государственной безопасности СССР вывернул наизнанку всех лиц, тем или иным способом соприкасавшихся с Куриловым до его побега, и многие из-за этой связи сильно пострадали. Накал репрессий был таков, что понесла наказание даже билетерша в кассе "Аэрофлота", которая продала Курилову билет на самолет рейса Ленинград – Владивосток, которым он улетел на Дальний Восток, чтобы сесть на круизный лайнер, идущий "Из зимы в лето".

Кем же был этот человек – Слава Курилов?

Нисколько не оправдывая его бегство из страны, в которой он родился, мы попробуем посмотреть на его авантюрный поступок как на смелый шаг, как на вызов стихиям природы, как на осознанное действие, стоящее далеко за пределом человеческих возможностей, не вызванное, тем не менее, безысходностью или иными оправдательными мотивами.

Станислав Курилов родился в 1936 году в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ), а детство провел в городе Семипалатинск. С детства его тянуло к воде. Отчасти потому, что старшие родственники постоянно отгоняли его от всяческих водоёмов, уверенные в том, что маленький Слава обязательно должен утонуть – так как первое слово, сказанное им в жизни, было "вода". Но когда пришло время отправляться в пионерский лагерь, родные забыли наказать ему не приближаться к воде. В итоге, в 10-летнем возрасте Слава на спор переплыл Иртыш, который в районе Семипалатинска достигает ширины в двести метров. Там он чуть было не попал под большие гребные колеса речного пассажирского теплохода, и только чудо спасло его от гибели. Но это никоим образом не погасило в нем мысли о море, и в 15 лет Слава сбежал из дома в Ленинград в надежде проникнуть юнгой на какое-нибудь судно и уйти в кругосветное путешествие. Но, увы… тогда его мечта не осуществилась.

Однако спустя время, морской город Ленинград сделал своё дело – Курилов поступил на специальность "океанология" факультета метеорологии Ленинградского гидрометеорологического института. А в 1962 году студентом-океанографом принял участие в рейсе учебного судна "Батайск" из Мурманска в Одессу вокруг Европы.

"На "Батайске" нас было триста человек - студентов-океанографов и курсантов мореходных училищ. Нам, студентам, как раз и не доверяли больше всего, опасаясь всяческих неприятностей. В проливе Босфор судно все же вынуждено было сделать короткую остановку, чтобы взять на борт местного лоцмана, который провел бы "Батайск" через узкий пролив.

Утром все студенты и курсанты высыпали на палубу, чтобы хоть издали посмотреть на минареты Стамбула. Помощник капитана тут же всполошился и принялся отгонять всех от бортов. Я сидел над штурманским мостиком и мог видеть все, что происходило на палубе. Когда любопытных отогнали от левого борта, они тут же перебежали на правый. Помощник капитана понесся следом, чтобы прогнать их и оттуда. Вниз уходить они, понятно, не хотели…

"Батайск" стал медленно крениться с борта на борт, как при хорошей морской качке…

Дело кончилось тем, что разъяренный капитан приказал немедленно убрать помощника капитана с палубы и запереть его в каюте, что с удовольствием тут же выполнили два дюжих курсанта".

После окончания института Слава Курилов занимался своей любимой работой – изучал океан, работая в филиале Института океанологии Академии Наук СССР в Ленинграде. За время работы он побывал во многих уголках Советского Союза и провел много научных экспериментов. Как-то Станислав целый год прожил на острове Ольхон на озере Байкал. А в 1968 году в Геленджике на Черном море принимал активное участие в испытаниях подводной станции "Черномор", где ему пришлось прожить несколько недель. Там он исследовал возможности человека на запредельных режимах глубоководных работ.

Соратники отмечали его фантастическую выносливость и натренированность, которую он достиг, самостоятельно занимаясь йогой. Позже, уже после побега, когда за рубежом снимали про него фильм, Курилов утверждал, что занимался йогой каждый день – от двух до двенадцати часов, насколько позволяло время. Как-то без еды продержался 36 дней, а без воды – две недели. Результаты, находящиеся далеко за пределом понимания и возможностей обычного человека. Безусловно, это помогло ему в будущем, когда он без воды и еды три дня находился в открытом океане.

Побывал Курилов и во Владивостоке, где по некоторым данным работал инструктором по глубоководному погружению в Институте биологии моря.

Как-то узнав о научной и морской практике Жака Ива Кусто, группа советских молодых океанографов - и Слава Курилов в том числе - загорелась желанием принять участие в экспедиции известного французского исследователя. Все только и жили с той мыслью, что смогут стать участниками экспедиции со столь знаменитым руководителем. Уже даже был составлен план совместной научной работы, но вдруг компетентные органы наложили вето на выезд ученых за границу.

Из книги С. Курилова "Один в океане": "В тот день, когда мне уже в который раз отказали в визе для работы на океанографических судах дальнего плавания, мое терпение закончилось. Обычно мне отказывали без указания причин. На этот раз в моем личном деле была приписка-приговор: "Товарищу Курилову - посещение капиталистических государств считаем нецелесообразным". Меня как будто ужалили. Все во мне взвилось на дыбы. Это уже, конечно, безнадежно! Пожизненное заключение без малейшей надежды на свободу!

Вот тогда-то у меня пропал всякий страх. Очень странно, но на какое-то время я стал свободным. Никакие патриотические обязательства меня больше не связывали. Я почувствовал себя пленником в этой стране, а ведь только святой может любить свою тюрьму. Невозможно смириться с тем, что, родившись на этой чудесной голубой планете, ты пожизненно заперт в коммунистическом государстве ради каких-то глупых идей.

Выход был один - бежать. Куда угодно, но только бежать прочь.

Какое это удивительное состояние, когда нет больше страха. Хотелось выйти на площадь и расхохотаться перед всем миром. Я был готов на самые безумные действия".

Это был перелом, после которого советский ученый принял окончательное решение сбежать за границу. Его можно осуждать, можно клеймить, можно восхищаться. Но человек принял для себя решение и в дальнейшем жил только одной мыслью, одним вопросом – как уйти.

Станислав Курилов рассматривал различные варианты перехода границы. И вполне естественно, что как океанолог он изучал возможность пересечения морской границы. Безусловно, Курилов знал о жутком по сути эксперименте французского врача и биолога Бомбара Алена, который в 1952 году решился на отчаянный шаг – переплыть Атлантический океан на надувной спасательной лодке. В то время Бомбар много работал над созданием методик выживания для людей, попавших в кораблекрушение. И вот, в качестве демонстрации возможностей человека, он пошел на этот риск.

"Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха", - так заявил он в начале 1950-х годов.

Бомбар считал, что человек вполне в состоянии перенести одиночное трансокеанское плавание без еды, и решил доказать это лично. И он это доказал, за 65 дней проплыв 4400 километров, питаясь только пойманной рыбой и планктоном. Своим путешествием Бомбар Ален доказал, что человек способен выжить в самой критической ситуации, если отбросит мысли о страхе…

И вот, в ноябре 1974 года Станиславу Курилову на глаза попадается объявление в газете, в котором говорится о предстоящем круизе лайнера "Советский Союз" из Владивостока до экватора и обратно. Круиз так и назывался – "Из зимы в лето".

Курилов понял, что это тот шанс, который упускать нельзя. Как он впоследствии говорил, круиз одинаково мог стать как "тренировочным", в ходе которого он на будущее смог бы оценить обстановку и условия совершения побега, так и "прощальным". Если бы позволила обстановка, Курилов был готов покинуть судно в первом же рейсе.

Круиз выполнял пассажирский паротурбоход "Советский Союз". В то время это было самое крупное советское пассажирское судно – "Советский Союз" имел длину 205 метров, ширину 25 метра, осадка была около 9 метров, а водоизмещение составляло 23 тысячи регистровых тонн.



Пассажирский лайнер "Советский Союз"в бухте Золотой Рог, Владивосток, 1957 год. Фото: Wikipedia.org, Gaggy Dun

Судно имело свою, весьма уникальную историю: оно было построено в 1922 году в Германии и под именем AlbertBallin вошло в состав германского гражданского флота. В 1935 году нацистским правительством оно было переименовано в Hansa, а с началом Второй мировой войны судно было мобилизовано в Kriegsmarine (ВМС фашистской Германии) и в качестве транспорта занималось перевозкой войск и грузов. В январе 1945 года во время эвакуации войск и населения из Восточной Пруссии, Hansa в составе конвоя вышла из Данцига, но из-за поломки машины вынуждена была остановиться. Командир немецкого конвоя решил перераспределить пассажиров, и более двух тысяч человек должно было перейти на Wilhelm Gustloff. Однако, капитан лайнера Wilhelm Gustloff отказался принять такое количество людей на свое и без того переполненное судно, и далее решил идти самостоятельно, не дожидаясь кораблей эскорта. Чем это закончилось, знают все – капитан 3-го ранга Александр Маринеско на подводной лодке С-13 торпедировал немецкое судно, в результате чего, по разным данным, погибло от 5348 до 9343 человек, а советская печать назвала сие "атакой века". То есть, те две тысячи человек, которым нужно было перейти на Wilhelm Gustloff с остановившейся Hansa, можно сказать, уцелели только чудом. И такой счастливый исход для пассажиров Hansa повторится еще раз в марте 1945 года, когда битком набитое людьми, немецкое судно недалеко от Варнемюнде "поймает" морскую мину и затонет на глубине 20 метров. По счастливой случайности все пассажиры и экипаж Hansa будут спасены. А судно пролежит еще четыре года. В соответствии с решениями Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав (СССР, США и Великобритании) военно-морской и торговый флоты Германии были разделены между странами-победителями в счет репараций. После раздела немецкого флота тройственной комиссией, однотипные турбоходы Hansa и Hamburg отошли к СССР. Аварийно-спасательной службой Балтийского флота судно было поднято и направлено на верфь в Варнемюнде, где было отремонтировано, и в 1955 году под новым именем "Советский Союз" было передано Советскому Союзу. В 1957 году судно перешло на Дальний Восток и поступило в распоряжение ДВМП. "Советский Союз" работал на каботажной линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский, иногда отвлекаясь на выполнение круизов с советскими туристами – без захода в иностранные порты.

В 1982 году судно было переименовано в "Тобольск" и передано на одну из фирм Гонконга для разделки.

И вот, Курилов на судне. В своей книге он описывает быт 1200 туристов, которые отправились "из зимы в лето". В общем-то нет особой нужды цитировать его описание, так как каждый из читателей вполне может себе представить, что могло происходить на круизном судне, наполненном людьми, вырвавшимися из омута повседневной бытовухи…

Прогуливаясь как-то по отсекам судна, будто бы случайно Курилов заглянул в штурманскую рубку, где помощник штурмана коротко обрисовал ему общую схему маршрута. Мало того, спустя несколько дней в одном из помещений лайнера появилась огромная карта, на которой экипаж специально для обозрения пассажирами, отмечал пройденный путь. И вот именно тогда Курилов обратил внимание на небольшой остров Сиаргао, который ближе других был расположен к линии маршрута "Советского Союза". Все тщательно взвесив, Станислав Курилов принимает решение.

Из книги С. Курилова "Один в океане": "Этот день, тринадцатое декабря, был одним из самых незабываемых дней в моей жизни. Я уже не имел контроля над ситуацией, решение было принято, и я тут же почувствовал его психологический эффект. Я не мог думать о будущем - у меня не было будущего. В назначенный час я беру свое плавательное снаряжение и иду на корму лайнера, потом прыжок в темноту и… полная неизвестность. Я не мог думать о прошлом - оно исчезло, отпало само собой. Все мое внимание сосредоточилось на настоящем. Я живу в этом отрезке настоящего, и он, как шагреневая кожа, неумолимо сокращается.

Через полчаса, когда лайнер будет проходить возле острова Сиаргао, я шагну через борт, через границу государства.

Я поднялся на верхний мостик и стал всматриваться в горизонт на западе. Никаких огней. Нет луны. Нет звезд. И у меня нет компаса.

- Не все ли равно теперь! - подумал я. - Жребий брошен.

Я вернулся в каюту сделать последние приготовления. Надел короткую майку, узкие шорты, чтобы не мешала ни одна складка, несколько пар носков, необходимых на острых рифах, на шею повязал платок, на случай, если придется перевязать рану. Мысль о спасательном жилете я отбросил сразу - он бы сильно замедлял плавание, да я и не решился бы пронести его на корму. У меня был амулет. Я сделал его сам еще в Ленинграде по способу, взятому из "Книги царя Соломона", переведенной неизвестно кем и попавшей ко мне из самиздата. Он должен был хранить меня от акул и других опасностей, но его действие ограничивалось только одними сутками.

Письмо или записку я не мог оставить: ее могли прочесть до того, как я появлюсь на корме.

Я присел на койку. С этой минуты я, слабый человек, бросаю вызов государству. В моей жизни никогда не было момента, равного этому по важности.

Я попросил у Бога удачи - и сделал свой первый шаг в неизвестность".

С точки зрения здравого смысла шансы Станислава Курилова добраться до берега живым выглядели так: если во время прыжка он не разобьется от удара о воду, если в теплом море его не сожрут акулы, если он не утонет, захлебнувшись от усталости, если его не разобьет о рифы возле берега, если хватит сил и дыхания выбраться на сушу и если к этому времени он все еще будет жив - то только тогда он, может быть, сможет поблагодарить судьбу за небывалое чудо спасения.

И вот, по карте, вывешенной для всеобщего обозрения, он рассчитывает наиболее благоприятное время для побега – когда судно будет на траверзе острова Сиаргао. К этому времени он берет ласты, маску с трубкой и перчатки с перепонками, надевает шорты и майку, а так же несколько носков, и идёт по тёмной палубе к корме. Прыгать ему предстоит ночью, в корму, под огромные вращающиеся винты – только здесь прыжок может оказаться незамеченным. На палубе любое движение он воспринимает против себя, то ему кажется, что его хотят задержать матросы, то какие-то пассажиры, но вот он уже у кормы, смотрит мгновение вниз, и… прыгает с 15-метровой высоты.

Курилова бросает под винты, но его не размололо, не превратило в фарш и корм для акул, но выбросило в сторону, и вскоре беглец уже на поверхности, в ластах и маске. Он ориентируется по огням уходящего судна. И плывет.

Однако вскоре огни ушли, а затянутое небо скрывало от него звезды. Ориентироваться стало невозможно, и тогда к нему пришел СТРАХ.

Из книги С. Курилова "Один в океане": "Я верю, что от страха можно умереть. Я читал о моряках, которые погибали безо всяких причин в первые дни после кораблекрушения. Происходит какое-то самовозбуждение - одна волна страха вызывает другую, большую. Я почувствовал, как судороги стали сжимать горло, мне хотелось кричать. Еще несколько мгновений - и я задохнусь.

В этот момент у меня мелькнула мысль, что мое положение еще совсем не безнадежно, и я просто убиваю себя сам. Я собрал всю свою волю и "взглянул в лицо страху". Этому приему я научился давно, еще когда ходил по ночам на кладбище, чтобы воспитать в себе храбрость. Мне было тогда лет семь-восемь, и я думал, что только так можно выработать в себе бесстрашие. Это очень простой прием, когда его вполне освоишь. Если "отведешь глаза" на мгновение, страх снова набрасывается с прежней силой. Нужно удерживать концентрацию некоторое время и целиком погасить его волны.

Страх постепенно проходил. Я почувствовал, что снова могу дышать равномерно и глубоко.

В моем положении ничего больше не оставалось, как дожидаться утра, просто держась на поверхности. Я понял, что не смогу найти дорогу без звезд".

Ориентир появился с рассветом, и тогда Курилов смог наконец-то выбрать направление движения. Он плыл, старательно заботясь о том, чтобы ни одна капля воды не попала в лёгкие – он знал, в противном случае отдышаться он уже не сможет, и погибнет. Выбрав ритм, он продолжал грести в направлении берега – по крайней мере, туда, где в его понимании должен был быть этот берег.

В первый же день солнце обожгло спину и руки, которые нестерпимо горели. Мышцы ног стали забиваться, и время от времени ему приходилось отдыхать, лежа на спине. Во второй половине дня он увидел вдали горы – он знал, что остров Сиаргао был гористым. Вторая ночь была звездной, что позволило плыть в направлении острова, над которым он уже стал различать какие-то огни. Второй день прошел в борьбе с течением и в осознании того, что ноги начали отказывать. Порой приходилось плыть только на руках. От усталости, обезвоживания и истощения у него началось помутнение сознания.

В какой-то момент времени Курилов ясно осознал, что его психика тронулась, что он уже не вполне адекватно воспринимает происходящее. В третью ночь он ясно услышал в голове голос, который сказал ему: "Плыви на звук прибоя"! Он прислушался, и действительно услышал где-то вдали нарастающий шум. Спустя несколько часов он коснулся ногами поверхности суши…

Лайнер "Советский Союз" развернулся и некоторое время курсировал в районе, где по предположению ответственных лиц должен был быть в море "выпавший за борт пассажир". Затем родственникам беглеца было объявлено, что он "пропал без вести". И лишь "Голос Америки" расставил все точки над i.

После прыжка

Полгода Курилов провел на Филиппинах, ожидая решения властей по его судьбе. Полтора месяца он провел в тюрьме. Там его не воспринимали как обычного заключенного – все знали его судьбу и относились к нему вполне благосклонно. Начальник тюрьмы даже брал его с собой на "вечерние обходы", в ходе которых они посещали местные кабаки, где напивались местного алкоголя. После освобождения Курилов работал в местной пиццерии, копал канавы и ждал решения властей. После того, как Канада разрешила ему поселиться на её территории (там проживала его сестра), Станислав покинул Филиппины.

В Канаде он работал в различных американских и канадских океанографических фирмах, которые занимались исследованиями моря, поисками полезных ископаемых и поставками водолазного снаряжения. Работал и на Гавайских островах, и за Полярным кругом. В какой-то момент судьба свела его с израильскими писателями Александром и Ниной Воронель, которые, узнав историю его побега из СССР, решили снять художественный фильм. Сценарий поступил в работу на канале Би-Би-Си, но по каким-то причинам фильм так и не появился. Зато пока шла работа над фильмом, Курилову выдали аванс, на который он прилетел в Израиль и прожил там несколько месяцев. За это время он успел познакомиться с Еленой Генделевой, которая впоследствии стала его женой. В 1986 году Станислав переехал в Израиль на постоянное место жительства.

29 января 1998 года Станислав Курилов при выполнении очередного погружения в Тивериадском озере погиб, запутавшись в рыболовной сети и выработав весь воздух.

Море спасло его, и море же его убило.



Курилов с женой Леной. Фото: Из архива Елены Гелендевой

Станислав Курилов вошел в историю как один из самых бесшабашных беглецов. Отдать должное, он не хаял свою страну из-за безопасного рубежа, как это делали многие другие современные ему диссиденты. В книге Курилов несколько раз даже выражал сожаление, что ему пришлось расстаться с друзьями и родными. По его поведению можно сделать вывод, что политическое устройство государства в его побеге практически не играло никакой роли – он просто был авантюристом, способным бросить вызов любой ситуации. И он этот вызов бросил – чекистам, которые "спрофилактировали" его возможный побег "на всякий случай", чем, собственно, и сделали этот побег возможным.

Он бросил вызов государству – и победил! Победил только благодаря своей исключительной выносливости, стойкости и готовности смотреть смерти в лицо. Такое подвластно далеко не всем, даже самым смелым людям.

И все же заочно в СССР он был приговорен к 10 годам лишения свободы за измену Родине.

В 2012 году режиссёром Алексеем Литвинцевым был снят о Курилове документальный фильм "Один в океане".

Ученый Станислав Курилов почти трое суток провел в Тихом океане и проплыл около ста километров.

Через океан к свободе. Фото: flickr.com/Jeanne Menjoulet

13 декабря 1974 года 38-летнему советскому океанологу удалось совершить невозможное: он буквально «уплыл» из Советского Союза, прыгнув за борт круизного парохода с одноименным названием. Морем и океаном Станислав, или Слава, как его все называли, бредил с детства, мечтал увидеть мир, совершить кругосветное путешествие. Для себя он видел только один единственный выход.

Выход один

Станислав Курилов. Кадр YouTube

Слава Курилов родился на Северном Кавказе, в Орджоникидзе (сегодня Владикавказ), детские годы он тоже провел далеко от моря, в казахстанском Семипалатинске. Впоследствии родные и знакомые удивлялись: откуда в парне взялась такая удивительная страсть к водной стихии?

Слава очень рано , в десятилетнем возрасте он уже переплывал Иртыш, а в 15 лет поехал в Ленинград, устраиваться юнгой на Балтийский флот. Когда его не взяли – попытался поступить в мореходное училище, но ему помешала близорукость. Впрочем, мечту, связать жизнь с морем и океаном, он все же исполнил – закончил Ленинградский гитрометеорологический институт и стал океанологом.

Как вспоминала двоюродная сестра Курилова, учился он постоянно, жадно схватывал новые знания, его влекло все новое и неизвестное. Изучал психологию в пединституте, отучился на штурмана дальнего плавания, водолаза, акванавта (так в те годы называли аквалангистов), серьезно занимался йогой – без проблем спал на гвоздях или голодал по месяцу. Вместе с другими учеными испытывал в Геленджике проект новой подводной лаборатории на 14-метровой глубине. Мечтал о серьезных подводных исследованиях – но проект с Жаком Кусто сорвался, а в экспедицию на атоллы Тихого океана его не пустили.

Из-за того, что старшая сестра Курилова вышла замуж за индуса и уехала с ним в Канаду, Станислав стал невыездным. Запись в личном деле «посещение капстран считаем нецелесообразным» стала для него своего рода приговором. «Выход один – бежать», — напишет он позже в своих воспоминаниях.

Сто километров до свободы


Пассажирский пароход «Советский Союз» во Владивостоке. Источник: Wikimedia

Как , Станислав Курилов долгое время не понимал. Пока на глаза ему не попалась реклама 20-дневного круиза парохода «Советский Союз» из Владивостока до экватора и обратно. Так как лайнер не заходил в зарубежные порты, оформлять визу для этого путешествия не требовалось.

больше по теме

По карте Курилов рассчитал примерный маршрут, прикинув, когда лайнер будет окончательный план побега был подготовлен уже на корабле. Спрыгнуть с него можно было только с главной палубы, фактически – прямо под винт, небольшая промашка – и прощай жизнь. Но рвавшийся на свободу ученый решил, что терять ему нечего. С собой у него были ласты, плавательная маска и трубка – с ними он и покинул «Советский Союз» ночью, пока остальные туристы веселились, танцевали и пили.

Вначале Курилов плыл по огням удаляющегося корабля, днем он сбивался с курса, проклиная себя за то, что не взял компас, ночью ориентировался по звездам. На вторые сутки вдалеке показался берег – но течение отнесло мужчину в сторону. Он начал выбиваться из сил, ноги и руки сводило, «горели» обожженные на солнце плечи и лицо, его начало лихорадить. Впоследствии ученый скажет, что он несколько раз терял сознание. На третьи сутки Станислав Курилов уже был почти в забытьи – но океан, который он так любил, не дал ему погибнуть, «вынес» его к берегу филиппинского острова Сиаргао. Впоследствии ученый не раз говорил, что если бы не его многолетние практики йоги, ему вряд ли бы удался этот побег — один в океане, почти трое суток, он бы просто не выжил.


Песчаные пляжи острова Сиаргао. Источник: Wikimedia

Океан дал – океан взял

Филиппинцы депортировали советского ученого в Канаду, где жила его сестра. Он работал сначала сотрудником пиццерии, потом устроился в океанографическую фирму. Работал в Канаде, США, на Гавайях, в Ледовитом океане, участвовал в морских исследованиях, океанографических экспедициях.

В Союзе Курилова заочно приговорили к 10 годам – за измену родине. В СССР у него остались первая жена с сыном и вторая супруга, как ни странно, к ним никаких репрессий не применили, а вот его младший брат, штурман дальнего плавания, лишился работы.