Дипломная работа: Игра как средство формирования познавательного интереса младших школьников. Роль игры в процессе развития познавательного интереса

Светлана Князева
Консультация «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста»

"Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста ".

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека . Познание - функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в себе, в своих способностях и силах. Для малышей, кроме того, необходимо ощущение защищенности и безопасности. Поэтому от того, какая психологическая атмосфера сложилась в группе, зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка интерес к окружающему миру , к людям, стремление узнавать и учиться новому.

Основной способ познания для ребенка- ваши рассказы, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо беседовать серьезно : как размышляет взрослый, так будут размышлять и дети.

Организация свободного общения с детьми дает для воспитателя возможность раскрыть наиболее полно свой творческий потенциал.

Воспитатель должен уметь включиться в специфически дошкольную форму деятельности –игру на правах равного партнера. Умение интересно играть сразу же открывает ему доступ в детские группы, позволяет войти в доверительные отношения с детьми. Но для этого ему следует овладеть способами построения игры, принятыми в детской субкультуре, умело пользоваться ими.

Поэтому целесообразно играть по подгруппам .

Конкретные сведения об окружающем мире дети гораздо легче усваивают а процессе игры, повседневного свободного общения с воспитателем, чтения специально подобранных книг, а также в организованной воспитателем деятельности по развитию сенсорных действий , мышления, изобразительной деятельности, конструирования , которые всегда включают какой-либо конкретный материал.

В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей : мысли, чувства, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношение детей к игре . Дидактическая игра представляет собой развитие ребёнка средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.

Дидактическая игра лишь отвечает требованиям полной систематизации знаний : иногда это-"взрыв удивления"детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда -игра- "поиск и открытие", и всегда игра радость . Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием особенность дидактической игры .

Дидактической игре свойственно обязательное наличие дидактической задачи , игровых правил и действий.

Дидактическая задача -один из основных элементов игры, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процесс познавательной деятельности детей . Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи- дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые действия составляют основу дидактической игры- без них невозможна сама игра . Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи . Игровым действиям детей нужно учить . Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становиться содержательной.

Игровые действия- не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и т. д. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим .

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей , познавательным содержанием , игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении . Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей , к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности , поведением детей .

Известно, что возможности дидактической игры в передаче знаний ограничены, но это эффективный метод усвоения знаний и овладения способами познавательной деятельности , умениями и навыками (обследовать, сравнивать, описывать, выявлять свойства) .В игре формируется умение самостоятельно и рационально использовать знания при решении игровой за-дачи. Значима дидактическая игра в формировании личности ребенка. Готовность решать мыслительные задачи, желание выигрывать, соблюдая правила- таков стиль поведения ребенка в игре. Поэтому игру не следует превращать в занятие, воспитатель играет вместе с детьми , поощряет их положительные эмоции, двигательную и умственную активность.

Варианты организации и проведения игр различны и зависят от назначения их. Дети распределяются по 2-4 человека и воспитатель последовательно проводит с ними 2-3 игры, включаясь в процесс игры в качестве участника. Или дети играют в разные , меняясь ими. В этих случаях игра является формой организации познавательной деятельности . Использование игры в качестве метода обучения предполагает фронтальное руководство деятельностью детей . Воспитатель выполняет роль ведущего, не превращая игры в игровые упражнения.

Руководство дидактическими играми довольно сложный процесс. Воспитателю необходимо стимулировать игровую состязательность, не упуская при этом развивающего и воспитывающего воздействия игры.

Сформировать у детей умение мыслить логично, самостоятельно, контролировать свои действия в процессе обучения довольно сложно. Поэтому создаются условия и ведётся целенаправленная работа по формированию самостоятельной детской деятельности.

Для самостоятельной деятельности подбираются игры, пособия, которые увлекательны для детей в данный период . Игры интересные , содержательные, но требуют длительного освоения. Игры на плоскостное и объемное моделирование, разнообразные головоломки. Каждый из детей осваивает игру индивидуально, результаты различны. Он самостоятелен в выборе игры, постановке цели, достижения результата. При правильном руководстве, состоящем в побуждении детей к активной деятельности, в совместной с ребенком игре формируется умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество.

Публикации по теме:

Автореферат к курсовой работе «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса» Я, Глотова Полина Михайловна, студентка группы Д-31. Представляю вашему вниманию курсовую работу на тему: «Дидактическая игра как средство.

Дидактическая игра как средство развития мышления детей дошкольного возраста В современных условиях особую актуальность приобретает проблема развития у дошкольников мышления. Наиболее эффективным средством развития.

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Внимание - одна из основных психических функций, на которой базируется обучение. Внимание отражает функциональное состояние человеческого.

Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста Дошкольный возраст-время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами,.

Компьютер - устройство, обрабатывающее данные, следуя ряду команд, который носит название компьютерной программы. В наше время трудно представить.

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты формирования познавательного интереса младших школьника

Психолого – педагогическая характеристика

младшего школьного возраста……………………………………………………..6

1.2.Особенности познавательных интересов младших школьников……………………………………………………………………………………………..12

1.3. Взгляды отечественных исследователей

на проблему формирования познавательных интересов……………..15

1.4. Влияние игры на формирование познавательного интереса младших школьников………………………………………………………..21

Глава II. Экспериментальное исследование процесса влияние игры на формирование познавательного интереса……………………………….27

2.1. Выявление уровня сформированности познавательных интересов младших школьников

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы процесса формирование познавательного интереса………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………………………

Актуальность темы. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес - это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…»

Также Н.Г. Морозова определяет познавательный интерес как мотив, описывая его как «важную личностную характеристику школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению». Автор считает, что интерес это отражение сложных процессов, происходящих в мотивационной сфере деятельности.

Мы считаем, что именно этот вид интереса (познавательный интерес) является чрезвычайно важным в организации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Познавательный интерес у младших школьников имеет довольно яркую эмоциональную окраску. Он проявляется в интересе к наблюдениям, описаниям, впечатлениям. Познавательный интерес в младшем школьном возрасте в значительной мере определяется таким новообразованием психики как стремление к взрослению и стремление к самостоятельности. Познавательный интерес в этом возрасте связан с желанием проникнуть в существующие закономерности учения и в основание знаний в целом.

В психологической литературе мы обнаружили схожие точки зрения ученых о природе возникновения познавательного интереса как такового. Большинство психологов как отечественных, так и зарубежных связывают интерес с потребностью и часто их сравнивают. Взаимосвязь между потребностями и познавательным интересом весьма сложна и не дает оснований ставить между ними знак равенства.

Так, С.Л. Рубинштейн отмечает, что интерес отражает потребность, но не сводится к ней. К развитию интереса можно также отнести и случаи перехода познавательного интереса в учебный интерес. В связи с этим, И.Ф. Харламов изучал специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса. Исследуя и познавая мир, ребенок делает массу открытий, проявляя интерес к разным областям окружающей его действительности.

Согласно мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам

Игра – для детей это воссоздание какой-либо реальности с целью научиться действовать в ней (примером может послужить любая детская игра), на игре построено воспитание ребенка и познание им окружающего мира. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количество знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Советские психологи исходят из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации. Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, выделение смысловой стороны мотивации «свидетельствует о научно обоснованной вере в человеческий разум, человеческое сознание, интеллект»

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра- один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра формирует учебную мотивацию школьников.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науки — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру(игровую деятельность, игровые формы, приемы)- это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условии жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатывают многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Багусловской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, Е.К.Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Цель исследования: выявить и обосновать условия, при кторых игровая деятельность становится эффективным средством формирования познавательного интереса у младших школьников.

Предмет исследования: игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Объект исследования: формирование познавательного интереса детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование разнообразных игр с детьми младшего школьного возраста, с учётом современных методик, способствует:

— формированию познавательного интереса младших школьников;

— повышению уровня знаний младших школьников.

Задачи исследования:

1.Анализ литературы по данной проблеме и рассмотрение различных подходов к развитию познавательного интереса.

2.Разработка комплекса игр, способствующих развитию познавательного интереса младших школьников.

3.Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности влияния игр на развитие познавательного интереса младших школьников.

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной и др..

В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования:

— анализ психолого-педагогической литературы;

— анкетирование,

Индивидуальная беседа с младшими школьниками,

— эксперимент.

База исследования: МОУ Сотниковская СОШ 3 а и 3 б

Итак, познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление — сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Свои уроки я стараюсь проводить с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности учащихся. При изучении новых тем создаю и предлагаю решить проблемные вопросы, применяю компьютерные технологии, на уроках использую электронные и другие наглядные пособия.

Люблю использовать разнообразные виды уроков, что позволяет развивать у детей любознательность, активность, расширять их кругозор, творческие способности.

Ребятам больше нравятся уроки – практические, уроки самостоятельной творческой деятельностью. Дети на таких уроках наиболее активны, показывают свои творческие способности.

На уроках я использую различные формы: беседы, ролевые игры, уроки. Это позволяет учащимся проявить себя, развивать у них любознательность, расширить кругозор, наблюдательность, активность, самостоятельность. При подготовке уроков использую дополнительную литературу, сообщения средств массовой информации, наглядные пособия, карточки, тесты, ИКТ

В своей работе использую разноуровневые задания. Применяю индивидуальный и дифференцированный подход при работе с сильными и слабыми учениками.

Готовясь к урокам, уделяю внимание всем компонентам урока: целям, задачам, содержанию, методам, формам и результатам обучения.

Пополняю свою копилку дидактическими и наглядными материалами, тестами, мультимедиа.

В ходе написания выпускной квалификационной работы были реализованы поставленные цели и задачи. Гипотеза дала положительный результат.

  1. Игра- это одна из форм обучения. Она должна включаться в учебный процесс по предметам в тесной связи с другими приемами учебной работы.
  2. Учителю нужно уметь организовать игру так, чтобы заинтересовать

детей учебным материалом.

Таким образом, использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однотипные упражнения, необходимые для формирования вычислительных навыков. В процессе игры у детей формируются обще- учебные умения и навыки, в частности, умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.

Игра имеет большое значение в жизни детей младшего школьного возраста. С.А. Щатский, высоко оценивая значение игры, писал: "Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой это пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработки жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства".

Д.Б. Эльконин дает такое определение игры: "Человеческая игра-это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности"

Также игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Как сделать каждый урок интересным, и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются примеры обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов способствует закреплению языковых явлений памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддерживанию интересам активности учащихся.

Какое же место занимает в активизации учебного процесса использование игр?

Известно, что игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность от учения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и

учителем, создает условие равенства, а речевое партнерство разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся и тем самым преодолевать барьер неуверенности. И этого много стоит. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В игре каждый получает роль или каждый участвует должен быть активным партнером.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Игра учит быть чувствительным к социальному употреблению. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта), и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов младших школьников. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлечено работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, учитель лишь управляет учебной деятельностью. Игра - ведущая деятельность ребенка и основа развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он деятельностное существо. Ему присуща любознательность. "Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности", - говорил известный советский педагог В.А. Сухомлинский.

В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Иными словами, по мнению Л.С. Выготского, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно противоположными друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенок, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни

Каковы основные требования играм?

1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватно реальной ситуации общения.

2. Игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы младшие школьники были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную игру. Только при этом условии будет естественной и убедительной.

3. Игра должна быть принята всей группой.

Она непременно должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывать у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативней он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах. В том, что он может исполнять разные роли.

4. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли использовать обрабатываемый материал.

5. Учитель непременно сам верит в игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.

Роль учителя в процессе подготовки и проведении игры постоянно меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем.

Это совпадает с положениями современной дидактики о роли учителя в учебном процессе. Нельзя не согласиться с мнением Ю.К. Бабанского о том, что сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. Это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности учителя на уроке на активную деятельность учащихся. Тем самым повышается роль учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Он управляет активной и сознательной деятельностью школьников по усвоению учебного материала.

6. Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Сознание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии - очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.

В процессе игры учитель иногда может взять себе какую либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.

Обычно учитель берет себе роли лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает.

В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.

В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи, отвечат? на вопросы. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно в коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Дидактика давно показала, что скука на уроках - злейший враг учения.

Теоретически все это признают, а вот на практике на уроках встречается скука и равнодушие. Это типичные пережитки того этапа развития школы, когда господствовала идея, что корень учения горек, а плоды его сладки. Но вся беда в том, что из горького корня учения не вырастают и сладкие плоды: знания, не подкрепленные и не согретые положительными эмоциями, оставляют человека равнодушным, быстро улетучиваются.

Так давайте же не забывать, что любой ученик - это прежде всего ребенок, а игра - неотъемлемая часть жизни любого ребенка.

Изучение игры как приема и метода обучения особенно важно и с точки зрения организации преемственности между дошкольным и начальным звеном образовательной системы в методах обучения, и с позиций установления адекватной пропорции между прямыми и косвенными методами обучения. В связи с этим уместным будет вспомнить слова К.Д. Ушинского, который, хорошо осознавая необходимость использования игры как приема в учении, все же активно выступал против так называемого игрового обучения, т.е. сведения всего первоначального обучения к игре. Обращение детского учения в игру приводит к тому, что такое "играющее учение" расслабляет ребенка вместо того, чтобы укреплять его.

Игра как прием обучения имеет свои сильные и слабые стороны, которые с обязательностью следует знать и учитывать педагогу, работающему с детьми младшего школьного возраста. Надобность в игре как дополнительном, косвенном приеме обучения, по мнению Р.И. Жуковской, возникает тогда, когда он ставит своей целью довести предлагаемый детям учебный материал до "более глубокого осознания того, что было дано с применением прямых приемов, чтобы ребенок, запомнив материал, глубже его понял". Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.

Таким образом, для педагога игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей детей, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.

Младших школьников

Фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего развития и воспитания детей заложили такие ученые как Е.А. Аркин, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, позднее игре были посвящены работы Н.М. Аксариной, Т.А. Марковой, Д.В. Мендержицкой, Ф.И. Фрадкиной, и др.

С.А.Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.”

Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: “Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.”

Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности.(12;79) Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

О том, насколько значимы эмоции, переживания игровых событий, говорят исследования психологов (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Т.П. Хризман и др.). Эмоции цементируют игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным воздействиям и совместной со сверстниками деятельности. Кроме того, хорошая игра – действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.



Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Акшина Т.Б. выделяла следующие психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.
Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
Применяя игру как средство обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Примеры познавательных игр, которые применяют на практике учителя:
- Игры-упражнения предполагают, что игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Пример: "Пятый лишний". Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

Игра-поиск предлагается учащимся найти в рассказе, к примеру, растения семейства розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя, или отыскать имена собственные в череде нарицательных. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
- К играм-соревнованиям можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
- Особенность сюжетно-ролевых игр в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", "Круглый стол" и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого- орнитолога, археолога, лингвиста, математика и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
- Познавательные игры-путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать "путешествия" на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую "станцию" выставляются отметки.

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

В современной школе основной формой организации учебного процесса является урок. Наряду с уроком в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному - вспомогательными, внеклассными, внеурочными и т.д. Например: ролевая игра, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок - театрализованное представление, урок-сочинение, урок - выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок-экскурсия.

Целью таких форм учебных занятий является: расширение и углубление знаний, умений, полученных на уроках, развитие индивидуальных склонностей, дарований и способностей учащихся, а самое главное, это возбуждение и удержание интереса школьников к учебному труду.

Четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения, например игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

Можно группировать игры и так:

1. Игры - путешествия

2. Игры - поручения

3. Игры - предположения

4. Игры - загадки

5. Игры - беседы

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это развивает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему- то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).

Игры-предположения. «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости.Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы учеников, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения задачи.

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1) положительными эмоциями по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этих эмоций;

3) наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминать, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Для эмоционального стимулирования учения можно использовать введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остается информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников. В этом еще раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от ее методов стимулирования.

Художественность, образность, яркость, занимательность, удивление, нравственные переживания вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, было подчеркнуто не просто возбуждение эмоциональности, но и наличие у этих эмоций собственно познавательной стороны, которая проявляется в радости познания.

Как подчеркивают специалисты, создаваемые на уроках ситуации занимательности должны вызвать радость узнавания не побочных ярких подробностей, деталей, а основных идей изучаемой проблемы. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не уводить от нее - в этом отличие подлинных познавательных эмоций от эмоции развлекательного, побочного характера. Именно перенасыщение некоторых уроков побочными эмоциями служит основанием для возражений некоторых методистов против преувеличения роли занимательного фактора в обучении.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Заключение

Наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству и интерес к обучению и познанию. Именно в связи с этим так важно развивать и формировать познавательные интересы, которые в свою очередь подведут детей к развитию творческого мышления. И наоборот, творческая деятельность тоже сыграет большую роль в развитии познавательного интереса.

Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Список использованной литературы

1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

2. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

3. Выготский Л.С. Психология познания. – М., 1977.

4. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Грачева Надежда Викторовна. – Киров, 2003.

5. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 4(5) октябрь-декабрь.

6. Гусарова Н. В. Формирование познавательной деятельности у младших школьников

7. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М., 1998.

8. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности (на примере уроков математики). – Ноябрьск, 2005.

9. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. – М., 1997.

10. Костаева Т.В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников в процессе их профессионально-личностного самоопределения: дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2006.

11. Костаева, Т. В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т. В.Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып.5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998.

12. Матвеева Л.Г., Выбойщик Н.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей или что, я могу узнать о своем ребенке. – М., 1999.

13. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

14. Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. – М., 1995.

15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1999.

16. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

17. Слинкина О.А. Формирование познавательных интересов учащихся при реализации современных принципов организации учебного процесса

18. Сюзева Н. Использование возможностей музыки в развитии познавательного интереса младших школьников. Барнаул, 2002 г.

19. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999.

20. Тамарин В. Э. Взаимосвязь учебной и внеучебной познавательной деятельности учащихся начальных классов / Формирование познавательной активности младших школьников: сб. научных трудов. – Владимир: Изд-во ВГПИ, 1983.

21. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. В 4-х т. – М., 2001.

22. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1999.

23. Фридман Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1988.

24. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.

25. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971.

26. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1988.

МБОУ Долматовская ООШ №16

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


на тему:

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ»

Федорова Марина Николаевна

Учитель географии

2014

Цель – выявление эффективности использования игровых технологий на уроках географии.

Задачи:

Современное философское отношение к игровой деятельности определяет игру как условное бытие реального субъектно-объектного отношения и совокупность всех проявлений игровой активности взаимодействующих субъектов (или единичного субъекта), направленную не на внешний объект, а на внутренний – на процесс самой деятельности и контроль за ней. Таким образом, игра – насущная, объективная потребность в познании мира, человеческой культуры в целом.

Естественно, невозможно заменить все методы и формы обучения только игровыми, однако логика учебного процесса и особенности подросткового возраста требуют игровой формы подачи материала, разбора значимых понятий и разнообразных видов деятельности в процессе деловой игры.

Методы внедрения игр в школьную практику разработаны как отечественными, так и зарубежными авторами. Названия игр, предназначенных для обучения, имеют различные эпитеты: обучающиеся, учебные, ролевые, имитационные, игры моделирование и т.д. существует и такое мнение, что все игры, используемые в обучении, необходимо называть дидактическими. В целом это свидетельствует об отсутствии единой классификации игровой деятельности. Так, если за основание принимать время проведения игры, то они подразделяются на игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

В том случае, когда в основу классификации положена функциональная результативность, деловые игры подразделяются на дидактические и сюжетные или подготовительные и творческие. В методическом плане наиболее интересна классификация дидактических игр по Т. А. Шакурову, что наглядно отражено в таблице 1.

Таблица 1

Классификация дидактических игр по Т. А. Шакурову.


1. Процессуальный аспект

Уровень познавательной активности

репродуктивные

конструктивные

творческие


Логика чередования шагов игры

индуктивные

дедуктивные

трансдуктивные


Способ принятия решений

дискретные

непрерывные

комбинаторные


Время протекания игры

кратковременные

длительные

деловые


2. Управленческий аспект

Формы организации контроля и самоконтроля

устные

письменные

машинные


Способ определения результатов принимаемых решений

свободные

жесткие


Формы проведения игр

коллекционные

групповые

индивидуальные


3. Социально – психологический аспект

Характер игрового процесса

комбинаторные

азартные


стратегии

Вид игры

соревновательные

художественные

загадочно-выигрышные

организационные



Соотношение учебных и игровых целей и интересов субъектов игры

общность целей и интересов

общность целей различие интересов

различие целей и интересов

Такая форма организации деятельности учеников на уроке поможет учителю сделать процесс обучения более разнообразным, с учетом интересов школьников. Эта классификация учитывает не только игровую, но и учебную цель.

Несмотря на кажущуюся универсальность такого вида обучения, необходимо точно определить положение игры в каждом конкретном случае. Необходимо помнить, что недостаток игр вреден, а избыток недопустим, иначе происходит перенос центра тяжести с дидактической стороны дела на формальную сторону. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место ее включения в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что определено понятие игровой деятельности, применяемое в дидактической системе; выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, способствующих обеспечивающих формированию познавательного интереса у учащихся; разработаны методические рекомендации по использованию ролевых игр для повышения познавательного интереса на уроках географии.


Инновационная деятельность заключается в использовании игр в обучении географии, развивающих познавательный интерес к предмету, активизирующих учебную деятельность учащихся на уроках, способствующих становлению творческой личности ученика.

Технология опыта

Особенности применения игровых технологий

Для проведения любой игры необходимо определить цель, создать игровую ситуацию, разработать сценарий, продумать, на каком этапе урока будет проведена игра, учитывать особенности класса и интересы отдельных учащихся.

Используемые мной игры по форме деятельности учащихся можно разделить на индивидуальные, парные, групповые. По образовательным задачам – на игры изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большое количество игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам – это познавательные, ролевые, деловые, комплексные, игры на местности и в классе. По форме проведения – игры-аукционы, защиты, соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс-конференция, игры-драматизации, инсценировки, поиск решения проблемы, игры исследования, открытия.

С учетом современных требований Государственного стандарта образования игры помогают научить школьников «показывать и называть, определять и измерять, описывать, объяснять, прогнозировать». Следует отметить и большую роль электронно-тестовых и компьютерных игр в обучении. Так как тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, то я и здесь применяю игровую форму. На уроках применяю электронные формы тестового опроса, когда большое значение уделяется образной форме вопросов. Это обыкновенный тест с 10 вопросами, на которые необходимо ответить, чтобы получить оценку. Ответы даны в виде серии картинок.

Современный курс школьной географии России насыщен материалом, глубинный смысл которого отражает реальные условия и имитируя конкретные процессы, имеют ярко выраженный социально-психологический характер, выявляют современные экономические особенности деятельности людей, дают «рецепты» принятия решений в различных жизненных ситуациях.

Начинается игра со вступительного слова учителя, которое нацеливает учащихся на активную и творческую познавательную деятельность. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками.

При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения темы, формирования убеждений учащихся, развитие их самостоятельного творческого мышления – в вести участников игры в игровые ограничения, что способствует предотвращению нарушений в ходе игры.

При организации ролевых игр, игр-состязаний, подвижных игр следует, как можно больше учащихся вовлечь в игру, при этом необходимо обращать внимание на увлечения школьников. Художники оформляют игру, любители техники становятся звукооператорами, любители фотографии - фотографами и т.д. Их деятельность в дальнейшем необходимо оценить. Необязательно ставить отметку, а можно присвоить, например, звание «Лучший художник» «Лучший фотограф» и т.д.

Необходимым элементом в подготовке игры является консультация. Консультации формируют у школьников положительное психологическое отношение к играм, позволяют вселить уверенность в свои возможности. При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения темы, формирования убеждений учащихся, развития их самостоятельного творческого мышления. Подводя итоги необходимо отметить, что в игре удалось, а на что следует обратить внимание.

Эффективность проведения игр зависит от ряда условий: четко продумывать цель игры; осуществлять мотивацию игровой деятельности; четко организовывать подготовку, проведение итогов игры; сочетать самостоятельную, групповую, индивидуальную, фронтальную работу в процессе игры; осуществлять постановку познавательных и проблемных вопросов в процессе игры, организовывать дискуссию; обеспечивать игры необходимыми средствами обучения; вовлекать в игру всех учащихся класса; формировать вывод и оценивать полученные результаты; управлять ходом игры.

На уроках географии мною часто используюся настольные игры, к ним относятся кроссворды, ребусы, чайнворды, игровые кубики, лото, домино… Особенностью настольных игр по географии является наличие игрового правила, в котором заключается игровая задача.

Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать. В настольных играх всегда имеется элемент соревновательности, в них закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения использовать справочную, научно-популярную литературу, географическую карту.

Так на обобщающем уроке в 7 классе провожу игру «Почта». Из ткани изготовляются 6 карманов (почтовых ящиков) с надписями: северная Америка, Африка, Евразия… Участникам игры раздается равное количество карточек. Затем карточки с очертаниями материков, островов, рек, озер, заливов учащиеся должны положить в карман и не ошибиться адресом. В этой игре обобщаются знания по материкам.

Изучая «Природные зоны» проводится игра «Правильно отбери», ученик получает несколько открыток, рисунков. Нужно правильно отобрать открытки и рисунки с представителями какой-либо одной природной зоны. За каждый правильный ответ ученик получает балл.

Очень любят ребята игу «Собери карту». Ученик получает разрезанную карту на кусочки в виде неправильных очертаний. Эти кусочки необходимо собрать, чтобы получилась карта и назвать территорию. Такого рода игры развивают память, воображение, способность запоминания географической номенклатуры и их географического положения.

Кроссворды и ребусы наиболее популярный вид настольной игры среди школьников. Отвечая на вопросы кроссвордов, учащиеся лучше усваивают научные термины и запоминают названия географических объектов, отыскивая их на карте. Как показывает опыт, кроссворды развивают интерес учащихся к географии. Особенно большой интерес к этому виду игр у учащихся 6-8 классов.

Игры – состязания применяются как в учебной деятельности, так и во внеурочной работе. Они одинаково интересны для учащихся всех возрастных групп. Эти игры привлекают детей желанием выиграть. Причем важным мотивом для учащихся является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. К этому типу игр относятся конкурсы: «Защита проекта», «Презентация», «Конкурс знатоков географии», «Лучшая команда», КВН и другие игры. Так для закрепления знаний по теме «Атмосфера» в начальном курсе географии проводится игра-состязание «Объясни явления природы».

Класс делится на несколько команд. Учитель сообщает, что у него есть много писем, в которых путешественники рассказывают о различных событиях, задают вопросы о непонятных для них природных явлениях. Задача школьников – ответить на вопросы, которые содержатся в этих письмах, и попытаться объяснить некоторые явления. Команды по очереди читают письма и отвечают на них. От каждой команды сначала отвечает тот ученик, которого назовет учитель, а затем любой член команды. За ответ ученики получают баллы от 1до 5, в зависимости от содержания ответа. Если команда не справилась с заданием, ей на помощь приходит команда, набравшая большее число баллов.

Одной из популярных и любимых учащимися игр является викторина. Ее основная цель повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. При изучении морей России провожу такую викторину: «Какие моря названы в честь известных путешественников? Какое из морей России называют «ледяным мешком»? Назвать самое большое море»… Викторины можно проводить как устные, так и письменные. У устных викторин есть существенный недостаток – неравные условия для участников: многие ребята робкие, нерешительные, задерживаются с ответом, хотя могут ответить правильно на вопрос. Поэтому лучше проводить письменную викторину. Один из членов жюри читает вопрос, всем дается одинаковое время на обдумывание ответа. Затем свертывают исписанную часть листа, кладут ручки и ждут следующего вопроса. После подсчета очков члены жюри объявляют результаты викторины.

Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки, пронизывающие школьную программу: экономические, экологические, политические, социальные или комплекс названных проблем. Ролевая игра успешна в том случае, если учащиеся в ходе ее дискутируют, отстаивают свои взгляды.

Для учащихся 6-8 классов наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа пресс-конференций, игры путешествия, игры-драматизации. Старшеклассники наряду с сюжетно - ролевыми играют и в ситуативные игры по созданию моделей и проектов. Обычно ролевые игры провожу на уроках обобщения знаний, семинарах, практических работах. Главное в данной игре это организационно-подготовительный этап, от которого зависит успех выполнения учащимися заданий и организованность самой игры. Учитель определяет цель, конкретные развивающие задания, готовит материалы для их выполнения, составляет методические указания и правила проведения, распределяет роли, проводит инструктаж. При проведении игры ребята проявляют активность, стараются не перебивать товарища во время выступления, проявляют самостоятельность в изучении темы.

При формировании групп учитываю желание учащихся. С этой целью провожу анкетирование с ответами на такие вопросы: какую роль хотел бы исполнить в игре? Кого хотел бы видеть руководителем группы? … Учитывается взаимоотношения между школьниками. Игра начинается с момента получения школьниками заданий (карточки-инструкции). Ребята с большим интересом работают на таких уроках. Они обозначают необходимые объекты на плане местности или карте, делают выводы.

Для того чтобы ребята лучше запомнили номенклатуру, провожу игру «Узнай меня». Каждый ученик получает конверт с карточками разного цвета и разных букв: желтая А /Африка/, зеленая Б /Австралия/, красная В /Южная Америка/… Даются географические названия, ребята должны показать карточку того материка, где находится данный объект.

Внедрение разнообразных форм работы на уроке: групповой, парной, индивидуальной, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом.

Традиционные уроки географии вызывают у учащихся достаточно большой интерес на разных этапах обучения, но введение в учебную деятельность игровых моментов, или же деловых, ролевых, организационно-деловых игр значительно повышает интерес учащихся к предмету.

Но следует отметить и то, что уроки с использованием игровых моментов дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, слабых и неуверенных в себе. Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования.


  1. Начало ролевой игры осуществляется вместе с созданием у учащихся эмоциональной установки на игру в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов.

  2. Игровая ситуация может разыгрываться в определенном вымышленном пространстве (экваториальный лес, район океана), очерченном географической картой, историческим временем и поставленной проблемой.

  3. Одним из структурных элементов ролевой игры являются игровые задачи. Большинство исследователей выделяют как игровые, так и учебные задачи. Игровая задача заинтересовывает школьников, а учебные задачи выступают для учащихся в замаскированном неясном виде.

  4. Для соединения игровых и учебных задач необходимы правила игры. Во-первых, правила действия в воображаемой ситуации ты эколог ты - лесовод и т. д. Правила ролевой игры должны быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Действия «специалиста» должны усложняться по мере изучения тем разделов, курсов школьных предметов.

  5. Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений, выполняющих воспитательную роль в игре. Например, закончил работу помоги товарищу, будь доброжелательным внимательно выслушивай мнение товарища. Игровые действия тесно связаны с формированием умений учащихся. Не следует проводить игру, если не сформированы определенные умения.

  6. Для более успешного проведения игры необходимо чтобы ученики достаточно хорошо знали материал, на котором будет строиться учебная игра.

  7. Важна также и психологическая готовность учителя к проведению игры, которая подразумевает педагогическое мастерство, коммуникативные качества, уверенность в себе, уважение к личности ребенка.

  8. При формировании групп учеников надо учитывать способности, интересы и сложившиеся взаимоотношения в коллективе. В работе ученики осознают и свою социальную ответственность. Они выбирают стратегию собственного поведения, поэтому при разработке сценария учебной игры, желательно включить в него такие проблемы, которые способны вызвать эмоциональный отклик в душах детей, иметь нравственный аспект. Например, спасение людей, терпящих бедствие, оптимальное размещение большого числа беженцев, действия по предотвращению гуманитарной катастрофы/. Подготовка и проведение ролевых игр создает условия для проявления школьниками сильных сторон личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

  9. Поэтому для более полной реализации образовательных и воспитательных задач учебной игры важно учитывать индивидуальные качества ученика. Совместное участие в игре позволяет развить в детях способность к коммуникации. Ребенок приобретает навык свободного участия в дискуссии, уважение к другому мнению, отстаивание своей точки зрения. Активное участие в игре сказывается на качестве усвоения учебного материала. Учащиеся начинают лучше понимать логику изложения материала курса, взаимосвязь изучаемых явлений и легче запоминать фактические данные. Развитие и изменение учебной игровой деятельности школьников определяется возрастными особенностями учащихся и особенностями материала курса географии.

  10. Сюжеты игр должны опираться на реальные события. Через познавательный интерес можно формировать и экологическую культуру учащихся, включая в ролевые игры вопросы экологического характера, что будет также способствовать формированию экологического мировоззрения, становлению экологически грамотной личности.

  11. Методы и приемы, используемые на уроках - ролевых играх: наблюдение, анализ, синтез, моделирование проектов решения проблем, анкетирование. Приемы: работа с фактами, использование дополнительной литературы, сравнительная характеристика объектов, установление причинно-следственной связи, задания проблемного характера, задания исследовательского характера, работа с картами.

  12. Критерии оценивания игр, связаны со всеми основными параметрами ролевой игры: модель-моделирование, имитация, наличие целей, ролей, правил, сценария, критериев оценивания, игровые взаимодействия игроков, анализ и решение конкретных ситуаций, атмосфера неопределенности и неполной информации

  13. Критерии оценивания игр:
- качество разыгрывания ролей в соответствии с инструкцией от 1 до 5 баллов;

Реализация целей игры от 1 до 10 баллов;

Соблюдение регламента игры от 1 до 6 баллов;

Несоблюдение регламента игры- 3 балла /снимается за каждое нарушение/;

Использование «Банка информации» для выявления новой информации /за каждую ссылку на первоисточник 4 балла/;

Соблюдение правил игры от 1 до 8 баллов;

Несоблюдение правил игры – 4 балла /снимается за каждое нарушение. Если в игре присутствует каждый имитируемый элемент, ему присваивается наивысший балл, например, 20 баллов. Такая система оценки способствует активизации учащихся на уроке, стимулирует их деятельность.
Результативность

Интерес учащихся к урокам географии

Диаграмма 1

По диаграмме видно, что интерес учащихся к урокам географии с применением игровых технологий выше, чем к традиционным урокам.

В ходе проводимого эксперимента были проведены сравнительные анализы усвоения материала в разных классах. Эксперимент показал, что экспериментальный класс лучше усвоил материал и показал лучшие результаты по сравнению с контрольным классом.

Так при изучении темы «Трудовые ресурсы» в 9 классе в 2013-2014 учебном году проводилась деловая игра, а в 9 классе в 2012-2013 учебном году не проводилась. При выполнении проверочной работы на уроке результаты были разные.

Показатели успешности в обучении учеников 9-х классов:

Экспериментальное обучение показало эффективность разработанной методики проведения деловых и дидактических игр при формировании основных экономических понятий, имело положительное влияние на формирование потребности в самостоятельном добывании знаний. В ходе игры ученики могут составить обоснование рационального отношения ко всем видам ресурсов и их рентабельному использованию.

Анкетирование учащихся показало, что для них игра - это

способ получения оценки - 31%;

Возможность проявить себя – 39%

Узнать что-то новое – 16%;

Самостоятельность действий – 14%

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Введение игр и игровых элементов повышает качество знаний и интерес учащихся.

2. Способствует лучшему усвоению материала.

3. Развивает познавательный интерес.

Диаграмма за года

Адресная направленность опыта:

Представленные материалы могут быть использованы в процессе изучения курсов «География России». Работа предназначена для учителей географии. Описанные формы и этапы деятельности могут быть использованы и другими педагогами, работающими в данном направлении.

Литература

1. Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося //Вестник Оренбургского ун-та.№ 2, 2004- с.75-79

2. Дудченко В. Деловая иновационная игра как метод исследования и развития организации. Электронный ресурс. Режим доступа file://C:Documents and Settings/Admin/igra.htm свободный.

3. Зотова А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащегося.// География в школе № 3,2004 с.46-49

4.Мельникова Т.М, Федорова Н.К. Интегрированный урок-конференция по географии и валеологии.//География в школе № 4,2000 с. 60-65.

5.Прутченков А.С. Школа деловой игры.//Школьные технологии № 1-2, 1999 с. 274-276.

6.Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М.: Народное образование,1996 с.5-7.

7.Эльконин Д.Б.Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М:,1981 с. 63.

8. Бабурин В. Л. «Деловые игры по экономической и социальной географии» М. «Просвещение» АО «Учебная книга» 1995 – 258с.

9. Жебровская. О. О «Игровой комплекс». География в школе 1996. № 6.

12. Митрофанов И. В. «Тематические игры по географии» Творческий центр М. 2002 год

13. «Настольная книга учителя географии» // Авт. – сост. Петрова Н. Н., Сиротин В. И.– М.: «АСТ Астрель», 2002 – 371с.

14. Новенко Д. В. «О новых технологиях в преподавании географии». //География в школе. – 1999. - №7. - С. 53-55.

15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат - М.: «Академия», 2005 – 272 с.

16. Пряжников Н. С. «Игровой момент в профориентации» Методические рекомендации. Пермь: ПГПИ 2003

17. Сластенин В.А., Мищенко А.И., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. «Педагогика» М., «Школа-Пресс», 2005 – 512 с.

18. Современный урок географии. И. И. Баринова //География в школе. –2000. - №6. - С. 41-44.

19. Спичак С. П., С. В. Тесленко. «Игры на уроках географии». География в школе. 1996. № 2.

Приложение

Урок обобщающего повторения