«Исследовательская и проектно-исследовательская деятельность учащихся в школе» (из опыта работы)

Один из путей творческого восприятия современных наук – систематическая научно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё учится в школе. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.

Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. В ходе выполнения научно-исследовательского проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интерес, темп работы, уровень обученности. Возможность выбора темы подпроекта, партнеров в работе, источников и способов получения информации, методов исследования, формы предоставления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира, соответственно она имеет большую практическую значимость.

На уроках и внеклассных занятиях (веду детское объединение «Экология и Мы», НОУ «Искатели») учащиеся выступают в роли «юных ученых» - исследователей. Все научно-исследовательские проекты, подготовленные учащимися, получили высокую оценку и отмечены дипломами и грамотами краевого, зонального, муниципального уровня. Организуя познавательную деятельность учащихся, я развиваю интеллектуальные умения (умения ставить проблему, работать с информацией, планировать ход работы, выдвигать и проверять гипотезы, проводить рассуждения).

В рамках программы детского объединения «Экология и Мы», а также секции естественно-научного направления школьного научного общества мы провели ряд исследований по изучению экологии родной станицы и прилегающих к ней территорий.

В 2006-2007 годах подготовлены и защищены научно-исследовательские проекты:

  1. «Состояние и причины деградации Кубанских черноземов на примере почв ОАО «Кубань» Ленинградского района». Проект отмечен дипломом I степени МСХАН учащихся Кубани в 2006 году. Работа опубликована на Интернет-сайте фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», «Первое сентября» в 2007 году. (Приложение 2)
  2. «Создание учебных и экологических троп природы» . Проект получил II место в краевом конкурсе исследовательских работ учащихся «К тайнам природы» в 2006 году.
  3. «Состояние урочища «Зелёная роща» и возможные пути его восстановления» . Проект получил I место в муниципальном туре научно-практической конференции учащихся Кубани «Эврика» в 2007 году. (Приложение 3)
  4. «Территориально-экологическая карта ст.Новоплатнировской. Основные источники загрязнения». Проект получил I место в краевом конкурсе исследовательских работ учащихся «К тайнам природы» в 2007 году. (Приложение 4)
  5. «Декоративные деревья и кустарники станицы Новоплатнировской. Изучение степени акклиматизации». Проект получил I место в муниципальном и зональном турах научно-практической конференции учащихся Кубани «Эврика».

Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, представляется сегодня достаточно современным.

Наработана определённая методика по организации и проведению научно-исследовательской работы учащихся, которая приводится ниже и рекомендуется для широкого использования.

Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.

1. Алгоритм проектирования

  • выбор темы проекта;
  • актуальность проекта, постановка цели, задач;
  • анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
  • формирование гипотезы;
  • планирование и разработка исследовательских действий;
  • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
  • подготовка и написание работы;
  • оценка проекта экспертами (практическая проверка);
  • последействие – устранение недостатков в проекте, оформление.
  • выступление, защита проекта.

Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики;1/3 времени затрачивается на сбор материала и не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

Рассмотрим основные шаги написания проекта.

2. Выбор темы проекта

В подготовительный период рекомендуется собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Важнейшее основание для выбора темы исследования - наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных.

Формулировка темы и содержания проекта должны предполагать:

  • интеграцию наук и различных областей практической деятельности;
  • практическую ориентацию целей, задач и содержания работы;
  • предметно-объектный принцип исследования;
  • практическую значимость результатов проекта.

3. Постановка цели и задач

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении.

Следует различать, что цель и задача – не одно и тоже: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. Условно возможные задачи (по задаваемым вопросам) можно подразделить на следующие типы:

  1. Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»).
  2. Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»).
  3. Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»).
  4. Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»).
  5. Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»).
  6. Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»).

После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирается объект исследования. Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем. Сам объект и его содержание должны быть достаточно дёшевы.

4. Анализ литературы

Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы.

Настало время сформулировать гипотезу , иными словами, определить предполагаемый результат.

5. Методика исследования

Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико.

Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:

  • интервью,
  • опросы,
  • обработка статистических и опытных данных.

На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи:

  • поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям,
  • сбор информации,
  • решение промежуточных задач,
  • анализ собранной информации.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:

  1. Записи наблюдений делаются в специальных журналах или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки.
  2. Всякое исследование, по возможности документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.
  3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.
  4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

6. Сбор материала и принципы работы с ним

Основной метод получения научных выводов – сравнение результатов наблюдений, опытов и экспериментов. Нельзя сравнивать данные наблюдений, проведенных в разных местах и в разные сезоны. Опыты, как правило, ставятся не менее чем в двух вариантах. При этом тот из них, в котором условия остаются естественными или обычными, является контрольным. Чем сложнее характер условий, в которых протекает опыт (или ведутся наблюдения), тем больше повторностей должно быть.

Если материал или площадь исследуемого объекта велики, пользуются методом проб или выборки материала. Выбор проб должен быть либо совершенно независим от исследователя, либо подчинен математической закономерности.

При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Сведение их в таблицы или представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе с обязательной ссылкой на используемые источники.

После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.

Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах.

Оформление результатов исследования

Отчет о научно-исследовательской работе строится по тому же плану, что и научная статья. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами, тем более, нельзя пользоваться словами, смысл которых не вполне ясен.

  1. Название темы работы. Название должно точно отражать содержание работы.
  2. Введение. Введение обосновывает необходимость выполнения данной работы. В нем полезно кратко описать состояние проблемы, которую выбрали для изучения, и объяснить актуальность темы, убедительность цели и задач. Обзор литературных данных должен показать, что авторы исследования представляют себе состояние проблемы и видят пути решения поставленных перед ними задач. В обзоре литературы отмечают нерешенные в этой области проблемы, вводят в курс работы. Сведения из литературных источников излагают своими словами. Если какая-либо фраза приводится полностью, то цитату необходимо взять в кавычки. Материалы должны обязательно содержать ссылки на использованные источники (указываются инициалы, фамилия автора, год издания работы). Эти сведения заключаются в скобки.
  3. Дата и место проведения, объект исследования. Здесь необходимо дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа, сроки проведения исследований.
  4. Методика работы. В главе «Методика работы» указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было проведено; какие проводились измерения; какие использовались способы обработки первичных данных. Важно детально описать методику проведения исследования или эксперимента. Это необходимо для того, чтобы другие исследователи, заинтересовавшиеся результатами работы, смогли, прочитав описание методики, повторить исследование и получить сходные результаты. По корректности представленных методов работы видно, насколько хорошо освоил её начинающий исследователь. Пишут обычно в прошедшем времени.
  5. Описание работы. Здесь приводятся изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений и их обсуждение. Результаты исследования нужно представлять строго и наглядно. Данные сводятся в таблицы, которые необходимо прокомментировать и проиллюстрировать понятными графиками и рисунками. Таблицы, графики, рисунки и другие вспомогательные материалы, вставленные в основной текст работы, должны иметь номер и четкие названия. Они могут быть размещены в приложении к работе. При анализе данных, включенных в таблицу, в тексте работы необходимо сделать ссылку на обсуждаемую таблицу (график и т.п.)
  6. Выводы. В этой главе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Не надо делать много выводов. Но они должны быть четкими и понятными. Если в работе нельзя четко сформулировать выводы, то рекомендуется вместо главы «Выводы» предусмотреть главу «Заключение», где кратко изложить основные моменты, достигнутые в настоящем исследовании, рассмотреть спорные материалы и наметить задачи дальнейших исследований.
  7. Использованная литература. В этой главе необходимо перечислить все определители, методические разработки и рекомендации, статьи и монографии, использовавшиеся при выполнении работы, а также литературные источники, на которых ссылались при обсуждении и сравнении результатов.Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов и указывают: автора (ов), название, город, издательство, год издания, количество страниц (для монографии). Порядковые номера должны соответствовать ссылкам в тексте литературного обзора и обсуждения результатов исследования.
  8. Приложения. Часто собранный в результате проведенных исследований материал бывает очень объемным. При его обработке делается много схем, таблиц, графиков, рисунков и т.п. Обычно объем работы ограничен до 10 страниц, столько же отводится на приложения. Поэтому эти данные лучше вынести в приложения. Сюда же можно поместить схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. На полученный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.

Общие требования к оформлению работы

Работа должна быть напечатана на компьютере. Титульный лист содержит следующие сведения: название темы работы, дата и место её проведения, фамилия и имя автора, Ф.И.О. руководителя. Для занимающихся в кружках и объединениях дополнительно указывается их название. Авторы должны строго соблюдать условия конкурса, которые предполагают объем текста, номер шрифта, интервал печатания, объем приложений.

Презентация работы

Презентация результатов работы над проектом готовится в виде своеобразного шоу, поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. При подготовке и проведении презентации важно предусмотреть использование аудиовизуальных средств, продумать организацию пространства и способы активизации восприятия аудитории. Чаще других в настоящее время используется мультимедиапроектор. Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты – ответы на вопросы), должна включать 10-12 слайдов.

Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.

Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.

Хотелось бы надеяться, что сказанное поможет правильно организовать научно-исследовательскую деятельность школьников, улучшить как руководящую, так и исполнительскую культуру. Это, несомненно, повысит и общий уровень конкурсных работ.

Литература

  1. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Биология в школе». –М., - 2006. - №5
  2. Обуховская А.С. Ода учебному проекту. Журнал «Биология в школе». –М., - 2004.- №8
  3. Прутченков А.С. 9 шагов выполнения экологического проекта. Журнал «Биология для школьников». –М., -2005. - №2
  4. Сатбалдина С.Г. Формирование исследовательского мышления у учащихся. Журнал «Биология в школе». –М., -2007. -№4
  5. Смелова В.Г. Метод проектов в современной школе. Журнал «Биология в школе». –М., -2007. -№6
  6. Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся. Журнал «Биология в школе». – М., - 2007. - №1
  7. Харитонов Н.П. Организация исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Биология в школе». –М., -2004. - №6

другие презентации о проектах

«Исследовательские работы учащихся» - Получение отзыва руководителя. Основные этапы выполнения УИР. Практика проводится в группах по 8-12 человек после 2-го семестра. Летняя учебно-исследовательская практика по выбранному направлению. Осуществление контроля за прохождением учащимися летней практики. Проведение общего собрания учащихся по летней практике.

«Шаг в будущее» - «Эврика, ЮНИОР». "Шаг в будущее, ЮНИОР". "Шаг в будущее". Наиболее актуальные работы. "Академия юных". Научно-исследовательская деятельность школьников в Краснодарском крае. Количество дипломов победителей и призеров: г. Краснодар – 8 дипломов; Ейский район – 3 диплома; г.г. Армавир, Новороссийск, Лабинский, Приморско-Ахтарский, Славянский, Староминский, Туапсинский, Успенский районы – по 1 диплому.

«Работа исследования» - Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. Определение гипотезы. IV. Виды работ учащихся. Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Темы исследований. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Процесс бурной информатизации общества требует реформирования системы образования.

«Исследование учащихся» - Попытки самостоятельного определения, согласование с научным руководителем; множество формулировок и попыток. Что тебя побудило, твои первичные ожидания? Проблемно-реферативные. Результаты исследовательской деятельности. Условия осуществления исследовательской деятельности. I. Подготовка к проведению исследования.

«Научное общество учащихся» - Информация. Научное общество учащихся имеет определённую организационную структуру. Развить интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности учащихся. В работе научного общества учащихся могут принимать участие ученики других ОУ. Совет собирается один раз в месяц. Знакомство с современными методами научно-исследовательской работы.

«Исследование в школе» - Исследуем вместе… Условиями успешной организации проектно-исследовательской деятельности в школе являются: Типы уроков - исследований. Организация проектно – исследовательской деятельности с обучающимися. Цели урока - исследования. Николаева Е.Л., Крестинина Клавдия. Слизкова М.А.(5-6 уроки) Методический совет.

Из опыта работы

Исследовательская и проектно-исследовательская деятельность учащихся в школе

«Наипервейшая задача, которая стоит перед

системой образования, - не просто наполнить головы

знаниями, а научить людей учиться, привить им

способность самостоятельно себя реализовать».

(Из выступления Президента РФ В.В. Путина).

Образованный человек – это не только «человек знающий», но и подготовленный к жизни во всех ее многообразных проявлениях и умеющий осмыслить свое место в обществе.

В педагогике, психологии, в образовательной практике одной из актуальных проблем является проблема активности личности в процессе обуче­ния. Современный педагогический процесс имеет в своей основе развитие новой образовательной среды, создание которой позволяет существенно усилить влияние школы на ход самореализации личности ученика.

Это веление времени и оно во многом определяет содержание преобразований учебного процесса в школе. А преобразование учебного процесса невозможно без непрерывного поиска новых, более эффективных педагогических технологий

Новая образовательная доктрина, утверждая приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляются поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ученике, выдвигает требование систематизировать, обобщить, выбрать формы, методы, технологии для использования их учителем в образовательном процессе.

Рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчес­тва в обучении обеспечивает исследовательская, проектно-исследовательская деятель­ность, и каждый педагог должен осознать, понять, что сегодня это стало неотъемлемой частью образования, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.

Мой педагогический опыт убеждает, что наиболее эффективными педагогическими технологиями являются технологии, в которых ученик может занять активную личностную по­зицию и в полной мере выразить своё «Я», свою индивидуальность.

Среди способов мотивации школьников к учению исследова­тельская, проектно-исследовательская деятельность, по моему мнению, занимает особое место. Она способствует активизация мысли­тельной деятельности.

Почему я обращаюсь к исследовательской и проектно-исследовательской деятельности и использую её при проведении уроков, внеклассных мероприятий, работе химического кружка?

Почему считается, что исследовательская и проектно-исследовательская деятельность в школе соответствует требованиям сегодняшнего дня, сориентирована на образовательные приоритеты современного информационного общества?

Вышеупомянутые педагогические технологиинаправлены на индивидуаль­ное развитие личности, на формирование у детей способности мыслить самостоятельно, искать, получать и применять знания, об­думывать и нести ответственность за принимаемые решения. Этим обусловлено введение мною в образовательный предмет «химия» методов и технологий на основе проектно-исследовательской и ис­следовательской деятельности учащихся.

Что сегодня понимается под «исследовательской и проектно-исследовательской деятельностью?»

В литературе, посвященной вопросам исследовательской деятельности, даны определение исследовательской и проектно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность - деятельность уча­щихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по про­ектированию собственного исследования, предполагающая выделе­ние целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирова­ние хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что первостепенным становится развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главная цель - получение новых знаний, то в образовании цели исследовательской деятель­ности таковы:

▪ приобретение учащимся навыков исследова­ния как универсального способа освоения знаний;

▪ развитие способности к исследовательскому типу мышления;

▪ активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно полученных знаний, которые являются новыми и значимыми для каждого конкретного ученика.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учеб­ной нагрузки детей, исследовательская деятельность становится инструментом повышения качества образования. Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся?Ответом на поставленный вопросстала индивидуальная внеурочная образовательная деятельность, которая осу­ществляется мною в виде исследовательской и проектно-исследовательской деятельности.

Любая исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество.

Выполняя исследовательскую или проектно-исследовательскую работу с учениками, которые посещают кружок «Её величество – Химия», я организую учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы он был обязательно связан с решением творческой, исследовательской задачи. Любая исследовательская работа должна содержать основные этапы научного исследования:

Постановку проблемы;

Ознакомление с литературой по данной проблематике;

Овладение методикой исследования;

Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

Темы выбираем совместно самые разные, необязательно относящиеся к предмету химии, но обязательно интересные, увлекающие ребят и обязательно выполнимые, доступные их возрастным особенностям, темы которые формируют развитие образовательной среды ученика.

Любая работа с учениками, а исследовательская и проектно-исследовательская деятельность не исключение, это совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску вариантов решения поставленных задач. Если сам учитель проявляет заинтересованность, то он способен заражать этим чувством учащихся. Так как уровень развития учащихся различен, то в процессе вовлечения в исследовательскую, проектно-исследовательскую деятельность выявляются одаренные ребята, происходит развитие их интеллектуальных и творческих способностей, формируется исследовательский стиль мышления. Главное для меня, чтобы мои воспитанники получали удовольствие от изучения химии и смежных с ней наук, от общения со мной, были конкурентно способными.

Ученики, занимающиеся учебно-исследовательской деятельностью, всегда получают моральное удовлетворение от своей работы. Их работы печатаются, о них узнают их сверстники, учителя, родители. Авторы исследований при помощи своих работ за­являют о себе на конкурсах, конференциях, создают ресурсы, которые могут быть полезны школе, обществу; могут быть консультантами, участниками в дальнейшей исследовательской деятельности на более высо­ком уровне.

Приведу пример, на протяжении нескольких школьных лет исследовательской деятельностью в кружке занималась моя ученица Чернокоз Марина (в настоящее время студентка 5-го курса Донского государственного технического университета). Навыки, полученные в школе, помогли ей не растеряться, продолжить в вузе заниматься исследовательской работой, быть активным членом студенческого научного общества. А мне как учителю было очень приятно, когда мой труд был оценен Благодарственным письмом от имени ректора ДГТУ, декана факультета «БЖ и ИЭ», научного руководителя Марины.

Исследовательской и проектно-исследовательской деятельностью я начала заниматься с ребятами 9-х классов с 2006 года. Очень важна в моей работе обратная связь: как дети участвуют в процессе обучения? Нравится ли им заниматься тем, что предложил учитель? Я стремлюсь, чтобы мои ученики становились главными действующими лицами процесса обучения, поскольку ради них и построена вся система работы.

«Лиха беда – начало» - гласит народная мудрость. Действительно, очень трудно порой бывает сделать первый шаг. Первоначально была небольшая группа учеников. В течение года была проделана большая подготовительная работа. Ребята сразу же заявили о себе, приняв участие в конкурсах, проводимыхна муниципальном уровне, затем - областном.

Чернокоз Марина и Веревкина Марина, участвуя в областной открытой олимпиаде «Созвездие – 2007» были удостоены Дипломов I степени за научно-исследовательские работы по проблемам защиты окружающей среды. Веревкина М., приняв участие в I Х Всероссийской Олимпиаде «Созвездие-2008» научно-исследовательских проектов по проблемам защиты окружающей среды, попала в финал и была приглашена в г.Королёв Московской области, где проходил заключительный этап олимпиады.

Приняв участие в IV Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке», Веревкина М, Чернокоз М, Носова А. получили три Дипломами I степени. Группа моих учеников, занимающихся исследовательской деятельностью, была приглашена во Всероссийский профильный эколого-биологический лагерь «Зеленая планета – 2007» для обсуждения региональных проблем защиты окружающей среды, активному обмену опытом исследовательской и природоохранной деятельности школьников. Этой чести мои ученики удостоились и в 2010 г. принимая участие во Всероссийском детском экологическом форуме «Зеленая планета – 2010». Ребята были участниками круглых столов, конференций, на которых представляли свои исследовательские работы, проводили мастер – классы.

За лучшую исследовательскую работу III областного этнографического конкурса «Славен Дон», кружковцы Веревкина М. и Чернокоз М. были награждены Почетной Грамотой министерства общего и профессионального образования Ростовской области, а Носова А. за свою исследовательскую работу кроме Диплома I степени получила Благодарственное письмо ректора Ростовского ГМУ. В 2009 году Носова А. становится лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос», победителем областного этапа и участником Российского национального конкурса «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам» «Подрост». С исследовательской работой, посвященной основоположнику гелеобиологии А.Чижевскому Носова А. участвует в I Х Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия ХХ век».

В 2008 году наша исследовательская группа расширилась, и к нам примкнули ученики 9-х классов. Гордеев В., Хромова А., Подольская В., Буян Р., Фисакова О., Костюкова К., которые в этом же году были удостоены Звания «Лауреат Всероссийского молодежного конкурса научно-исследовательских работ «ЮНЭКО – 2008». Кадуков Никита, участник районного этапа Всероссийского национального конкурса «Судьба природы в твоих руках», за исследовательскую работу получает Диплом 1 степени. Костюкова К. принимает участие в районном этапе Всероссийского национального конкурса водных проектов «Охрана и восстановление водных ресурсов» и тоже получает Диплом I степени, а в 2010 году становится участником регионального этапа «Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников».Участвуя в областном конкурсе «Славен Дон» в 2010 году О. Фисакова за исследовательскую работу по изучению качества питьевой воды г.Зернограда получает Диплом 1 степени.

Ежегодно мои ученики принимают участие в осенней и весенней сессии Донской Академии наук юных исследователей, выступая со своими учебно-исследовательскими, проектно-исследовательскими работами не только на муниципальном уровне, но и областном.

Летом ребята не уходят на каникулы, а продолжают действовать. Ведь, как говорится, «лето – это маленькая жизнь», а в этой жизни для талантливых ребят находится место отнюдь не только для отдыха, но и для активного познания мира.Летний профильный отряд«Учёные будущего», который каждый год работает в Зерноградском районе Ростовской области, является формой дополнительного образования детей, направленный на подготовку школьников к участию в районных, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, форумах, фестивалях, на развитие интереса у обучающихся исследовательских профессий, освоения наследия русской научной школы, приобретение навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Я заинтересована в том, чтобы ученики, с которыми я работаю, приходили хорошо подготовленные в самые привилегированные вузы региона, страны, готовые уже с первых месяцев учебы вести научно-исследовательскую работу.

Однако хочется отметить одну проблему, связанную с большинства конкурсами и олимпиадами. Они зачастую бывают платными. И поэтому талантливые дети из малообеспеченных семей не имеют возможности принять в них участие, а у школ нет средств на финансирование. Так мои ученики Веревкина М., став финалистом I Х Всероссийской Олимпиады «Созвездие-2008» научно-исследовательских проектов по проблемам защиты окружающей среды и Фисакова О., победителем областного конкурса «Славен Дон» в 2010 году, поехать на финал олимпиад не смогли.

Исследовательской деятельностью могут заниматься не все. А проектно-исследовательская деятельность под силу всем ученикам. Поделюсь опытом внедрения проектно-исследовательской деятельности при изучении химии. Приведу конкретный пример нашего учебного исследовательского проекта.

После изучения темы «Кислоты» я предложила ребятам принять участие в разработке исследовательского проекта «Кисло ли жить с кислотами?».

Основополагающим вопросом проекта стал вопрос «Что общего между лимоном, щавелем, яблоком, газированной водой и обыкновенной свечой?».

Образовательные цели: ознакомить с вопросами учебной программы: что такое кислоты? Классификация кислот. История открытия важнейших представителей данного класса веществ. Применение и использование кислот. Влияние кислот на организм человека.

Развивающие цели: привить навыки к исследовательской деятельности, перевести учащихся в режим самообразования, научить групповому творчеству и умению обосновывать свой взгляд на решение проблемы.

Задачи: создать проблемную ситуацию; установить связи между объектами – процессами; решить проблему путем анализа и обобщения, полученных ранее знаний и умений; провести поиск недостающей информации для решения проблемы; создать условия для самостоятельной работы, получить практические навыки использования информационных технологий по созданию исследовательского проекта по химии.

Над проектом работал весь класс. Знакомство с теорией проходило в библиотеках, в сети Интернет. Родители активно помогали моим ученикам.

Сначала данную тему проекта мы с ребятами выполняли, готовя доклады, сообщения, таблицы, кроссворды, газеты. Потом, когда проект был выполнен таким образом, я предложила ребятам попробовать разработать эту же тему, но с применением компьютерных технологий. Наша школа – школа с углубленным изучением информатики, в ней создано информационное образовательное пространство, в том числе и компьютерная сеть, объединяющая компьютеры всех учебных кабинетов, библиотеки. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. .Были организованы 6 различных групп.

1-я группа ребят разрабатывала вопрос: «Что общего между лимоном, щавелем, яблоком, газированной водой и обыкновенной свечой?» Учащиеся проанализировали состав кислот и построили в ряд «кислотности» продукты питания, выяснили все ли кислоты жидкие вещества и всем ли можно употреблять продукты питания с большим содержанием кислот.

2-я группа ребят исследовала вопрос: «Какие вещества называются индикаторами? История их открытия. Как, используя индикаторы, сделанные из природного сырья в домашних условиях, можно определить кислую среду?».

3-я группа – готовила информацию «Полезные советы с использованием различных кислот». После подбора нужной информации ребята решили выпустить газету «Химчистка на дому».

4-я группа – изучая многообразие кислот, состав кислот, классифицировала их. Итог работы – таблица классификации кислот, выполненная с применением ИКТ.

5-я группа – разрабатывала правила по технике безопасности при работе с кислотами, проводя эксперименты под руководством учителя.

6-я группа – готовила публикацию, где были представлены исследования о вредности жевательной резинки на детский организм. Ребята сделали вывод после анализа этой проблемы: жевательная резинка не так безопасна, как это кажется!!!

Хочу отметить, что в классе всегда есть несколько учеников, принципиально неспособных к такой форме работы, как проектирование. Я в таких случаях не настаиваю. Ребята, которые не участвует в проектировании, являются моими помощниками; вместе мы готовим оборудование и реактивы для проведения экспериментов, убираем и моем химическую посуду. Место и дело находится каждому.

При выполнении проектно-исследовательской работы происходит не только интеграция внутрипредметных, но межпредметных связей, поскольку на разных этапах изучения материала рассматриваются физические свойства веществ, изучая роль кислот в живой природе: в жизни растений, насекомых, человека обучающиеся обращаются к знаниям, полученным при изучении биологии, физики. Да, немало времени ушло на разработку исследовательского проекта «Кисло ли жить с кислотами?», но результатом работы остались довольны все. При проведении недели естественных наук, ДАНЮИ был представлен данный исследовательский проект.

Школьники с большим увлечением выполняют ту деятельность, которая выбрана ими самими. Исследовательская и проектно-исследовательская деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Список литературы

    Аниськин В.Н. Структура и содержание проектной деятельности // журнал «Стандарты и мониторинг в образовании» №4, 2004 (с.21-28).

    Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащих­ся исследовательской деятельности //Развитие исследовательской деятель­ности учащихся. - М., 2001. - (Профессиональная библиотека учителя).

    Intel Обучение для будущего. // Учебное пособие, 4-е изд. М., издательство торговый дом «Русская редакция», 2004.

4. Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности //Развитие исследовательской деятельности уча­щихся. - М., 2006. - (Профессиональная библиотека учителя).

    Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательс­кой деятельности учащихся //Завуч. - 2001. - № 1. - С. 93-119.

    Лобанова Н.Е. Метод проектов в практике обучения //журнал «Химия в школе» №4, 2005.

    Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Информационный бюллетень «Официальные документы в образовании». 2000. №21 (с.132).

    Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских ра­бот //Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М., 2001. - (Профессиональная библиотека учителя).