Симптомы дцп у ребенка в 1 год. Симптомы и признаки дцп у новорожденных, как проявляется и распознается заболевание

Детский церебральный паралич не является отдельным , а включает множество синдромов, которые возникают по разным причинам. Эта патология не прогрессирует и некоторые дефекты можно частично корректировать.
Содержание:

Основные причины патологии

ДЦП формируется из-за нарушения строения и изменений, происходящих в нервных клетках. Повреждающий фактор воздействует на нервные клетки, что приводит к развитию различных дефектов.

В основном ДЦП наблюдается у детей, которые родились раньше 33 недели. Это связано с незрелостью мозга и артерий. Распределение крови у доношенных детей осуществляется так, чтобы не было кислородного голодания.

Основные факторы, которые предрасполагают к появлению патологии:

  • Кислородное голодание плода
  • Вирусные заболевания во время беременности
  • Наследственные заболевания
  • Резус-конфликт матери и плода
  • Внутриутробные
  • Родовые травмы

Если при родах было сильное обвитие пуповиной, пережатие тазовыми костями пуповины, то это тоже может стать причиной развития патологии.
В первые месяцы жизни ребенка патология может быть вызвана травмой , инфекциями, отравлениями лекарственными средствами.

Способствовать развитию ДЦП может поздняя или ранняя беременность, умственная отсталость у одного из родителей, эндокринные заболевания.
После появления на свет, ребенка обследуют в родильном доме. В группу риска входят:

  • Дети с малым весом
  • Недоношенные дети
  • С инфекционными заболеваниями
  • Дети с низкой оценкой по шкале Апгар
  • При тяжелой желтухе
  • Дети, находящиеся на искусственной вентиляции легких

Если дети появились на свет путем кесарева сечения с применением специальных акушерских щипцов или других инструментов, то это тоже одна из причин .

Стадии развитии заболевания

Детская нервная система развивается поэтапно и на каждом этапе можно обнаружить нарушение некоторых функций.
Существует 3 стадии развития церебрального паралича:

  • Ранняя
  • Ранняя резидуальная
  • Поздняя резидуальная

На ранней стадии у ребенка до 5 месяцев наблюдается нарушение мышечного тонуса. В 4-5 месяцев ребенок не тянется к игрушкам и не поворачивает головку на различные звуки. Также у грудничка появляются , которые можно спутать с чрезмерной двигательной активностью.

У грудничка при осмотре можно обнаружить недоразвитость ягодичных мышц. От степени проявления данного симптома зависит тяжесть патологии в дальнейшем. В строении артикуляционного аппарата тоже можно обнаружить нарушения: малоподвижный язык, высокое нёбо и др.

Для ранней резидуальной стадии характерна мозаичность индивидуального развития, которую можно обнаружить, начиная с 6 месяцев. Ребенок на указанный возраст не держит головку, но может переворачиваться и делать попытки сидеть. В 9-10 месяцев ребенок сидит только с опорой, но самостоятельно ходит в манеже в неестественной для человека позе.

Не происходит формирование установочных рефлексов и развитие моторики сильно задерживается. При этом у ребенка слабый контакт с окружающими или вовсе отсутствует, слуховые и зрительные реакции нарушены. Длится резидуальная стадия до 3 лет.

Поздняя резидуальная отличается нарушением координации движений, отсталостью в умственном и психическом развитии, нарушением речи и проблемами со зрением. Все эти признаки наблюдаются после 3 лет.

Эта стадия является условно конечной. При первых двух стадиях двигательный стереотип оформляется окончательно.

Признаки ДЦП на ранних стадиях

Симптомы патологии в раннем возрасте заметить очень трудно. Очевидными они становятся при созревании нервной системы.
Признаки патологии у детей:

  • Проблемы и нарушение речи
  • Нарушение зрения
  • Укорочение конечности
  • Мышечный тонус
  • Нарушение слуха
  • Тугоподвижность
  • Нарушение глотания
  • Замедление эмоционального развития
  • Задержка физического и умственного развития

При нарушении глотания мышцы, участвующие в данном процессе, работают неправильно. Слабо развит сосательный рефлекс, наблюдаются проблемы с употреблением пищи, не контролируется слюноотделение.

Невосприятие окружающих звуков очень влияет на развитие речевых навыков. Речь у детей с ДЦП затруднена. Из-за нарушения тонуса мышц работа губ и языка не контролируется детьми, поэтому речь нарушается.

Разные формы ДЦП и их симптомы

Выделяют несколько клинических форм ДЦП:

  • Спастическая диплегия. Развивается при недоношенности. Характеризуется повышением тонуса мышц нижних и верхних конечностей. Нарушается подвижность рук и ног, они очень слабые и плохо развиты. Нарушение функциональной способности конечностей особенно ярко прослеживается во время ползания. При этом ребенок может равномерно двигать ручками, но подтягивать ноги под себя. Если держать ребенка подмышки, то ножки малыш скрещивает. Когда малыш учится ходить, то хождение преимущественно на цыпочках.
  • Преобладают сухожильные рефлексы. Походка спастическая с перекрестом. Наблюдаются нарушение речи и зрение (косоглазие, аномалии рефракции и др.).
  • Гиперкинетическая форма. Данная форма появляется при несовместимости матери и ребенка. Это особая форма патологии, для которой характерны следующие признаки: нарушение глотания, эпизоды насильственных движений, ребенок плохо держит головку. Дети начинают самостоятельно ходить только в 4-5 лет. Насильственные движения характеризуются резкими и быстрыми или медленными движениями. Обычно движения усиливаются при сильных эмоциональных реакциях.

  • Гемипаретическая форма. Кора головного мозга поражена с одной стороны. Отличается двигательными нарушениями руки или ноги с одной стороны. После рождения обнаруживаются спонтанные движения в конечностях, благодаря чему можно определить здоровую или пораженную руку. Она всегда прижата к туловищу и находится в согнутом положении. В процесс могут вовлекаться черепно-мозговые нервы, что является результатом косоглазия и других патологий. Отклонения в интеллектуальном развитии могут быть небольшими, однако могут наблюдаться и сильные расстройства.
  • Атонически-астатическая форма. Для данной формы характерна мышечная гипотония и задержка в формировании установочных рефлексий. Возникает такая форма при поражении лобных долей мозга или мозжечка. На первом году жизни у ребенка отсутствует хватательный рефлекс, не контролирует движения головкой, координация движений нарушена. Вестибулярные навыки при такой форме развиваются поздно, а могут вообще не развиваться.
  • Двойная гемиплегия. Является самой тяжелой формой церебрального паралича. Характеризуется выраженными психическими и речевыми расстройствами, нарушением двигательной функции. Дети, страдающие данной патологией, не могут самостоятельно сидеть, ходить и стоять. Ранняя стадия выявляется в первые месяцы жизни ребенка. Продолжительность этой стадии составляет 3-4 года. Из-за высокого мышечного тонуса такие дети не способны к самообслуживанию и осуществлять за ними уход затруднительно.

Как распознать заболевание

Выявить недуг можно после рождения . При осмотре врач может заподозрить некоторые отклонения и направить для дальнейшей диагностики. Но большую часть времени ребенок находится с мамой. Ее должны насторожить такие признаки, как:

  • Задержка двигательных навыков
  • Ребенок для своего возраста не держит головку
  • Появляются судороги
  • Проблемы с мочеиспусканием
  • Плохой
  • Остановка взгляда

Ребенок в старшем возрасте не держит равновесие и не может стоять на ногах. Ему не интересны игрушки, он не может удерживать их руками. При небольших нарушениях диагностировать патологию очень сложно. Это может сделать только опытный врач-невролог.

Указанные признаки у новорожденного или появившиеся у ребенка постарше, могут свидетельствовать о развитии детского церебрального паралича. В этом случае нужно обратиться к неврологу. Опытный врач поставит точный диагноз и назначит необходимое лечение.

Для самостоятельного выявления признаков многие врачи рекомендуют сверять навыки, которыми владеет малыш с таблицей. Родители могут наблюдать, во сколько месяцев ребенок начнет хватать предметы, держать головку, сидеть, ползать. Это желательно проводить до года.

По мере развития ребенка исчезают некоторые рефлексы. Им на смену приходят новые умения и навыки. Однако если сохраняются эти рефлексы, то полноценное развитие грудного ребенка затрудняется. К таким рефлексам относят:

  • Раскидывание ручек в сторону с разжатыми кулачками, когда кто-нибудь из взрослых поднимает вверх
  • Малыш пытается ползти, если подпирать пяточки руками
  • В вертикальном положении ребенок сучит ножками

Если имеются подобные признаки, то нужно обязательно сообщить об этом врачу.

Как диагностируют ДЦП

Нарушения деятельности нервной системы и связанная с этим патология является врожденной. Диагностировать ее сразу после появления малыша на свет очень трудно.

Для выявления отклонений в течение некоторого времени нужно понаблюдать за грудничком. Все изменения, которые происходят при развитии ребенка, необходимо зафиксировать. Это позволит врачу определить и поставить .

Для постановки диагноза детский врач собирает данные о течение беременности и истории болезни грудничка, проводит осмотр ребенка, чтобы определить соответствуют ли рефлексы его возрасту. При физическом осмотре врач оценивает состояние мышц, слуха, зрения и осанки. Также проводятся пробы для выявления скрытой патологии. Пациенту предоставляются анкеты, с помощью которых можно оценить уровень развития ребенка.

Диагностические методы позволяют с точностью определить диагноз. Чтобы исключить другие возможные заболевания, врач может назначить дополнительные анализы.

Можно ли вылечить заболевание

Полностью избавиться от патологии невозможно. Заболевание не прогрессирует, однако при своевременном обращении к врачу можно уменьшить проявление данных симптомов.

Необходимо стимулировать ребенка с ДЦП к правильным движениям.

Определенных методов лечения детей с ДЦП не существует. Существуют симптоматические методики, которые направлены на коррекцию умственного развития, развитие двигательных навыков.

При церебральном параличе показано медикаментозное лечение, а в некоторых случаях хирургическая коррекция.

Лечение ребенка с ДЦП осуществляется по индивидуальной программе, разработанной на основе формы патологии и с учетом возраста больного.

Медикаментозное лечение включает использование ноотропных препаратов, которые влияют на функции мозга (Ноотропил, Пантогам, Фенибут и др.). Эти лекарственные средства улучшают познавательные функции, память, стимулируют интеллектуальную деятельность.

Для улучшения церебральной гемодинамики, периферического и мозгового кровообращения назначают такие препараты, как Актовегин, Кортексин, Трентал и др.

При повышенном мышечном тонусе используют препараты на основе ботулоксина, Мидокалм и др. В случае снижения мышечного тонуса и ослабление мышечных волокон Галантамин или Прозерин.

Физиотерапевтические методы также благоприятно влияют на восстановление некоторых функция у детей с ДЦП. Детям с патологией назначают электрофорез, озокеритовые аппликации, магнитотерапию и другие методы.

Хирургическое лечение показано при уже сформировавшихся искривлениях и контрактурах. Операция проводится на ахилловом и в поясничной области.
Эффективна при ДЦП иппотерапия - лечебная верховая езда.

Положительный результат оказывает использование вспомогательных устройств, пневмокостюмов, нагрузочных костюмов. С их помощью перераспределяется нагрузка по всему телу, корректируется поза и положение всех частей тела. Благодаря таким лечебным костюмам активизируются и нормализуются висцеральные системы и органы, что очень важно для детей с ДЦП.

Лечебная гимнастика при ДЦП

Хороший эффект дают занятия лечебной физкультурой и массаж. Занятия лечебной гимнастикой или физкультурой должны быть регулярными и систематическими. Для каждого ребенка устанавливается комплекс упражнений исходя из индивидуального развития. Постепенно инструктор ЛФК увеличивает нагрузку.

Главные задачи ЛФК:

  • Нормализовать мышечный тонус для совершения произвольных движений
  • Тренировать возрастные двигательные навыки
  • Улучшить координацию движений и равновесие
  • Улучшить подвижность

Все упражнения проводятся непосредственно под четким контролем инструктора.

При ДЦП применяют различные виды массажа. Проводит массаж специалист, который предварительно оценит тонус мышц, и назначит продолжительность сеансов и т.д.

Как проводится работа с детьми ДЦП

Работу по корректировке начинают в раннем возрасте. Для детей с ДЦП разработаны специальные занятия, на которых они учатся говорить, писать и т.д.

Большое внимание уделяется речевым навыкам. Для каждого ребенка нужен индивидуальный подход, потому что степень патологии и имеющиеся навыки отличаются. Обучение происходит в игровой форме, который проводит взрослый. Основная задача - определить неправильные действия ребенка и их остановить.

Чтобы правильно развивались моторные функции, используют специальные устройства, которым помогают удерживать туловище в правильном положении, поддерживать голову и т.д.

Во время просмотра видео Вы узнаете об упражнениях для детей с ДЦП.

При совместной работе родителей и врачей, можно уменьшить признаки и избежать отклонений в развитии. Поэтому важно вовремя обратиться к специалистам и начать выполнять лечебно-восстановительные мероприятия.

Детский церебральный паралич как комплексное заболевание в подавляющем большинстве случаев встречается именно в младенчестве. Не зря болезнь носит название «детский». Основные причины развития ДЦП у новорожденных - тяжелые поражения мозга, что ведет к двигательным нарушениям.

Причины формирования

Практически всегда нарушения функций головного мозга фиксируются еще во время внутриутробного развития, в то время как сами роды проходят нормально. В 10% случаев причины развития болезни связаны с родовыми травмами, вызвавшими асфиксию.

В зависимости от того, какие отделы мозга были повреждены, у детей наблюдаются не только двигательные нарушения, но и проблемы со слухом, зрением, в последующем - речевые дефекты.

Все факторы, содействующие развитию ДЦП у новорожденных, можно поделить на три группы.

Возникшие в период беременности:

  • Гемолитическая болезнь (возникает при тяжелом резус-конфликте матери и плода или его печеночной недостаточности).
  • Инфекционные болезни матери (краснуха).
  • Системные хронические заболевания у беременной (стойкое повышение артериального давления, пороки сердца, сахарный диабет).
  • Прием определенных групп лекарств, например, транквилизаторов.
  • Фетоплацентарная недостаточность и, как следствие, кислородное голодание.
  • Наследственные факторы, вызванные мутациями в хромосомах.
  • Сильные токсикозы.

Мозг может пострадать еще во время внутриутробного развития

Появившиеся у детей при родах:

  • Роды, начавшиеся раньше 33-й недели (мозг еще недостаточно зрелый).
  • Асфиксия (нехватка кислорода или его отсутствие из-за отслойки плаценты, обвития пуповиной).
  • Получение родовой травмы (этому способствует узкий женский таз, поперечное или тазовое предлежание плода, стремительные роды).

После рождения:

У недоношенных детей, особенно подключенных к искусственной вентиляции легких, мозг в случае гипоксии не способен распределить кровь по потребностям. По этой причине определенные участки, отмирая, оставляют за собой лишь пустые полости.

Формы и степени тяжести

Существует 5 типов церебрального паралича, исходя из характера двигательных нарушений:

  1. Спастическая тетраплегия . Наиболее тяжелая форма болезни, когда поражены все 4 конечности. Половина детей с таким диагнозом страдают от эпилептических приступов, нарушений слуха и речи, косоглазия. Туловище и конечности подвержены деформации. При данной форме ребенок не может сам обслуживать себя и делать элементарных вещей.
  2. Спастическая диплегия . Так называемая болезнь Литтла, при которой больше всего страдают ноги, деформируется позвоночник и суставы. Если руки работают хорошо и умственное развитие не страдает, возможно достичь социальной адаптации на уровне здоровых людей.
  3. Гемиплегия . Состояние, когда поражено только одно полушарие головного мозга, отвечающее за движения. Как следствие, парез конечностей отражается только на одной стороне тела.
  4. Гиперкинетическая форма . Узнаваема по непроизвольным движениям, тикам, повышенному мышечному тонусу, неправильно поставленным конечностям при ходьбе. Зато интеллект практически не страдает.
  5. Атаксическая форма развивается вследствие поражения мозжечка. Низкий мышечный тонус, плохая координация движений и нарушенное равновесие - характерные признаки этой формы ДЦП.

Различают 3 степени тяжести заболевания:

  • Легкая. Ребенок передвигается самостоятельно, способен выполнять несложные задания, ходит в обычную школу и получает в дальнейшем профессию.
  • Средняя. Хотя социализация ребенка возможна, он нуждается в посторонней помощи.
  • Тяжелая. Зависимость ребенка во всех отношениях от близких. Не может себя самостоятельно обслуживать.

Симптомы

Заподозрить болезнь можно еще в раннем детстве, наблюдая за развитием и угасанием рефлексов у младенцев.

На какие рефлексы стоит обращать внимание:

  1. Защитный. Если ребенка положить на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону, чтобы не задохнуться.
  2. Рефлекс опоры. Поставив новорожденного на твердую поверхность, можно наблюдать, что он становится на полную стопу. А если наклонить малыша немного вперед, то он автоматически сделает несколько шагов.
  3. Хватательный рефлекс . Вложив в ладошку крохи палец, придется потрудиться, чтобы вытащить его обратно.
  4. Рефлекс ползания. Младенец лежит на животе, к его ступням приставляют ладошку - он отталкивается и проползает несколько сантиметров.
  5. Рефлекс Моро. Если рядом с новорожденным ударить ладонью по столу, он резко разведет руки в стороны и через несколько секунд вернет их в исходное положение.
  6. Ладонно-ротовой. Если надавить большим пальцем на ладонь грудного ребенка, он откроет рот.


Задержка психомоторного развития и вовремя неушедшие рефлексы подскажут: что-то не так

У каждого рефлекса есть свое время исчезновения, и если по прошествии этого времени он сохраняется, появился повод обратиться к врачу. Кроме этого, должны насторожить следующие признаки:

  • зрительные дефекты, например, косоглазие;
  • если замечаете у ребенка непроизвольные движения, например, частые ритмичные кивки головой, подергивания руки и т. д;
  • в 4 месяца малыш не поворачивается в сторону исходящего звука;
  • его мышцы слишком напряжены или сильно расслаблены;
  • в 4 месяца кроха не тянется за игрушкой, чтобы взять ее;
  • после 7 месяцев малыш не сидит самостоятельно;
  • после года ребенок не ходит или его походка вас сильно смущает;
  • движения довольно резкие или очень медленные;
  • ноги перекрещиваются по типу ножниц;
  • ранний зубной кариес;
  • в тяжелых ситуациях проблемы с мочеиспусканием и испражнением.

Когда и как ставят диагноз

Даже если имеются видимые нарушения двигательных функций, врачи не спешат ставить грудному ребенку диагноз. Вместо этого сначала говорят о развитии энцефалопатии. Однако до года картина становится вполне понятной, ведь симптомы ДЦП, если болезнь присутствует, приобретают яркую окраску.

Чтобы определить причины возникновения и форму ДЦП, педиатр собирает информацию:

  • о том, как проходили беременность и роды, были ли осложнения;
  • о рефлексах и времени их угасания;
  • о том, как проходит психомоторное развитие, есть ли отставание;
  • новорожденного направляют на УЗИ головного мозга, МРТ;
  • могут понадобиться лабораторные анализы.

Да, ДЦП - диагноз не из приятных. Однако важно помнить, что многие его формы поддаются корректировке, так что у ребенка есть все шансы прожить нормальную жизнь. Придется приложить немало усилий: регулярно посещать занятия по ЛФК, заниматься на тренажерах, возможно, посещать логопеда.

Даже при самой тяжелой форме болезни нужно помнить, что малыш живет, он чувствует окружающий его мир. Быть может, по-своему, и он не может выразить это словами, но обязательно чувствует. И будьте уверены: у таких детей есть благодарность в сердце за тот труд, который прикладывают их родители.

Детский церебральный паралич (ДЦП) представляет собой неврологическое заболевание, имеющее группу постоянных нарушений, большей частью связанных с проблемами движения.

Признаки ДЦП появляются в раннем возрасте и варьируются среди разных детей, хотя в целом имеют сходную картину патологических отклонений.

Нарушения, связанные с ДЦП, включают в себя плохую координацию движений, ригидность затылочных мышц, слабость мышц и тремор. Могут возникать проблемы с физическими ощущениями, зрением, слухом, глотанием и речью.

Задержки в развитии ребенка являются одними из первых признаков церебрального паралича у грудного ребенка.

Признаки ДЦП у детей до 1 года и после года рассмотрим далее.

Каждый малыш развивается с разной скоростью. Некоторые задержки раннего развития обычно уходят по мере взросления ребенка, однако пропуск некоторых важных этапов может указывать на скрытые неврологические расстройства.

Отсутствие прогресса в физическом развитии является одним из первых признаков того, что у ребенка может развиться церебральный паралич.

Если родители обеспокоены тем, что их ребенок не ползает, не ходит или не говорит в соответствующий его возрасту период, это является поводом обратиться к специалистам, которые помогут проконтролировать развитие ребенка и сформулировать правильный диагноз.

Стадии детского развития

Детское развитие разделяется на 4 основные стадии:

  • физический рост;
  • когнитивное (мыслительное) развитие;
  • обучение навыком социального взаимодействия;
  • эмоциональный рост.

Некоторые дети испытывают задержки, связанные с физическим ростом, у других детей занимает больше времени обучение социальному или эмоциональному взаимодействию.

Развитие каждого ребенка по-своему уникально. Однако, знание, что считается нормой развития, может помочь быстрее распознать проблемы и принять необходимые меры.

Нормальные этапы развития ребенка относятся к общей схеме физических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных достижений, которым следуют большинство детей.

Эти этапы формулируются на основании среднего прогресса общего числа детей.

Признаки ДЦП у новорожденного

Признаки ДЦП у новорожденного грудничка до первого месяца жизни определить довольно трудно, т.к. они проявляются только при развитии его нервной системы в виде первых отклонений.

Определение признаков ДЦП у новорожденных детей и детей старшего возраста оптимально проводить методом дифференциальной диагностики. Наличие отклонений в развитии может указать на возможные проблемы со здоровьем.

Нормальным развитием новорожденного считается, если он:

  • имеет нормальный тонус во всех мышцах;
  • не имеет нарушений функций области таза;
  • не имеет затруднений со зрением и слухом;
  • совершает плавные, контролируемые, не резкие движения;
  • не имеет непроизвольных сокращений мышц или их повышенного тонуса.

Диагностика здоровья детей старшего возраста проводится таким же образом.

2 месяца и старше

  • требует поддержки головы;
  • реагирует на свет;
  • автоматически складывает руки, не отпуская их;
  • резко толкается ножками, лежа на спине;
  • кричит голодным и при дискомфорте;
  • начинает улыбаться.

Признаки ДЦП у ребенка в 6 месяцев

Нормальным развитием ребенка в этом возрасте считается, если он:

  • сидит с поддержкой;
  • независимо держит голову;
  • общается через «язык тела»;
  • показывает счастье и наслаждение;
  • начинает есть мягкую пищу;
  • любит играть с людьми;
  • начинает «лепетать».

10 месяцев и старше

  • распознает лица людей;
  • реагирует на собственное имя;
  • садится без посторонней помощи;
  • может переворачиваться;
  • перекладывает предметы из одной руки в другую;
  • начинает связывать гласные при общении.

12 месяцев и старше

Нормальным развитием ребенка в этом возрасте считается, если он:

  • стоит с поддержкой;
  • начинает ползать;
  • может использовать пальцы независимо друг от друга;
  • понимает некоторые жесты;
  • знает свое имя;
  • подражает родителям;
  • отображает эмоции;
  • выбирает игрушки;
  • играет в ку-ку!;
  • визуально внимателен.

Менингит — опасное заболевание, которое может иметь опасные последствия. В этой теме вы можете почитать о первых и явных симптомах менингита у ребенка. Эта информация полезна для родителей.

До 18 месяцев

Нормальным развитием ребенка в этом возрасте считается, если он:

  • начинает ходить самостоятельно;
  • может подобрать небольшие предметы;
  • может использовать цветные карандаши и маркеры;
  • получает удовольствие от чтения ему книг;
  • имеет словарный запас до 20 слов;
  • может использовать столовые приборы;
  • подражает звукам и действиям других;
  • реагирует на основные вопросы к нему.

Дети в возрасте от 18 месяцев и старше

Нормальным развитием малыша в этом возрасте считается, если он:

  • играет с другими людьми;
  • может «закатывать истерики»;
  • показывает любовь;
  • начинает работать;
  • может подниматься вверх по лестнице;
  • бросает мячик;
  • словарный запас пополняется, говорит короткие фразы;
  • начинает создавать вид игры;
  • может прыгать двумя ногами.

Необходимо отметить, что указанные этапы развития не всеобъемлющи. Некоторые дети достигают требуемых ориентиров раньше или позже, чем ожидалось, но при этом находятся в пределах нормального диапазона развития.

Признание явных признаков церебрального паралича

Как правило, родители и воспитатели могут обнаружить задержки в развитии ребенка путем сопоставления его развития на определенных этапах с другими детьми.

Если кажется, что ребенок отстает в некоторых направлениях, особенно в двигательной области, это может быть симптомом церебрального паралича.

Признание признаков церебрального паралича через внимательное наблюдение за ребенком может привести к ранней диагностике заболевания. Диагноз ДЦП у большинства детей признается в возрасте около 18 месяцев.

Общие отличительные признаки детского церебрального паралича включают в себя:

  • ребенок не пинается;
  • движения чрезмерно «жесткие»;
  • движения ленивые или безвольные;
  • проблемы перемещения глаз;
  • предпочтение движений одной стороны тела;
  • нет улыбки в течение трех месяцев;
  • ребенок не может держать голову от трех до шести месяцев;
  • не подносит руку ко рту в трехмесячном возрасте;
  • не тянет руки, чтобы взять предмет;
  • не чувствителен к звуку или свету;
  • задерживаются признаки общения;
  • не может ходить через 18 месяцев;
  • не имеет дружественных отношений с людьми;
  • у него нет своих предпочтений к предметам;
  • у ребенка «неудобный» или необычный тонус мышц.

Случаи умеренного церебрального паралича занимают больше времени в диагностике, потому что его признаки и симптомы не становятся достаточно очевидными, пока малыш не станет немного старше. Как правило, эти признаки надежно определяются в дошкольном возрасте.

Возраст от рождения до трех лет требуют внимательного наблюдения. Родители должны проявить бдительность, если они замечают, что другие дети опережают в развитии их малыша.

Ранняя диагностика ДЦП увеличивает вероятность улучшения долгосрочного качества жизни ребенка.

Что делать, если малыш развивается медленно?

Родители должны найти врача-педиатра, который:
  • опытен в диагностике детского церебрального паралича и других двигательных нарушений;
  • имеет желание строить отношения с семьей;
  • чуток и сострадателен к ребенку;
  • знает специалистов в других полезных областях.

Поиск хорошего врача – один из первых шагов на пути получения надлежащей диагностики и лечения ребенка.

Заключение

Несмотря на то, церебральный паралич нельзя вылечить, своевременная помощь малышу может помочь ему научится делать некоторые вещи, которые позволят ему отчасти справиться с симптомами болезни. Это поможет предотвратить вероятные проблемы и выявить максимальные возможности ребенка в ситуации его заболевания.

Физическая терапия является одним из наиболее важных методов лечения. Лекарственные методы, хирургия, применение специального оборудование и технических средств также могут помочь ребенку в долгосрочном плане улучшении качества его жизни.

Видео на тему

Термином детский церебральный паралич принято обозначать группу симптомокомплексов, проявляющихся нарушениями в двигательной сфере. Эти нарушения возникают вследствие повреждения центральной нервной системы. ДЦП может протекать в легкой, малозаметной форме или иметь тяжелое течение, требующее постоянного лечения.

ДЦП относится к болезням нервной системы и по МКБ 10 заболеванию присвоен код G80, имеются и подпункты, обозначающие форму паралича. ДЦП относится к не прогрессирующим заболеваниям нервной системы, но при отсутствии лечения ребенок будет сильно отставать в развитии как умственном, так и в физическом от своих сверстников.

Реабилитационные мероприятия, начатые в раннем детстве, позволяют добиться отличных результатов, естественно все зависит и от формы болезни. Дети с детским церебральным параличом в основном доживают до старости и могут иметь своих детей.

Причины возникновения ДЦП

По статистике от 6 до 12 детей на каждую тысячу новорожденных рождаются с диагнозом ДЦП и многие думают, что это заболевание передается по наследству, однако непосредственной причиной развития ДЦП у плода является патологическое нарушения структур головного мозга, приводит к этому состоянию недостаточное поступление кислорода. Риск развития ДЦП повышается под влиянием следующих провоцирующих факторов:

  • Инфекционных заболеваний матери на протяжении всей беременности, к ним прежде всего относят вирус герпеса, цитомегаловирус, токсоплазмоз.
  • Неправильное развитие отделов головного мозга при внутриутробном развитии плода.
  • Несовместимость крови матери и ребенка – резус – конфликт, приводящий к гемолитической болезни новорожденных.
  • Хроническая гипоксия плода во время беременности и самих родов.
  • Эндокринологические и острые соматические заболевания матери .
  • Тяжелые роды , затяжная родовая деятельности, травмы ребенка, полученные при прохождении через родовые пути.
  • В раннем перинатальном периоде ДЦП может быть вызвано токсическим поражением организма тяжелыми ядами, инфекционными болезнями, захватывающими отделы и кору головного мозга.

Большая роль в развитии ДЦП отводится кислородному голоданию мозга, которое возникает при неправильном расположении в теле матки плода, затяжных родах, обвитии шейки пуповиной. У большинства детей выявляется влияние сразу нескольких факторов, один из которых считается ведущим, а другие усиливают его негативное влияние.

Формы ДЦП и их характеристика

Выраженность двигательных нарушений у детей с ДЦП может быть совершенно разной и потому заболевание принято подразделять на формы.

  • Гиперкинетическая форма выставляется в том случае, если у малыша присутствует непостоянный мышечный тонус, в разные дни он может быть повышенным, нормальным или сниженным. Обычные движения неловкие, размашистые, наблюдаются непроизвольные движения конечностей, гиперкинезы мышц лица. Нарушения в двигательной сфере часто сопровождаются патологиями речи и слуха, при этом умственная деятельность у таких ребятишек находится на среднем уровне.
  • Атонически-астатическая форма развивается преимущественно при поражении мозжечка и лобных долей. Характеризуется чрезвычайно низким тонусом мышц, что не дает ребенку удерживаться в вертикальной позе. Умственное развитие протекает с небольшой задержкой, но в ряде случаев у детей определяется олигофрения.
  • Спастическая диплегия является наиболее распространенной формой. Функции мышц нарушены с обеих сторон, причем нижние конечности поражены больше. У детей с раннего возраста формируется образование контрактур, выявляется деформация многих суставов и позвоночника. Психическое и речевое развитие задерживается, часто выявляется косоглазие, патологии речи, ребенок с данной формой при соответствующих реабилитационных мероприятиях становится социально адаптированным.
  • Спастический тетрапарез (тетраплегия) является одной из самых тяжелых форм ДЦП, заболевания обусловлено значительными аномалиями поражения большинства отделов головного мозга. Парез наблюдается во всех конечностях, мышцы шеи могут быть постоянно расслаблены, у таких детей умственное развитие чаще всего ниже среднего. Почти в половине случаев тетрапарез сопровождается припадками эпилепсии. Дети с данной формой редко могут передвигаться самостоятельно, понимание окружающего мира у них затруднено из-за проблем с речью и слухом.
  • Атактическая форма – редкая, при ее развитии наблюдаются нарушения в координации всех движений и удерживании равновесия. Ребенок часто имеет тремор кистей рук, из-за чего не может выполнять обычные действия. Задержка развития умственной деятельности в большинстве случаев умеренная.
  • Спастико-гиперкинетическая форма (дискинетическая форма) выявляется сочетание непроизвольных движений, повышенного мышечного тонуса и парезов с параличами. Умственное развитие на соответствующем возрасту уровне, такие детки с успехом заканчивают не только школу, но и институты.
  • Правосторонний гемипарез относится к гемиплегической форме, при которой поражается одна из сторон полушария. Повышен тонус мышц конечностей с одной стороны, развиваются парезы и контрактуры. Больше всего страдают мышцы руки, отмечаются непроизвольные движения верхней конечности. При этой форме может быть симптоматическая эпилепсия, нарушения в психическом развитии.

Признаки и симптомы

Симптомы мышечных патологий при ДЦП зависят от области и степени поражения головного мозга.

Основные признаки представлены следующими нарушениями:

  • Напряжением разных групп мышц.
  • Спастическими непроизвольными сокращениями мышц в конечностях и во всем теле.
  • Патологическими нарушениями при ходьбе.
  • Ограничением общей подвижности.

Кроме этих признаков у детей выявляются патологии зрительной, слуховой и речевой функции, нарушения психической и умственной деятельности. Признаки болезни зависят и от возраста малыша. ДЦП не прогрессирует, так как поражение является точечным и по мере взросления ребенка не захватывает новые участки нервной ткани.

Видимость ухудшения течение заболевания объясняется тем, что симптоматика менее заметна в то время, когда малыш еще не ходит и не посещает дошкольные учреждения.

Рассмотрим признаки ДЦП у грудного ребёнка:

  • У новорожденных с ДЦП можно обратить внимание на то, что малыш двигает только конечностями одной стороны тела, противоположные обычно прижаты к телу. Новорожденный ребенок с детским церебральным параличом при попытках попасть сжатым кулачком в рот отворачивает голову в противоположную сторону. Также возникают трудности при попытках мамы раздвинуть ножки в стороны или повернуть головку малыша.
  • Один месяц . В один месяц можно обратить внимание на то, что малыш до сих пор не улыбается, не может удержать даже на несколько секунд головку, отсутствует фокусирование взгляда на определенном объекте. Малыш беспокойный, нередко затруднен сосательный и глотательный рефлекс, часто бывают судороги и непроизвольные вздрагивания.
  • 3 месяца . У детей с ДЦП в три месяца может наблюдаться сохранность абсолютных рефлексов, то есть тех, которые есть при рождении, но в норме должны исчезать к трем месяцам. Это шаговые движения, когда малыш, опираясь на ножки, способен сделать несколько шагов. Также ладонный рефлекс – при нажатии пальчиками на ладошку ребенок непроизвольно открывает рот. В три месяца малыш также при нормальном развитии уже пытается переворачиваться, а в положении лежа уверенно держит головку.
  • 4 месяца . Малыш в 4 месяца уже должен осознанно реагировать на маму, произносить звуки, улыбаться, активно двигать ручками и ножками, брать игрушку и рассматривать рядом находящиеся предметы. Ребенок с ДЦП будет вялым, при плаче может выгибать тело дугой, предметы берет исключительно одной рукой.
  • 6 месяцев . В полгода своей жизни большинство малышей произносят отдельные слоги, могут самостоятельно переворачиваться, хорошо держат головку, глотают с ложки или кружки, пытаются ползать. На маму и родственников ребенок реагирует по-разному. О наличии каких либо нарушений говорит не только гипертонус мышц, но также и их слабость, постоянное беспокойство малыша, плохой сон.
  • 9 месяцев . В 9 месяцев ребенок с ДЦП не проявляет интереса к ходьбе, плохо сидит, заваливается на бок, не способен долго удерживать предметы. При нормальном развитии в этом возрасте малыш уже должен подниматься, передвигаться по кроватке или с поддержкой взрослых по комнате. Ребенок уже узнает любимые игрушки, пытается назвать их, произнося отдельные звуки или слоги.

Разумеется, что не все признаки задержки развития являются симптомами детского церебрального паралича. Но родители должны помнить, что только от них зависит, как ребенок будет жить в дальнейшей жизни – по статистическим данным более половины выявленных и пролеченных детей с ДЦП на первом году жизни в дальнейшем лишь немногими нарушениями отличаются от сверстников.

Диагностика

При диагностике врачу необходимо не только осмотреть ребенка и провести ряд диагностических процедур, но и нужно выяснить, как протекала беременность и роды. ДЦП необходимо дифференцировать с другими заболеваниями, часто если наблюдается ухудшение уже освоенных навыков, то это свидетельствует совершенно о других патологиях. При обследовании опираются на данные МРТ, компьютерной томографии.

Во время беременности можно выявить с помощью УЗИ аномалии развития головного мозга, но утверждать, что у ребенка будет ДЦП врачи не станут. По выявленным нарушениям можно только предположить появления задержки развития у малыша после рождения и на основании этого провести соответствующее обследование. Насторожить также должно наличие герпесной и цитомегаловирусной инфекции.

Лечение

Лечиться необходимо сразу после установки диагноза и лучше всего, если весь комплекс терапевтических мероприятий будет осуществлен на первом году жизни. Нервные клетки ребенка на первом году жизни способны полностью восстанавливаться, в старшем возрасте возможна только реабилитация и адаптирование ребенка к общественной жизни.

ЛФК при ДЦП

Специальная группа физических упражнений необходима ребенку ежедневно. Под влиянием занятий уменьшаются мышечные контрактуры, формируется стабильность психоэмоциональной сферы, укрепляется мышечный корсет.

Ребенка из положения лежа нужно стимулировать опираться на твердую опору ступнями.

Из положения лежа на животе нужно тянуть малыша за ручки вверх, совершая пружинящие движения во все стороны.

Ребенок на коленях, мама должна встать сзади и зафиксировав ножки малыша, стараться добиться того, чтобы он передвигался вперед.

Комплексы упражнений нужно подбирать совестно с врачом, их результативность зависит во многом от настойчивости родителей.

На видео показан копмплекс упражнений ЛФК для деток с ДЦП:

Массаж

Массаж при ДЦП не рекомендуется начинать ранее полутора месяцев и выполнять его должен только специалист. Неправильный выбор техники массажа может привести к повышению тонуса мышц. Правильно проводимые курсом массажи позволяют облегчить восстановление функций, обладают общеукрепляющим и оздоравливающим воздействием.


Медикаментозное лечение

Из лекарственных препаратов назначают нейропротекторы – Кортесин, Актовегин, миорелаксанты. Широко используются витаминные комплексы и препараты, улучшающие метаболические процессы в организме. В некоторых случаях назначается седативная терапия.

Препараты ботулинотоксина вводятся локально в мышцы с повышенным тонусом детям со спастическими нарушениями. Токсины расслабляют мышцы и расширяют диапазон их движения. Препараты действуют на протяжении трех месяцев и далее необходима их повторная инъекция. Использовать ботулинотоксины рекомендуется для лечения тех детей, которые имеют ограниченную группу нарушений. К ботулинотоксинам относят Ботокс, Диспорт

Логопедическая работа при ДЦП

Занятия с логопедом для детей с ДЦП очень важны. Правильная постановка речи является залогом его дальнейшего успешного обучения и общения со сверстниками. Занятия подбираются исходя из формы речевого нарушения при ДЦП.

Операции при ДЦП

Хирургическое вмешательство при ДЦП проводят детям старшего возраста при отсутствии эффекта от проводимой терапии. Оперативные вмешательства чаще всего направлены на лечение контрактур, что помогает ребенку стать более активным при движениях.

Тейпирование

Тейпирование – это фиксирование на несколько дней на определенном участке тела специального пластыря. Его предназначение сводится к уменьшению болей и увеличению подвижности затронутого участка тела. При помощи кинезиотейпов корректируются направления движений, улучшается циркуляция крови, увеличивается выносливость мышц.

Новые и нестандартные методы лечения

С каждым годам появляются все новые методики лечения детского церебрального паралича, одни из них действительно оказываются эффективными, другие помогают только ограниченному числу больных.

Остеопатия

Это ручное воздействие на различные участки тела с целью восстановления двигательных нарушений. Остеопатия позволяет улучшить циркуляцию крови в головном мозге, восстанавливает естественные связи между нервными окончаниями и регулируемыми с их помощью мышцами.

Технику остеопатиии знает только квалифицированный специалист, поэтому нужно рассмотреть все варианты клиник, прежде чем принять решения о лечении остеопатией ДЦП у своего ребенка.

Лечение стволовыми клетками.

Трансплантирование в организм ребенка стволовых клеток позволяет стимулировать восстановление нервной ткани и таким образом начинают в нормальном режиме функционировать поврежденные участки мозга. Введение стволовых клеток оказывается эффективным, даже если подобное лечение начато только в подростковом возрасте.

Иппотерапия

Лечебная верховая езда. ЛВЕ помогает усилить физическую активность ребенка, способствует восстановлению двигательных функций, формирует новые навыки. Общения с лошадьми полезно и для психоэмоционального состояния ребенка – малыши с ДЦП, прошедшие курс ипотерепии, становятся гораздо спокойнее, меньше переживают о своем состоянии, учатся адаптироваться в обществе.

Ахиллопластика

Направлена на уменьшение мышечных контрактур. После проведения операции расширяется объем движений, хирургическое вмешательство проводят не ранее 4-5 лет.

Оборудование для детей с ДЦП

В зависимости от степени нарушения двигательных функций дети с ДЦП нуждаются в специальных приспособлениях, которые помогают им передвигаться и восстанавливать нарушенные функции.

    • Коляски необходимы детям, которые не могут самостоятельно передвигаться. Разработаны специальные коляски для дома и прогулок, современные модели имеют электропривод, что обеспечивает удобство их использования. Коляска PLIKO относится к прогулочным, она легкая по весу и также просто складывается. Коляска разработана с учетом нормального физиологического положения ребенка с ДЦП. Прогулочная коляска «Лиза» благодаря конструктивным особенностям может использоваться и для детей – подростков.
    • Ходунки требуются в том случае, если ребенок ходит, но не может удержать равновесие. С помощью ходунков дети не только обучаются хождению, но и учатся координировать свои движения.
    • Тренажеры — к этой группе можно отнести любое приспособление, помогающее малышу развивать свою активность и учиться определенным навыкам.
    • Велосипеды при ДЦП трехколесной конструкции и с рулем, не соединенным с педалями. На велосипеде должно быть крепление для тела, голеней и кистей рук, необходима ручка для толкания. Закрепления на педалях ног позволяет развивать движения в ногах, укрепляет мышцы.
    • Велотренажеры укрепляют мышцы ног, способствуют закреплению двигательных навыков, формируют выносливость. Занятия на велотренажере помогает и укрепить иммунитет
    • Иппотренажеры – приборы, имитирующие все движения лошади во время ее ходьбы или бега. То есть на иппотренажере тело ребенка раскачивается назад, вперед и в стороны. Иппотренажеры позволяют укрепить мышцы спины, формируют красивую осанку, улучшают гибкость в суставах.
    • Костюмы для лечения ДЦП разработаны как космические скафандры, то есть тело в них находится в невесомости. Используемый для костюмов материал способствует плотному закреплению тела и одновременному расслаблению мышц, что позволяет ребенку делать первые шаги. Пневмокамеры в костюме надуваются и стимулируют работу разных групп мышц, передавая от них импульсы в кору головного мозга.

  • Ортопедическая обувь и ортезы необходимы для подавления гиперкинезов и развития контрактур. Зафиксированные в нужном положении конечности учатся функционировать правильно и при этом уменьшается риск развития деформации скелета. Обувь и ортезы для каждого ребенка подбираются индивидуально.
  • Вертикализаторы и платформы . Вертикализатор – это особое устройство, позволяющее ребенку удерживать тело в вертикальном положении без посторонней помощи. В вертикализаторе есть фиксаторы для спины, стоп, коленных суставов. Вертикализаторы позволяют наладить правильную работу внутренних органов, способствуют умственному развитию и адаптации.

Реабилитация

Реабилитация при ДЦП необходима для лучшей физической активности ребенка, его адаптации в социальной сфере, для овладения всеми необходимыми навыками. Мероприятия, способствующие реабилитации подбираются исходя из возраста малыша, степени нарушения его двигательной активности, гипотонуса или гипертонуса мышц.

  • Метод Лоскутовой основан на восстановлении респираторного дыхания и на проведение разнообразных движений, благодаря чему снимается внутреннее напряжение, повышается эластичность мышц и суставов.
  • Метод Войта основан на активизации работы мозга путем совершения рефлекторных движений. Занятия проводятся совместно с родителями, их задача до 4-х раз в день выполнять с ребенком предложенные упражнения. Целью методики является закрепление каждого движения, начиная от простого к сложному.

Центры реабилитации и специализированные санатории

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это расстройства, вызванные стойким повреждением головного мозга ребенка во внутриутробного периода, родов или на ранних стадиях развития. Наиболее распространенные проблемы касаются координации движений различной степени тяжести или слабости мышц. В некоторых случаях имеются судороги, проблемы со зрением и слухом. Часто дети с ДЦП приобретают способность крутится, сидеть, ползать и ходить в более позднем возрасте, чем их здоровые сверстники. Примерно у трети доходит до судорожных припадков. Симптомы заболевания могут стать более заметными по мере взросления ребенка, однако это не означает, что болезнь прогрессирует.

По статистике чаще всего ДЦП обнаруживается у недоношенных детей или по другим причинам имеющих низкий вес при рождении (42% от всех случаев ДЦП), близнецов либо тройняшек (11%). Кроме того у мальчиков он наблюдается немного чаще, чем у девочек – 57% против 43%.

Детский церебральный паралич, как диагноз, может быть поставлен уже в возрасте одного месяца, но такое бывает очень редко. Это объясняется тем, что клинические признаки патологии развиваются параллельно с развитием нервной системы человека. Поэтому диагноз ДЦП, как правило, требует нескольких визитов к педиатру и детскому неврологу, которые по динамике моторного развития ребенка могут заподозрить отклонения. Кроме того, для различных типов церебрального паралича часто нужны диагностические временные рамки.

В большинстве случаев ДЦП у новорожденных (первые 4 недели жизни) выявить невозможно, а замечают патологию уже у грудничков (дети до года).

Часто родители первыми замечают признаки детского церебрального паралича у ребенка до года. На сомом деле в 70-80 % случаев первоначально на отклонения в развитии обращают внимание сами родители. Тем не менее, врачи должны делать регулярные и соответствующие осмотры всех младенцев и детей младшего возраста.

Если есть какие-либо подозрения, что мозг ребенка перенес кислородное голодание, которое может быть вызвано проблемами с плацентой, заболеваниями матки, инфекционными заболеваниями, длительным, стремительным или тяжелым родовым процессом, то МРТ следует проводить вскоре после рождения, чтобы оценить любое потенциальное повреждение головного мозга. МРТ должны выполняться через определенные промежутки времени, и таким образом врачи смогут контролировать тяжесть ишемии головного мозга.

Признаки ДЦП у ребенка

Признаки, вызванные детским церебральным параличом по диапазону степени тяжести, как правило, сопоставимы со степенью тяжести повреждения головного мозга.

Ранние признаки ДЦП

  1. Задержка моторного развития.

Наиболее распространенными ранними признаками детского церебрального паралича у детей до года является задержка моторики. Родители замечают, что ребенок:

  • поздно начинает держать голову или плохо это делает;
  • не обращает внимания на яркие звуки и игрушки, не пытается дотянуться до игрушки;
  • не переворачивается со спины на живот и с живота на спину;
  • не сидит без опоры;
  • не пытается ползать, стоять у опоры, пробовать ходить за руки и самостоятельно или отстает в данных навыках по срокам.
  1. Рефлексы новорожденного.

Определенные рефлексы, которые имеются у новорожденного ребенка, с возрастам в норме угасают. А вот у детей с ДЦП физиологические рефлексы новорожденного сохраняются очень длительное время (рефлекс Галанта, рефлекс Моро, хватательный рефлекс, хоботковый рефлекс и другие). Для того, что б проверить их и нужно обязательное посещение детского невролога в 1, 3 и 6 месяцев.

Примеры некоторых рефлексов, которые должны быть у новорожденных и исчезать спустя несколько месяцев. Их более длительное присутствие может быть признаком ДЦП

  1. Дисфункция мышц рта и лица

Детский церебральный паралич у детей до года в первую очередь влияет на тонус мышц, грубые и тонкие моторные функции. Ранние признаки детского церебрального паралича, связаны с дисфункцией мышц рта и лица. Родители самостоятельно могут обнаружить проблемы при кормлении, глотании ребенка и способностью выражать эмоции на лице.

  1. Осанка и координация тела

Ребенок не может сесть без поддержки рук. Поскольку сила сокращений разных мышц отличается, то у него наблюдается перекос в постановке туловища, головы и конечностей, при этом последние очень часто расположены ассиметрично относительно друг друга.

  1. Нарушение зрения

У ребенка наблюдается отсутствие интереса и зрительного контакта с родителями и яркими предметами. Очень часто бывает косоглазие.

  1. Нарушение слуха.
  2. Судороги (также связанные с гипоксическим поражением головного мозга).

Более поздние признаки ДЦП

  1. Нарушена общая двигательная функция.

Ограничение степени подвижности в целом, возможность приподнимания, ползания, стояния, балансировки тела.

  1. Нарушение мелкой моторики.

Ребенок не может хватать мелкие предметы и удерживать их между указательным и большим пальцем. Держать и пользоваться карандашами, перелистывать страницы.

  1. Умственное отставание (характерно не для всех форм ДЦП).
  2. Нарушение речи (из-за не слаженной работе мышц рта, языка и мимических мышц).
  3. Контрактуры суставов (неполное сгибание или разгибание).
  4. Потеря слуха
  5. Нарушение дефекации и мочевыделения.

Признаки ДЦП у и грудничков по неделям

2 месяца и старше

  • Наблюдаются трудности контроля головы при поднятии.
  • Жесткие ноги, которые перекрещиваются или становятся «ножницеобразным» при поднятии.
  • Жесткие или дрожащие руки и/или ноги.
  • Имеются проблемы с кормлением (слабое сосание, упирающийся язык, затрудненные укусы в положении на спине или животе).

6 месяцев и старше

  • Продолжает наблюдаться плохой контроль головы при поднятии.
  • Может протягивать только одну руку, сжимая другую в кулак.
  • Имеется проблемы с приемом пищи.
  • Может не переворачиваться без посторонней помощи.

10 месяцев и старше

  • Перемещается с трудом, отталкиваясь одной рукой и ногой при этом перетаскивая противоположную руку и ногу.
  • Не лепечет.
  • Не в состоянии садиться и сидеть самостоятельно.
  • Не реагирует на собственное имя.

12 месяцев и старше

  • Не ползает.
  • Не в состоянии стоять без поддержки.
  • Не ищет вещи, которые прячут так, чтобы он это видел.
  • Не говорит отдельные слова, как «мама» или «папа».

Диагностика

Диагностика ДЦП очень трудоемкий и сложный процесс. Кроме наблюдения за ребенком необходимы УЗИ головного мозга, ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.

Лечение

При лечении ДЦП основной принцип – чем раньше диагностирован диагноз, тем больших успехов в лечении можно добиться. У детей регенеративная способность намного выше, чем у взрослых.