Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую. Что будет, если не сдавать нулевую отчетность («нулевку»)? Ответственность лица за предоставление нулевой налоговой отчетности

Налоговым кодексом прописаны весьма жесткие сроки подачи деклараций по каждому из предусмотренных к уплате конкретной фирмой или ИП налогам. Их нарушение ведет к ряду негативных последствий. Причем в полной мере это относится и к случаям, когда речь идет о просрочке нулевого отчета.

Порядок расчета штрафов

Принцип определения суммы штрафа для случая, когда отчет в ИФНС, не подан вовсе, либо же подан с опозданием, определен в статье 119 Налогового кодекса. Это 5% от суммы налога к уплате по данным просроченного отчета за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его сдачи. Таким образом даже один день просрочки приведет к 5-процентному штрафу.

Ограничена также и максимальная сумма штрафа – она составляет 30% от суммы налога к уплате. Это означает, что опоздание сверх 6 месяцев на любые сроки приведут к одним и тем же суммам санкций. В пределах же полугода, если просрочка все же произошла, ее логичнее ликвидировать по возможности быстрее.

Эти правила относятся ко всем отчетам и декларациям по налогам и взносам, которые налогоплательщики подают в ИФНС.

Опоздание с нулевым отчетом

В то же время штраф за просрочку нулевой декларации не привязывается к сумме уплаты налога по данному отчету. Вполне логично, что нулевые отчеты тогда бы не подавались вовсе, поскольку любой процент от нулевой суммы также равен нулю. Поэтому законодательством предусмотрена минимальная сумма таких санкций – 1000 рублей, который фирмы или ИП обязаны будут заплатить вне зависимости от того, насколько низкой оказалась база для расчета.

Принцип расчета этого штрафа также одинаков для всех отчетов, то есть штраф за несдачу нулевой декларации по НДС или санкции за опоздание с подачей в ИФНС, допустим, расчета по страховым взносам буду одинаковыми.

Кстати говоря, по тем же принципам до 2017 года рассчитывались и штрафы за несвоевременно поданные в ПФР отчеты по пенсионным взносам . Штраф за несвоевременную сдачу нулевой РСВ-1 (формы, которая применялась до конца 2016 года) составлял 1000 рублей, если же в отчете имелась сумма взносов к уплате, то опоздание также стоило плательщику взносов 5% от этой суммы в месяц с максимальным ограничением в 30%.

Блокировка счета за просрочку декларации

Еще одно весьма неприятное последствие, которое ждет опоздавших с отчетом – блокировка расчетного счета. Налоговые инспекции прибегают к этой возможности осложнить жизнь налогоплательщика довольно оперативно – после 10 дней просрочки (п.3 ст. 76 НК РФ). Однако применяется такая санкция лишь к основным налоговым декларациям: по прибыли , УСН , НДС, ЕНВД . И наоборот, не приводят к блокировке опоздания с подачей, например, расчета по авансовым платежам по налогу на прибыль, бухгалтерской отчетности ИФНС, среднесписочной численности либо же расчета по страховым взносам. Данные отчеты не являются декларациями в полном смысле этого слова, и на них не распространяется норма статьи 76 Кодекса. Ранее также можно было не ожидать иных санкций, кроме штрафа за РСВ нулевку, либо же с суммой взносов к уплате в ПФР – счет за такие просрочки не блокировался.

Здравствуйте! Если исполнительное производство было возбуждено на основании судебного приказа, то вам необходимо его отменить, подав заявление об отмене судье, вынесшему его. После его отмены взыскатель вновь обратится в суд но уже в порядке искового производства, где вы можете попытаться снизить сумму долга или избавиться от него полностью.

Письмо Федеральной налоговой службы от 1сентября 2017 г. № БС-4-11/17461@ “Об обложении страховыми взносами”

Федеральная налоговая служба информирует о массовых обращениях индивидуальных предпринимателей, поступающих в налоговые органы при работе с задолженностью, переданной ПФР по состоянию на 01.01.2017.

С 2014 года размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование уплачиваемый в фиксированном размере плательщиками страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) определяется:

В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере (МРОТ*тариф*12);

В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

За периоды, истекшие до 01.01.2017 на основании полученных от территориальных органов ФНС России данных территориальные органы ПФР формируют обязательства плательщиков по размеру фиксированного страхового взноса в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ. В соответствии с частью 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период рассчитываются исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда и страхового тарифа, увеличенного в 12 раз.

При представлении плательщиком страховых взносов - индивидуальным предпринимателем отчетности в налоговые органы, содержащей сведения о доходах, в том числе и с нарушением срока, данные направляются в территориальные органы ПФР с целью проведения ими перерасчета фиксированного размера страховых взносов, определенного исходя из 8 МРОТ и дальнейшего представления в налоговые органы уточненной информации об обязательствах плательщика.

Однако письмом ПФР от 10.07.2017 № НП-30-26/9994 (далее - письмо ПФР) (прилагается) до территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации доведена позиция об отсутствии оснований для переформирования обязательств по страховым взносам в случае представления плательщиками страховых взносов сведений о доходах в налоговые органы после окончания расчетного периода, и получения соответствующей информации от налоговых органов о доходах после направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере исходя из 8 МРОТ*26%*период деятельности, рассчитанном в соответствии со ст. 14 Закона № 212-ФЗ.

Вместе с тем, нормы Закона № 212-ФЗ не содержат запрета на переформирование территориальными органами ПФР обязательств плательщиков страховых взносов, рассчитанных исходя из 8 МРОТ, при поступлении от налоговых органов информации о доходах плательщиков вне зависимости от расчетного периода, представивших налоговую отчетность с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроках, и позволяют определить обязательства плательщика исходя из размера его доходов.

В соответствии с пунктом 2.1.2.15 Соглашения по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 22.02.2011 № АД-30-33/04сог/ММВ-27-2/5 в срок не позднее 1-го числа каждого месяца налоговые органы осуществляют передачу в ПФР сведений, которые не были своевременно представлены плательщиками в налоговые органы, уточненные плательщиком сведения о доходах, информацию, выявленную в ходе мероприятий налогового контроля.

По мнению ФНС России, позиция, отраженная в письме ПФР, нарушает права плательщиков страховых взносов в части определения действительного размера страховых взносов, подлежащих уплате исходя из фактических результатов предпринимательской деятельности, и препятствует снижению уровня задолженности в части страховых взносов в фиксированном размере, рассчитанных органами ПФР.

ФНС России полагает, что в случае представления плательщиком страховых взносов налоговой отчетности и передаче данных из нее в ПФР уже после формирования территориальными органами ПФР обязательств по страховым взносам, рассчитанным в максимальном размере 8 МРОТ*26%*период деятельности, территориальные органы ПФР вправе осуществить перерасчет неисполненных обязательств по страховым взносам на основании полученных от налоговых органов данных в соответствии с нормами Закона № 212-ФЗ, за исключением случаев, когда имеются судебные решения, вступившие в законную силу.

На основании изложенного просим организовать совещание в Минфине России с участием представителей Минтруда России, ФНС России и ПФР по принятию согласованной позиции для урегулирования обозначенного вопроса.

Н. В. Шилимина , редактор журнала

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, на налогоплательщика налагается штраф. Он определяется в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

В связи с этим возникает вопрос: предусмотрена ли ответственность за просрочку подачи налоговой декларации, если сумма налога, подлежащая уплате на основании данной декларации, равна нулю?

Из буквального прочтения следует, что базой для исчисления суммы штрафа является сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана . Таким образом, сумма штрафа, исчисленная в процентном соотношении к нулю, будет равна нулю. Так ли оно на самом деле? Что думают по этому поводу налоговики? Каково мнение судей?

Позиция контролеров

В подпункте 4 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщиков представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (ст. 80 НК РФ ).

Статьей 119 НК РФ установлена ответственность за нарушение срока представления декларации. Пункт 1 данной статьи налоговики всегда трактуют следующим образом: в случае непредставления декларации в срок (даже если сумма налога равна нулю) предусмотрена ответственность в виде минимального размера штрафа за непредставление налоговой декларации – 100 руб. (см., например, Постановление ФАС СЗО от 30.06.2009 № А26-7635/2008 ).

Штрафные санкции на основании п. 1 ст. 119 НК РФ применяются независимо от наличия или отсутствия в декларации суммы налога, подлежащей уплате.

В Письме от 16.03.2009 № 20-14/4/022859@ столичные налоговики рассматривали ситуацию, в которой совершило сделки купли-продажи (квартиры) и в связи с этим было обязано представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства. Так вот, на данный запрос налоговики ответили: если сумма налога к уплате равна нулю, сумма штрафа согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ составит 100 руб.

Следует отметить, что с такой позицией соглашаются и финансисты. Свою точку зрения Минфин выразил в Письме от 27.10.2009 № 03 07 11/270 , указав: в случае, если сумма налога, подлежащая доплате по налоговой декларации, представленной в налоговый орган с нарушением установленного срока, равна нулю, за нарушение срока представления в налоговый орган налоговой декларации взимается штраф в размере 100 рублей.

Мнение судей

Мнения судей по данному вопросу разделились. Одни считают, что если сумма налога, подлежащего уплате налогоплательщиком по представленной им декларации, составляет 0 руб., то сумма штрафных санкций также должна равняться 0 руб. (см. Постановление ФАС ЗСО от 18.02.2010 № А67-5928/2009 ).

Аналогичное мнение с небольшим изменением формулировки высказал этот же суд в Постановлении от 15.02.2010 № А67-5926/2009 : минимальный размер штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ исчисляется лишь в том случае, когда сумма налога по представленной декларации имеется, но она меньше 100 руб.

Такой позиции судьи придерживаются несмотря на то, что в п. 7 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ» разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 НК РФ ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Судебные органы, настаивая на своем мнении, указывают: из анализа положений ст. 119 НК РФ следует, что базой для определения суммы штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана декларация.
Арбитры считают, что у налогового органа отсутствуют основания для применения в данном случае минимального размера штрафа, поскольку сумма исчисленного штрафа составляет 0 руб. В подтверждение своей позиции судьи ссылаются на мнение ВАС в Постановлении от 10.10.2006 № 6161/06 (трактуя его как аналогичное своей точке зрения). (См. также постановления ФАС СЗО от 28.01.2010 № А26-4188/2009, от 21.01.2010 № А26-5190/2009, ФАС ЦО от 22.09.2009 № 02-87/6697 .)

В Определении № 1069-О-О Конституционный суд указал, что закрепленная в п. 1 ст. 119 НК РФ санкция направлена среди прочего на обеспечение эффективной превенции правонарушений в сфере налогового контроля. Предусмотренный им штраф рассчитывается в процентном отношении к сумме налога, подлежащего уплате на основе налоговой декларации, что обеспечивает дифференциацию ответственности с учетом размера налоговой обязанности.

Противоположная точка зрения

Как уже упоминалось выше, есть постановления, в которых выражена точка зрения, диаметрально противоположная первой. Так, например, в Постановлении ФАС ВВО от 15.02.2010 № А31-7500/2009 судьи заняли сторону налоговиков, посчитав правомерным применение налоговым органом штрафа (100 руб.) за непредставление налогоплательщиком в установленные сроки налоговых деклараций, даже если сумма налога, подлежащая уплате, равна нулю. В подтверждение данной позиции арбитры также указывают, что Постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 № 6161/06 к рассматриваемой ситуации неприменимо, так как в нем речь идет о п. 2 ст. 119 НК РФ.

ФАС СЗО в Постановлении от 17.12.2008 № Ф04-7250/2008 (16478-А45-42) отметил: если сумма налога, подлежащая уплате на основе декларации, равна нулю, то минимальный штраф за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ, составляет 100 руб.

Данный вывод был сделан на основании абз. 2 п. 1 ст. 80 НК РФ : налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием у него суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу его плательщиков.

Аналогичную точку зрения выразил ФАС СЗО в Постановлении от 25.02.2009 № А56-28215/2007 .

Решающее мнение

Как водится, выносить вердикт отведено Президиуму ВАС, и он, надо отметить, встал на сторону налоговиков. Но обо всем по порядку.
Предприниматель Кузнецов Е. Е. в 2008 году был оштрафован за то, что с опозданием (08.07.2008) представил в налоговый орган две «нулевые» декларации по НДС за IV квартал 2007 года и I квартал 2008 года. Уплатив штрафы, он попытался обжаловать незаконное, по его мнению, наложение взыскания, и, надо сказать, поначалу весьма успешно. В Решении Арбитражного суда Тульской области от 19.08.2009 № А68-5747/09 суд принял сторону налогоплательщика. Вскоре Двадцатый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 30.09.2009 № А68-5747/09 ) и ФАС ЦО (Постановление от 27.11.2009 № А68-5747/09 ) это решение отменили.

Если сумма налога, подлежащая уплате на основе декларации, равна нулю, то минимальный штраф за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 , составляет 100 руб.

Высшие арбитры, рассмотрев заявление предпринимателя, пришли к выводу о наличии основания, предусмотренного ст. 304 АПК РФ , для передачи дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора (Определение от 05.04.2010 № ВАС-418/10 ). Президиум ВАС (Постановление от 08.06.2010 № 418/10 ) резюмировал: заявление индивидуального предпринимателя Кузнецова Е. Е. оставить без удовлетворения. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 и Постановление ФАС ЦО от 27.11.2009 № А68-5747/2009 оставить без изменения.

Иными словами, высшие арбитры поддержали финансистов, определив: если сумма налога, подлежащая уплате на основе декларации, равна нулю, то минимальный штраф за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ , составляет 100 руб.

Подведение итогов

Налоговый кодекс оставил место для фантазии, но на помощь законодателю пришли высшие арбитры, и теперь вопрос получил довольно четкий ответ. Скорее всего, после выхода в свет данного постановления арбитражная практика будет складываться более однообразно, но уже не в пользу налогоплательщиков.

С одной стороны, такая позиция понятна: если встать на защиту налогоплательщиков, впоследствии налоговые органы совсем могут перестать получать «нулевые» декларации, ведь если отсутствует наказание за неисполнение обязанностей, то и исполнять их нет особого смысла.

С другой стороны, ответственность должна быть предусмотрена законодательством, причем прописана четко и ясно, без двусмысленности. Напомним, что в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

По нашему мнению, данная позиция высших арбитров должна найти свое отражение в НК РФ, в том числе должен быть скорректирован и п. 2 ст. 119 НК РФ . Дело в том, что на сегодняшний день он и вовсе не содержит минимального размера штрафа. Это значит, что «опоздание» с «нулевой» налоговой декларацией больше чем на 180 дней со дня установленного законом срока не приводит к каким-либо санкциям.

О последствиях

Как говорится, беда не приходит одна, и хотя сумма штрафа (100 руб.) не такая уж и большая, сам факт не из приятных.

Кроме того, напомним, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ ).

Аналогичную точку зрения высказали московские налоговики в Письме от 29.08.2008 № 09-14/081895.

К сведению:

В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Не стоит забывать и о том, что решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления налогоплательщиком декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока подачи такой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ ).

Одна из главных обязанностей любой организации перед государством – своевременное предоставление в ПФР, ФСС, ФНС и Росстат точной и достоверной информации в рамках бухгалтерской отчётности.

Это основа законного функционирования любого юр. лица. Поэтому многие бухгалтеры действительно не спят ночами, стараясь сдать отчёты в срок. В этой статье мы рассмотрим некоторые особенности данного процесса.

Как сдаётся бухгалтерская отчётность?

В последнее время государственная политика набирает всё больший уклон в сторону электронных форм ведения бухгалтерии и сдачи отчётности.

Поэтому некоторые документы и отчёты (например, по НДС) теперь можно сдавать только в электронном виде.

Но всё же лидерство, на данный момент, за отчётами, которые можно сдавать «по старинке» – на бумажных носителях.

Такое соотношение, как предрекают политики, продержится не долго. Тем более что сдача отчётов в электронном виде имеет ряд привилегий. В том числе и по срокам сдачи.

Сроки сдачи отчётности

Различают два вида бухгалтерской отчётности: ежеквартальная (трёхмесячная, полугодовая, девятимесячная) и ежегодная.


Первая сдаётся в сроки:

  • ФСС – до 15 числа месяца, следующего за отчётным периодом;
  • ИФНС – до 20, 28 и 30 числа месяца, следующего за отчётным, в зависимости от отчёта;
  • ПФР – до 15 числа второго месяца.

Все отчёты в электронном виде можно отправить вплоть до 23:59 последнего дня сдачи.

Что же касается годовой отчетности, срок сдачи – три месяца, следующие за отчётным календарным годом, но есть и исключения:

  • годовые отчёты в ФСС – до 15 января и 15 апреля;
  • Пенсионный Фонд России – до 15 февраля;
  • Федеральная Налоговая Служба – 20 января; 28 марта; 30 марта; 1 апреля;
  • органы статистики – 29 января и 31 марта;

Такие сроки связаны с трудоёмкостью составления годовых балансов, сверки первичных документов и подведения итоговых результатов.

Документы, входящие в «пакет» годовой бухгалтерской отчётности крупных организаций:

  1. Баланс предприятия.
  2. Отчёт о финансовых результатах.
  3. Приложения.

В качестве приложений могут быть прикреплены различные документы, в том числе аудиторские проверки, которые являются обязательными для некоторых организаций. А также пояснения к годовому балансу и финансовому отчёту.

Также, различают пакет документов, входящих в бухгалтерскую отчётность субъектов малого предпринимательства (небольших предприятий) и некоммерческих организаций. Он состоит из:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчёт о прибыли и убытках.
  3. Отчёт об изменении капитала.
  4. Отчёт о движении денежных средств.
  5. Отчёт о целевом использовании ДС, полученных организацией.

Формы всех вышеперечисленных документов устанавливаются Министерством Финансов РФ и публикуются на официальном сайте. Многие из них обязательны. Но некоторые устанавливаются и самим руководителем организации.

Ответственность организаций за несдачу отчётности

Что же произойдёт, если не сдать годовой или квартальный баланс в установленный срок?

Для предприятий, не сдающих вовремя бухгалтерскую отчётность, Государство обозначило 2 типа ответственности:

  1. Налоговая.
  2. Административная.

К налоговой ответственности привлекаются сами организации. Размер штрафа – 200 рублей за каждый не сданный документ (до 800 рублей в сумме). Также рекомендуем ознакомиться со следующим видео:

Что же касаются административной ответственности – к ней привлекаются должностные лица юридических лиц, ответственные за сдачу отчётов. Штрафы по отношению к ним составляют от 300 до 500 рублей.

К подобным штрафным санкциям привлекаются все предприятия, вне зависимости от организационно-правовой формы, а также субъектов хозяйствования (частные/государственные). За несвоевременную сдачу документации назначается штраф, который необходимо выплатить в течение месяца со дня назначения.

Также подвергается проверке и патент ФМС. – это обязательная процедура при приеме на работу иностранных граждан.

В случае неуплаты Государством устанавливаются пени. А в особо тяжёлых случаях предприятие подвергается принудительному объявлению банкротства и ликвидации.

Также, стоит упомянуть о штрафах за неправильное составление и искажение информации в отчётах для Федеральной Налоговой Службы. Данные «проступки» караются достаточно жёстко и могут составить от 5% до 30% суммы налогов за предшествующие 3 месяца работы .

Минимальный размер штрафа – 1000 рублей . Причём, за частые просчёты и исправления государство вправе ужесточить меры наказания как по отношению к юридическому лицу, так и к физ. лицу, составлявшему отчёт.

Именно потому, что за несдачу и неправильное составление бухгалтерской отчётности предусмотрены такие жёсткие меры наказания, мы рекомендуем заблаговременно озаботиться данным вопросом и подойти к нему со всей серьёзностью. Это обеспечит спокойный сон и вам, и вашему бухгалтеру.