Иоанн v (iii) милостивый. Храм в честь воскресения христова

[греч. ᾿Ιωάννης ὁ ᾿Ελεήμων] († 11.11.620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони)), патриарх Александрийский с 610 г.

сведений о жизни И. М. весьма многочисленны и разнообразны. Первое (несохр.) жизнеописание И. М. было составлено вскоре после его кончины Иоанном Мосхом и Софронием Софистом, к-рый с большой степенью вероятности может быть отождествлен со свт. Софронием , патриархом Иерусалимским (D é roche. 1995. P. 25-36). Ему же приписаны 2 посвященные И. М. эпиграммы, сохранившиеся в составе Палатинской антологии (The Greek Anthology / Engl. transl. by W. R. Paton. L.; N. Y., 1917. Vol. 2. P. 360-362). О содержании утраченного Жития можно судить по первым главам т. н. анонимной версии Жития И. М., изданной И. Делеэ (BHG, N 887v), по тексту эпитомы, представляющей собой синаксарную заметку неясного происхождения (BHG, N 887w-x), и по Житию, составленному прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 888; PG. 114. Col. 896-965). Наибольшее распространение в Византии получило Житие И. М., написанное Леонтием , еп. Неапольским, по заказу свт. Аркадия I , архиеп. Констанции Кипрской, в 641-642 гг. (возможно, работа над Житием была начата еще в 30-х гг. VII в.). Леонтий был земляком И. М.: Неаполь (ныне Лимасол, Кипр) находился в неск. километрах от Амафунта, родины святителя. Различные редакции Жития были детально проанализированы В. Дерошем (D é roche. 1995. P. 37-95), к-рый выделил пространную (BHG, N 886d, издана А. Ж. Фестюжьером), краткую (BHG, N 886, издана Г. Гельцером), среднюю, или сокращенную (ближе к краткой, чем к пространной), и смешанную редакции (2 последние не изд.). Наиболее близкой к утраченному оригиналу является пространная редакция, сохранившаяся в ркп. Vat. Ottob. gr. 402, XI-XII вв., и Vat. gr. 1669, 916 г. (нояб. Минея студийского происхождения). Наиболее ранний перевод Жития на лат. язык принадлежит Анастасию Библиотекарю и выполнен для папы Николая I не позднее 867 г. на основе краткой греч. редакции Жития (BHL, N 4388-4389; PG. 93. Col. 1613-1668). Также известны переводы Жития на вост. языки: сирийский (BHO, N 511, не позже VIII в.), возможно отражающий более раннее состояние текста, чем сохранившиеся греч. списки (D é roche. 1995. P. 39-41), грузинский и арабский (VIII-IX вв.), частично использованный в хронике Евтихия Александрийского. Отношения между версиями этих переводов окончательно не выяснены. Слав. перевод Жития И. М. (ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Стб. 812-880) предположительно выполнен на основе краткой версии Жития в кон. IX в. К нач. XIII в. (после 1204) относится Похвала И. М., написанная прп. Неофитом Затворником (BHG, N 889). Она вошла в 1-ю книгу панегириков прп. Неофита, сохранившуюся в ркп. Paris. gr. 1189, и в основном представляет собой переложение Житий Симеона Метафраста и Леонтия Неапольского, хотя и содержит ряд дополнительных сведений неясного происхождения (имя матери И. М., количество его детей) (Galatariotou. 1991. P. 31-34, 266). Сведения об участии И. М. в борьбе с ересью монофелитства можно найти также у прп. Максима Исповедника в «Диспуте с Пирром» (PG. 91. Col. 333).

Основной источник, Житие И. М., написанное Леонтием Неапольским, имеет сложную структуру (повествование, «стенографируемое» рассказчиком, вложено в уста Мины, к-рый был экономом Александрийской Церкви при И. М.), первоначально предназначался для читателей, знакомых с текстом Иоанна Мосха и Софрония (ср. название «Дополнения к Житию…» - Εἰς τὰ λειπόμενα τοῦ βίου...). Текст, посвященный исключительно периоду Патриаршества И. М. (610-620), организован тематически, а не хронологически, однако позволяет с достаточной долей уверенности датировать основные события жизни И. М.; топографические детали, касающиеся Александрии, также весьма точны.

Житие

И. М. был уроженцем г. Амафунт (Кипр), его отец Епифаний (по др. данным, Стефан), благородного происхождения, был высокопоставленным чиновником. И. М. получил блестящее образование. В возрасте 15 лет он удостоился видения прекрасной девы в венке из ветвей оливы, к-рая назвалась «первой из дочерей Царя». Позже И. М. понял, что это было «Сострадание» (Συμπάθεια) или же «Милосердие» (᾿Ελεημοσύνη), и с тех пор никогда не отказывал нуждающемуся и всегда с радостью творил милостыню. Повинуясь воле отца, И. М. женился. После кончины жены и 2 сыновей он исполнил свое давнее желание и принял постриг. Вскоре его доброта и милосердие стали известны не только простым людям, но и имп. Ираклию , к-рый по инициативе патрикия Никиты, управлявшего с 610 г. Египтом, поставил его патриархом Александрийским (о Никите см.: Leontios" von Neapolis. 1893. S. 129-131; Kaegi W. E. New Evidence on the Early Reign of Heraclius // BZ. 1973. Bd. 66. S. 308-330).

Великое милосердие И. М. и его искренняя забота о жителях города проявились со дня его интронизации, когда он приказал накормить более 7,5 тыс. бедняков. На следующий день И. М. распорядился унифицировать меры веса в торговле. Каждую среду и пятницу он принимал просителей, сидя перед церковью, при этом весьма печалился, если за весь день никому не помог. И. М. принял ряд мер против монофизитов: он следил за тем, чтобы «Трисвятое» пелось без фразы «распныйся за ны» - прибавления, введенного, согласно анонимной версии Жития (Delehaye. 1927. P. 21), Антиохийским патриархом Петром Гнафевсом ; при рукоположении епископов и иереев требовал письменного подтверждения верности четырем Вселенским Соборам и др.

Траты, совершаемые И. М. (помощь беднякам, горожанам, пострадавшим от грабежей, судовладельцам, лишившимся кораблей в буре, и др.), вызывали недовольство светских властей, в частности патрикия Никиты. Однако вскоре благодаря божественному вмешательству Никита был пристыжен, раскаялся и получил прощение от И. М., ставшего крестным отцом его детей и много наставлявшего его как в духовных, так и в гос. делах (напр., в вопросе регулирования цен на продукты). Милосердие И. М. распространялось не только на жителей Александрии, но и на многочисленных беженцев из захваченной арабами Сирии (в первую очередь на священников). Расходы на странноприимные дома, больницы для раненых и обильные подаяния беднякам и беженцам истощили казну Патриархата, и наступил голод, к-рый прекратился благодаря божественному вмешательству. В 614 г., после взятия Иерусалима персами, И. М. выкупал палестинских пленников. Сведения о помощи Иерусалимскому Патриархату содержатся как в анонимной версии Жития И. М., так и в написанной Леонтием Неапольским. В анонимной версии сообщается о глубокой скорби И. М. по поводу разграбления Иерусалима и о составлении им плача, к-рый позже он велел записать. Кроме того, И. М. отправил средства на восстановление разоренных церквей и мон-рей, продукты, вино и одежду для мирян и монахов. Специальное посольство, состоявшее из Феодора, еп. Амафунтского, Анастасия, игум. мон-ря на горе св. Антония, и Антония, еп. Ринокорурского, было отправлено к персам для выкупа пленных. Леонтий Неапольский внимателен к деталям (он указывает точное количество зерна (1 тыс. мешков), денег (1 тыс. номисм), железа (1 тыс. литр) и егип. рабочих (1 тыс. чел.), отправленных в Иерусалим), но его осведомленность о событиях 614 г. ставит под сомнение тот факт, что он ошибочно упоминает в качестве Иерусалимского патриарха не свт. Захарию , находившегося в тот момент в персид. плену, а местоблюстителя свт. Модеста.

Особую любовь И. М. питал к монашествующим и приказал выстроить для них в Александрии специальную гостиницу.

После персид. вторжения в Египет в июне 619 г. (Leontios" von Neapolis. 1893. S. 153) И. М. был вынужден покинуть Александрию и по просьбе патрикия Никиты отправился в К-поль. У Родоса их корабль попал в бурю; после того как в видении И. М. была открыта его скорая кончина, он повернул на Кипр. Святой скончался в день памяти вмч. Мины (11 нояб.) в Амафунте и был похоронен в базилике свт. Тихона (ранее им было написано Житие свт. Тихона, еп. Амафунтского, BHG, N 1859-1860). По мнению Гельцера, это произошло в 619 г. (Leontios" von Neapolis. 1893. S. 153), иногда указывается 617 г. (PLRE. Vol. 3b. P. 942; Jean l"Aumônier // DHGE. T. 26. Col. 1255), однако большинство совр. исследователей склоняются к 620 г. (D é roche. 1995. P. 118, N 64), что соответствует сообщениям историков о десятилетнем Патриаршестве И. М. (Theoph. Chron. P. 296). В Александрии о кончине И. М. узнали из рассказов праведников о видении святого, к-рый выходил с торжественной процессией из собора или шел по городу в окружении сотен бедняков и сирот с оливковыми ветвями в руках.

Почитание

Память И. М. была перенесена с 11 на 12 нояб. из-за особенно торжественного празднования вмч. Мины в Египте. Большинство греч. и вост. Синаксарей указывают 12 нояб. как день памяти И. М.: Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. Х в.) (SynCP. Col. 215-217), Минологий имп. Василия II (PG. 117. Col. 157), сир. Мартиролог Раббан Слибы XIV в. (Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 167), яковитские Минологии из Алеппо (Un martyrologe et douze ménologes syriaques / Éd. F. Nau // PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 65) и др. Однако в ряде источников память И. М. указана 11 нояб., в т. ч. в Типиконе Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 98) и в арм. Синаксаре Тер-Исраэля (Bayan. 1922. P. 12). В календаре Абу-ль-Бараката И. М. упоминается под 11 окт. (Le Calendrier d"Abou"l-Barakât / Ed. et trad. E. Tisserant // PO. 1913. T. 10. Fasc. 3. N 48. P. 256).

От гробницы И. М. в Амафунте происходили чудеса, затем мощи И. М. были перенесены в К-поль: ок. 1200 г., по сообщению архиеп. Антония Новгородского, они находились в ц. св. Платона и в одной из церквей в Испигасе (Пиги) (Книга Паломник. С. 30, 33; Janin. Églises et monastères. P. 405), в сер.- кон. XIV в.- в ц. св. Марфы (Ibid. P. 324; Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Centuries. Wash., 1984. P. 43, 153, 165, 308. (DOS; 19)). Частицы мощей И. М. были увезены участниками 4-го крестового похода (Contemporary Sources for the 4th Crusade / Ed. A. J. Andrea. Leiden; Boston, 2000. P. 262) в Хальберштадт и в Париж, после чего почитание И. М. распространилось и в Зап. Европе: к XIII в. относится включение главы о святом в «Золотую легенду» Иакова из Варацце (Cap. 27) и появление стихотворного Жития И. М. на старофранц. языке. И. М. является св. покровителем г. Казарано (обл. Апулия, Италия). Согласно католич. традиции, в 1249 г. мощи И. М. были перенесены из Александрии в венецианскую ц. св. Иоанна Предтечи (Сан-Джовании ин Брагора). Возможно, речь идет о мощах свт. Иоанна Калоктена , прозванного Новым Милостивым, привезенных в Венецию крестоносцами. По др. зап. традиции во 2-й пол. XV в. мощи И. М., остававшиеся в К-поле, были переданы венг. кор. Матьяшу Хуньяди, который поместил их в дворцовой капелле в Буде. Оттуда в 1530 г. реликвия была перенесена в Талль близ Пресбурга (Пожонь, ныне Братислава), а в 1632 г.- в пресбургский кафедральный собор св. Мартина (Sauget. 1965. Col. 753-754).

В наст. время в Греции хранятся честная глава И. М. (в Большом Метеорском монастыре), за исключением неск. фрагментов, к-рые находятся в мон-рях Пресв. Богородицы Прусиотиссы и Пантократора на Афоне, десница И. М.- в Дионисия преподобного монастыре , а также др. частицы мощей святого в мон-рях: Великая Лавра, Ксенофонт, Мега-Спилеон, в митрополичьем соборе г. Лимасол и др. Кроме того, частицы мощей И. М. находятся в Гроба Господня храме в Иерусалиме, в Киккском монастыре на Кипре (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 197-198), в Будапеште и в Кракове (КатЭ. Т. 2. С. 368).

В 1645 г. частицы мощей И. М. привозили в Москву архим. Макарий в дар от Александрийского патриарха Иоанникия (Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 350) и в 1652 г. Анфимий, келарь мон-ря прор. Илии в Янине (Чеснокова Н. П. Реликвии христ. Востока в России в сер. XVII в. (по материалам Посольского приказа) // ВЦИ. 2007. № 2(6). С. 107). 4 дек. 2007 г. по благословению Кирилла (Гундяева) , митр. Смоленского и Калининградского (ныне Патриарх Московский и всея Руси) частица мощей И. М. была передана представителем католич. Патриарха Венеции кард. Анджело Скола для ц. И. М. в г. Отрадное Ленинградской обл.

Соч.: Leben und Wunder des heiligen Tychon von der hand Johannes des Mildthätigen Erzbischofs von Alexandreia // Usener H. Der heilige Tychon. Lpz.; B., 1907. S. 111-149. (Sonderbare heilige; 1); Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 229-232.

Ист.: Bedjan. Acta. 1893. Т. 4. P. 303-395; Leontios" von Neapolis Leben des heiligen Johannes des Barmherzigen Erzbischofs von Alexandrien / Hrsg. H. Gelzer. Freiburg i. Br.; Lpz., 1893. (SQS; 5); Bayan G. Le synaxaire arménien de Ter Israel: Mois de Tré // PO. 1922. T. 16. Fasc. 1. N 77. P. 12-16; Delehaye H. Une vie inédite de saint Jean l"Aumônier // AnBoll. 1927. Vol. 45. P. 5-74; Three Byzantine Saints: Contemporary Biographies / Transl. E. A. S. Dawes; introd. not. N. H. Baynes. L., 1948; Τσικνόπουλλος ᾿Ι. ῞Αγιοι τῆς Κύπρου // Κυπριακα Σπουδαί. Λευκωσία, 1966. Τ. 30. Σ. 148-159; Lappa-Zizikas E. Un épitomé inédit de la Vie de S. Jean l"Aumônier // AnBoll. 1970. Vol. 88. P. 265-278; L é ontios de N é apolis. Vie de Syméon le Fou; Vie de Jean de Chypre / Éd. A. J. Festugière, L. Rydén. P., 1974. (Biblioth. archéol. et hist.; 95); The Life of St. John the Almsgiver / Ed. K. Urwin. L., 1980-1981. 2 vol. (Anglo-Norman Texts; 38-39); ЖСв. Нояб. С. 281-304.

Лит.: BHG, N 886-889; 1859-1860; BHO, N 511; Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 233-274; Gelzer H. Ein griechischer Volksschriftsteller des 7. Jh. // Ausgew. kleine Schriften. Lpz., 1907. S. 1-57; Sauget J.-M. Giovanni l"Elemosiniere // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 750-756; Pattenden P. Who was the Father of St. John the Almsgiver? // JThSt. 1982. Vol. 33. N 1. P. 191-194; Mango C. A Byzantine Hagiographer at Work: Leontios of Neapolis // Byzanz und der Westen / Hrsg. I. Hutter. W., 1984. P. 25-41; Galatariotou C. The Making of a Saint: the Life, Times and Sanctification of Neophytos the Recluse. Camb.; N. Y., 1991; Kazhdan A., Š ev č enko N. P. John Eleemon // ODB. Vol. 2. P. 1058-1059; D é roche V. Études sur Léontios de Néapolis. Uppsala; Stockholm, 1995.

Л. В. Луховицкий

Гимнография

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 98) память И. М. отмечается 11 нояб. (в некоторых рукописях 12 нояб.) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 294-295) память И. М. отмечается 12 нояб.; соединяются последования И. М., прп. Феодора Студита (торжественная служба в его честь совершалась накануне, 11 нояб., а 12 - день попразднства) и прп. Нила Постника; указан общий отпустительный тропарь преподобным 4-го гласа «Боже отец наших...». И. М. назначаются следующие песнопения: кондак, канон, цикл стихир-подобнов, седален. Такое же последование И. М. содержится в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 161, XI в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 29; см. также: Ягич. Служебные Минеи. С. 352-362). На литургии поются прокимен Пс 115. 6, аллилуиарий Пс 131. 9, причастен Пс 111. 6b; Апостол Евр 13. 17-21, Евангелие Лк 6. 17-23a.

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 311-312) 12 нояб. соединяются последования И. М. и прп. Нила Постника; К песнопениям И. М., указанным в Студийско-Алексиевском Типиконе, прибавляются стихира-самогласен и стихира-подобен; на литургии поются те же прокимен, аллилуиарий, причастен; Апостол и Евангелие - дня.

В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 52-53) И. М. назначается особый отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Εν τῇ ὑπομονῇ σου̇ (), в остальном указания 12 нояб. те же, что и в Евергетидском Типиконе.

В различных редакциях Иерусалимского устава , начиная с древних (напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) и до совр. богослужебных книг, память И. М. отмечается 12 нояб. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) служба И. М. соединяется с последованиями Октоиха и Нила Постника, указан отпустительный тропарь И. М. (тот же, что и в Мессинском Типиконе), канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, кондак, цикл стихир-подобнов, стихира-самогласен; на литургии поется служба святителю. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 12 нояб. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); последование в основном совпадает с греческим, однако упоминается светилен И. М.; служба на литургии та же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В московском издании Типикона 1633 г. на литургии указаны иные чтения И. М.: Апостол 2 Кор 4. 6-15, Евангелие Мф 4. 25 - 5. 12а. В исправленном издании московского Типикона 1682 г. и в последующих (в т. ч. и совр.) служба И. М. та же, что и в издании 1610 г.

Последование И. М., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Εν τῇ ὑπομονῇ σου̇ (); кондак 2-го гласа Τὸν πλοῦτον τὸν σόν̇ () c икосом; канон с именем автора (Иосифа) в акростихе 9-й песни, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Η κεκομμένη τὴν ἄτομον ἔτεμε̇ (), нач.: Τῇ συμπαθείᾳ τὸν νοῦν λαμπρυνόμενος (); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее помещены 2 цикла); стихира-самогласен (в греч. Минее - 2); седален; светилен.

По рукописям известны песнопения И. М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон 2-го гласа без акростиха, ирмос: Δεῦτε λαο̇ (), нач.: ᾿Αισματικῶς σήμερόν σε (), канон содержит 2-ю песнь (AHG. T. 3. P. 357-372; см. также: Ягич. Служебные Минеи. С. 353-358); анонимный канон с акростихом Τὸν ἐλεήμονα ᾿Ιωάννην ὕμνοις τιμήσω (Милостивого Иоанна песнями почту), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ̇ (), нач.: Τῇ τοῦ Θεοῦ πεφωτισμένος χάριτι (Божественной просвещенный благодатью) со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 373-380); канон с именем автора (Георгия) в богородичнах с акростихом ᾿Επώνυμον σέβω σε τῆς εὐποιίας (Тезоименитого почитаю тебя милости), плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, ирмос: ῞Ιππον κα ἀναβάτην̇ (), нач.: ᾿Ελέους εὐσπλαγχνίας κα ὀκτιρμῶν σου, Χριστέ (Милости милосердия и сострадания Твоего, Христе); анонимный канон без акростиха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ̓Αισμα ἀναπέμψωμεν, λαοἱ̇ (), нач.: Δεῦτε φιλεόρτως, οἱ λαοί (Придите празднолюбно, люди) со 2-й песнью (Ταμεῖον. Σ. 92); иной седален (AHG. T. 3. P. 376); дополнительный икос (Амфилохий. Кондакарий. С. 168).

Е. Е. Макаров

Иконография

И. М. прослеживается с X в. Характерные черты его облика определяются уже в ранних памятниках: он изображается с немного удлиненным ликом, с прямыми седыми волосами и седой, чуть заостренной бородой средней длины; облачен в святительские одежды, в руках обычно держит Евангелие. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) И. М. описан как «старец с длинной бородой» (Ерминия ДФ. С. 159).

В монументальной живописи XI в. изображения И. М. редки. Так, на фреске в алтаре ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, Греция (кон. XI в.), он представлен в святительском чине. С XII в. образ И. М. встречается чаще и размещается обычно в алтаре в составе святительского чина: на мозаике ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, о-в Сицилия (ок. 1146-1151),- на арке, среди святителей в медальонах; в ц. св. Врачей (кон. XII в.) - рядом со свт. Григорием Богословом и сщмч. Иерофеем в алтарной части на юж. стене; в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы (рубеж XI и XII вв.) - в алтарной части, в святительском чине (обе церкви - в Кастории, Греция); в ц. Епископи в Ставри на п-ове Мани, Греция (кон. XII в.). Особенно часто И. М. изображали в храмах Кипра, где, согласно Житию, родился святой: в алтарных росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06), ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192), ц. арх. Михаила в Като-Лефкара (кон. XII в.).

В XIII-XV вв. образ И. М. часто включали в программу храмовой росписи: в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки, рубеж XII и XIII вв. или кон. XIII - нач. XIV в.); в алтаре ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209); в ц. ап. Петра в Расе, близ совр. Нови-Пазара, Сербия (кон. XIII в.); в ц. св. Никиты в Чучере, Македония (до 1316); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в соборе Христа Пантократора в мон-ре Дечаны, Сербия (1348-1350); в ц. Таксиархов (1359/60) и в ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» (1384-1385) в Кастории; в соборе Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Каленич, Сербия (ок. 1413); в кафоликоне Успения Пресв. Богородицы в Протате на Афоне (нач. XIV в.).

В поствизант. искусстве иконография И. М. сохранялась без изменений. Как седовласый святитель с удлиненной бородой он представлен на кипрской иконе из с. Куцовендис (нач. XVI в.); в соборе свт. Николая в мон-ре Анапавса в Метеорах, Греция (1527, мастер Феофан Критский); в кафоликоне Великой Лавры во имя прп. Афанасия на Афоне (1535). В т. н. Афонской книге образцов И. М. изображен с небольшой заостренной бородой (РНБ. 0. I. 58. Л. 86 об., 175 об., XV в.). На иконе «Свт. Иоанн Милостивый и ап. Филипп» (2-я пол. XVI в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос) он представлен седовласым, с залысинами, с немного вьющейся бородой средней длины.

На Руси образ И. М. впервые встречается в росписи киевского собора Св. Софии, на склоне одной из арок юж. галереи (40-е гг. XI в.): седовласый старец с остроконечной бородой и в темно-вишневой фелони, напротив сщмч. Игнатия Богоносца.

Особо почитался И. М. в Вел. Новгороде и Пскове. Его изображения сохранились: в апсиде ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.); в ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199); в апсиде собора Рождества Пресв. Богородицы в Снетогорском мон-ре (1313); предположительно в алтарной композиции «Служба святых отцов» ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода (ок. 1363, не сохр.).

В новгородской иконописи образ И. М. нередко помещали как на отдельных иконах, так и среди избранных святых: «Избранные святые - Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение»» (2-я пол. XV в., ГРМ); «Богоматерь «Знамение», с избранными святыми, свт. Николаем, прп. Симеоном Столпником, свт. Иоанном Милостивым» (кон. XV в., ГТГ); на двусторонней иконе-таблетке «Святители Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник» (кон. XV - нач. XVI в., НГХМ). В состав клейм уникальной житийной иконы «Свт. Иоанн Милостивый, с житием в 12 клеймах» (сер.- 2-я пол. XVI в., ГРМ) входят такие сюжеты: явление отроку И. М. Милосердия в образе девицы (клейма 1 и 2); поставление И. М. в епископы (3); поучение народа (4); И. М. обличает еретиков (5); к И. М., сидящему при церковных дверях, приходят люди (6); странник просит милостыню у И. М. и получает ее (7); странник обращается к И. М. за милостыней во 2-й раз (8); странник просит и получает милостыню в 3-й раз (9); явление И. М. купцу на корабле во время бури (10); «памяти смертный образ» (11); И. М., восставший из гроба, возвращает грешнице хартию с прощением ее греха (12). Изображения И. М. встречаются в новгородском медном литье.

Иконы И. М. находились в посвященных ему приделах в Архангельском соборе Московского Кремля (1584 - XVII в.), в соборе Покрова Пресв. Богородицы на Рву в Москве (освящен в XVIII в.), в храме Воскресения словущего на Ваганьковском кладбище (1824). Его изображение есть на раке с мощами И. М., сщмч. Елевферия и прмц. Феодосии, созданной в мастерских московского Кремля по заказу царя Бориса Годунова и царевича Феодора (1603-1604, ГММК).

Признание И. М. как проповедника благотворительности и милосердия способствовало широкому распространению его изображений в росписях храмов XVII-XIX вв. и на иконах в числе избранных святых. Образ И. М. включен в роспись Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1668, артель Гурия Никитина) - на сев.-вост. столбе; ростовских храмов: Спаса на Сенях (1675) - в центральной апсиде, Воскресения Христова (70-е гг. XVII в.) - в оконном проеме рядом со святителями Кириллом и Афанасием Александрийскими, Иоанна Богослова (1683) - в алтаре; в приделе Покрова Пресв. Богородицы ц. прор. Илии в Ярославле (посл. четв. XVII в.) и мн. др.

На иконе Кирилла Уланова (нач. XVIII в., ЦМиАР) И. М. изображен в среднике раздающим милостыню. Святитель представлен в черном клобуке и черной мантии, выходящим из храма в сопровождении служителей; вокруг него - больные, увечные, женщина с младенцем, к-рые протягивают руки за подаянием. И. М. держит в левой руке мешочек с деньгами, а правой раздает монеты; его посох несет мальчик-служитель.

Лит.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 66; Δρανδάκης Ν. Β. Βυζαντινα τοιχογραφίαι της Μέσα Μάνης. Αθῆναη, 1964. Σ. 81; Der Nersessian S. L"ilustration de Psautiers grecs du Moyen âge. P., 1970. Fig. 42; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода XIII-XV вв. М., 1982. С. 298-299. Кат. 72; Walter Ch. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982. P. 230; Wharton Epstein A. Tokali Kilise: 10th-Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia. Wash., 1986. P. 67. Pl. 7. Fig. 3. (DOS; 22); Š ev č enko N. P. Illustrated Manuscripts of the Metaphrastian Menologion. Chicago, 1990. P. 66, 171-171. Ill. 1G11, 5А10-5А11; Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce: L"île de Cythère. Athènes, 1997. P. 260. Fig. 5; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. Р. 119, 175, 448; Кавельмахер В. В. О приделах Архангельского собора // Архангельский собор Моск. Кремля. М., 2002. С. 123-160; Сарабьянов В. Д. Церковь св. Георгия в Старой Ладоге: История, архитектура, фрески: Моногр. исслед. памятника XII в. М., 2002. С. 158. Ил. 62.

Н. В. Герасименко

Чудотворные слова: святитель иоанн милостивый молитва на деньги в полном описании из всех найденных нами источников.

Чего не хватает вам для полной гармонии? Если вы задаете себе вопросы: как заработать много денег, как найти работу, где взять денег, то вам сможет помочь вера и православная молитва на привлечение денег

Одним из святых, почитающихся в православной вере, является Святитель Иоанн Милостивый. При жизни, он искренне верил, что отказывать в помощи нельзя, даже если человек грешен. Будучи состоятельным человеком, он мог помочь всем, кто просил. Обратитесь и вы к нему, если хотите уладить свое финансовое состояние.

Православная молитва на привлечение денег святителю Иоанну Милостивому

Святителю Божий Иоанне, милостивый защитниче сирых и сущих в напастях! К тебе прибегаем и тебе молимся, рабы Твои (имена), яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбях. Не престай молитися ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты, преисполнен быв Христовой любви и благости, явился яко чудный чертог добродетели милосердия и стяжал себе имя «Милостивый». Ты был яко река, непрестанно текущая щедрыми милостями и всех жаждущих обильно напояющая. Веруем, яко, по преселении от земли на небо, усугубися в тебе дар благодати сея и яко соделался еси неисчерпаемый сосуд всякия благостыни. Сотвори убо своим ходатайством и заступлением пред Богом «всякия утехи», да вси, прибегающии к тебе, обретают мир и безмятежие: даруй им утешение в печалех временных и пособие в нуждах житейских, всели в них надежду вечнаго упокоения в Царствии Небесном. В житии своем на земли ты был пристанище всем сущим во всякой беде и нужде, обидимым и недугующим; ни един от притекавших к тебе и просивших у тебе милости лишен бысть твоея благостыни. Тожде и ныне, царствуя со Христом на небеси, яви всем покланяющимся пред честною твоею иконою и молящимся о помощи и заступлении. Не точию сам ты творил милость безпомощным, но и сердца других воздвигал к утешению немощных и к призрению убогих. Подвигни убо и ныне сердца верных к заступлению сирых, утешению скорбящих и успокоению неимущих. Да не оскудевают в них дары милости, паче же да веселится в них (и в дому сем, призревающем страждущих), мир и радость о Духе Святе, – во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

Читайте молитву с верой, и вы увидите, как в скором времени ваши финансовые дела наладятся.

Расскажите о православной молитве на привлечение денег друзьям - святой поможет всем!

Делитесь со своими друзьями в Facebook!

О помощи в бедности и нужде. Святителю Иоанну Милостивому

Святителю Божий Иоанне, милостивый защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех. Hе престай, моляся ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты, преисполнен сый Христовы любви и благости, явился еси яко чудный чертог добродетели милосердия и стяжал еси себе имя “милостивый”. Ты был еси яко река, непрестанно текущая щедрыми милостьми и всех жаждущих обильно напаяющая. Веруем, яко по переселении от земли на небо, усугубися в тебе дар благодати сея и яко соделался еси неисчерпаемый сосуд всякия благостыни. Сотвори убо твоим ходатайством и заступлением пред Богом “всякия утехи”, да вси, прибегающий к тебе, обретают мир и безмятежие: даруй им утешение в печалех временных и пособие в нуждах житейских, всели в них надежду вечнаго упокоения во Царствии Небеснем. В житии твоем на земли ты был еси пристанище всем сущим во всякой беде и нужде, обидимым и недугующим, и ни един от притекавших к тебе и просивших у тебе милости лишен бысть твоея благостыни. Тожде и ныне, царствуя со Христом на Небеси, яви всем покланяющимся пред честною твоею иконою и молящимся о помощи и заступлении. Не точию сам ты творил еси милость безпомощным, но и сердца других воздвигал еси ко утешению немощных и ко призрению убогих. Подвигни убо и ныне сердца верных к заступлению сирых, ко утешению скорбящих и успокоению неимущих. Да не оскудевают в них дары милости, паче же да вселится в них и в дому сем, призревающем страждущих, мир и радость о Дуxе Святе, во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

Иоанну Милостивому молитва. Молитва Иоанну Милостивому (патриарху Александрийскому) о деньгах

Возможно, и существуют такие люди, которые никогда не испытывали финансовых трудностей в своей жизни. Однако это большая редкость. Конечно же, можно встретить людей с возвышенными ценностями, которые довольствуются тем, что им послал Господь, но и это скорее исключительные случаи. Чаще всего люди боятся бедности и всячески стараются ее избежать. Практически все задумываются о своем будущем и безбедном существовании своих детей. Конечно, можно полагаться на свои силы и тяжело трудиться в расчете на скорое обогащение. Но можно попробовать попросить помощи у Святых угодников, одним из которых является Святой Иоанн Милостивый. Молитвы, обращенные к нему, избавят от нищеты и придадут уверенности.

История о Святителе Иоанне Милостивом, патриархе Александрийском

Таинство рождения Иоанна Милостивого произошло в городе Амафунте, на Кипре. Детство его можно было назвать счастливым и безбедным. Семья его была знатной и благочестивой. В возрасте пятнадцати лет Иоанн встретился с самим провидением Господним, после чего он понял, что следует щедро раздавать пожертвования всем нуждающемся. На себе он постоянно испытывал силу высшего Милосердия. Как только Иоанн что-то отдавал, ему сразу же приходила милость во сто крат большая.

Со временем Иоанна назначили патриархом Александрийским. И первое, что он сделал – созвал всех церковных приставов, которые отвечали за ведение хозяйства и распоряжение деньгами, и попросил их переписать всех бедных и нищих людей, которые находились под его покровительством. Оказалось их около семи с половиной тысячи. Святитель Иоанн велел всем им выдавать ежедневную сумму денег на пропитание.

Сегодня молитва Иоанну Милостивому избавляет от бедности множество людей.

История об Иоанне Милостивом и купце

Жил в Александрии купец, который был полностью разорен. Поскольку к Святому приходили все нуждающиеся, и всем он беспристрастно подавал милостыню, то и купец решил обратиться за помощью к Святителю. Иоанн пожертвовал купцу целых пять килограмм золота. Торговец на радостях заполнил свой корабль новым товаром и отправился в путь. Но его ждали потери. И он опять обратился к Иоанну.

Патриарх рассудил, что у купца было еще и золото, заработанное нечестным путем. Оно смешалось с церковным, и поэтому торговец вновь потерпел неудачу. Иоанн выдал ему вдвое больше денег. Но и на этот раз купец все потерял. Он больше не хотел обращаться к Святителю и даже пытался лишить себя жизни. Но Иоанн, узнав об этом, позвал его к себе, выдал ему церковный корабль, полностью загруженный зерном, и смиренно попросил всегда доверяться Богу. После этого купец отправился в путь. Его ждали новые неприятности, но он искреннее начал молиться Господу и на корме своего корабля увидел самого Иоанна Святителя. На этот раз корабль не потерпел крушение, а купец очень выгодно продал весь товар. Более того, олово, которое он получил в качестве оплаты, превратилось в золото. И все это по милости Святого Иоанна.

Таких удивительных историй, рассказывающих о великой милости Святого, невероятное множество. Даже сейчас Святой проливает свою милость на всех, кто к нему искренне обращается. Молитва Иоанну Милостивому, приведенная ниже, поможет любому нуждающемуся избавиться от бедности.

Обитель Иоанна Милостивого

После смерти Иоанна церковь причислила его к лику Святых. Леонтий Неополитанский первый описал житие Святителя Иоанна в VII веке. Также есть истории о чудесах, которые происходили благодаря его мощам уже после смерти Святителя. Его мощи сначала находились в Константинополе, затем в 1249 году их перевезли в Венецию. Часть мощей находится в Братиславе. Оставшиеся мощи можно встретить в афонских монастырях. Молитва Иоанну Милостивому всемогуща. Она помогает даже тем, у кого нет возможности прикоснуться к мощам Святого.

Молитва патриарху Александрийскому, Святителю Иоанну Милостивому

Это наиболее распространенная и могущественная молитва Иоанну Милостивому. Икона Святого, его образ помогают с большей проникновенностью прославить все удивительные деяния Святого.

“О, Божий угодник, святитель Христов, избранный Господом, Иоанне! Услышь нас, детей твоих, смиренно припадающих к твоим стопам, пошли нам милость твоего заступления перед Богом нашим. Слезно просим тебя, пролей милость свою на нас грешных. Беззакония наши, не ведающие границ, отягощают нас скорбью и болезнями, отвращают сердца наши от Господа, влекут нас в самую преисподнюю. Ты же наш милосердный заступник, не имеющий за собой никакого греха. Просим милости твоей всесильной. Вознеси молитвы наши ко Господу. Да будет милостив Господь ко грехам нашим, да ниспошлет нам здравие, исцеление от всех скорбей, подаст крепость душам и телам нашим да избавление от всех печалей. Ниспошли на всю страну нашу все блага, спасение от врагов, помышляющих о зле. Пусть по твоей великой милости все житие наше миром оградится. Моли Господа о даровании терпения и смирения по благодати. Милостивый Святитель, не лишай нас помощи твоей небесной, предстательством своим приведи нас, недостойных, во Царствие Христово. Славим и поем все щедроты Господа нашего, Отца и Сына и Святаго Духа и во веки веков. Аминь.”

Есть еще одна сильная молитва Иоанну Милостивому, ниспосылающая всю благодать Святителя.

Молитва преподобному патриарху Александрийскому

“Заступник Божий, Святителе Иоанн, защитник сирот и всех нуждающихся. К тебе смиренно обращаемся, припадаем к стопам твоим и молимся, как к скорому покровителю всех вопрошающих у Господа утешения в печалях и скорби. Не переставай молиться о нас ко Христу, Богу нашему! Ты, наделенный Господнею любовью и благостью, явился в этот мир как образец милосердия, как река, текущая и щедро утоляющая жажду всех нуждающихся. Верим в то, что по пришествии с земли на небеса сосуд благости твоей стал неисчерпаемым. Даруй всем, прибегающим к тебе, утешение в печалях, мир и безмятежность. Одари своей милостью в житейских нуждах и всели в нас надежду на вечный мир и покой в Царствие Господнем. При жизни своей ты был пристанищем всем во всякой беде и нужде, к тебе одному приходили все за милостью. И теперь, царствуя с Господом нашим, яви нам, неустанно молящимся перед иконою твоею, свою помощь и заступление. Да прибудет с нами мир и радость во Славу Господа нашего, Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь.”

Огромную силу имеет Иоанну Милостивому молитва. Главное – произносить ее искренне.

Иоанн Милостивый: молитва. Отзывы страждущих

Люди, искренне вопрошавшие у Святого Иоанна любого благословения, всегда его обретали. Об этом свидетельствует множество отзывов. Иоанн избавлял не только от бедности и нищеты – он одаривал многие семьи рождением детей, исцелял от болезней, помогал в тяжелые моменты жизни. Некоторые утверждают, что прикоснувшись к мощам Святого, они навсегда утратили стремление к нечестным заработкам и легкой наживе и тем не менее никогда не оставались без гроша в кармане. Молитва Святителю Иоанну Милостивому способна творить настоящие чудеса.

Молитва Иоанну Милостивому - читать и слушать текст онлайн

Сегодня редко можно встретить по-настоящему счастливых людей, ведь для многих счастье имеет особенно определение – финансовая устойчивость в семье. Конечно, нужно довольствоваться тем, что посылает нам Господь Бог. То, что Он делает для нас – уже ценность.

Но если финансовое положении очень сложное, на что-то не хватает или, наоборот, хочется попросить помощи у Высших сил в прибавлении дохода, то можно прочитать молитву Иоанну Милостивому. Именно этот Святой помогает тем, у кого безвыходная ситуация, денежные проблемы, нищета. Святой придает уверенность в себе, наставляет на истинный путь и просто вселяет спокойствие.

Немного об Иоанне Милостивом

Молитва Иоанну Милостивому на деньги возникла не проста так, ведь еще при жизни Святой был сыном одной богатой и знатной семьи. Когда мальчику было 15 лет, он встретил Господа, который показал ему, как следует поступать в жизни. С тех пор Иоанн раздавал всем беднякам деньги, никого не обделял, всегда был щедр к каждому.

Ни одно пожертвование в городе, где он жил, не обходилось без него. Силы Высшего Милосердия каждый раз наполняла его. Отдавая нуждающимся в деньгах людям все, что у него есть, Иоанну в тысячи раз больше приходила Божья милость. Это самая важная благодать во всем мире. Вот почему по сей день важно читать молитву в церкви о помощи Иоанну Милостивому. Сегодня священный текст этому Святому помогает тем, кто живет в бедности.

Молитва Иоанну Милостивому о деньгах и о благополучии

В терпении твоем стяжал еси мзду твою, отче преподобне, в молитвах непрестанно терпевый, нищия возлюбивый и сия удовливый, но молися Христу Богу, Иоанне милостиве, блаженне, спастися душам нашим.

Богатство твое расточил еси убогим и Небесное богатство ныне восприял еси, Иоанне всемудре, сего ради вси тя почитаем, совершающе память твою, милостыни о тезоимените!

Святителю Божий Иоанне, милостивый защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех. Hе престай, моляся ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты, преисполнен сый Христовы любви и благости, явился еси яко чудный чертог добродетели милосердия и стяжал еси себе имя «милостивый». Ты был еси яко река, непрестанно текущая щедрыми милостьми и всех жаждущих обильно напаяющая. Веруем, яко по переселении от земли на небо, усугубися в тебе дар благодати сея и яко соделался еси неисчерпаемый сосуд всякия благостыни. Сотвори убо твоим ходатайством и заступлением пред Богом “всякия утехи”, да вси, прибегающий к тебе, обретают мир и безмятежие: даруй им утешение в печалех временных и пособие в нуждах житейских, всели в них надежду вечнаго упокоения во Царствии Небеснем. В житии твоем на земли ты был еси пристанище всем сущим во всякой беде и нужде, обидимым и недугующим, и ни един от притекавших к тебе и просивших у тебе милости лишен бысть твоея благостыни. Тожде и ныне, царствуя со Христом на Небеси, яви всем покланяющимся пред честною твоею иконою и молящимся о помощи и заступлении. Не точию сам ты творил еси милость безпомощным, но и сердца других воздвигал еси ко утешению немощных и ко призрению убогих. Подвигни убо и ныне сердца верных к заступлению сирых, ко утешению скорбящих и успокоению неимущих. Да не оскудевают в них дары милости, паче же да вселится в них и в дому сем, призревающем страждущих, мир и радость о Дуxе Святе, во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

В чем помогает молитва Святому Иоанну Милостивому?

Читая священный текст, не нужно думать только о финансовом положении. Обращаться к Иоанну можно и с другими мыслями, который часто посещают голову. Так, христиане верят, что разговор и молитва Иоанну Милостивому помогает подать вещь на продажу, привлечь удачу, если стоит серьезный вопрос о какой-то находке. Так же, молитва помогает при:

  • сильных обидах на близких людей и знакомых;
  • душевной печали, утрате и даже скорби;
  • необходимости в сильной защите, если впереди опасность;
  • ситуации, если у верующего украли что-то очень ценное для него;
  • сильных финансовых кризисах;
  • неприятностях в семейной жизни, связанные с бытом.

Те, кто обращаются к Иоанну Милостивому, наделены необычайной силой, у них всегда есть поддержка, посланная Богом свыше, опора и защита. Молитва не только избавляет бедных от ужасной нищеты, но и способна исцелять болезни. Правда, не стоит ждать, что, прочитав священный текст, деньги тут де прибавятся в кошельке волшебным образом. Молитва – это не магическое заклинание, у нее нет мгновенного действия, которого многие ожидают. Но если постоянно молиться, разговаривать с Господом Богом, обращаться к Иоанну Милостивому и просить его, то все обязательно в жизни образуется. Будет просто замечательно, если верующему удастся прочитать молитву Иоанну перед его мощами – так, обращение к нему будет иметь еще большую ценность, важность и силу.

  • Молитва Иоанну Предтече об успокоении
  • Молитва Пансофия Афонского - здесь
  • Молитва Владимирской иконе - https://bogolub.info/molitva-vladimirskoj-ikone/

Молитесь как можно чаще, не пренебрегайте обращениями к Богу. Ничто на земле не бывает вечным, кроме веры. Именно она может объяснить человеку, как поступить в трудной ситуации или что сказать человеку. Молитва о том, чтобы был финансовый достаток – это хорошая помощь каждому, кто обращается к Богу. Но во время ее читки важно самому искать какое-то рабочее место, стараться на нынешней работе изо всех сил, чтобы была прибавка. От бездействия и одного лишь чтения не будет результата. Нужна существенная отдача верующего – а молитва будет скреплять все старания и направлять человека на истинный путь.

Слушать молитву о помощи в бедности и нужде Иоанну Милостивому

Молитва Иоанну Сочавскому на торговлю - текст. . Молитва Иоанну Милостивому -…

Родился святой в Греции, когда уже многие знали о христианстве. Но только часть людей действительно следовала заповедям.

5 Молитва Иоанну Предтече для успокоения и от головной боли. Про Иоанна . . Призирай благосердием, Всепетая, и призрением; милостиваго Твоего.

Молитва Иоанну Милостивому -… . Молитва Иоанну Предтече об… Акафист Иоанну Кронштадтскому…

Иоанн Милостивый - александрийский патриарх. По разным версиям он умер между 616-620 годами. Память совершается в день его смерти - 25 ноября (по 12 ноября).

Биография

Иоанн Милостивый - сын Епифания, губернатора на острове Кипр. Он появился на свет в Амафунте (Лимасол). Иоанн потерял жену и детей. Погоревав некоторое время, он начал помогать бедным и вести аскетическую жизнь. Иоанн не являлся ни монахом, ни клириком, но народ пожелал, чтобы его избрали патриархом. Решение утвердил император Ираклий.

Итак, Иоанн Милостивый стал патриархом в 610 году. Он пересчитал всех нищих в Александрии и распределил между ними всё своё имущество. Патриарх послал пожертвование ко Гробу Всевышнего, предоставлял помощь и приют нуждающимся, выкупал пленных. Его милосердная работа описана в житийной литературе (к примеру, у Ростовского Дмитрия - "Житие Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского"). А ещё Иоанн боролся с лжеучением монофизитов.

Как-то раз персы вторглись в Египет и начали угрожать Александрии. Её население разбежалось, и Иоанну пришлось отправиться в Константинополь ходатайствовать о скором отправлении армии для обороны города. К сожалению, остановившись в родном городе Амафунте, он преставился около 619 года.

Канонизация

Иоанн Милостивый был причислен церковью к как святитель. Первое житие праведника Иоанна было написано его соратником Леонтием Неаполитанским в VII веке. У Метафраста описываются чудеса, свершавшиеся после его кончины при его мощах.

Мощи святого сберегались в Константинополе, в 1249 году их перевезли в Венецию. Некоторые части реликвии хранятся с 1489 года в Будапеште (ныне в Братиславе). Известно, что мощи патриарха Иоанна хранятся также в таких афонских Дохиар, Дионисиат (десница), Пантократор и Каракал.

Житие

Итак, святитель Иоанн Милостивый появился на свет в VI веке, в семействе благородного сановника Епифания на Кипре. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, ему было видение, которое повлияло на всю его последующую жизнь.

К нему пожаловала наивысшая добродетель - сострадание - в образе прекрасной девицы. Она была одета в светлую одежду, на голове виделся масличный венок. Девица произнесла: «Если ты подружишься со мной, я у Царя исходатайствую тебе безмерное блаженство и приведу тебя к Нему, ибо у Него никто не владеет такой силой и дерзновением, как я. Я его спустила с неба и облекла в человеческую плоть».

Эта добродетель и являлась попутчицей всего его жизненного пути, за что Иоанна прозвали в народе Милостивым. «Тот, кто уповает на сострадание Господа, прежде всего должен быть сам милосердным ко всем», - говорил Иоанн Милостивый Александрийский.

По желанию отца с матерью он женился, у него родились дети. Жена и малыши праведника преставились, а он принял монашество и превратился в строгого постника, братолюбца и молитвенника.

Добродетели и духовные подвиги стяжали святому Иоанну Милостивому известность, и, когда осиротела в Александрии патриаршая кафедра, повелитель Ираклий и все служители алтаря уговорили его стать патриархом.

Усердный Иоанн подобающе нёс служение архипастырское, беспокоясь о духовном образовании прихожан. Во время своей работы он уличил в ереси монофилита - антиохийца Фуллона, и выгнал из Александрии его сторонников. Но важнейшим своим долгом Иоанн считал благотворение и подаяние всем бедствующим. В начале своей службы на кафедре он приказал осуществить учёт убогих и неимущих в Александрии: их оказалось более семи тысяч душ. Всем этим нуждающимся Иоанн ежедневно давал бесплатное пропитание.

Известно, что патриарх Иоанн Милостивый каждую пятницу и среду появлялся у дверей собора и раздавал подаяние, разбирал ссоры, поддерживал обделённых. Три раза в неделю он бывал в лазаретах, подсоблял недужным.

В то время повелитель Ираклий воевал с персидским правителем Хазроем II. Персы захватили большое число пленных, опустошили и предали огню Иерусалим. Святой Иоанн выделил внушительную часть казны для их выкупа.

Нищий

Иоанн никогда не отвергал просящих. Однажды он решил посетить лечебницу, в пути встретил неимущего и распорядился ему дать шесть сребреников. Нищий переменил платье, обогнал святителя и снова попросил подаяние. Иоанн снова наделил его шестью сребрениками. Когда же неимущий подаяние попросил в третий раз, и челядь стала гнать докучливого попрошайку, Иоанн велел наделить его двенадцатью сребрениками, промолвив: «Не Христос ли меня искушает?»

Известно, что два раза Иоанн давал деньги купцу, корабли которого тонули в море, а на третий раз предоставил ему корабль, набитый битком пшеницей, который являлся собственностью патриархии. Именно на нём купец совершил удачное странствие и вернул заём.

Одеяло

Многие верующие постоянно читают акафист Иоанну Милостивому. Они желают как можно скорее избавиться от нужды, ведь святой всегда заботился о страждущих. В тот день, когда Иоанну не удавалось кому-либо помочь, он считал этот день потерянным. Иоанн со слезами взывал: «Сегодня я не принёс ничего моему Искупителю за грехи мои!» Известен случай, который указывает на необычайную скромность святителя.

Один состоятельный сановник, узнав, что Иоанн спит под обычным одеялом, прислал ему дорогое одеяло в подарок. Святитель принял презент, но не смог уснуть ни на минуту: «Горе мне, отдыхаю под таким шикарным покрывалом, а бедные братья Христовы в этот момент, возможно, погибают от голода и без сна проводят ночь на морозе».

На следующий день Иоанн велел одеяло продать, а монеты раздать нищим. Вельможа, обнаружив покров на рынке, снова приобрёл его и отослал святителю. Так продолжалось несколько раз. В итоге в третий раз, когда одеяло вновь оказалось у патриарха, он снова его продал, при этом заявив вельможе: «Поглядим, кто быстрее устанет - ты ли покупать или я продавать!»

Монах

Святитель Иоанн от всего сердца прощал обиды и сам с глубочайшей кротостью и смирением просил извинения у тех, кому он огорчение и скорбь причинил. Однажды одного монаха обвинили в беззаконной связи, и святой поверил этой клевете. Монаха заперли в темнице.

Ночью патриарху приснился этот монах. Обнажив тело своё, покрытое ранами и язвами, он молвил Иоанну: «Ты видишь это? Хорошо ли тебе? Разве так наставляли апостолы руководить Божиим стадом? Ты клевете поверил».

На следующий день Иоанн призвал монаха из темницы, и тот поведал ему, что у мощей божественных мучеников Иоанна и Кира в Газе крестил девицу. Затем он пожелал её в один из женских монастырей определить и в простоте сердца сопровождал её.

Иоанн выслушал инока и очень опечалился: он искренне прощения просил у безвинно пострадавшего. После данного происшествия патриарх крайне осторожничал в суждениях о ближних, и других просил никого не осуждать. «Не будем никого осуждать, - говорил Иоанн, - мы только видим худые деяния, а тайной скорби и покаяния грешника, скрытых от нас, нам видеть не дано».

Икона

Многим несчастным помогал Иоанн Милостивый. Икона его также творит чудеса! Перед ней молятся:

  • При потере кормильца.
  • Об исцелении от злобы.
  • В бедности, голоде и иных житейских затруднениях.

Клирик

Иоанн был общепризнан как патриарх, весьма кротко относящийся к мирянам. Как-то раз он вынужден был за какую-то провинность отлучить клирика от церкви. Провинившийся озлобился на патриарха. Иоанн захотел побеседовать с ним, но вскоре забыл о своём желании.

Когда он совершал Божественную Литургию, вспомнил изречение Евангелия: «Ежели на Алтарь приносишь свой дар и что-либо против себя вспомнишь - оставить нужно сей дар и прежде помириться с братом своим». (МФ.5,23-24).

Святой вышел из Алтаря, позвал к себе согрешившего клирика и, пав на колени перед ним, во всеуслышание просил прощения. Удивлённый клирик моментально раскаялся в содеянном и впоследствии превратился в благочестивого священника.

Урок

Однажды Георгия, племянника Иоанна, оскорбил горожанин. Георгий попросил святого отомстить обидчику. Иоанн пообещал так отплатить обидчику, что изумится вся Александрия. Его обещание умиротворило Георгия. Святой стал поучать его, рассказывая о необходимости смирения и кротости, а далее, пригласив обидчика, провозгласил, что избавляет его от платежей за землю. Александрия поистине была изумлена данной «расплатой». Георгий усвоил урок своего дяди.

Мощи святого

Акафист Иоанну Милостивому защищает от бедности и даёт благоденствие, ведь Святой Иоанн был строгим молитвенником и аскетом, он постоянно думал о смерти. Патриарх для себя заказал гроб, но мастерам велел его до конца не дорабатывать. Он им сказал приходить к нему каждый праздничный день и в присутствии всех спрашивать, не пора ли завершить работу.

Перед смертью Иоанн заболел и вынужден был покинуть свою кафедру и уехать на остров Кипр. Когда занедуживший путешествовал, увидел знамение. К нему явился светозарный муж в сонном видении и молвил: «Царь царей к себе тебя зовёт!» Данное явление предвозвестило кончину Иоанна.

Святитель прибыл на остров Кипр, в отчий город Амафунт, и с миром отошёл к Всевышнему (616-620). Перед смертью он молвил: «Благодарю Тебя, Всевышний, что Ты сподобил меня за Твоё Тебе отдать, ничего от богатства мира сего не сохранил, кроме третьей части сребреника, и ту нищим велю пожертвовать». Мощи святого Иоанна были доставлены в Царьград, где в 1200 году их увидел русский паломник Антоний. Далее их перенесли в Будду, а затем - в венгерский город Пресбург.

В жизни у каждого могут случаться различные перепетии, в том числе и проблемы с финансами. Как известно, счастье не в деньгах, однако это единственный ресурс при помощи которого обеспечиваются все области и стороны человеческой жизни.


Есть множество молитв, направленных на привлечение удачи, денежных средств, одна из таких это – молитва Иоанну Милостливому.


Текст молитвы Иоанну может содержать следующие слова:

О Святителе Иоанн, заступник изащитник всех сироток и всех православных страждущих и нуждающихся. Обращаемся и молим к тебе, и припадаем к ногам и рукам твоим и молимся, как к скорому и сильному покровителю всех вопрошающих у Бога Всевышнего утешения в печалях, горестях и скорби.
Не переставай молиться о нас ко Человеколюбцу, Господу Всевышнему нашему!
Одари своей благодатной милостью в житейских и мирских нуждах и всели в каждого православного верянина надежду на вечный и бесконечный мир и покой в Царствие Божьем. При бытие своем на земле ты был прибежищем и пристанищем всем во всяких бедах, ненастье и нужде, к тебе обращались все за милостью.

И теперь, царствуя с Всевышним Богом нашим, яви нам грешным и суетным, неустанно молящимся перед иконою твоею, ликом святого, свою помощь и благое снисхождение. Да прибудет с нами покой, мир и радость во Славу Господа Всесильного нашего, Спасителя нашего Иисуса Христа.
Аминь.


Молитва направлена на прошение о милосердии, а также о помощи в нужде, мире и покое.



Немного исторических фактов о жизни патриарха Иоанна

Святец Иоанн родился на Кипре, подробностей о его жизни, к сожалению, не сохранилось, однако все – таки немного фактов остались доступны . Патриарх женился, и в браке имел несколько детей, но приключилась беда, в которой погибли потомки и супруга. После случившегося, он становится молитвенником.


Именно религиозные подвиги, и сделали Иоанна известным. Он всегда вел служение честно, а также тщательно заботился о собственной нравственности и воспитании . Первоначальным его предназначением стало подаяние милостыни нуждающимся, и оказание помощи тем, кому она нужна.


Став патриархом, он отдал приказ сосчитать всех бедняков в своем городе . На тот момент их было около семи тысяч. Такому количеству человек, он дал пропитание, а также еженедельно один раз всех бедняков он Иоанн встречал возле монастыря. Всем нуждающимся он ни в коем разе никогда не ответил отказом, помогал и делом и словом.


Перед наступлением смерти, патриарх как будто предчувствовал ее скорое наступление , поэтому просто должен был покинуть пост, и вернуться на остров Кипр, где и был рожден. В процессе перемещения на остров, Иоанну приснился знаменательный и запоминающийся сон. Именно этот сон, стал знаковым для патриарха. Прибыв на остров, Иоанн отошел в мир иной со спокойной душой и чистой совестью.



Молитва патриарху Иоанну когда читать?


Есть нужда в финансовых средствах;


Возникли неприятности в семье, или в окружении;


Неприятности на работе;


В случае наличия душевных обид или конфликтов.


Просить у Иоанна необходимо от всего сердца и с чистыми помыслами. Неважно, в какое время суток, и в каком месте. Именно он наделял семьи бедных, и нуждающихся. Надеяться на то, что после произношения молитвы денег в кошельке автоматически прибавиться – не стоит, ведь молитва это не магическое заклинание. Молится нужно часто и много, а особенно не стоит забывать о молитве Господу.


Просто молится, и бездействовать не стоит, необходимо работать, и просить у Бога и вот тогда, сила молитвы будет сильна. Надеяться исключительно на молитву нельзя.



Молитва Иоанну кому поможет?



История из жизни (по письмам читателей)

Алина, г. Москва
«В моей жизни наступил такой период, когда сложности с деньгами обострились. Я залезла в долги, и не знала, как рассчитать все так, чтобы поскорее избавится от них. У меня работа и стабильный доход, но складывалось такое впечатление что не умею распоряжаться денежными средствами, и они исчезали незнамо куда.


Пойдя в церковь, я обратилась к батюшке с просьбой о помощи, и тогда, он дал мне молитву Иоанну Милостивому. Я стала обращаться к нему утром и вечером ежедневно, а также не забывала об обращении к Господу, и по истечении совсем недолгого времени, я стала более расчетливее, погасила долги, и сама не поняла, как это все произошло. Теперь, я не читаю молитвы, и ни о чем не прошу ни патриарха Александрийского ни Бога, я только лишь благодарю их за помощь, и за все то, что у меня есть».



Заключение

Молитва поможет тогда, когда есть искренняя вера, когда в душе живет вера и любовь к Господу, когда соблюдаются Законы Божии. Веруйте, кайтесь, да пошлет благодать Всевышний Господи и Святцы Небесные.


Сегодня редко можно встретить по-настоящему счастливых людей, ведь для многих счастье имеет особенно определение – финансовая устойчивость в семье. Конечно, нужно довольствоваться тем, что посылает нам Господь Бог. То, что Он делает для нас – уже ценность.

Но если финансовое положении очень сложное, на что-то не хватает или, наоборот, хочется попросить помощи у Высших сил в прибавлении дохода, то можно прочитать молитву Иоанну Милостивому. Именно этот Святой помогает тем, у кого безвыходная ситуация, денежные проблемы, нищета. Святой придает уверенность в себе, наставляет на истинный путь и просто вселяет спокойствие.


Немного об Иоанне Милостивом

Молитва Иоанну Милостивому на деньги возникла не проста так, ведь еще при жизни Святой был сыном одной богатой и знатной семьи. Когда мальчику было 15 лет, он встретил Господа, который показал ему, как следует поступать в жизни. С тех пор Иоанн раздавал всем беднякам деньги, никого не обделял, всегда был щедр к каждому.

Ни одно пожертвование в городе, где он жил, не обходилось без него. Силы Высшего Милосердия каждый раз наполняла его. Отдавая нуждающимся в деньгах людям все, что у него есть, Иоанну в тысячи раз больше приходила Божья милость. Это самая важная благодать во всем мире. Вот почему по сей день важно читать молитву в церкви о помощи Иоанну Милостивому. Сегодня священный текст этому Святому помогает тем, кто живет в бедности.


Молитва Иоанну Милостивому о деньгах и о благополучии

Тропарь, глас 8-й

В терпении твоем стяжал еси мзду твою, отче преподобне, в молитвах непрестанно терпевый, нищия возлюбивый и сия удовливый, но молися Христу Богу, Иоанне милостиве, блаженне, спастися душам нашим.

Кондак, глас 2-й

Богатство твое расточил еси убогим и Небесное богатство ныне восприял еси, Иоанне всемудре, сего ради вси тя почитаем, совершающе память твою, милостыни о тезоимените!

Молитва

Святителю Божий Иоанне, милостивый защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех. Hе престай, моляся ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты, преисполнен сый Христовы любви и благости, явился еси яко чудный чертог добродетели милосердия и стяжал еси себе имя «милостивый». Ты был еси яко река, непрестанно текущая щедрыми милостьми и всех жаждущих обильно напаяющая. Веруем, яко по переселении от земли на небо, усугубися в тебе дар благодати сея и яко соделался еси неисчерпаемый сосуд всякия благостыни. Сотвори убо твоим ходатайством и заступлением пред Богом “всякия утехи”, да вси, прибегающий к тебе, обретают мир и безмятежие: даруй им утешение в печалех временных и пособие в нуждах житейских, всели в них надежду вечнаго упокоения во Царствии Небеснем. В житии твоем на земли ты был еси пристанище всем сущим во всякой беде и нужде, обидимым и недугующим, и ни един от притекавших к тебе и просивших у тебе милости лишен бысть твоея благостыни. Тожде и ныне, царствуя со Христом на Небеси, яви всем покланяющимся пред честною твоею иконою и молящимся о помощи и заступлении. Не точию сам ты творил еси милость безпомощным, но и сердца других воздвигал еси ко утешению немощных и ко призрению убогих. Подвигни убо и ныне сердца верных к заступлению сирых, ко утешению скорбящих и успокоению неимущих. Да не оскудевают в них дары милости, паче же да вселится в них и в дому сем, призревающем страждущих, мир и радость о Дуxе Святе, во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.


В чем помогает молитва Святому Иоанну Милостивому?

Читая священный текст, не нужно думать только о финансовом положении. Обращаться к Иоанну можно и с другими мыслями, который часто посещают голову. Так, христиане верят, что разговор и молитва Иоанну Милостивому помогает подать вещь на продажу, привлечь удачу, если стоит серьезный вопрос о какой-то находке. Так же, молитва помогает при:

  • сильных обидах на близких людей и знакомых;
  • душевной печали, утрате и даже скорби;
  • необходимости в сильной защите, если впереди опасность;
  • ситуации, если у верующего украли что-то очень ценное для него;
  • сильных финансовых кризисах;
  • неприятностях в семейной жизни, связанные с бытом.

Те, кто обращаются к Иоанну Милостивому, наделены необычайной силой, у них всегда есть поддержка, посланная Богом свыше, опора и защита. Молитва не только избавляет бедных от ужасной нищеты, но и способна исцелять болезни. Правда, не стоит ждать, что, прочитав священный текст, деньги тут де прибавятся в кошельке волшебным образом. Молитва – это не магическое заклинание, у нее нет мгновенного действия, которого многие ожидают. Но если постоянно молиться, разговаривать с Господом Богом, обращаться к Иоанну Милостивому и просить его, то все обязательно в жизни образуется. Будет просто замечательно, если верующему удастся прочитать молитву Иоанну перед его мощами – так, обращение к нему будет иметь еще большую ценность, важность и силу.

Молитесь как можно чаще, не пренебрегайте обращениями к Богу. Ничто на земле не бывает вечным, кроме веры. Именно она может объяснить человеку, как поступить в трудной ситуации или что сказать человеку. Молитва о том, чтобы был финансовый достаток – это хорошая помощь каждому, кто обращается к Богу. Но во время ее читки важно самому искать какое-то рабочее место, стараться на нынешней работе изо всех сил, чтобы была прибавка. От бездействия и одного лишь чтения не будет результата. Нужна существенная отдача верующего – а молитва будет скреплять все старания и направлять человека на истинный путь.

Слушать молитву о помощи в бедности и нужде Иоанну Милостивому

Отличная статья 0