Близорукость и дальнозоркость: что это такое? Причины, профилактика, коррекция. Что такое близорукость и дальнозоркость и как лечить эти заболевания? Что такое близорукость и дальнозоркость физика

Зрение - это, пожалуй, одно из главных чувств человека, поскольку благодаря глазам люди получают больше всего информации. Для того чтобы видеть мир ясным, острым взглядом, в организме человека происходит весьма сложный процесс, связанный с глазами и головным мозгом. Если происходит малейший сбой в этой системе, то зрение выходит из строя и приводит к близорукости и дальнозоркости.

Близорукость

Медицинская статистика говорит о том, что каждый четвёртый человек имеет проблемы с близорукостью. Это заболевание характеризуется тем, что острота зрения уменьшается и объекты, которые находятся вдали, плохо воспринимаются. Процесс этот связан с большим преломлением в оптической системе глаз, что не соответствует длине его оси. Близорукость может развиваться как болезнь и приводит к постепенному ухудшению зрения. Или же она прогрессирует в определённой отметке, и зрение находится в постоянно плохом состоянии и не меняется на продолжении многих лет.

Дальнозоркость

Это заболевание глаз можно назвать противоположным близорукости, поскольку проблема дальнозоркости связана с восприятием предметов на близком расстоянии. Но, если есть углублённая проблема дальнозоркости, то восприятие предметов на дальнем расстоянии нарушается. Эта проблема возникает из-за короткого глазного яблока или плоской роговицы. Подобное состояние не даёт лучам света, попадающим в глаз, преломляться в той степени, которая бы была достаточной для фокуса на сетчатке. Поэтому изображение фокусируется не на сетчатке, а за ней. Обычно подобное заболевание свойственно людям за 40 лет, также часто встречается эта проблема у новорождённых детей.

Разница между близорукостью и дальнозоркостью

Для того чтобы человек имел возможность нормально видеть картинку на любом расстоянии, оптической оси надо иметь правильное направление, и она должна фокусироваться на сетчатке. дают информацию об изображении, которое передаётся через роговицу и хрусталик. Дальше эта информация направляется к сетчатке, чтобы преобразоваться в нервный импульс. В отдел головного мозга, который отвечает за зрительный аппарат, луч попадает через В том случае, если процесс преломления лучей происходит за пределами сетчатки, тогда острота зрения ухудшается, и при этом оно имеет разное расстояние.

Следует чётко различать близорукость и дальнозоркость. Что это такое уже описалось выше в статье, но простыми словами можно сказать, что эти два симптома отличаются тем, на каком расстоянии вы можете видеть.

Причины возникновения близорукости и дальнозоркости

Заболевание глаз само по себе не возникает, на всё это есть свои причины. Чтобы не иметь проблем со зрением, нужно знать, как возникают близорукость и дальнозоркость.

Причины возникновения близорукости:

  1. Наследственность. Если один из родителей страдает подобной проблемой, то есть большая вероятность, что дети также унаследуют эту патологию.
  2. Работа на близком расстоянии. В основном это касается тех людей, которые много работают с компьютером. Школьники, у которых ещё не развился полностью организм, считаются самыми уязвимыми к этой проблеме.
  3. Ослабленный организм. К этому фактору относятся различные проблемы со здоровьем: родовые травмы, плохой иммунитет, инфекционные заболевания, переутомление и прочее.
  4. яблока.
  5. Плохие условия для зрительной работы.

Причины дальнозоркости:

  1. Уменьшение размера глазного яблока на передней и задней оси.
  2. Возрастная причина. Младенцы практически всегда рождаются с проблемами дальнозоркости. К тому же люди старше 25 лет уже могут начинать чувствовать ухудшение зрения, но только к 45 годам эта проблема становится выраженной.

В основном, как было сказано, причины близорукости и дальнозоркости возникают на протяжении всей жизни, поскольку многие люди подвержены современным условиям окружающей среды.

Как диагностировать дальнозоркость и близорукость

Итак, уже стало понятным как возникают близорукость и дальнозоркость, что это такое, а вот как их вовремя диагностировать? Несвоевременное обращение к специалисту может привести к потере зрения. Чтобы этого не случилось, надо понимать, чем отличается близорукость и дальнозоркость. Что это такое и как бороться с проблемой может сказать лишь офтальмолог.

Для дальнозоркости характерны следующие симптомы:

  • Предметы на близком расстоянии плохо рассматриваются.
  • При чтении глаза быстро утомляются.
  • При работе могут возникнуть головные боли, жжение глаз.
  • Частое воспаление глаз (конъюнктивит, ячмень).

Если хоть один фактор был замечен, надо обязательно обратиться к окулисту, который проверит зрение на форопрете или с помощью компьютерного метода.

Близорукость также имеет свои признаки, которые надо вовремя определять. Самостоятельно можно заметить, что зрение нарушается, но в основном подобную диагностику может провести только специалист.

  • Зрение определяется с помощью стёкол.
  • Диагностика рефракции и кератометрии.
  • Измерение длины глаза с помощью ультразвуковой диагностике.
  • Рассмотрение глазного дна.

Чем раньше сделать все исследования, тем лечение будет эффективнее.

Проблема зрения у детей

Современный мир пагубно влияет на состояние глаз. Особенно это касается маленьких детей и подростков. Близорукость и встречается достаточно часто. Дальнозоркость для детей считается нормой и к 11 годам, как правило, всё налаживается, но бывают случаи, когда проблема не проходит и приводит к серьезным нарушения зрения.

Бывают случаи, когда дети не жалуются на проблемы зрения и дальнозоркость протекает в скрытой форме. Это может привести к общему ухудшению здоровья ребёнка: раздражительность, головные боли, Такая проблема решается лишь после грамотного обследования и проведения лечения.

Другая ситуация обстоит с близорукостью. Поскольку эта проблема имеет множество факторов, которые становятся причиной заболевания глаз: наследственность, врождённые патологии, недоношенность, зрительная нагрузка, неправильное питание, различные инфекции.

Первый осмотр у врача выполняется в 3-х месячном возрасте младенца, при котором окулист смотрит на величину и форму глазных яблок, как малыш реагирует и фокусирует взгляд на ярких предметах.

Коррекция

Вовремя определённые проблемы со зрение решаются достаточно просто. В независимости от того, близорукость и дальнозоркость - это наследственная или приобретённая болезнь, можно вылечиться при помощи лазерной коррекции. Этот метод зарекомендовал себя как эффективное лечение подобных проблем во многих странах мира. Люди избавляются после коррекции в надобности использования очков или линз.

Как образом выполняется коррекция близорукости и дальнозоркости? Здесь надо отметить, что для каждого отдельного человека существует свой метод, поскольку глаза у каждого из нас уникальны, как и отпечатки пальцев.

Процедура эта быстрая и весьма безопасная. После того, как офтальмолог проведёт ряд исследований и анализов, он приступает к операции, после которой пациенту возвращается зрение. Коррекция выполняется с использованием местной анестезии, её продолжительность около 20 минут, но все манипуляции, связаные с лазером, занимают не больше минуты.

Госпитализация после проведённой операции не требуется. Достаточно пробыть в больнице несколько часов. Результат станет заметен уже на следующий день, а полное восстановление зрения настаёт спустя одной недели.

Коррекция не способствует ухудшению зрения в долгосрочной перспективе, наоборот, процесс этот необратимый и остаётся навсегда.

Лечение проблем глаз

Традиционная медицина находит множество способов восстановления фокусировки. Лечение возможно, если применять очки для близорукости и дальнозоркости, в которых вогнутые линзы применяются для близорукости и выпуклые для дальнозоркости.

Также, часто стали применять линзы при близорукости и дальнозоркости. Сначала человек может ощущать некоторые трудности в обращении с ними, но со временем она становятся весьма практичными и удобными.

Но идя в ногу со временем, люди с помощью современных методик лечения способны избавиться от подобных заболеваний, и вовсе отказаться от применения очков или линз.

Положительные и отрицательные моменты при ношении линз и очков

Корректировать проблему зрения с помощью очков и линз возможно, но при этом надо учитывать, что они имеют свои достоинства и недостатки.

Преимущества очков:

  • При использовании очков не можно занести микробы в глаза, поскольку они не соприкасаются с роговицей, поэтому не провоцируют всевозможные инфекционные заболевания.
  • Для них не надо специального ухода и использования различных растворов, что безусловно экономит деньги.
  • Приемлемая цена.
  • Меняется внешность, при удачно подобранным очкам можно к лучшему изменить свой образ.

Недостатки:

  • Оправа может давить на переносицу.
  • В случае высокой степени близорукости применяются очки с толстым стеклом, а они зрительно уменьшают глаза.
  • Разбиваются или теряются.
  • Очки запотевают. А при дожде их практически невозможно носить.
  • Боковое зрение всё равно искаженное.

Преимущества линз:

  • Не искажают изображение.
  • Их не видно на глазах и они не меняют внешность человека.
  • Не запотевают, не намокают в дождевую погоду.
  • Не разбиваются.
  • Боковое зрение не ограничивается.

Недостатки линз:

  • Если их не правильно использовать, то можно травмировать роговицу.
  • Ежедневное их надевание и снимание.
  • Теряются, рвутся.
  • Если в глаз попадает соринка, то её извлечение возможно только при снятии линзы.
  • Требуют специального ухода.

При ношении контактных линз роговица ежедневно испытывает стресс, на ее поверхности могут появляться микротравмы, сопровождающиеся болевыми симптомами, ощущением инородного тела в глазу, слезотечением и покраснением конъюнктивы. Для восстановления тканей глазной поверхности, после травм (при длительном ношении контактных линз и в ситуации случайной травматизации роговицы глаза при использовании линз), в качестве вспомогательной терапии, могут использоваться средства с декспантенолом — веществом, отличающимся регенерирующим воздействием на ткани, в частности, глазной гель Корнерегель. Он оказывает заживляющее действие за счет максимальной концентрации декспантенола 5%*, а входящий в его состав карбомер за счет вязкой текстуры пролонгирует контакт декспантенола с глазной поверхностью. Корнерегель длительно сохраняется на глазу за счет гелеобразной формы, удобен в нанесении, проникает в глубокие слои роговицы и стимулирует процесс регенерации эпителия поверхностных тканей глаза, способствует заживлению микротравм и устранению ощущения боли. Препарат наносят вечером, когда линзы уже сняты.

Здесь уже каждый сам выбирает, что ему лучше использовать.

Противопоказания для восстановления зрения

Если для ношения линз и очков противопоказаний практически нет, то в случаи лазерной коррекции следует знать, когда её не надо делать.

  • Если женщина находится в положении.
  • В период лактации.
  • Сахарный диабет.
  • Глаукома или катаракта.
  • Если глазное дно имеет необратимые изменения.
  • Воспалительные процессы организма.

Можно сказать, что можно вылечить близорукость и дальнозоркость. Лечение должно быть своевременным, поскольку запущенные формы тяжело поддаются коррекции.

Профилактика

Заранее можно предотвратить близорукость, дальнозоркость. Профилактика этих болезней немного отличается. Для близорукости:

  • Надо выполнять зрительную гимнастику.
  • Освещение при работе должно быть правильным.
  • Надо избегать чтения в транспорте.
  • Если долгое время человек находится за компьютером, то каждые полчаса надо отвлекаться и делать физические упражнения для глаз.

Для дальнозоркости:

В этой ситуации только терапевтическое вмешательство поможет. Но, чтобы в старости лет не страдать подобной проблемой, специалисты советуют больше употреблять грецких орехов, моркови, свеклы, петрушки и т. д.

Итак, теперь стало понятным близорукость и дальнозоркость, что это такое и чем эти заболевания отличаются. Если вовремя обратить внимание на близорукость, начать вовремя, то можно спасти зрение.

Если близорукость человек может получить по наследству или сам же себе её заработать, то дальнозоркость - это нормальное явление при рождении человека, и это та болезнь, которая настигает людей в старости. Стоит бережно относится к своему здоровью, а особенно к зрению.

*5% - максимальная концентрация декспантенола среди глазных форм в РФ. По данным Государственного реестра лекарственных средств, Государственных медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, а также по данным из открытых источников производителей (официальных сайтов, публикаций), апрель 2017.

Имеются противопоказания. Необходимо ознакомиться с инструкцией или проконсультироваться со специалистом.

Учитель физики МОБУ «Академическая СОШ»

Белова Татьяна Анатольевна

Тема урока: Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.

Цель урока:

Способствовать восприятию и усвоению учебного материала по теме «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость »; научить применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, решения физических задач.

Задачи:

- обучающие: дать представление о глазе, как об оптической системе

- развивающие: формирование навыков исследовательской деятельности, формирование информационной компетентности учащихся, повышение коммуникативной культуры, расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к физике;

- воспитательные: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников, воспитание умения общаться друг с другом, умения излагать и отстаивать свою точку зрения, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Ход урока :

I Организационный момент. Актуализация знаний.

II Повторение. Проверка знаний.

Кто и когда получил первую фотографию? Опишите принцип действия фотоаппарата?

Охарактеризуйте изображение, даваемое объективом фотоаппарата.

III Изучение нового материала.

1. Постановка целей и задач урока .

Как устроен глаз человека? Какие его части образуют оптическую систему? Каким является изображение, получаемое на сетчатке глаза.

Какие преимущества дает зрение двумя глазами.

Что такое аккомодация, поле зрения.

Недостатки зрения и их исправление.

2. Получение новых знаний.

Одним из самых совершенных «приборов», которым природа снабдила человека и животных, является глаз. Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире человек получает через глаза.

ЦОР «Световые явления. Глаз как оптическая система».

Строение глаза. Слайд 2.

Изображение предмета на сетчатке. Слайд 3.


Аккомодация. Расстояние наилучшего зрения. Слайд 4.

Кратковременная лабораторная работа «Особенности зрения человека».

1. Повернитесь лицом к свету и посмотрите на зрачки друг друга. Отвернитесь от света и опять посмотрите на зрачки. Что вы наблюдали? Объясните наблюдаемое явление.

Расширяясь или сужаясь, зрачок регулирует количество проникающего в глаз света.

2. Держите книгу перед глазами на расстоянии около 30 см. смотрите мимо книги на противоположную стену. Хорошо ли видны буквы? Далее посмотрите на книгу. Как теперь видны буквы? Хорошо ли видна противоположная стена? Какой можно сделать вывод?

Глаз не может одновременно хорошо различать предметы, находящиеся на различных расстояниях.

3. Выберите на стене какую-либо отметку. Не двигая головой, выполните следующие задания:

а) Найдите отметку правым глазом (левый глаз закрыт). Заметьте, какую часть стены вы видите. Это - поле зрения правого глаза.

б) Определите поле зрения левого глаза, Совпадают ли поля зрения правого и левого глаз?

в) Посмотрите на отметку двумя глазами. Насколько увеличилась видимая область? Какой можно сделать вывод?

Благодаря наличию двух глаз увеличивается поле зрения.

4. Держа в вытянутой руке колпачок от ручки, закройте один глаз и попробуйте попасть ручкой в колпачок. Легко ли это сделать? Попробуйте выполнить тот же опыт с двумя открытыми глазами, Сделайте вывод о значении зрения двумя глазами.

Благодаря наличию двух глаз мы можем различать, какой из предметов находится ближе, какой дальше от нас. Дело в том, что на сетчатке правого и левого глаза получаются отличающиеся друг от друга изображения (соответствующие взгляду на предмет как бы справа и слева). Чем ближе предмет, тем заметнее это различие. Оно и создает впечатление разницы в расстоянии. Эта же способность зрения позволяет видеть предмет объемным.


Недостатки зрения. Слайд 7.


ЦОР «Исправление близорукости и дальнозоркости».

Гимнастика для глаз.

1. Горизонтальные движения глаз: вправо-влево.

2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

3. Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.

4. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, посмотрите на близкую деталь на стекле (царапину, наклеенный маленький кружок из бумаги), затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Презентация «Оптические иллюзии».

Человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения .

Некоторые зрительные иллюзии связаны с особенностями строения глаза.

1. Так, отрезки и фигуры, которые проецируются на цент-ральную часть сетчатки, воспринимаются как более крупные по сравнению с предметами, которые проецируются на ее перифе-рическую часть. Это связано с тем, что в центральной части глаза гораздо выше плотность фоторецепторов.

2. Вертикальные отрезки кажутся больше горизонтальных отрезков такой же длины. Это объясняется анизотропией сет-чатки (неодинаковой вытянутостью рецепторных клеток в вер-тикальном и горизонтальном направлениях). (Слайд 3)

Другие иллюзии обусловлены рассеянием света на опти-ческих средах. (Слайд 4)

Какой квадрат больше? Белый квадрат на черном фоне кажется больше, чем рав-ный ему по величине черный квадрат на белом фоне. Это объяс-няется тем, что рассеянный свет от белого фона попадает на края черного квадрата и засвечивает их, уменьшая воспринимаемую глазом величину квадрата.

Иллюзии, вызванные психологическими причинами. (Слайд 5)

Картина с перспективой (сходящиеся линии, более мелкие предметы на заднем плане). Наложим на эту картину две фигурки одинакового размера: одну — там, где линии расположены далеко друг от друга, а другую — там, где они сближены. Кажется, что «дальняя» фигурка больше. Это так называемая иллюзия перспективы. Обычно если из двух равных фигур одна расположена дальше, то ее изображение на сетчатке имеет меньшие размеры. Если изображения «дальней» и «близкой» фигурок одинаковы, мозг решает, что «дальняя» фигурка боль-ше «близкой».

Другие иллюзии (слайды 6-15)

IV Обобщение и закрепление нового материала.

Решение задач: № 149, 150.

  1. Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
    а) хрусталик; б) роговица
  2. На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
    а) на сетчатке; б) на роговице
  3. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
    а) адаптацией; б) аккомодацией; в) иллюзией зрения
  4. При близорукости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами
  5. При дальнозоркости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами.

Это интересно

У рыб хрусталик круглый и плотный и может подстраивать фокус, только двигаясь относительно сетчатки. Глаз рыбы настроен на резкое видение близких предметов и аккомодирует на далекие, отдаляя хрусталик от сетчатки.

Человеческий глаз может различать до 10 миллионов цветовых оттенков.

Цветовое зрение по-разному выражено у представителей разных рас. Более половины европеоидов, например, обладают повышенной чувствительностью к красному и различают больше его оттенков.

Новорожденные лучше всего различают зеленые и желтые предметы.

V Д/з §37, 38, № 1619, 1637.

Глаз иногда называют живым фотоаппаратом, так как оптическая система глаза, дающая изображение, сходна с объективом фотоаппарата, но она значительно сложнее.

Глаз человека (и многих животных) имеет почти шарообразную форму (рис. 163), он защищен плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя часть склеры - роговая оболочка 1 прозрачна. За роговой оболочкой (роговицей) расположена радужная оболочка 2, которая у разных людей может иметь разный цвет. Между роговицей и радужной оболочкой находится водянистая жидкость.

Рис. 163. Глаз человека

В радужной оболочке есть отверстие - зрачок 3, диаметр которого в зависимости от освещения может изменяться примерно от 2 до 8 мм. Меняется он потому, что радужная оболочка способна раздвигаться. За зрачком расположено прозрачное тело, по форме похожее на собирающую линзу, - это хрусталик 4, он окружён мышцами 5, прикрепляющими его к склере.

За хрусталиком расположено стекловидное тело 6. Оно прозрачно и заполняет всю остальную часть глаза. Задняя часть склеры - глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой 7 (сетчаткой). Сетчатка состоит из тончайших волокон, которые, как ворсинки, устилают глазное дно. Они представляют собой разветвлённые окончания зрительного нерва, чувствительные к свету.

Как получается и воспринимается глазом изображение?

Свет, падающий в глаз, преломляется на передней поверхности глаза, в роговице, хрусталике и стекловидном теле (т. е. в оптической системе глаза), благодаря чему на сетчатке образуется действительное, уменьшенное, перевёрнутое изображение рассматриваемых предметов (рис. 164).

Рис. 164. Формирование изображения на сетчатке глаза

Свет, падая на окончания зрительного нерва, из которых состоит сетчатка, раздражает эти окончания. Раздражения по нервным волокнам передаются в мозг, и человек получает зрительное впечатление, видит предметы. Процесс зрения корректируется мозгом, поэтому предмет мы воспринимаем прямым.

А каким образом создаётся на сетчатке чёткое изображение, когда мы переводим взгляд с удалённого предмета на близкий или наоборот?

В оптической системе глаза в результате его эволюции выработалось замечательное свойство, обеспечивающее получение изображения на сетчатке при разных положениях предмета. Что же это за свойство?

Кривизна хрусталика, а значит, и его оптическая сила могут изменяться. Когда мы смотрим на дальние предметы, то кривизна хрусталика сравнительно невелика, потому что мышцы, окружающие его, расслаблены. При переводе взгляда на близлежащие предметы мышцы сжимают хрусталик, его кривизна, а следовательно, и оптическая сила увеличиваются.

Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далёком расстоянии называется аккомодацией глаза (в пер. с лат. «приспособление»). Предел аккомодации наступает, когда предмет находится на расстоянии 12 см от глаза. Расстояние наилучшего видения (это расстояние, при котором детали предмета можно рассматривать без напряжения) для нормального глаза равно 25 см. Это следует учитывать, когда пишете, читаете, шьёте и т. п.

Во-первых, мы видим большее пространство, т. е. увеличивается поле зрения. Во-вторых, зрение двумя глазами позволяет различать, какой предмет находится ближе и какой - дальше от нас. Дело в том, что на сетчатках правого и левого глаза получаются отличные друг от друга изображения, мы как бы видим предметы слева и справа. Чем ближе предмет, тем заметнее это различие, оно и создаёт впечатление разницы в расстояниях, хотя, конечно, изображения сливаются в нашем сознании в одно. Благодаря зрению двумя глазами мы видим предмет объёмным, не плоским.

Вопросы

  1. Как получается и воспринимается изображение глазом?
  2. Как создаётся чёткое изображение на сетчатке, когда переводят взгляд с удалённого предмета на близкий?
  3. Какое преимущество даёт зрение двумя глазами?

Задание

  1. Используя дополнительную литературу и Интернет, начертите схему построения изображения в фотоаппарате.
  2. Подготовьте презентацию о современных фотоаппаратах и их использовании в быту и технике.

Это любопытно...

Близорукость и дальнозоркость. Очки

Благодаря аккомодации изображение рассматриваемых предметов получается как раз на сетчатке глаза. Это выполняется, если глаз нормальный.

Глаз называется нормальным, если он в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке (рис. 165, а). Наиболее распространены два недостатка глаза - близорукость и дальнозоркость.

Близоруким называется такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит внутри глаза (рис. 165, б). Близорукость может быть обусловлена большим удалением сетчатки от хрусталика по сравнению с нормальным глазом. Если предмет расположен на расстоянии 25 см от близорукого глаза, то изображение предмета получится не на сетчатке (как у нормального глаза), а ближе к хрусталику, впереди сетчатки. Чтобы изображение оказалось на сетчатке, нужно приблизить предмет к глазу. Поэтому у близорукого глаза расстояние наилучшего видения меньше 25 см.

Рис. 165. Недостатки зрения

Дальнозорким называется глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит за сетчаткой (рис. 165, е).

Дальнозоркость может быть обусловлена тем, что сетчатка расположена ближе к хрусталику по сравнению с нормальным глазом. Изображение предмета получается за сетчаткой такого глаза. Если предмет удалить от глаза, то изображение попадает на сетчатку, отсюда и название этого недостатка - дальнозоркость.

Разница в расположении сетчатки даже в пределах одного миллиметра уже может приводить к заметной близорукости или дальнозоркости.

Люди, имевшие в молодости нормальное зрение, в пожилом возрасте становятся дальнозоркими. Это объясняется тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, ослабевают и способность аккомодации уменьшается. Происходит это и из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность сжиматься. Поэтому изображение получается за сетчаткой.

Близорукость и дальнозоркость устраняются применением линз. Изобретение очков явилось великим благом для людей, имеющих недостатки зрения.

Какие же линзы следует применять для устранения этих недостатков зрения?

У близорукого глаза изображение получается внутри глаза впереди сетчатки. Чтобы оно передвинулось на сетчатку, нужно уменьшить оптическую силу преломляющей системы глаза. Для этого применяют рассеивающую линзу (рис. 166, а).

Рис. 166. Коррекция недостатков зрения с помощью линз

Оптическую силу системы дальнозоркого глаза нужно, наоборот, усилить, чтобы изображение попало на сетчатку. Для этого используют собирающую линзу (рис. 166,6).

Итак, для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми, рассеивающими линзами. Если, например, человек носит очки, оптическая сила которых равна -0,5 дптр (или -2 дптр, -3,5 дптр), то, значит, он близорукий.

В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы. Такие очки могут иметь, например, оптическую силу +0,5 дптр, +3 дптр, +4,25 дптр.

У человека с хорошим, нормальным зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза (рис. 98, а). Иначе обстоит дело у людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.

Близорукость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику (рис. 98, б). Изображения удаленных предметов поэтому оказываются на сетчатке нечеткими, расплывчатыми. Чтобы на сетчатке получилось резкое изображение, рассматриваемый предмет необходимо приблизить к глазу.

Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.

Близорукость может быть обусловлена двумя причинами: 1) избыточной оптической силой глаза; 2) удлинением глаза вдоль его оптической оси. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света.

Дальнозоркость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней (рис. 98, в). Изображения удаленных предметов на сетчатке при этом снова оказываются нечеткими, расплывчатыми.

Поскольку дальнозоркий глаз не способен сфокусировать на сетчатке даже параллельные лучи, то еще хуже он собирает расходящиеся лучи, идущие от близкорасположенных предметов. Поэтому дальнозоркие люди плохо видят и вдали, и вблизи.

Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см. Люди с подобным недостатком зрения при чтении текста располагают его дальше от своих глаз. Этим и объясняется название «дальнозоркость».

Дальнозоркость может быть обусловлена либо понижением оптической силы глаза, либо уменьшением длины глаза вдоль его оптической оси.

Дальнозоркостью страдает большинство новорожденных, однако по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. В пожилом возрасте у людей может развиться так называемая старческая дальнозоркость. Объясняется это тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, с возрастом ослабевают, и способность аккомодации уменьшается. Этому же содействует и уплотнение хрусталика, постепенно теряющего способность сжиматься.

Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз.

Первые очки появились в конце XIII в. Их изобретение стало великим благом для людей с недостатками зрения.

Какие же линзы следует применять в очках для исправления близорукости и дальнозоркости?

При близорукости изображение удаленного предмета получается внутри глаза перед сетчаткой. Чтобы оно отодвинулось от хрусталика и переместилось на сетчатку, следует применять очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами (рис. 99, а). Такие линзы имеют отрицательную оптическую силу. Поэтому если врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна, например, –2 дптр, то это означает, что тот близорук.

При дальнозоркости все обстоит иначе. Теперь изображение оказывается за сетчаткой, и для его перемещения на нее применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами (рис. 99, б). Оптическая сила таких линз положительна. Поэтому выписывание очков, оптическая сила которых равна, например, +3 дптр, означает, что пациент дальнозорок.

1. Что такое близорукость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют близорукость? 2. Что такое дальнозоркость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют дальнозоркость? 3. В магазине в отделе «Оптика» имеются в продаже очки: +2 дптр, –0,25 дптр, –4 дптр, +1,5 дптр. Какие недостатки зрения исправляют эти очки? 4. Как изменяется расстояние наилучшего зрения у близоруких и дальнозорких людей?

Цели урока:

  • Обучающие : изучить строение, оптическую систему и основные свойства глаза; установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости.
  • Развивающие: развитие речевых навыков, теоретического мышления; умение выражать мысли вслух; развитие внимания и любознательности; повышение интереса к изучаемому предмету.
  • Воспитательные: формирование у детей толерантного осознания; воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; развитие стремления к познанию.

Оборудование и пособия: таблица «Строение глаза»; учебник биологии для 8-го класса «Человек» (на каждой парте); диапроектор; диапозитивы «глаз. Дефекты зрения и их исправление»; обучающие карточки-памятки (на каждой парте); портрет И. Кеплера; карточки-задания «Проверочный тест», индивидуальные карточки; наглядные плакаты; магнитная доска, стенгазета «Вот такие бывают глаза!»; приложение .

План урока

№ п/п Этапы Время, мин Приемы и методы
Организационный 1 I – 2 I Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие материала урока, запись темы урока.
Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний). 5 I – 7 I Фронтальный опрос. Одновременно для сильных учеников письменное индивидуальное задание, для слабых – тест.
Объяснение новой темы. 23 I Вступительное слово учителя. Беседа. Сообщения учащихся. Фронтальный ученический эксперимент. Объяснение учителя. Запись на доске и в тетрадях.
Первичная проверка изучаемого материала 2 I – 3 I Фронтальный опрос.
Закрепление изученного материала. 5 I Кратковременный тест.
Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 I Запись домашнего задания в дневник.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие материала, запись темы урока в рабочие тетради.

II. Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний)

Фронтальный опрос (для среднего звена класса):

  1. Что называют линзой?
  2. Чем отличаются выпуклые линзы от вогнутых линз? (использование наглядной таблицы).
  3. Какую точку называют главным фокусом линзы?
  4. Что называют оптической силой линзы? (запись на доске)

Одновременно для сильных учащихся – индивидуальные карточки (решение задач на определение оптической силы линзы или системы линз), для слабых учащихся – тест (на индивидуальных карточках).

  1. Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F 1 = -20 см, а другая – оптическую силу Д 2 = 5 дптр?
  2. Оптическая сила системы линз равна Д = 2,5 дптр. Чему равно фокусное расстояние собирающей линзы, если вторая линза имеет оптическую силу Д 2 = -4,5 дптр?
  3. Оптическая сила линзы 0,5 дптр. Что это за линза и чему равно фокусное расстояние этой линзы?
  4. Фокусное расстояние линзы 10 см. Чему равна оптическая сила этой линзы? Назовите, какая это линза?
  5. Оптическая сила системы линз равна Д = 4,5 дптр. Чему равна оптическая сила собирающей линзы, если первая линза имеет оптическую силу Д 1 = -1,5 дптр? Назовите первую линзу?
  1. Какой буквой обозначается главный фокус линзы?
    а) F; б) О; в) Д.
  2. В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?
    а) мм; б) кг; в) дптр; г) А.
  3. Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?
  4. Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?
    а) собирающая; б) рассеивающая.

III. Объяснение новой темы

Вступительное слово учителя:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка!

Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то, и с опаской.

Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния.

Тема нашего урока «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки» (запись на доске). Цель урока: изучить строение, оптическую систему и основные свойства глаза; установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости.

План изучения темы (записан на доске):

  1. Значение зрения в жизни.
  2. Строение органа зрения.
  3. Оптическая система глаза.
  4. Близорукость и дальнозоркость.
  5. Офтальмологические приборы (очки и контактные линзы).
  6. Гигиена зрения.
  7. Калейдоскоп фактов.
  8. Подведение итогов.

В процессе урока вам предстоит заслушать заранее подготовленные краткие сообщения ваших одноклассников.

Сообщение 1 (ученик):

Глаз – это орган, который можно сравнить с окном в окружающий мир.

Всегда ли можно доверять тому, что мы видим? Все мы видим?

Мы живем в удивительно мире света. Свет доставляет радость всем. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Символом жизни и вечной юности, всегда был и останется солнечный свет. Свет – это электромагнитная волна длиной излучения от 400 до 760 нм. Другие волны не вызывают зрительных ощущений. Наши глаза чувствительны только к определенному, сравнительно узкому интервалу длин волн. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения.

Глаз обладает свойствам адаптации – способностью менять свою чувствительность в зависимости от величины светового потока. Глаз очень чувствительный аппарат. «Наши глаза способны различать тончайшие оттенки цветов - они воспринимают голубизну морской волны и зарево заката, золото осеннего листа и палитру Левитан» - писал в книге «Бионика» И.Б. Литинецкий. (репродукция Левитана ).

Учитель: смотреть на мир и видеть его красоту большое счастье. И это счастье человеку дают глаза.

Познакомимся со строением глаза (таблица «Строение глаза», термины записаны на доске ). Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом, и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко).

Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей. За роговицей расположена радужная оболочка, которая у людей может иметь различный цвет. В радужный оболочке есть небольшое отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте. За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу – хрусталик. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело. Задняя часть склеры – глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов? (диапроектор, диапозитивы ).

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы.

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым. Первым это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был немецкий астроном И. Кеплер (Портрет учёного ). Вся эта система аналогична оптической системе собирающей линзы (таблица «оптическая система линзы» на доске).

Но почему тогда же мы видим предметы неперевернутыми? Процесс зрения непрерывно корректируется мозгом. (Учебник биологии «Человек», 8 класс, иллюстрация «Строение зрительного аппарата »). В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил:

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.

Человеческий глаз представляет собой устройство, принцип действия которого повторен в фотоаппарате.

Глаз приспособлен к работе в различных условиях: при различной удаленности предметов, как на близкое, так и на более дальнее расстояние (благодаря аккомодации) различной интенсивности освещения (благодаря адаптации). (Термины «аккомодация», «адаптация» на магнитную доску ). При рассмотрении близко расположенных предметов хрусталик становится более выпуклым, радиус кривизны его поверхности уменьшается, а, следовательно, увеличивается оптическая сила (Д = 1/ F на магнитную доску ).

Чувствительность глаза к свету может меняться в миллиарды раз, благодаря изменению диаметра зрачка.

Приспособляемость глаза может вызвать иллюзии – наблюдаемый предмет нам таким, каков он есть на самом деле. (Термин «иллюзия зрения» на магнитную доску плакаты ).

У человека два глаза. Какое преимущество дает зрение двумя глазами?

Во-первых, мы можем различить расстояние между предметами. Это позволяет видеть предмет объемным, а не плоским. Во-вторых, увеличивает поле зрения. (Учебник биологии «Человек», 8-й класс, стр. 76-77 иллюстрация ).

В процессе развития организма могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения – близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы. (Диапроектор, диапозитив «Дефекты зрения», таблица «Близорукость. Дальнозоркость »).

Причиной дальнозоркости и близорукости могут быть и врожденные изменения глазного яблока. При близорукости изображение предмета фиксируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. При дальнозоркости изображение предмета фиксируется за сетчаткой и тоже воспринимается как расплывчатое.

«По долговременном течениях наших дней
Тупеет зрение ослабленных очей.
Велика сердцу скорбь, лишиться чтенья книг:
Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
Тогда противен день, веселее досада!
Одна лишь нам Стекло в сей бедности отрада.
Оно способствуем искусная руки
Подать нам зрение умеет через очки!»
(М.В. Ломоносов)

Очки были изобретены до Ломоносова, и мы знаем, что с их помощью человек корректирует свое зрение, т.е. исправляет близорукость и дальнозоркость.

Сообщение 2 (ученик ):

«Мы век проводим за трудами дома
И только в праздник видим мир в очки».
(И.В.Гете «Фауст»)

Изображение оптических стекол в средние века открыло огромные возможности. Увеличительные стекла захватили воображение. Через них рассматривали мелкие предметы. Потребовалось немало усилий, чтобы простейшие линзы превратились в современные бинокли, микроскопы, телескопы и другие оптические приборы, наконец, просто в очки (плакаты ).

Очки – простейший медицинский прибор. Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз. Сейчас вместо очков часто используют контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются на веко непосредственно, на глазное яблоко. Контактные линзы не требуют никакой оправы, не запотевают, незаметны. Существуют до 80 типов очков различного назначения.

Учитель: Какие же линзы следует применять в очках?

При близорукости необходимо изображение предмета отодвинуть от хрусталика и переместить на сетчатку. Для этого применяют линзы вынутые – рассеивающие свет с отрицательной оптической силой.

При дальнозоркости изображение предмета за сетчаткой перемещают с помощью линз выпуклых – собирающих свет. Оптическая сила таких линз - положительная. (Таблица «Линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости »).

IV. Первичная проверка изучаемого материала:

Ответьте на следующие вопросы:
Врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна +2 дптр. Какой недостаток зрения исправляют эти очки? (дальнозоркость).

Если человек близорук, то какие очки ему необходимы: +1,5 дптр или -1,5 дптр? (-1,5 дптр)

V. Объяснение новой темы (Продолжение):

Глаз – это живой оптический прибор. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение.

Простейшие упражнения можно использовать в любых условиях, в том числе и в школе, где глаза устают больше всего.

Выполним все вместе некоторые из упражнений:

  1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
  2. Поглаживай в течение 30 секунд веки кончиками (подушечками) пальцев.
  3. Делай круговые движения глазами: налево – вверх - направо – вниз - направо – вверх - налево - вниз.
  4. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 3 раза.

А если ты носишь очки?

В этом случае важно правильно их хранить и регулярно мыть теплой водой с мылом. Ведь от очков теперь зависит твое зрение!

И главное, если у тебя нарушено зрение, необходимо строго выполнять предписание врача-окулиста. Хорошо подобранная оправа очков украшает лицо, делает его привлекательнее.

Для нормального формирования зрения и его сохранение необходимо соблюдать простые правила:

  1. читать, писать в хорошем освещенном помещении;
  2. нельзя читать в транспорте, лежа располагать тексты ближе или дальше 30-35 см от глаз;
  3. очень вредно смотреть на слишком яркий свет;
  4. чаще бывать на свежем воздухе;
  5. оберегать глаза от ударов;
  6. в пищу употребляй витамин А.

Глаз человека – это тонкий и ценный инструмент. Берегите зрение с детства!

А сейчас обратимся к калейдоскопу интересных факторов:

Сообщение 3 . (ученик ):

Во многих славянских языках есть слово «око». Когда-то оно было единственным словом для названия органа зрения. От него в разное время образовались новые слова: очки, окунь.

Сообщение 4 . (ученик ):

В XVI веке появилось слово «глаз». Как считают многие ученые, это слово потреблялось в переносном смысле и означало: «камешек».

Сообщение 5 . (ученик ):

Глаз человека различает 7 тысяч оттенков различных цветов.

А также глаза не мерзнут. Это потому, что они не имеют нервных окончаний, чувствительных к холоду. Наоборот, в кончиках пальцев, носа этих точек очень много, поэтому эти места, прежде всего и сильнее всего чувствуют холод.

Сообщение 6 . (ученик ):

Самая богатая водой ткань человеческого тела - стекловидное тело глаза – содержит 99% воды. Самая бедная – зубная эмаль – 0,2 % воды.

Сообщение 7 . (ученик ):

Еще одним дефектом зрения является цветная слепота. Глаз не способен различать красный и зеленый цвета. Этот случай впервые описал английский химик Дальтон, отсюда и произошло название – дальтонизм. Для многих профессий он несуществен, но для водителя, машиниста железной дороги, лоцмана крайне важно отличать красный цвет от зеленого.

Учитель: Спасибо за интересные сообщения. Итак, проведем краткий обзор изученного материала. Сегодня на уроке мы говорили о значении зрения в нашей жизни. Изучили строение оптической системы и свойства глаза. А так же узнали с помощью, каких линз можно исправлять близорукость и дальнозоркость.

Все это мы изучили благодаря биологии, истории, литературы, и конечно физики.

VI. Закрепление изученного материала:

Как мы освоили новый изученный материал, нам поможет узнать кратковременный проверочный тест.

  1. Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
    а) хрусталик; б) роговица
  2. На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
    а) на сетчатке; б) на роговице
  3. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
    а) адаптацией; б) аккомодацией; в) иллюзией зрения
  4. При близорукости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами
  5. При дальнозоркости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами.

(Работа выполняется на отдельных листах, которые сдаются для проверки учителю. Одновременно запись проводится на полях в рабочей тетради ученика, для того чтоб самостоятельно оценить и проанализировать свою работу).

Работа проводиться с целью самоконтроля самими учениками своих работ (Подобная форма работы ребятам знакома, так как проводится регулярно). Проверяются первичные знания учащихся по изученной теме:

  • дано пять правильных ответов – оценка «5»
  • дано четыре правильных ответа – оценка «4»
  • три правильных ответа – оценка «3»
  • два и менее правильных ответа - оценка «2»

VII. Поведение итогов урока, выставление оценок.

Каждому ученику вручаются памятки «Гимнастика для глаз» и «Как уберечь глаз от травмы»

Домашнее задание : § 37,38 (для желающих стр.148 учебника №149)

Список литературы

  1. Громов С.В.Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Громов, Н.А. Родина. – М.: Просвещение, 2002
  2. Лукашик В.Н. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2002 .
  3. Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики 7-11 классы. – Волгоград, 2002.
  4. Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Илекса, 2003
  5. Юный эрудит. – М.: №2, 2003.
  6. Физика в школе. – М.: школа – Пресс, № 6/91, № 2/97.
  7. Энциклопедический словарь нового физика / сост. В.А. Чуянов. Педагогика - Пресс, 1998.
  8. Биология в школе. – М.: Школа – Пресс, № 8/93, № 1/95.
  9. Медицинская энциклопедия / сост. М.П. Обрамян. – М.: Медицина, т.3 1983 .