Философские мотивы лирики С.А, Есенина. «Философские мотивы лирики С

Цели урока:

  1. Постичь специфику лаборатории художника слова, т.е. особенности поэтического языка в его философских стихах. Определить поэтическую идею его стихотворений.
  2. Осмыслить своё личное отношение к прочитанному.
  3. Совершенствовать навык анализа лирического произведения в единстве формы и содержания. Продолжить обучение выразительному чтению.
  4. Развивать интерес к поэтическому наследию С. Есенина.

Оборудование: Портрет С. Есенина, грамзапись романса “Не жалею, не зову, не плачу...”

Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения “печали людей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком.

М. Горький.

Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.

А. Н. Толстой.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя.

“Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души”, - эти слова А.Н. Толстого о Сергее Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта XX века. И сам Есенин признавался, что хотел бы “всю душу выплеснуть в слова”. “Половодье чувств”, затопившее его поэзию, в свою очередь, не может не вызвать ответного душевного волнения и сопереживания.

Трудно найти поэта, который с такой предельной искренностью и беспощадной прямотой вызывал бы себя в своих стихах, превратив их в исповедь и дневник. Он не мыслил своей жизни без поэзии, он жил, чтобы петь, и пел, чтобы жить “пусть вся моя жизнь за песню продана” - сказано не ради словца. Тоже самое повторит поэт перед смертью и не в стихах “остались одни лишь стихи. Я всё отдал им”.

Поэзия С. Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льётся она из самого сердца, как “песнь простая”, без явных признаков кропотливого, чёрного труда, усилий, траты “словесной руды”.

Что вам дорого в поэзии С. Есенина? Каким вы видите поэта в его стихах?

III. Чтение наизусть стихов Есенина учащимися:

“Край любимый! Сердцу снятся...”, “Топи да болота”, “По-осеннему кычет сова”, “Неуютная жидкая лунность”.

(Звучит под аккомпанемент гитары одна из песен на стихи С. Есенина).

Чтение стихотворения С. Есенина учителем.

IV. Почти ни одно есенинское стихотворение не обходится без картин природы. Вначале это были пейзажные зарисовки, в которых природа заслоняла и вытесняла человека, а позднее пейзажные зачины и природные образы в лирической исповеди поэта.

Есенинскую сопричастность всему живому, природному почувствовал М. Горький, читая и слушая размашистые, яркие, удивительно сердечные стихи поэта.

Внимание к эпиграфу!

Действительно, Есенин всегда искал и находил общность и отклик в мире природы: “Подымайте вы, лунные лапы, мою грусть в небеса ведром”, “Оттого что тот старый клён головой на меня похож”.

И для того, чтобы доказать это обратимся к стихотворению “Не жалею, не зову, не плачу”, проанализировав его по схеме.

V. Анализ стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу”.

  1. Чтение стихотворения учителем.
  2. Какие чувства вызвало это стихотворение?
  3. История создания произведения.

По признанию самого автора, это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в “Мёртвых душах”. Возможно, гоголевское восклицание “О, моя юность! О, моя свежесть!” и сожаление по поводу “невозвратно мелькнувшего” детства и молодости послужило побудительным толчком для создания есенинского шедевра. Но поэта волновала не столько утрата юношеской восприимчивости и любознательности, как Гоголя, сколько угасание всех чувств, охлаждение сердца. Отрывок из “Мёртвых душ” Гоголя, безусловно, не был единственным источником стихотворения. Традиционны сама тема прощания с юностью, и размышления о быстротекущем времени, и образы весны - молодости и осени -старости. В поэзии всех времён и народов мы находим бесчисленные вариации на эти темы.

Постарайтесь вспомнить строки стихотворений, в которых звучит эта тема.

И вы подобно так падёте,
Как с древ увядший лист падёт.

(Державин)

Всё обновится весною -
Смертный, ах! Вянет навеки.

(Карамзин)

И ты вступаешь в осень дней.

(Баратынский)

Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.

Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны.

(Некрасов)

Пройдёт моя весна, и этот день пройдёт,
Но весело бродить и знать, что всё проходит.

Эти литературные аллегории и ассоциации ведут своё происхождение от фольклорного психологического параллелизма. Есенин соединил в своём стихотворении обе традиции - фольклорную и литературную, - восприняв из фольклора ощущение родственной близости человека и природы и преобразив народнопоэтический параллелизм и книжные сравнения. Вместо параллельного изображения и сопоставления-взаимопроникновения и слияния двух миров.

Каких?

Я- яблоня в первой строфе и

Мы -клёны в пятой. Но всем суждено “процвесть и умереть” - этим заканчивается стихотворение.

О чём это стихотворение? Определите его тему.

На первый взгляд стихотворение посвящено встрече со

старостью, не случайно дважды повторяется слово “теперь”,

“Ты теперь не так уж будешь биться” и “Я теперь скупее стал в желаньях”. Но чем дальше вчитываемся в стихотворение, тем больше убеждаемся, что большинство образов относится не к осеннему увяданию, а к весеннему цветению. И главной становится тема прощания с молодостью.

Определите размер стихотворения.

Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный.
Я не буду больше молодым.
3, 7, 9
3, 5, 7, 9
3, 5, 9
3, 5, 9
Пятистопный хорей с пиррихием
Способ рифмовки – перекрёстный 1
2
3
4

Рифма

Чередование мужской и женской рифмы, придаёт стихотворению напевность, ритмичность.

С чего начинается стихотворение?

Начинается оно не с воспоминаний о “невозвратном и далёком”, а с печальных мыслей о будущем, которое всё время проецируется на прошлое и рисуется негативно.

О каком времени больше говорит поэт: о прошлом, настоящем или будущем?

Всё пройдёт.

Не буду, не будешь, не заманишь.

В какой эмоциональной тональности говорит о будущем? Печальной, грустной.

Всё это признаки какого жанра?

Встречались ли мы с Вами с этим жанром при изучении литературы XIX века?

Оно напоминает Лермонтовское стихотворение “Выхожу один я на дорогу”. Прежде всего Есенину оказалась близка лермонтовская формула “и не жаль мне прошлого ничуть”, и он не раз варьирует её в своей поэзии: “и ничего в прошедшем мне не жаль”, “мне не жаль вас, прошедшие годы”, “не жаль мне лет, растраченных напрасно”. И свою элегию об ушедшей молодости поэт начинает с отказа от сожалений (“Не жалею...”), но на самом деле оплакивает её и в отличие от лермонтовского героя, отвергающего и прошлое, и будущее, благословляет жизнь.

Итак, эти три отрицания- как бы три ответа на выступление из трёх отрицательных глаголов (заметим, что это редкий случай в русской поэзии тройного глагольного негатива).

Давайте обратимся к первым двум строфам. Прочитайте их выразительно.

Чем объединены эти две строфы?

Объединены отрицанием настоящего “Не жалею...” и будущего

“Я не буду больше молодым...”

Какие чувства они вызывают?

Ощущение невосполнимости утрат.

В каких строчках это ощущение подчёркнуто?

“Я не буду молодым”, “Ты теперь не так уж будешь биться”,

“Страна не заманит”...

Чем добивается этого поэт?

Отрицанием, частица не, обращением- сердце.

Если прислушаемся к глаголам, какой принцип выдерживается, он же задан и в зачине “Не жалею, не зову, не плачу”?

Выдерживается принцип градации, воссоздающий события и действия, мысли и чувства в процессе.

Верно по этому же принципу выстроено ещё одно положение, которое определяет общность поэта с Россией?

Найдите ключевые слова этого положения.

Я - ты - страна (Россия).

Следующие две строфы кульминационные.

Прочтите их.

Какая интонация звучит в них?

Взволнованность.

Передана ли эта интонация читающим?

Какой мотив усиливается в этих строфах?

Усиливается мотив утраты, заполняя собой наступившее “сегодня”; уничтожив разрыв между завтрашним и сегодняшним днём. “Дух бродяжий. Ты всё реже, реже Расшевеливаешь пламень уcm”. Голос поэта, перечисляющего новые и новые потери, становится всё взволнованнее.

Чем, как передаётся это чувство?

Отрицанием, обращением “Дух бродяжий”, “О, моя утраченная свежесть”, повторами (“ты всё реже, реже”), паузой-переносом (реже// Расшевеливаешь). Происходит и звуковое оформление мотива утрат: причастие “утраченная” вбирает в себя звучание предыдущих определений, как бы подготавливается им.

Каких?

“Охваченный” в I строфе и “тронутое” во II строфе. В строках “О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств” - образном и эмоциональном фокусе стихотворения - сконцентрирован весь его пафос.

Можете ли Вы определить пафос стихотворения?

Пафос стихотворения драматический, потому что речь идёт об утратах; и эмоциональный, потому что говорится о чувствах, о личном. Выразительность последнего стиха, ставшего афоризмом, поддерживается чёткой ритмичностью и симметрией ударений, пауз и звукового состава.

Определите звуковой состав стихотворения.

у-а - о - у в первых трёх строках,

ств- л-л-ств в последней, четвёртой.

Но и после третьей строфы напряжение не спадает, ведя ко второй кульминационной вершине - трагическому вопросу о приснившейся жизни и образу “розового коня”.

Символом чего является этот образ?

Символ несбывшихся мечтаний о прекрасном и идеальном, о юности. Образ многомерный, создан метафорой.

Обратимся к последним двум строфам. Прочтите их.

Концовка стихотворения даёт отчётливо полемическое-смысловое - образное и грамматическое кольцо: “я” превращается в “мы”.Весна оборачивается осенью (яблонь дым-клёнов медь), “пройдёт” (в I строфе)- уже “прошло” (в V). Использован приём антитезы. А печаль о прошедшем разрешается диалектическим пониманием и приятием бытия.

Таким образом, на три отрицания в зачине откликаются три утвердительные глагола в концовке: “Что пришло процвесть и умереть”.

В чём поэтическая идея стихотворения?

Философские раздумья о жизни и смерти, о тленности всего сущего. Всё приходит, чтобы умереть.

Таким образом, ещё раз подчёркиваем слияние человека и природы, которое отчётливо видно в поэзии Есенина. И ещё раз доказываем правдивость слов М.Горького.

Внимание к эпиграфу.

VI. Обобщение по уроку.

На дом: Самостоятельно проанализировать стихотворение

“Отговорила роща золотая...”

Философские мотивы лирики С.А. Есенина

У Сережи есть свой голос красивый. Он любит Россию по-своему, как никто другой. И воспевает ее по-своему. Березы, месяц, ржаные поля, озера - вот его песня. И поет он ее всем своим существом. А. Андреев За темную гряду леса садилось рыжее, нечесаное, будто спросонья, солнце. В последний раз осветило багровым ливнем луча раскиданные стога, пушистые облака, заглянуло мне в глаза. Может быть, оно хотело спросить, не слышала ли я что-нибудь о рязанском парне с русыми, цвета спелой ржи, волосами, синими, как небо, глазами и чистой, словно весенний проливной дождь, улыбкой. Солнце, остановись на мгновенье! Я расскажу тебе о Сергее Есенине, расскажу о его лирике, расскажу, почему я полюбила его стихи. Стихи Есенина стали мне дороги сразу, как только я вошла в волшебный мир поэзии. С тех пор многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня. Все глубже изучая жизнь и творчество поэта, я полюбила его всей душой и хочу быть певцом его поэзии. Почему? Я часто задавала себе этот вопрос. Действительно, почему так близки и понятны его стихи и сегодня? Пожалуй, из-за его глубокой любви к своей родине, к своему народу, из-за безгра-ничной любви к природе, ее красоте, из-за того, что они учат меня понимать все прекрасное. Лирика поэта жива одной большой любовью - любовью родине. Чувство родины - основное в творчестве Сергея Есенина. Многие поэты пытались раскрыть тему родины в своих произведениях. Но так, как сделал это Есенин, по-мое-мy, не удавалось никому. Он с гордостью называл себя "крестьянским сыном" и "гражданином села". Где бы ни был Есе-нин, на какую бы вершину славы он ни поднимался, он всегда видел Русь крестьянскую, жил ее надеждами. В стихах Есе-нина не только "светит Русь", не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера человека в ее будущее, великое будущее родного народа. Есенин застыл на месте. Ему представилась огромная, без конца и края Русь, вся залитая березовым светом, встала рядом изб вдоль Оки. "Родина моя, - прошептали губы, - Родина". И вдруг замерли, потому что нашлись другие слова: Гоп ты, Русь моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края, Только синь слепит глаза. Есенин с откровенной теплотой воспевает неповторимую красоту родного края. Как он его любит! Он влюблен в бескрайние поля, леса, в свое рязанское небо, в полевые цветы. Уже давно все стихло вокруг. А он не мог заснуть. Ему вдруг захотелось увидеть маленькое лесное озерцо, где он, босоногий мальчишка, гонялся за косыми лучами солнца, молодую березку, что летом полоскала свои косы в воде, а зимой позванивала хрустально ими. Завтра - начало сенокосной поры. И сколько нужно сил, чтобы с рассвета дотемна махать косой. А человек ходит и ходит по родной земле. И невдомек звездам-проказницам, что не до сна поэту, что он безмерно счастлив, потому что весь мир - для него. Для него цветут травы, для него смеются озорные глаза озер, и даже они, звезды, светят для него. И невольно из сердца на волю рвутся слова: О Русь! Малиновое поле И синь, упавшая в реку - Люблю до радости, до боли Твою озерную тоску! Какая безграничная любовь к природе! Меня восхищает неповторимая есенинская лирика, понимание всех тонкостей родной природы и умение это передать в стихах. Свои стихи о природе Есенин создает по черновому рисунку, набросанно- му самой природой и сверенному с общей картиной природной жизни. Поэт сажает рябину у крестьянской избы. В "рябиновом костре" сгорают последние надежды: В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. У Есенина обострен взгляд на те черты природы, которые могут быть уподоблены вещественному миру. Даже небесные светила он приглашает на землю. Месяц схож с жеребенком, он тоже рыжий и "запрягается" в сани. Под луной происходят самые мучительные поиски и открытия самого себя. В стихах Есенина вся жизнь, со всеми поворотами, ухабами и взлетами. Есенин прошел небольшой, но тернистый жизненный путь. Он оступался, ошибался, впадал в народничество - это вполне естественные "издержки" молодости, личного характера. Однако Сергей Есенин всегда был в поисках, в дороге, на крутых поворотах истории. Все его личные переживания и неудачи отступают перед главным - любовью к родине. Что для человека самое дорогое в жизни? Я бы ответила: "Родина". И разве не счастье воспевать ее красоту! Нельзя жить на земле и не иметь дома, матери, родины. И нельзя ее не любить. На траву упала роса. Растаяли в небе звезды-насмешницы. Рассвет был какой-то розовый и звонкий. Казалось, скажешь слово тихо-тихо, а оно полетит через всю землю. Где-то далеко занялась песня. На нее звонко откликнулись лес, озеро, солнце. А Есенину захотелось к людям. Он выбежал на луг, поглядел на родные, знакомые до боли поля и замер. Теперь он твердо знал: в какие бы края ни забросила его судьба, он никогда не расстанется ни с этой землей, ни с березкой над прудом. Слова сами выстраивались в ряд: Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". Это была его первая в жизни клятва в верности новой, стальной России. Слова поднимались в рассветной звонкой тишине к солнцу и летели над Русью вместе с вольными ветрами через леса, озера, луга, сквозь годы. Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное наследство. Наполненная любовью к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, предельной искренностью, добротой, поэзия Есенина актуальна и современна и в наши дни. Многие его стихи стали песнями. И по жизни с собой я пронесу томик стихов Есенина.

С. А. Есенин - не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. Как и всякая высокая поэзия, его лирика философична. В стихах говорится о непреходящих проблемах человеческого существования, в них внутреннее «Я» поэта ведет диалог со всем окружающим миром, природой, вселенной, пытаясь ответить на вечные «почему». Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот мир? Поразительному таланту поэта были подвластны самые глубокие и сокровенные человеческие переживания. Одни стихи - это «половодье чувств», светлых, радостных, другие полны безысходности, отчаянья.
Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил согласие и отклик в мире природы, поэтому его пейзажная лирика наполнена философскими мотивами, аналогией между законами человеческой жизни и законами природы, в ней слышен «перезвон узловой природы и сущностью человека».
Эти мотивы развиваются, например, в элегии «Отговорила роща золотая». «Золотая роща» - это и конкретный природный образ, и обобщенный, это - жизнь поэта, человеческое бытие вообще. Философское содержание раскрывается через пейзажные зарисовки. Тема увядания, ощущения последних дней сквозит в образе осени. Осень - время тишины, ярких красок, но в то же время - пора прощания. В этом и заключается противоречивость нашего земного существования. Журавли -это лейтмотив стихотворения, прощальной песни со всем юным, свежим, с «сиреневой цветью» природы и, главное, с душой человека. Человек одинок, однако, эта бесприютность соседствует с теплым воспоминанием: «Стою один среди равнины голой, //А журавлей относит ветер в даль, //Я полон дум о юности веселой, //Но ничего в прошедшем мне не жаль». Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг...
Соотношение весны человека и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ: «В саду горит костер рябины красной, // Но никого не может он согреть». Несмотря на это, лирическому герою не жаль прошедшей жизни, так как бытие воспринимается им как преходящее. «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник...» - в этих словах основа философского отношения к жизни. Все мы рождены для того, чтобы умереть, каждый из нас - крошечная песчинка в мировом космосе, каждый из нас - неотъемлемая часть природы. Поэтому-то лирический герой сравнивает свой предсмертный монолог с осенним листопадом: « Так я роняю грустные слова».
Несмотря на трагическое звучание стихотворения, воспоминания о прошумевшей жизни вызывают у читателя приятие смерти как данности. Эта элегия очень похожа на исповедь лирического героя. Есенин поднялся над своей личной трагедией к общечеловеческим высотам.
Схожие мысли звучат в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» «Увяданья золотом охваченный, //Я не буду больше молодым» - в этих стоках размышление о невозможности повернуть время вспять. "Весенняя гулкая рань" - олицетворение молодости природы и молодостижизни. Чувство неизбывной печали, мотив неотвратимой беды лирического героя перед лицом всепоглощающего времени и вечной природы снимается словом «процвесть» в последней строфе: «Все мы, все мы в этом мире тленны, // Тихо льется с кленов листьев медь... //Будь же ты вовек благословенно, // Что пришло процвесть и умереть». Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горче всего прощаться, стоя у роковой черты.
Человеческая душа и Мир едины... однако, порою это единство нарушается, трагическая дисгармония разрушает идиллическое существование. Это может проявляться в бытовых, житейских ситуациях. Так, в «Песне о собаке» человек с жестокостью нарушать законы природы, отнимая у матери новорожденных щенков. Это не только вызывает материнское горе, личную трагедию, но и становится причиной беды вселенского размаха: «Покатились глаза собачьи // Золотыми слезами в снег», « В синюю высь звонко //Глядела она, скуля, // А месяц скользил, тонкий, // И скрылся за холм в полях». Нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменяя её темп, это потом отольется человечеству слезами животных. Поэтому по-особенному звучат строки из стихотворения «Мы теперь уходим понемногу»: «И зверьё, как братьев наших меньших, // Никогда не бил по голове». Так и нужно жить, понимая, что ты -не хозяин природы, мира, а их часть. Нужно наслаждаться возможностью созерцать красоты земли, нужно просто жить: «Счастлив тем, что я дышал и жил. // Счастлив тем, что целовал я женщин, // Мял цветы, валялся на траве». Нужно ценить то, что дала нам жизнь, радоваться каждому дню, любить живых.
Очень сложно выбрать есенинские стихотворения, относящиеся к философской лирике, потому что все его творчество таково. Размышляя о природе, о Родине, о своей личной судьбе, поэт неизбежно приходит к мысли о том, жизнь нужно принимать такой, какая она есть: «Как прекрасно//Земля //И на ней человек!»
Раздумья о неизбежной, вечной смене поколений, о неумолимом беге жизни, в которой надо занять свое место, выполнить предназначенное, ощущая себя существенным, незаменимым звеном в длинной цепи, связывающей Минувшее и Грядущее, всегда звучали в русской литературе. «Вновь я посетил..» А.С Пушкина, «Выхожу один я на дорогу...» М.Ю. Лермонтова и множество других стихотворений русской классики 19 века полны этими переживаниями. Сейчас мы тоже думаем над этими проблемами. Наверное, потому, что они вечны, и едва ли человечество когда-нибудь найдет исчерпывающие ответы на философские вопросы. Поэтому Есенинское творчество бесценно и бессмертно.

Из всей яркой, самобытной, многообразной и необычайно эмоциональной русской лирики начала XX века трудно выделить более целостное, единое, последовательное творчество, чем творчество
С. Есенина. Его произведения представляются этаким исполином, неразрывным переплетением различных тем, мотивов, образов, объединенных необыкновенным благоговением перед родиной, каким-то наивным, бытовым патриотизмом, своеобразным культом российской природы. Основа мировоззрения поэта настолько целостна и неизменна, что он порой даже «перепевает» сам себя, используя одни и те же.мотивы, образы и идеи в разных стихотворениях. Но все же и в лирике Есенина можно отметить отдельные произведения, стоящие чуть особняком от всего остального творчества. Одним из таких стихотворений является «Не жалею, не зову, не плачу».

Это стихотворение было написано в 1922 году, уже в зрелый период жизни автора. В системе философских произведений Есенина оно играет немаловажную роль, так как наиболее ярко отражает мировоззренческую концепцию поэта. Особое значение имеет оно и для всего творчества, потому что в целом в Есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого разбора.

Тема произведения - размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить дня себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии. И автор выводит свое решение: основная идея стихотворения - необходимость смирения перед неизбежностью.

Все мы, все мы в этом мире тленны...

Но это смирение лирического героя не апатично, не угнетающе -это своеобразная концепция счастья, приятие мира целиком, во всем его многообразии. Такое восприятие очень характерно для Есенинской лирики.

Композиция стихотворения подчинена идейной канве. Во-первых, произведение статично, несмотря на присутствие некоторой частной динамики (смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скачка розового коня), единая, общая философская идея смирения доминирует над всем остальным. Она заявляется лирическим героем в самом начале («Не жалею, не зову, не плачу...») и повторяется как итог всего размышления в конце («Будь же ты вовек благословенна...»). Тема неизбежности конца (в широком, общефилософском смысле этого слова) также появляется как в первой строфе («Все пройдет...»), так и в последней («...все мы в этом мире тленны»). Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции произведения, которая оправдывается его философской направленностью.

Жанр стихотворения- размышление - наиболее соответствует теме и позволяет лучше донести идею до читателя.
Анализируемое произведение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами, создающими особый эмоциональный настрой. Его художественное своеобразие богато и разнопланово. Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается особой системой рифм, своеобразной строфикой и размером, приемами звукописи. В стихотворении можно выделить общий размер, так как автор очень часто отступает от традиционной системы сочетаний ударных и безударных слогов, но чаще всего строки написаны пятистопным хореем с усеченной последней стопой:

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Потрясающе разнообразен подбор рифм: мы встречаем как открытые («тленно» - «благословенны»), так и закрытые рифмы («холодком» - «босиком»), женские («реже» - «свежесть») и мужские («дым» - «молодым»), точные («мне» - «коне») и неточные («уст» -«чувств»). Есть и некоторая вольность в рифмах: например, Есенин рифмует два заударных слога, один из которых стоит в середине слова («плачу» - «охваченный»). Используются в стихотворении и приемы звукописи. Например, в строках:

...тленны.
Тихо льется с кленов листьев медь,-

мы можем найти как ассонанс (перепевание звуков э, и для передачи монотонности, мягкости, текучести), так и аллитерацию (повторяются звуки л ’, м, н).

Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения («Ты теперь не так уж станешь биться, сердце», «дух бродяжий», «жизнь моя» и так далее). Для этой же цели в первой же строке представлен подбор близких по смыслу глаголов («Не жалею, не зову, не плачу»).

В произведении не много эпитетов, что нехарактерно дня Есенина («гулкая рань»), но необыкновенно много метафор («увяданья золотом», «сердце, тронутое холодком», «страна березового ситца», «пламень уст», «листьев медь» и так далее), развернутых и неразвернутых сравнений («как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»). Для передачи смысла использована антитеза весенних яблонь и осеннего золота увядания; напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами («,..ты все реже, реже...», «Все мы, все мы...»). Образ родины прослеживается и в этом стихотворении, он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов, розового коня; какая-то провинциальность (в понимании провинции как основы, истока всего, исконного, народного, фольклорного) подчеркивается использованием просторечий («шляться», «буйство»).
Необыкновенно ярка и даже где-то назойлива передача цвета в произведении - дым белых яблонь, золото увядания, медь листьев Предполагает цвет и «пламень уст», и «березовый ситец». Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина в целом.

Стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание и свойственного лишь Есенину трепетно-болезненного восприятия окружающего мира, и общечеловеческих философских метаний, и обращения к личным чувствам каждого читающего. Личностная тематика стихотворения не дает возможности единой трактовки некоторых образов: например, образ розового коня можно воспринимать как пробуждающее, юное начало, а можно объяснить как символ заката и увядания в раннее утро - то ест это своеобразная антитеза. Такая неоднозначность является чертой любой философской лирики, в том числе лирики Есенина.

Общий настрой произведения - умиротворение, монотонность, неспешность, повествование спокойно и размеренно- способствует дальнейшим размышлениям читателя, позволяет додумывать и домысливать, соотносить со своей системой ценностей и мировоззрением.

Творчество С.А. Есенина благодаря своей целостности может создавать впечатление однообразия, повторяемости, поэтической занудливости. Благоговейный трепет поэта перед всем родным и традиционным может вызывать раздражение или негодование, обвинения в лжепатриотизмз или сентиментальничанье, когда вспоминаются события времени, в которое он творил. Поэтому отношение к Есенинской лирике очень неоднозначно, что объясняется прежде всего глубокой личностной наполненностью и эмоциональной заряженностью всего его творчества.

Любовь моя! Прости, прости.
Ничто не обошел я мимо.
Но мне милее на пути,
Что для меня неповторимо.
С. Есенин
Человек - это всего лишь песчинка в просторах мироздания, жизнь его - мгновение в сравнении с вечностью Вселенной. Вот почему издавна не только ученые-астрономы, но и поэты обращали свои взоры в бескрайние, манящие к себе дали, чтобы попытаться проникнуть в тайны мироздания, а значит, и в тайны человеческой души. Не раз задумывался о глубинах Вселенной и Есенин.
Там, где вечно дремлет тайна,
Есть нездешние поля.
Только гость я, гость случайный
На горах твоих, земля.

Широки леса и воды,
Крепок взмах воздушных крыл.
Но века твои и годы
Затуманил бег светил...
Сергея Александровича как истинного поэта волновали вечные философские вопросы взаимоотношения человека и Вселенной, человека и природы, человека и мира его земных деяний, радостей, страстей, тревог, любви и ненависти, жизни и смерти.
Человек - дивное творение природы, прекрасный, неповторимый цветок земной жизни. В поэме «Цветы» Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему, в высшей степени самобытно. В поэме общечеловеческое неотделимо от личности автора, от его переживаний, тоски и судьбы. Особенно замечательно, что изображение жизни в поэме органически сливается с конкретной, реальной российской действительностью.
А люди разве не цветы?
О милая, почувствуй ты,
Здесь не пустынные слова.
Я видел, как цветы ходили,
И сердцем стал с тех пор добрей,
Когда узнал, что в этом мире
То дело было в Октябре.

Цветы сражалися друг с другом,
И красный цвет был всех бойчей.
Их больше падало под вьюгой,
Но все же мощностью упругой
Они сразили палачей.
Красный цвет революции - символ прекрасного в жизни - таким видится Есенину теперь октябрь семнадцатого года. Для поэта-гуманиста, каким он был всегда, революция - это прежде всего людские судьбы, их настоящее и будущее, о котором поэт говорит в «Цветах» с романтической окрыленностью.
И потому, что я постиг,
Что мир мне не монашья схима,
Я ласково влагаю в стих,
Что все на свете повторимо.

И потому, что я пою,
Пою и вовсе не впустую,
Я милой голову мою
Отдам, как розу золотую.
Общечеловеческое содержание, казалось бы, глубоко личных, индивидуальных образов, за которыми чаще всего угадывается фигура самого автора, его мир дум и чувств, безыскусная, самобытнейшая метафоричность стиха; наконец, сочетание в поэме земной, конкретной романтической реальности с вселенско-глобальным охватом явлений действительности - таковы характерные черты и особенности поэтики «Цветов».
Есенин по своим убеждениям и идеям - мыслитель и революционер духа, постоянно и чутко вслушивающийся в биение народного сердца, в могучее дыхание родной Руси, улавливающий настоящие раскаты новых революционных бурь и потрясений.
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют еще!
И чувствую в скулах упрямых
Жестокую судоргу щек.
Эти строки автора наполнены гордостью и радостью, болью и тревогой за человека, его судьбу, будущее, они по праву могли бы быть эпиграфом ко всему твбр-честву поэта. Пророческими стали слова
И сколько зароют еще...
Гуманизм Есенина, его неотступные тревоги и заботы о судьбе миллионов соотечественников - судьбе народной рождены великой любовью поэта к Родине.
О край дождей и непогоды,
Кочующая тишина,
Ковригой хлебною под сводом
Надломлена твоя луна.

За перепаханною нивой
Малиновая лебеда.
На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда.
Уже в ранних стихах поэта нет идиллии, а слышатся боль, тревога, печаль, скорбь, нет одного - равнодушия к судьбам соотечественников, к человеку. И это! не только в стихах, в творчестве, но и в мыслях, в поступках юного поэта. Нельзя любить землю и человека вообще. Это чуждо истинному искусству. Только любя свою родину, свой народ, можно стать великим художником, близким и доступным миллионам! Таков Есенин.
К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу -
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?
В стихах и поэмах он говорит о непримиримом столкновении двух морально-нравственных начал в современной ему общественной жизни, о двух концепциях человека, одна из которых родилась в старом, буржуазном мире, а другую принесла революция. После зарубежной поездки Сергей Александрович писал:
...Места нет здесь мечтам и химерам.
Отшумела тех лет пора.
Все курьеры, курьеры, курьеры,
Маклера, маклера, маклера...

Если хочешь здесь душу выржать.
То сочтут: или глуп, или пьян.
Вот она - мировая биржа!
Вот они - подлецы всех стран.
Именно за границей возник у Есенина замысел поэмы «Черный человек». «Прескверный гость» - «Черный человек» у автора - это не его личный недруг, он враг человечества и всего прекрасного на Земле.
Поэзия Есенина поразительно конкретная и вместе с тем вселенская, космическая. В соединении этих двух начал - эмоциональная действительность, масштабность, «половодье чувств» и мыслей.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришлось процвестъ и умереть.
Высочайший лиризм, философская глубина есенинской лирики идут от великих традиций русской классической литературы.