Где находится монастырь святого варлаама. Монастырь варлаам в метеорах

Координаты : 39°42′51″ с. ш. 21°37′37″ в. д.  /  39.714167° с. ш. 21.626944° в. д. (G) (O) (Я) 39.714167 , 21.626944

Однако настоящими основателями монастыря считают братьев Нектария и Феофана Апсара, которые поселились на Метеоре в 1510 году. Апсар - давняя, знаменитая и богатая семья из города Янина. Оба брата стали монахами в последние годы XV века, сначала обосновались на острове Янина и затем в монастыре Дионисия на Святом Афоне .

На скале Варлаама, где оставались еще руины скита , Нектарий и Феофаний при помощи еще двух монахов начали восстановление монастыря. Когда братия увеличилась они построили, Собор Всех Святых ().

В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой . Ни куполе - Вознесение Святого Креста. На северной стене - Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе - Шествие Пилата, Перенос Креста. Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил , Феодор Стратилат , Мина , Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский .

На юго-восточной колонне изображен основатель монастыря Нектарий Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне. Наряду с Феофаном изображена фигура святого Иоанна из Яннины. Этот святой был замучен в Константинополе в 1526 году в возрасте 18 лет. Икона Иоанна в Соборе Всех Святых говорит о противодействии православия исламу , а также на тесную связь метеорского монастыря и Янины.

Несмотря на то, что имя иконописца не отмечено в надписи создателей обители, исследователи узнают руку знаменитого живописца XVI века Франко Кателано из города Фивы, основателя так называемой «школы Северо-Западной Греции».

Фрески Кателано Собора монастыря Святого Варалама носят признаки перехода от манеры «критской школы » к барочного живописи. Все композиции насыщены движением и жизнью. Вторичные их элементы образуют последовательные содержательные уровни. Фигуры Кателано, в отличие от критских, не полны покоя, они динамичны, всё - одежды, позы - подчеркивают пластичность фигур.

Сохранилась надпись в нефе, подтверждающая авторство Кателано:

Началось оформление нефа в июне и закончилось в октябре 1566 руками священника Георгия из Фив и брата Франко.

На восточной стене собора изображено Второе пришествие , которое поражает стремительным огненным потоком, несущим всех грешников в пасть чудовища-кита.

На западной стене центральной композицией является монах Сисой перед могилой Александра Великого . Перед скелетом великого царя Сисой оплакивает суету земных. Содержание надписи следующее:

Тело Великого Александра во славе и после долгих лет, но смерть не щадит и великих мира сего.

На колоннах изображены святые: Кириак Анахорит, Святой Пимин, Святой Феофан, Христос «Вдохновитель всех», Иван Каливит, Святой Алексей, Ефросин - повар, Святой Харитон, Святой Макарий Египетский, Святой Варлаам, Святой Онуфрий, Святой Павел Латрин, Святая Варвара, Святой Иоасаф, Феотоки Параклис, Святой Моисей Эфиоп.

Эти фрески были выполнены братьями Кодар, их характерными чертами являются ритмичность, жизнь, смелое сопоставление света и тени. В отличие от Кателано живопись Кодар более статична, современный и доступна.

Все три живописца из Фив являются значительными представителями «школы Северо-Западной Греции», а настенные фрески храма Всех Святых Собора монастыря Варлаама - наиболее яркими образцами школы.

Больница

Больница - квадратное здание, построенное в юго-восточной части скалы. Крыша внешне опирается на четыре колонны. Этой системой образуются девять помещений, из которых восемь покрывается крестообразным сводом и дополняются девятым, которое покрывается куполом, переходящий в камин. Подобный внешний вид имеет и больница Великой Метеоры . С северной стороны больницы пристроено маленькое помещение, часовня Святых Анаргирон, отведенная для больных и стариков.

Замок

Балконный замок монастыря Варлаама имеет высоту 40 м. На нем видна надпись, где отмечаются имена создателей и год создания - 1536 год :

Часовня Трех иерархов

Сцена Распятия в часовне Трех иерархов

Это храм, состоящий из одного помещения, покрыт деревянной крышей и переходит в полукруглое своды. В 1627 году , спустя сто десять лет после восстановления братьями Апсарами, часовня Трех иерархов была построена заново и украшена настенными фресками в г.

В росписи часовни преобладают темы Благословения, Святого Иоанна Христосома и поклонения Богоматери, Небесная литургия, Помазание, Распятие. Отсутствие купола, где должен быть изображен Вседержитель, возмещается 57 фигурами прародителей по верхнему поясу северной, южной и западной стен.

На северной стене, рядом с создателями Нектарием и Феофаном, что держат копию часовни в руках, изображен Святой Николай Молодой, замученный в Трикала . С же года в обители хранится череп святого. Изображение фигуры его появилось здесь через двадцать лет после смерти мученика. Наряду с тем есть несколько и женских фигур - Святая Екатерина, Святая Варвара и Святая Фьокла.

В общем, картина часовни Трех иерархов является примером манеры «критской школы» начального периода, к которой, очевидно, принадлежал главный иконописец часовни - Иоанн.

Алтарь

Алтарь представляет собой продолговатую здание, которое внешне переходит в трехсторонний купол. Внутри - низкая колоннада, состоящая из пяти столпов, что разделяет помещение на две ниши.

Сегодня алтарь переработан в музей сокровищ монастыря. Там посетитель может увидеть бесценные переносные иконы, из которых наиболее значительной может считаться икона Богоматери с младенцем - работа Эммануила Тзанеса. Выставлены также предметы исключительно искусной работы: вышитые золотом эпитафии, одежды, литургические принадлежности подобное.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Греция.

Монастырь
Монастырь Варлаама
Μονή Βαρλαάμ
39°42′51″ с. ш. 21°37′37″ в. д. H G Я O L
Страна Греция Греция
Город Каламбака
Конфессия Православие
Епархия Стагонская и Метеорская митрополия
Тип мужской
Дата основания XVI век
Статус действующий монастырь
Монастырь Варлаама на Викискладе

История основания

Считают, что название монастырь получил от имени монаха Варлаама, первого поселенца, который поднялся на скалу, в первой половине XIV века и построил маленький храм, посвящённый Трём иерархам. Также известно, что монах Варлаам был современником святого Афанасия Метеорского , который основал монастырь Мегала Метеора .

Однако настоящими основателями монастыря считают братьев Нектария и Феофана Апсара, которые поселились на Метеоре в 1510 году. Апсар - давняя, знаменитая и богатая семья из города Янина. Оба брата стали монахами в последние годы XV века, сначала обосновались на острове Янина и затем в монастыре Дионисия на Святом Афоне .

На скале Варлаама, где оставались ещё руины скита , Нектарий и Феофаний при помощи ещё двух монахов начали восстановление монастыря. Когда братия увеличилась они построили, Собор Всех Святых ().

В южном помещении изображено Сретение , избиение младенцев царём Иродом . Ниже - Тайная вечеря, Молитва в Гефсимании и Предательство Иуды. В нише северной части - явление Христа ученикам , Рождество, Преображение, Христос перед синедрионом. Над сводом ниши западной части - раскаяние и самоубийство Иуды и Пилат даёт Иосифу Аримафейскому разрешение похоронить Христа. Ниже - Распятие.

В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры Иоанна Дамаскина , Козьмы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря , Вход Господень в Иерусалим , Отречение Петра , Суд Пилата , Бичевание Христа .

В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой . Ни куполе - Вознесение Святого Креста. На северной стене - Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе - Суд Пилата , Несение Креста . Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил , Феодор Стратилат , Мина , Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский .

На юго-восточной колонне изображён основатель монастыря Нектарий Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне. Наряду с Феофаном изображена фигура святого Иоанна из Яннины. Этот святой был замучен в Константинополе в 1526 году в возрасте 18 лет. Икона Иоанна в Соборе Всех Святых говорит о противодействии православия исламу , а также на тесную связь метеорского монастыря и Янины.

Несмотря на то, что имя иконописца не отмечено в надписи создателей обители, исследователи узнают руку знаменитого живописца XVI века Франко Кателано из города Фивы, основателя так называемой «школы Северо-Западной Греции».

Фрески Кателано Собора монастыря Святого Варалама носят признаки перехода от манеры «критской школы » к барочного живописи. Все композиции насыщены движением и жизнью. Вторичные их элементы образуют последовательные содержательные уровни. Фигуры Кателано, в отличие от критских, не полны покоя, они динамичны, всё - одежды, позы - подчёркивают пластичность фигур.

Сохранилась надпись в нефе, подтверждающая авторство Кателано:

Началось оформление нефа в июне и закончилось в октябре 1566 руками священника Георгия из Фив и брата Франко .

На восточной стене собора изображено Второе пришествие , которое поражает стремительным огненным потоком, несущим всех грешников в пасть чудовища-кита.

На западной стене центральной композицией является монах Сисой перед могилой Александра Великого . Перед скелетом великого царя Сисой оплакивает суету земных. Содержание надписи следующее:

Тело Великого Александра во славе и после долгих лет, но смерть не щадит и великих мира сего.

На колоннах изображены святые: Кириак Анахорит, Святой Пимин, Святой Феофан, Христос «Вдохновитель всех», Иван Каливит, Святой Алексей, Ефросин - повар, Святой Харитон, Святой Макарий Египетский, Святой Варлаам, Святой Онуфрий, Святой Павел Латрин, Святая Варвара, Святой Иоасаф, Феотоки Параклис, Святой Моисей Эфиоп.

Эти фрески были выполнены братьями Кодар, их характерными чертами являются ритмичность, жизнь, смелое сопоставление света и тени. В отличие от Кателано живопись Кодар более статична, современный и доступна.

Все три живописца из Фив являются значительными представителями «школы Северо-Западной Греции», а настенные фрески храма Всех Святых Собора монастыря Варлаама - наиболее яркими образцами школы.

Больница

Больница - квадратное здание, построенное в юго-восточной части скалы. Крыша внешне опирается на четыре колонны. Этой системой образуются девять помещений, из которых восемь покрывается крестообразным сводом и дополняются девятым, которое покрывается куполом, переходящий в камин. Подобный внешний вид имеет и больница Великой Метеоры - сегодня не посещается. Для того, чтобы посетить часовню, которую построил Варлаам в юго-восточной части скалы, нужно взять разрешение у монахов. Когда на скале поселились братья Апсары, она была полностью разрушена, они отстроили её 1518 г.

Это храм, состоящий из одного помещения, покрыт деревянной крышей и переходит в полукруглое своды. В 1627 году , спустя сто десять лет после восстановления братьями Апсарами, часовня Трёх иерархов была построена заново и украшена настенными фресками в г.

В росписи часовни преобладают темы Благословения, Святого Иоанна Христосома и поклонения Богоматери, Небесная литургия, Помазание, Распятие. Отсутствие купола, где должен быть изображён Вседержитель, возмещается 57 фигурами прародителей по верхнему поясу северной, южной и западной стен.

На северной стене, рядом с создателями Нектарием и Феофаном, что держат копию часовни в руках, изображён Святой Николай Молодой, замученный в Трикала . С же года в обители хранится череп святого. Изображение фигуры его появилось здесь через двадцать лет после смерти мученика. Наряду с тем есть несколько и женских фигур - Святая Екатерина, Святая Варвара и Святая Фьокла.

В общем, картина часовни Трёх иерархов является примером манеры «критской школы» начального периода, к которой, очевидно, принадлежал главный иконописец часовни - Иоанн.

Алтарь

Алтарь представляет собой продолговатую здание, которое внешне переходит в трёхсторонний купол. Внутри - низкая колоннада, состоящая из пяти столпов, что разделяет помещение на две ниши.

Сегодня алтарь переработан в музей сокровищ монастыря. Там посетитель может увидеть бесценные переносные иконы, из которых наиболее значительной может считаться икона Богоматери с младенцем - работа Эммануила Тзанеса . Выставлены также предметы исключительно искусной работы: вышитые золотом эпитафии, одежды, литургические принадлежности подобное.

Греция, г. Каламбака, Метеоры.

Основание монастыря связано с именем подвижника Варлаама, который поднялся на скалу около 1350 года. Варлаам построил три церкви, келью и цистерну для воды. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его кончины скала оставалась необитаемой около двух веков.

В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатного рода Апсарадов из города Янина, до этого прожившие семь лет на столпе Предтечи в Преображенском монастыре (Великий Метеор) поднялись на скалу с единственной целью - отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей, построенную Варлаамом.

Братья так описывают восхождение на скалу: «Мы обнаружили широкую, высокую и уединенную скалу, названную Варлаам, в честь монаха Варлаама, который жил здесь много лет тому назад, она имеет обширную территорию и подходит нам для проживания, хотя и была заброшена долгие годы, в 1518 году мы начали восстанавливать и возводить постройки на холме, чтобы сделать его обитаемым».

После восстановления церкви братья остались на скале и постепенно к ним присоединились другие монахи, число которых к середине XVI века достигло 30 человек.

В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь с двумя куполами - по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря. При этом подъем строительных материалов на неприступную скалу занял 22 года, а строительство - всего 20 дней. После смерти братьев - Феофана в 1544 году, а Нектария в 1550 году монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни. Прибывали другие монахи, которые свято следовали указаниям основателей монастыря, сделанными ими в их завещании: «Все, кто пришел в лоно монашеской жизни, должны пользоваться всем и исполнять все сообща, будь то трапеза, одежда, обувь, принятие решений, проживание…».

В годы расцвета монастыря здесь жило до 35 монахов. С XVII века начался упадок монастыря, который продолжался до 1961 года. Тогда здесь обосновалось новое братство во главе с будущим митрополитом Пирея и одним из виднейших деятелей греческой церкви Каллиником. В это братство входил также и будущий архиепископ Элладской церкви Христодул.

Вот описание монастыря, которое дает Й. Бьернстааль, посетивший монастырь Варлаама в 1779 году: «Игумен монастыря, отец Анатолий, являющийся одновременно ризничим и библиотекарем, принял меня со всем почтением. Здесь имеются две церкви. Число монахов не превышает 9 или 10 человек, всех же людей, проживающих на вершине этой скалы, не более 24 человек вместе с работниками монастыря, С момента основания монастыря ни одна женщина не поднималась наверх, так же как и в Метеор. Игумен проводил меня в церковь, которая не так велика, как в Метеоре, но намного красивее. Она имеет два небольших красивых свода и довольно светлая. Повсюду внутри ее видны настенные росписи, сделанные в манере этого края, без перспективы, без светотени. Монастырь Святого Варлаама был построен в 7044 от сотворения мира, что соответствует 1535 году от Рождества Христова, о чем свидетельствует надпись на камне, находящемся у лебедки, с помощью которой Вас втаскивают наверх».

Доступ в обитель осуществлялся в средневековье по деревянным лестницам, причем монахам приходилось перепрыгивать с риском для жизни с одной подвесной лестницы на другую над бездонной пропастью. Причина этого была в сложной форме скал, на которых нельзя было подвесить одну-единственную лестницу, требовались, по крайней мере, 4-5. Потом была сделана сеть, и только в XIX веке в скале высекли лестницу и мост.

Церковь Трех Иерархов, которая была первой построена на скале, имеет в алтарном своде замурованную черепицу с датой восстановления церкви (1627 г.). Эта церковь с деревянной крышей - однонефная базилика с богатой, великолепной настенной росписью. Посетителей особенно восхищает непревзойденная техника и эстетика двух фресок, украшающих внутреннее пространство церкви. Первая фреска «Жития Святых Эфраима Сирийского» - одного из самых известных схимников и наиболее плодотворного из церковных авторов. Вторая фреска «Успение Иоанна Златоуста».

Также имеется много изображений Святых, например, основатели монастыря Нектарий и Феофан, Рождество Богородицы и Святой Николай из Метцово, который был замучен в Триккале.

Для церкви Всех Святых, построенной в 1542 году, основатели монастыря Феофан и Нектарий описывают в своей автобиографии, как проходило сооружение храма на протяжении 20 лет.

Эта церковь, по подобию Афонских церквей, крестообразная, четырехстолпная, с одним куполом над главным собором и еще одним куполом над притвором. В алтарной нише имеется прекрасная фреска Богоматери Платитера в золотом одеянии, а немного ниже «Литургия Ангелов». На алтарном своде изображен Иисус Христос также в золотых одеждах. Главный собор завершается находящимися слева и справа двумя полукруглыми хорами с аналоем, украшенным мозаикой из слоновой кости и перламутра. Резной деревянный иконостас покрыт позолотой и имеет иконы «Распятие Христа», «Богоматерь» и икону одного из любимых его учеников, а по обоим краям иконостаса находятся иконы в полный рост Молящейся Богоматери и Христа. На четырех парусах под куполом находятся изображения четырех Евангелистов. Великолепна композиция - «Евангелист Лука пишет образ Богоматери». Имеются также замечательные сцены из жизни и страстей Христа, «Богоматерь Скорбящая», а также изображения церковных песнопевцев Иоанна Дамаскина и Козмы. Над Царскими Вратами изображена сцена «Успение Богоматери» с облаками в виде животных и людей, несущих Апостолов к гробу с останками Богоматери.

Притвор церкви покоится на четырех четырехгранных колоннах. В восточной части имеется фреска «Второе Пришествие», а над внутренним дверным проемом находится изображение «Святой Сысой, размышляющий перед останками Александра Великого». В юго-западном углу притвора изображены сцены из жизни Иоанна Предтечи, а в северо-западном углу изображена сцена пытки Святого Пантелеймона. На левой колонне изображен первый отшельник Варлаам в светлом облачении. Захоронение двух основателей монастыря Нектария и Феофана находится в юго-восточном углу придела, а на стене изображены фигуры самих отшельников с белыми бородами, держащими в руках монастырь.

Выразительный Ангел-хранитель, выполненный в гармоничных тонах, изображен над их могилой, а на своде придела видна фигура Вседержителя (Пантократора) в полный рост.

В надписи, которая находится в главном соборе и которая называет основателей монастыря, живописец не поставил своего имени. Однако допустимо, что настенная роспись алтаря и главного собора была выполнена Франгосом Кателаносом, великим живописцем критской школы, многие работы которого, находятся в Великой Лавре Афонского монастыря. Росписи придела были выполнены в 1566 году священнослужителем Георгием, относящимся к Сакелларию г. Фивы, и его братом Франкосом (не следует путать с Кателаносом).

Следует упомянуть также о митрополичьем троне в центральной части собора и о деревянной двустворчатой резной двери притвора.

В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить переносные иконы поствизантийского периода, а также Евангелие императора Константина Багрянородного.

В монастыре имеется коллекция рукописей, числом около 300. Некоторые из них можно увидеть на выставке, которая представляет также ценные иконы, шитые золотом плащаницы и так далее. Здесь был и скрипторий.

наш автобус выезжает на "монастырскую кольцевую дорогу".

Мы все выше и выше поднимаемся в горы по извилистому серпантину

и вскоре из окна автобуса перед нашим взором возникают монастыри Метеоры, которые в полном мере соответствуют своему общему названию (в переводе с греческого метеоры - парящие в воздухе).

А вот на горизонте показался и монастырь Варлаама - место нашей первой плановой остановки в Метеорах.

В начале XIV века на скалу, расположенную на высоте около 550 метров над уровнем моря, взобрался монах Варлаам и воздвиг здесь несколько сооружений: келью и небольшую церковь, которые в дальнейшем стали основой будущего монастыря.

Варлаам, наверное, поднимался на скалу достаточно долго. Сегодня же, благодаря развитой инфраструктуре этих мест, "восхождение" к монастырю заняло у нас несколько минут. Спустя это время наш автобус припарковался на площадке, расположенной при входе в монастырь, и мы приступили к его осмотру.

Но сначала вернемся к Варлааму. После его смерти все воздвигнутые им строения достаточно быстро превратились в руины. Следующими покорителями "скалы Варлаама" стали братья-монахи Нектарий и Феофан - представители богатой и знатной семьи из города Янина. В начале XVI века они совершили успешное "восхождение" и имея за душой соответствующую финансовую поддержку приступили к строительству полномасштабного монастырского комплекса. Вскоре результаты их строительной деятельности уже хорошо просматривались снизу, что сыграло не последнюю роль в плане привлечения единомышленников, и те, кто смог преодолеть трудности восхождения, активно включались в монастырскую жизнь. Все это способствовало быстрому подъему и процветанию обители. После смерти братьев монастырь не пришел в упадок, т.к. имелось достаточное число их учеников и последователей, благодаря усилиям и стараниям которых, монастырь продолжал развиваться и поддерживаться в хорошем состоянии на протяжении последующих веков.

Со стороны стоянки монастырь выглядит не столь привлекательным, каким мы его обозревали с дороги, но тем не менее даже в этом ракурсе чувствуется его неприступность и величие.

Приобретя входные билеты и выполнив требования дресс-кода, мы переступаем порог монастыря.

Добраться до "сердца" монастыря непросто.

Сначала надо преодолеть несколько сотен метров по тропинке,

вырубленной в скалах, соединенных между собой небольшими мостиками, нависающими над пропастью.

Несмотря на то, что эта тропинка достаточно комфортная для ходьбы - она с каждым десятком метров все выше и выше поднимается вверх -

ведь основная часть монастыря расположена на самой вершине скалы Варлаама.

Вскоре тропинка преобразуется в крутую лестницу,

преодолев которую

мы оказываемся на главной монастырской площади.

Отсюда, сверху, открывается великолепный вид на окрестности Метеоров.

Вот женский монастырь Русану (Святой Варвары) - место следующей нашей остановки в рамках сегодняшней экскурсионной программы.

А это - место парковки нашего автобуса.

Близлежащие скалы...

Но вернемся к монастырю, над которым развиваются флаги Греческой Республики и Греческой Православной церкви.

Справа от нас располагается здание старинного госпиталя

с небольшой часовней внутри.

Проследовав мимо трехярусной колокольни (строение более позднего периода)

мы выходим

к стенам собора Всех Святых.

Собор был построен в 1542 году,

о чем имеется соответствующая надпись под сводами храма.

Внутрь мы заходить не стали (из-за большого количества паломников и туристов + фотографировать запрещено), однако достоверно известно, что настенные фрески, которыми он украшен изнутри - дело рук Франко Кателано.

Продолжая осматривать доступные для посещения территории монастыря

(в "служебные" помещения, такие как кельи, алтарь, церковь Трех Святителей проход обычным "смертным" закрыт)

мы оказываемся в зоне хозяйственных построек, где поднимаемся в башню с подъемным устройством,

посредством которого в свое время осуществлялась доставка грузов и людей в монастырь.

Выглядело это следующим образом.

фотография с сайта http://www.greeknotes.ru

Поэтому наличие иконы в зоне подъема - вещь достаточно предсказуемая.

Кстати, с этой "смотровой площадки" открывается вид не только тыльную сторону монастыря Варлаама,

но и на главный монастырский комплекс Метеоров -

Мегала Метеора или монастырь Великого Метеора в честь Преображения Господня.

Прежде, чем мы покинем стены монастыря Варлаама (время нашей экскурсии на исходе) - несколько дополнений к сказанному:

До строительства колокольни в монастыре использовался следующий способ сигнализации, заменяющий громоздкий колокол: к стене собора были прикреплены металлические пластины разной ширины и специальной формы, которые при ударе по ним металлическим предметом издавали звуки разной тональности;

Ступени и пешеходные проемы в скалах начали строиться только в 1922 г. До этого времени монахи поднимались в монастырь либо в сетках (как указано на фотографии выше), либо по хлипкой системе веревочных лестниц;

Первые женщины переступили порог монастыря только в 1928 г., когда помогали монахам тушить пожар. После этого случая им был разрешен доступ на постоянной основе.

Мы могли бы еще долго наслаждаться окружающей обстановкой, но наш гид настойчиво требовал от нас вернуться к автобусу в назначенное им время. Если не выполнить его "пожелания", то можно оказаться в ситуации "семеро одного не ждут". Так что если вы хотите осмотреть все местные достопримечательности подробно и без спешки - забудьте об организованных туристических группах.

Мы же покидаем монастырь Варлаама (он же монастырь Всех Святых) и направляемся к монастырю Русану , расположенной в "шаговой доступности" от нас.

Владимир Дергачев

Мужской монастырь Варлаама или Всех Святых на снимке (справа) .

В середине 15 века подвижник Варлаам поднялся на скалу и построил несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям. Там он обитал в полном одиночестве и после его смерти все помещения оставались необитаемы долгие годы. В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, поднялись на скалу, отреставрировали старинные постройки и основали монастырь. В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря, в котором в середине 16 века обитало 30 монахов. После смерти братьев монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни.

В 1922 году для более удобного подъёма к монастырю в скале были прорублены ступени.

В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить Евангелие византийского императора Константина Багрянородного .

На вершину холма монахи поднимают и плодородную землю, на которой растут не только декоративные деревья, но и черешня.




Старинное подъемное устройство. В средневековье канат подъёмной сети заменяли на новый только тогда, когда он рвался. Можно было погибнуть. Но, монахи считали это трагическое событие проявлением Божьей воли и воспринимали смерть за благо. В наши дни сети используются только для поднятия грузов.

На снимке внизу монах крутит колесо с катом, сеть с грузом кладется на поддон, который по рельсам отправляется на склад.



Вино наслаждает сердце челвоека. С такой бочкой вина длительная осада не страшна

В Греции церковь не отделена от государева. Поэтому на флагштоке с государственным флагом Вы увидите крест.

Глубокое ущелье служило гарантом безопасности монастыря, но не всегда.

Стоянка транспорта, слева внизу — монастырский огород.