Русская культура XIV–XV веков. Русские князья конца XIII – начала XIV века 14 15 век на руси события

14 век - время существенных преобразований в жизни В этот исторический период окончательно устанавливается власть Золотой Орды над северо-восточными территориями русских земель. Постепенно среди мелких разгорается борьба за первенство и создание вокруг своей вотчины нового централизованного государства. Только общими усилиями русские земли смогли бы сбросить иго кочевников и занять свое место среди европейских держав. Среди старых городов, дотла разрушенных татарскими набегами, не было ни власти, ни политических элит, ни влияния, поэтому ни Киев, ни Владимир с Суздалем не смогли претендовать на место будущего центра княжения. Русь в 14 веке представила новых фаворитов в этой гонке. Это Великое княжество Литовское и Московское княжество.

Новгородская земля. Краткая характеристика

В былые времена монгольская конница так и не дошла до Новгорода. Этот город расцвел и удержал свое влияние благодаря выгодному расположению между Прибалтикой, восточными русскими землями и Великим княжеством Литовским. Резкое похолодание 13-14 веков (Малый Ледниковый период) значительно сократило урожаи на новгородских землях, но Новгород устоял и стал еще богаче за счет повышения спроса на рожь и пшеницу на рынках Балтии.

Политическое устройство Новгорода

Политическое устройство города близко к славянским традициям вече. Такая форма управления внутренними делами существовала и в других русских землях, но после порабощения Руси быстро сошла на нет. Официально власть в княжестве вершило вече - стандартная форма древнерусского самоуправления. Но по факту история Руси 14 века в Новгороде вершилась руками зажиточных горожан. Перепродажа зерновых и активная торговля во всех направлениях создали в Новгороде широкую прослойку обеспеченных людей - «золотых поясов», которые фактически вершили политику в княжестве.

Вплоть до окончательного присоединения к Московскому земли были самыми обширными среди всех, что объединяла Русь в 14 веке.

Почему Новгород не стал центром

Новгородские территории не были густо заселенными, даже в период расцвета княжества население Новгорода не превышало 30 тыс. человек - такое количество не могло ни завоевать соседние земли, ни удерживать в них свою власть. Хотя история 14 века называет Новгород одним из наибольших христианских центров, церковь в княжестве большой власти не имела. Другой серьезной проблемой была низкая плодородность новгородских земель и сильная зависимость от более южных территорий. Постепенно Новгород становился все более зависимым от Москвы и в конце концов стал одним из городов Московского княжества.

Второй претендент. Великое княжество Литовское

14 века не была бы полной без описания того влияния, которое имело на западные земли Литовское княжество (ВКЛ). Образованное на осколках владений великого Киева, оно собрало под своими флагами литовцев, балтов и славян. На фоне постоянных набегов ордынцев западные русичи видели в Литве своего естественного защитника от воинов Золотой Орды.

Власть и религия в ВКЛ

Верховная власть в государстве принадлежала князю - его еще называли господар. Ему подчинялись более мелкие вассалы - паны. В скором времени в ВКЛ появляется независимый законодательный орган - Рада, которая представляет собой совет влиятельных панов и усиливает их позиции во многих областях внутренней политики. Большой проблемой было отсутствие четкой лестницы престолонаследия - кончина предыдущего князя провоцировала распри между потенциальными наследниками, и часто трон доставался не самому законному, а самому беспринципному из них.

Религия в Литве

Что же касается религии, то 14 век не обозначил в Литовском княжестве определенного вектора религиозных взглядов и симпатий. Литовцы долгое время успешно лавировали между католичеством и православием, в душе своей оставаясь язычниками. Князь мог креститься в католической вере, а епископ в это же время исповедовать православие. Широкие массы крестьянства и горожан в основном придерживались православных начал, 14 век диктовал выбор веры как перечень вероятных союзников и противников. За католичеством стояла могущественная Европа, православие оставалось за восточными землями, которые исправно платили дать иноверцам.

Почему не Литва

В 14-15 веках искусно лавировала между золотоордынцами и европейскими захватчиками. Такое положение устраивало по большому счету всех участников политики тех лет. Но после смерти Ольгерда власть в княжестве перешла в руки Ягайло. По условиям Кревской унии, он женился на наследнице Речи Посполитой и фактически стал владыкой обеих обширных земель. Постепенно католицизм проник во все сферы жизни страны. Сильное влияние враждебной религии сделало невозможным объединение северо-восточных земель вокруг Литвы, поэтому Вильнюс так и не стал Москвой.

Московское княжество

Одна из многочисленных маленьких крепостей, сложенных Долгоруким вокруг родного Владимирского княжества, отличалось выгодным расположением на перекрестке торговых путей. Маленькая Москва принимала купцов с востока и запада, имела выходы к Волге и северным берегам. 14 век принес Москве немало битв и разрушений, но после каждого нашествия город отстраивался заново.

Постепенно Москва обзавелась собственным правителем - князем - и успешно проводила политику поощрения переселенцев, которые за различные поблажки прочно обустраивались в новых пределах. Постоянное расширение территории способствовало укреплению сил и позиций княжества. В государстве правила абсолютная монархия, и соблюдался порядок престолонаследия. Власть старшего сына не оспаривалась, и в его ведении находились большие и лучшие земли княжества. Авторитет Москвы заметно усилился после победы княжества над Мамаем в 1380 году - одна из самых значительных побед, которые одержала Русь в 14 веке. История помогла Москве возвыситься и над вечной ее соперницей - Тверью. После очередного монгольского нашествия город так и не смог оправиться от разорения и стал вассалом Москвы.

Укрепление державности

14 века постепенно ставит Москву во главу единого государства. Еще силен гнет Орды, еще крепки притязания на северо-восточные земли северных и западных соседей. Но уже взметнулись вверх первые каменные православные храмы в Москве, усилилась роль церкви, которая была сильно заинтересована в создании единого государства. Кроме этого, 14 век стал вехой для двух великих побед.

Битва на показала, что Золотую Орду можно изгнать из русских земель. Длительная война с Великим княжеством Литовским закончилась поражением литовцев, и Вильнюс навсегда отказался от попыток колонизации северо-запада. Так Москва сделала первые шаги к становлению своей государственности.

Расцвет русской культуры в XIV-XV веках связан не только с экономическим и политическим развитием страны, с ростом народного сопротивления, с победоносной Куликовской битвой, но и с проникновением Предвозрождения на русскую почву, которое породило новое видение мира, усилило интерес к человеческой личности и духовному развитию.

Высокого уровня развития достигло искусство русской живописи. Создалась замечательная школа, выдающимся представителем которой был русский художник Андрей Рублев.

Использовав и переработав художественное наследие предшествующего периода, Андрей Рублев довел его своим гением до невиданного совершенства. Кисти Рублева принадлежит икона «Спаса» из собора Саввино-Сторожевского монастыря и замечательный иконостас владимирского Успенского собора.

Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрение Андрея Рублева, был выдающейся личностью своегс времени. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, всячески способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содействовал объединению русских земель вокруг Москвы.

Особой заслугой Сергия Радонежского было его участие в подготовке Куликовской битвы. Своими советами и духовным опытом он помогал Дмитрию Донскому, укреплял в нем уверенность в правильности избранного пути. Наконец, именно он благословил русское воинство перед Куликовской битвой. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы. Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.

Замечательным творением Рублева является ико­ностас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре и особенно иконы «Троица» и «Жены-мироносицы у гроба Христа».

Другом и ближайшим помощником Андрея Рублева был Даниил Черный. Ими была воспитана целая плеяда русских живописцев.

Работы Андрея Рублева и художников рублевской школы были созданы в пору наивысшего расцвета московской живописи в XV веке. Приобщившись в силу исторических условий к византийскому искусству, оказавшему воздействие на культуру большинства стран восточнохристианского мира, московские мастера сумели преодолеть византийское наследие, усвоив его отдельные элементы и приемы.

Андрей Рублев и художники его школы отказались от аскетизма и суровости византийских образов, от их отвлеченности, однако их античную, эллинскую основу претворяли в своем искусстве. Традиционные образы они наполняли новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединением русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием.

Ведущая роль во всем русском изобразительном искусстве того времени принадлежала иконописи, без которой не могла обойтись ни одна церковь. В 70-х годах XIV века в Новгороде, где уже сформировалась самобытная художественная школа живописи, появляется выходец из Константинополя - Феофан Грек. Огромна роль этого художника в развитии сначала новгородской, а затем московской школы живописи.

Преемником высоких традиций живописи Андрея Рублева стал художник Дионисий с сыновьями Феодосием и Владимиром. Они расписали церковь в Паф-нутьево-Боровском монастыре и Собор Иосифо-Волоколамского монастыря. Самым выдающимся памятником творчества Дионисия являются фрески Ферапонтова монастыря.

Эпоха, когда творил Дионисий, была отлична от рублевской. Раздробленная Русь уступила место централизованному государству. Искусство было призвано выражать величие и славу Московской державы, и особенно ее верховной власти, что во многом определило творчество этого художника.

Формирование Русского централизованного государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в Москве возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого в столицу были приглашены зодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры по фортификации.

Основным строительным материалом стал кирпич. Московский Кремль, вмещавший в себя резиденцию великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был расширен до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами.

Возникла Красная площадь, часть посада - Китай-город - была окружена каменной стеной, а затем каменная стена Белого города и дерево-земляная стена Земляного города окружили столицу двумя кольцами. Это и определило радиально-кольцевую планировку Москвы.

Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу, были созвучны Кремлю по своему силуэту. Со временем они стали композиционными центрами окраин Москвы.

Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка городских улиц состояла в основном из двух-трех этажных домов.

Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местностях имели правильные прямоугольные планы. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкиного хвоста, примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в Кремлях Новгорода, Тулы, Коломны и других городов.

Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. Их мощные стены и башни сложены из крупных валунов и почти лишены декоративных украшений.

Сохранившаяся часть великокняжеского дворца в Москве, созданная архитекторами Марком Фрязиным и Петром Соларио, наделена чертами западной архитектуры, но по композиции близка к деревянным хоромам.

В архитектуре Успенского собора Московского Кремля, который было предложено строить наподобие одноименного собора во Владимире с целью подчеркнуть преемственность власти Москвы, архитектор Аристотель Фьораванти существенно переосмыслил традиции владимиро-суздальского зодчества. Собор в Москве мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа.

Попытку перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения предпринял архитектор Алевиз Фрязин при строительстве Архангельского собора.

От XIV-XV веков сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние - «клетские» - напоминают избу с двухскатной крышей и пристройками. Более поздние - высокие, восьмигранные, крыты шатром. Их стройные пропорции, контрасты суровых рубленых стен и резьбы галереек и крылец, их неразрывная связь с окружающим пейзажем - свидетельства высокого мастерства народных мастеров.

Росту научных знаний и просвещения способствовал процесс централизации Русского государства. Широкое гражданское и церковное строительство помогало развитию навыков в области техники. Введение в практику стенобитных и метательных орудий и артиллерии требовало расчета силы и дальности полета камней и ядер. Стенобитные орудия действовали при помощи рычага. Появление в Москве и Новгороде часов указывает на знакомство русских мастеров с системой зубчатых колес.

Кузнечное дело, оружейное производство, чеканка монеты, устройство труб для добычи соли, действовавших при помощи поршневого насоса, составление известкового грунта для стенной живописи - все это было связано с ростом прикладных знаний.

В России делались попытки реального объяснения явлений окружающего мира, появлялись работы, посвященные отдельным отраслям знаний. Летописцы отмечали наблюдаемые астрономические явления - описывали прохождения комет, солнечные затмения. Начали появляться специальные астрономические трактаты «О широте и долготе зимой», расстоянии между небом и землей» и тому подобные. Развивались медицинские знания.

Включение новых земель в состав Русского государства способствовало повышению интереса к географическим наукам. Русские торговцы и путешественники, налаживая связи с ближними и дальними странами вносили значительный вклад в развитие географических знаний, оставляя записи о виденных ими странах.

Таковы записи о путешествии новгородца Стефана в Константинополь, Игнатия Смольнянина в Кон­стантинополь, Палестину и Афон. Существовал дневник путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию на церковный собор в 1439 году и описание поездки посла Толбухина в Венецию.

Новгородец Стефан уделяет в своих записках большое внимание строительному материалу, особенно мрамору, отмечая его свойства и цвет. Автор описания путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию внимательно изучал европейские города: Любек. Люнебург, Аугсбург, Брауншвейг, Венецию, Флоренцию. Он интересно описывает существующие там ремесла, торговлю, благоустройство городов и строительную технику.

Одним из выдающихся путешественников второй половины XV века был тверской купец Афанасий Никитин. В 1466 году вместе с другими купцами он отправился в восточные страны. Через Шемаху, Баку, Ормуз он сумел добраться до Индии. Афанасий Никитин оставил интересное яркое описание своего странствия на основе личных наблюдений Индии и Ирана, а на основе расспросов - также Цейлона, Ки­тая и других стран.

В Русском государстве были известны произведе­ния античных писателей и философов. Автор «Жития» Дмитрия Донского был хорошо знаком с философскими идеями Пифагора и Платона, архиепископ Вассиан Рыло - с идеями Демокрита.

Кто правил на землях Руси в средние века? March 10th, 2018

Если до нашествия татар Русь состояла из больших княжеств (Ростово-Суздальского, Новгородского, Киевского, Рязанского, Смоленского, Черниговского и других), то с началом вассальной зависимости удельные князья получили возможность оформить свои города в качестве самостоятельных наследственных феодальных владений.

И они немедленно ею воспользовались.


Распад Древнерусского государства и Литва


Так появились полноценные независимые государства, число которых вскоре стало измеряться десятками. И хотя формально старшим среди князей считался владимирский, все понимали — настоящая верховная власть находится в Орде. А независимые князья могут делать в своих владениях что захотят, не считаясь с традициями и старшинством.

Великий князь литовский Гедимин — основатель династии

В XIV веке началось стремительное возвышение Литвы. Несмотря на своё название Великое княжество Литовское создавалось на древнерусских землях и имело такое же отношение к коренной этнической Литве — Жемайтии и Аукшайтии — как русские княжества к финно-уграм, когда-то населявшим просторы Северо-Восточной Руси.

Если в древнерусских княжествах у власти оставались Рюриковичи, то в Литве появилась собственная династия Гедиминовичей.


Правящая фамилия, судя по всему, происходила от племенных князей ятвягов, которые в то время имели славу настоящих дикарей и разбойников.

Вообще в средние века, когда все увлечённо резали друг друга, получить репутацию разбойников могли лишь народы с особенным складом характера. Ятвяги как раз могли этим похвастаться.

Воинственность литовских Гедиминовичей стала важным фактором их политики.


Три части русских земель после нашествия татар

Через сто лет после нашествия татар русские земли выглядели совсем иначе. На северо-востоке находился конгломерат множества удельных княжеств под формальной властью Москвы. Однако её правители назывались Великими князьями Владимирскими: московские земли всё ещё были недостаточно престижными, чтобы давать право на власть над другими русскими княжествами.

Во всех уделах этого региона правили Рюриковичи — старая русская династия. Формально Московская Русь оставалась вассалом Орды. Фактически — вассальные обязательства уже с середины XIV столетия игнорировались, а зависимость ограничивалась выплатой дани.

На западе лежали владения Гедиминовичей. Их первыми большими приобретениями стали Полоцкое и Туровское княжества, которыми до этого правили князья дома Рюрика. Вместе с Вильно эти территории и составили коренные земли Литвы.

В XIV веке власть литовских князей начала постепенно распространяться на соседние русские княжества: Киевское, Смоленское, Переяславское, Новгород-Северское. Однако захватив эти области Литва попала в вассальную зависимость от Орды. Соответственно, с 1362 года Гедиминовичи получали ханские ярлыки на право владения частью Руси и платили положенную дань.


Даниил Галицкий из рода Рюриковичей, потомок киевского князя Владимира Мономаха, в 1252 году принял от Папы Римского титул «короля Руси».


С помощью престижной королевской короны он надеялся укрепить свою власть.

Впрочем, его наследники забыли о титуле, и следующим «королём Руси» стал лишь внук Даниила — Юрий.

Почему именно он? При Юрии Галицкое и Волынское княжества объединились. Однако в то же время рядом находились более сильные Польша и Литва, и Галицкая Русь — как наиболее отдалённая, периферийная часть русских земель — была обречена на растерзание соседями.

Галиция, разумеется, тоже была вассалом Золотой Орды, платила ханам дань и даже отправляла войска для участия в совместных с татарами походах на Польшу.


Противостояние Москвы и Литвы

Во второй половине XIV века политическая ситуация в русских землях резко поменялась. На востоке возвышение Москвы привело к первой попытке освободиться от татарского ига: русское войско московского княза Дмитрия победило в битве на Куликовом поле.

На западе расширение Литвы привело к конфликту с Москвой. Их противостояние стало основным содержанием русской внутренней политики в следующие сто лет.

Конфликт был связан с решением вопроса об объединении Руси. На роль главы нового единого государства претендовали и старые Рюриковичи, и новые Гедиминовичи.


Первоначально позиция литовских князей была сильнее благодаря численности войска и богатству владений, однако, с точки зрения легитимности, московские князья оказались в более выгодном положении. Именно они могли претендовать на восстановление власти по праву династической преемственности.

Позднее к противостоянию добавился религиозный конфликт между православием и католичеством. Но в XIV-XV веках перед потомками удельных князей — которые все без исключения были Рюриковичами — стоял простой выбор: служить великому князю из «своей» династии или из чужой. Многие осознанно выбирали «своих».


Приключения титула «короля Руси»

А вот Галицкая Русь в конце XIV века перестала существовать. С 1349 года за земли Галиции шла ожесточенная борьба между Польшей и Литвой.

Война завершается в 1392 году разделом неудавшегося королевства. Галиция стала принадлежать Польше, а Волынь отошла к Литве. При этом литовские князья стали называться Великими князьями Литовскими и Русскими. Польские короли Людовик и Казимир III также некоторое время использовали титул «король Руси».

Следующие польские правители, уже из династии Гедиминовичей, про галицийский титул забыли. Зато о нём немедленно вспомнили венгерские короли.


Используя титул, они символически обозначили претензии на земли Галиции, происходящие от её первого завоевателя — короля Людовика. Монарх по совместительству был правителем не только Польши, но и Венгрии.


«Рейтан — упадок Польши». Художник Ян Матейко

Титул королей Галиции и Лодомерии (Лодомерия — это искаженное венграми и немцами название Владимиро-Волынских земель) стал уже реальным титулом коронного австрийского владения.

И чем же всё закончилось?

В XV веке на русских землях произошли большие перемены. Москва смогла подчинить себе большую часть русских княжеств, когда-то входивших в состав Древнерусского государства. Это дало её правителям возможность на законных основаниях принять титул государя всея Руси, объявив о преемственности своей власти от киевских Рюриковичей, а заодно и правах на все земли, ранее входившие в состав Киевского государства.

Литва, попавшая в зависимость от католической Польши, постепенно теряла владения. Удельные князья Литвы, пользуясь феодальным правом выезда, уходили на службу к московским Рюриковичам вместе со своими княжествами.

Уже в конце века Московское княжество полностью освободилось от власти Орды, в то время как Литва продолжала платить дань и получать ярлыки уже от Крымского ханства.

Так завершилась история средних веков на землях Руси.

В промежутке от его смерти до появления на исторической арене Дмитрия Ивановича , на Руси правили его потомки.

Учитывая феодальную раздробленность , историки под Русью того периода обычно подразумевают княжества Московское, Владимирское и Новгородское (иногда еще Киевское и Галицко-Волынское).

Даниил Александрович.

Даниил Александрович - младший сын Александра Невского , родился в конце 1261 года всего лишь за два года до смерти отца, поэтому воспитывал его брат Александра Ярослав Ярославович , после смерти которого в 1272 году Даниил стал князем Московским .

Во время правления Даниила Александровича на Руси началась очередная междоусобица между сыновьями Невского Даниилом и Андреем, а также внуком Иваном и племянником Михаилом из Твери за княжество Владимирское. Благодаря справедливости и миролюбию Даниила, всех соперников удалось собрать на Дмитровском съезде русских князей, где частично междоусобную войну удалось прекратить, но некоторые локальные конфликты продолжали возникать.

Эта междоусобица имела крайне негативные последствия для экономики и культуры Руси того периода. Брат Даниила Андрей Александрович , например, попросил помощи у Золотой Орды в этом противостоянии. Монголы серьезно подошли к этому вопросу и совместный поход с ордынским полководцем Туданом (Дюденева рать ) обернулся взятием и разграблением Мурома, Суздали, Владимира , Переяславля, Юрьева, Ростова, Углича, Ярославля, Коломны, Москвы , Звенигорода, Серпухова, Можайска и, возможно, других городов, о которых летописи умолчали. Это был один из самых крупных погромов Руси со времен нашествия Батыя .

Таким образом Дмитровский съезд стал шагом вперед в развитии дипломатии, хотя перемирие продлилось недолго.

Кроме того, за время княжения князь Даниил присоединил к Московскому княжеству территории Переяславля и Коломны, а также он пытался это провернуть с Новгородом и Рязанью.

Даниил Александрович построил Храм святых апостолов Петра и Павла в районе нынешнего Успенского собора в Москве.

Князь Даниил Александрович умер в Москве 5 марта 103 года, оставив после себя пятерых сыновей.

Иван Калита.

Иван Данилович (Иван I , Иван Калита ), внук Александра Невского, родился в семье Даниила Александровича приблизительно в 1283 году. Будущий князь Московский , князь Новгородский и Великий князь Владимирский уже в 13 лет стал наместником своего отца в Новгороде.

В 1325 году стал Московским князем, а три года спустя Великим князем Владимирским.

Иван Данилович был прозван Калитой за привычку всегда носить при себе калиту с мелочью (калита - кошелек) для бедняков, он слыл щедрым и справедливым в отношении простого люда князем.

За время своего правления князь Иван перевез из Владимира в Москву митрополита , и сделал, таким образом, Москву духовной столицей Руси .

В 30х годах XIV века Иван Данилович прослыл великим дипломатом, не допуская открытых военных конфликтов в противоречиях Москвы, Новгорода, Твери и Смоленска, а также сдерживая недовольство Золотой Орды из-за нерегулярной выплаты дани русскими княжествами (ее желание разрешить эту проблему одним военным ударом было вполне реально). Кроме того, ему приходилось учитывать интересы Княжества Литовского в отношении Руси.

Иван Калита построил Успенский собор в Москве из белого камня, Архангельский собор, церковь Иоанна, Московский Кремль (деревянный) и Собор Спаса на Бору, который, к сожалению, не сохранился (был снесен в 1933 году). При нем в Москве также было написано знаменитое Сийское Евангелие на пергаменте.

Благодаря правлению князя Калиты в Московском княжестве в течение 40 лет царил мир (1328-1368 гг.), не было никаких военных конфликтов - это было результатом грамотной политики с Ордой, Литвой и другими русскими князьями. Кроме того, влияние и территория Московского княжества значительно увеличились.

Иван Данилович Калита умер 31 марта 1340 года, оставив после себя четверых сыновей и четырех дочерей. В его честь автомобильный завод «Москвич» выпускал с 1998 по 2001 года автомобиль представительского класса «Москвич - Иван Калита».

Иван Красный.

Иван Иванович (Иван II , Иван Красный , Иван Милостивый , Иван Короткий ), князь звенигородский, князь Новгородский , князь Московский , Великий князь Владимирский , правнук Александра Невского, родился в семье Ивана Калиты.

30 марта 1326 года в Москве. Благодаря своей внешности получил приставку «Красный» (как синоним слову «красивый»). Другая версия - по времени рождения (на следующее после Пасхи воскресенье - Красную Горку).

Минусом правления Ивана Красного стало ослабление политического влияния Москвы, достигнутое его отцом, вплоть до того, что Литовское княжество умудрилось поставить своего митрополита в Киеве, а княжество Владимирское сразу после его смерти было потеряно и сыну Ивана Красного Дмитрию пришлось восстанавливать заново свои права на Владимир Великий.

Умер Иван Иванович 13 ноября 1359 года. Главным его достижением стал его старший сын (младший умер в возрасте 10 лет) - Дмитрий Иванович , более известный как

Территория делилась на княжеские земли, а те, в свою очередь, - на уделы.

Южные и западные районы Руси оказались в составе усилившегося в начале 14-го в. Великого княжества Литовского. Землями Киевской Руси поживились Польша и Венгрия. Киев потерял свою значимость как политический центр, и главным князем стал признаваться великий князь владимирский.

Важными событиями в истории Руси 14-го в. является борьба Московского и Тверского княжеств за власть, значимая победа в и набег Тохтамыша.

В соперничестве за власть Московское княжество одержало победу, и немаловажную роль сыграло при этом . Московский князь по указу хана проучил Тверское княжество, жестокие действия по отношению к соседям защитили при этом собственное княжество Ивана.

Грамотная политика Ивана Калиты и других московских князей сделала Москву центром русских земель. После Куликовской битвы этот статус прочно закрепился за городом.

В 1377 г. русская рать была разбита в сражении на р. Пьяне. Но уже в 1378 г. одерживает победу над на р. Воже. Успех князя способствует объединению сил русских княжеств в .

В 1380 г. битва на Куликовом поле развернулась в связи с отказом платить дань и ситуацией внутри самой Орды (в это время ханы боролись между собой за власть).

В ходе сражения преимущество, казалось, было уже на стороне полчищ хана, но неожиданная атака засадного полка Владимира Андреевича и Боброка, обрушившегося из дубравы на тылы в критический момент, застала врага врасплох. Русские полки перешли в наступление, и поражение Орды стало неминуемым. Ордынская армия обратилась в бегство. Хан Мамай бежал с поля боя одним из первых.

Победа в этой битве преподала урок, который состоял в том, что лишь единство русских земель может создать условия для того, чтобы освобождение страны от захватчиков стало возможным.

Вести о победе Руси в Куликовской битве дошли и до других стран. Но свергнуть татаро-монгольское иго пока не удалось. Человеческие жертвы были колоссальные. Люди долго стояли на костях (оплакивали погибших).

Пока шла борьба с Мамаем, хан Тохтамыш (его конкурент) воспользовался положением дел в Орде. Он собрал большое войско и в 1382 г. внезапно .

Князь Дмитрий Донской не смог собрать достаточное войско для отпора и отправился в северные районы с этими целями. Москва была разграблена, население подверглось насилию, город был опустошен. Князь Дмитрий вынужден был признать над собой власть хана Тохтамыша. С 1389 г. князем стал (1389-1425).

После победы Тамерлана над Тохтамышем в 1395 г. победитель вторгся в Рязанские земли и разграбил Елец. Угроза приближалась к Москве, но неожиданно он развернул свое войско и покинул пределы Руси. Произошло это в день, когда жители Москвы встречали образ Богородицы из Владимира. С этим событием народ связал свое спасение.

Помимо борьбы с ордынцами, напряженная ситуация была и с Великим Литовским княжеством. Брак Василия 1-го с дочерью литовского князя Витовта лишь смягчил обстановку.

Культура Руси 14-го в.

Подъем культуры Руси относится ко второй половине 14-го в. Связан он с успехами в хозяйственном развитии и победой в Куликовской битве.

В литературе актуальны темы борьбы с захватчиками («Слово о гибели Русской земли», «Задонщина»), воспеваются подвиги («Житие Александра Невского»).

Архитектура в 14-м в. активно развивалась, преимущественно в городах: Псков и Новгород.

Русское зодчество основывалось на традициях архитектуры домонгольского периода (церковь Спас на Ковалеве 1345 г.), а к новому стилю второй половины 14-го в. можно отнести церковь Федора Стратилата на Ручье 1360-1361 гг.

Параллельно со строительством храмов и церквей активно велось гражданское строительство (1302 г. - в Новгороде заложен каменный кремль). Во Пскове архитектура носила облик крепости. Взаимно перекрещивающиеся арки использовались псковскими строителями в перекрытиях зданий. Мастера Пскова обрели известность.

Строительство сооружений из камня в Москве началось во второй четверти 14-го в. - , а затем храмы и здания на территории. Строительство также активно осуществлялось в Коломне, Серпухове, Звенигороде.

Одежда жителей Руси в 14-м в.

Изначально древний костюм на Руси состоял из подпоясанной рубахи и шаровар, но со временем стали появляться заимствования из Византии. Костюм Руси претерпел значительные изменения, одежда по византийским образцам стала сильно отличаться от костюма народного. Даже головной убор был представлен в виде высокой остроконечной шапки, потом стал с мягкой тульей. Татарское иго также оказало влияние, но не такое сильное.

К 14-му в. покрой одежды богатого и бедного населения московской Руси не отличался, разница была только в качестве материалов.