Узелки голосовых складок последствия. Лечение певческих узелков

Люди, чья профессия связана с постоянным «использованием» голосового аппарата, чаще всего страдают от появления узелковых образований на голосовых складках. Воспалительные процессы в ротоглотке, ларингит и певческие узелки наблюдаются вследствие длительного пения, громкого разговора, неправильной постановки голоса, артикуляции, а также неумелой манипуляции высотой звука.

Узелки певцов - парные образования в форме узловых наростов небольшого объема, локализованные на краях голосовых складок. Они состоят из фиброзной ткани.

При развитии диффузной формы узелки охватывают всю поверхность складок, из-за чего значительно изменяется голосовой тембр.

Певческие узелковые образования - не опухоли, а скорее, «мозоли» от большой нагрузки на голосовые связки.

Разрастания соединительной ткани появляются при перенапряжениях связок при крике, громком разговоре или пении. Зачастую узелки наблюдаются у людей, которые используют высокие звуки для пения, поэтому патология крайне редко встречается у баритонов, а также басов.

На фоне произношения звука высокого тона голосовые складки становятся более выпуклыми. Вследствие их длительного соприкосновения образуется ограниченный очаг воспаления, что является основой для гиперплазии волокон. Таким образом формируются узелковые наросты.

В некоторых случаях певческие узелки становятся полипами, не изменяя морфологическую структуру. У мальчиков патология встречается в возрасте 7-13 лет, когда под влиянием гормональных колебаний повышается риск повреждения голосовых складок при больших нагрузках на голосообразующий аппарат (при игре, крике).

Замечено, что узловые очаги зачастую сочетаются с катаральной формой ларингита, причиной которого может стать нарушенное носовое дыхание из-за аденоидов, хронического гайморита или искривленной носовой перегородки. В таком случае восстановление дыхания через нос позволяет избавить ребенка от узелков.

Поражение складок приводит к появлению осиплости, утрате голосовой звучности и нетрудоспособности. Среди предрасполагающих факторов, повышающих риск заболевания, стоит выделить:

  • курение;
  • пристрастия к алкогольным напиткам;
  • поражение голосообразующего аппарата при воспалительных болезнях дыхательной системы;
  • неправильную постановку голоса.

Различают несколько стадий, которые проходит узелковый нарост:

  • после повреждения эпителия начинается интенсивная выработка секрета, что визуализируется при ларингоскопическом исследовании;
  • возникновение небольшой возвышенности над поверхностью складки вследствие длительного сохранения воспалительного процесса;
  • формирование узелкового образования.

Клинические симптомы

Для заболевания характерно несколько симптомов:

  • быстрая утомляемость голоса;
  • осиплость;
  • дискомфортные ощущения, сухость и першение.

Если стаж интенсивного «использования» голоса достигает 10 лет, человек может заметить расстройства голоса (изменение тембра) или полное отсутствие звучности (хрипоту). Также может появиться боль в области шеи при разговоре или крике.

Для начального периода болезни характерна фонастения (функциональное расстройство, которое наблюдается у лиц с нестабильной нервной системой). Причиной ее развития является неправильное управление голосом на фоне сильных стрессов. Пациент может предъявлять жалобы на:

  • першение, щекотание, жжение в зоне ротоглотки;
  • парестезии в шейной зоне;
  • тяжесть, болезненность, спазмы в гортани.

Певческие узелки в большей части случаев появляются на фоне длительного воспаления гортани. Ларингит приводит к развитию пролиферативных процессов, результатом которых могут стать различные доброкачественные новообразования.

По мере прогрессирования патологии человек утрачивает способность формировать необходимый звук, голос становится «расщепленным», и появляются звуки вибрации.

Чтобы громко разговаривать, человеку нужно приложить немало усилий. Патология обусловлена неполным смыканием голосовых складок, вследствие чего создается дополнительный поток воздуха и изменяется звучность голоса.

Диагностика

Чтобы правильно поставить диагноз, необходимо провести комплексное обследование. Выявить ларингит можно с помощью ларингоскопии, при которой будет визуализироваться рыхлая, отечная, гиперемированная слизистая, покрытая слизью.

Основным признаком узелков является их симметричное расположение. Для оценки функционального состояния складок проводится ларингостробоскопия и микроларингостробоскопия. В процессе обследования можно обнаружить их несинхронное колебание и сниженную амплитуду движений.

При обеспечении покоя складкам вместо их неподвижности можно увидеть хаотичные сокращения и подергивания, напоминающие дрожание.

В настоящее время узелки певцов не имеют объективных критериев для определения профпригодности, что иногда приводит к неправильной диагностике и ошибочным заключениям экспертизы. Для постановки диагноза профессионального заболевания учитывается множество факторов:

  • изучение санитарно-гигиенических особенностей профессии (норма голосовой нагрузки составляет 20 часов в неделю);
  • анамнестические сведения (курение, алкоголь, травмы, операции на ЛОР-органах);
  • частота обращений к отоларингологу по поводу воспаления гортани;
  • наблюдение за состоянием голосообразующего аппарата;
  • особенности трудового процесса.

Лечебные направления

Когда диагностируются узелки певцов, обязательно соблюдение голосового режима, исключение переохлаждений, курения и алкогольных напитков. Ларингит лечится путем назначения противовоспалительной терапии, антигистаминных лекарств и инстилляций масляных растворов в гортань.

Также могут назначаться гормональные средства, щелочные ингаляции с витаминными компонентами, биостимуляторами, цинком, танином. Выбор тактики лечения зависит от формы болезни.

Широко применяются физиопроцедуры (электрофорез с йодидом, а также хлоридом калия, токоферолом). При сопутствующей дисфункции нервной системы показан прием седативных медикаментов. Для полоскания горла используется отвар ромашки или шалфея.

Пациент обучается выполнению специальных упражнений, благодаря которым происходит перестройка работы складок, что предупреждает их дальнейшее повреждение.

Недавно сформированные узелки легко поддаются обратному развитию.

В «старых» узелковых образованиях развивается фиброз, поэтому рекомендуется микрохирургическое удаление. Эндоларингеальное удаление осуществляется с помощью микроинструментов и микроскопа. Длительность хирургического вмешательства составляет около четверти часа. Благодаря местной анестезии человек не ощущает боль и дискомфорт. Очень редко требуется общий наркоз.

В послеоперационном периоде в течение 20 дней соблюдается специальный голосовой режим. На первой неделе проводится противовоспалительная терапия.

Возвращаться к трудовой деятельности разрешено спустя месяц после операции. Не стоит забывать о возможных рецидивах при несоблюдении профилактических мероприятий.

Профилактика

Хронический ларингит - противопоказание для занятий вокалом и выбора голосо-речевых профессий. Для предупреждения поражения голосовых складок узловыми наростами необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

  • регулярное обследование у ЛОР-врача с целью раннего выявления болезни;
  • обучение молодых специалистов правильным «маневрам» голосом;
  • бережное отношение к голосообразующему аппарату (не следует кричать и громко петь).
Выбирая профессию учителя, диктора, тамады или вокалиста, нужно понимать, какие заболевания могут развиваться вследствие длительного громкого разговора или пения. Соблюдая рекомендации, можно уберечь голосовые связки от повреждения, а себя от неприятных симптомов.

Узелки голосовых складок (певческие узелки, узелки крикунов) представляют собой небольшие парные, симметрично расположенные по краям голосовых складок образования, весьма незначительного размера (всего несколько миллиметров), состоящие из фиброзной ткани. Наблюдаются, главным образом, у лиц голосо - речевых профессий при больших голосовых нагрузках. Чаще наблюдаются у взрослых в возрасте от 20 до 50 лет, преимущественно у женщин с восприимчивой психикой на фоне эмоционального напряжения. Реже у детей, преимущественно в возрасте 6-12 лет, чаще у мальчиков. Детские игры в этом возрасте сопровождаются криком. Образование узелков голосовых складок у детей нередко сопровождается вторичным катаральным ларингитом, обусловленном наличием аденоидов и нарушением носового дыхания. Удаление аденоидов, как правило, приводит к спонтанному исчезновению и узелков голосовых складок. В морфологическом плане эти узелки не являются опухолью! Это разрастания собственной соединительной ткани голосовых складок. Обычно они возникают при перенапряжении голоса, крике, пении, когда при голосообразовании используются звуки высоких регистров (чаще встречаются у сопрано, тенаров, контртеноров; редко у контральто, баретонов и басов). Перенапряжение голосовых складок приводит к формированию на них небольших уплотнений. Со временем эти уплотнения затвердевают, становятся похожими на мазоль. Узелки увеличиваются в размерах. Ларингоскопическая картина: небольших размеров, симметрично расположенные разрастания ткани по краям голосовых складок. По цвету узелки не отличаются от голосовых связок (в отличие от полипов голосовых связок!!!). У узелков не отмечается интенсивный рост. Одностороннее образование на голосовых связках не является узелками! Узелки обычно располагаются симметрично парами и всегда одинакового размера. Парные образования голосовых складок, не расположенные симметрично должны быть тщательно исследованы. Это могут быть полипы голосовых складок. Симптомы: - умеренная охриплость голоса; - быстрая утомляемость голоса; - дискомфорт при фонации (разговоре). Диагностика: клиническая картина; осмотр ЛОР - врача (ларингоскопическое исследование). Лечение: недавно существующие певческие узелки, как правило, обратимы. Необходимо соблюдать голосовой покой; исключить алкоголь, курение, острую пищу, горячую и холодную пищу. Назначается противовосполительная терапия. Хороший эффект дают гортанные вливания лекарственных препаратов в сочетании с электрофорезом. Но зачастую больные продолжают «активно» использовать голос, являющийся их профессиональным «инструментом». Это способствует рецидиву заболевания и формированию стойких узелков, не поддающихся консервативной терапии. В лечении стойких гиперпластических изменений узелков голосовых складок наиболее эффективным методом следует считать фонохирургию с применением микроларингоскопической техники. Также можно использовать лазер и криохирургический метод. После - послеоперационная фониатрическая реабилитация (проводит врач - фониатр).

Узелки на голосовых связках - серьезное нарушение, которое часто встречается у людей в той или иной период жизни. Патологии, связанные с голосовым аппаратом, нередко наблюдаются у людей, которые вынуждены много петь и говорить. Причины появления подобной проблемы могут быть разными. Одной из самых распространенных считается нарушение функционирования фонационного дыхания и артикуляции.

Подобное состояние организма имеет множество названий, среди которых и певческие узелки. Также его называют узелковым ларингитом. Представляет собой небольшие пасма, которые симметрично расположены по краям голосовых складок образования, состоящие из фиброзной ткани. Если говорить о морфологии, узелки не являются опухолью. В этом плане их правильнее сравнивать с мозолями, расположившихся на голосовых связках.

Собственная соединительная ткань голосовых связок разрастается на границе передней и средней их трети, и таким образом формируется узелок. Образования возникают в результате перенапряжения голосового аппарата. Это может быть пение, крик, декламация громким голосом. Риск появления узелков повышается при частом использовании звуков высоких регистров.

Детский организм

Образование узелков на голосовых связках у ребенка наблюдается в возрасте от 5 до 12 лет. В группу риска чаще всего попадают мальчики, так как в стадии гормонального развития голосовой аппарат больше подвержен альтерации при голосовых нагрузках. Как правило, детские игры в этом возрасте всегда сопровождаются криками. В медицинской практике часты случаи образования узелков у детей на фоне вторичного катарального ларингита.

В свою очередь, заболевание было спровоцировано развитием аденоид и нарушением носового дыхания. Если удалить наросты в носовой полости, это практически всегда приводит к самостоятельному исчезновению узелков на голосовых складках.

Причины образования и механизм развития

Избыточное напряжение складок речевого аппарата - основная причина формирования узелков. Люди, чья профессия связана с постоянным использованием голоса, чаще подвергаются возникновению певчих узлов. В эту категорию входят певцы, ораторы, актеры и экскурсоводы. Утолщению голосовых связок способствует неправильное фонационное дыхание, длительная нагрузка громкими звуками и неумелое извлечение высоких нот.

Еще один фактор, влияющий на образование мозолей на голосовых связках - частые переговоры на иностранных языках.

Если мышцы гортани перенапрягаются, тонус складок снижается. Частое соприкосновение голосовых связок друг с другом при высоких звуках создает эффект трения. Через некоторое время на пораженном месте возникают очаги воспаления - узлы. Постоянная нагрузка, чаще всего у певцов, ведет к разрастанию соединительной ткани. Образовавшиеся мозоли затвердевают и постепенно увеличиваются в размерах.

В процессе образования узлов участвуют и другие факторы, усугубляя негативное влияние на связки гортани:

  • резкие перепады температурного режима;
  • неудобные позы;
  • перенапряжение в психоэмоциональном плане;

  • процесс воспалительного характера, протекающий в носоглотке;
  • сухой пыльный воздух;
  • повышенная чувствительность организма к аллергенам;
  • наличие фонового шума;
  • плохая акустика помещения;
  • частое распивание алкогольных напитков и курение.

При сильном голосовом напряжении могут возникать гематомы, представляющие собой мелкие кровоизлияния. Со временем они рассасываются. На их месте образуются фиброзные уплотнения. Похожий механизм развития имеют полипы. При этом узелки не являются опухолями.

Симптоматика

Состояние организма сопровождают следующие симптомы:

  • сухость и першение в горле;
  • чувство напряжения и боль в районе глотки и гортани;
  • быстрая утомляемость голоса.

На осмотре врач не выявляет никаких признаков заболевания. Сам голос звучит без каких-либо недостатков. В дальнейшем ситуация усугубляется, и нарушения усиливаются. Поначалу сила высоких частот снижается, а затем происходит деформация любых звуков.

Охриплость голоса, которая появилась, после утреннего пробуждения исчезает. Чтобы сказать простое предложение, человеку приходится напрягаться. Больному не хватает воздуха. Это объясняется невозможностью связок смыкаться.

Диагностика заболевания

При появлении узелков на связках важно отличать симптомы от других заболеваний. Окончательно подтвердить диагноз поможет ларингоскопия. Начальная стадия патологии требует более детального изучения. С помощью фонастении исследуют функциональность голосовых связок. Она показывает неравномерность в звуковых вибрациях, снижение амплитуды колебания и асинхронность.

Лечение

Исцеление пациента возможно при комплексном подходе к терапии. Важное значение имеет режим, при котором необходимо ограничить речевое общение и снизить громкость голоса. Связки, находящиеся в состоянии покоя, постепенно восстанавливаются, тем самым нормализуется голос. Покой важен еще и тем, что помогает приостановить разрастание тканей.

Если повторно дать чрезмерную нагрузку, осиплость возвращается. С этой целью нужно контролировать громкость собственной речи. На этапе лечения необходимо отказаться от вредных привычек в виде курения. Тело всегда держать в тепле и избегать стрессовых ситуаций.

Консервативный метод и хирургическое вмешательство

В первом случае без медикаментозных средств не обойтись. Бугорки на голосовых связках лечат таким же образом, как и другие заболевания, протекающие в гортани. Используют антигистаминные, противовоспалительные и седативные препараты. Также больному назначают биостимуляторы и витамины. Параллельно происходит лечение хронических воспалительных процессов в носоглотке.

Независимо от выбранного метода лечения, ключевую роль в терапии играет соблюдение голосового режима. Важное значение имеет также улучшение качества жизни. Пациенту необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Говорить нормальным голосом, не прилагая большое количество усилий. Чтобы не перегружать связки нельзя говорить шепотом.
  2. Родители должны занять малышей играми, которые предотвратят громкие крики.
  3. Подросткам запрещают говорить, читать вслух и кричать. Спортивные соревнования придется отложить до улучшения состояния. Свести к минимуму любые разговоры.
  4. Режим тишины соблюдают не меньше 2 недель.

Проявления заболевания голосовых связок в виде узелков составляет неприятную проблему для представителей профессий, которым приходится работать голосом. Интенсивная профессиональная деятельность приводит к ограничению голосовых возможностей. Если пациент обнаружил первые симптомы заболевания, необходимо обратиться к врачу и начать лечение.

Люди, чья профессия связана с постоянным «использованием» голосового аппарата, чаще всего страдают от появления узелковых образований на голосовых складках. Воспалительные процессы в ротоглотке, ларингит и певческие узелки наблюдаются вследствие длительного пения, громкого разговора, неправильной постановки голоса, артикуляции, а также неумелой манипуляции высотой звука.

Узелки певцов - парные образования в форме узловых наростов небольшого объема, локализованные на краях голосовых складок. Они состоят из фиброзной ткани.

При развитии диффузной формы узелки охватывают всю поверхность складок, из-за чего значительно изменяется голосовой тембр.

Певческие узелковые образования - не опухоли, а скорее, «мозоли» от большой нагрузки на голосовые связки.

Разрастания соединительной ткани появляются при перенапряжениях связок при крике, громком разговоре или пении. Зачастую узелки наблюдаются у людей, которые используют высокие звуки для пения, поэтому патология крайне редко встречается у баритонов, а также басов.

На фоне произношения звука высокого тона голосовые складки становятся более выпуклыми. Вследствие их длительного соприкосновения образуется ограниченный очаг воспаления, что является основой для гиперплазии волокон. Таким образом формируются узелковые наросты.

В некоторых случаях певческие узелки становятся полипами, не изменяя морфологическую структуру. У мальчиков патология встречается в возрасте 7-13 лет, когда под влиянием гормональных колебаний повышается риск повреждения голосовых складок при больших нагрузках на голосообразующий аппарат (при игре, крике).

Замечено, что узловые очаги зачастую сочетаются с катаральной формой ларингита, причиной которого может стать нарушенное носовое дыхание из-за аденоидов, хронического гайморита или искривленной носовой перегородки. В таком случае восстановление дыхания через нос позволяет избавить ребенка от узелков.

Поражение складок приводит к появлению осиплости, утрате голосовой звучности и нетрудоспособности. Среди предрасполагающих факторов, повышающих риск заболевания, стоит выделить:

  • курение;
  • пристрастия к алкогольным напиткам;
  • поражение голосообразующего аппарата при воспалительных болезнях дыхательной системы;
  • неправильную постановку голоса.

Различают несколько стадий, которые проходит узелковый нарост:

  • после повреждения эпителия начинается интенсивная выработка секрета, что визуализируется при ларингоскопическом исследовании;
  • возникновение небольшой возвышенности над поверхностью складки вследствие длительного сохранения воспалительного процесса;
  • формирование узелкового образования.

Клинические симптомы

Для заболевания характерно несколько симптомов:

  • быстрая утомляемость голоса;
  • осиплость;
  • дискомфортные ощущения, сухость и першение.

Если стаж интенсивного «использования» голоса достигает 10 лет, человек может заметить расстройства голоса (изменение тембра) или полное отсутствие звучности (хрипоту). Также может появиться боль в области шеи при разговоре или крике.

Для начального периода болезни характерна фонастения (функциональное расстройство, которое наблюдается у лиц с нестабильной нервной системой). Причиной ее развития является неправильное управление голосом на фоне сильных стрессов. Пациент может предъявлять жалобы на:

  • першение, щекотание, жжение в зоне ротоглотки;
  • парестезии в шейной зоне;
  • тяжесть, болезненность, спазмы в гортани.

Певческие узелки в большей части случаев появляются на фоне длительного воспаления гортани. Ларингит приводит к развитию пролиферативных процессов, результатом которых могут стать различные доброкачественные новообразования.

По мере прогрессирования патологии человек утрачивает способность формировать необходимый звук, голос становится «расщепленным», и появляются звуки вибрации.

Чтобы громко разговаривать, человеку нужно приложить немало усилий. Патология обусловлена неполным смыканием голосовых складок, вследствие чего создается дополнительный поток воздуха и изменяется звучность голоса.

Диагностика

Чтобы правильно поставить диагноз, необходимо провести комплексное обследование. Выявить ларингит можно с помощью ларингоскопии, при которой будет визуализироваться рыхлая, отечная, гиперемированная слизистая, покрытая слизью.

Основным признаком узелков является их симметричное расположение. Для оценки функционального состояния складок проводится ларингостробоскопия и микроларингостробоскопия. В процессе обследования можно обнаружить их несинхронное колебание и сниженную амплитуду движений.

При обеспечении покоя складкам вместо их неподвижности можно увидеть хаотичные сокращения и подергивания, напоминающие дрожание.

В настоящее время узелки певцов не имеют объективных критериев для определения профпригодности, что иногда приводит к неправильной диагностике и ошибочным заключениям экспертизы. Для постановки диагноза профессионального заболевания учитывается множество факторов:

  • изучение санитарно-гигиенических особенностей профессии (норма голосовой нагрузки составляет 20 часов в неделю);
  • анамнестические сведения (курение, алкоголь, травмы, операции на ЛОР-органах);
  • частота обращений к отоларингологу по поводу воспаления гортани;
  • наблюдение за состоянием голосообразующего аппарата;
  • особенности трудового процесса.

Лечебные направления

Когда диагностируются узелки певцов, обязательно соблюдение голосового режима, исключение переохлаждений, курения и алкогольных напитков. Ларингит лечится путем назначения противовоспалительной терапии, антигистаминных лекарств и инстилляций масляных растворов в гортань.

Также могут назначаться гормональные средства, щелочные ингаляции с витаминными компонентами, биостимуляторами, цинком, танином. Выбор тактики лечения зависит от формы болезни.

Широко применяются физиопроцедуры (электрофорез с йодидом, а также хлоридом калия, токоферолом). При сопутствующей дисфункции нервной системы показан прием седативных медикаментов. Для полоскания горла используется отвар ромашки или шалфея.

Пациент обучается выполнению специальных упражнений, благодаря которым происходит перестройка работы складок, что предупреждает их дальнейшее повреждение.

Недавно сформированные узелки легко поддаются обратному развитию.

В «старых» узелковых образованиях развивается фиброз, поэтому рекомендуется микрохирургическое удаление. Эндоларингеальное удаление осуществляется с помощью микроинструментов и микроскопа. Длительность хирургического вмешательства составляет около четверти часа. Благодаря местной анестезии человек не ощущает боль и дискомфорт. Очень редко требуется общий наркоз.

В послеоперационном периоде в течение 20 дней соблюдается специальный голосовой режим. На первой неделе проводится противовоспалительная терапия.

Возвращаться к трудовой деятельности разрешено спустя месяц после операции. Не стоит забывать о возможных рецидивах при несоблюдении профилактических мероприятий.

Профилактика

Хронический ларингит - противопоказание для занятий вокалом и выбора голосо-речевых профессий. Для предупреждения поражения голосовых складок узловыми наростами необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

  • регулярное обследование у ЛОР-врача с целью раннего выявления болезни;
  • обучение молодых специалистов правильным «маневрам» голосом;
  • бережное отношение к голосообразующему аппарату (не следует кричать и громко петь).
Выбирая профессию учителя, диктора, тамады или вокалиста, нужно понимать, какие заболевания могут развиваться вследствие длительного громкого разговора или пения. Соблюдая рекомендации, можно уберечь голосовые связки от повреждения, а себя от неприятных симптомов.

Если Иван Иваныч Пупкин, работающий сварщиком потеряет голос, он не сильно расстроится. А если голоса лишится человек, у которого единственным источником заработка является ВОКАЛ , страшно. Но на самом деле, не стоит отчаиваться. Главное в этом случае - найти квалифицированного врача, который поймёт, в чём проблема.
Не посещайте отоларингологов, они только делают вид, что видят связки. Врач, который занимается проблемами голосового аппарата, называется ФОНИАТР . Одна из лучших фониатров России - Зоя Андреевна Изгарышева, считает, что не бывает неизлечимых болезней голосового аппарата, так как связки со временем восстанавливаются. А бывают врачи, которые не могут грамотно поставить диагноз и вылечить. В её практике был случай с известным певцом, который после болезни продолжает работать на одной голосовой складке. И такое возможно! Зоя Андреевна живёт в Москве, приём ведёт в клинике Большого театра по адресу:

103009 г.Москва,
ул. Большая Димитровка 8/2
Филиал-Поликлиника Государственного Академического Большого театра России

Итак, проблемы с голосовым аппаратом.

Если у вас появился в голосе сип, если во время пения вылезают "петухи", если после исполнения нескольких песен возникает уменьшение диапазона, пора задуматься. Это может быть обусловлено следующими причинами:


Как известно, вокалист в день должен напрягать голосовые связки не более четырёх академических часов. В противном случае через определённое время может возникнуть так называемое, "несмыкание".
Прежде всего - надо несколько дней помолчать. Если несмыкание не проходит, значит связочки, защищаясь от нагрузки, перешли на неправильное звукоизвлечение. Здесь помогут простые упражнения, которым надо уделить несколько дней, чтобы несмыкание не стало причиной более серьёзного заболевания.

2. Певческие узелки.

Певческие узелки возникают в следствии перенапряжения голоса, неправильного звукоизвлечения. Это своеобразные мозоли на голосовых связках.
Симптомы появления певческих узелков: охриплость, голос "киксует",но, как правило,если не напрягать голос - восстанавливается на очень непродолжительное время. И самый явный признак появления узелков - постоянные, лёгкие покашливания - не першение в горле, а как будто что-то мешает.Иногда - увеличение лимфоузлов.
Лечение: В незапущенных стадиях помогает простой рецепт: на мясорубке прокрутить мясистый лист трёхгодичного цветка Алоэ, добавить цветочный (лучше майский) мёд в пропорции один к одному. Приготовленное зелье рассасывать во рту по одной чайной ложке три раза в день. После рассасывания - сорок минут не есть, не пить, не курить! На ночь (на пять часов) на шею повязывать компресс, состоящий из равных частей Новокаина (0,5%), Димексида и Настойки Алоэ. И, конечно же, категорически не петь, а разговаривать как можно меньше, низким, грудным голосом. Срок лечения - пять-семь дней.
При более запущенной стадии певческих узелков, к вышеописанному лечению рекомендуют добавить использование Алоэ (внутримышечно, один раз в день, 10 дней), Кальций Сандоз (по 1-2 таблетки три раза в день) и обязательны вливания в гортань. Незапущенные узелки отлично рассасывает мазь Контрактубекс. Использование мази таково: выдавить 0,5мм в пустой пузырёк, туда же добавить 1 кубик физраствора, растворить Контрактубекс, и приготовленную жидкость вливать в гортань два-три раза в день. Для замозолившихся узелков увеличить количество вливаний. При запущенных формах помогает следующая схема вливаний: Лидаза, разведённая физраствором (1 кубик). Через 20 минут, после вливания Лидазы - мазь Контрактубекс. Через 30 минут по очереди сразу: 1кубик 10% Аскорбиновой кислоты; 1 капсула Троксевазина, растворённая в 1мл физраствора; 0,3 Гидрокортизона (жидкого), растворённого в 1 кубике физраствора.После вливания - 40 минут ничего не брать в рот. Курс лечения - 15 дней.
Если данное лечение не помогло - остаётся последнее средство - операция. Она совершенно безболезненна, через неделю - уже можно петь, но лучше переждать месяц. Главное, для операции выбрать хорошего врача-специалиста.Некоторые врачи и вокалисты предпочитают операцию для удаления певческих узлов, вместо лечения. Это понятно - на лечение уходит месяц-два, а после операции голос появляется через пару дней (в редких случаях через неделю). Но надо несколько раз подумать, прежде чем выбрать метод исцеления. Сама операция пустяковая, всё зависит от способностей врача. Но нигде не исключены промахи. Поэтому, решать вам.

3. Кровоизлияние в гортань.

Неприятная штука. Поводом к кровоизлиянию служит продолжение занятий вокалом при певческих узелках и нечеловеческие нагрузки на голос. Как известно, связки состоят из многочисленных сосудов. Когда певческие узлы начинают тереть связки, связки искривляются, находя более выгодное положение для своей работы. Узлы продолжают натирать уже новое место, и происходит разрыв сосуда.
Симптомы: Зависят от того сколько кровоизлияний произошло (сколько сосудов лопнуло). При единичном - пропадает голос, при тройном - пропадает даже тембр - остаётся только шёпот. Отекает гортань, вызывая чувство набухания в горле.
Лечение: Очень долгое. Готовьтесь около года не заниматься вокалом. Голосовые связки (а правильно говорить СКЛАДКИ) - восстанавливаются сами, и если есть возможность молчать, со временем голос сам восстановится. Главное, МОЛЧАТЬ! Для ускорения процесса излечения можно применить физиотерапию - МАГНИТ. Пять процедур, не больше. В этом случае не стоит делать никакого рода ингаляций, ведь попадание микроскопических капель на голосовые связки способствует их набуханию, что в данном случае неприемлемо. Ускорить процесс можно принятием витамина "Е" (Аевит) три раза в день по одной капсуле
.

4.Рубцы на складках

Симптоматика: рубцы - это последствия кровоизлияний. Неправильно сросшиеся сосудики образуют рубец на связке, который сродне певческому узелку. Точно так же, как и певческие узелки, рубец натирает другую складку, поэтому при нагрузке голос пропадает, при полном молчании - восстанавливается.
Лечение: иногда рубцы рассасываютя благодаря грамотным занятиям академическим вокалом. А также компрессы и вливания (см.певческие узелки),плюс - электрофорез с Лидазой (10 процедур), Дицинон - по 1 таблетке три раза в день на протяжении нескольких месяцев.
Лечение долгое, данный курс рекомендуется проводить два раза в год на протяжении двух лет.

5. Нервный стресс

Симптомы: После сильного нервного потрясения частично пропадает голос, появляется хрип.
Лечение: как правило, в таких случаях лечение не требуется. Достаточно успокоиться, и через четыре-пять дней голос восстанавливается.

Скорейшего выздоровления!

Внимание! Данные упражнения предназначены для разрабатывания правильного звукоизвлечения, способствуют рассасыванию певческих узелков,восстановлению смыкания связок.

Итак, упражнения следует выполнять на протяжении двух недель.
В первые три дня выполняем КАЖДЫЙ ЧАС следующие упражнения (естественно, на ночь упражнения не распространяются!):
1.Представили, будто полоскаем горло, только голову вверх не закидываем, а медленно поворачиваем слева-направо, производя звуки "полоскания горла" до тех пор, пока хватает дыхания.
2.Глубоко взяли дыхание ртом, медленно выдыхая, мычим, при этом одновременно легонько стукаем указательными пальцами по ноздрям.
3.То же самое, что и второе упражнение, только вместо постукивания пальцами по ноздрям, стучим по носо-губным (мимическим) морщинкам.

Через три дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя также, каждый час:

4.Легонько стучим пальцами по верхней губе, произнося при этом "бы-бы-бы-бы-бы", пока хватит дыхания.
5.Легонько стучим пальцем по нижней губе, произнося при этом "вы-вы-вы-вы-вы" или "зэ-зэ-зэ-зэ".
6.Глубоко взять дыхание ртом. Кулачком стучим по груди, от одного плеча к другому, произнося нараспев "А -а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у". Не спешим, экономим дыхание.

Через три-четыре дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя все упражнения через каждые ДВА ЧАСА:

6. Взяв ртом дыхание, произносим "МАМ", на конце согласную "эМ" не бросаем, а продолжаем, выдыхая носом, мычать, одновременно постукивая пальцами по обоим ноздрям, пока не закончится запас дыхания. Сделали три маленьких глотка воды. Затем заново произносим "Мам" и медленно поворачиваем голову из положения "прямо - направо", постукивая пальцем левой руки по левой ноздре. Опять сделали три МАЛЕНЬКИХ глотка воды. (Принципиально пить именно маленькими глотками, тогда работают голосовые связки!). И третий этап упражнения - с "прямо - влево", постукивая пальцем по правой ноздре. Снова выпили воды. Воду хорошо заменить настойкой трав (календула, ромашка и др.). И не забываем перед каждым слогом глубоко брать ртом дыхание.Тоже самое упражнение выполняем на слоги "Мом", "Мум", "Мим", "Мым", "Мэм".
Через два дня, меняем слог "Мам" на "Бам" (следовательно "Бам", "Бом", "Бум", "Бим" и т.д.), ещё через два дня на "Зам" и ещё через два дня на "Жам".

Следующий этап:

1.Очень полезны хроматические распевки. Но начинать петь - ещё рано. Мычим распевочку (c,#c,d,#d,e,f,#f,g и назад - g,#f,f,e,#d,d,#c,c) толчками на выдохе выделяя каждую нотку в подвижном темпе. Диапазон не большой, сперва - квинта (постепенно увеличиваем) в низком регистре с удобной тесситурой.
2.Самая лучшая песня для лечения и профилактики голосовых связок "Подмосковные вечера". Глубоко берём дыхание ртом, затем медленно, слева направо поворачивая голову, мычим в нос известный мотив "Не слышны в саду даже шорохи", при этом постукиваем указательным пальчиком левой руки по левой ноздре. Соответственно, и в другую сторону: головой крутим справа налево, пальцем правой руки постукиваем по правой ноздре. Повышаем на полтона, опять мычим. Ещё на полтона и т.д.

Наконец-таки, начинаем петь исключительно на стаккатто:

1.Не спешите голосить! Песни пока не поём. Начинаем известную хроматическую распевочку. Увеличиваем размер распевки до октавы (ни в коем случае не напрягаем связки!) После мычания попевки, поём её с открытым ртом, на " А! А! А!" в том же духе, что и мычали: перед каждой ноткой берём дыхание, голосоподача - активная.
2.По звукам трезвучия исполняем стаккатто на слоги "Ма-ми-мо-ми-ма", далее на полтона повышаем и т.д.
3.На одной ноте исполняем слоги "Гра-грэ-гри-гро-гру", затем "Да-дэ-ди-до-ду" и т.д.
4.Очень полезно чередование слогов "Лё" и "ля". На стаккатто, на одном дыхании поём на слог "лё" подряд ноты диапазона квинты (c,d,e,f,g), быстро берём дыхание и продолжаем на слог "Ля" (g,a,h,c,d) и вниз сперва подобным образом (сперва на "Ля" квинту вниз, затем повторяясь на ноте"g" переходим на "лё".

И только когда вы убедились, что сип и хрипота не появляется, осторожно переходим на легато. Сперва - это короткие попевки, распевки (можно использовать детские песенки), затем, постепенно увеличивая нагрузку, переходим к песням. Не забывайте перед каждым занятием делать очень полезное упражнение №1 (полоскание горла), и начинать распевки с закрытым ртом. Большое внимание следует уделять дыханию. Для развития певческого дыхания также существует ряд упражнений:
1. На расстоянии 10см дуем на зажжённую свечу так, чтобы пламя слегка накренялось, но не тухло.
2. Вспоминаем собачек в жару. Также, раскрываем рот, вываливаем язык, и дышем животом.

Техника вливания в гортань.

Коли уж начались проблемы с голосовыми связками, придётся овладеть этим нехитрым делом, потому что профессиональному вокалисту без вливания в гортань не обойтись, а каждый раз бежать в больницу, несколько проблематично. Для этой незатейливой процедуры нам понадобится: большое зеркало, желательно, висящее на стене, наиярчайшее освещение (очень удобна лампа на прищепке, которая крепится к зеркалу в том месте, где особенно необходимо осветить), бинт, шприц, конечно же, (не обыкновенный, а специальный для вливания в гортань с длинной, закруглённой на конце трубочкой-иглой (не острой!), продаётся в любой Медтехнике), и на первых порах - водичка, которую мы будем заливать в горло, на этапе обучения.

Ну что ж, приступим. Набираем воды в шприц. Глядя на себя в зеркало, широко-широко разеваем рот, вываливаем язык, хватаем его бинтом левой рукой, и тянем вниз так, чтобы в зеркале открылся весь обзор полости рта. Кстати, по пути можно проверить работу голосового аппарата. В таком положении, поём в среднем регистре "И-и-и". Если звук чистый, без хрипа, сипа, значит, голосовой аппарат в норме. Если вокал даётся с напряжением, есть повод задуматься. Продолжаем. Правой рукой держим шприц, указательный палец направлен на поршень. Теперь внимание! Шприц должен быть направлен в рот чётко по середине, параллельно полу, не выше и не ниже.

Когда место вливания определено, медленно начинаем заливать водичку из шприца в гортань, и при этом тихо поём на слог "И-и-и" (если связки проблемные, поём "Э-э-э-э", меньше нагрузки). Когда водичка попадает на связки - пение либо прервётся (в этом случае начнётся кашель, ничего страшного!), либо раздастся бульканье. В любом случае - немного тренировки, и всё получится!

Скорейшего выздоровления!

Полезные советы для вокалистов.

Практически все вокалисты (в том числе и наши шоу-звёзды) на своём творческом пути сталкиваются с такой проблемой, как потеря голоса. Это происходит из за ряда причин:
-неправильного способа звукоизвлечения (как правило, наших вокалистов никто не обучает правильной подаче голоса)
-перенапряжения голосового аппарата
-работы голосового аппарата во время ОРЗ, ангины, тонзилита и пр. заболеваний.
-реже - под воздействием вирусных заболеваний или функционально.

1. Прежде всего - молчание! От вокала отказаться изовсе, а разговаривать низким, грудным, тихим голосом.
2.Бывает и такое - необходимо петь, работа есть работа. Можно на короткое время (буквально на один-полтора часа) восстановить голос - вливание в гортань Адреналина, 1 кубик. Голосовым связкам возвращается гибкость, и голос восстанавливается. Но надо быть готовым к тому, что по истечению срока действия Адреналина, голос садится со страшной силой, и повторное вливание уже бессмысленно. Петь после "концерта на Адреналине" категорически запрещено минимум двое суток.
3.При лёгких заболеваниях голосовых связок помогает следующее средство (конечно же, на фоне молчания!): три раза в день,после еды принимать столовую ложку Кальция Хлорид, запивая молоком, полстакана.
4.Для предупреждения заболеваний голосовых связок, народная медицина рекомендует такой рецепт: залить зёрна Аниса (50гр) кипятком (400мл), кипятить на медленном огне 8-10 минут, затем процедить, зёрна выбросить, а полученный отвар довести до кипения. Поставив на медленный огонь (чтоб практически не кипело), добавить две столовые ложки майского мёда, дождаться растворения мёда и, влив 50гр коньяка, сразу же снять с плиты. Полученный отвар принимать по одной столовой ложке каждый час в течении месяца.
5.Если врач предлагает вам операцию по удалению певческих узелков, не спешите соглашаться. Много случаев, когда узлы рассасывались благодаря вокальным упражнениям, а также регулярным, профессиональным занятиям академическим вокалом. Главное, не перенапрягать связки, очень бережно относится к этому богатству, данному природой.
6 Не тратьте деньги на различные БАДЫ, если есть заболевание связок - они не помогут! Не увлекайтесь и советами соседок, знающих "как лечить горло". Например, тёплое молоко с мёдом - категорически противопоказано, потому что мёд обволакивает связки, лишая их эластичности. Полоскание горла - бесполезно, а полоскание содой - вредно для связок, сода вызывает раздражение.
7 .Для непрофессиональных вокалистов надо отметить неприложную истину. Нельзя петь сразу после пробуждения. Только через пару часов. Следовательно, если предстоит утренний концерт, желательно проснуться за три часа до него. Через два часа сделать упражнения (при здоровых связках возьмите себе за правило каждый день делать упражнения (первую часть) перед распевкой), и можно смело распеваться.
8 .И, наконец, последнее... Существует мнение, что 50гр коньяка способствуют улучшению работы голосовых связок. Это неверно. Под воздействием алкоголя голосовые складки размягчаются, но через некоторое время происходит обратный процесс с утроенной силой - связки сужаются и голос садится. Даже курение не оказывает такого отрицательного воздействия на голосовой аппарат, как алкоголь. Помните об этом!