В афинских школах и гимнасиях. В афинских школах и гимнасиях (Кормилицына Е.Г.) В афинских школах и гимназиях кратко

УРОК № 43/2

Тема урока

В афинских школах и гимнасиях

Дата урока

Класс

5 класс

Тип урока

Практикум

Цель урока

Закрепить знания учащихся о системе образования в Афинском полисе, способствовать пониманию важности образования в жизни человека, содействовать формированию взглядов на гармонично развитую личность на примере афинских школ и гимнасиев.

Образовательные ресурсы

    Презентация

    Рабочая тетрадь

План урока

    Урок в начальной школе

    Урок в палестре

    Гимнасия

Методы и формы обучения

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы : коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Основные понятия

Педагог, школа, стиль, палестра, гимнасий, красноречие.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания в современном обществе.

Познавательные : выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых поло жений.

Регулятивные : самостоятельно формулируют задание, определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.

Коммуникативные : участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки .

Понимают важность учёбы и познания нового, принимают ценности других народов .

Организационная структура урока:

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое сопровождение

I. Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место

II. П роверка знаний

Проводится в ходе практической работы на уроке.

III . Постановка проблемы

Представьте, что мы находимся в обычной греческой школе. Вы – греческие ученики, а я ваш учитель.

- Греческие ученики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки.

Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Правильно - «учиться» в греческой школе.

Выполняют приветствие

Версии учащихся.

Слайд № 1

IV . Планирование деятельности

- Подумайте, как мы будем работать на уроке?

Учащиеся предлагают план работы

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!

Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и ваши старшие братья вернулись с каникул, я ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих педагогов, сядьте прямо и начнем урок.

Почему учитель говорит только о мальчиках?

Кто такие педагоги?

В какой из видов школ вы пришли?

Чему вас должны научить в начальной школе?

На чем вы будете писать?

1. Урок чтения и письма.

Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. А с чего мы начнем обучение? Конечно же, со знакомства с греческим алфавитом

Как называется наш предмет?

Давайте запишем это слово (записывает слово по- гречески на доске, а дети – в тетрадях)

Теперь научимся писать тех родных и близких, кого мы каждый день видим в своем доме. “Мама” – по – гречески (матер).

- А как будет по-гречески “папа” ? (патер) Запишите это слово самостоятельно. Кто справится быстрее всех, поднимите руку.

2. Урок математики.

Ребята, обратите внимание, исчезли заглавные буквы, остались только прописные. Над ними поставлен специальный значок. Арифметические знаки у греков были такие же как у нас.

Сейчас мы с вами решим задачу и запишем ее:

« Деметриос шалил на уроке и получил восемь ударов палкой, а Фотион опоздал на занятия и был наказан четырьмя ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?»

«В расписании 6 уроков. Три урока прошло. Сколько уроков осталось?»

- Путешествие в начальную школу закончилось, наш путь лежит в палестру. Чем занимались в палестре? Давайте, выполним несколько не сложных упражнений.

Физминутка:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!

1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе.

2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз.

3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая.

Что такое гимнасий?

Кто мог их посещать?

Чему учились в гимнасиях?

Вызываются два ученика к доске .

Задание : Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.

Отвечают на вопросы с опорой на текст:

В школе учились только мальчики

Раб, сопровождающий ребенка в школу

Начальная школа

На дощечках, покрытых воском.

У каждого ученика на парте лежит лист с греческим алфавитом. Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву, дети следят за ним. Затем алфавит читается хором.

История

Выполняют задания

Учащиеся решают задачу и записывают ее с помощью греческих букв – цифр. Учитель тоже записывает решение на доске. Учащиеся сравнивают решение задачи, изображенное на экране со своими записями

Решают самостоятельно; взаимопроверка.

Спортом

Выполняют упражнения.

Дым

Зеркало

Стиль (о)

Школа для взрослых

Взрослые, желающие учиться дальше

Риторике

Соревнование в красноречии

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 4

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 6

Слайд № 6

Слайд № 7

V I . Закрепление изученного на уроке.

Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Несмотря на различные способы обучения, цель была одна - стремление к совершенствованию, к новым знаниям

VII . Итог урока.

Анализирует деятельность учащихся на уроке

Рефлексия

Слайд № 8

Кто впервые высказал идею о природосообразности воспитания?

Я.А. Коменский

К.Д. Ушинский

Демокрит

(возможные ответы: | Ф. Рабле | М. Монтень | В. Мономах | Сильвестр |)

(возможные ответы: | городские школы | университеты | монастырские школы |)

(возможные ответы: | 1 | 3 | 2 |)

(возможные ответы: | М.Монтень | Ф.Рабле | В. де Фельтре |)

(возможные ответы: | К.Д. Ушинский | Д. Локк | Ж.-Ж. Руссо | Д. Дьюи |)

(возможные ответы: | К.Д. Ушинский | Н.И. Пирогов | Л.Н. Толстой |)

Вопрос №14

Установите соответствие педагогической идеи и автора

формирование добродетельного человека через управление, обучение и нравственное воспитание

воспитать личность, которая служит общему благу, любит всех людей и способна подняться на борьбу с неразумным строем

всестороннее развитие каждого ребенка, развитие в детях самодеятельности

приоритет интересов ученика (ребенок - Солнце, вокруг которого вращается педагогический процесс)

(возможные ответы: | И.Ф. Гербарт | А. Дистервег | Д.Дьюи | Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов |)

Вопрос №15

Установите соответствие цели воспитания и педагога

(возможные ответы: | Я.А. Коменский | Д.Локк | Ж.-Ж. Руссо | И.Г. Песталоцци |)

(возможные ответы: | Я.А. Коменский | И.Г. Песталоцци | А. Дистервег | И. Гербарт |)

Вопрос №17

Отказ от дифференциации в обучении в советской стране произощел в __ годы

(возможные ответы: | 1 | 2 | 3 |)

(возможные ответы: | А.С. Макаренко | С.Т. Шацкий | Н.К. Крупская |)

Ответы на тест [№ вопроса] (к-во баллов) правильный ответ,... Вариант №1 (1)c (1)a (1) Спарта,(1) Афины,(1) Рим (1)a (1) Сократ,(1) Платон,(1) Аристотель (1)c (1)c,(1)d (1) М. Монтень,(1) Сильвестр,(1) Ф. Рабле,(1) В. Мономах (1) городские школы,(1) монастырские школы,(1) университеты (1) 1 ,(1) 3 ,(1) 2 (1) В. де Фельтре,(1) Ф.Рабле,(1) М.Монтень (1) К.Д. Ушинский,(1) Д. Локк,(1) Ж.-Ж. Руссо,(1) Д. Дьюи (1) Н.И. Пирогов,(1) Л.Н. Толстой,(1) К.Д. Ушинский (1) И.Ф. Гербарт,(1) Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов,(1) А. Дистервег,(1) Д.Дьюи (1) И.Г. Песталоцци,(1) Ж.-Ж. Руссо,(1) Д.Локк,(1) Я.А. Коменский (1) А. Дистервег,(1) Я.А. Коменский,(1) И. Гербарт,(1) И.Г. Песталоцци (1) Я. Корчак,(1) В.А. Сухомлинский,(1) Ш.А. Амонашвилли,(1) А.С. Макаренко (1)d (1) 3 ,(1) 1 ,(1) 2 (1) С.Т. Шацкий,(1) Н.К. Крупская,(1) А.С. Макаренко

Педагогика

Вопрос №19

Что такое закрытая анкета?

(b) с выбором из данных вариантов ответов

(c) со свободными текстовыми ответами

Ответы на тест

[№ вопроса] (к-во баллов) правильный ответ,...

Вариант №1

От Masterweb

03.06.2018 00:00

Знаменитая фреска Рафаэля "Афинская школа" в ярких художественных образах изображает одно из замечательных явлений античной истории. Возникшая в Древних Афинах в классический период, эта школа стала эталоном учреждения по воспитанию свободного гармонично развитого человека.

Образование в Древних Афинах: особенности

В демократических Афинах, особенно в правление Перикла, воспитанию и образованию граждан отводилось огромное значение. Воспитание происходило в рамках принципа калокагатии - совокупности "добродетелей": культура тела и готовность исполнять гражданские обязанности. Первое относили к разряду внешней культуры или культуры тела, а второе - к внутренней культуре.

Еще одним принципом образования в Афинах была агонистика. То есть использовался дух соревновательности, основанный на личном превосходстве.

Типы школ в древних Афинах

Среди основных типов афинских школ можно выделить:

  1. Школы для обучения подростков грамоте и музыке (с 7 до 13-14 лет): грамматиста (учителя-дидаскалы обучали счету, письму, чтению); кифариста (обучение литературе, пению, декламации, рисованию, музицированию).
  2. Палестры - спортивные школы.
  3. Гимнасии - школы для продолжения образования взрослых.

Описание афинской школы

В образовательных школах мальчиков обучали грамоте и счету. Учиться здесь могли подростки любых сословий, как городские, так и сельские.

Чему учили в афинских школах? В грамматистах счету обучали при помощи пальцев, затем камушков, а позже - доски с камушками, напоминающей счеты. Младшие школьники обучались письму. Они писали заостренными металлическими или костяными палочками - стиль или стило (с). На другом конце стило было что-то вроде лопаточки - для выравнивания поверхности и стирания ошибочных записей. Буквы, тексты писали на дощечках, покрытых слоем воска. Старшие ученики писали тростинкой на папирусе.

Кроме обучения письму, в афинской школе кифаристе подростки учились читать, в основном, на историко-художественном материале - поэмах Гомера "Иллиада" и "Одиссея" и мифах, стихах известных греческих поэтов и пьесах драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила (в старшем возрасте). Также учителя прививали им навыки рисования и музицирования. Причем музицирование начинали осваивать лишь после знакомства с поэзией. Кроме игры на музыкальных инструментах, юноши осваивали и нотную грамоту. А искусство игры на флейте вошло в программу афинских школ после персидских войн.

В ходе воспитательно-образовательного процесса учитель мог не только применять поощрительные методы, например, раньше дать писать на папирусе, но и наказания. Для этого у него в руках всегда была плетка из бычьих хвостов.

В обычных школах с самого начала обучения вводились занятия гимнастикой, ведь без физической красоты и здоровья невозможно воспитать гармонично развитого человека.

Как говорит история

В афинских школах и гимназиях делался упор на внешнюю форму. Для более серьезных занятий спортом служили палестры. Их мальчики могли посещать с двенадцати лет. В палестре они занимались гимнастикой, в которую тогда были включены бег, борьба, прыжки и метание копья и диска.

Главным идеалом спортивной фигуры служили выставленные в портиках палестры скульптуры знаменитых греческих мастеров: Мирона "Дискобол" и Поликлета "Диадумен" и "Дорифор".

Занятия в хорошую погоду проходили в перестиле - внутреннем открытом дворике, а в пасмурную - в крытых галереях или портиках, окружавших его. Поскольку мальчики занимались обнаженными и смазывали тело оливковым маслом, то после занятий они производили омовение водой из находящегося на территории палестры фонтана, колодца или бани.


Интересно, что в палестрах еще обучали началам красноречия и пению песен, которые позже молодые афиняне пели на пирах. Также ученые мужи с ними вели беседы о политике и нравственности.


Обучение в гимнасиях

Гимнасии служили для продолжения образования, и занимались в них взрослые граждане Афин. Здесь были представлены возможности как для духовного, так и спортивного развития человека.

Обычно гимнасии строились за городом среди красивой природы. В них были площадки для занятия гимнастикой, бассейны и бани, а также помещения для отдыха и ведения длительных интеллектуальных бесед и споров.

Здесь можно было поприсутствовать на выступлениях известных ученых того времени, а также поучиться красноречию и риторике, умению грамотно вести споры и отстаивать свое мнение.

Роль педагогов в афинском образовании

В афинском обществе в семьях знатных граждан было принято, что мальчики до семи лет только играли в подвижные игры, но потом для них подбирали педагога для сопровождения и воспитания. Само слово "педагог" в переводе с греческого дословно означает "сопровождающий ребенка". Обычно на эту должность брали старого, подчас увечного раба, который иногда даже плохо слышал и почти не говорил на греческом языке.

Педагоги отвечали за ежедневное посещение ребенком школы: сопровождали до нее и обратно, несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, на которых должен был уметь играть любой афинянин. Чаще всего это была флейта.

Дома в обязанности педагога входило обучение мальчика этикету и хорошим манерам. Также педагог должен был наказывать воспитанника розгами за невыполнение требований и провинности.

История Академии Платона

История афинской школы связана с философским течением соратников и последователей греческого мыслителя Платона, стоявшего у его основания. Представители течения с 4 в. до н. э. собирались в стенах Афинской Академии, основанной также Платоном.

Основной дидактический метод обучения, использовавшийся в Академии - диалог или по-другому - диалектика. Ею овладевали на двух условных ступенях обучения: для младших и для старших. Здесь изучали различные предметы, но особый упор делали на астрономию и математику.

Академия имела четыре возобновления. При Спевсиппе, племяннике Платона, в Академии стали обучать на платной основе и готовили преимущественно ораторов и государственных деятелей. Здесь была распространена платонико-пифагорийская философия. А сама Академия стала духовным центром для аристократов и образованных афинян. К обучению в Академии стремились даже женщины.

Дело Спевсиппа продолжил Ксенократ, который привлекал к себе всех знаменитостей обширной Греции. Далее Академию поочередно возглавляли последователи того же философского учения - Полемон, Кратес и Крантор.


Аркесилай же повернул вектор Академии в другом направлении: он придерживался теории полного воздержания от суждений, выяснял точку зрения своих слушателей и вел с ними активную беседу. Во главу угла ставился разум ученика, а не авторитет учителя. Выступал против догматизма. Преемниками Аркесилая в качестве главы Академии стали Лакид и Карнеад. Последний отрицал чувственное и инстинктивное восприятие мира и попытку его познания через них.

Попытку возрождения Академии в духе Платона совершил Антиох Асколонский.

Знаменитое творение Рафаэля

Фресковая роспись "Афинская школа" - одно из величайших творений маэстро. Создана она для оформления папского дворца в Ватикане и размещена на одной из стена la Stance della Seniatura. Изображенное на фреске имело мало общего с реальной афинской школой, видимо, гимнасией. В абсолютно не античной, а более ренессансной архитектуре размещены фигуры взрослых людей, одетых в античные одежды.


Среди них можно встретить художественные образы, в которых Рафаэль воплотил свое представление о наиболее ученых умах Древней Греции - Аристотеле, Платоне, Гераклите и др. Высказывается мнение, что в этих трех мужах мастер изобразил с передачей порьретного сходства трех титанов эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и самого себя - Рафаэля Санти.

Согласно истории, все персонажи, изображенные Рафаэлем, разделены на группы, каждая из которых занята каким-то дело: слушают рассказы мудрецов, спорят, изучают документы и новейшие приборы, ведут философские беседы. Это - территория "духа". А вот территория "тела" на фреске отсутствует - автор не изобразил атлетов или места для принятия водных процедур.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

1. Рабы-педагоги. До семи лет мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не занимался. Он гонял обруч или мяч, строил домики из глины, лепил из воска фигурки людей и животных. В семь лет его переда­вали педагогу (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребён­ка»). Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежно­сти и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам - ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать, а при малейшем непо­слушании своего воспитанника - брался за розгу.

Педагог был рабом, состарившимся или увечным и потому непригодным ни для ка­кой другой работы. Нередко педагог даже плохо говорил по-гречески.

2. Занятия в школе. В рассветный час все городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них.

Учитель с плёткой из бычьего хвоста диктует текст: «Невежда - самое дикое из существ на земле». Эти слова младшие школьники выводят на дощечках, натёртых вос­ком. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она стиль. Другим, плоским концом стиля затирают написанное, если допу­щена ошибка. Старшие ученики пользуются папирусом и тростниковым пером.

В Греции встречались люди, гордившиеся тем, что выучили в школе наизусть «Или­аду» и «Одиссею». Дети овладевали игрой на флейте и других инструментах, искус­ством хорового пения. Афиняне утвержда­ли, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.

Помимо каникул, которые были весной, мальчики не посещали школу в годовщи­ны побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвящённых греческим богам. Плата за обучение была невелика.

Для девочек школ не было. Мать пере­давала дочерям те знания, какие имела сама. Девочек учили грамоте, пению, тан­цам, а главное - домоводству.

3. Посещение палестры. С двенадца­ти лет мальчики начинали посещать ещё одну школу, где занимались гимнасти­кой - борьбой, бегом, прыжками, мета­нием копья и диска. Такая школа называ­лась палестра (от слова «пале» - борьба). В хорошую погоду тренировались под от- Дискоббл - ме- крытым небом в обширном дворе, а в не-

статуя работы настье - под крышей портиков, окружав- Мирона. ших этот двор.

В палестре. Рисунок нашего времени.

Представим себе урок гимнастики в палестре.

Мальчи­ки тренируются в борьбе. Выиграть схватку может тот, кто ловок и силён. Вот один из борцов внезапно перебро­сил соперника через колено, того признают побеждённым, если он трижды коснётся телом земли. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушившего правила состязания. Ожидает своей очереди следующая пара бор­цов. Они обильно льют масло на ладони и до блеска расти­рают им кожу. Все тренируются обнажёнными. После уро­ка весёлой гурьбой побегут они смывать с тела прилипшие грязь и пот. При каждой палестре был колодец, фонтан, а иногда и баня.

В палестрах стояли статуи атлетов работы великих гре­ческих мастеров. Всемирно известна статуя метателя дис-

Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына


Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро суме­ет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хоро­шее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день... А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!

ка. Мирон, её создатель, сумел передать в скульптуре ощущение движения. Кажет­ся, через мгновение атлет распрямится и диск, брошенный с огромной силой, по­летит вдаль. Не менее знаменита статуя копьеносца работы Поликлёта. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего по­лиса.

4. В афинских гимнасиях. Взрослые афи­няне, желавшие продолжить занятия гим­настикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трёх афинских гимнасиев.

Гимнасии располагались за городом сре­ди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для упражнений атлетов, бас­сейны, помещения для отдыха и бесед.

В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные учё­ные. Они излагали свои взгляды на стро­ение Вселенной, предлагали планы созда­ния образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди.

В гимнасиях обучали красноречию - умению отстаи­вать своё мнение при выступлении в Народном собрании и судах.

Разные взгляды греческих учёных на природу человека

Аристбтель писал:

«Одни орудия являются одушевлёнными, другие - неодушевлёнными. Раб есть одушевлённая собственность и наиболее совершенное из всех орудий.

Одни люди созданы природой быть свободными, другие - рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справед­ливо».

Иные взгляды на природу человека высказывал Антифонт: «По при­роде все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».

Объясните значение слов: стиль, палестра, гимнасий. Проверьте себя. 1. Кого в Древней Греции называли педагогами? В чём состояли их обязанности? 2. Чем и на чём писали школьники? 3. Чему учили в афинских школах? 4. Где мальчиков обучали гимнастике? 5. Где взрослые афиняне могли пополнить свои знания и заниматься гимнасти­кой? 6. Кому принадлежат имена Мирон и Поликлет? Чем прославились эти греки?

Опишите урок гимнастики по рисунку «В палестре» (см. с. 183). Подумайте. 1. Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, уз­нав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!»»? 2. В чём различались взгляды на природу человека разных греческих учёных (см. 184)? Чьи мысли кажутся вам более правильными? Какие орудия труда Аристотель называл одушевлён­ными, а какие - неодушевлёнными?

Древние греки большое внимание уделяли развитию тела и учению. Греческие скульптуры до сих пор считаются образцом красоты человеческого тела, а древнегреческие мыслители оказали огромное влияние на развитие европейской философии и науки.

Ко времени расцвета древнегреческой культуры (V-IV вв. до н.э.) в Афинах было много заведений для занятий науками и спортом. В эти древние времена, больше 2,5 тыс. лет назад, дети тоже ходили в школы, учились там читать и писать.

События

Школы

  • В 7 лет мальчиков отдавали педагогам. Педагог переводится как «сопровождающий ребёнка». Это были рабы. Педагоги водили детей в школу, занимались воспитанием.
  • Школы были платными.
  • Для учения письму использовались деревянные таблички, покрытые воском. На них выдавливали буквы заострённой палочкой.
  • Более глубокие знания могли получить только богатые греки.
  • В школах читали знаменитые произведения литературы, часто заучивали их наизусть.
  • В школах Древней Греции изучались грамота, арифметика, музыка, пение, рисование.

Палестры

Помимо обычных школ, с 12 лет мальчики учились в палестрах. В палестрах занимались гимнастикой, спортом (борьбой, бегом, метанием диска и копья, плаванием), военной подготовкой, правилам поведения.

Воспитание девочек заключалось в том, что девочки не посещали школы и палестры, их воспитывали дома, с 7 лет девочек учили читать и писать, ткать, прясть, быть хорошими хозяйками.

Обучение взрослых

Взрослые, желавшие продолжить обучение, занимались в гимнасиях. В гимнасиях занимались гимнастикой. Помимо этого, в гимнасиях выступали ораторы, устраивались дискуссии. Это были интеллектуальные центры.

Академия - школа древнегреческого мыслителя Платона. В ней изучали философию, историю, политику, математику.

Лицей - школа древнегреческого мыслителя Аристотеля. Получила название по храму Аполлона Ликейского, располагавшегося рядом.

Слова «академия» и «лицей» сохранились в европейских языках до наших дней.

Участники

Древнегреческий философ и мыслитель, основатель Академии.

Древнегреческий философ и мыслитель, основатель Лицея.

Заключение

Благодаря прочным традициям всестороннего образования и воспитания, афиняне вырастали одновременно и хорошими воинами, и высокообразованными людьми. Образование нужно было даже простым пахарям, ведь каждый афинский гражданин мог принимать участие в управлении полисом.

Параллели

Если сравнить древнегреческие и древнеегипетские школы, то в только дети самых зажиточных людей могли посещать школы. Они позже становились писцами или жрецами. А для простых земледельцев и ремесленников не было так позорно, как в Греции, не уметь читать и писать.

Маленькие египтяне, так же как и маленькие греки, в школе учились читать, писать и считать. А вот физическая культура (плавание, бег, борьба) в Египте не так высоко ценилась, сведений о специальных спортивных школах (подобно греческим палестрам) нет.

Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами, слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой, приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда гости собирались у него в доме.

Но не только радости были у детей. Были у них и печальные минуты, когда за провинности раб-нянька, называвшийся педагогом (рис. 1), или отец жестоко поучали их палкой. Вообще детей не слишком баловали: купали в холодной воде, заставляли выходить легко одетыми даже в самые холодные дни, чтобы они стали крепкими и закаленными.

Рис. 1. Раб-педагог ()

С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, - это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.

И вот мальчик идет в школу. Только что взошло солнце, а двери школы уже открыты. Отовсюду стекаются ученики. За ними следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки-стили, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть. Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей.

В школе мальчика прежде всего учили грамоте. Чтобы обучение шло легче, учитель давал ученику глиняные таблички, на которых были написаны буквы и слоги, и ученик постепенно обучался складывать из них слова. Грамоте обучали долго, года три. Сначала учили писать на восковых табличках заостренной металлической или костяной палочкой - стилем. Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Сидя на кресле с высокой спинкой, учитель развертывал на столе свиток, на котором были написаны песни «Илиады» и «Одиссеи». Читали в школе и поэму древнего поэта Гесиода о происхождении богов, сотворении мира и людей, о том, как первые боги, гиганты воевали со сменившими их богами-олимпийцами. Образованный человек должен был знать наизусть множество стихов Гомера и других поэтов и уметь кстати привести их в застольной беседе, в речи на народном собрании или в суде.

В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь. С раннего возраста хоры мальчиков участвовали в музыкальных состязаниях во время игр и празднеств, а впоследствии, став взрослыми, афиняне пели в праздничных хорах или выступали на состязаниях певцов. Кроме того, греки считали, что изучение музыки возвышает и облагораживает человека, как и знакомство с математикой. Поэтому арифметика и начала геометрии тоже преподавались в школах, но не слишком подробно.

С 12-13 лет мальчики начинали посещать также палестры (от греч. Пале - борьба). Прозанимавшись первую половину дня в школе, мальчики отправлялись в палестру - гимнастическую школу (рис. 2). Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми. Здесь же, в палестрах, юноши обучались танцам под музыку кифар и лир. Пляски соединялись с пением: юношам, может быть, придется выступить в хоре во время театральных представлений, они должны уметь и петь, и плясать одновременно...

Рис. 2. Палестра ()

Кроме частных палестр, были в Афинах и три гимнастические школы - гимнасии, принадлежавшие государству. Это были Академия, Ликей и Киносарг. На содержание их давали средства, по предписанию государства, богатые граждане. Впоследствии Академия прославилась благодаря тому, что там учил знаменитый философ Платон (рис. 3), а Ликей - благодаря школе, созданной там философом Аристотелем (рис. 4), одним из самых прославленных ученых древности. Знаменитые ученые выступали перед слушателями, излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства. В гимнасиях обучали красноречию - умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах.

Рис. 3. Платон

Рис. 4. Аристотель

Когда молодые афиняне достигали 18 лет, они кончали учение в школах и гимнасиях и шли на военную службу, становились эфебами. Отныне мальчик считался совершеннолетним. Теперь его имя вносили в списки их родного округа - дема. Это была важная и торжественная церемония, потому что внесенный в списки становился впоследствии гражданином, мог участвовать в народном собрании, управлять своим имуществом и, когда достигнет определенного возраста, занять любую государственную должность.

Лишь в редких случаях молодые люди, заинтересовавшись философией или ораторским искусством, продолжали занятия у какого-нибудь славившегося своей ученостью мудреца. Иногда такие юноши в дальнейшем и сами становились видными учеными, как, например, ученики знаменитого Сократа или величайшего философа Греции Аристотеля.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Countries.ru ()
  2. Newacropol.ru ()
  3. Wisdoms.ru ()

Домашнее задание

  1. На какие этапы можно разделить образование мальчиков в древних Афинах?
  2. Какие знания получали афиняне в школах?
  3. Какие предметы изучались в палестре?
  4. Где после окончания школы могли продолжить образование представители знати?