Что случилось с российским кораблем. Российский корабль затонул в Черном море: «Была возможность предупредить столкновение

Что случилось с кораблем? April 15th, 2018

Помните я у вас спрашивал, про то,

А теперь вспомните про этот корабль...


Вы наверное все уже знаете про этот удивительный кораблик. Но я не могу не добавить его в свою коллекцию кораблей на ряду с такими кораблями как

Согласитесь, в этой компании ему самое место:-)

FLIP (Floating Instrument Platform) - единственное в мире судно, способное находится на воде, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Но ещё в переводе с английского "flip" — это сальто, щелчок, подбрасывание монеты, а в разговорном значении — дерзкий. Всё это прекрасно сочетается с характером корабля.

Полвека назад, в далеком 1960 году в разгар “холодной войны” США искали новые уникальные методы наведения ракет для модернизации своего атомного подводного флота. Для этого потребовалось провести акустические исследования в области распространения звуковых волн в водной среде. Чтобы выполнить поставленную задачу американские ученые Fred Fisher и Fred Spiess предложили военному руководству необычное, уникальное судно, получившее название "Флип".

Уникальность заключается в способности судна принимать вертикальное положение. Процесс перевода из горизонтального в вертикальное положение занимает всего 30 минут. С помощью "Флип" стало возможным проводить и другие важные научные исследования - изучать циркуляцию воды, формирование штормовых и движение сейсмических волн.


FLIP - это аббревиатура, которая расшифровывается, как «Floating Instrument Platform», или по-русски «Плавающая инструментальная платформа». По сути, судно является исследовательской лабораторией. Идея создания FLIPа была в изучении распространения звуковых волн через толщу воды. Сейчас, судно стало более многофункциональным и проводит исследования штормовых и сейсмических активностей, а также циркуляцию воды. Переход из горизонтального положения в вертикальное занимает у судна порядка получаса. Перемещается по поверхности FLIP только в горизонтальном положении.

Рабочие помещения расположены на корме, которая не уходит под воду, а остальная часть судна содержит отсеки, которые наполняются водой при смене положения корабля, и исследовательское оборудование. Общая длина судна составляет 108 метров, из которых над водой остаются только 17 метров, а ширина FLIPа - 7,9 метра. Судно не может плавать самостоятельно, потому что на нем нет двигателей. Это было сделано в связи с частыми акустическими исследованиями, для которых такие механизмы создают помехи. Корабль был
спущен на воду в 1962-м году и принадлежит Управлению военно-морских исследований США. Последняя модернизация судна 17 лет назад обошлась государству в $2 миллиона.

Интересно также, что и все помещения внутри спроектированы таким образом, что в равной степени могут использоваться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении судна. Но самое интересное, что к месту исследований "Флип" добирается как обычный корабль — в горизонтальном положении.

Все жилые и рабочие помещения судна находятся в его головной части. Остальные помещения — пустые отсеки, снабжённые герметичными люками. Когда в них воздух, "Флип" плавает как обычный корабль. Но вот открыты клапаны и сюда начинает поступать вода. Нос поднимается всё выше и выше.

Переворот корабля в вертикальное положение занимает 28 минут.

Самое важное научное оборудование размещено в хвосте корабля и теперь оно оказывается на большой глубине. При этом сам "Флип" ведёт себя чрезвычайно устойчиво. Даже сильные штормы он практически не замечает. Как заметил один из учёных, волны в него бьют, как в кирпичную стену. Держится корабль всегда вертикально, а в силу инерции и не очень-то двигается вверх-вниз.

Уже первые испытания "Флип" помогли собрать массу ценных сведений об океане.

С тех пор "Флип" остаётся самым экзотическим и одним из наиболее результативных судов института Скриппса.




Кликабельно

В частности, удивительные опыты на нём проводят с помощью аппаратуры "Адонис" (ADONIS — Acoustic Daylight Ocean Noise Imaging System). В отличие от традиционных гидроакустических станций "Адонис" формирует изображения подводных объектов. Для чего использует анализ шумового фона, создаваемого рыбами, судами, подлодками, пузырьками воздуха и, конечно, волнами, на огромных просторах вокруг точки, где установлена аппаратура. Глаза "Адониса" — это блюдце-отражатель, фокусирующее звук, и 126 микрофонов, формирующих картину. Мозг "Адониса" — компьютер, "окрашивающий" звуки в разные цвета.


Кликабельно 3000 рх

Тактико-технические характеристики


Корабль Черноморского флота «Лиман» после столкновения с грузовым судном в 40 км от пролива Босфор затонул, сообщили в турецкой береговой охране. Экипаж эвакуирован

Корабль «Лиман» (Фото: А.Бричевский / Черноморский флот)

После столкновения в Черном море российский военный корабль «Лиман» затонул. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на представителей турецкой береговой охраны. Весь экипаж российского корабля в составе 78 человек был эвакуирован.

Информацию о том, что корабль затонул, подтвердило и Минобороны России, сообщает «РИА Новости» . Как уточнили в ведомстве, корабль затонул, получив в результате столкновения пробоины. В оборонном ведомстве также подтвердили, что весь экипаж судна спасен и готовится к эвакуации на российский корабль. Сообщения о пропавших без вести после столкновения в Черном море Минобороны назвало не соответствующими действительности.

«К месту происшествия прибывает находящееся в полутора милях российское судно «Улус-стар», которое доставит весь экипаж на базу Черноморского флота», — сообщили в Минобороны.

Reuters со ссылкой на источники в турецком правительстве сообщает, что премьер-министр Турции Бинали Йылдырым провел телефонный разговор с российским премьером Дмитрием Медведевым, в ходе которого стороны обсудили случившееся. Турецкий премьер выразил Медведеву сожаление в связи с произошедшим.

О российского исследовательского судна Черноморского флота «Лиман» с грузовым судном, которое шло под флагом Того и перевозило скот, стало известно днем 27 апреля. Столкновение произошло в 40 км к северо-западу от пролива Босфор. Как сообщало Минобороны, в результате столкновения «Лиман» получил пробоину правого борта ниже ватерлинии.

В состав Черноморского флота «Лиман» вошел в 1974 году. До этого в течение четырех лет судно было приписано к Балтийскому флоту. Его полное водоизмещение составляет около 1,5 тыс. т, максимальная скорость хода — 17 узлов. На борту судна установлены радиолокационная система «Дон», гидроакустическая система «Бронза», аппаратура радиоразведки «Ротор-Н», «Вахта-М», «Вахта-10», «Вахта-12» и другие. Из вооружения на «Лимане» имеется лишь переносной зенитный ракетный комплекс «Игла».

Столкнувшееся с российским кораблем судно Youzarsif H предназначено для перевозки скота. По данным сервиса Marinetraffic, где отображаются данные кораблей и их местоположение, судно следовало из румынского порта Мидия в иорданскую Акабу. Рядом с судном сейчас находится корабль турецкой береговой охраны Kiyem-3. Он выполняет поисково-спасательную операцию, указано на сайте Marinetraffic.

«Лиман» был построен на верфи Гданьска в 1970 году. Youzarsif H спущен на воду в 1977 году и может взять на борт более 2,1 тыс. т груза.

Инцидент произошел около полудня недалеко от пролива Босфор. Как сообщили ТАСС в береговой охране Турции, все российские моряки эвакуированы. Если следовать заявлениям Минобороны, пострадавших нет

Разведывательный корабль «Лиман». Фото: Сергей Петросян/ТАСС

Обновлено 17:07

Судно Черноморского флота России «Лиман» затонуло после столкновения. Весь экипаж спасен, сообщили в пресс-службе российского Минобороны. 78 российских моряков эвакуировала береговая охрана Турции. Как там сообщили ТАСС , погибших или пропавших без вести нет. Российские военные взяты на борт двух катеров береговой охраны. Информации, куда их доставят, пока нет.

Столкновение произошло около полудня в районе мыса Кильос в 40 километрах к северо-западу от пролива Босфор. Вероятная причина — низкая видимость из-за тумана. Судно «Лиман» столкнулось с кораблем «Ашот-7», принадлежность которого не уточняется. По данным турецких СМИ, это корабль-скотовоз, который ходит под флагом Того.

Около полудня 27 апреля неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор столкнулись российский разведывательный корабль «Лиман» и судно-скотовоз Yozarsif-H под флагом Того. В результате «Лиман» получил пробоину и затонул. 78 членов экипажа спасены, никто не пострадал.

Что случилось?

По разным данным, в 11:44 или 11:53 мск неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор произошло столкновение двух кораблей. Одним из них был средний разведывательный корабль Черноморского флота «Лиман».

В 12:00 мск корабли Черноморского флота получили приказ выйти в район столкновения. Туда же направили самолет Ан-26 со спасательной командой на борту. Однако в результате столкновения «Лиман» получил в правом борту пробоину ниже ватерлинии и около 14:48 мск пошел ко дну. Судя по переданным СМИ координатам, это произошло примерно в 37 километрах к северо-западу от маяка Румели-Фенери, стоящего на входе в Босфор.

Чуть раньше в этот район был своевременно перенаправлен находившийся неподалеку российский сухогруз «Улус Стар», шедший из Астрахани в итальянскую Равенну. Два катера береговой охраны Турции, а также виновник столкновения, о котором речь пойдет ниже, приняли на борт весь экипаж «Лимана» - 78 человек. Первоначальные сообщения о 15 пропавших без вести не подтвердились. Людей передадут на борт «Улус Стара», который доставит их на базы флота.

Кто столкнулся с «Лиманом»?

Второй участник столкновения (изначально невыясненной принадлежности) департамент информации и массовых коммуникаций поначалу обозначил как «Ашот-7» - в таком виде он и представлен сейчас в основных российских СМИ. Однако попытки обнаружить такой корабль в реестрах успехом не увенчались.

Чуть позже турецкая береговая охрана уточнила: «Лиман» протаранило судно-скотовоз (livestock carrier) с трудным наименованием «Yozarsif-H» .

Это судно дедвейтом 2103 тонны построено в 1977 году в Гамбурге и неоднократно меняло владельцев и наименования. В данный момент оно приписано к порту Ломе (Тоголезская Республика) и работает на линиях Средиземного, Черного и Красного морей в интересах ливанской скотопромышленной компании Hammami Livestock. Скотовоз вечером 26 апреля покинул румынский порт Мидия и направлялся в иорданскую Акабу.

Турецкие власти сообщили, что Yozarsif-H видимых повреждений не получил и в данный момент по-прежнему находится в районе аварии.

Что такое «Лиман»?

«Лиман» построен в 1970 году в польском Гданьске на верфи Stocznia Polnocna. По исходному проекту это гражданское гидрографическое судно проекта 861 (водоизмещение около 1,6 тысячи тонн, скорость 17 узлов), и таких корпусов польская верфь сдала 29 единиц. Из них как средние разведывательные корабли изначально строились только девять (между 1968 и 1976 годами).

«Лиман» использовался как гидрографическое судно (сперва на Балтике, с 1974 года - на Черном море), а в 1989-м был переоборудован в корабль-разведчик.

Корабли этого типа предназначены для слежения за кораблями и соединениями флота вероятного противника, учениями и испытаниями новых систем вооружения. Оснащены широким спектром аппаратуры радиотехнической разведки и радиоразведки, а также гидроакустическим комплексом. Как правило, комплект аппаратуры не типовой, многие корабли имеют свою специализацию и оснащаются отдельными системами специального назначения (в том числе подводными аппаратами или аппаратурой радиационного мониторинга).

«Лиман» входил в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота и базировался в бухте Южная (Севастополь) наряду с еще двумя однотипными кораблями («Кильдином» и «Экватором»), а также кораблем проекта 864 «Приазовье».

Весной 1999 года «Лиман» выходил в Адриатическое море, где в этот момент развертывались силы , ведущие операцию против Югославии.

Есть один аспект

Если переданные в СМИ координаты места затопления «Лимана» верны, то глубины в этом районе составляют примерно 85-95 метров. Это создает проблему, которая уже сейчас должна озаботить российских военных. Дело в том, что разведывательные корабли, как мы уже отметили, буквально напичканы разной нетривиальной аппаратурой, в том числе весьма секретной.

Если бы корабль затонул севернее - там, где шельф резко обрывается на глубины до 500-1000 метров, сохранность секретов вызывала бы меньшее беспокойство. И то не до конца: достаточно вспомнить историю с попыткой американцев поднять затонувшую в Тихом океане субмарину К-129, на борту которой были три ракеты с ядерными боевыми блоками и аппаратура спецсвязи.

С глубины около 90 метров достать искомое гораздо проще. Не исключено, что в ближайшее время развернется охота за этой техникой, даже если российские военные максимально оперативно попытаются запустить операцию по подъему судна (подготовка к такой операции в любом случае быстрой не будет).

Первоначально российские военные сообщили о том, что российский исследовательский корабль Черноморского флота «Лиман» столкнулся с судном «Ашот-7». Инцидент произошел в 11.53 в юго-западной части Черного моря, в 40 км к северо-западу от турецкого пролива Босфор. В результате столкновения российский корабль получил пробоину правого борта ниже ватерлинии, сообщили в .

Спустя семь минут после столкновения, в 12.00, к месту происшествия были направлены корабли Черноморского флота, а также вылетела спасательная команда из состава дежурных сил флота на самолете Ан-26. По данным российских военных, пострадавших среди членов экипажа «Лимана» нет. «Экипаж корабля ведет борьбу за живучесть судна», — цитировал заявление Минобороны.

Принадлежность судна «Ашот-7» сейчас уточняется, сообщили в российском военном ведомстве.

Вместе с тем турецкое издание Daily Sabah сообщает, что это грузовое судно, шедшее под флагом западноафриканского государства Того и перевозившее скот. По информации издания, корабли столкнулись из-за сильного тумана.

Экипаж «Лимана» не смог удержать судно на плаву, но все 78 членов команды были успешно спасены подразделениями береговой охраны Турции.

Ранее Daily Sabah сообщило, что после столкновения кораблей 15 российских моряков пропали, однако позже удалило эту информацию со своего сайта.

В российском Минобороны эту информацию опровергли. «Все члены экипажа исследовательского судна Черноморского флота «Лиман» в полном составе живы, здоровы и в настоящее время готовятся к эвакуации с турецкого спасательного судна на российский корабль», — приводит заявление ведомства « ».

Все члены экипажа «Лимана» будут доставлены на базу Черноморского флота, уточнили в Минобороны. Все сообщения «западных СМИ» о пропавших без вести российских моряках не соответствуют действительности и являются «очередной дезинформацией», подчеркнули в министерстве.

О состоянии «Ашота-7» после столкновения не уточняется. При этом сообщает, что столкновение произошло с кораблем Youzarsif H. Согласно данным ресурса Marine Traffic, который отслеживает передвижение морских судов и их текущее местоположение в портах, Youzarsif H — это действительно грузовое судно, которое занимается перевозкой скота под флагом Того. По информации портала, накануне, 26 апреля, корабль вышел из румынского порта Midia.

Согласно карте, размещенной на Marine Traffic, судно Youzarsif H сейчас находится в Черном море. Рядом с ним находятся российский корабль Ulus Star, а также турецкое судно Kurtarma 3. Корабль «Лиман» на карте не показан, информация о судне «Ашот-7» в открытых источниках отсутствует.

В Минобороны подтвердили, что на момент столкновения кораблей недалеко от места происшествия находилось судно Ulus Star, которое отправилось на помощь морякам.

Турецкая сторона передала России по правительственным каналам необходимую информацию об аварии с исследовательским судном Черноморского флота «Лиман». Это подтвердили в пресс-службе .

«Турецкая сторона передала информацию об инциденте и о мерах по оказанию помощи российским морякам, — сказали в пресс-службе. — Не исключено, что в ближайшее время состоится телефонный разговор премьер-министров России и Турции и ».

Корабль «Лиман» был построен в польском Гданьске и впервые спущен на воду в 1970 году. Сначала судно находилось в составе Балтийского флота, в Черноморский флот его перевели в 1974 году. В конце 1980-х годов «Лиман» модернизировали в средний разведывательный корабль. Согласно открытым данным на начало 2017 года, «Лиман» входил в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота с базированием в Севастополе.

Длина «Лимана» составляет 73,3 метра, ширина — 11,2 метра, осадка — 3,9 метра. Корабль оборудован радиолокационной системой «Дон» и гидроакустической системой «Бронза», а также различной аппаратурой радиоразведки. Из вооружения корабль оснащен только переносным зенитным ракетным комплексом «Игла».

В 2015-2017 годах «Лиман» неоднократно вел наблюдение в Средиземном море во время российской военной операции в Сирии. В 2016 и 2017 годах судно также вело наблюдение за военно-морскими учениями стран - членов и Украины Sea Breeze и «Морской щит» в Черном море.