Самая юная святая - Агнесса Римская - Наводы — LiveJournal. Два мученичества святой Агнии (Агнессы) Римской Святая агнесса история

Картина из Дрезденской галереи Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом (исп. La Santa Agnes en la prisión, 1641) испанского художника Хосе де Риберы запомнилась мне ещё с детства. Она производила такое сильное впечатление, по-видимому, потому что девочке, изображенной на картине, было, как и мне тогда, 12-13 лет. Легенда, связанная со святой Инессой (по-другому, Агнессой, Аньессой, Агнией), трогала меня до глубины души.
В центре полотна изображена коленопреклоненная девичья фигурка в темнице. Длинные волнистые волосы скрыли ее наготу. Большие сияющие глаза устремлены к небу. Почти детское личико хранит следы печали. Кажется, что само полотно излучает свет. У Риберы образ Инессы - воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Считается, что этот образ, один из самых пленительных в мировом искусстве, написан с дочери художника.
Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты. В ее честь в Риме воздвигнуты базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован церковью. В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь - символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы, агнец - это символ непорочности и чистоты. Что мы знаем о ней?

1. Житие Святой Агнессы дошло до нас в нескольких редакциях. Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на панегирике De Virginibus святого Амвросия Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на празднике святой Агнессы в январе 375 или 376 года - самое древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В проповеди есть такие слова: "Все плакали, только в ее очах не было слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее сверстники не отвечали еще и за самих себя. Ее свидетельство было достойным свидетельства зрелого мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы".
Имя Agnese (греч. agnox) означает священная, чистая, невинная, целомудренная. Известно, что родилась она в семье зажиточных людей. Великомученическую смерть приняла 21 января, когда ей было от 12 до 13 лет. Место её захоронения - там, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Голова Святой Агнессы покоится в крипте базилики Сант-Аньезе на площади Навона. На фото - маленький придел с золотым ковчегом, перед которым всегда горят свечи. А в ковчеге - честная глава святой Агнессы (внизу, в окошечке, виден череп). В православной традиции - святая Агния.

Можно предположить, что Агнессу казнили во времена великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 - 313 годах. К этому времени в Римской империи насчитывалось не менее 6 миллионов. христиан. Чуть раньше (295 год) был принят Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. Претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы местных градоначальников - префектов.
Во времена императора Диоклетиана, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта Прокопий был влюблен в юную девушку по имени Агнесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты. Префект приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне площадь Навона). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу.
По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Поэтому Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом - это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. Мужчины приходили с дурными намерениями, а уходили уверовавшими. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога.
Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись её ступней, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. В конце концов, ее приговорили к смерти усекновением мечом.
Святой Амвросий писал: "Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам. Рука палача дрожит, лицо бледнеет; он боялся за Агнессу, но она сама за себя не боялась. Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру".
Палачу Агнесса сказала: "Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам". После этих слов палач казнил ее. Тело Агнессы отнесли в родительский дом, неподалеку от Виа Номентана (именно эта вилла и была, вероятно, найдена в основании монастыря Святой Агнессы за Крепостными Стенами.).
Во времена Диоклетиана ранние христиане Рима подвергались преследованиям и пыткам. Не удивительно, что демонстрация принадлежности к христианству требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным. Поэтому стойкость девочки произвела сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка особо почиталась в IV веке, а ее невинность с течением времени стала важным атрибутом в её почитании.
Уже в 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Когда гонения на христиан прекратились, к могиле святой устремилось множество больных с молитвой об исцелении. В 321 году на мощах святой была воздвигнута базилика. До сих пор в базилике Святой Агнессы за Крепостными стенами 21 января каждого года аббат монастыря благословляет двух агнцев, которых отдают затем каноникам Латеранской базилики. Из шерсти этих агнцев монахини прядут шерсть, из которой делают паллии (элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви, представляющий собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами).

2. Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим проектом трудились лучшие архитекторы Рима. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) начинал возводить Джироламо Райнальди, а закончил Франческо Борромини в 1657 году.
Оказавшись на площади Навона рядом с базиликой Святой Агнессы, вспомнила о впечатлениях детства, поэтому первым делом мы с мужем отправляемся туда.

3. Фасад церкви сильно развит в ширину и сочетает прямые и кривые поверхности. Вся центральная часть вогнута, благодаря чему не только купол, но и высокий барабан, окруженный парными пилястрами, хорошо виден с узкой площади. По бокам фасада высятся две колокольни, по-видимому, дань архитектурным традициям Ломбардии, родины Борромини.

4. Внутри церкви — пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа.

5. Интерьер церкви украшен мраморными горельефами удивительно изящной работы.

6. Купол церкви поражает своей великолепной росписью.

7. Всё внутреннее пространство пронизано светом.

8. Все сюжеты воплощены в скульптурных формах. В центральном нефе изображено детство Христа и Иоанна Крестителя.

9. До сих пор в базилике проходят традиционные богослужения, мессы и религиозные обряды. Кроме того, каждый четверг и пятницу в половине седьмого и в семь соответственно там проводятся концерты старинной классической и камерной музыки.

12. Горельефы левой стороны.

14. Смерть Святой Агнессы (XVII в.), скульптура (Эрколе Феррата) изображает мученицу в пламени костра.

15. Горельефы правой стороны.

17. Скульптура Святого Себастьяна в правом нефе.

18. После осмотра базилики, под впечатлением от красоты её внутреннего убранства выходим на площадь Навона. Современный барочный облик пьяцца Навона связан с именем Папы Иннокентия Х. Именно ему пришла в голову мысль - облагородить запущенное пространство в центре города.

19. И прямо напротив церкви видим фонтан. Другие времена - другие нравы: многочисленные толпы туристов и уличных торговцев создают пеструю атмосферу площади Навона.

20. Знаменитый фонтан "Четырех рек" работы Джан Лоренцо Бернини (1648-1651) возвышается в центре площади. Он украшен аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, символизирующими, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку. В центре фонтана установлен египетский обелиск, покрытый иероглифами. Его высота 16,53 метра.

25. По краям площади имеются еще два фонтана: на фото - фонтан Нептуна. Но настроение у нас сейчас не такое, чтобы внимательно осмотреть площадь, и мы покидаем этот праздник жизни.

Несколько слов о художнике: Хосе или Хусепе де Рибера (1591-1652) - испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи. Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях.

Церковь святой Агнессы стоит рядом с местом, где похоронена святая Агнесса, в период 337-352 годов здесь была построена первая, не сохранившаяся базилика.
Агнесса Римская - одна из первых христианских мучениц, чья легенда стала основой для многих живописных полотен.
Любопытно, что, хотя её обычно изображают вполне взрослой женщиной, она была девочкой 12 лет. Дата её мученичества - 21 января 304 года. Легенда о святой Агнессе рассказана в стихах поэта Пруденция.

История рассказывает, что Агнесса была дочерью богатых римлян, принявших христианство и хотела принять обет безбрачия. Сын римского префекта Семпроний захотел взять её в жены и получил отказ. Префект, узнав, что Агнесса христианка предложил ей выбор. Либо принести жертвы языческим богам либо её отправят в публичный дом. Агнесса отказалась предать христианскую веру и префект приказал отвести её нагой в публичный дом.
Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. В заточении ей явился ангел — он принёс девушке светлое покрывало. Именно этот момент запечатлен на картине Рибейра.

Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшиеся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, а жених вообще ослеп, едва приблизившись к Агнессе. Девушка вернула ему зрение молитвами по просьбе его отца. После чего Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.
Святая Агнесса с тех пор - покровительница девственниц. Её символом является белый агнец.
Джованни Батиста Морони, 1576 год.из Колумбийского музея.

Святая Агнесса на картине художника Чеко (1380-86 гг), хранится в Праге.

Немецкий мастер из Кельна (1470- 1510гг)

Мастер фон Дордрехт, 1500 . Амстердам.

И еще много других картин, сюжет был популярен.
По традиции каждый год 21 января в церкви проходит папская месса, на которой папа благословляет двух ягнят, из шерсти которых будут сделаны паллии для митрополитов. Паллий - узкая белая лента с вышивкой крестами и кусочками свинца, обшитыми черными шелковыми нитками на концах. В православной традиции вместо него одевается омофор. Паллий символизирует заблудшую овечку, которую пастырь несет в стадо на своих плечах, то есть спасение Иисусом человечества.
Церковь находится неподалеку от Пиевых ворот крепостной стены Аврелиана.Тело Агнессы поместили в гробницу на Виа Номентана, а вокруг были вырыты большие катакомбы, назван-ные ее именем. Во время правления императора Константина по повелению его дочери над могилой Ангессы была воз-двигнута базилика. Папа Гонорий I в VII в. построил не-подалеку церковь, которую позднее восстановил папа Адриан.
Есть легенда, что церковь построена на месте пуб-личного дома, куда поместили Агнессу, в саду церкви имеются руины первоначальной базилики Константина, которая скорее не базилика, а мартирий - традиционно круглой формы, мавзолей, который во времена Византии ставили над останками святых мучеников.

В церкви темно для съемок.

В апсиде находится мозаика с изображением святой Агнессы с огнем и мечом под ногами.

Картина из Дрезденской галереи Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом (исп. La Santa Agnes en la prisión, 1641) испанского художника Хосе де Риберы запомнилась мне ещё с детства. Она производила такое сильное впечатление, по-видимому, потому что девочке, изображенной на картине, было, как и мне тогда, 12-13 лет. Легенда, связанная со святой Инессой (по-другому, Агнессой, Аньессой, Агнией), трогала меня до глубины души.
В центре полотна изображена коленопреклоненная девичья фигурка в темнице. Длинные волнистые волосы скрыли ее наготу. Большие сияющие глаза устремлены к небу. Почти детское личико хранит следы печали. Кажется, что само полотно излучает свет. У Риберы образ Инессы - воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Считается, что этот образ, один из самых пленительных в мировом искусстве, написан с дочери художника.
Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты. В ее честь в Риме воздвигнуты базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован церковью. В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь - символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы, агнец - это символ непорочности и чистоты. Что мы знаем о ней?

1. Житие Святой Агнессы дошло до нас в нескольких редакциях. Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на панегирике De Virginibus святого Амвросия Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на празднике святой Агнессы в январе 375 или 376 года - самое древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В проповеди есть такие слова: "Все плакали, только в ее очах не было слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее сверстники не отвечали еще и за самих себя. Ее свидетельство было достойным свидетельства зрелого мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы".
Имя Agnese (греч. agnox) означает священная, чистая, невинная, целомудренная. Известно, что родилась она в семье зажиточных людей. Великомученическую смерть приняла 21 января, когда ей было от 12 до 13 лет. Место её захоронения - там, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Голова Святой Агнессы покоится в крипте базилики Сант-Аньезе на площади Навона. На фото - маленький придел с золотым ковчегом, перед которым всегда горят свечи. А в ковчеге - честная глава святой Агнессы (внизу, в окошечке, виден череп). В православной традиции - святая Агния.

Можно предположить, что Агнессу казнили во времена великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 - 313 годах. К этому времени в Римской империи насчитывалось не менее 6 миллионов. христиан. Чуть раньше (295 год) был принят Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. Претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы местных градоначальников - префектов.
Во времена императора Диоклетиана, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта Прокопий был влюблен в юную девушку по имени Агнесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты. Префект приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне площадь Навона). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу.
По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Поэтому Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом - это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. Мужчины приходили с дурными намерениями, а уходили уверовавшими. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога.
Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись её ступней, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. В конце концов, ее приговорили к смерти усекновением мечом.
Святой Амвросий писал: "Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам. Рука палача дрожит, лицо бледнеет; он боялся за Агнессу, но она сама за себя не боялась. Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру".
Палачу Агнесса сказала: "Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам". После этих слов палач казнил ее. Тело Агнессы отнесли в родительский дом, неподалеку от Виа Номентана (именно эта вилла и была, вероятно, найдена в основании монастыря Святой Агнессы за Крепостными Стенами.).
Во времена Диоклетиана ранние христиане Рима подвергались преследованиям и пыткам. Не удивительно, что демонстрация принадлежности к христианству требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным. Поэтому стойкость девочки произвела сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка особо почиталась в IV веке, а ее невинность с течением времени стала важным атрибутом в её почитании.
Уже в 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Когда гонения на христиан прекратились, к могиле святой устремилось множество больных с молитвой об исцелении. В 321 году на мощах святой была воздвигнута базилика. До сих пор в базилике Святой Агнессы за Крепостными стенами 21 января каждого года аббат монастыря благословляет двух агнцев, которых отдают затем каноникам Латеранской базилики. Из шерсти этих агнцев монахини прядут шерсть, из которой делают паллии (элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви, представляющий собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами).

2. Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим проектом трудились лучшие архитекторы Рима. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) начинал возводить Джироламо Райнальди, а закончил Франческо Борромини в 1657 году.
Оказавшись на площади Навона рядом с базиликой Святой Агнессы, вспомнила о впечатлениях детства, поэтому первым делом мы с мужем отправляемся туда.

3. Фасад церкви сильно развит в ширину и сочетает прямые и кривые поверхности. Вся центральная часть вогнута, благодаря чему не только купол, но и высокий барабан, окруженный парными пилястрами, хорошо виден с узкой площади. По бокам фасада высятся две колокольни, по-видимому, дань архитектурным традициям Ломбардии, родины Борромини.

4. Внутри церкви — пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа.

5. Интерьер церкви украшен мраморными горельефами удивительно изящной работы.

6. Купол церкви поражает своей великолепной росписью.

7. Всё внутреннее пространство пронизано светом.

8. Все сюжеты воплощены в скульптурных формах. В центральном нефе изображено детство Христа и Иоанна Крестителя.

9. До сих пор в базилике проходят традиционные богослужения, мессы и религиозные обряды. Кроме того, каждый четверг и пятницу в половине седьмого и в семь соответственно там проводятся концерты старинной классической и камерной музыки.

12. Горельефы левой стороны.

14. Смерть Святой Агнессы (XVII в.), скульптура (Эрколе Феррата) изображает мученицу в пламени костра.

15. Горельефы правой стороны.

17. Скульптура Святого Себастьяна в правом нефе.

18. После осмотра базилики, под впечатлением от красоты её внутреннего убранства выходим на площадь Навона. Современный барочный облик пьяцца Навона связан с именем Папы Иннокентия Х. Именно ему пришла в голову мысль - облагородить запущенное пространство в центре города.

19. И прямо напротив церкви видим фонтан. Другие времена - другие нравы: многочисленные толпы туристов и уличных торговцев создают пеструю атмосферу площади Навона.

20. Знаменитый фонтан "Четырех рек" работы Джан Лоренцо Бернини (1648-1651) возвышается в центре площади. Он украшен аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, символизирующими, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку. В центре фонтана установлен египетский обелиск, покрытый иероглифами. Его высота 16,53 метра.

25. По краям площади имеются еще два фонтана: на фото - фонтан Нептуна. Но настроение у нас сейчас не такое, чтобы внимательно осмотреть площадь, и мы покидаем этот праздник жизни.

Несколько слов о художнике: Хосе или Хусепе де Рибера (1591-1652) - испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи. Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях.

Данная статья содержит: агнесса римская молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

0201 – 0304

христианская мученица, жившая в Риме на стыке III и IV веков, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых

Исторические сведения и предание

Наиболее древними источниками о мученичестве св. Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвящённые святой Агнессе (всё - вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Согласно преданию, Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни. Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом. Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую. Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. В заточении ей явился ангел - он принёс девушке светлое покрывало. Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, так как плотские желания у них исчезали и они со стыдом покидали публичный дом. Незадачливый жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца. Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.

Sting-Saint Agnes and the burning train

Традиция относит дату мученичества Агнессы на 21 января 304 года. Агнесса погибла в юном возрасте (предположительно ей было около 12 лет).

Агнесса была похоронена в римских катакомбах, которые сейчас носят её имя. Голова святой Агнессы находится в реликварии крипты церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Прославление

Почитание св. Агнессы возникло в Риме в IV веке, вскоре распространилось по Западной Европе. Над катакомбами, где была похоронена святая, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 году храм, который был впоследствии перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, сохранившуюся до наших дней. Святой Агнессе посвящён ещё один римский храм - Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Имя св. Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран.

Иконография

Иконографические символы св. Агнессы - белый агнец (аллюзия на её имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера (Святая Инесса) и другие.

21 января, в день праздника святой Агнессы в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура проводится обряд благословления двух агнцев, из шерсти которых будут изготовлены паллии для митрополитов.

Комментарии

христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства

святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры

духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия

священнослужитель Православной Российской Церкви

американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

итальянский религиозный поэт, монах-францисканец

княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот

архиепископ римско-католической церкви, дипломат

14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости

Настасья Самбурская о диетах, спорте, как изменить свое тело и свою жизнь!

Copyright © 2010 People.SU All rights reserved

Использование материалов без письменного согласия авторов сайта – запрещено!

Агнесса римская молитва

Практически обо всех католических святых в житиях пишут, что были эти девы необыкновенными красавицами. Но святая Агнесса выделяется среди всех тем, что пострадала она в первую очередь из-за своей красоты, а уже вторичным стало то, что красавица оказалась еще и христианкой.

Будущая святая родилась в 291 году в Риме, в семье па¬трициев. Получила достойное для тех времен образование: во всяком случае, она умела читать. Но главное - девочка была необыкновенно, осле-пительно красива. Настолько красива, что уже в возрасте двенадцати с половиной лет вызывала в мужчинах восторг и вожделение.

Кто и когда обратил Агнес¬су в христианство, неизвестно.

Но наверняка - какая-то жен¬щина, или живущая в доме, или вхожая в дом. Поскольку христианская религия была

под запретом, верующие для чтения молитв и проведения мессы со¬бирались тайно, по ночам, в катакомбах под городом, и вряд ли юная римская аристократка решилась бы выйти из дома без сопровождения. Некоторые исследователи считают, что этойженщиной была кормилица Агнессы, рабыня-христианка. Другие - что тайными христианами были даже родители Агнессы. ;

Красота новой религии пленила девочку. Агнесса всем сердцем по¬любила Иисуса, в мечтах она видела себя его невестой и, как многие ■ юные христианки, принесла клятву сберечь свое девство, чтобы быть чистой, когда придет время соединиться с небесным женихом. *

Происходило это в царствие императора Гая Аврелия Диоклетиана, прославившегося строительством огромных бань - и жестокими гоне¬ниями на христиан.

В Агнессу влюбился сын префекта Семпрониуса. Его отец, человек очень влиятельный, просил у родителей Агнессы руки их дочери. А сам юноша встретил красавицу у выхода из публичных бань (обычно поря- дочные римлянки никуда больше и не ходили) и прилюдно признался в любви к ней, и попросил ее стать его женой. Агнесса также прилюдно сообщила, что она - христианка, обещала небесному жениху Иисусу, поэтому у нее не может быть мужа на земле: «Я уже давно обручена с Небесным и Незримым Женихом, мое сердце всецело принадлежит ему, и Ему я’буду верна до самой смерти. Тот, с кем,я обручена - Христос, : которому служат ангелы, Христос, чья красота затмевает сияние звезд!

Я люблю того, чья мать - дева, и чей отец никогда не ведал женщины, перед чьей красотой меркнут и солнце и луна, чьим благоуханием мерт¬вые пробуждаются!»

Но поскольку юноша все-таки нравился Агнессе, она попыталась об- ■ ратить его в христианскую веру: чтобы на небесах они были вместе. Увы, молодой римлянин не понял ее и в ответ на проповедь схватил, Агнессу в объятия и поцеловал, уговаривая отречься от преступной ре- лигии, обрекающей ее на жестокую казнь. Девочка в гневе оттолкнула влюбленного со словами:.«Прочь от меня! Прочь, пастух смерти, прочь, взращающий блуд и коварство питающий!» ‘ ,!

Оскорбленный, юноша донес отцу, что Агнесса - христианка. Впрочем, если бы он не донес, донесли бы другие, все видевшие и | слышавшие. *■* -ч;

5 По закону Рима, христианку должно было казнить, но нельзя было | казнить девственницу. Обычно эту проблему решали так: или отправ¬ляли девственницу на несколько дней в публичный дом, где над ней мог надругаться любой посетитель, или - если казнь была массовой и публичной - палачи насиловали несчастных христианских девствен¬ниц прямо на арене Колизея, на глазах у зрителей.

Агнессу решено было отправить в публичный дом.

Дальше начинается легенда. Верующие верят в то, что все так и было. Неверующие сомневаются в чудесах, считая, что все их при¬думали позже, чтобы как-то приукрасить трагический финал жизни маленькой мученицы.

Девочка бесстрашно заявила префекту: «Если бы ты знал, кто мой Жених, ты бы знал, что мне ничто не угрожает. Я знаю силу его и я знаю, что Ангелы его будут хранить тело моё». Агнессу вывели из дома роди¬телей и сорвали с нее одежду, чтобы гнать по улицам обнаженной, на потеху толпе. Но произошло первое чудо: волосы девочки стремительно выросли, прикрыв ее тело. Второе чудо произошло, когда ее привели в публичный дом: желающих овладеть девственной красавицей было немало, но каждый мужчина, который прикоснулся к Агнессе, был немедленно наказан небесами: одни ослепли, другие упали замертво. Впрочем, были и те, кто обратился в христианство, едва взглянув в глаза Агнессы. Последним в публичный дом пришел несостоявшийся жених Агнессы: он попытался обнять девочку - и скончался на месте. Впрочем, Агнесса тут же упала на колени и помолилась за несчастного заблудшего юношу, и к нему вернулась жизнь. Потрясенный таким до-казательством ее правоты, юноша тоже принял христианство, и скорее всего, позже умер как мученик, но его история теряется во тьме веков, а история Агнессы озарена сиянием «Золотой легенды». Из публич¬ного дома ее отвели в тюрьму, где стражники бесстыдно глазели на ее красоту, прикрытую только длинными волосами, и в ответ на молитвы девочки с небес слетел ангел и принес Агнессе сияющее белое полотно, в которое она смогла закутаться. ,

21 января 304 года Агнессу привели на площадь для казни. Чернь пыталась забросать ее камнями и грязью, которые, не коснувшись мученицы, отлетали обратно в толпу и поражали бросавших. Агнессу бросили в огонь - но пламя разлетелось в стороны, не касаясь ее тела. И только когда чудеса достаточно впечатлили всех присутствующих, Агнесса сказала солдату: «Ударь мечом, не робея, и верни меня по¬скорее Тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей

воли понравилось смертным очам». Кровь мученицы, пролившуюся на месте казни, собратья по вере собрали белыми полотнищами и со¬хранили, как святыню.

Поскольку Агнесса была казнена, как преступница, ее зарыли у перекрестка дорог. Но над местом упокоения мученицы ночами сиял: свет. Тайные христиане приходили туда молиться. Через восемь дней (после казни Агнессы там были схвачены несколько юных христианок: * молочная мученицы, Эмерентиана (дочь той самой кормилицы, кото¬рая, возможно, обратила Агнессу в христианство) и несколько ее подруг. * Они заявили, что Агнесса явилась им во плоти, окруженная золотым > сиянием и с белоснежным ягненком на руках (ягненок в христианской | символике воплощает сразу и невинность, и жертву, и самого Иисуса Христа, но и имя «Агнесса» также образовано от «агнец» - «ягненок»). Все эти девушки были казнены и впоследствии канонизированы. Позже кости святой Агнессы собратья по вере перенесли в катакомбы, где она; нашла упокоение среди других христиан.

Уже в IV веке в Риме сформировался культ святой Агнессы.

В 342 году над катакрмбами в том месте, где находилось захоронение Агнессы, по приказу Констанции (дочери императора Константина Великого, признавшего христианство господствующей религией) был построен первый храм святой мученицы. Согласно легенде, Констанция была больна проказой, молилась Агнессе и чудесным образом исцелилась. Позже на Зтом месте была выстроена церковь Сант-Аньезе-фуори-ле-мура. В XVII веке возле площади Навон была построена еще одна церковь, посвященная юной мученице: бело¬снежная изнутри и снаружи Сант-Аньезе-ин-Агоне, где в золотой раке хранится череп Агнессы.

Святая Агнесса Римская - одна из наиболее почитаемых раннехри¬стианских святых, покровительница девочек и девушек. День святой Агнессы католики отмечают в день казни девочки: 21 января. Накануне вечером девицы гадают на жениха и в молитвах просят у святой Агнессы заступничества от брака с нелюбимым.

Подробнее всего история Агнессы описана в «Золотой легенде» (Ье§епс1а Аигеа) Иакова Ворагинского, епископа Генуи, составившего в 1260 году свод житий христианских мучеников на основе доступных ему письменных источников и фольклора: эта книга в Средневековье по популярности стояла на втором месте -После Библии. В случае с Агнессой письменных источников сохранилось довольно много.

Прижизненных изображений Агнессы не существует. В Средневе¬ковье она изображалась девочкой в нарядном платье, с распущенными волосами и с ягненком на руках - в том виде, в котором она явилась своим подругам. Но начиная с эпохи Возрождения святую Агнессу все чаще рисуют в трагический момент ее жизни: заточенную в темницу, обнаженную и прикрытую только длинными волосами. Самое знаменитое изображение святой Агнессы (на испанский манер названное «Святая И несса») написал в 1641 году Хосе Рибера. Моделью стала одна из его дочерей. Сейчас картина находится в Дрезденской галерее

21 января – День св. Агнессы (Агнии) Римской, девы и мученицы

natalis est, quo spiritum

caelo refudit debitum

pio sacrata sanguine.

matura nondum nuptiis;

prodire quis nuptum putet,

sic laeta vultu ducitur.

adolere taedis cogitur;

respondet: “Haud tales faces

sumpsere Christi virgines.

haec flamma lumen eripit;

hic, hic ferite, ut profluo

cruore restinguam focos”.

Nam veste se totam tegens,

terram genu flexo petit

lapsu verecundo cadens.

qui natus es de Virgine,

cum Patre et almo Spiritu,

in sempiterna saecula.

Сегодня день рождения

Агнессы, блаженной девы:

Омытая освященной кровью,

Она предала небу свою душу.

Но зрелой для мученичества,

Видя ее радостный лик,

Люди думали, что она идет под венец.

возжечь огонь на алтаре идолов,

Она сказала: “Девы Христовы

Не берут в руки таких факелов”.

Его пламя прогоняет свет;

Чтобы моя кровь потушила этот костер”.

Она преклоняла колени,

И даже, падая на землю,

Целомудренно прикрывала свою наготу.

Рожденный от Девы,

Такая же слава, как Отцу и Духу

В бесконечные веки веков!

Имя Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

qui infírma mundi éligis ut fórtia quæque confúndas,

concéde propítius, ut, qui beátæ Agnétis mártyris tuæ natalícia celebrámus,

eius in fide constántiam subsequámur.

Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,

qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,

Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

избравший немощное мира, чтобы посрамить сильное,

милостиво благоволи, да те, которые блаженной Агнессы, мученицы Твоей,

праздник рождения справляем,

в стойкости веры ей последуем.

Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,

Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,

Бог во все веки веков. Аминь.

  • Добавить комментарий
  • 0 комментариев

Выбрать язык Текущая версия v.208.1

galik_123

Курс – на эстетику и позитив!

В центре полотна изображена коленопреклоненная девичья фигурка в темнице. Длинные волнистые волосы скрыли ее наготу. Большие сияющие глаза устремлены к небу. Почти детское личико хранит следы печали. Кажется, что само полотно излучает свет. У Риберы образ Инессы – воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Считается, что этот образ, один из самых пленительных в мировом искусстве, написан с дочери художника.

Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты. В ее честь в Риме воздвигнуты базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован церковью. В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь – символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы, агнец – это символ непорочности и чистоты. Что мы знаем о ней?

Имя Agnese (греч. agnox) означает священная, чистая, невинная, целомудренная. Известно, что родилась она в семье зажиточных людей. Великомученическую смерть приняла 21 января, когда ей было от 12 до 13 лет. Место её захоронения – там, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Голова Святой Агнессы покоится в крипте базилики Сант-Аньезе на площади Навона. На фото – маленький придел с золотым ковчегом, перед которым всегда горят свечи. А в ковчеге – честная глава святой Агнессы (внизу, в окошечке, виден череп). В православной традиции – святая Агния.

Во времена императора Диоклетиана, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта Прокопий был влюблен в юную девушку по имени Агнесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты. Префект приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне площадь Навона). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу.

По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Поэтому Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом – это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. Мужчины приходили с дурными намерениями, а уходили уверовавшими. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога.

Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись её ступней, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. В конце концов, ее приговорили к смерти усекновением мечом.

Святой Амвросий писал: "Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам. Рука палача дрожит, лицо бледнеет; он боялся за Агнессу, но она сама за себя не боялась. Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру".

Палачу Агнесса сказала: "Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам". После этих слов палач казнил ее. Тело Агнессы отнесли в родительский дом, неподалеку от Виа Номентана (именно эта вилла и была, вероятно, найдена в основании монастыря Святой Агнессы за Крепостными Стенами.).

Во времена Диоклетиана ранние христиане Рима подвергались преследованиям и пыткам. Не удивительно, что демонстрация принадлежности к христианству требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным. Поэтому стойкость девочки произвела сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка особо почиталась в IV веке, а ее невинность с течением времени стала важным атрибутом в её почитании.

Уже в 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Когда гонения на христиан прекратились, к могиле святой устремилось множество больных с молитвой об исцелении. В 321 году на мощах святой была воздвигнута базилика. До сих пор в базилике Святой Агнессы за Крепостными стенами 21 января каждого года аббат монастыря благословляет двух агнцев, которых отдают затем каноникам Латеранской базилики. Из шерсти этих агнцев монахини прядут шерсть, из которой делают паллии (элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви, представляющий собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами).

Оказавшись на площади Навона рядом с базиликой Святой Агнессы, вспомнила о впечатлениях детства, поэтому первым делом мы с мужем отправляемся туда.

3. Фасад церкви сильно развит в ширину и сочетает прямые и кривые поверхности. Вся центральная часть вогнута, благодаря чему не только купол, но и высокий барабан, окруженный парными пилястрами, хорошо виден с узкой площади. По бокам фасада высятся две колокольни, по-видимому, дань архитектурным традициям Ломбардии, родины Борромини.

4. Внутри церкви - пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа.

5. Интерьер церкви украшен мраморными горельефами удивительно изящной работы.

6. Купол церкви поражает своей великолепной росписью.

7. Всё внутреннее пространство пронизано светом.

8. Все сюжеты воплощены в скульптурных формах. В центральном нефе изображено детство Христа и Иоанна Крестителя.

9. До сих пор в базилике проходят традиционные богослужения, мессы и религиозные обряды. Кроме того, каждый четверг и пятницу в половине седьмого и в семь соответственно там проводятся концерты старинной классической и камерной музыки.

СВЯТАЯ АГНЕССА
(291 год —304 год)

Практически обо всех католических святых в житиях пишут, что были эти девы необыкновенными красавицами. Но святая Агнесса выделяется среди всех тем, что пострадала она в первую очередь из-за своей красоты, а уже вторичным стало то, что красавица оказалась еще и христианкой.
Будущая святая родилась в 291 году в Риме, в семье па¬трициев. Получила достойное для тех времен образование: во всяком случае, она умела читать. Но главное — девочка была необыкновенно, осле-пительно красива. Настолько красива, что уже в возрасте двенадцати с половиной лет вызывала в мужчинах восторг и вожделение.
Кто и когда обратил Агнес¬су в христианство, неизвестно.
Но наверняка — какая-то жен¬щина, или живущая в доме, или вхожая в дом. Поскольку христианская религия была
под запретом, верующие для чтения молитв и проведения мессы со¬бирались тайно, по ночам, в катакомбах под городом, и вряд ли юная римская аристократка решилась бы выйти из дома без сопровождения. Некоторые исследователи считают, что этойженщиной была кормилица Агнессы, рабыня-христианка. Другие — что тайными христианами были даже родители Агнессы. ;
Красота новой религии пленила девочку. Агнесса всем сердцем по¬любила Иисуса, в мечтах она видела себя его невестой и, как многие ■ юные христианки, принесла клятву сберечь свое девство, чтобы быть чистой, когда придет время соединиться с небесным женихом. *
Происходило это в царствие императора Гая Аврелия Диоклетиана, прославившегося строительством огромных бань — и жестокими гоне¬ниями на христиан.
В Агнессу влюбился сын префекта Семпрониуса. Его отец, человек очень влиятельный, просил у родителей Агнессы руки их дочери. А сам юноша встретил красавицу у выхода из публичных бань (обычно поря- . дочные римлянки никуда больше и не ходили) и прилюдно признался в любви к ней, и попросил ее стать его женой. Агнесса также прилюдно сообщила, что она — христианка, обещала небесному жениху Иисусу, поэтому у нее не может быть мужа на земле: «Я уже давно обручена с Небесным и Незримым Женихом, мое сердце всецело принадлежит ему, и Ему я"буду верна до самой смерти... Тот, с кем,я обручена — Христос, : которому служат ангелы, Христос, чья красота затмевает сияние звезд!
Я люблю того, чья мать — дева, и чей отец никогда не ведал женщины, перед чьей красотой меркнут и солнце и луна, чьим благоуханием мерт¬вые пробуждаются!»
Но поскольку юноша все-таки нравился Агнессе, она попыталась об- ■ ратить его в христианскую веру: чтобы на небесах они были вместе... Увы, молодой римлянин не понял ее и в ответ на проповедь схватил, Агнессу в объятия и поцеловал, уговаривая отречься от преступной ре- \ лигии, обрекающей ее на жестокую казнь. Девочка в гневе оттолкнула влюбленного со словами:.«Прочь от меня! Прочь, пастух смерти, прочь, взращающий блуд и коварство питающий!» " ,!
Оскорбленный, юноша донес отцу, что Агнесса — христианка. Впрочем, если бы он не донес, донесли бы другие, все видевшие и | слышавшие. *■* -ч; \
Агнесса могла бы сохранить свою жизнь, если бы согласилась стать | весталкой: девственной жрицей богини Врсты. Но юная христианка отказалась покланяться языческим богам.
5 По закону Рима, христианку должно было казнить, но нельзя было | казнить девственницу. Обычно эту проблему решали так: или отправ¬ляли девственницу на несколько дней в публичный дом, где над ней мог надругаться любой посетитель, или — если казнь была массовой и публичной — палачи насиловали несчастных христианских девствен¬ниц прямо на арене Колизея, на глазах у зрителей.
Агнессу решено было отправить в публичный дом.
Адалыпе...
Дальше начинается легенда. Верующие верят в то, что все так и было. Неверующие сомневаются в чудесах, считая, что все их при¬думали позже, чтобы как-то приукрасить трагический финал жизни маленькой мученицы.
Девочка бесстрашно заявила префекту: «Если бы ты знал, кто мой Жених, ты бы знал, что мне ничто не угрожает. Я знаю силу его и я знаю, что Ангелы его будут хранить тело моё». Агнессу вывели из дома роди¬телей и сорвали с нее одежду, чтобы гнать по улицам обнаженной, на потеху толпе. Но произошло первое чудо: волосы девочки стремительно выросли, прикрыв ее тело. Второе чудо произошло, когда ее привели в публичный дом: желающих овладеть девственной красавицей было немало, но каждый мужчина, который прикоснулся к Агнессе, был немедленно наказан небесами: одни ослепли, другие упали замертво. Впрочем, были и те, кто обратился в христианство, едва взглянув в глаза Агнессы. Последним в публичный дом пришел несостоявшийся жених Агнессы: он попытался обнять девочку — и скончался на месте. Впрочем, Агнесса тут же упала на колени и помолилась за несчастного заблудшего юношу, и к нему вернулась жизнь. Потрясенный таким до-казательством ее правоты, юноша тоже принял христианство, и скорее всего, позже умер как мученик, но его история теряется во тьме веков, а история Агнессы озарена сиянием «Золотой легенды»... Из публич¬ного дома ее отвели в тюрьму, где стражники бесстыдно глазели на ее красоту, прикрытую только длинными волосами, и в ответ на молитвы девочки с небес слетел ангел и принес Агнессе сияющее белое полотно, в которое она смогла закутаться. ,
21 января 304 года Агнессу привели на площадь для казни. Чернь пыталась забросать ее камнями и грязью, которые, не коснувшись мученицы, отлетали обратно в толпу и поражали бросавших. Агнессу бросили в огонь — но пламя разлетелось в стороны, не касаясь ее тела. И только когда чудеса достаточно впечатлили всех присутствующих, Агнесса сказала солдату: «Ударь мечом, не робея, и верни меня по¬скорее Тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей
воли понравилось смертным очам». Кровь мученицы, пролившуюся на месте казни, собратья по вере собрали белыми полотнищами и со¬хранили, как святыню.
Поскольку Агнесса была казнена, как преступница, ее зарыли у перекрестка дорог. Но над местом упокоения мученицы ночами сиял: свет. Тайные христиане приходили туда молиться. Через восемь дней (после казни Агнессы там были схвачены несколько юных христианок: * молочная мученицы, Эмерентиана (дочь той самой кормилицы, кото¬рая, возможно, обратила Агнессу в христианство) и несколько ее подруг. * Они заявили, что Агнесса явилась им во плоти, окруженная золотым > сиянием и с белоснежным ягненком на руках (ягненок в христианской | символике воплощает сразу и невинность, и жертву, и самого Иисуса Христа, но и имя «Агнесса» также образовано от «агнец» — «ягненок»). Все эти девушки были казнены и впоследствии канонизированы. Позже кости святой Агнессы собратья по вере перенесли в катакомбы, где она; нашла упокоение среди других христиан.
Уже в IV веке в Риме сформировался культ святой Агнессы.
В 342 году над катакрмбами в том месте, где находилось захоронение Агнессы, по приказу Констанции (дочери императора Константина Великого, признавшего христианство господствующей религией) был построен первый храм святой мученицы. Согласно легенде, Констанция была больна проказой, молилась Агнессе и чудесным образом исцелилась. Позже на Зтом месте была выстроена церковь Сант-Аньезе-фуори-ле-мура. В XVII веке возле площади Навон была построена еще одна церковь, посвященная юной мученице: бело¬снежная изнутри и снаружи Сант-Аньезе-ин-Агоне, где в золотой раке хранится череп Агнессы.
Святая Агнесса Римская — одна из наиболее почитаемых раннехри¬стианских святых, покровительница девочек и девушек. День святой Агнессы католики отмечают в день казни девочки: 21 января. Накануне вечером девицы гадают на жениха и в молитвах просят у святой Агнессы заступничества от брака с нелюбимым.
Подробнее всего история Агнессы описана в «Золотой легенде» (Ье§епс1а Аигеа) Иакова Ворагинского, епископа Генуи, составившего в 1260 году свод житий христианских мучеников на основе доступных ему письменных источников и фольклора: эта книга в Средневековье по популярности стояла на втором месте -После Библии. В случае с Агнессой письменных источников сохранилось довольно много.
Прижизненных изображений Агнессы не существует. В Средневе¬ковье она изображалась девочкой в нарядном платье, с распущенными волосами и с ягненком на руках — в том виде, в котором она явилась своим подругам. Но начиная с эпохи Возрождения святую Агнессу все чаще рисуют в трагический момент ее жизни: заточенную в темницу, обнаженную и прикрытую только длинными волосами. Самое знаменитое изображение святой Агнессы (на испанский манер названное «Святая И несса») написал в 1641 году Хосе Рибера. Моделью стала одна из его дочерей. Сейчас картина находится в Дрезденской галерее