Толерантность, как медико-биологический и социально-психологический термин. Размышления о слове толерантность Что такое толерантность живых организмов
Толерантность (tolerance) — снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001).
Толерантность — это уступчивость живого организма к инфекции, потеря способности защиты. Внедрение этого слова в современный мир — не иначе как насмешка, в первую очередь над теми, кто его употребляет, не догадываясь в чем суть. Исходя из терминологии, современный человек должен терпимо относиться к социальной заразе.
Термин "толерантность" использовался раньше исключительно в медицине и биологии и означает этот термин отсутствие иммунитета к каким либо вредоносным для организма антигенам. Отсутствие иммунитета! Даже ничего не смыслящий медицине человек понимает, что организм без иммунитета открыт для болезней, беззащитен перед инфекциями, ему постоянно грозят заражение и гибель. С медицинской точки зрения, к примеру, толерантными являются раковые больные, чьи органы сплошь заражены метастазами, ибо у них отсутствует иммунитет — здоровая сопротивляемость и способность подавлять чужие, несвойственные здоровому организму раковые клетки.
Итак, в медицине и в биологии толерантность означает опасную и гибельную для организма болезнь. А в политике? В жизни общества насаждать толерантность считается общепризнанным благом. Быть толерантным в политике, общественной жизни означает безропотно переносить, беспрекословно терпеть все то, что вызывает у вас неприязнь в других людях. Более того, поддерживать людей, которые вам неприятны, и даже помогать им, буквально кормить их, подавляя в себе отвращение, отторжение и желание сопротивляться всему чужому и неприятному. В нас воспитывают толерантность. К чему? Что пытаются заставить терпеть, несмотря не неприязнь? Что внушают поддерживать, вопреки отвращению? Принимать как данность наперекор нашему отторжению?
Насколько действенна теория о том, что люди разных рас и народов ничем не отличаются друг от друга? Это такая очевидная и противоположная науке дикость, которую даже неловко опровергать. Кому не ясно, что представители различных рас и народов не могут быть одинаковы ни умственно, ни физически? Кому не видно, что негр и китаец, европеец и араб, еврей или индус не похожи друг на друга? И смешение между собой дает чудовищные результаты.
Нам твердят о толерантном равенстве народов, но опыт жизни, история межнационального общения нам упорно доказывает, что это не так. Вирус СПИДа приводит к полной толерантности организма, и от неспособности сопротивления болезням с высокой вероятностью этот организм помрёт. Так и навязанное народу отсутствие национального иммунитета приводит к вымиранию русского народа, которое очень заметно наблюдается при активизации миграции.
Издавна существовал обычай мирного соседства, гость не должен навязывать хозяину свои правила, законы жизни и, что важно, — религию и образ жизни. Гость, задержавшийся в чужом доме, обязан подчиняться хозяину этого дома, иначе – пошел вон! Со своим уставом в чужой монастырь не ходят, это было и есть золотое правило общения между людьми разных убеждений. И никакая искусственно выращенная в пробирке толерантность, не заставит разумное человечество изменять себя в этом правиле.
Изначально термин использовался в медицине: Толерантность к лекарствам, наркотикам и психоактивным веществам - снижение реакции на повторяющееся введение вещества, привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта. Приспособляемость организма к воздействию некоторых вредных веществ.
Толерантность в социологии (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Толерантность в психологии это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к воздействию.
В медицине и гуманитарных науках:
Толерантность – характеристика физиологической, психологической и социальной устойчивости человека к различным воздействиям. Нельзя не признать, что психологическая устойчивость во все времена была одной из важнейших характеристик, обеспечивающих равновесие между, с одной стороны, выживанием и адаптацией человека, с другой – утверждением его индивидуальности. Весь жизненный путь человека можно представить как бесконечную череду попыток установления такого равновесия, как постоянное стремление к стабильности под влиянием различных коллизий и трудностей. Рост в нашей жизни числа фрустрирующих и стрессогенных факторов делает проблему психологической устойчивости все более важной. Попытки ее решения – это поиски выходов личности из проблемных, кризисных и экстремальных ситуаций.
Толерантность в психологии: Выносливость или сопротивляемость человека к различным воздействиям, которые он может оценивать для себя как "вредные". Снижение чувствительности к влиянию таких неблагоприятных факторов может быть связано с отсутствием или ослаблением реагирования на них. Толерантность как психическую устойчивость личности можно определить как способность индивида противостоять внешним воздействиям и самостоятельно, с высоким быстродействием возвращаться в состояние психического равновесия (Трифонов, 2002).
Социально–психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. На этом уровне она выражается через систему социальных установок и ценностных ориентации. Эта система, опираясь на способность к сохранению нервно–психического равновесия в самых разных жизненных ситуациях, в идеале должна сформироваться как нравственный императив зрелой личности. В этом смысле психологическая устойчивость выступает как особое проявление человеческого духа, как его нравственная сила и представляет такое качество личности, которое можно назвать толерантностью. Сторонами и проявлениями этого качества могут оказаться эмпатия, альтруизм, миролюбие, веротерпимость, кооперация, сотрудничество, стремление к диалогу и другие. Например, Майкл Уолцер, рассматривая толерантность как социально значимую характеристику, определяет ее как особый позитивный способ принятия различий, который исключает развитие конфронтации и ксенофобий (Уолцер, 2000).
На основе вышесказанного: Толерантность – это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно–психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром.
Кроме социального обоснования имеется биологическое подтверждение важной роли толерантности в жизни человеческого организма. Биологической предпосылкой возникновения толерантности, на мой взгляд, является гомеостаз. Гомеостаз (от греч. homeo - одинаковый и stasis - состояние, статус) в физиологии - относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма по отношению к внешним воздействиям. Гомеостаз - результат сложных координационных и регуляторных взаимоотношений, осуществляемых как в целостном организме, так и на органном, клеточном, молекулярном уровнях. Благодаря приспособительным (адаптационным) механизмам физические и химические параметры, определяющие жизнедеятельность организма, меняются в сравнительно узких пределах, несмотря на значительные изменения внешних условий. Толерантность также обеспечивает устойчивость организма к внешним воздействиям - она появляется как следствие адаптивности и резистентности организма по отношению к стрессорам. Под действием стрессоров адаптивность начинает возрастать, и с нею вместе растет толерантность. В совокупности с гомеостазом и физиологической адаптивностью толерантность направлена на сохранение относительного постоянства внутренней среды.
Но толерантность скорее направлена на защиту организма от воздействий социальной среды, нежели воздействий, имеющих химическую, физическую или чисто биологическую природу. В реализации адаптивности, а значит, и толерантности, большое значение имеет реактивность организма, т.е. ответные реакции на различные воздействия, которые называются общим адаптационным синдромом (собственно стрессом), и повышение толерантного фона. Толерантность связана с одним из важнейших принципов развития биологических систем - их надежностью. Существуют врожденные механизмы толерантности (генетические, морфологические, физиологические) и приобретенные в онтогенезе (морфологические, функциональные и поведенческие). Развитие стрессовых реакций многостадийно: последовательно сменяют друг друга фаза тревоги, фаза резистентности и фаза истощения. Вторая стадия стресса - фаза резистентности - наиболее связана с явлениями толерантности. Приобретаемая организмом устойчивость (резистентность) обеспечивает переносимость стрессора повышенной силы, т.е. возникает толерантное состояние к его воздействию и наступает приспособление (организм адаптируется).
Таким образом, толерантность, с одной стороны, проявляется как генетически зависимая способность организма быть устойчивым к стрессору, с другой - как основа адаптивности. Человек способен снизить воздействие на него чрезмерных факторов, тем самым повысив собственную к ним толерантность. Это, с точки зрения биологических механизмов, - пассивное снижение агрессивности влияния среды за счет адаптационных возможностей организма. Но возможен путь и биологически активного повышения резистентности, т.е. толерантности к воздействию факторов окружающей среды. При этом как раз включаются стрессовые механизмы. И они будут эффективны до тех пор, пока генетически определенная норма реакции или адаптивная норма не будут сломлены чрезмерной силой воздействующего стрессора. Возможности развития всех структур и функций человеческого организма обусловлены генетически. Потомству от родителей могут передаваться предпосылки общего состояния, здоровья, типа высшей нервной деятельности, темперамента, характера и поведенческих навыков (привычки). Эти же механизмы обеспечивают способность организма к поддержанию динамического структурно-функционального равновесия, являющегося основой повышенной жизнеспособности. Таким образом, толерантность - поведенческое выражение генетически предопределенной соответствующей возрасту структурно-функциональной адаптации. Ее сила и стойкость зависят от генотипа человека. У ребенка, чьи родители были устойчивы к воздействию внешних факторов, географически отдалены (вышли из генетически разобщенных популяций), толерантность будет более высокой по сравнению с ребенком, чьи родители были слабо психологически защищены от аналогичных раздражителей.
Набор генов уникален для каждого человека, поэтому все люди различаются по устойчивости к раздражителям, к агрессорам, т.е. различаются адаптивно и по критериям толерантности. Нет одинаково воспринимающих ситуации и одинаково защищающихся людей. Нельзя говорить о постоянном уровне толерантности в какой-либо генетически связанной группе. С течением времени в изменяющихся условиях толерантность может понижаться или повышаться в зависимости от интенсивности воздействия внешних раздражителей. Можно сказать, что толерантность обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека. Толерантность, возможно, обеспечивает и нормальное развитие следующего поколения. Известно, что снижение иммунорезистентности, геморрагии слизистой пищеварительного тракта и гипертрофия надпочечников - наиболее частые последствия стресса, и не исключено, что они могут повлиять на генетический аппарат репродуктивной системы человека. В то же время человек, устойчивый к стрессовому воздействию, избегает его, сохраняя тем самым основные жизненно важные функции организма.
16 ноября прошел день толерантности. В тот день я прочел очень много интересных публикаций на тему того, что такое толерантность. И некоторые меня шокировали. Проходит много конференций по толерантности, где будет ставиться вопрос: нужна она вообще или нет? Меня туда тоже время от времени приглашают, начинаю с того, что попрошу народ для себя определиться, что такое толерантность. Термин многосмысленый, каждый волен вкладывать в него тот смысл, какой захочет.
В социологию термин «толерантность» пришел из естественных наук – биологии, медицинских наук, химии и проч. Причем в разных науках есть разные оттенки смысла, иногда совершенно противоположные.
В биологии толерантность – аналог экологической пластичности. Означает способность биологических организмом переносить климатические, экологические или другие отклонения от нормально среды. Если утки живут летом на ручье, а зимой могут не улетать и зимовать тут же – это пример толерантности. Здесь толерантность – это свойство. Оно может быть, а может не быть. И в любом случае это врожденное и приобретается эволюционно.
Толерантность в медицинских науках имеет двоякий смысл: во-первых, толерантность к веществам – это невосприимчивость к некоторым веществам. То есть толерантность к определенным наркотикам у представителей монголоидной расы означает, что этот представитель может раз в месяц нюхать героин, и ему не будет грозить зависимость. Также толерантность означает привыкание, снижение реакции на повторяющееся введение вещества, когда для определенного эффекта нужно дозу все больше и больше. Например, при привыкании к анальгину. Таким образом, это совершенно противоположный смысл уже в рамках одной только медицинской науки.
Иммунологическая толерантность – это состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела. Причина многих аутоиммунных заболеваний и отторжения пересаженных органов, включая пластические операции.
В химии толерантность веществ используется в противоположность слову «реактивность», то есть неспособность вступать в реакцию с другими веществами (или способностью не вступать?). То есть опять же термин близкий к термину «игнорировать».
Все, с кем я общался на тему толерантности, давали разные определения этого термина. Я понял, что большинство понимают его как «терпимость», но почти всегда отличают его от «терпимости», хотя для определения именно это слово и используют. Однако терпимость – это перенесение ущерба, что уже отличает его от почти всех перечисленных ранее определений. Терпимость – это не невосприимчивость, это умышленное смирение с причиненным вредом. Причем под понятием «вред» мы подразумеваем, в том числе и изменение привычной социальной среды на непривычную. В широком смысле появление на прилавках халяльной говядины – уже вред. Хотя это не обиходный смысл, общество в целом понимает «вред» гораздо конкретнее, когда он ощутим. Также терпимость это не привыкание. Можно привыкнуть терпеть (испытывать терпимость, обрести свойство терпимости), но это все равно не одно и то же.
Другая группа отличает терпимость от толерантности, и говорит, что толерантность подразумевает не перенесение ущерба, а способность понять другого и через это примириться с его образом мышления. Поэтому это более универсальное понятие, включающее не только этническую толерантность, но и толерантное отношение к геям, представителям других конфессий и разным дендрофилам. Однако у этого смысла есть другой термин. Изначально это был термин «симпатия». После того как «симпатия» стала означать в массовом сознании узкий смысл эмоциональной близости, этим термином стала «эмпатия», которая означает симпатию в ее первоначальном значении.
В определенном смысле такая трактовка более инновационна, так как отдаляет толерантность от ее первоначального смысла – терпение. И, одновременно, становится истинное значение слова «толерантность», отличное и от терпимости, и от невосприимчивости, и от привыкания. Это значение лежит где-то посередине в этом треугольнике, но в нашей культурной среде не поддается рефлексии и в зависимости от контекста меняется в пользу одного из этих трех смыслов. Отсюда и противоречивые оценки толерантности, ведь «привыкание» и «терпимость» – это противоположные процессы. Привыкание подразумевает усилие по дружественному сближению, а терпимость – усилие по безопасному отчуждению представителей различных культур и самих культур при этом.
Далее мы должны понять, каким путем идет Россия. В силу правовых моделей и обязательств мы не можем рассматривать силовые методы преодоления или сохранения этнокультурных различий – ассимиляцию и апартеид. Поэтому сконцентрируемся на двух ненасильственных методах – мультикультурализм и интеграция.
Мультикультурализм подразумевает сохранение этнических различий и создание институтов и законов по их воспроизводству. Интеграция означает создание таких условий, при которых иммигранты получают ощутимые выгоды от принятия чужих этнических черт и культуры, а коренные народы (в русской политической науке – национальные меньшинства) от ревизии своих культурных маркеров, чтобы сблизить их с другой культурой.
В политическом сообществе постоянно идут дискуссии, где применять мультикультурализм, а где интеграцию. Этот вопрос до конца никем еще не решен. Но главное не это, а то какое место в той или иной политике подразумевается развитие и углубление толерантности.
Если мы посмотрим на оба процесса, то поймем, что толерантность свойственна только политике мультикультурализма, так как интеграция – создание условий по изменению идентичности в пользу одной из этнических групп или всех групп на какую-то третью идентичность (региональную, например), сама по себе нетолерантный процесс. А в отношении мигрантов в основном интеграция и применяется. То есть, какой смысл в развитии толерантности, если политика государства нацелена на политическое искоренение культурных различий принимающего общества и иммигрантов?
Мультикультурализм в основном применяется по отношению к этническим коренным меньшинствам. Эта политика закреплена в Европейской рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Должна ли она действовать на протяженности всей страны или только в регионах компактного проживания таких меньшинств? Должна ли политика мультикультурализма распространяться на этнодиаспорные группы? На эти вопросы каждое государство отвечает для себя по-своему. Некоторые, довольно либеральные, политику мультикультурализма применяют достаточно широко, консервативные – в строгих рамках этнотерриториальных групп. Мультикультурализм немыслим без толерантности (как привыкание и как терпимость), взаимного признания чужих отличий и согласие на их политическое оформление.
Когда вопрос с российской миграционной и национальной политикой будет решен, будут выбраны пути и концепции, согласно которым они будут реализованы, тогда будет понятно нужна ли нам толерантность, и какое у этого термина будет определение.
Откуда взялся этот термин понятно. В ситуации лингвистического вакуума был заимствован термин, под который были подогнаны несколько общепринятых определений и программы, финансово, идеологически и институционально обеспеченные.
Причем заимствование получилось интересным. Обычно термин заимствуется, когда есть смысл, который нельзя выразить силами собственного языка, а словотворчество по какой-то причине не состоялось. Например «киллер». Киллер – это наемный убийца. Его следует отличать от “killer” – просто убийцы. Наемный убийца в английском языке, киллер – это “hitman”. Таких примеров полно – “magazine” и «магазин», допустим. Это тоже разные слова. Внешне «толерантность» и “tolerance” это тоже что-то разное. Английское “tolerance” – это и есть это самое терпение. Абсолютно так оно и переводится с латинского языка. В России же кальку сняли, а смысл еще не подогнан. То есть когда говорят «толерантность», пытаются говорить на одном языке с европейцами, но по существу речь идет о семулякре, который никто не понимает и воспринимает как попытку принуждения с чем-то смиряться.
По-моему, пока у слова нет смысла, нет никакой необходимости в нем. Во всяком случае, пока не будет выбрана и широко обсуждена миграционная и национальная политика России. Потому что у всех свое видение и у всех своя толерантность.
Виталий Трофимов-Трофимов
О толерантности. Мнение инета...Толерантность произошла от фамилии французского министра иностранных дел Толейрана который благодаря своему гибкого уму и эффективной дипломатии оставался на посту при Бурбонах до Наполеона, при Наполеоне, после Наполеона. Был очень знаменит и популярен. Из политики это слово попало в психологию, социологию и всю медицину.
Слово "толерантность" не имеет никакого отношения ни к социологии, ни к философии, ни к обществу. Термин это сугубо медицинский и обозначает степень безразличия организма или его какой-то системы к тому или иному вредоносному фактору, инфекции, яду.
*
Иммунологическая толерантность. - Состояние иммунной системы организма, при котором отсутствует иммунный ответ
*
Толерантность в наркологии - привыкание к наркотикам, алкоголю.
*
Толерантность - словечко сегодня весьма расхожее, происходит оно от латинского tolerantia - терпение. Словари раскрывают данное понятие как "терпимость человека к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям". Речь, таким образом, идёт не о взаимной терпимости между людьми, а о терпимости человека к чужому как таковому, к чужому вообще! Никакой ответной терпимости со стороны этого самого чужого по отношению к людям не требуется и заведомо не предполагается. Таков закон современного социума, удивляться не приходится.
Зато в биологии всё чётко: толерантность - это снижение порога либо полная потеря сопротивляемости организма по отношению к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Значит, толерантность - это беда. Если с ней не бороться, ослабленный организм погибнет или, как вариант, с ним произойдёт мутация, которая в дальнейшем позволит организму восстановить утраченную резистентность ценой необратимых генетических изменений. А ещё бывает, что толерантность вызывают искусственно, к примеру, когда хотят избежать отторжения донорских органов при их пересадке пациенту. Не обязательно человеку, кстати. Да и органы тоже могут использоваться не человеческие, а какие-нибудь ещё...
Толерантность поражает волю человека и разъедает его душу. С гниющей безвольной душой человек очень быстро превращается в биологическую машину, в голема, в послушную игрушку в чужих руках (руках ли?) "американцев", которые любой ценой стремятся превратить наш мир в один глобальный дом толерантности, чтобы хозяйничать в нём до скончания века.
Дом толерантности - каково звучит! В словесах этих слышится нечто торжественное. Нечто из области общечеловеческих ценностей и основополагающих демократических институтов современного общества. Не так ли?
Выражение "дом толерантности" в общественный лексикон ввели французы в начале XIX века, а затем калькой с французского la maison de tolerance это понятие вошло и в русский язык, став "домом терпимости", с очевидным акцентом на обязанности публичных девок терпеть в силу профессии любые выкрутасы своих клиентов. Французы, правда, акцент ставили иначе: называя публичные дома домами толерантности, они тем самым хотели подчеркнуть, что проституцию они осуждают, но терпят у себя дома, во Франции, потому, что проституция не запрещена законом.
Вот так благодаря законопослушным французам публичный дом сделался символом толерантности. Или, наоборот, толерантность сделалась символом публичного дома. И это совсем не случайно, поскольку имеется чёткая аналогия: мужчина приходит в публичный дом, чтобы законно обладать чужой женщиной; чужие "американцы" приходят в наш дом, чтобы законно обладать нами.
* Толерантность в социологии (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
* Экологическая пластичность — способность организмов выносить отклонения факторов среды от оптимальных для них (экол.) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.
* Иммунологическая толерантность — иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей.
* Толерантность к лекарствам, наркотикам и психоактивным веществам — снижение реакции на повторяющееся введение вещества, привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта . Также различают обратную толерантность — особое состояние при котором требуется меньшая доза для достижения заданного эффекта, и кросстолерантность — когда приём одного вещества повышает толерантность к приёму других веществ (как правило из той же группы или класса) . Тахифилаксией называют быстрое (буквально после первого использования) развитие толерантности к приёму лекарственного вещества.
* Толерантность — математическая модель для выражения представлений о сходстве (похожести, близости) .
Если вкратце, то терпимость к другим. А общий смысл в принятии одного человека ценностей других людей, то есть в отсутствие осуждения и дискриминации в вопросах вероисповедания, национальности, мировоззрения, привычек и т. п.
По-простому - пофигизм. это когда тебе пофигу, какой человек веры, расы, национальности, сексуальной ориентации, сферы занятости. а также пофигу что человек ест, пьет, где и с кем живет. лишь бы тебя самого это не касалось.
Это путь в пропасть.
В медицине это привыкаемость к препаратам, в социологии тупая терпимость, то есть безразличие к окружающему.
Толерантность - это когда чебурек выхватил у девушки сумку, а ты не можешь ему за это дать в ухо, ибо нужно следовать закону, нужно быть толерантным.
Это когда одним внушается что нужно быть терпилой, а вторым в это время можно резать первых.
Это попытка подмены русского слова нерусским, tolerance в переводе с английского означает "терпение"
поэтому толерантность это слово урод произошедщий от слова терпимость.
Это педерастия...