Афанасий фет. Фет стихи егэ Фет егэ

Афанасий Афанасьевич ФЕТ
(1820–1892)

А.Фет сказал о своем современнике, удивительном лирике и
мыслителе Ф.Тютчеве, вернее, о только что вышедшем томике его
стихов: «Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей».
То же самое можно сказать и о творчестве самого Фета, лирические шедевры которого не потерялись среди неисчислимого богатства русской поэзии как XIX, так и XX века. Напротив, в каждую новую эпоху они открывают перед читателем особый смысл, новизну содержания и формы.
А.Фет не выходил за пределы так называемых «вечных тем» поэзии, несмотря на то, что жить ему привелось в эпоху социальных споров и бурь - в 60–70-е годы XIX века. Тем не менее в его поэзии воплощен весь XIX век, но по-особому, с чисто художественной, эстетической стороны. Начав творческий путь с подражания своим великим предшественникам, в первую очередь, Пушкину и Жуковскому, он в своих последних стихах затрагивал такие темы, использовал такие приемы, которые современникам были непонятны и порой смешны,и лишь через два десятилетия символисты увидели в Фете своего предтечу и учителя. В его творчестве мы увидим и верлибр, которого в русской литературе просто не было («Я люблю многое, близкое сердцу...»), и смелые метафоры, объединяющие в один неповторимый образ звук и цвет, дух и материю («как мошки зарею, крылатые звуки толпятся»), и завораживающую музыкальность ассонансов и аллитераций, смеловое сочетание разных ритмов, не свойственное традиционной силлаботонике, распространенной тогда в русской поэзии.
Путь А.Фета к творческому совершенству шел стремительно. Только первый его сборник - «Лирический пантеон» - можно считать подражательным. Уже следующие его стихи и циклы: «Элегии и думы»,«Осень», «Снега», «Мелодии» - говорят о формировании поэтического таланта необыкновенной силы и своеобразия. Это поэзия, воспевающая красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мироздания:

И как в росинке чуть заметной
Весь солнца лик ты узнаешь,
Так слитно в глубине заветной
Все мирозданье ты найдешь.
(«Добро и зло»)

В старости А.Фет, выйдя в отставку после 25 лет военной службы,
поселился в собственном имении в Курской губернии. Он много читает: и книги по философии, и мировую поэзию, - занимается переводами античных авторов, размышляет о вечном. Последний его сборник носит название «Вечерние огни». Сожалея о быстротечности жизни и страшась, как и все люди, ее неизбежного и таинственного окончания,
он все же благословляет все живое и обладает той же зоркостью взгляда и остротой чувств, как и в молодости:

Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем
И в ночь идет, и плачет, уходя...
Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.
(1890)

После Пушкина и Лермонтова русская поэзия словно замерла. Поле поэзии опустело, она пережива-ла кризис. Всем казалось, что господствуют мелкие дарования, подражатели.



Поэзия Фета наполнена «сладкими» звуками, которые передаю! красоту и гармонию окружающего мира: «Прозвучало над ясной ре­кою, / Прозвенело в померкшем лугу...». Недаром многие отмечали особую музыкальность его лирики, в которой звуки музыки тоже составляющие вечности.



1. Особенности поэзии «чистого искусства»



А.Фет сказал о своем современнике, удивительном лирике и мыслителе Ф. Тютчеве, вернее, о только что вышедшем томике его стихов: «Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей» . То же самое можно сказать и о творчестве самого Фета, лириче­ские шедевры которого не потерялись среди неисчислимого богат­ства русской поэзии как XIX, так и XX века . Напротив, в каждую новую эпоху они открывают перед читателем особый смысл, новиз­ну содержания и формы.



Стихотворение написано в 1855 году. «Природы праздный соглядатай» - так сам поэт полуиро­нически определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества. Афанасий Афанасье­вич Фет (1820-1892) - без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Пейзаж стихотворения «Вечер» очень конкретен, детально выписан: «ясная река», «померкший луг», «роща немая».



Стихотворение написано в 1881 году. Согласно эстетическим принципам А. А. Фета, поэзия призвана изображать мир только в одном аспекте - мир как красота. Для А. А. Фета - красота разлита в мире, но ее нужно увидеть, и затем передать в поэзии.



«Только художник на всем чует прекрасного след».

Афанасий Фет (Шеншин — его настоящая фамилия) родом из Мценского уезда Орловской губернии. Мать Фета Шарлотта Беккер, будучи беременной, сбежала от мужа – асессора Дармштадского суда Иоганна Фета с 45-летним Афанасием Шеншиным. В1822 году обвенчалась с ним, вначале приняв православие. Родившегося сына назвали в честь приемного отца.

Поскольку отец Фета был человеком состоятельным, дворянином, он обеспечил мальчику достойное образование. В 1837 году его определяют в частную немецкую школу в Эстонии. Уже тогда он интересовался литературой, начал пробовать свои силы в сочинении стихов. Юный Фет готовился к поступлению в университет под руководством профессора Погодина.

В 1838 году он поступает сначала на юридический, а позже и философский факультет Московского университета. Здесь он подружился с Апполоном Григорьевым, посещая философско-литерутный кружок. При содействии своего университетского товарища Афанасий выпускает свой первый сборник «Лирический пантеон» и попадает в поле зрения Белинского, который одобрил творчество начинающего поэта. С 1842 года стихи Фета публикуются во многих изданиях, в том числе и популярных «Отечественных записках». 1844 год знаменует окончание университета.

В связи с тем, что при оформлении документов, фиксирующих отцовство, была допущена ошибка, и отцовство Шеншина признали недействительным, Афанасий стал числиться «иностранцем-разночинцем». Всю жизнь он пытался восстановить свои гражданские права, и, безусловно, это наложило отпечаток на всю его жизнь и творчество.

Так, пытаясь вернуть благородное звание, в 1845 году Фет поступает на воинскую службу в кирасирский полк. Получив звание офицера, в 1853 году его переводят в гвардейский полк, разместившийся вблизи Петербурга. В это время происходит сближение с Тургеневым, Гончаровым, он сотрудничает с журналом «Современник».

Через пять лет Фет, дослужившись до звания штаб — ротмистра, выходит в отставку. В период службы Фет впервые испытал трагическую любовь к Марии Лазич. Бедность девушки послужила причиной разрыва. Бывшая возлюбленная погибла в пожаре. Фет помнил ее всю оставшуюся жизнь:

Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной,
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Всё, что давно-давно утрачено душой.

(«Старые письма», 1859)

В брак поэт вступил в возрасте 37 лет. Его избранницей стала Мария Боткина, дочь богатого торговца чаем. Она не была красивой, к тому же старше Фета. Скорее, это был брак по договоренности, поскольку перед свадьбой невеста знала о сомнительном происхождении своего избранника. Ее не испугали признания жениха, и в 1857 году они поженились. Семейная жизнь складывалась благополучно. Фет сумел приумножить состояние, принесенное Марией, но детей у супругов не было. В 1867 году Фета избирают мировым судьей. Все это время он жил настоящим барином. И только после того, как ему возвратили дворянское звание и имя отчима, поэт начинает творить.

Ранние произведения Фета были попыткой погрузиться в мир грез. Он писал о природе, любви. Поэзия его отличалась иллюзорностью и умением передать настроение тонкими намеками, пробуждала в читателях светлые и чистые чувства.

Второй сборник « Стихотворения А.А.Фета» увидел свет в 1850 году. Уже тогда его признавали одним из лучших поэтов современности. В 1853 году создан третий сборник его произведений. 1863 год знаменуется выходом еще одного двухтомника стихотворений. С 1883 по 1891 г.г поэт работает над стихотворениями, вошедшими в пятитомное издание «Вечерние огни» , которое вышло после его смерти.

Фет считался представителем «чистого искусства», он не поднимал в стихах социальных проблем и до конца дней оставался консерватором и монархистом. Воспевая красоту природы, любовь, он считал это главным в своем творчестве.

Поэт умер в 1892 году от инфаркта, который наступил после попытки самоубийства. Как утверждают исследователи, в роду поэта были умалишенные. Утратили рассудок два его брата, слабоумием к концу жизни страдала его мать, незадолго до свадьбы Фета стала пациенткой лечебницы для душевнобольных его сестра. Самого поэта одолевали приступы жестокой меланхолии, которых сам Фет очень боялся.

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

  • А.Фет был поэтом « чистого искусства». В своих стихах он не касался социальных вопросов.
  • Однако для его стихов свойственно сочетание реализма , с его мельчайшими подробностями при описании природы, и романтизма, с его восторженностью, чувственностью, эмоциональностью, стремлением видеть красоту.
  • Основные темы поэзии А.Фета — тема любви, природы, смысла жизни, человеческих ценностей, тема поэта и поэзии.
  • Темы в стихотворениях А.Фета тесно переплетены . Сложно сказать, о природе или о любви они, а может, о смысле жизни человека. Это одна из особенностей его поэзии.
  • В последний период творчества он писал о единении человека не просто с природой, а со всей Вселенной
  • А.Фет — певец природы . Природа словно живёт своей жизнью, а человек чувствует свою связь с ней в моменты наивысшего эмоционального напряжения, накала чувств.
  • Со временем поэт начинает проводить параллель между природой и жизнью человека, находя в ней много общего.
  • Тема поэта и поэзии .По мнению А.Фета, поэт должен описывать только чувства, отрешиться о земных проблем.
  • Любовь в поэзии А.Фета и счастье, радость, и трагедия, слёзы, горечь.
  • Основной жанр поэзии А.Фета — лирическое стихотворение . Но есть и элегии, думы, баллады, послания.
  • Его поэзия не многообразна темами, но богата оттенками чувств . В ней сочетание звуков, цветов, красок
  • Необычайная музыкальность стихов . «Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант, - говорил о нем П.И. Чайковский.

Стихи А.Фета, которые можно использовать в качестве аргументов в задании № 16.

Названия стихов Общая тематика
«Это утро, радость эта…»,

«Шёпот, робкое дыханье…»,

«Полдень»,

«Ещё майская ночь.»

Стихи о природе.

Красота природы. Поэт почти с трепетом писал о ней, восхищаясь красотой. Он рассматривал мельчайшие детали явлений, пытаясь уловить все её моменты. Читатель словно видит картины природы, вдыхает аромат цветов и трав, слышит пение птиц, шорох листьев, журчание ручья.

Поэт часто в стихах не употреблял глаголы, а словно создавал штрихи, мазки к портрету природы, словно живописец. Он умел уловить неуловимое.

«Шёпот, робкое дыханье…»

«Я пришёл к тебе с приветом…»

«Заря прощается с землёю»,

«Учись у них- у дуба, у берёзы…»,

«Это утро, радость эта…»

Стихи о природе.

Природа созвучна чувствам поэта, она помогала ему ярче и острее почувствовать любовь, радость, счастье. А.Фет смог показать сложные чувства человека, их смену, в чём ему помогала природа. Природа влияла на душевное состояние героя.

Показывая красоту природы, поэт подчёркивал и красоту души человека, его способность любить, испытывать сложнейшие чувства, понимать природу, восхищаться её красотой.

«Одним толчком согнать ладью живую…»,

«Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук…»,

Тема поэта и поэзии .

Как представитель «чистого искусства», А.Фет задачу поэта видел в отражении чувств, эмоций, настроений. Отражение социальных вопросов- это не задача поэзии.

Поэзия должна украшать жизнь, воспитывать в человеке лучшие качества.

Поэт может создать свои творения, поднявшись мысленно над земными проблемами, только тогда он может ощутить истинную свободу. Только поэт способен увидеть тончайшие оттенки красоты природы, передать чувства человека — этим и ценна его поэзия.

Муза поэта призывает его описывать надежду, вселять в душу человека уверенность, что он будет счастлив. Не для описания страданий существует поэзия.

«Сияла ночь…»,

«Шёпот, робкое дыханье…».

«На заре ты её не буди»,

Тема любви

Поэт воспевал любовь как самое прекрасное чувство. Все моменты любви — от её робкого зарождения до всплеска чувств описывал он в своих стихах.

Однако в жизни поэта произошла трагедия — погибла его любимая Мария Лазич, поэтому многие стихи о любви грустны и даже трагичны. В них он пишет о смерти, которая облегчает страдания, приносит успокоение души.

«Огонь мирозданья».

«Одним толчком согнать ладью живую…»

Философская лирика.

Поэт размышляет о жизни и смерти, о быстротечности жизни.

Поэт стремится вырваться из обыденной жизни, надеется, что в жизни будут ещё счастливые моменты. Никогда не поздно начать жизнь сначала.

Примечание: по всем перечисленным стихотворениям готовятся статьи. Следите за публикациями.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Назовите фамилию знаменитого русского поэта XIX века, в творчестве которого современники видели воплощение «поэзии мысли», автора знаменитого четверостишия «Умом Россию не понять...».

Вопрос №2

Назовите поэтическое направление в русской литературе второй половины XIX века, к которому тяготел в своем творчестве Ф.И. Тютчев

Вопрос №3

Как называется художественный прием, позволивший Ф.И. Тютчеву наделять явления природы свойствами живых существ?

Вопрос №4

Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией в стихотворении?

Вопрос №5

Укажите название средства художественной выразитель¬ности, которое использует Ф.И. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер», создавая образы осеннего увядания природы: «Ущерб, изнеможенье - и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья»

Вопрос №6

Назовите фамилию русского поэта, о котором Л.Толстой сказал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

Вопрос №7

Как называется художественный прием, основанный на подборе однородных согласных звуков и придающий звучанию стихотворения А.А. Фета особую музыкальность?

Вопрос №8

Укажите термин, которым в литературоведении называют прием художественной изобразительности, заключающийся в подборе красочных, цветовых эпитетов: «голубой и зеленый огонь», «золотая кайма»