История строительства петро-павловского собора и интересные факты. Строительство Собора - это чудо от начала до конца! Строил собор

Петропавловский собор в стиле петровского барокко в городе на Неве является частью архитектурного ансамбля знаменитой Петропавловской крепости и относится к церковной Епархии Санкт-Петербурга. Уже долгие годы он считается памятником архитектуры. В соборе находится усыпальница царских семей, начиная со времен Петра I. Высота храма равна 122,5 м. До середины XX века храм считался высочайшим строением в стране, а в Санкт-Петербурге здание большей высоты построили только в 2012 году.

История строительства собора

Биография собора начинается со времен Петра I. Именно благодаря велению этого государя было решено построить храм в честь Петра и Павла.

Предпосылки строительства

Строительство нового храма Петром I задумал неспроста. В 1712 г. Петербург стал столицей России, и нужно было подчеркнуть новый статус города. Для этого по задумке государя на территории Петропавловской крепости было решено построить храм, который будет располагаться в центре.

По предварительному проекту собор должен был подняться выше московских зданий: Меньшиковой башни и колокольни Ивана Великого. Храм стал архитектурным выражением идей того времени.

Возведение собора и его жизнь

Изначально при возведении Петропавловской крепости в 1703 г. вместе с сооружением земляных валов был построен деревянный храм. Его закладка состоялась 10 июля на Петров день. Через восемь месяцев 1 апреля состоялось освящение храма. 14 мая были проведены торжественные богослужения в честь знаменитой победы над шведами на Чудском озере.

Возведение каменного храма на этом же месте началось 30 мая 1712 г. При этом деревянную церковь разрушать не стали, она находилась внутри нового сооружения. Собор строился по чертежам архитектора — итальянца Д. Трезини, руководство строительством тоже возложили на него. Петр I приказал, чтобы работа начиналась с колокольни. Возведение храма затянулось по причине недостатка рабочей силы и стройматериалов, и главные работы были завершены только в 1720 г. Для установки шпиля был приглашен мастер из Голландии Харман ван Болос. Немного позднее его покрытие отделали золоченой медью. Задумка Петра I воплотилась в реальность: вышина Петропавловского собора в наивысшей точке была 112 м — это на 32 м больше колокольни московского кремля. Строительные и отделочные работы завершились уже после кончины царя в 1733 году.

В 1742 году Петропавловский собор получил статус кафедрального. Через шестнадцать лет этот статус передали только что построенному Исаакиевскому собору, а Петропавловский в 1769 году передали в ведомство при дворе государя.

В 1756 году в собор ударила молния, и начался пожар. Храм получил сильные повреждения, значительный урон был нанесен шпилю и часам, расположенным на фасаде. Восстановление здания длилось до 1772 года. В 1773 году был устроен новый придел святой Екатерины, и состоялось его освящение. Новые часы установили в 1776 году, через 20 лет после пожара. Куранты изготавливались по спецзаказу часовым мастером их Голландии Б. Оортом Красом. Жители Петербурга имели возможность каждый час слушать гимн Государства Российского.

В 1777 году в Петербурге прошла страшная буря, в которую был поврежден шпиль. Его восстановление поручили архитектору Петру Патону, а новую фигурку ангела с крестом взамен утерянной делал архитектор — итальянец Антонио Ринальди. Спустя 53 года в 1830 году возникла необходимость отремонтировать фигурку: починить крест и припаять крыло ангелу. Поистине героический поступок был совершен кровельным мастером Петром Телушкиным. Он с помощью веревок на руках поднялся на шпиль и выполнил требуемые работы.

В 1857-1858 годах по проекту архитектора К. А. Тона вместо деревянных стропил шпиля были установлены металлические. По предложению инженера Д. И. Журавского была разработана восьмигранная пирамидальная конструкция, связанная кольцами. После завершения строительства нового шпиля высота здания увеличилась на 10,5 м.

В 1866 году завершилась замена царских врат на новые, которые были изготовлены из бронзы по проекту архитектора А. Кракау. В 1877 году завершилась роспись новых плафонов, продлившаяся два года. Работу выполнял итальянский живописец Д. Больдини.

Члены царской семьи часто присутствовали на божественных литургиях в Петропавловском соборе. Некоторые панихиды удостаивал своим почтением сам государь. Когда Петра Великий умер, внутри храма было решено устроить усыпальницу, где и было упокоено его тело. С тех пор там стали погребать всех членов царской семьи. В 1865 году надгробья заменили на плиты, изготовленные из мрамора белого цвета. Сверху на них были высечены позолоченные кресты.

В 1919 году Петропавловский собор закрыли. С 1924 г. в здании устроили музей. Многие ценные реликвии передали другим музейным учреждениям.

Значительные повреждения собору были нанесены в ходе войны. Ремонт фасада был сделан в 1952 году. В 1954 году храм передали в ведомство Музея истории города. В 1957 г. завершилось восстановление внутреннего убранства здания.

Современное состояние

В 1990 году Петропавловский собор снова вернули православной церкви, тогда же начали проводиться панихиды по русским царям. В 2000 году начали проводить службы и литургии. Сейчас во главе храма стоит арх-п Александр. В отдельном зале собора располагается музей, где собраны уникальные коллекции церковной утвари.

Особенности архитектурного ансамбля

Архитектура Петропавловского собора резко отличается от шатровых храмов и церквей с куполами того времени. Храм выполнен в стиле западноевропейской архитектуры: здание в виде прямоугольника, расположенное в длину с востока на запад. Длина строения равна 61 м, ширина –27,5.

Общий вид Петропавловского собора отличается скромностью. Обрамления окон украшают херувимы, стены – колонновидные пилястры. 6 таких же пилястр украшают парадный вход с западной стороны. Фасад с восточной стороны расписан фреской, выполненной худ. П. Титовым. Барабан небольшого размера с куполом венчает предалтарную часть.

С западной стороны храма выстроена колокольня в несколько ярусов. От главного строения к колокольне плавный переход обеспечивают первые два яруса, которые постепенно расширяются. Третий ярус имеет позолоченную восьмискатную кровлю, на которой с четырех сторон расположены круглые окна, обрамленные белым камнем. Завершающим элементом является барабан с узкими окнами-проёмами. Купол барабана выполнен в виде короны, на которой установлена изящная золотая башенка. Далее идет шпиль длиной 40 метров, наверху которого находится фигурка ангела, держащего в руках крест. Издали её можно с трудом рассмотреть, на самом же деле она весит 250 кг и имеет размах крыльев в 3,8 метра и высоту 3,2 метра.

Внутреннее убранство собора

Внутренние помещения Петропавловского собора поражают своим великолепием. Большие мраморные колонны разделяют основной зал на 3 нефа. Пол сделан из известняковых плит. Для оформления стен использован родонит, яшма и мрамор. Колонны и стены украшены изящной лепниной, выполненной мастерами А. Квадри и И. Росси. При нанесении на стены изображений из Евангелия руководил работами художник Андрей Матвеев, под его началом были известные живописцы того времени Д. Соловьев, И. Бельский, В. Игнатьев, М. Захаров, В. Ярошевский, Г. Гзель. Петр Зыбин украшал плафоны центрального свода. Стены расписывали художники Негрубов и Воробьев.

Для освещения собора служат 5 бронзовых люстр, украшенных хрусталём и венецианским стеклом различного цвета. Четыре люстры являются точными копиями, сделанными в послевоенное время, пятая – это подлинник, датируемый XVIII в.

Легкий и величественный одновременно, он напоминает своей архитектурой древнерусские храмы...

Собор Зачатьевского монастыря вовсе не походит на тот, что был в обители до ее разрушения в XX столетии. Почему?

Когда мы собирались строить Собор, многие искусствоведы решительно утверждали, что по существующим правилам на территории монастыря, являющегося памятником федерального значения, нельзя ничего строить, кроме точной копии последнего стоявшего здесь храма, и то по прохождении длительных согласований. Но последний храм был построен в готическом стиле, а Зачатьевскому монастырю 650 лет, он стоит в уголке старой Москвы - готика тут смотрелась бы неуместно.

Нас больше привлекало московское зодчество - то, как был возведен храм при царе Феодоре Иоанновиче в конце XVI века. Однако и его мы не могли в точности воссоздать, так как тот храм был слишком маленьким, да и детальных изображений его не сохранилось.

Я пошла к почившему ныне Святейшему Патриарху Алексию II , показала ему фото собора XIX века и маленькую гравюрку с изображением собора века шестнадцатого. Святейший все внимательно рассмотрел, затем посмотрел на меня и вдруг спросил: «Матушка, а мы с вами где живем?» Я опешила: «Ваше Святейшество, в Москве...» - «Так будем строить характерно для Москвы, проектируйте новый собор».

Неужели чиновники не препятствовали такому решению?

Препятствовали... Из министерства мне прислали торжественное письмо, которое начиналось похвальными словами: «Глубокоуважаемая матушка Игумения! Мы восхищаемся Вашими трудами...» - а далее следовало: «Доводим до Вашего сведения, что в связи с такой-то статьей федерального законодательства на территории памятника федерального значения запрещается что-либо строить... В противном случае, глубокоуважаемая матушка, Вы будете привлечены к уголовной ответственности по такой-то статье. С уважением...»

Но мы с сестрами были глубоко убеждены, что по благословению Святейшего Патриарха Господь нам поможет построить Собор - белоснежный, стремящийся ввысь, чтобы воспеть в камне чистоту Матери Божией. Потянулась череда согласований... Сначала мы встречали жесткое сопротивление, мне говорили: «Матушка, поберегите нервы, не добивайтесь невозможного». Но мы молились.

Перед одним из совещаний, которое оказалось решающим, я сказала сестрам: «Идите в храм и читайте акафисты - Матери Божией, нашим небесным покровителям, до тех пор пока я вам не позвоню». На седьмом акафисте мы получили принципиальное согласие... Известный искусствовед Алексей Ильич Комич, который проводил совещание рабочей группы при Министерстве культуры, вдруг сказал: «Давайте примем пожелания монастыря»... Поскольку это человек с мировым именем, возражений не возникло.

Потом состоялся градостроительный совет при мэрии Москвы, где тоже было множество противоречий, но Юрий Михайлович Лужков, спаси его Господи, сказал: «Раз Патриарх благословил - мы не будем спорить».

А как удалось изыскать средства на столь грандиозное строительство?

Когда мы начинали строить, то не имели никаких финансовых средств. Недоставало денег даже на покупку картошки, на оплату коммунальных услуг. Божией милостью нашелся человек, который оплатил разбор здания школы, затем другие - те, кто пожертвовал средства на археологические изыскания. Когда надо было приступать собственно к строительству, помощи не было ни от кого. Святейший Патриарх Алексий II спросил меня: «Матушка, у Вас есть благотворители?» - «Нет». - «А как же Вы собираетесь строить?» - «Надеемся на Господа и Матерь Божию». - «Ну, тогда построим».

И действительно, каким-то чудесным образом средства понемногу поступали. Наконец, как раз в то время, когда все денежные источники иссякли, пришел человек, который сказал: «Матушка, я привык помогать по-крупному. Строительство Собора беру на себя». Я даже не совсем поверила этому, потому что в начале строительства многие брались нам помогать, а потом по не зависящим от них причинам отходили в сторону...

Но тут помощь не прервалась. Когда мы еще только делали фундаменты, благотворитель предложил закупить материал для куполов. Мы покрыли главки золотой смальтой, которую приобрели в Италии: на большую главу - из желтого золота, на остальные - из белого. Этот материал долговечен, в отличие от сусального золота, которое в условиях Москвы быстро теряет свой вид. Спаси Господи раба Божия Димитрия, средств на материалы он не жалел. Храм снаружи и внутри отделан белым камнем, покрытым ручной резьбой. В разгар кризиса я предложила хотя бы наверху, на барабане , использовать искусственный камень - но ктитор ответил: «Что Вы, матушка, мы с Вами на века строим, не будем экономить».

А как родился проект Собора?

С нами работали несколько архитекторов, они предлагали свои проекты, но ни на одном из них мы не могли остановиться. И тут произошло чудо. Наш прихожанин - раб Божий Петр, архитектор по профессии, увидел удивительный сон: будто он ночью пришел на территорию монастыря и увидел столп, на который по лестнице поднимались преподобные матушки Иулиания и Евпраксия . Петр пошел следом за ними. С высоты увидел Москву: Кремль, Храм Христа Спасителя... Преподобная Иулиания спросила у преподобной Евпраксии: «А что, Храм Христа Спасителя большой?» - «Да». - «А наш Собор большой?» - «Большой, но поменьше». Петр проснулся с мыслью сделать набросок Собора. Сделал. Принес его нам. Оказалось, что это именно то, что мы хотели...

Похоже, строительство Собора - это какое-то чудо от начала до конца!

У нас особое место: шесть веков здесь был монастырь, сонмы подвижниц - это очень сказывается. И еще: в обители осязаемо ощутим покров Матери Божией. Богородица - действительно наша Небесная Матушка, все, что здесь делается, совершается Ее предстательством, а не нашими какими-то силами или заслугами. Удивительно, что все основные события в монастыре совершаются

25 ноября, в день «Милостивой» иконы Богоматери . Надвратный храм Патриарх планировал освятить в день Нерукотворного Образа - в его престольный праздник, но вышло так, что освящение перенесли на «Милостивую». Зачатьевский храм освящали на «Милостивую», Свято-Духовский - накануне, Собор планировали заложить летом, но по не зависящим от нас причинам закладка была перенесена на «Милостивую», в этот же праздник в разные годы освящали колокола, кресты... В этот день освятили и сам Собор.

Матерь Божия Своей милостью покрывает нас, грешных и немощных. Возведение Собора - это чудо Пречистой, сами мы никогда бы не смогли его построить. Строительство шло во время кризиса, это была едва ли не единственная стройка в Москве, которая не была заморожена, так что даже СМИ обращались к нам с вопросом, как такое возможно. Когда сняли леса - мне показалось, что этот храм был спущен с неба.

- «Милостивая» икона Божией Матери - главная святыня монастыря. А ведь она была возвращена в него не сразу по открытии обители?

В 1993 году, когда монастырь начали возрождать, мы хотели сразу же забрать чудотворную икону, а прихожанам храма Илии Обыденного , где она хранилась все годы гонений на веру , оставить список. Но священноначалие не благословило сделать это сразу, поскольку храм еще не был отреставрирован.

Мы взяли список, и буквально через две недели он замироточил.

А саму икону перенесли только в 1999-м, когда появился Зачатьевский храм в Трапезном корпусе. Планировали провести большой крестный ход, но дату все лето переносили.

Наконец наступила глубокая осень, когда крестные ходы уже обычно не устраивают. Мы с сестрами решили сорок дней читать акафист «Милостивой» Божией Матери , чтобы Пречистая Сама все управила так, как угодно Ей. После этого я пригласила Святейшего послужить у нас 25 ноября, уже не упоминая о переносе иконы. И Патриарх сам решил не только совершить богослужение, но и перенести чудотворный образ. На улице было двадцать пять градусов мороза, однако состоялся величественный крестный ход , в котором приняли участие больше ста священнослужителей, четыре архиерея...

Почему Собор сделали двухэтажным, да еще столь сложной планировки: с множеством приделов наверху, с двумя подземными храмами и музеем внизу?

При раскопках мы нашли целую улицу келий конца XIV - начала XV века, остатки полов XIII столетия, по которым ходили еще святитель Алексий и преподобные матушки Иулиания и Евпраксия. Были обнаружены фундаменты первого каменного храма, возведенного в начале XVI века, затем - каменного храма второй половины того же столетия, возведенного усердием царя Феодора Иоанновича и его супруги - царицы Ирины Годуновой, а также фундаменты последнего каменного Собора, построенного в XIX веке.

Когда мы соприкоснулись со всей этой древностью, то поняли, что не можем уничтожить или зарыть найденное. Хотя очень многие советовали вызвать экскаватор, все быстренько выгрести, вывезти и начать строить Собор. Но мы чувствовали, что это - наша святыня, что все эти камешки пропитаны подвигом наших предшественниц.

Поэтому решили сохранить находки и сделать под Собором музей. Конечно, это усложнило проект строительства, вызвало немало проблем: надо было как-то и сохранить исторические фундаменты и создать новые. Теперь в подклете Собора у нас оборудуется музей и уже действуют два храма.

Кому посвящены эти подземные церкви?

Один храм освящен в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» , другой - во имя Всех преподобных отцов и жен, в подвиге поста и молитвы просиявших. При раскопках мы наткнулись на огромное количество останков, большинство из которых принадлежало монахиням, подвизавшимся в нашей обители. Многие из косточек - золотистого, медового цвета, а это, согласно афонской традиции, свидетельствует об усопших как об угодивших Богу. Многие останки - с веригами, с четками, крестиками... Мы поняли, что их молитвами, потом, кровью, слезами стоял, стоит и будет стоять монастырь.

Возникло желание особо почтить их память, чтобы приходящие сюда могли молитвенно поминать усопших здесь монашествующих. Имена всех подвижниц обители нам неизвестны, и поэтому было решено посвятить придел всем преподобным отцам и женам, на что было получено благословение и почившего Первосвятителя, и ныне здравствующего Святейшего Патриарха.

В этом храме богослужения совершаются регулярно, в основном для сестер обители, а в определенные дни, например на ранних воскресных литургиях и на престольный праздник обители, здесь могут молиться и прихожане. Мы долго думали, каким сделать иконостас, тем более что подземное помещение церкви сыровато.

Наконец остановились на довольно необычном варианте - кованом иконостасе. Его основной мотив - виноградная лоза, которая напоминает нам о том, что Христос - это Лоза, а мы - рождие, отростки.

Никогда до сих пор не видела кованого иконостаса!

А где погребли обретенные при раскопках останки?

Сначала хоронили на монастырском кладбище и на подворье, а затем сделали придел для храма Преподобных

Костницу как на Афоне и Синае. Под полом устроили склеп, где лежат кости, а черепа расположили на полках. Сделали надпись, которую мы видели в одной из костниц: «Мы были такими, как вы, а вы будете такими, как мы». Здесь мы служим литии, панихиды, сестры сюда приходят просто помолиться. Тут невольно задумываешься о Вечности, о бренности земного существования... Это помогает остановиться, отрезвиться. «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь».

Очень символично, что в основании главного собора обители - мощи предшественников...

Когда в 2011 году в Россию приносили Пояс Пресвятой Богородицы, наш монастырь посетил старец Ефрем из Ватопеда . Он поделился, что, когда зашел на территорию обители, сразу почувствовал покров Царицы Небесной. И сказал: «У вас было столько подвижниц, которые за вас предстоят Престолу Божию - и мучениц, и преподобных, - их молитва очень ощутима».

А почему устроили подземный храм в честь «Неопалимой Купины»?

Во второй половине XVIII века над местом предполагаемого захоронения основательниц монастыря - прпп. игумений Иулиании и монахини Евпраксии на средства благотворительницы - дворянской девицы A.M. Аничковой был построен храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Он был невелик, не отапливался. В конце XIX столетия на его месте был устроен просторный Казанский придел, который соединили с основным объемом Собора.

Мы решили восстановить этот храм в подклете нового собора, под Казанским приделом. Поскольку Неопалимая Купина, символизирующая Божию Матерь, - это куст, который горел и не сгорал, то и иконостас храма мы сделали керамическим - вышедшим из огня. Прошли через огонь и подсвечники, и паникадила - они кованые. И роспись «огненная» - в охристо-красных, насыщенных тонах. Наши иконописицы ездили в Каппадокию и расписали эту церковь изображениями и композициями в стиле фресок древних каппадокийских храмов.


С игуменией Иулианией (Каледа) беседовала Алина Сергейчук

Журнал «Церковный строитель» № 40 (осень 2013 г.), издательский дом «Русиздат».

В книжном магазине "Гиперион" историк инженерии и автор блога "Москва глазами инженера" Айрат Багаутдинов прочитал очередную лекцию об архитектуре "Что нам стоит храм поставить".

На примере Успенского собора Кремля, Собора Василия Блаженного и колокольни Ивана Великого Айрат Багаутдинов рассказал слушателям о том, как в столице возводятся храмы. От историка инженерии гости узнали, где добыть белый камень и как изготовить кирпич. Конспект лекции читайте ниже.

    О первом Успенском соборе
  • Первый Успенский собор, выполненный в камне появляется совсем не таким, каким мы привыкли его видеть сегодня. Он был построен при Иване Калите. В 1326 году митрополит Петр закладывает Успенский собор. Как он выглядел, мы не знаем.

  • О том, как Кривцов да Мышкин ездили мерить Владимирский храм
  • Призвали мастеров-каменотесов, послали их во град Владимир видеть ту церковь и меру снять с нее. Разумеется, примером был выдающийся памятник владимирского зодчества – Успенский собор. И вот наши зодчие отправляются во Владимир на конях. Они проводят обмеры существующего памятника, копию которого собираются строить в Москве: "Видели храм Пречистой, удивились весьма красоте, величеству, измерили широту и высоту ее". После чего возвращаются в Москву и начинают подготовку строительной площадки.

    Софийская летопись нам рассказывает о том, кто же были строители этого храма: русские мастера Ивашка Кривцов да Мышкин. Они были, видимо, непосредственными производителями работ или бригадирами. Но все-таки подрядчиками были более высокопоставленные люди Василий Дмитриев да Иван Голова Владимиров. И между ними была распря, спор, в результате которого Василий Дмитриев отступился от наряда.


  • О том, каким злопамятным был первый русский архитектор
  • Василий Дмитриев – не случайная фигура. Это первый документально известный нам русский архитектор по фамилии Ермолин. Летопись названа Ермолинской, потому что есть предположение, что именно он и написал эту летопись, именно поэтому она вся написана немножко в обиженном тоне.

    Он был не столько архитектором-строителем, сколько архитектором-реставратором. Сначала Кремль. Теперь 1471 год – он занимается реконструкцией известной Георгиевской церкви в Юрьеве-Польском, которая тоже относится к середине XII века, обветшала к тому времени и была фактически перестроена.


  • О том, как измерить приоритет Москвы в аршинах
  • Кривцов и Мышкин руководят строительством собора. Но, видимо, годы монгольского ига сыграли свое. Кривцов и Мышкин не справились с такой ответственной работой. Надо сказать, они не буквальную копию сняли с Успенского собора во Владимире, а постарались сделать наш собор больше, чтобы утвердить приоритет Москвы над Владимиром, на полтора аршина, то есть почти на полтора метра размеры и в ширину, и в длину были больше. Храм рухнул.

  • О том, что похулили и что похвалили псковские эксперты
  • Иван Великий грозно наблюдает картину рухнувшего Успенского собора. И что же он приказывает сделать? Посылает гонцов в Рим за опытными мастерами и посылает во Псков за тамошними мастерами-каменотесами, которые тоже были достаточно опытными. Напомним, что псковских территорий почти не коснулось иго, и они сохраняли высокий уровень технологического развития даже при монголо-татарах.

    Приезжают псковичи и говорят Ивану Великому вот что. Похвалили дело, а вот известь похулили: жидко, говорят, вы растворяли, "ино не клеевито". Слишком много песка. Псковичи, говоря современным языком, провели экспертизу, но отказались от строительства. Поэтому мы стали ждать, пока в 1475 году к нам не приехал мастер-муроль Аристотель Фиораванти.


  • Об обрушении трудов Кривцова и Мышкина и об остром глазе Аристотеля
  • Факт его приглашения для строительства Успенского собора довольно странен. На родине он занимался исключительно инженерными работами. Он был родом из Болоньи, в 1455 году передвинул колокольню Церкви Марии Маджоре. С 1468 по 1474 год он служит при дворе герцога Жана Галеаццо Сфорца, который привозит Ренессанс в Ломбардию, который строит для себя известный дворец Кастелло Сфорцеско. Официально архитектором этого замка является известный итальянский зодчий Антонио Филарете.

    1475 год. Первое, что Фиораванти делает – велит разобрать существующий собор, точнее, остатки собора Кривцова и Мышкина, чтобы строить на его месте новый. Ту же церковь разбил таким образом: три дерева поставя (это похоже больше всего на треногу, с помощью которой вы иногда в походе разогреваете воду в чане), и концы их верхние совокупив воедино, и брус дубов обвесив на ужищи посреди их поперек, и конец его обручем железным сковал, и раскачивающее разбил. То есть это был просто таран на треноге, которым он и разбивал стены.

    Иные стены с испода подобрал, и, поленье подставляя, все на поленье поставил. По мере разбивания, разрушения одного слоя облицовочной кладки, он подставлял сюда деревянные поленья, которые продолжали нести нагрузку от этой стены. Когда эти поленья были поставлены по всему периметру, они их единомоментно зажгли. И когда все поленья одновременно обрушились, стена сразу потеряла опору по всему периметру и рухнула.

    И наконец он принимается за строительство. "Рвы же изнова копать повелел и колие дубовое бить". То есть он забивает сначала в землю сваи и потом поверх свай уже устраивает белокаменный фундамент.

    Дальше Фиораванти отправляется во Владимир. И это один из моих самых любимых моментов во всей Софийской летописи. "Ездил же во Владимир, смотрел Пречистую, похвалил дело и сказал: "Неких наших мастеров дело". Спустя более чем 300 лет Фиораванти разглядел в кажущихся нам совершенно русскими Успенском и Дмитриевском соборах руку ломбардских зодчих. Есть версия, что Барбаросса посылал зодчих именно из Ломбардии. Аристотель решил строить из плинфы.


  • Об архитектурных особенностях Успенского собора
  • В 1479 году церковь завершена: "Была же та церковь чудна весьма величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Колонны в Успенском соборе круглые, в отличие от колонн традиционного русского крестово-купольного храма.

    Церковь построена палатным образом. Традиционные для Руси, заимствованные из Византии крестово-купольные храмы в плане имели практически квадратную форму. И обычно центральный неф был несколько шире, для того чтобы над ним поместился главенствующий центральный барабан. Меньшие барабаны устанавливались по углам, как это было в Успенском соборе, либо их вообще не было, как в этом храме

    А что же было в Европе? В Европе в это время господствующим видом храма является базилика – это храм, состоящий из трех или более нефов. Зальный тип храма – несколько нефов, также разной ширины, центральные шире, а боковые уже, но высота их одинаковая. В этом была главная особенность. Именно таким храмом зального типа и стал Успенский собор, что было совершенно нехарактерно для Руси.


  • О возрождении крестовых сводов при строительстве Успенского собора
  • Самый типичный для Руси свод – цилиндрический, или коробовый. Он, по сути, представляет собой арку, вытянутую в длину. Другие популярные своды строятся, так или иначе, на сочетании, на каком-то пересечении коробового свода.

    Еще один распространенный, достаточно привычный нам свод – крестовый: два пересеченных полуцилиндра. И свод сомкнутый – это тоже два пересеченных цилиндра на самом деле, просто у них отрезано все лишнее, а сегменты двух цилиндров образуют те самые четыре лепестка, смыкающиеся в одной точке.

    Успенский собор становится первым храмом после долгих столетий, в котором снова используются крестовые своды, а не более простые коробовые, которые стали повсеместно строиться во времена монгольского нашествия.


  • О новшествах, примененных при строительстве Успенского собора
  • Успенский собор – это первый собор, в котором применяются после долгого перерыва крестовые своды, в которых использованы металлические, а не деревянные анкера для погашения горизонтального распора, в которых используется кирпич, хороший известково-песчаный раствор, ровная гладкая забутовочная кладка, в которых используются сваи в качестве оснований, то есть применяются методы механизации во время строительства и много чего другого.

  • О кирпиче неясного происхождения и появлении более вязкой извести
  • Первая зафиксированная постройка из кирпича в Москве относится к 1473 году, то есть за два года до описанных событий – это палаты митрополита Геронтия. Но как тогда получали кирпич, непонятно. Заводов-то не было. По крайней мере, они не описаны ни в одном источнике.

    А вот первый завод, зафиксированный документально, строит именно Аристотель Фиораванти. "Известь же густо мотыгами повелел мешать, и когда на утро засохнет, то ножом невозможно расколупить". Фиораванти вводит технологию очень качественного гашения извести, для того чтобы увеличить ее вяжущие свойства.


  • О том, как белом камне и местах его добычи
  • Когда-то на территории Московского государства шумело море. Это море сейчас называется Мячковское. Такое имя оно получило уже в XX веке по названию сел – Нижнее и Верхнее Мячково, где добывался камень, известный как мячковский известняк.

    Там, где находится Владимир, Суздаль, известняк залегает достаточно глубоко – 400 метров. Конечно, по тем временам невозможно было докопаться до такой глубины, поэтому его добывали там, где это было сделать проще, где идет горизонтальная полоска. В этом месте известняк выходит на поверхность. Это как раз Подмосковье: Пахра, Мячково, Подольск, Звенигород, Волоколамск.

    Белый камень отсюда вывозили еще в незапамятные времена, когда и Москвы, возможно, еще не существовало.
    Его могли добывать закрытым и открытым способом. В частности, на каменоломнях "Сьяны".


  • О знаменитых постройках из мячковского известняка
  • Из подмосковного мячковского известняка сложено большое количество известнейших построек на территории Северо-Восточной Руси. Это и Храм Покрова на Нерли, это и Дмитриевский собор во Владимире, это и Рождественский собор в Суздале. И когда-то наш белокаменный Московский Кремль тоже был сложен из него.

  • О способах добычи известняка и плюсах его использования
  • Это легкий материал, мягкий, а значит, его легко добывать. Добывали просто с помощью кирки и лома. Он служит в качестве естественной гидроизоляции – не пропускает воду, как это ни парадоксально. У него хорошая морозоустойчивость. Он не впитывает воду, а значит, в отличие от кирпича, не может разрушаться зимой, когда эта вода в нем замерзает и увеличивается в объеме.

  • О Соборе Василия Блаженного и его предшественниках
  • Правильнее будет его называть храм Покрова Пресвятой Богородицы. Памятник в честь взятия Казани. Собственно, обратимся к летописи: "Той же осенью, 54-й год на дворе, царь Иван Васильевич повелел поставить храм Пречистой царицы Богородицы честного и славного ее Покрова с приделами о казанской победе".

    Для нас важно вот такое замечание: "А прежде сего на тех же местах бывае церкви надо рвом". То есть храм построен не сразу таким, а сначала он построен как однопрестольный храм Покрова Божией Матери, то есть не девять церквей, а один деревянный маленький храм. Рядом с ним стояли еще церкви, а как вы, наверное, знаете, если вы сносите церковь, то тогда на место, где находился ее освященный престол, надо ставить либо крест, как часто видим, когда едем по окраинам России, либо ставить другую церковь.

    Отсюда и берется этот многопрестольный храм Покрова на рву, девять храмов построены на месте прежних деревянных храмов и центральный храм Покрова в честь казанской победы. Почему храм в честь казанской победы – казанское взятие случилось с 1 на 2 октября. На эту дату тогда пришелся день Покрова Божией Матери. Решено, что негоже в честь такого события закладывать деревянную церковь, и нужно перестроить в камне.


  • О спорах вокруг личностей Бармы и Постника
  • Долгое время не было известно, кто эти люди. В конце XIX века один из исследователей истории храма Василия Блаженного находит летопись XVII века, в которой называются имена. Это был первый источник, в котором назывались имена строителей "по реклу Постника и Барму". И с тех пор, как Кузьмин этот источник нашел, не останавливаются споры, кто же это такие: Постник и Барма. Были ли они разными людьми или одним человеком. Кто-то из них, может быть, итальянец. В общем, до сих пор нет четкого понимания, кто же строил.

    Тем же исследователем была обнаружена еще одна летопись, пискаревский так называемый летописец, где уже несколько иная формулировка встречается: "А мастер был Бармас товарищи". Никакой Постник уже здесь не упоминается. Это внесло еще большую сумятицу в дело о разгадывании авторства храма Покрова на рву.

    Если про Барму нам неизвестно вообще ничего, кроме этих двух летописных упоминаний, то про Постника мы знаем немного больше. Человек по имени Постник Яковлев в 1556 году посылается в Казань для строительства Казанского кремля взамен разрушенного татарского, который был дерево-земляным. Это странно. С 1555 года начинает строиться собор, и вдруг в 1556-м его отсылают в Казань. Как же он мог быть строителем собора? Некоторые исследователи тут находят компромиссную версию. Они говорят, что, может быть, он начал строить, дальше дал задание своим людям строить, а сам поехал в Казань. Может быть, а может быть, и нет.


  • О том, как непривычно собор выглядел прежде
  • В 1559 году на день Покрова, 1 октября, были освящены приделы. Собор был построен в традиционной цветовой гамме для зодчества времен Ивана Грозного, то есть он был побелен и имел золоченые купола, а современный облик он обрел уже во времена Алексея Михайловича. Колокольня сейчас совсем не такая шатровая колокольня, также характерная для времен Алексея Михайловича. Изначально она была как псковская звонница, что подсказывает нам на причастность псковских мастеров к строительству.

    Еще одна потеря – когда-то у основания центрального шатра Покровского храма были такие маленькие свечки, маленькие куполки, которые были утрачены впоследствии, к сожалению. Их решено было не восстанавливать при реставрации.


  • О девяти столпах и едином подклете Собора Василия Блаженного
  • Храм Покрова на Рву состоит из девяти отдельных храмов на самом деле. Центральный столп является храмом Покрова на Рву в честь казанского взятия. Еще четыре храма расположено по сторонам этого своеобразного квадрата, и четыре чуть меньше располагаются в углах. Многие из них освящены в честь святых, празднование которых приходилось на какие-то крупные события, связанные с продолжавшейся полгода осадой Казани.

    Столпы соединены кирпичной галереей. Где-то кирпичная галерея накрыта просто коробовым сводом, а где-то – инженерным чудом – плоским перекрытием.

    И последняя инженерная деталь – все девять столпов опираются на единый подклет, как это называется у храма, но нам интересен даже не единый подклет. В подклете достаточно массивные стены, чтобы держать нагрузку. То есть подклет вместе с фундаментом (проведем такую аналогию) приближается к тому, что сегодня называется коробчатый фундамент.


  • О том, что общего у собора Василия Блаженного и сталинских высоток
  • Храм Покрова на Рву стал несколько скромнее в плане инженерных инноваций, но и здесь совершенно интереснейший, может быть, не столько в инженерном, сколько в архитектурном плане подвесной декоративный потолок, а также плитный фундамент еще в начале XVI века, который потом будет в следующий раз использован только уже при строительстве сталинских высоток. 450 лет прошло между храмом Василия Блаженного и повсеместным применением таких фундаментов.

  • О неустойчивых шатрах
  • Идея шатра впервые у нас возникает в зодчестве в 1532 году в Коломенском, в Вознесенском храме, который был построен, скорее всего (хотя это до сих пор тоже спорный момент), итальянским мастером Петраком Малым. В этом смысле шатер – достаточно нерациональная конструкция, поскольку по мере выпуска камней мы смещаем центр тяжести наклонной стенки, и она, конечно, стремится упасть, обрушиться внутрь. Именно поэтому необходимо шатры делать настолько высокими, чтобы стенки были достаточно крутыми, для того чтобы они все-таки держались.

  • О моде на шатровые перекрытия и особенностях сводов
  • Преимущество свода может быть, в том, что его проще укладывать, хотя это вызывает лишний расход кирпича – за все приходится платить. Почему проще укладывать – не надо тесать камни, просто кладутся с напуском и, наверное, еще потому, что он очень крутой, на нем не задерживаются осадки. Поэтому он не держит практически никаких нагрузок, кроме своего собственного веса. Но крутизна его ведет к излишнему расходу материала.

    Я думаю, что переход к шатровым покрытиям от традиционных сводчатых был, скорее, данью моде. Скорее архитектурная деталь, нежели оправданный с точки зрения инженерии элемент. В этом смысле патриарх Никон был ратником за рациональную инженерию, когда запрещал строительство шатровых храмов, тяготел все-таки к купольным.


  • О том, почему купол – это арка, и причине использования белого камня на цокольных этажах.
  • Купол – это тоже арка, только обернутая вокруг собственной оси. Он работает практически точно так же, как арка. Он строится из кирпича, к нему уже почти повсеместно переходят. Из белого камня строится только фундамент и цокольные этажи, то есть подвалы, грубо говоря, поскольку известняк плохо проводит воду, является естественным гидроизолятором. Поэтому те части зданий, которые находятся в земле, а значит прикасаются с грунтовыми водами и с осадками, сделаны из него. Причем эта традиция сохранялась вплоть до революции.

  • О дани Василия III его отцу, Ивану Великому
  • Строительство колокольни начинается в 1429 году. Через три года после закладки Успенского собора при Иване Калите неподалеку от него закладывается церковь Иоанна Лествичника, как говорит летописец, "иже под колоколы". Тогда еще не было привычных нам колоколен, и часто устраивали церкви, в барабане которых были устроены такие же арочные проемы, в которые монтировались и колокола. Такой церковью была и церковь Иоанна Лествичника. В 1505 году на месте старой церкви Иоанна Лествичника решено построить новую церковь, уже столпообразную.

    В 1505 году умирает Иоанн Великий, Иоанн III. На трон восходит его сын Василий III, и вот именно в честь святого покровителя своего отца он решает перестроить, облагородить церковь Иоанна Лествичника. Строил архитектор Бон Фрязин. Кроме строительства храма Иоанна Лествичника и колокольни Ивана Великого больше ничего нам о нем неизвестно.


  • Об изначальном внешнем виде колокольни Ивана Великого
  • Когда она была завершена, она имела немного не такую форму, как сегодня. По моде тогдашнего времени церковь была построена из кирпича, как обычно, но некоторые лопатки были выделены побелкой, а простенки, скорее всего, тоже были отштукатурены, а поверх штукатурки покрашены, и краска была разделана под кирпич.

    Стены там, где они воспринимают меньшую нагрузку, были тоньше, а там где воспринимают больше нагрузку – толще.


  • О функциональных особенностях штукатурки
  • Штукатурка выполняет не только декоративную функцию. Штукатурка еще и защищает кирпич от воздействия атмосферных осадков, поэтому штукатурить надо было все равно, но хотелось иметь кирпичную фактуру, поэтому поверх штукатурки уже красили.

  • О первых перестройках храма Иоанна Лествичника
  • Они начинаются с 1532-го года. И занимается перестройкой уже известный нам архитектор Петрак Малый. Первое зафиксированное его упоминание в летописях – 1532 год. Он перестраивает Успенскую церковь, ныне известную нам как Успенская звонница.

    Как Успенская звонница, так и Филаретова пристройка были взорваны при отступлении Наполеона из Москвы в 1812 году, а затем заново воссозданы. То, что мы видим сегодня, выглядит точно так же и является воссозданием, хотя прошло уже 200 лет и может считаться историческим памятником. Но в оригинале сохранилась форма только церкви Иоанна Лествичника, известная нам сегодня как колокольня Иван Великий. Она построена еще в начале XVI века добротно, прочно, толсто, с огромными запасами прочности, как сказали бы инженеры. Она пережила этот взрыв.


  • О том, откуда взялась круглая форма храма
  • Эту форму мы склонны считать, скорее, колокольней, чем храмом. Возможно, одним из прототипов была часовня. Даже для колокольни такая форма была непривычна, потому что колокольни тогда строили в виде звонниц, в виде стеночек с колоколами. Одной из первых звонниц в виде единого столпа становится часовня в Новгороде, построенная в середине XV века.


Вот уже поти 55 лет испанец Хусто Гальего стоит собор своими руками, без помощи строителей, архитекторов или даже подъемных кранов. Каждую деталь собора Хусто самостоятельно прикрепляет к зданию, и уверяет, что вера в Бога способна помочь ему закончить это грандиозное строение.


"Когда я начал строить собор, все вокруг считали меня сумасшедшим. Они не верили, что я смогу быть настолько приверженным своему делу. Что ж, я доказал им, что они ошибались". Хусто Гальего Мартинес (Justo Gallego Martínez) начал строительство собора 12 октября 1961 г., в день памяти Богородицы Пиларской. Это было его личным обещанием Богу. Некоторое время до этой даты Хусто был сильно болен туберкулезом. С одной стороны он почти отчаялся ждать выздоровления, а с другой, верил, что Бог не оставит его. И тогда он пообещал, что если ему удастся выздороветь, то он построит собор в честь Богородицы Пиларской.


"Когда я смотрю на собор, меня переполняет радость. Это самое наглядное доказательство, на что может вдохновить вера. Я никогда не изучал архитектуру, я простой рабочий. Мне не нужно ничего материально. Не нужны мне и деньги. Я от всего избавился, даже от своего дома. Вряд ли получится закончить собор при моей жизни, тут еще столько всего нужно сделать. Я только надеюсь, что после моей смерти, кто-то позаботится о моем соборе. А меня пусть здесь же и похоронят, в соборе."




Закончить собор будет довольно проблематично, так как Гальего держит план здания исключительно в своей голове, да и то, этот план иногда приходится менять, в зависимости от возможностей Гальего и его вдохновения. Для строительства Гальего использует вторсырье, частично закупая его по относительно низким ценам, частично принимая в дар от строительных компаний. Колонны, например, выглядят прочными только снаружи - на самом деле они сделаны из бочек для бензина.


Иногда Гальего помогают его племянники, иногда добровольцы, но большей частью он сам производит все работы. Каждый день он начинает свою работу в 6 утра и работает до поздней ночи. Естественно, люди задаются вопросом, а где же он берет деньги на строительство. Какую-то часть покрывают частные пожертвования, но в основном Гальего тратит деньги, которые получает за счет аренды унаследованных земель.


Гальего строит собор на собственной земле без официального разрешения на строительство, без благословения или поддержки Католической Церкви. После того, как об этом соборе и о самоотверженном труде Гальего было снято несколько документальных фильмов, сюда, в городок Мехорада-дель-Кампо, стали приезжать туристы. И хотя не все жители одобряют строительство этого собора, Гальего и сегодня продолжает трудиться над его созданием.

Храм на Русской земле издавна и по сей день является сосредоточением церковной жизни и православной культуры. На территории России сохранилось множество храмов, некоторые были возведены еще в глубокой древности. Сегодня мы расскажем о том, как строили храмы.

Деревянные храмы

В 988 году при князе Владимире состоялось Крещение Руси, и уже на следующий год из Константинополя в Киев приехали греческие зодчие, которыми и была заложена первая каменная церковь. Именно святой князь Владимир стал первым русским князем-христианином, отдавшим указ, чтобы после крещения народа и земли Русской зодчие начали рубить церкви по русским градам.

Так стали появляться деревянные храмы. Но древнейшие летописные источники утверждают, что деревянные храмы на Руси строили задолго до Крещения. Деревянные храмы всегда было легче возводить, чем каменные, так как материал для строительства был более доступным. Более того, на Руси издавна процветало деревянное зодчество и славянские мастера возводили храмы практически на глаз, не используя точные измерения и сложные архитектурные планы.

Каменные храмы

Однако после Крещения на Руси стали появляться первые каменные храмы. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве был заложен первый каменный храм Древнерусского государства — Десятинная церковь.

Эта церковь была воздвигнута святым равноапостольным князем Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Во время строительства Десятинной церкви она была самым большим киевским храмом. Из летописей до наших дней дошли сведения, что Десятинную церковь называли «мраморной», так как интерьер храма был обильно украшен мрамором.

В 996 году постройка Десятинной церкви была завершена и храм был торжественно освящен. Давняя традиция жертвовать на храм убедила князя Владимира пожертвовать десятину возведенной церкви, после чего ее в летописи запомнили именно как Десятинную.

После постройки первой каменной церкви стали возводиться и другие храмы из камня. Важно, что именно по образу Десятинной церкви возводились последующие главные храмы русских городов и монастырей.

На каком месте возводились храмы

Вместе с Крещением Руси и началом строительства храмов на Русской земле началась новая жизнь. Издавна на месте будущего поселения, а в первую очередь города, зодчие искали специальное место для возведения храма — не всякая земля для этого подходила. Прежде всего строители искали не болотистую и не слишком сухую землю для строительства.

Более того, храм должен был строиться на видном месте, в главной части поселения, чтобы до него мог добраться каждый житель. Храм строился обязательно на возвышенном, «красном» месте, что означало — на самом красивом.

Итак, в первую очередь возводился храм, а уже после вокруг него начинало расти поселение. Церковь занимала главнейшую роль в жизни русских людей, живших как в городах, так и в селах и деревнях.

В церковь люди собирались на богослужения в воскресные и другие дни, обязательно русский народ ходил в церковь на великие церковные праздники. Там же, в церквях, крестили детей, венчали новобрачных и отпевали умерших родственников.

Более того, в храмах служились благодарственные и просительные молебны, около храма собирались народные собрания.

Архитектура и строительство храмов Древней Руси

Основной тип строительства православного храма — крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь — Десятинная.

С самых древних времен и по сей день на Руси и в современной России строятся и восстанавливаются храмы и соборы по строительным проектам кресто-купольных храмов. Техника строительства каменных кресто-купольных храмов были позаимствованы зодчими Древней Руси у Византии.

Так как первые храмы после Крещения возводили приглашенные мастера, их работы положили начало традции строить храмы под влиянием византийской архитектуры. Однако вскоре, когда русские зодчие сами стали возводить каменные храмы, к византийскому стилю прибавился и свой, традиционно русский, местный стиль, который так и остался навсегда в православных храмах.

Так как храмы на Руси играли важнейшую роль для православных людей, то для украшения храмов собиралось всё самое наилучшее. Храмы украшались золотом и драгоценными камнями. Одним из самых ценных элементов каждого храма были иконы, которые писали талантливые иконописцы.

Церкви на Руси также возводились из кирпичей, но до этого в большинстве случаев для строительства использовалась плинфа.

От византийских строителей русские мастера переняли кладку из плинфы. И до XV века при строительстве храмов на Руси преимущественно использовалась плинфа.

Плинфа - обожженный кирпич, с приблизительно равными сторонами. Его размер обычно составлял длину и ширину 40х40 см. Толщина кирпича составляла 2,5-4 см, а сам кирпич был светло-розового цвета. Обычно плинфы скреплялись толстым слоем раствора, благодаря чему здание выглядело полосатым.

Растворы, которые использовались для строительства храма, соединяющие ряды плинфы, представляли собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Известно, что из плинфы строили больше на юге России, а на севере, ближе к Киеву, предпочитали камень.

Позже, уже конце XV века На Руси появился новый материал — кирпич. Это формовочные кирпичи, напоминающие современные. Так как такой кирпич был дешевле и куда доступнее камня, он получил широкое распространение для строительства храмов.

Кирпич обжигался строителями, на нём ставили специальный знак, обозначавший классификацию кирпичей для укладки в определенное место постройки.

Между тем деревянные храмы также не переставали строить. Однако архитектура деревянных храмов тоже поменялась. По всей Руси начали строить однокупольные храмы, возводящиеся строителями на мощном, массивном квадрате.

Каждый храм возводился разное количество времени. Самый простой храм мог возводиться около года, а на более сложные — могло уйти более шести лет. Всё зависело от количества мастеров, строящих храм.

Деревянные храмы на Руси строили быстрее, так как на Руси издавна было развито деревянное зодчество. На возведение каменных и кирпичных храмов требовалось больше времени, так, например, Десятинную церковь строили около семи лет. Другие храмы с более сложной конструкцией и дорогими материалами могли возводиться более десяти лет.

Небольшой храм возводили строители и мастера, которых было не менее 10-12 человек. На строительство больших храмов приглашалось куда больше мастеров, порядка тридцати.

Кому посвящали храмы

Храмы в Древней Руси посвящали Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице, а также многочисленным святым. Более того, многие храмы посвящались великим церковным праздникам — Покрову и Успению Пресвятой Богородицы, Вознесению Господню и многим другим.

Вскоре на Древней Руси появилась традиция воздвигать храмы-памятники на местах, где произошли особо важные, памятные события — ратные победы, великие битвы или кончины тех, кто положил жизнь за свою веру и Отечество.

Видео

Видео: Владимир Будько