Теоретические основы исследования потенциала личности. Потенциал - это в психологии что такое? Определение
В литературе можно встретить различные термины: «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «уровень жизни», «качество жизни», которые рассматривают человека лишь как экономический ресурс или как потребителя различных благ.
Понятие «человеческий потенциал» выражает представления о человеке как о субъекте деятельности, активном, самоценностном и саморазвивающемся. Сам термин «роїепсіа», означающий одновременно и возможность и внутреннюю силу, ориентирует нас на гуманистическое восприятие людей. По мнению В.М.Шепеля, в XXI в. качество работников как субъектов труда будет признано в цивилизованных странах главным ценностным приоритетом во всех системах управления .
Профессиональный экстремально-психологический потенциал специалистов представляет собой не только набор личностных, профессионально значимых качеств, способностей и опыта, т.е. пассивную составляющую, обеспечивающую возможность успешно реализовывать профессиональную деятельность в экстремальных условиях, но, что более важно, является генератором самопополнения, т.е. имеет активную составляющую, являющуюся основой профессионально-личностного роста специалистов в экстремальных условиях. Именно эта составляющая потенциала обладает способностью к самопониманию, самопрогнозированию и саморазвитию, направлена на творческое самовыражение, идентификацию специалистов.
Понятие «потенциал» в настоящее время изучается в следующих аспектах: экономическом (трудовой потенциал), социально-организационном (человеческие ресурсы), социально-экологическом (общая жизнеспособность, жизненный потенциал), психологическом (личностный потенциал), личностно-социальном (организаторский потенциал).
В концепции психологического потенциала в управлении ОВД, разработанной группой ученых пол руководством профессора В.И.Черненилова, в структуре профессий н ал ьн о-п сихоло-гического потенциала сотрудника выделяются следующие две основные подструктуры: 1) психотехнологическая и 2) личностная.
Первая призвана обеспечить рациональное выполнение должностных обязанностей, служит показателем того, какого уровня специалистом может стать данный сотрудник, если определенные психологические переменные будут актуализированы при выполнении профессиональных задач (функций).
Вторая задает систему смысловых координат труда и жизни в целом: определяет, какой личностью может развиться данный человек и как это может сказаться на его профессиональной деятельности и жизни в целом.
В соответствии с указанной концепцией, В.М.Поздняков и И.Е.Реуцкая под профессионально-психологическим потенциалом сотрудника ОВД понимают интегративное состояние имеющихся, но иногда остающихся невостребованными психологических составляющих личности, которые могут быть ею актуализированы и реально использованы в профессиональной деятельности. При этом психотехнологическая подструктура потенциала понимается как проекция целостной психики сотрудника ОВД на плоскость требований к нему как специалисту, предъявляемых в современных условиях. В ней полностью проявляется личность в ее влиянии на все аспекты профессиональной деятельности. Личностная подструктура потенциала понимается как все то, что делает человека личностью, а не узким функционером: масштаб понимания происходящего, масштаб мышления, кругозор, открытость новому, гражданское мужество, понимание ответственности за судьбы людей, включая ответственность перед потомками и Отечеством в целом.
В указанных подходах не полностью учитывается главная особенность профессионально-психологического потенциала, которая делает его основным компонентом психики специалиста. Эта особенность наиболее рельефно просматривается в экстремальных условиях.
К понятию профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов следует подходить с учетом не только личностных характеристик, но и с учетом всей совокупности внешних факторов, влияющих на эту личность, индивидуальных, социальных, деятельностных, обстановочных. В экстремальных условиях происходит не просто актуализация профессионального экстремально-психологического потенциала специалиста (который может быть представлен только своей пассивной составляющей различного уровня, при этом активная составляющая может отсутствовать или быть незначительной), а его становление и развитие, как специфического психического феномена. Причем, характеризуя потенциал, целесообразно говорить не о результатах становления специалиста и развития личности, а об особенностях самого процесса, возможностях, качестве, скорости, сроках становления и развития мастерства специалистов. Именно эти параметры, а не абстрактный, пусть даже позитивный результат имеют решающее значение при характеристике профессионального экстремально-психологического потенциала и при профессионально-личностном росте специалиста.
Итак, можно заключить, что под профессиональным экстремально-психологическим потенциалом специалиста следует понимать интегративную совокупность психических компонентов, имеющих как пассивное, так и активное содержание различных уровней и пропорций, которая формируется и развивается под влиянием и внутренних личностных условий, и внешних - де-ятельностных, социальных, обстановочных. Причем возможности, качество, сроки и скорость протекания этих процессов (формирования и развития) зависят от состояния и функционирования системы: «специалист -жизнедеятельность + экстремальные условия (обстановочный компонент) -функциональная группа» (см. рис. 1).
В пассивную группу компонентов профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов целесообразно включить не обладающие побудительной силой операциональную (знания, умения, навыки, привычки, общие и специальные способности, свойства) и психодинамическую (выносливость, энергичность, ритм труда, работоспособность и пр.) составляющие структуры личности, разработанной профессором Академии управления МВД России А. М.Столяренко, в активную - обладающую побудительной силой нравственно-мотивационную составляющую (ценности, идеалы, потребности, мотивы, направленность, установки, цели).
Экстремальные ситуации не только способствуют, но и являются обязательным условием формирования и развития профессионального экстремально-психологического потенциала должным образом подготовленных специалистов. Вместе с тем они могут приводить к полной профессиональной и личностной деградации неподготовленных специалистов. Активная группа компонентов профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов более восприимчива к изменениям условий деятельности и может служить своеобразным индикатором уровня сформированное™ и развития всего потенциала специалистов в экстремальных условиях. Эта диагностическая особенность потенциала использовалась в процессе психологического сопровождения и подготовки сотрудников спецподразделений в экстремальных условиях. Активная группа компонентов профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов способствует формированию и развитию всего потенциала, в том числе за счет накопления потенций пассивной группы компонентов.
Экстремальные условия профессиональной деятельности вынуждают специалистов осуществлять глубокие личностные трансформации психики. Эти изменения проявляются в процессе профессионального становления, адаптации, развития и совершенствования специалистов в экстремальных условиях.
В экстремальных условиях процесс профессионального становления в аспекте его динамики протекает по другой схеме, чем в обычных условиях. Он более стремителен, потому что выжить в экстремальных условиях можно, только обладая достаточным уровнем профессионализма, как правило, конфликтен, так как характер личности наталкивается на жесткие условия жизнедеятельности и взаимодействия между специалистами, имеет высокую степень психологического привыкания к риску («сдвиг к риску»).
А. М.Столяренко в психологическом потенциале руководителя ОВД предлагает учитывать следующие особенности: 1) индивидуальную управленческую концепцию; 2) развитость морально-психологических качеств; 3) управленческую подготовленность; 4) интеллектуальные способности; 5) эмоционально-волевые свойства; 6) коммуникативные качества.
Профессиональный экстремально-психологический потенциал руководителя подразделения в экстремальных условиях, помимо указанных компонентов, должен включать в себя:
Развитые организаторские способности и навыки (координация взаимосогласованных и взаимодополняющих действий;
Высокий уровень доверия себе и функциональной группе (следовательно, высокий уровень ответственности);
Способности к помогающим (обучающим) действиям, улучшающим (совершенствующим) действия подчиненных сотрудников (содействие).
Развитую подсознательную сферу психики и высокие навыки управления этой сферой.
Основным условием повышения профессионального экстремально-психологического потенциала руководителя в экстремальных условиях является развитие у него аутопсихологической компетентности, которая приобретается в процессе профессиональной экстремально-психологической подготовки, самоподготовки, психоконсультирования и профессиональной деятельности (взаимодействия).
Аутопсихологическая компетентность руководителя является составной частью его профессиональной компетентности. В сочетании со способностями профессиональная компетентность образует так называемый «практический интеллект» (школа Стернберга), который может рассматриваться как форма приобретаемого опыта в процессе проведения специальных операций.
Латинское слово intellectus - «разумение, постижение» - в словарях обычно переводится как «ум, умственные способности». Считается, что именно они во многом предопределяют успех в обучении и решении сотрудником возникающих жизненных проблем. Однако это оценивание в области лишь так называемого «академического» интеллекта, характеризующего успешность обучения и решения задач абстрактно-теоретического плана. Вместе с тем с 80-х гг. XX в. психологами разрабатываются понятия «социального», «эмоционального», а также «практического» интеллекта, которые позволяют более надежно делать прогноз в отношении решения человеком проблем, возникающих в повседневной жизни, в труде и при взаимодействии с другими людьми.
Интеллект, и прежде всего практический интеллект, крайне важен для руководителей, работающих в экстремальных условиях, так как они обязаны для успешности своих действий распознавать и решать внезапно возникающие проблемы, намечать и формулировать стратегии решения задач, оптимизировать потоки поступающей из разных источников информации и распределять имеющиеся ресурсы, лично участвовать в решении или контролировать решение проблемы и давать ей оценку. Развитие практического интеллекта связано с развитием у руководителей навыков работы в профессиональных ситуациях, наполненных избыточной оперативной информацией, при ее недостатке или полном отсутствии. Для развития практического интеллекта руководителей к деятельности в экстремальных условиях необходимо развивать у них навыки концентрации, распределения и удержания внимания на одном и нескольких объектах, профессионального восприятия ситуации, распознавания, структурирования, сортировки, ментального достраивания (конструирования), извлечения из памяти, использования различных информационных потоков. Кроме того, важным являются навыки вербального и невербального общения на уровне полного взаимопонимания с подчиненными.
При решении новых задач в экстремальных условиях руководителю недостаточно одного интеллекта. Он является лишь основой, на которой базируются и приобретают ведущее значение личностные особенности (креативность, мотивация, воля, интуиция).
Латинское слово create переводится как «сотворение, созидание нового». Креативность проявляется не только в особенностях мышления (превалирование дивергентного (разнонаправленного, целостно-образного) над конвергентным (однонаправленным, парциальным) мышлением, по классификации Дж. Гилфорда), но и в специфике интеллектуальной активности, связанной с особенностями мотивации (прежде всего со склонностью к любознательности и риску), а также со способностью интуитивного постижения нюансов ситуации и преодоления барьеров в совместной деятельности и общении . - Режим доступа: URL: http://www.terton.ru/biblioteka.html (дата обращения 09.03.2016).
2. Бревде Г.М. Расширение личностного потенциала: теория, гипотезы, эксперимент [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.terton.ru/biblioteka.html (дата обращения 09.03.2016).
3. Исхаков Э.Р. Применение элементов тренингов личностного роста в образовательном процессе в системе МВД: вопросы теории и практики // В сборнике: Современные образовательные технологии в подготовке специалистов правоохранительных органов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Руза, 2015. С. 69-71.
4. Карельский Г.Б. Личность и ее трансформация в ИИПТ (интенсивных интегративных психотехнологиях) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.terton.ru/biblioteka.html (дата обращения 09.03.2016).
5. Козлов В.В. Интегративная психология: пути духовного поиска, или освещение повседневности - М.: Психотерапия, 2007.
6. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: метод. пособие - М.: Издательство института психотерапии, 2003.
7. Лабковская Г.С. Интенсивные интегративные психотехнологии, трансперсональная психология и духовное целительство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.terton.ru/biblioteka.html (дата обращения 09.03.2016).
8. Мальцева Т.В. Внутриличностные конфликты и пути их преодоления: Учебное пособие. - Руза: МОФ МосУ МВД РФ, 2012.
9. Мальцева Т.В. Использование практик трансперсональной психологии в образовательной среде ведомственного вуза // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 140-144.
10. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. - М.: «Наука», 1996.