Подробное описание клетки живого организма. Клетки живых организмов

Наука, изучающая строение и функции клеток, называется цитология .

Клетка - элементарная структурная и функциональная единица живого.

Клетки, несмотря на свои малые размеры, устроены очень сложно. Внутреннее полужидкое содержимое клетки получило название цитоплазмы .

Цитоплазма является внутренней средой клетки, где проходят различные процессы и расположены компоненты клетки - органеллы (органоиды).

Клеточное ядро

Клеточное ядро - это важнейшая часть клетки.
От цитоплазмы ядро отделено оболочкой, состоящей из двух мембран. В оболочке ядра имеются многочисленные поры для того, чтобы различные вещества могли попадать из цитоплазмы в ядро, и наоборот.
Внутреннее содержимое ядра получило название кариоплазмы или ядерного сока . В ядерном соке расположены хроматин и ядрышко .
Хроматин представляет собой нити ДНК. Если клетка начинает делиться, то нити хроматина плотно накручиваются спиралью на особые белки, как нитки на катушку. Такие плотные образования хорошо видны в микроскоп и называются хромосомами .

Ядро содержит генетическую информацию и управляет жизнедеятельностью клетки.

Ядрышко представляет собой плотное округлое тело внутри ядра. Обычно в ядре клетки бывает от одного до семи ядрышек. Они хорошо видны между делениями клетки, а во время деления - разрушаются.

Функция ядрышек - синтез РНК и белков, из которых формируются особые органоиды - рибосомы .
Рибосомы участвуют в биосинтезе белка. В цитоплазме рибосомы чаще всего расположены на шероховатой эндоплазматической сети . Реже они свободно взвешены в цитоплазме клетки.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) участвует в синтезе белков клетки и транспортировке веществ внутри клетки.

Значительная часть синтезируемых клеткой веществ (белков, жиров, углеводов) не расходуется сразу, а по каналам ЭПС поступает для хранения в особые полости, уложенные своеобразными стопками, “цистернами”, и отграниченные от цитоплазмы мембраной. Эти полости получили название аппарат (комплекс) Гольджи . Чаще всего цистерны аппарата Гольджи расположены вблизи от ядра клетки.
Аппарат Гольджи принимает участие в преобразовании белков клетки и синтезирует лизосомы - пищеварительные органеллы клетки.
Лизосомы представляют собой пищеварительные ферменты, “упаковываются” в мембранные пузырьки, отпочковываются и разносятся по цитоплазме.
В комплексе Гольджи также накапливаются вещества, которые клетка синтезирует для нужд всего организма и которые выводятся из клетки наружу.

Митохондрии - энергетические органоиды клеток. Они преобразуют питательные вещества в энергию (АТФ), участвуют в дыхании клетки.

Митохондрии покрыты двумя мембранами: наружная мембрана гладкая, а внутренняя имеет многочисленные складки и выступы - кристы.

Плазматическая мембрана

Чтобы клетка представляла собой единую систему, необходимо, чтобы все ее части (цитоплазма, ядро, органоиды) удерживались вместе. Для этого в процессе эволюции развилась плазматическая мембрана , которая, окружая каждую клетку, отделяет ее от внешней среды. Наружная мембрана защищает внутреннее содержимое клетки - цитоплазму и ядро - от повреждений, поддерживает постоянную форму клетки, обеспечивает связь клеток между собой, избирательно пропускает внутрь клетки необходимые вещества и выводит из клетки продукты обмена.

Строение мембраны одинаково у всех клеток. Основу мембраны составляет двойной слой молекул липидов, в котором расположены многочисленные молекулы белков. Некоторые белки находятся на поверхности липидного слоя, другие - пронизывают оба слоя липидов насквозь.

Специальные белки образуют тончайшие каналы, по которым внутрь клетки или из нее могут проходить ионы калия, натрия, кальция и некоторые другие ионы, имеющие маленький диаметр. Однако более крупные частицы (молекулы пищевых веществ - белки, углеводы, липиды) через мембранные каналы пройти не могут и попадают в клетку при помощи фагоцитоза или пиноцитоза:

  • В том месте, где пищевая частица прикасается к наружной мембране клетки, образуется впячивание, и частица попадает внутрь клетки, окруженная мембраной. Этот процесс называется фагоцитозом (клетки растений поверх наружной клеточной мембраны покрыты плотным слоем клетчатки (клеточной оболочкой) и не могут захватывать вещества при помощи фагоцитоза).
  • Пиноцитоз отличается от фагоцитоза лишь тем, что в этом случае впячивание наружной мембраны захватывает не твердые частицы, а капельки жидкости с растворенными в ней веществами. Это один из основных механизмов проникновения веществ в клетку.

(ядерные). Прокариотические клетки - более простые по строению, по-видимому, они возникли в процессе эволюции раньше. Эукариотические клетки - более сложные, возникли позже. Клетки, составляющие тело человека, являются эукариотическими.

Несмотря на многообразие форм организация клеток всех живых организмов подчинена единым структурным принципам.

Прокариотическая клетка

Эукариотическая клетка

Строение эукариотической клетки

Поверхностный комплекс животной клетки

Состоит из гликокаликса , плазмалеммы и расположенного под ней кортикального слоя цитоплазмы . Плазматическая мембрана называется также плазмалеммой, наружной клеточной мембраной. Это биологическая мембрана , толщиной около 10 нанометров. Обеспечивает в первую очередь разграничительную функцию по отношению к внешней для клетки среде. Кроме этого она выполняет транспортную функцию. На сохранение целостности своей мембраны клетка не тратит энергии: молекулы удерживаются по тому же принципу, по которому удерживаются вместе молекулы жира - гидрофобным частям молекул термодинамически выгоднее располагаться в непосредственной близости друг к другу. Гликокаликс представляет из себя «заякоренные» в плазмалемме молекулы олигосахаридов , полисахаридов , гликопротеинов и гликолипидов. Гликокаликс выполняет рецепторную и маркерную функции. Плазматическая мембрана животных клеток в основном состоит из фосфолипидов и липопротеидов со вкрапленными в нее молекулами белков , в частности, поверхностных антигенов и рецепторов . В кортикальном (прилегающем к плазматической мембране) слое цитоплазмы находятся специфические элементы цитоскелета - упорядоченные определённым образом актиновые микрофиламенты . Основной и самой важной функцией кортикального слоя (кортекса) являются псевдоподиальные реакции: выбрасывание, прикрепление и сокращение псевдоподий . При этом микрофиламенты перестраиваются, удлиняются или укорачиваются. От структуры цитоскелета кортикального слоя зависит также форма клетки (например, наличие микроворсинок).

Структура цитоплазмы

Жидкую составляющую цитоплазмы также называют цитозолем. Под световым микроскопом казалось, что клетка заполнена чем-то вроде жидкой плазмы или золя, в котором «плавают» ядро и другие органоиды . На самом деле это не так. Внутреннее пространство эукариотической клетки строго упорядочено. Передвижение органоидов координируется при помощи специализированных транспортных систем, так называемых микротрубочек , служащих внутриклеточными «дорогами» и специальных белков динеинов и кинезинов , играющих роль «двигателей». Отдельные белковые молекулы также не диффундируют свободно по всему внутриклеточному пространству, а направляются в необходимые компартменты при помощи специальных сигналов на их поверхности, узнаваемых транспортными системами клетки.

Эндоплазматический ретикулум

В эукариотической клетке существует система переходящих друг в друга мембранных отсеков (трубок и цистерн), которая называется эндоплазматическим ретикулумом (или эндоплазматическая сеть, ЭПР или ЭПС). Ту часть ЭПР, к мембранам которого прикреплены рибосомы , относят к гранулярному (или шероховатому ) эндоплазматическому ретикулуму, на его мембранах происходит синтез белков. Те компартменты, на стенках которых нет рибосом, относят к гладкому (или агранулярному ) ЭПР, принимающему участие в синтезе липидов . Внутренние пространства гладкого и гранулярного ЭПР не изолированы, а переходят друг в друга и сообщаются с просветом ядерной оболочки .

Аппарат Гольджи
Ядро
Цитоскелет
Центриоли
Митохондрии

Сопоставление про- и эукариотической клеток

Наиболее важным отличием эукариот от прокариот долгое время считалось наличие оформленного ядра и мембранных органоидов. Однако к 1970-1980-м гг. стало ясно, что это лишь следствие более глубинных различий в организации цитоскелета . Некоторое время считалось, что цитоскелет свойственен только эукариотам, но в середине 1990-х гг. белки, гомологичные основным белкам цитоскелета эукариот, были обнаружены и у бактерий.

Именно наличие специфическим образом устроенного цитоскелета позволяет эукариотам создать систему подвижных внутренних мембранных органоидов. Кроме того, цитоскелет позволяет осуществлять эндо- и экзоцитоз (как предполагается, именно благодаря эндоцитозу в эукариотных клетках появились внутриклеточные симбионты, в том числе митохондрии и пластиды). Другая важнейшая функция цитоскелета эукариот - обеспечение деления ядра (митоз и мейоз) и тела (цитотомия) эукариотной клетки (деление прокариотических клеткок организовано проще). Различия в строении цитоскелета объясняют и другие отличия про- и эукариот - например, постоянство и простоту форм прокариотических клеток и значительное разнообразие формы и способность к её изменению у эукариотических, а также относительно большие размеры последних. Так, размеры прокариотических клеток составляют в среднем 0,5-5 мкм , размеры эукариотических - в среднем от 10 до 50 мкм. Кроме того, только среди эукариот попадаются поистине гигантские клетки, такие как массивные яйцеклетки акул или страусов (в птичьем яйце весь желток - это одна огромная яйцеклетка), нейроны крупных млекопитающих, отростки которых, укрепленные цитоскелетом, могут достигать десятков сантиметров в длину.

Анаплазия

Разрушение клеточной структуры (например, при злокачественных опухолях) носит название анаплазии .

История открытия клеток

Первым человеком, увидевшим клетки, был английский учёный Роберт Гук (известный нам благодаря закону Гука). В году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа . Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему монастырские кельи, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «келья, ячейка, клетка»). В году голландский мастер Антоний ван Левенгук (Anton van Leeuwenhoek, -) с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды «зверьков» - движущиеся живые организмы. Таким образом, уже к началу XVIII века учёные знали, что под большим увеличением растения имеют ячеистое строение, и видели некоторые организмы, которые позже получили название одноклеточных. Однако клеточная теория строения организмов сформировалась лишь к середине XIX века, после того как появились более мощные микроскопы и были разработаны методы фиксации и окраски клеток. Одним из её основоположников был Рудольф Вирхов , однако в его идеях присутствовал ряд ошибок: так, он предполагал, что клетки слабо связаны друг с другом и существуют каждая «сама по себе». Лишь позднее удалось доказать целостность клеточной системы.

См. также

  • Сравнение строения клеток бактерий, растений и животных

Ссылки

  • Molecular Biology Of The Cell, 4е издание, 2002 г. - учебник по молекулярной биологии на английском языке
  • Цитология и генетика (0564-3783) публикует статьи на русском, украинском и английском языках по выбору автора, переводится на английский язык (0095-4527)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Клетка (биология)" в других словарях:

    БИОЛОГИЯ - БИОЛОГИЯ. Содержание: I. История биологии.............. 424 Витализм и машинизм. Возникновение эмпирических наук в XVI XVIII вв. Возникновение и развитие эволюционной теории. Развитие физиологии в XIX в. Развитие клеточного учения. Итоги XIX века … Большая медицинская энциклопедия

    - (cellula, cytus), основная структурно функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Может существовать как отд. организм (бактерии, простейшие, нек рые водоросли и грибы) или в составе тканей многоклеточных животных,… … Биологический энциклопедический словарь

    Клетки аэробных спорообразующих бактерий имеют палочковидную форму и в сравнении с неспороносными бактериями, как правило, более крупных размеров. Вегетативные формы спороносных бактерий обладают более слабым активным движением, хотя им… … Биологическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Клетка (значения). Клетки крови человека (РЭМ) … Википедия

Знаменитый английский натуралист и путешественник Чарлз Робин Дарвин в своей книге «Происхождение видов» убедительно доказал, что всё живое на Земле изменяется, более простые формы жизни дают начало более сложным. Простейшие живые организмы, появившиеся 2-3 миллиарда лет назад, связаны длинной цепью превращений с высшими растениями и животными, обитающими на Земле в настоящее время. На пути длительного исторического развития происходили многочисленные преобразования и усложнения, появление новых, всё более совершенных форм.

Но все живые организмы носят на себе след происхождения от самого отдалённого предка. Этот след – клеточное строение .

Первый микроскоп Роберта Гука

Изучение клеточного строения стало возможным лишь после изобретения в XVII столетии микроскопа . Одним из первых изобретателей микроскопа был английский естествоиспытатель и изобретатель Роберт Гук . Когда оригинальная модель микроскопа была им сконструирована, перед изумлённым взором учёного открылся новый, доселе невиданный мир. С помощью своего микроскопа Гук исследовал всё, что попадалось под руку.

Микроскоп Гука был очень несовершенным инструментом. Он давал расплывчатое, неясное изображение. Несовершенны были также увеличительные приборы XVIII столетия. Вот почему до середины XIX века строение открытых Гуком мельчайших частиц продолжало оставаться для учёных неясным.

Строение и жизнь клеток

Если взглянуть на зрелую сочную мякоть арбуза, на изломе мякоти можно заметить крошечные, играющие на солнце, как капли росы, розовые крупинки. Это – клетки арбузной мякоти. В них накопилось столько сока, что они достигли размеров, при которых клетка становится заметной без микроскопа. Ближе к корке клетки становятся мельче. В тонком ломтике корки под микроскопом видны прямоугольные коробочки – клетки. Их стенки – клеточные оболочки – состоят из очень прочного вещества – клетчатки . Под защитой оболочки находятся основные части клетки: полужидкое вещество – протоплазма и шаровидное тельце – ядро . Клетка арбузной мякоти – один из примеров строения растительной клетки. Все органы растения – корень, стебель, листья, цветы, плоды состоят из бесчисленного множества клеток.

Строение животной клетки отличается от растительной только отсутствием обособленной клеточной оболочки и клеточного сока. Основные части – протоплазма и ядро – имеются и в растительных и в животных клетках. Это позволяет говорить о клеточном строении и растений и животных.

Как размножаются клетки

Способность клеток к размножению имеет огромное значение для организма. Миллионы клеток непрерывно отмирают, выполнив свою жизненную задачу. Всего около трёх недель живут красные кровяные клетки. Не более месяца существуют покровные клетки нашего тела, превращаясь затем в мёртвые роговые чешуйки . И если бы запас этих клеток не пополнялся путём постоянного размножения, то организму грозила бы очень скорая гибель. Но в глубоких слоях покровной ткани кожи беспрерывно происходит размножение молодых покровных клеток . Красные кровяные клетки образуются путём размножения молодых кроветворных клеток в костном мозгу , где и происходит развитие кровяных элементов.


Размножение клеток происходит путём деления надвое . При этом обнаруживается замечательное явление исключительно точного разделения клеточного ядра на две равные части. Дочерние клетки похожи друг на друга и неотличимы от материнской клетки. Клетка любого типа при размножении образует только себе подобные клетки.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Презентации к урокам

Основное общее образование

Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (5-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Победитель конкурса "Электронный учебник на уроке".

Цель: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах.

Планируемые результаты:

  • личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении с учащимися и учителем в процессе образовательной деятельности;
  • метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результаты деятельности;
  • коммуникативные: умение работать в группе;
  • регулятивные: умение высказывать предположение и его доказывать;
  • познавательные: выбирать основания для сравнения, построения логической цепочки
  • предметные: выявления отличительных признаков грибов, сравнение биологических объектов, умение делать выводы.

Вид урока: обобщающий урок.

Оснащенность урока: таблицы “Растительная клетка”, “Митоз”, конверты с заданиями, микроскопы, чашки Петри с кусочками репчатого лука, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, стаканы с водой, салфетки. Задания в конвертах.

Используемые на уроке ЭФУ: электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения В.В.Пасечник Издательство “Дрофа”.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, проектор, экран. ноутбук учителя, ноутбуки для учащихся (20 шт). Наушники (для работы со звуковыми источниками информации). Мультимедиа презентация.

Кабинет подготовлен для работы обучающихся в трех группах. Распределение по группам происходит независимо. Жетоны трех цветов по количеству обучающихся. Обучающиеся вытаскивают жетон определенного цвета и объединяются по цвету, формируя три группы.

Ход урока

Организационный этап. Приветствие

Постановка проблемы

У: Разгадав головоломку, вы узнаете тему урока.

КОП ПРО НЗВ ВЛТ БСО ИКР ЛАЕ ЮДН ГХИ ТНЕ

Актуализация знаний

У : Клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама живая. Все живые организмы представляют собой или одну свободноживущую клетку, или объединение какого-то количества клеток. Слайд №2

?: Вспомните, какими свойствами обладают все живые организмы?..

О: Питание, дыхание, выделение, рост и развитие, обмен веществ и энергии и др.

У : Клетка фактически является самовоспроизводящейся химической системой. Она физически отделена от своего окружения, но обладает способностью обмена с этим окружением, т. е. способна поглощать вещества, которые необходимы ей в качестве “пищи” и выводить наружу накопившиеся “отходы”. Клетки способны размножаться при помощи деления.

?: Поставьте цель урока

О: Повторить, закрепить знания, полученные при изучении темы: “Клеточное строение организмов”.

У: Какие вопросы мы должны повторить?

О: Строение клетки, процессы жизнедеятельности в клетке.

Основной этап. Обобщение и систематизация

У : Вы поделены на три группы. Выберите капитана в своей группе. Приглашаются капитаны для получения конвертов с заданиями. Подготовка длится в течение 7 минут.

Деятельность обучающихся: внутри каждой группы распределяют роли для выполнения задания и защиты своего проекта. Изучают материал, анализируют информацию, делают записи в тетрадях. Готовят отчет работы группы.

  • I группа “Строение растительной клетки”. Пользуясь информацией электронного учебника и используя интерактивный режим составить “портрет клетки” (интерактивный контент стр. 36; рис. 20 “Строение растительной клетки”).
  1. Систематизируйте знания о строении и функции органоидов для этого наведите мышкой на курсор на название каждого из элементов ее строения и кликните мышкой.
  2. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Слайд №3
  • II группа “Устройство микроскопа и правила работы с ним” (интерактивный контент стр. 32-33; рис. 17 “Световой микроскоп”).
  1. Перетяните с помощью мыши названия элементов строения светового микроскопа.
  2. Перетяните с помощью мыши увеличение, которое дает соответствующая комбинация “Объектив – окуляр”. Слайд №4
  • III группа “Жизнедеятельность клетки. Деление и рост клеток” (интерактивный контент стр. 44; рис. 24 “Взаимодействие соседних клеток”).
  1. Используя интерактивный режим, обобщите знания о значении движения цитоплазмы в клетке.
  2. Используя интерактивный режим, обобщите знания о делении клетки. Слайд №5

Каждая группа, выполняя задание, использует разные источники информации: электронное приложение к учебнику, текст и рисунки учебника, презентация к уроку. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация таблиц и слайдов); практические (поиск информации из разных источников, мини-проект); дедуктивные (анализ, обобщение). Учащиеся по окончании работы представляют результаты работы группы.

После ответов на вопросы, учащиеся получают другие задания. Самым активным учащимся учитель предлагает пересесть за другой стол. Они получают задание по сложнее – прочитать текст, озаглавить его и вставить пропущенные слова (в тексте сейчас они выделены курсивом).

Задания повышенной трудности

Вставь пропущенные термины:

... – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной.... На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из.... .Живое содержимое клетки представлено.... – бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные.... Важнейшим органоидом клетки является... . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько... . В растительной клетке имеется три вида... . ... имеют зеленую окраску, ... красную, а... – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются... .

Правильный ответ: Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной оболочкой. На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из клетчатки . Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды . Важнейшим органоидом клетки является ядро . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько ядрышек . В растительной клетке имеется три вида пластид . Хлоропласты имеют зеленую окраску, хромопласты красную, а лейкопласты – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются (вакуоли ).

Остальные обучающиеся рисуют общую схему строения клетки, обозначив все ее части, пользуясь цветными карандашами.

У: К сожалению клетки, как и все живое, гибнут. Наши тела тоже состоят из клеток. Особенно разрушительно действуют на клетки организма курение табака и употребление алкоголя.

Табачный дым содержит ядовитые вещества, например никотин, бензопирен, которые губят клетки и способствуют развитию злокачественных опухолей.

Подведение итогов

Мы повторили сегодня с вами особенности строения и жизнедеятельность растительной клетки. Какой же вывод можно сделать в конце нашего урока? Слайд №6

О: Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов. Несмотря на великое разнообразие растительных и животных клеток все клетки имеют одинаковые части клеточную оболочку, цитоплазму и ядро. Во всех клетках протекают сходные процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, обмен веществ. Слайд №7

Учащиеся подходят с жетонами и получают оценки.

Домашнее задание на выбор учащегося:

  • Создать модель растительной клетки, используя разные материалы (пластилин, цветную бумагу и т.д.)
  • Составить рассказ-сказку о жизни растительной клетки
  • Подготовить сообщение об открытии Р.Гука
  • Посети школьную лабораторию и приготовь “исторический” препарат Р.Гука*

Используемая литература:

  • А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.– М.: Вако, 2005.

Клетка – элементарная единица живой системы. Различные структуры живой клетки, которые отвечают за выполнение той или иной функции, получили название органоидов, подобно органам целого организма. Специфические функции в клетке распределены между органоидами, внутриклеточными структурами, имеющими определенную форму, такими, как клеточное ядро, митохондрии и др.

Клеточные структуры:

Цитоплазма . Обязательная часть клетки, заключенная между плазматической мембраной и ядром. Цитозоль – это вязкий водный раствор различных солей и органических веществ, пронизанный системой белковых нитей – цитоскелетам. Большинство химических и физиологических процессов клетки проходят в цитоплазме. Строение: Цитозоль, цитоскелет. Функции: включает различные органоиды, внутренняя среда клетки
Плазматическая мембрана . Каждая клетка животных, растений, ограничена от окружающей среды или других клеток плазматической мембраной. Толщина этой мембраны так мала (около 10 нм.), что ее можно увидеть только в электронный микроскоп.

Липиды в мембране образуют двойной слой, а белки пронизывают всю ее толщину, погружены на разную глубину в липидный слой или располагаются на внешней и внутренней поверхности мембраны. Строение мембран всех других органоидов сходно с плазматической мембраной. Строение: двойной слой липидов, белки, углеводы. Функции: ограничение , сохранение формы клетки, защита от повреждений, регулятор поступления и удаления веществ.

Лизосомы . Лизосомы – это мембранные органоиды. Имеют овальную форму и диаметр 0,5 мкм. В них находится набор ферментов, которые разрушают органические вещества. Мембрана лизосом очень прочная и препятствует проникновению собственных ферментов в цитоплазму клетки, но если лизосома повреждается от каких-либо внешних воздействий, то разрушается вся клетка или часть ее.
Лизосомы встречаются во всех клетках растений, животных и грибов.

Осуществляя переваривание различных органических частиц, лизосомы обеспечивают дополнительным «сырьем» химические и энергетические процессы в клетке. При голодании клетки лизосомы переваривают некоторые органоиды, не убивая клетку. Такое частичное переваривание обеспечивает клетке на какое-то время необходимый минимум питательных веществ. Иногда лизосомы переваривают целые клетки и группы клеток, что играет существенную роль в процессах развития у животных. Примером может служить утрата хвоста при превращении головастика в лягушку. Строение: пузырьки овальной формы, снаружи мембрана, внутри ферменты. Функции: расщепление органических веществ, разрушение отмерших органоидов, уничтожение отработавших клеток.

Комплекс Гольджи . Поступающие в просветы полостей и канальцев эндоплазматической сети продукты биосинтеза концентрируются и транспортируются в аппарате Гольджи. Этот органоид имеет размеры 5–10 мкм.

Строение : окруженные мембранами полости (пузырьки). Функции: накопление, упаковка, выведение органических веществ, образование лизосом

Эндоплазматическая сеть
. Эндоплазматическая сеть является системой синтеза и транспорта органических веществ в цитоплазме клетки, представляющая собой ажурную конструкцию из соединенных полостей.
К мембранам эндоплазматической сети прикреплено большое число рибосом – мельчайших органоидов клетки, имеющих вид сферы с диаметром 20 нм. и состоящих из РНК и белка. На рибосомах и происходит синтез белка. Затем вновь синтезированные белки поступают в систему полостей и канальцев, по которым перемещаются внутри клетки. Полости, канальцы, трубочки из мембран, на поверхности мембран рибосомы. Функции: синтез органических веществ с помощью рибосом, транспорт веществ.

Рибосомы
. Рибосомы прикреплены к мембранам эндоплазматической сети или свободно находятся в цитоплазме, они располагаются группами, на них синтезируются белки. Состав белка, рибосомальная РНК Функции: обеспечивает биосинтез белка (сборку белковой молекулы из ).
Митохондрии . Митохондрии – это энергетические органоиды. Форма митохондрий различна, они могут быть остальными, палочковидными, нитевидными со средним диаметром 1 мкм. и длиной 7 мкм. Число митохондрий зависит от функциональной активности клетки и может достигать десятки тысяч в летательных мышцах насекомых. Митохондрии снаружи ограничены внешней мембраной, под ней – внутренняя мембрана, образующая многочисленные выросты – кристы.

Внутри митохондрий находятся РНК, ДНК и рибосомы. В ее мембраны встроены специфические ферменты, с помощью которых в митохондрии происходит преобразование энергии пищевых веществ в энергию АТФ, необходимую для жизнедеятельности клетки и организма в целом.

Мембрана, матрикс, выросты – кристы. Функции: синтез молекулы АТФ, синтез собственных белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, образование собственных рибосом.

Пластиды
. Только в растительной клетке: лекопласты, хлоропласты, хромопласты. Функции: накопление запасных органических веществ, привлечение насекомых-опылителей, синтез АТФ и углеводов. Хлоропласты по форме напоминают диск или шар диаметром 4–6 мкм. С двойной мембраной – наружней и внутренней. Внутри хлоропласта имеются ДНК рибосомы и особые мембранные структуры – граны, связанные между собой и с внутренней мембраной хлоропласта. В каждом хлоропласте около 50 гран, расположенных в шахматном порядке для лучшего улавливания света. В мембранах гран находится хлорофилл, благодаря ему происходит превращение энергии солнечного света в химическую энергию АТФ. Энергия АТФ используется в хлоропластах для синтеза органических соединений, в первую очередь углеводов.
Хромопласты . Пигменты красного и желтого цвета, находящиеся в хромопластах, придают различным частям растения красную и желтую окраску. моркови, плоды томатов.

Лейкопласты являются местом накопления запасного питательного вещества – крахмала. Особенно много лейкопластов в клетках клубней картофеля. На свету лейкопласты могут превращаться в хлоропласты (в результате чего клетки картофеля зеленеют). Осенью хлоропласты превращаются в хромопласты и зеленые листья и плоды желтеют и краснеют.

Клеточный центр . Состоит из двух цилиндров, центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу. Функции: опора для нитей веретена деления

Клеточные включения то появляются в цитоплазме, то исчезают в процессе жизнедеятельности клетки.

Плотные, в виде гранул включения содержат запасные питательные вещества (крахмал, белки, сахара, жиры) или продукты жизнедеятельности клетки, которые пока не могут быть удалены. Способностью синтезировать и накапливать запасные питательные вещества обладают все пластиды растительных клеток. В растительных клетках накопление запасных питательных веществ происходит в вакуолях.

Зерна, гранулы, капли
Функции: непостоянные образования, запасающие органические вещества и энергию

Ядро
. Ядерная оболочка из двух мембран, ядерный сок, ядрышко. Функции: хранение наследственной информации в клетке и ее воспроизводство, синтез РНК – информационной, транспортной, рибосомальной. В ядерной мембране находятся споры, через них осуществляется активный обмен веществами между ядром и цитоплазмой. В ядре хранится наследственная информация не только о всех признаках и свойствах данной клетки, о процессах, которые должны протекать к ней (например, синтез белка), но и о признаках организма в целом. Информация записана в молекулах ДНК, которые являются основной частью хромосом. В ядре присутствует ядрышко. Ядро, благодаря наличию в нем хромосом, содержащих наследственную информацию, выполняет функции центра, управляющего всей жизнедеятельностью и развитием клетки.