В афинских школах и гимнасиях. В афинских школах и гимнасиях (Кормилицына Е.Г.) В афинских школах и гимназиях кратко
УРОК № 43/2
Тема урока
В афинских школах и гимнасиях
Дата урока
Класс
5 класс
Тип урока
Практикум
Цель урока
Закрепить знания учащихся о системе образования в Афинском полисе, способствовать пониманию важности образования в жизни человека, содействовать формированию взглядов на гармонично развитую личность на примере афинских школ и гимнасиев.
Образовательные ресурсы
Презентация
Рабочая тетрадь
План урока
Урок в начальной школе
Урок в палестре
Гимнасия
Методы и формы обучения
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы : коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Основные понятия
Педагог, школа, стиль, палестра, гимнасий, красноречие.
Планируемые результаты:
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания в современном обществе.
Познавательные : выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых поло жений.
Регулятивные : самостоятельно формулируют задание, определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.
Коммуникативные : участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки .
Понимают важность учёбы и познания нового, принимают ценности других народов .
Организационная структура урока:
Этапы урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методическое сопровождение
I. Организационный момент
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место
II. П роверка знаний
Проводится в ходе практической работы на уроке.
III . Постановка проблемы
Представьте, что мы находимся в обычной греческой школе. Вы – греческие ученики, а я ваш учитель.
- Греческие ученики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки.
Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Правильно - «учиться» в греческой школе.
Выполняют приветствие
Версии учащихся.
Слайд № 1
IV . Планирование деятельности
- Подумайте, как мы будем работать на уроке?
Учащиеся предлагают план работы
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!
Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и ваши старшие братья вернулись с каникул, я ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих педагогов, сядьте прямо и начнем урок.
Почему учитель говорит только о мальчиках?
Кто такие педагоги?
В какой из видов школ вы пришли?
Чему вас должны научить в начальной школе?
На чем вы будете писать?
1. Урок чтения и письма.
Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. А с чего мы начнем обучение? Конечно же, со знакомства с греческим алфавитом
Как называется наш предмет?
Давайте запишем это слово (записывает слово по- гречески на доске, а дети – в тетрадях)
Теперь научимся писать тех родных и близких, кого мы каждый день видим в своем доме. “Мама” – по – гречески (матер).
- А как будет по-гречески “папа” ? (патер) Запишите это слово самостоятельно. Кто справится быстрее всех, поднимите руку.
2. Урок математики.
Ребята, обратите внимание, исчезли заглавные буквы, остались только прописные. Над ними поставлен специальный значок. Арифметические знаки у греков были такие же как у нас.
Сейчас мы с вами решим задачу и запишем ее:
« Деметриос шалил на уроке и получил восемь ударов палкой, а Фотион опоздал на занятия и был наказан четырьмя ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?»
«В расписании 6 уроков. Три урока прошло. Сколько уроков осталось?»
- Путешествие в начальную школу закончилось, наш путь лежит в палестру. Чем занимались в палестре? Давайте, выполним несколько не сложных упражнений.
Физминутка:
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!
1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе.
2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз.
3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая.
Что такое гимнасий?
Кто мог их посещать?
Чему учились в гимнасиях?
Вызываются два ученика к доске .
Задание : Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.
Отвечают на вопросы с опорой на текст:
В школе учились только мальчики
Раб, сопровождающий ребенка в школу
Начальная школа
На дощечках, покрытых воском.
У каждого ученика на парте лежит лист с греческим алфавитом. Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву, дети следят за ним. Затем алфавит читается хором.
История
Выполняют задания
Учащиеся решают задачу и записывают ее с помощью греческих букв – цифр. Учитель тоже записывает решение на доске. Учащиеся сравнивают решение задачи, изображенное на экране со своими записями
Решают самостоятельно; взаимопроверка.
Спортом
Выполняют упражнения.
Дым
Зеркало
Стиль (о)
Школа для взрослых
Взрослые, желающие учиться дальше
Риторике
Соревнование в красноречии
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 4
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 6
Слайд № 6
Слайд № 7
V I . Закрепление изученного на уроке.
Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Несмотря на различные способы обучения, цель была одна - стремление к совершенствованию, к новым знаниям
VII . Итог урока.
Анализирует деятельность учащихся на уроке
Рефлексия
Слайд № 8
Кто впервые высказал идею о природосообразности воспитания?
Я.А. Коменский |
|
К.Д. Ушинский |
|
Демокрит |
|
(возможные ответы: | Ф. Рабле | М. Монтень | В. Мономах | Сильвестр |)
(возможные ответы: | городские школы | университеты | монастырские школы |)
(возможные ответы: | 1 | 3 | 2 |)
(возможные ответы: | М.Монтень | Ф.Рабле | В. де Фельтре |)
(возможные ответы: | К.Д. Ушинский | Д. Локк | Ж.-Ж. Руссо | Д. Дьюи |)
(возможные ответы: | К.Д. Ушинский | Н.И. Пирогов | Л.Н. Толстой |)
Вопрос №14 |
Установите соответствие педагогической идеи и автора
формирование добродетельного человека через управление, обучение и нравственное воспитание |
|
воспитать личность, которая служит общему благу, любит всех людей и способна подняться на борьбу с неразумным строем |
|
всестороннее развитие каждого ребенка, развитие в детях самодеятельности |
|
приоритет интересов ученика (ребенок - Солнце, вокруг которого вращается педагогический процесс) |
(возможные ответы: | И.Ф. Гербарт | А. Дистервег | Д.Дьюи | Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов |)
Вопрос №15 |
Установите соответствие цели воспитания и педагога
(возможные ответы: | Я.А. Коменский | Д.Локк | Ж.-Ж. Руссо | И.Г. Песталоцци |)
(возможные ответы: | Я.А. Коменский | И.Г. Песталоцци | А. Дистервег | И. Гербарт |)
Вопрос №17 |
Отказ от дифференциации в обучении в советской стране произощел в __ годы
(возможные ответы: | 1 | 2 | 3 |)
(возможные ответы: | А.С. Макаренко | С.Т. Шацкий | Н.К. Крупская |)
Ответы на тест [№ вопроса] (к-во баллов) правильный ответ,... Вариант №1 (1)c (1)a (1) Спарта,(1) Афины,(1) Рим (1)a (1) Сократ,(1) Платон,(1) Аристотель (1)c (1)c,(1)d (1) М. Монтень,(1) Сильвестр,(1) Ф. Рабле,(1) В. Мономах (1) городские школы,(1) монастырские школы,(1) университеты (1) 1 ,(1) 3 ,(1) 2 (1) В. де Фельтре,(1) Ф.Рабле,(1) М.Монтень (1) К.Д. Ушинский,(1) Д. Локк,(1) Ж.-Ж. Руссо,(1) Д. Дьюи (1) Н.И. Пирогов,(1) Л.Н. Толстой,(1) К.Д. Ушинский (1) И.Ф. Гербарт,(1) Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов,(1) А. Дистервег,(1) Д.Дьюи (1) И.Г. Песталоцци,(1) Ж.-Ж. Руссо,(1) Д.Локк,(1) Я.А. Коменский (1) А. Дистервег,(1) Я.А. Коменский,(1) И. Гербарт,(1) И.Г. Песталоцци (1) Я. Корчак,(1) В.А. Сухомлинский,(1) Ш.А. Амонашвилли,(1) А.С. Макаренко (1)d (1) 3 ,(1) 1 ,(1) 2 (1) С.Т. Шацкий,(1) Н.К. Крупская,(1) А.С. Макаренко
Педагогика
Вопрос №19 |
Что такое закрытая анкета?
(b) с выбором из данных вариантов ответов |
(c) со свободными текстовыми ответами |
Ответы на тест
[№ вопроса] (к-во баллов) правильный ответ,...
Вариант №1
От Masterweb
03.06.2018 00:00Знаменитая фреска Рафаэля "Афинская школа" в ярких художественных образах изображает одно из замечательных явлений античной истории. Возникшая в Древних Афинах в классический период, эта школа стала эталоном учреждения по воспитанию свободного гармонично развитого человека.
Образование в Древних Афинах: особенности
В демократических Афинах, особенно в правление Перикла, воспитанию и образованию граждан отводилось огромное значение. Воспитание происходило в рамках принципа калокагатии - совокупности "добродетелей": культура тела и готовность исполнять гражданские обязанности. Первое относили к разряду внешней культуры или культуры тела, а второе - к внутренней культуре.
Еще одним принципом образования в Афинах была агонистика. То есть использовался дух соревновательности, основанный на личном превосходстве.
Типы школ в древних Афинах
Среди основных типов афинских школ можно выделить:
- Школы для обучения подростков грамоте и музыке (с 7 до 13-14 лет): грамматиста (учителя-дидаскалы обучали счету, письму, чтению); кифариста (обучение литературе, пению, декламации, рисованию, музицированию).
- Палестры - спортивные школы.
- Гимнасии - школы для продолжения образования взрослых.
Описание афинской школы
В образовательных школах мальчиков обучали грамоте и счету. Учиться здесь могли подростки любых сословий, как городские, так и сельские.
Чему учили в афинских школах? В грамматистах счету обучали при помощи пальцев, затем камушков, а позже - доски с камушками, напоминающей счеты. Младшие школьники обучались письму. Они писали заостренными металлическими или костяными палочками - стиль или стило (с). На другом конце стило было что-то вроде лопаточки - для выравнивания поверхности и стирания ошибочных записей. Буквы, тексты писали на дощечках, покрытых слоем воска. Старшие ученики писали тростинкой на папирусе.
Кроме обучения письму, в афинской школе кифаристе подростки учились читать, в основном, на историко-художественном материале - поэмах Гомера "Иллиада" и "Одиссея" и мифах, стихах известных греческих поэтов и пьесах драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила (в старшем возрасте). Также учителя прививали им навыки рисования и музицирования. Причем музицирование начинали осваивать лишь после знакомства с поэзией. Кроме игры на музыкальных инструментах, юноши осваивали и нотную грамоту. А искусство игры на флейте вошло в программу афинских школ после персидских войн.
В ходе воспитательно-образовательного процесса учитель мог не только применять поощрительные методы, например, раньше дать писать на папирусе, но и наказания. Для этого у него в руках всегда была плетка из бычьих хвостов.
В обычных школах с самого начала обучения вводились занятия гимнастикой, ведь без физической красоты и здоровья невозможно воспитать гармонично развитого человека.
Как говорит история
В афинских школах и гимназиях делался упор на внешнюю форму. Для более серьезных занятий спортом служили палестры. Их мальчики могли посещать с двенадцати лет. В палестре они занимались гимнастикой, в которую тогда были включены бег, борьба, прыжки и метание копья и диска.
Главным идеалом спортивной фигуры служили выставленные в портиках палестры скульптуры знаменитых греческих мастеров: Мирона "Дискобол" и Поликлета "Диадумен" и "Дорифор".
Занятия в хорошую погоду проходили в перестиле - внутреннем открытом дворике, а в пасмурную - в крытых галереях или портиках, окружавших его. Поскольку мальчики занимались обнаженными и смазывали тело оливковым маслом, то после занятий они производили омовение водой из находящегося на территории палестры фонтана, колодца или бани.
Интересно, что в палестрах еще обучали началам красноречия и пению песен, которые позже молодые афиняне пели на пирах. Также ученые мужи с ними вели беседы о политике и нравственности.
Обучение в гимнасиях
Гимнасии служили для продолжения образования, и занимались в них взрослые граждане Афин. Здесь были представлены возможности как для духовного, так и спортивного развития человека.
Обычно гимнасии строились за городом среди красивой природы. В них были площадки для занятия гимнастикой, бассейны и бани, а также помещения для отдыха и ведения длительных интеллектуальных бесед и споров.
Здесь можно было поприсутствовать на выступлениях известных ученых того времени, а также поучиться красноречию и риторике, умению грамотно вести споры и отстаивать свое мнение.
Роль педагогов в афинском образовании
В афинском обществе в семьях знатных граждан было принято, что мальчики до семи лет только играли в подвижные игры, но потом для них подбирали педагога для сопровождения и воспитания. Само слово "педагог" в переводе с греческого дословно означает "сопровождающий ребенка". Обычно на эту должность брали старого, подчас увечного раба, который иногда даже плохо слышал и почти не говорил на греческом языке.
Педагоги отвечали за ежедневное посещение ребенком школы: сопровождали до нее и обратно, несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, на которых должен был уметь играть любой афинянин. Чаще всего это была флейта.
Дома в обязанности педагога входило обучение мальчика этикету и хорошим манерам. Также педагог должен был наказывать воспитанника розгами за невыполнение требований и провинности.
История Академии Платона
История афинской школы связана с философским течением соратников и последователей греческого мыслителя Платона, стоявшего у его основания. Представители течения с 4 в. до н. э. собирались в стенах Афинской Академии, основанной также Платоном.
Основной дидактический метод обучения, использовавшийся в Академии - диалог или по-другому - диалектика. Ею овладевали на двух условных ступенях обучения: для младших и для старших. Здесь изучали различные предметы, но особый упор делали на астрономию и математику.
Академия имела четыре возобновления. При Спевсиппе, племяннике Платона, в Академии стали обучать на платной основе и готовили преимущественно ораторов и государственных деятелей. Здесь была распространена платонико-пифагорийская философия. А сама Академия стала духовным центром для аристократов и образованных афинян. К обучению в Академии стремились даже женщины.
Дело Спевсиппа продолжил Ксенократ, который привлекал к себе всех знаменитостей обширной Греции. Далее Академию поочередно возглавляли последователи того же философского учения - Полемон, Кратес и Крантор.
Аркесилай же повернул вектор Академии в другом направлении: он придерживался теории полного воздержания от суждений, выяснял точку зрения своих слушателей и вел с ними активную беседу. Во главу угла ставился разум ученика, а не авторитет учителя. Выступал против догматизма. Преемниками Аркесилая в качестве главы Академии стали Лакид и Карнеад. Последний отрицал чувственное и инстинктивное восприятие мира и попытку его познания через них.
Попытку возрождения Академии в духе Платона совершил Антиох Асколонский.
Знаменитое творение Рафаэля
Фресковая роспись "Афинская школа" - одно из величайших творений маэстро. Создана она для оформления папского дворца в Ватикане и размещена на одной из стена la Stance della Seniatura. Изображенное на фреске имело мало общего с реальной афинской школой, видимо, гимнасией. В абсолютно не античной, а более ренессансной архитектуре размещены фигуры взрослых людей, одетых в античные одежды.
Среди них можно встретить художественные образы, в которых Рафаэль воплотил свое представление о наиболее ученых умах Древней Греции - Аристотеле, Платоне, Гераклите и др. Высказывается мнение, что в этих трех мужах мастер изобразил с передачей порьретного сходства трех титанов эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и самого себя - Рафаэля Санти.
Согласно истории, все персонажи, изображенные Рафаэлем, разделены на группы, каждая из которых занята каким-то дело: слушают рассказы мудрецов, спорят, изучают документы и новейшие приборы, ведут философские беседы. Это - территория "духа". А вот территория "тела" на фреске отсутствует - автор не изобразил атлетов или места для принятия водных процедур.
Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255
1. Рабы-педагоги. До семи лет мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не занимался. Он гонял обруч или мяч, строил домики из глины, лепил из воска фигурки людей и животных. В семь лет его передавали педагогу (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребёнка»). Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам - ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать, а при малейшем непослушании своего воспитанника - брался за розгу.
Педагог был рабом, состарившимся или увечным и потому непригодным ни для какой другой работы. Нередко педагог даже плохо говорил по-гречески.
2. Занятия в школе. В рассветный час все городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них.
Учитель с плёткой из бычьего хвоста диктует текст: «Невежда - самое дикое из существ на земле». Эти слова младшие школьники выводят на дощечках, натёртых воском. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она стиль. Другим, плоским концом стиля затирают написанное, если допущена ошибка. Старшие ученики пользуются папирусом и тростниковым пером.
В Греции встречались люди, гордившиеся тем, что выучили в школе наизусть «Илиаду» и «Одиссею». Дети овладевали игрой на флейте и других инструментах, искусством хорового пения. Афиняне утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.
Помимо каникул, которые были весной, мальчики не посещали школу в годовщины побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвящённых греческим богам. Плата за обучение была невелика.
Для девочек школ не было. Мать передавала дочерям те знания, какие имела сама. Девочек учили грамоте, пению, танцам, а главное - домоводству.
3. Посещение палестры. С двенадцати лет мальчики начинали посещать ещё одну школу, где занимались гимнастикой - борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра (от слова «пале» - борьба). В хорошую погоду тренировались под от- Дискоббл - ме- крытым небом в обширном дворе, а в не-
статуя работы настье - под крышей портиков, окружав- Мирона. ших этот двор.
В палестре. Рисунок нашего времени.
Представим себе урок гимнастики в палестре.
Мальчики тренируются в борьбе. Выиграть схватку может тот, кто ловок и силён. Вот один из борцов внезапно перебросил соперника через колено, того признают побеждённым, если он трижды коснётся телом земли. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушившего правила состязания. Ожидает своей очереди следующая пара борцов. Они обильно льют масло на ладони и до блеска растирают им кожу. Все тренируются обнажёнными. После урока весёлой гурьбой побегут они смывать с тела прилипшие грязь и пот. При каждой палестре был колодец, фонтан, а иногда и баня.
В палестрах стояли статуи атлетов работы великих греческих мастеров. Всемирно известна статуя метателя дис-
Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына
Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день... А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!
ка. Мирон, её создатель, сумел передать в скульптуре ощущение движения. Кажется, через мгновение атлет распрямится и диск, брошенный с огромной силой, полетит вдаль. Не менее знаменита статуя копьеносца работы Поликлёта. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего полиса.
4. В афинских гимнасиях. Взрослые афиняне, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трёх афинских гимнасиев.
Гимнасии располагались за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для упражнений атлетов, бассейны, помещения для отдыха и бесед.
В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные учёные. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди.
В гимнасиях обучали красноречию - умению отстаивать своё мнение при выступлении в Народном собрании и судах.
Разные взгляды греческих учёных на природу человека
Аристбтель писал:
«Одни орудия являются одушевлёнными, другие - неодушевлёнными. Раб есть одушевлённая собственность и наиболее совершенное из всех орудий.
Одни люди созданы природой быть свободными, другие - рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справедливо».
Иные взгляды на природу человека высказывал Антифонт: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».
Объясните значение слов: стиль, палестра, гимнасий. Проверьте себя. 1. Кого в Древней Греции называли педагогами? В чём состояли их обязанности? 2. Чем и на чём писали школьники? 3. Чему учили в афинских школах? 4. Где мальчиков обучали гимнастике? 5. Где взрослые афиняне могли пополнить свои знания и заниматься гимнастикой? 6. Кому принадлежат имена Мирон и Поликлет? Чем прославились эти греки?
Опишите урок гимнастики по рисунку «В палестре» (см. с. 183). Подумайте. 1. Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!»»? 2. В чём различались взгляды на природу человека разных греческих учёных (см. 184)? Чьи мысли кажутся вам более правильными? Какие орудия труда Аристотель называл одушевлёнными, а какие - неодушевлёнными?
Древние греки большое внимание уделяли развитию тела и учению. Греческие скульптуры до сих пор считаются образцом красоты человеческого тела, а древнегреческие мыслители оказали огромное влияние на развитие европейской философии и науки.
Ко времени расцвета древнегреческой культуры (V-IV вв. до н.э.) в Афинах было много заведений для занятий науками и спортом. В эти древние времена, больше 2,5 тыс. лет назад, дети тоже ходили в школы, учились там читать и писать.
События
Школы
- В 7 лет мальчиков отдавали педагогам. Педагог переводится как «сопровождающий ребёнка». Это были рабы. Педагоги водили детей в школу, занимались воспитанием.
- Школы были платными.
- Для учения письму использовались деревянные таблички, покрытые воском. На них выдавливали буквы заострённой палочкой.
- Более глубокие знания могли получить только богатые греки.
- В школах читали знаменитые произведения литературы, часто заучивали их наизусть.
- В школах Древней Греции изучались грамота, арифметика, музыка, пение, рисование.
Палестры
Помимо обычных школ, с 12 лет мальчики учились в палестрах. В палестрах занимались гимнастикой, спортом (борьбой, бегом, метанием диска и копья, плаванием), военной подготовкой, правилам поведения.
Воспитание девочек заключалось в том, что девочки не посещали школы и палестры, их воспитывали дома, с 7 лет девочек учили читать и писать, ткать, прясть, быть хорошими хозяйками.
Обучение взрослых
Взрослые, желавшие продолжить обучение, занимались в гимнасиях. В гимнасиях занимались гимнастикой. Помимо этого, в гимнасиях выступали ораторы, устраивались дискуссии. Это были интеллектуальные центры.
Академия - школа древнегреческого мыслителя Платона. В ней изучали философию, историю, политику, математику.
Лицей - школа древнегреческого мыслителя Аристотеля. Получила название по храму Аполлона Ликейского, располагавшегося рядом.
Слова «академия» и «лицей» сохранились в европейских языках до наших дней.
Участники
Древнегреческий философ и мыслитель, основатель Академии.
Древнегреческий философ и мыслитель, основатель Лицея.
Заключение
Благодаря прочным традициям всестороннего образования и воспитания, афиняне вырастали одновременно и хорошими воинами, и высокообразованными людьми. Образование нужно было даже простым пахарям, ведь каждый афинский гражданин мог принимать участие в управлении полисом.
Параллели
Если сравнить древнегреческие и древнеегипетские школы, то в только дети самых зажиточных людей могли посещать школы. Они позже становились писцами или жрецами. А для простых земледельцев и ремесленников не было так позорно, как в Греции, не уметь читать и писать.
Маленькие египтяне, так же как и маленькие греки, в школе учились читать, писать и считать. А вот физическая культура (плавание, бег, борьба) в Египте не так высоко ценилась, сведений о специальных спортивных школах (подобно греческим палестрам) нет.
Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами, слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой, приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда гости собирались у него в доме.
Но не только радости были у детей. Были у них и печальные минуты, когда за провинности раб-нянька, называвшийся педагогом (рис. 1), или отец жестоко поучали их палкой. Вообще детей не слишком баловали: купали в холодной воде, заставляли выходить легко одетыми даже в самые холодные дни, чтобы они стали крепкими и закаленными.
Рис. 1. Раб-педагог ()
С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, - это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.
И вот мальчик идет в школу. Только что взошло солнце, а двери школы уже открыты. Отовсюду стекаются ученики. За ними следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки-стили, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть. Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей.
В школе мальчика прежде всего учили грамоте. Чтобы обучение шло легче, учитель давал ученику глиняные таблички, на которых были написаны буквы и слоги, и ученик постепенно обучался складывать из них слова. Грамоте обучали долго, года три. Сначала учили писать на восковых табличках заостренной металлической или костяной палочкой - стилем. Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Сидя на кресле с высокой спинкой, учитель развертывал на столе свиток, на котором были написаны песни «Илиады» и «Одиссеи». Читали в школе и поэму древнего поэта Гесиода о происхождении богов, сотворении мира и людей, о том, как первые боги, гиганты воевали со сменившими их богами-олимпийцами. Образованный человек должен был знать наизусть множество стихов Гомера и других поэтов и уметь кстати привести их в застольной беседе, в речи на народном собрании или в суде.
В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь. С раннего возраста хоры мальчиков участвовали в музыкальных состязаниях во время игр и празднеств, а впоследствии, став взрослыми, афиняне пели в праздничных хорах или выступали на состязаниях певцов. Кроме того, греки считали, что изучение музыки возвышает и облагораживает человека, как и знакомство с математикой. Поэтому арифметика и начала геометрии тоже преподавались в школах, но не слишком подробно.
С 12-13 лет мальчики начинали посещать также палестры (от греч. Пале - борьба). Прозанимавшись первую половину дня в школе, мальчики отправлялись в палестру - гимнастическую школу (рис. 2). Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми. Здесь же, в палестрах, юноши обучались танцам под музыку кифар и лир. Пляски соединялись с пением: юношам, может быть, придется выступить в хоре во время театральных представлений, они должны уметь и петь, и плясать одновременно...
Рис. 2. Палестра ()
Кроме частных палестр, были в Афинах и три гимнастические школы - гимнасии, принадлежавшие государству. Это были Академия, Ликей и Киносарг. На содержание их давали средства, по предписанию государства, богатые граждане. Впоследствии Академия прославилась благодаря тому, что там учил знаменитый философ Платон (рис. 3), а Ликей - благодаря школе, созданной там философом Аристотелем (рис. 4), одним из самых прославленных ученых древности. Знаменитые ученые выступали перед слушателями, излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства. В гимнасиях обучали красноречию - умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах.
Рис. 3. Платон
Рис. 4. Аристотель
Когда молодые афиняне достигали 18 лет, они кончали учение в школах и гимнасиях и шли на военную службу, становились эфебами. Отныне мальчик считался совершеннолетним. Теперь его имя вносили в списки их родного округа - дема. Это была важная и торжественная церемония, потому что внесенный в списки становился впоследствии гражданином, мог участвовать в народном собрании, управлять своим имуществом и, когда достигнет определенного возраста, занять любую государственную должность.
Лишь в редких случаях молодые люди, заинтересовавшись философией или ораторским искусством, продолжали занятия у какого-нибудь славившегося своей ученостью мудреца. Иногда такие юноши в дальнейшем и сами становились видными учеными, как, например, ученики знаменитого Сократа или величайшего философа Греции Аристотеля.
Список литературы
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
- Countries.ru ()
- Newacropol.ru ()
- Wisdoms.ru ()
Домашнее задание
- На какие этапы можно разделить образование мальчиков в древних Афинах?
- Какие знания получали афиняне в школах?
- Какие предметы изучались в палестре?
- Где после окончания школы могли продолжить образование представители знати?