Постижение эмоционального состояния проникновение. В чем разница между эмпатией и сочувствием? Какие виды эмпатии бывают

«МЕХАНИЗМ» ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИЙ: эмпатия, сопереживание, трансфер, заражение.

1. Эмоция. Эмоциональность. Экспрессия.

2.Психофизиология эмоций.

3. Функции эмоций.

4. Информационная теория эмоций.

5. Передача эмоций.

6. Виды эмоций.

ЭМОЦИЯ – динамичная форма психического отражения значения жизненных явлений, событий и ситуаций с точки зрения их влияния на удовлетворение или неудовлетворение потребностей личности. Это «зеркало» степени и глубины удовлетворённости потребностей, оценка, отражение отношения результата деятельности к её мотиву. Если с т. з. мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции, если неуспешна – отрицательные. Эмоции возникают лишь если не удовлетворены потребности. Это знаки, сигналы неосознаваемых потребностей и мотивов.

Эмоциональные явления существуют в формах:

· ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА или ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ – отражающего длительное, глубоко существенное отношение человека к стабильной во времени ситуации;

· ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ – отражающего кратковременное отношение к неустойчивой во времени ситуации.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬсвойство психики человека, отражающее содержание, качество и динамику его эмоций.

ЭКСПРЕССИЯвыразительность, сила проявления чувств. Внешние проявления эмоций в мимике, пантомимике, голосе.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ.

Субстрат эмоций. ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: гиппокамп, свод, мамиллярные тела, переднее ядро таламуса, поясная извилина, некоторые ядра гипоталамуса, миндалевидное тело, обонятельная луковица, тракт и бугорок, ретикулярная формация среднего мозга. Центральная часть лимбической системы – гиппокамп. В своих составных частях лимбическая система сходна у всех млекопитающих.

Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям из ствола мозга в кору больших полушарий, проходят через одну или несколько лимбических структур. Сигналы, исходящие из коры, тоже проходят через структуры лимбической системы, следуя к органам-исполнителям.

В ретикулярной формации в качестве медиатора используются норадреналин, адреналин и дофамин. Недостаток в мозге норадреналина приводит к депрессии типа тоски, а дефицит адреналина вызывает депрессию тревоги. Норадреналин участвует в формировании реакции удовольствия, а дофамин способствует возникновению приятных ощущений и даже эйфории.

Межполушарная асимметрия и эмоции. Правое полушарие более эмоциогенное: оно обеспечивает преимущество левой половины зрительного поля при оценке выражения лица и левого уха – при оценке эмоционального тона голоса. Левая половина лица интенсивнее выражает эмоции при помощи мимики, особенно отрицательные, а правая – выражает положительные эмоции. Левое полушарие ответственно за восприятие и экспрессию положительных эмоций, а правое – отрицательных. Правое полушарие – источник бессознательной мотивации, воспринимает мир в неприятном, угрожающем свете. Левое полушарие доминирует в организации целостного эмоционального переживания на сознательном уровне.

ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ. В ходе эволюции эмоции возникли, как средство, позволяющее определять биологическую значимость внешних воздействий на организм и его внутренних состояний. Это форма видового опыта , усваиваемого на генетическом уровне, позволяющего автоматически, инстинктивно совершать или не совершать какие-то действия (по избежанию опасности, по продолжению рода…), целесообразность которых скрыта от его сознания. Как форма индивидуального опыта эмоции – возникают накануне стандартных и нестандартных ситуаций, при появлении первых сигналов, свидетельствующих об их возможности, и позволяют субъекту заблаговременно подготовиться к грядущему. Эмоции – психическая форма проявления физиологических процессов, происходящих в организме, вырабатывающем ответ на вызов среды. Они сопровождаются изменением деятельности органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры…Физиологический субстрат эмоций – продукты деятельности нервной вегетативной системы, взаимодействующей с ансамблями головного мозга, обеспечивающей энергетическую поддержку готовящемуся ответу.

Простейшая форма эмоции – непосредственные переживания, сопровождающие жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные) и побуждающие к их сохранению или устранению. Они неустойчивы и ситуативны.

В экстремальных ситуациях, когда субъект не справляется со складывающимися вокруг него обстоятельствами, развиваются аффекты .

Высшие формы эмоций – устойчивые, осмысленные чувства к предметам, отвечающим высшим потребностям человека.

Сильное, абсолютно доминирующее чувство – страсть.

Острая форма переживания эмоции – отчаяния, ярости, ужаса … - пароксизм.

Общий эмоциональный фон, состоящий из комплекса эмоций, возникающих вокруг какой-то доминирующей потребности – настроение. Это продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности.

Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями часто лежит в основе неврозов.

Развитие эмоций в онтогенезе выражается:

Формы эмпатии :

· сопереживание – отождествление своих эмоциональных состояний с состояниями другого человека, когда в сознании субъекта отражается отношение другого человека к происходящим с ним событиям. Сопереживания возникают в результате: 1) неосознаваемого, непроизвольного эмоционального заражения, охватывающего субъекта при непосредственном, обычно случайном контакте с испытывающим те или иные эмоции человеком (страх, радость…); 2) осознанного, произвольного отношения идентификации себя с членами референтной группы цели, ценности, нормы которой индивид разделяет. Когда он как бы ставит себя на место другого и поэтому испытывает те же чувства, что и он.

· сочувствие - переживание своих эмоций в связи с чувствами другого человека.

Специфика эмпатии в отличие от других видов понимания (идентификация, принятие ролей, децентрация…) в том, что в ней слабо проявляется рефлексия . Эмпатия замкнута в рамки непосредственного эмоционального опыта.

Трансфер – перенос эмоционального отношения к значимым для себя людям на других людей (например, перенос любви и доверия к собственному отцу на вождя или руководителя…).

Позитивный трансфер – перенос чувств любви, восхищения, уважения, доверия…

Негативный трансфер – перенос чувств страха, ненависти, отвращения, вражды, злобы.

Заражение – передача эмоционального состояния от одного индивида другому на психофизиологическом уровне – помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему. Бывает в различной степени произвольным. При наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции (например, паника в толпе). Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений… и служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторого уровня интенсивности. Тогда вышедшее из-под контроля обоюдное заражение приводит к распаду социальных структур и к вырождению организованно взаимодействующей группы в разновидность толпы.

ВИДЫ ЭМОЦИЙ:

· Эйфория – повышенное радостное, весёлое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам. Сопровождается мимическим и общим двигательным оживлением, психомоторным возбуждением.

· Симпатия – устойчивое положительное отношение к другим людям или явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, стремлении к общению, оказанию внимания, помощи. Возникает на основе общих взглядов, ценностей, идеалов, интересов или – привлекательной внешности, поведения.

В динамике симпатия, достигая напряжённости, может перейти в страсть, прочную привязанность или окончиться охлаждением, разочарованием и даже перейти в антипатию и неприязнь.

· Оптимизм – жизнерадостное миросозерцание, вера в людей, в собственные силы и возможности, уверенность в прогрессе общества и в успехе своей деятельности.

· Надежда – ожидание некоторого желаемого события, предвосхищение вероятности его осуществления. Возникает на основе: 1)познания причин, обусловливающих ожидаемые события, 2)субъективного эмоционального опыта, накопленного в сходных ситуациях в прошлом, 3)веры, сильного желания наступления ожидаемого события. Помогает мобилизовать энергию на подготовку и осуществление деятельности, результатом которой может стать желаемое событие.

· Вдохновение – напряжение, подъём душевных сил, творческое волнение, ведущее к реализации замысла, идеи. Сопровождается повышенной общей активностью, продуктивностью деятельности, сознанием лёгкости творчества, переживанием «одержимости» и глубокого погружения, сосредоточенности на творчестве. Достигается при условии овладения в совершенстве технологией творческой деятельности, когда сам процесс не осознаётся, а всё внимание сосредоточено на достижении его результата. Другим непременным его условием является воля к достижению цели.

· Любовь – 1)интенсивное, напряжённое и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; 2)высоко напряжённое положительное отношение, выделяющее его объект среди других и помещающее объект в центр жизненных потребностей субъекта. Сопровождается стремлением к ответному чувству той же интенсивности, напряжённости и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими эмоциями нежности, восторга, ревности….

Охватывает широкий спектр эмоциональных явлений от симпатии – до страсти.

Органически сочетает две тенденции – 1)сексуальность, как стремление обеспечить продожение рода, 2)быть идеально представленным, продолженным в личности другого – значимого человека.

Фромм: любовь – это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще; форма проявления заботы, ответственности, уважения, понимания к другим людям; желание и способность зрелой созидательной личности к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Требует разнообразных знаний и умений в т. ч. дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности, веры…

· Гордость – чувство, возникающее от осознания соответствия своих возможностей, итогов деятельности личностному идеалу, концепции «Я-идеальное».

· Радость – чувство, сопровождающее удовлетворение потребности, достижение поставленной цели, оправдание надежды, подтверждение прогноза.

· Ненависть – стойкое отрицательное чувство, направленное на явления, противоречащие потребностям субъекта, его убеждениям или ценностям. Вызывает негативную оценку предмета, которому оно адресовано и активную деятельность, направленную против него.

Формированию ненависти предшествует накопление недовольства или более слабых негативных эмоций.

Предметом ненависти может быть как реальная, так и воображаемая причина.

Контроль формирования и развития чувства ненависти осуществляется путём раскрытия сущности нежелательных явлений и их причин. Осознание неизбежности неприятных событий, а также нравственнные убеждения помогают управлять и сдерживать ненависть.

· Зависть – проявление мотивации достижения, когда чьи-то преимущества в приобретении социальных благ – материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств… - воспринимаются субъектом как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями.

«Белая зависть» - признание чужого успеха, стимулирующее творческую активность и стремление к соревнованию.

«Чёрная зависть» - негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости (синдром Сальери).

В онтогенезе зависть появляется достаточно поздно в результате конкурентного характера игр, депривации потребности в признании.

· Вина:

2) страх перед «сверх-Я» – принуждает к отказу от запретных желаний и осуществляет к наказанию (Фрейд).

Осознание своих действий или помыслов как причину вреда для интересов значимых для личности «других» и мысленное осуждение себя, желание исправить созданное положение ценой неудовлетворения собственных потребностей.

Позднее вина трансформируется в совесть .

· Стыд – результат рефлексии: осознание несоответствия своих поступков или намерений принятым в обществе нормам или требованиям морали. Фокусирует внимание субъекта на цензуре собственных поступков, действий, мотивов. Результат оценки самого себя с точки зрения Значимого Иного.

· Испуг – состояние в ситуации внезапной опасности, когда не было предварительной готовности к восприятию угрозы.

· Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Состояние ожидания опасности. Источниками опасности могут быть как реальные внешние объекты, внутренние состояния организма (болезнь), так и неврозы по поводу неудовлетворения потребности. Возникает на стадии предвосхищения опасности.

Диапазон оттенков страха: тревога (если источник опасности неопределён) - опасение – боязнь – испуг – ужас.

Вызывает стереотипы защитного поведения: бегство, оцепенение, защитную агрессию.

Функционально страх предупреждает опасность, позволяет сосредоточить на ней внимание, создать стратегию избегания или защиты.

· Ажитация – аффективная реакция, возникающая в ответ на угрозу жизни, аварийную ситуации. Проявляется в форме сильного беспокойства, тревоги, потери целенаправленности действий. Человек суетится и становится способен выполнять лишь простые автоматизированные действия. Возникает ощущение пустоты и отсутствия мыслей, нарушается возможность рассуждать. Это сопровождается вегетативными нарушениями: бледность, учащённое дыхание, сердцебиение, дрожание рук.… Это препатологическое состояние в границах психической нормы.

· Аффект – сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение, эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и сдвинуто к его концу. В его основе – внутренний конфликт между влечениями, стремлениями и желаниями, или же противоречие между требованиями, предъявляемыми человеку или самому себе, и возможностями их выполнить.

Возникает и развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, неожиданных ситуаций. Обладая свойствами доминанты, он тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ выхода из «аварийной» ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в процессе эволюции и потому оправданный лишь в типичных условиях.

С его помощью возникает специфический опыт – аффективные следы, проявляющиеся при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации и предупреждающих о возможном её повторении.

В состоянии аффекта характерно сужение сознания, при котором внимание целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными им действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей сознания.

Аффект ограничивает возможность произвольной регуляции поведения.

· Тревога – возникает в ситуации неопределённой опасности; проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на определённую угрозу представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Связана с ожиданием неудач и неосознанием источника опасности.

Функционально тревога не только предупреждает о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию действительности с целью определить угрожающий момент или предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера.

Тревога может стать источником неврозов, если в её основе – внутренние противоречия в развитии и строении психики, например – завышенный уровень притязаний, недостаточная нравственная обоснованность мотивов….

Ослабляется с помощью защитных механизмов вытеснения, рационализации, проекции…

· Тревожность – готовность к страху, состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности.

· Страдание – переживание неудовлетворения остро актуальной потребности.

· Фрустрация – переживание неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели.

Относится к «О системной нейрофизиологии»

Определение и описание, данное в http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1143 (и в общих чертах повторяющееся во многих других словарях психологических терминов и статьях):

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
Термин "эмпатия" введен Э. Титченером , обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теор иями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса . Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции (см. Аффект) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (идентифи кации, принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны (см. Рефлексия), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.
Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.


Более подробно о возникновении понятия и то, какой смысл в него вкладывают - написано в Проникновенное сопереживание . Очень важно:
При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что "как если бы".
Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентифи кации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько "вчувствовался" во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.
Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время.

Чтобы иметь возможным "поставить себя на место другого" нужно неплохо представлять себе этого другого, иметь его модель у себя в голове. Только так можно не впадать в иллюзию, перенося собственные стереотипные представления на другого.

В исследованиях, проводимых в подростковой среде, начинают впервые обнаруживаться половые различия в отношениях к различным объектам эмпатии. Девочки-подростки в целом проявляют большую степень сочувствия к животным, чем мальчики. Этот факт можно считать результатом более раннего усвоения девочками нравственных норм, а также большей ориентацией девочек на общение, их стремлением иметь признание в межличностных отношениях, в то время как мальчики более ориентированы на предметные достижения.
...
Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном общении подростка. Эмпатия, в свою очередь, основывается, как пишет Г. Крайг, на социальном выводе, "потому что если вы не знаете того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать" .
...
Эмпатия как психи ческое личностное образование, достигнув своей выраженности в период пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма. В ряде зарубежных исследований, касающихся подросткового и юношеского возрастов, описан эффект переноса эмпатийных переживаний отрочества на юность и зрелый возраст с сохранением эмоционального знака. "Если будучи ребенком и подростком человек имел с родителями эмпатийное взаимопонимание, то в период взрослости эмпатийное реагирование на окружение не вызывает отрицательных переживаний, и наоборот: кое-кто в течение всей жизни переносит на других людей ненависть к своим родителям" . Эффект переноса эмпатийных переживаний выражается также в том, что, однажды проявившись в отношении к какому-либо объекту, эмпатия может распространяться на другие объекты, к которым личность до этого была настроена индифферентно.
...
Обнаружена значительная корреляция показателей эмпатии к героям художественных произведений...

Эмпатия может проявляться по отношению не только к реально существующим, но и вымышленным персонажам, что несомненно исключает непосредственность передачи "эмпатийного сигнала", а говорит о способности сознательно или неосознанно ставить себя на место того, о ком имеется определенное представление. Читая о переживаниях персонажа, мы настолько способны сопереживать ему, насколько хорошо уже понимаем его или нам кажется, что понимаем: что он подходит под некий известный стереотип. По отдельным признакам в ходе повествования мы судим о переживаниях, согласно нашей модели. И это может значительно, до противоположности, расходиться с оценкой тоже же самого других людей, что дополнительно свидетельствует: нет некоего внешнего источника такой информации.

В клиент-центрированной терапии Карла Роджерса и психоаналитической Я-психологии Хайнца Кохута эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой терапевта в терапевтических отношениях и ключевым условием изменения личности клиента1). Кохут отстаивал позицию, что основным инструментом в психоаналитическом исследовании является именно эмпатия аналитика. Кроме того, Кохут поместил эмпатическую откликаемость окружения ребёнка в центр своей теор ии нарциссического развития Я. Благодаря их влиянию эмпатия была признана большинством терапевтических школ в качестве основополагающего навыка терапевта, необходимого для создания терапевтического климата.
...
Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинством авторов. Начальной точкой, на наш взгляд, может послужить утверждение Мид (Mead, 1934) о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека.
...
Однако, эмпатия - это не просто отождествление с переживанием другого индивида. Рассмотрим простой пример: пациент начинает плакать. То, что терапевт непосредственно наблюдает, это слёзы и спертое дыхание, свидетельствующее о комке в горле. Терапевт сравнивает эти сигналы с собственными аналогичными переживаниями. Таким образом, терапевт приходит к гипотез е о эмоциональном состоянии пациента. Вместе с пациентом терапевт переживает некоторую боль и печаль, однако это не значит, что он находится с ним в слиянии. Терапевт лишь временно переживает эти чувства. Вместе с тем он осознаёт, что данные переживания относятся к пациенту, что позволяет ему сохранить некоторую дистанцию от них. Другими словами, терапевт не только находит в себе переживания, которые кажутся ему сходными с тем, что он наблюдает у пациента, но и делает поправку на расхождение опыта.

Для полноты картины, в понятийном плане определения явления эмпатии, стоит ознакомиться с тем, как это явление представляли и чем наделяли различные ее умозрительные исследователи. Так, в Эмпатия как предмет исследований в современной западной философии :
В последние два десятилетия ХХ века феномен эмпатии, традиционно понимаемый как способность человека представлять себя другим и телесно-чувственно проживать его воспринимаемые/вспоминаемые/воображаемые формы и предполагаемые состояния, все чаще становится объектом внимания философов (Е.Я. Басин, Е.В. Борисов, А.Дж. Ветлизен, Х.Г. Кёглер, О.Ю. Кубанова, Р.А. Маккрил, Х. Питер Стивс, М. Савицки, Д.В. Смит, В.П. Филатов, Ю.М. Шилков).
...
Согласно Гуссерлю, в эмпатии раскрывается сущность социального познания и поэтому ее можно отнести не столько к сфере онтологии Другого (там рассматриваются трансцендентальные и интертемпоральные предпосылки эмпатии), сколько к сфере гносеологии Другого (там рассматривается имманентно-трансцендентная, позиционально-квази-позициональная познавательная структура эмпатии). Эмпатия включает в себя как до-рефлексивное знание что Другой есть, так и до-рефлексивное и осознанное предполагание что именно собой представляет Другой. В феноменологии Э. Гуссерля и Э. Штайн эмпатия наделена достаточно высоким гносеологическим статусом.
Современный американский философ Д. Смит еще более подчеркивает гносеологическую составляющую эмпатии, когда наряду с эмпатической идентифи кацией и эмпатическим восприятием при знакомстве с Другим особо выделяет "эмпатическое суждение". Такое суждение предполагает вживание не только в чувства, но и в мысли, в особенности мировосприятия Другого. Я делает умозаключение не что Другой есть, не что именно он есть, а что он переживает. "Я могу эмпатически судить, что Другой переживает, только если я обладаю способностью репродуктивно воображать, что я переживаю вместо Другого".
...
Г.-Г. Гадамер, анализируя роль предпонимания и традиции как универсальных условий возможности интерпретации текстов, потому наделял эмпатию низким методолог ическим статусом герменевтики, что считал ее способностью чувственно-интуитивного слияния понимающего с понимаемым, такого психологического слияния, при котором невозможно различить заложенный в понимаемом смысл . Он полагал, что с помощью эмпатии невозможно объективно и достоверно реконструировать заложенный в тексте смысл , поскольку для того, чтобы понять текст необходимо прежде всего знать язык, на котором он изложен, языковую традицию того исторического прошлого, когда он был создан. Интуитивное понимание не дает такого знания. Только если возникает реальный или воображаемый диалог между понимающим и понимаемым на основе общей языковой традиции, можно, согласно Гадамеру, говорить об обнадеживающих перспективах интерпретации.

Сопоставляя представления о психи ческом явлении "эмпатия", можно выделить основные ее черты: она не дается от рождения, а приобретается с опытом познания объекта эмпатии, как свойство представлять себя на месте другого, не обязательно живого (можно и вымышленного персонажа, даже сказочно-воображаемого) или ныне живущего, и даже не обязательно человека. И эта способность настолько же дает точные результаты (в случае с вымышленными персонажами - адекватн ость с представлениями автора), насколько хорошо знакомы свойства, реакции другого.
Но все сказанное касается вовсе не только того, по отношению к чему обычно применяют слово "эмпатия". Точно так же как строятся и развиваются модели поведения живых существ, вообще все объекты воспринимаемого (объект - несуществующая в реальности абстракция, - то, что выделяется в восприятии как некая совокупность свойств, проявляемых целостно одним "объектом", представленным "неделимо").
Прошу прошение за то, что дальнейший текст потребует немалого напряжения в его понимании для тех, кто не представляет себе в достаточной мере механизмы работы мозга. Однако, он несет самый непосредственный и строгий смысл , который становится доступен при внимательном прочтении или после ознакомления с популярным изложением представлений системной нейрофизиологии . Но смысл сказанного не теряется и независимо от понимания реализации конкретных механизмов в случае внимательного прочтения.
Все то, что воспринимаемся извне и не безразлично личности (имеет не нулевое произведение новизны на значим ость) запоминается как связанная между собой (общим ансамблем возбуждения) совокупность более элементарных свойств, и в последующем распознается по этим свойствам.
Так организуется распознавание от самых элементарных зрительных образов (круги, квадраты, полосы, точки), в "зрительном анализаторе" мозга, до объектов, имеющих признаки от различных сенсорных систем (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные), функции распознавания которых реализованы по одному и тому же принципу: как адаптивн ые детект оры совокупности воспринимаемых признаков (см. Иллюстрация организации памяти мозга). В этом нет никакой принципиальной (и вообще для нашего восприятия) разницы между любыми объектами восприятия, от простых до самых сложных.
Общим для всех объектов является то, что его распознавание происходит в зависимости от более общих условий восприятия (т.е. признаки условий также дополняют совокупность всех признаков дающую уверенность распознавания), самым общим из которых является эмоциональное состояние, и более уточняющие: место действия, время действия, текущие потребности организма, присутствие других объектов, как-то связанных по возможному воздействию. В каждом из таких условий распознается объект в неразрывной связи со смысл ом, значением его для нас во всех известных вариантах воздействия и результатов этого воздействия, представление о которых дает жизненный опыт прежних контактов с объектом. С каждым новым контактом все более уточняет совокупность возможных условий в которых объект проявляет новое для нас свойство, вызывая наше к этому отношение: положительное или отрицательное, что и определяет в будущем, будем ли мы избегать контакта в данных условиях или стремиться к нему.
Топологически в нейрон ной сети мозга такие детект оры признаков представлены колонками нейрон ов - специализирующихся детект оров во всех зонах мозга, и являются наиболее общим и универсальным принципом его организации: от анализа на элементарные признаки восприятия - через синтез все более сложных детект оров объектов восприятия - к конкретным программах действия - эффектор ным детект орам. Это - хорошо изученная и детально описанная структурно организация нейрон ной сети. Описанная как морфологически, так и модельно на уровне схемотехники персептронов и их математической формализ ации (см. подборку фактических материалов Исследования психи ческих явлений).
Во всех случаях развития представлений об объекте мы примеряем его воздействия на нас, в зависимости от личной системы отношения - значим ости, которая и подсказывает, хорошо это для нас или плохо.
Объект "Я", как выделяемая совокупность признаков самого себя среди окружающего, в этом плане ничем не отличается от моделей любых других объектов, и формируется столько различимых моделей Я, сколько значительно различимых условий присутствовало в личном жизненном опыте. Особенно это касается самых общих, эмоциональных состояний. В каждом из этих состояний объект Я может проявлять свойства, подчас, противоположные свойствам в других условиях. Так, модель поведения в состоянии наркотического транса (алкогольного опьянения или др.) это - резко отличающаяся по свойствам личность, имеющая собственные моральные и этические представления. В случаях длительного опыта наркотического транса такая личность может оказаться более детально развитой, чем все другие.
Фокус внимания (точка осознания) таким образом ограничивает каналы восприятия, чтобы наиболее важная информация (важность соответствует произведению отклика детект оров нового на отклик системы значим ости) оказывалась связана в общем ансамбле возбуждения с той моделью объекта Я, которая активна (представлена возбуждением в нейрон ной сети детект оров распознанных признаков) в данных условиях. Модель Я получает каналы восприятия, для нее приоткрываются (не полностью активированные) каналы возможных действий (которые определяются прежним опытом). Каждый из этих каналов окрашен отношением к получаемому результату (связан с активностью системы значим ости), что дает возможность в момент, когда станет необходимо действовать (появился пусковой стимул в восприятии), выбрать наиболее предпочтительный вариант из всех.
Но точно так же фокус внимания может организовать каналы восприятия - ответа и для любой другой модели объектов, даже не одной из моделей собственной личности. Этот трюк проделывают гипнотизеры, заставляя человека почувствовать себя другим человеком, воплотиться в него. Так бывает и при некоторых психи ческих расстройствах, когда текущие модели Я оказываются настолько связанными с негативными переживаниями, что становится невозможным активировать их вниманием. И тогда оставшимся еще не блокированным оказывается модели Я в детстве. Человек начинает полностью и совершенно естественно осознавать себя в другой модели объекта. Его можно даже заставить воплотиться в великого художника или ученого и он станет выполнять эту роль настолько, насколько имеет об этом сложившиеся представления.
В наркотических трансах человек может воплотиться даже не в живое существо, а в камень, в пламя, в демона, в Бога, во что угодно существующее или вымышленное, что имеет представительство в виде модели объекта.
В норме, оставаясь самим собой, точно так же как приоткрываются каналы возможных вариантов действий, с текущим объектом Я, на котором есть фокус внимания, может связываться активность других объектов восприятия, давая возможность осмысл ить (оценить значим ость) их в контекст е существующих условий. Мы получаем возможность представить реакции другого объекта настолько, насколько хорошо его знаем и уже сталкивались с подобными реакциями. А если нет, то можем только предположить, насколько возможны (не противоречивы с его свойствами) для него те, реакции, которые вообще присущи данным условиям. И степень сочувствования может быть от самого легкого подвозбуждения вариантов поведения объекта до полного отождествления с ним самого себя (полная передача фокуса внимания ему).
Определенные проявления такого сочувстования называют эмпатией:) Но на самом деле это - намного более общее явление, чем, то, что условились называть эмпатией. Ясно, что так сочувствовать можно не только моделям других объектов, но и собственным моделям в других условиях, жалея себя, переживая за случившиеся или предстоящее, ставя себя в другую ситуацию и пытаясь понять, как будем себя в ней чувствовать. Сопереживать, даже в каком-то возможном смысл е ставя себя на сторону сопреживаемого, можно вымышленному персонажу или брошенному у дороги цветку, вообще чему угодно от самых простых объектов восприятия до самых сложных - сопереживать народу или культур е, идее или объекту художественного творчества.
Я думаю, что теперь понятно, почему в начале этой статьи не была сделана попытка дать строгое определение эмпатии:) Для взаимопонимания вполне достаточно того понятия, которое оказалось сейчас наиболее общепринятое, а вот для понимания сути необходимо было выйти за рамки и рассмотреть механизм явления, реализованный в организации памяти мозга. После чего становится ясно, каковы вообще свойства и возможные приложения этого явления - совершенно осмысл енно. И, в частности, избежать иллюзий понимания, так характерных для этой абстракции. Особенно в устоявшихся представлениях о том, что стоит мысленно поставить себя на место любого другого и станет возможно достоверно представить, что именно он чувствует и как может поступить. Для последнего нужно иметь очень большой опыт очень близких отношений, но и он во многом не гарантирует желаемо полного понимания... ведь люди меняются постоянно с каждым соприкосновением с реальностью:) Это обеспечивает им вообще способность понимать и быть в соответствии с меняющейся действительностью, не становясь более приспособленными монстрами методами видообразования, а чисто психи чески, на протяжении собственной жизни.

И в конце - живой пример...
Вот что сказала одна девушка про то как возникли условия для того, чтобы она начала развивать свою эмпатию. Причем она сразу и не обратила внимания на эти условия и процесс развития как бы шел сам по себе:

в детстве - еще до школы.... или в самой ранней школе..... я очень любила командовать девочками...... и как-то они все ушли от меня...... а я расплакалась кажется..... а мои родители рассмеялись..... и папа сказал: ну а кому бы понравилось, чтобы ими командовали...... вот ты попробуй себя поставить на их место... подумай, что они чувствуют.... и тогда поймешь, как, когда и с кем нужно разговаривать....... и после этого................... я не помню, как именно это произошло, но помню, что все поменялось...........
...
я именно как бы чувствовала....... но не могу объяснить как....... но если очень-очень хотела, то понимала почти всегда..... я просто отстранялась как бы от ситуации на мгновение.... только на мгновение.... и то, что я собиралась сказать, я говорила как бы сама себе, а сама в это время была другим человеком - моим собеседником..... и часто после этого я меняла готовую фразу...... я жила так несколько лет..... даже много лет............
...
но иногда меня просят объяснить - почему тот или иной человек так-то поступает..... и я тогда могу подумать, сосредоточиться, почувствовать - и объяснить его поведение..... хотя я могу быть с ним совершенно не знакома.....

Эта девушка, с тех пор как ей в детстве подсказали идею "поставить себя на место другого", так увеклась этой идеей, что мало как кто другой, целенаправлено для общения набирала эмпатический опыт, все время его корректируя в диалоге.

В детстве (и не только) мы, бывает, сами или с помощью подсказки другого, совершаем наши собственные, личные открытия, обнаруживая нечто очень интересное тем, что это наверняка можно эффективно использовать (так нам кажется). Как только в голову приходит такая вот удивительно-радостная мысль, это становится началом развития представлений в данном направлении. Развитие как собственного умения, так и понимания вообще.
Конечно же, нужно быть готовым вообще заметить это новое, и оценить его важность, чтобы вообще стало возможным сделать открытие и развивать мастерство его использования.
Те, кто оказывается не готов, не имея нужных представлений или не в силах видеть важность, пройдут мимо, так и не развивая свое новое качество. Предельный случай - дети, воспитанные животными и вообще не способные что-то развить из сферы человеческой коммуникабельности.
Поэтому есть люди развившие эмпатию очень сильно, а есть почти не чувствительные к чужим переживаниям. И это возникает довольно рано с формированием личности. Внешне все выглядит как то, что некоторые обладают способностью, а другие нет. На самом же деле все "способности" приобретаются как результат развития личного жизненного опыта. Однако, немалые различия в потенциал ьных ветвлениях аксон ов мозга, обуславливающие облегченное установление связей для одних структур и затрудненное для других, дают очень не малые различия начальных условий для развития специфических способностей.

Почти все люди довольно рано научаются понимать других людей вокруг, относя к какому-то качеству - типу, и типы этих других не так уж многообразны. Невольно сразу увиденный относится к наиболее типичному. И опыт понимания повадок этого типа все время растет. Но если все время проверять, насколько точно оказывается предположение, то будет немало разочарований. Однако, отнесение к определенному типу - очень личностная операция и мало бывает соотносится с реальностью.

Относится к «О системной нейрофизиологии»
Определение и описание, данное в http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1143 (и в общих чертах повторяющееся во многих других словарях психологических терминов и статьях):

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
Термин "эмпатия" введен Э. Титченером , обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теор иями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса . Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции (см. Аффект) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (идентифи кации, принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны (см. Рефлексия), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.
Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.


Более подробно о возникновении понятия и то, какой смысл в него вкладывают - написано в Проникновенное сопереживание . Очень важно:
При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что "как если бы".
Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентифи кации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько "вчувствовался" во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.
Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время.

Чтобы иметь возможным "поставить себя на место другого" нужно неплохо представлять себе этого другого, иметь его модель у себя в голове. Только так можно не впадать в иллюзию, перенося собственные стереотипные представления на другого.

В исследованиях, проводимых в подростковой среде, начинают впервые обнаруживаться половые различия в отношениях к различным объектам эмпатии. Девочки-подростки в целом проявляют большую степень сочувствия к животным, чем мальчики. Этот факт можно считать результатом более раннего усвоения девочками нравственных норм, а также большей ориентацией девочек на общение, их стремлением иметь признание в межличностных отношениях, в то время как мальчики более ориентированы на предметные достижения.
...
Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном общении подростка. Эмпатия, в свою очередь, основывается, как пишет Г. Крайг, на социальном выводе, "потому что если вы не знаете того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать" .
...
Эмпатия как психи ческое личностное образование, достигнув своей выраженности в период пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма. В ряде зарубежных исследований, касающихся подросткового и юношеского возрастов, описан эффект переноса эмпатийных переживаний отрочества на юность и зрелый возраст с сохранением эмоционального знака. "Если будучи ребенком и подростком человек имел с родителями эмпатийное взаимопонимание, то в период взрослости эмпатийное реагирование на окружение не вызывает отрицательных переживаний, и наоборот: кое-кто в течение всей жизни переносит на других людей ненависть к своим родителям" . Эффект переноса эмпатийных переживаний выражается также в том, что, однажды проявившись в отношении к какому-либо объекту, эмпатия может распространяться на другие объекты, к которым личность до этого была настроена индифферентно.
...
Обнаружена значительная корреля ция показателей эмпатии к героям художественных произведений...

Эмпатия может проявляться по отношению не только к реально существующим, но и вымышленным персонажам, что несомненно исключает непосредственность передачи "эмпатийного сигнала", а говорит о способности сознательно или неосознанно ставить себя на место того, о ком имеется определенное представление. Читая о переживаниях персонажа, мы настолько способны сопереживать ему, насколько хорошо уже понимаем его или нам кажется, что понимаем: что он подходит под некий известный стереотип. По отдельным признакам в ходе повествования мы судим о переживаниях, согласно нашей модели. И это может значительно, до противоположности, расходиться с оценкой тоже же самого других людей, что дополнительно свидетельствует: нет некоего внешнего источника такой информации.

В клиент-центрированной терапии Карла Роджерса и психоаналитической Я-психологии Хайнца Кохута эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой терапевта в терапевтических отношениях и ключевым условием изменения личности клиента1). Кохут отстаивал позицию, что основным инструментом в психоаналитическом исследовании является именно эмпатия аналитика. Кроме того, Кохут поместил эмпатическую откликаемость окружения ребёнка в центр своей теор ии нарциссического развития Я. Благодаря их влиянию эмпатия была признана большинством терапевтических школ в качестве основополагающего навыка терапевта, необходимого для создания терапевтического климата.
...
Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинством авторов. Начальной точкой, на наш взгляд, может послужить утверждение Мид (Mead, 1934) о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека.
...
Однако, эмпатия - это не просто отождествление с переживанием другого индивида. Рассмотрим простой пример: пациент начинает плакать. То, что терапевт непосредственно наблюдает, это слёзы и спертое дыхание, свидетельствующее о комке в горле. Терапевт сравнивает эти сигналы с собственными аналогичными переживаниями. Таким образом, терапевт приходит к гипотез е о эмоциональном состоянии пациента. Вместе с пациентом терапевт переживает некоторую боль и печаль, однако это не значит, что он находится с ним в слиянии. Терапевт лишь временно переживает эти чувства. Вместе с тем он осознаёт, что данные переживания относятся к пациенту, что позволяет ему сохранить некоторую дистанцию от них. Другими словами, терапевт не только находит в себе переживания, которые кажутся ему сходными с тем, что он наблюдает у пациента, но и делает поправку на расхождение опыта.

Для полноты картины, в понятийном плане определения явления эмпатии, стоит ознакомиться с тем, как это явление представляли и чем наделяли различные ее умозрительные исследователи. Так, в Эмпатия как предмет исследований в современной западной философии :
В последние два десятилетия ХХ века феномен эмпатии, традиционно понимаемый как способность человека представлять себя другим и телесно-чувственно проживать его воспринимаемые/вспоминаемые/воображаемые формы и предполагаемые состояния, все чаще становится объектом внимания философов (Е.Я. Басин, Е.В. Борисов, А.Дж. Ветлизен, Х.Г. Кёглер, О.Ю. Кубанова, Р.А. Маккрил, Х. Питер Стивс, М. Савицки, Д.В. Смит, В.П. Филатов, Ю.М. Шилков).
...
Согласно Гуссерлю, в эмпатии раскрывается сущность социального познания и поэтому ее можно отнести не столько к сфере онтологии Другого (там рассматриваются трансцендентальные и интертемпоральные предпосылки эмпатии), сколько к сфере гносеологии Другого (там рассматривается имманентно-трансцендентная, позиционально-квази-позициональная познавательная структура эмпатии). Эмпатия включает в себя как до-рефлексивное знание что Другой есть, так и до-рефлексивное и осознанное предполагание что именно собой представляет Другой. В феноменологии Э. Гуссерля и Э. Штайн эмпатия наделена достаточно высоким гносеологическим статусом.
Современный американский философ Д. Смит еще более подчеркивает гносеологическую составляющую эмпатии, когда наряду с эмпатической идентифи кацией и эмпатическим восприятием при знакомстве с Другим особо выделяет "эмпатическое суждение". Такое суждение предполагает вживание не только в чувства, но и в мысли, в особенности мировосприятия Другого. Я делает умозаключение не что Другой есть, не что именно он есть, а что он переживает. "Я могу эмпатически судить, что Другой переживает, только если я обладаю способностью репродуктивно воображать, что я переживаю вместо Другого".
...
Г.-Г. Гадамер, анализируя роль предпонимания и традиции как универсальных условий возможности интерпретации текстов, потому наделял эмпатию низким методолог ическим статусом герменевтики, что считал ее способностью чувственно-интуитивного слияния понимающего с понимаемым, такого психологического слияния, при котором невозможно различить заложенный в понимаемом смысл . Он полагал, что с помощью эмпатии невозможно объективно и достоверно реконструировать заложенный в тексте смысл , поскольку для того, чтобы понять текст необходимо прежде всего знать язык, на котором он изложен, языковую традицию того исторического прошлого, когда он был создан. Интуитивное понимание не дает такого знания. Только если возникает реальный или воображаемый диалог между понимающим и понимаемым на основе общей языковой традиции, можно, согласно Гадамеру, говорить об обнадеживающих перспективах интерпретации.

Сопоставляя представления о психи ческом явлении "эмпатия", можно выделить основные ее черты: она не дается от рождения, а приобретается с опытом познания объекта эмпатии, как свойство представлять себя на месте другого, не обязательно живого (можно и вымышленного персонажа, даже сказочно-воображаемого) или ныне живущего, и даже не обязательно человека. И эта способность настолько же дает точные результаты (в случае с вымышленными персонажами - адекватн ость с представлениями автора), насколько хорошо знакомы свойства, реакции другого.
Но все сказанное касается вовсе не только того, по отношению к чему обычно применяют слово "эмпатия". Точно так же как строятся и развиваются модели поведения живых существ, вообще все объекты воспринимаемого (объект - несуществующая в реальности абстракция, - то, что выделяется в восприятии как некая совокупность свойств, проявляемых целостно одним "объектом", представленным "неделимо").
Прошу прошение за то, что дальнейший текст потребует немалого напряжения в его понимании для тех, кто не представляет себе в достаточной мере механизмы работы мозга. Однако, он несет самый непосредственный и строгий смысл , который становится доступен при внимательном прочтении или после ознакомления с популярным изложением представлений системной нейрофизиологии . Но смысл сказанного не теряется и независимо от понимания реализации конкретных механизмов в случае внимательного прочтения.
Все то, что воспринимаемся извне и не безразлично личности (имеет не нулевое произведение новизны на значим ость) запоминается как связанная между собой (общим ансамблем возбуждения) совокупность более элементарных свойств, и в последующем распознается по этим свойствам.
Так организуется распознавание от самых элементарных зрительных образов (круги, квадраты, полосы, точки), в "зрительном анализаторе" мозга, до объектов, имеющих признаки от различных сенсорных систем (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные), функции распознавания которых реализованы по одному и тому же принципу: как адаптивн ые детект оры совокупности воспринимаемых признаков (см. Иллюстрация организации памяти мозга). В этом нет никакой принципиальной (и вообще для нашего восприятия) разницы между любыми объектами восприятия, от простых до самых сложных.
Общим для всех объектов является то, что его распознавание происходит в зависимости от более общих условий восприятия (т.е. признаки условий также дополняют совокупность всех признаков дающую уверенность распознавания), самым общим из которых является эмоциональное состояние, и более уточняющие: место действия, время действия, текущие потребности организма, присутствие других объектов, как-то связанных по возможному воздействию. В каждом из таких условий распознается объект в неразрывной связи со смысл ом, значением его для нас во всех известных вариантах воздействия и результатов этого воздействия, представление о которых дает жизненный опыт прежних контактов с объектом. С каждым новым контактом все более уточняет совокупность возможных условий в которых объект проявляет новое для нас свойство, вызывая наше к этому отношение: положительное или отрицательное, что и определяет в будущем, будем ли мы избегать контакта в данных условиях или стремиться к нему.
Топологически в нейрон ной сети мозга такие детект оры признаков представлены колонками нейрон ов - специализирующихся детект оров во всех зонах мозга, и являются наиболее общим и универсальным принципом его организации: от анализа на элементарные признаки восприятия - через синтез все более сложных детект оров объектов восприятия - к конкретным программах действия - эффектор ным детект орам. Это - хорошо изученная и детально описанная структурно организация нейрон ной сети. Описанная как морфологически, так и модельно на уровне схемотехники персептронов и их математической формализ ации (см. подборку фактических материалов Исследования психи ческих явлений).
Во всех случаях развития представлений об объекте мы примеряем его воздействия на нас, в зависимости от личной системы отношения - значим ости, которая и подсказывает, хорошо это для нас или плохо.
Объект "Я", как выделяемая совокупность признаков самого себя среди окружающего, в этом плане ничем не отличается от моделей любых других объектов, и формируется столько различимых моделей Я, сколько значительно различимых условий присутствовало в личном жизненном опыте. Особенно это касается самых общих, эмоциональных состояний. В каждом из этих состояний объект Я может проявлять свойства, подчас, противоположные свойствам в других условиях. Так, модель поведения в состоянии наркотического транса (алкогольного опьянения или др.) это - резко отличающаяся по свойствам личность, имеющая собственные моральные и этические представления. В случаях длительного опыта наркотического транса такая личность может оказаться более детально развитой, чем все другие.
Фокус внимания (точка осознания) таким образом ограничивает каналы восприятия, чтобы наиболее важная информация (важность соответствует произведению отклика детект оров нового на отклик системы значим ости) оказывалась связана в общем ансамбле возбуждения с той моделью объекта Я, которая активна (представлена возбуждением в нейрон ной сети детект оров распознанных признаков) в данных условиях. Модель Я получает каналы восприятия, для нее приоткрываются (не полностью активированные) каналы возможных действий (которые определяются прежним опытом). Каждый из этих каналов окрашен отношением к получаемому результату (связан с активностью системы значим ости), что дает возможность в момент, когда станет необходимо действовать (появился пусковой стимул в восприятии), выбрать наиболее предпочтительный вариант из всех.
Но точно так же фокус внимания может организовать каналы восприятия - ответа и для любой другой модели объектов, даже не одной из моделей собственной личности. Этот трюк проделывают гипнотизеры, заставляя человека почувствовать себя другим человеком, воплотиться в него. Так бывает и при некоторых психи ческих расстройствах, когда текущие модели Я оказываются настолько связанными с негативными переживаниями, что становится невозможным активировать их вниманием. И тогда оставшимся еще не блокированным оказывается модели Я в детстве. Человек начинает полностью и совершенно естественно осознавать себя в другой модели объекта. Его можно даже заставить воплотиться в великого художника или ученого и он станет выполнять эту роль настолько, насколько имеет об этом сложившиеся представления.
В наркотических трансах человек может воплотиться даже не в живое существо, а в камень, в пламя, в демона, в Бога, во что угодно существующее или вымышленное, что имеет представительство в виде модели объекта.
В норме, оставаясь самим собой, точно так же как приоткрываются каналы возможных вариантов действий, с текущим объектом Я, на котором есть фокус внимания, может связываться активность других объектов восприятия, давая возможность осмысл ить (оценить значим ость) их в контекст е существующих условий. Мы получаем возможность представить реакции другого объекта настолько, насколько хорошо его знаем и уже сталкивались с подобными реакциями. А если нет, то можем только предположить, насколько возможны (не противоречивы с его свойствами) для него те, реакции, которые вообще присущи данным условиям. И степень сочувствования может быть от самого легкого подвозбуждения вариантов поведения объекта до полного отождествления с ним самого себя (полная передача фокуса внимания ему).
Определенные проявления такого сочувстования называют эмпатией:) Но на самом деле это - намного более общее явление, чем, то, что условились называть эмпатией. Ясно, что так сочувствовать можно не только моделям других объектов, но и собственным моделям в других условиях, жалея себя, переживая за случившиеся или предстоящее, ставя себя в другую ситуацию и пытаясь понять, как будем себя в ней чувствовать. Сопереживать, даже в каком-то возможном смысл е ставя себя на сторону сопреживаемого, можно вымышленному персонажу или брошенному у дороги цветку, вообще чему угодно от самых простых объектов восприятия до самых сложных - сопереживать народу или культур е, идее или объекту художественного творчества.
Я думаю, что теперь понятно, почему в начале этой статьи не была сделана попытка дать строгое определение эмпатии:) Для взаимопонимания вполне достаточно того понятия, которое оказалось сейчас наиболее общепринятое, а вот для понимания сути необходимо было выйти за рамки и рассмотреть механизм явления, реализованный в организации памяти мозга. После чего становится ясно, каковы вообще свойства и возможные приложения этого явления - совершенно осмысл енно. И, в частности, избежать иллюзий понимания, так характерных для этой абстракции. Особенно в устоявшихся представлениях о том, что стоит мысленно поставить себя на место любого другого и станет возможно достоверно представить, что именно он чувствует и как может поступить. Для последнего нужно иметь очень большой опыт очень близких отношений, но и он во многом не гарантирует желаемо полного понимания... ведь люди меняются постоянно с каждым соприкосновением с реальностью:) Это обеспечивает им вообще способность понимать и быть в соответствии с меняющейся действительностью, не становясь более приспособленными монстрами методами видообразования, а чисто психи чески, на протяжении собственной жизни.

И в конце - живой пример...
Вот что сказала одна девушка про то как возникли условия для того, чтобы она начала развивать свою эмпатию. Причем она сразу и не обратила внимания на эти условия и процесс развития как бы шел сам по себе:

в детстве - еще до школы.... или в самой ранней школе..... я очень любила командовать девочками...... и как-то они все ушли от меня...... а я расплакалась кажется..... а мои родители рассмеялись..... и папа сказал: ну а кому бы понравилось, чтобы ими командовали...... вот ты попробуй себя поставить на их место... подумай, что они чувствуют.... и тогда поймешь, как, когда и с кем нужно разговаривать....... и после этого................... я не помню, как именно это произошло, но помню, что все поменялось...........
...
я именно как бы чувствовала....... но не могу объяснить как....... но если очень-очень хотела, то понимала почти всегда..... я просто отстранялась как бы от ситуации на мгновение.... только на мгновение.... и то, что я собиралась сказать, я говорила как бы сама себе, а сама в это время была другим человеком - моим собеседником..... и часто после этого я меняла готовую фразу...... я жила так несколько лет..... даже много лет............
...
но иногда меня просят объяснить - почему тот или иной человек так-то поступает..... и я тогда могу подумать, сосредоточиться, почувствовать - и объяснить его поведение..... хотя я могу быть с ним совершенно не знакома.....

Эта девушка, с тех пор как ей в детстве подсказали идею "поставить себя на место другого", так увеклась этой идеей, что мало как кто другой, целенаправлено для общения набирала эмпатический опыт, все время его корректируя в диалоге.

В детстве (и не только) мы, бывает, сами или с помощью подсказки другого, совершаем наши собственные, личные открытия, обнаруживая нечто очень интересное тем, что это наверняка можно эффективно использовать (так нам кажется). Как только в голову приходит такая вот удивительно-радостная мысль, это становится началом развития представлений в данном направлении. Развитие как собственного умения, так и понимания вообще.
Конечно же, нужно быть готовым вообще заметить это новое, и оценить его важность, чтобы вообще стало возможным сделать открытие и развивать мастерство его использования.
Те, кто оказывается не готов, не имея нужных представлений или не в силах видеть важность, пройдут мимо, так и не развивая свое новое качество. Предельный случай - дети, воспитанные животными и вообще не способные что-то развить из сферы человеческой коммуникабельности.
Поэтому есть люди развившие эмпатию очень сильно, а есть почти не чувствительные к чужим переживаниям. И это возникает довольно рано с формированием личности. Внешне все выглядит как то, что некоторые обладают способностью, а другие нет. На самом же деле все "способности" приобретаются как результат развития личного жизненного опыта. Однако, немалые различия в потенциал ьных ветвлениях аксон ов мозга, обуславливающие облегченное установление связей для одних структур и затрудненное для других, дают очень не малые различия начальных условий для развития специфических способностей.

Почти все люди довольно рано научаются понимать других людей вокруг, относя к какому-то качеству - типу, и типы этих других не так уж многообразны. Невольно сразу увиденный относится к наиболее типичному. И опыт понимания повадок этого типа все время растет. Но если все время проверять, насколько точно оказывается предположение, то будет немало разочарований. Однако, отнесение к определенному типу - очень личностная операция и мало бывает соотносится с реальностью.

Эмпатия Способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает (Смотри также: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Эмпатия

(от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния , проникновение-вчувствование в переживания другого человека . Термин «Э.» введен Э. Титченером , обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса . Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (, и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как человека предсказывать аффективные реакции (см. ) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание - субъектом тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов Э., отличающей ее от других видов понимания (идентификации , принятия ролей , децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта . Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эмпатия

Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1 ) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2 ) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3 ) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1 ) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2 ) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Эмпатия Этимология.

Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Категория.

Феномен общения.

Специфика.

Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЭМПАТИЯ

(от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование ). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций . Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации . Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая , человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. .

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Эмпатия

   ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. - empathy ). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом .

В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом - в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование ), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.

Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, - это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.

Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».

Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия , который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры , которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.

Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.

Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

   Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это - типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, это - оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате .

Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.

   *[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение - терапист - заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].

При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).

Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эмпатия" в других словарях:

    ЭМПАТИЯ - (от. греч. empatheia вчувствование, сочувствование) способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и… … Философская энциклопедия