Лекция: Понятие об осложнённом предложении. Предложение с вводными и вставочными конструкциями

“Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами ”

1. Понятие об осложнении простого предложения

2. Понятие об однородных членах предложения

3. Способы выражения однородности в сочинительном ряду

4. Смысловые отношения между однородными членами и средства их выражения

5. Однородные и неоднородные определения

6. Обобщающие слова при однородных членах

7. Синтаксическая связь сказуемого с однородными подлежащими

1. По устоявшейся традиции в учебниках и учебных пособиях по синтаксису выделяется специальный раздел – учение о простом предложении, структура которого не просто распространена, а осложнена . Осложнение строя простого предложения происходит за счет специфических синтаксических форм и конструкций, имеющих свое значение, свое грамматическое оформление, ритмико-интонационную организацию и конструктивные особенности. К синтаксическим формам и конструкциям, осложняющим строй простого предложения относятся: 1) однородные члены предложения; 2) обособленные члены предложения; 3) вводные слова, сочетания слов и предложения; 4) вставные конструкции; 5) обращения .

2. Однородными называются члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, объединяются друг с другом сочинительной связью и находятся в одинаковых синтаксических отношениях с одним и тем же членом предложения. Наука и труд добрые всходы дают (Посл.). Артисты не улетели , а продолжили выступления.

Однородные члены предложения синтаксически равноправны, произносятся ритмично, характеризуются интонацией перечисления (т.е. имеют одинаковое по силе ударение на каждом из членов однородного ряда, одинаковые паузы между однородными членами) и объединяются между собой при помощи сочинительных союзов или без их участия.

В предложениях однородные члены выражаются чаще всего одной частью речи, но иногда могут выражаться и разными частями речи. Холоден сентябрь, да сыт (Посл). Муравей невелик , а горы капает (Посл.). Я работал с легким сердцем , неторопливо (М.Г.).Подобная разнородность морфологического выражения объясняется тем, что тот или иной член предложения может иметь различные способы выражения; например сказуемое может быть выражено не только глаголом, но и существительным, и прилагательным и т.д.

Однородные члены предложения могут быть нераспространенными и распространенными, т.е. могут иметь при себе пояснительные слова: Светлеющие острова и белоснежные облака казались единым целым. Олеся была ни жива ни мертва .

В предложении может быть несколько групп (рядов) однородных членов: Молодости свойственно судить (о ложном и значительном ) 1 не на основе (изучения и опыта ) 2 .



Однородными могут быть любые члены предложения: подлежащие – Взрослые и дети смотрели этот фильм; сказуемые – Наталья нехотя умылась , расчесала волосы; определение – Луг был усеян желтыми , синими и красными цветами; дополнение – Автомобилям и самолетам тоже нужен отдых; обстоятельства – Я вступил в собор медленно , тихо .

Однородность как синтаксическая категория обычно совпадает с категорией логической однородности: По дороге в это время непрерывно двигались грузовики , легковые автомобили , ветхие телеги со скарбом. Однако для достижения определенного стилистического эффекта авторы используют однородные члены для отражения логической неоднородности: Есаул возвысил голос и нагайку . Мороз и матушка не позволяли высовывать нос из дома. Шел дождь и два студента . Один в пальто, другой в институт.

Нельзя рассматривать как однородные члены предложения повторение одного и того же слова, поскольку они употребляются или с усилительной целью, или же подчеркивают повторяемость, длительность действия. Придет, придет и наше время. У нее никого, никого нет.

3. Синтаксическая однородность находит свое выражение в интонации и в сочинительных союзах.

Обязательным грамматическим средством выражения однородности является интонация перечисления. Одинаковый темп произношения каждого члена ряда, одинаковое ударение на каждом из них.

Сочинительные союзы всегда сочетаются с перечислительной интонацией, но сами, отдельно, однородности передать не могут.

4. Между однородными членами устанавливаются 1) соединительные, 2) разделительные, 3) градационные (сопоставительные), 4) противительные и 5) присоединительные отношения.

Соединительные отношения выражают объединение равноправных, равнозначных понятий, выступающих как компоненты одного синтаксического блока. Соединительная связь между однородными членами выражается при помощи союзов и, да (=и), ни … ни или без союзов: Хлеб да вода – богатырская еда. Её не интересовали книги, фильмы, поездки и друзья.

Разделительные отношения выражают объединение взаимоисключающих или чередующих однородных членов. Смысловая связь разделительных отношений выражается при помощи разделительных союзов или (иль), или…или, либо, либо… либо, ли… ли, то… то, не то… не то, то ли… то ли : Легкий ветерок то просыпался, то утихал.

Сопоставительные (градационные) отношения выражают объединение 2-х сопоставляемых однородных членов. Смысловая связь выражается при помощи градационных союзов: как… так и, не только… но и, не столько… сколько, хотя и … но, не то что (чтобы)… а .

Эти парные союзы употребляются только при двух однородных членах предложения, они образуют замкнутый, нерасчлененный ряд. Книга не только ваш лучший друг, но и верный спутник. Спокойствие Инсарова не то чтобы раздражало его, а заставляло кривляться.

Противительные отношения выражают объединение двух противоположных, несовместимых, контрастных однородных членов. Смысловая связь противительных отношений осуществляется при помощи противительных союзов а, но, да (= но), однако, зато. . Красна ягодка, да на вкус горька. Приют наш мал, зато спокоен.

Присоединительные отношения возникают при объединении двух однородных членов при помощи союзов да и, а также , реже и : Давыдов, да и все члены правления вынуждены были признать ценность проекта. Солнце заливает лес, поле, а также наших спутников.

5. Одним из трудных вопросов в теории однородности / неоднородности членов предложения является вопрос об однородных и неоднородных определениях.

Связанные между собой сочинительным союзом «и» и интонацией перечисления, определения всегда однородны. Связанные между собой бессоюзно, определения могут быть и однородными и неоднородными. Отмечаются семантические, морфологические и синтаксические критерии разграничения однородных и неоднородных определений.

С семантической точки зрения однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, по какому-либо одному признаку (материалу, цвету, форме, размеру и т.д.). Красные, белые, синие шары; круглые, овальные, квадратные столы; холодный, резкий ветер.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, т.е. указывают на:

а) цвет и размер (широкий, синий шарф),

б) форму и материал (овальные деревянные щиты ),

в) качество и местоположение (красивые московские проспекты) и т.п.

С морфологической точки зрения однородные определения характеризуются тем, что они обычно выражены или только качественными или только относительными прилагательными: Рельеф принял неясный, расплывчатый характер. Неоднородные же, как правило, выражаются сочетаниями:

1) качественного и относительного прилагательного (старый фруктовый сад);

2) качественным и притяжательным прилагательным (узкая лисья нора);

3) числительным и прилагательным (первый зимний день);

4) местоимением и прилагательным (мой новый костюм) ;

5) причастием и прилагательным (осыпающиеся осенние листья).

С синтаксической точки зрения однородные определения характеризуются тем, что каждое из них непосредственно связано с определяемым словом и находится в одинаковых отношениях перечисления к нему; между такими определениями можно поставить союз «и». Как красивы у куропатки пестрые, темные, красные и светло-серые перья.

Если одно из определений относится к определяемому слову, а другое – ко всему этому словосочетанию, такие определения являются неоднородными: Тронулся длинный товарный поезд.

Кроме того, следует помнить что однородными всегда является:

1) контактные обособление определения: Это место, тихое, удобное для созерцаний, очень ему нравилось;

2) согласованные определения, стоящие после определенного слова: Этой девочкой несмелой, влюбленной, бедной и простой;

3) определения, выраженные последовательностью прилагательное + причастный оборот . Стояла большая, забытая богом деревня.

6. Однородные члены предложения могут иметь при себе обобщающие слова, которые выполняют ту же синтаксическую функцию, что и однородные члены, т.е. являются теми же членами предложения.

Обобщающее слово обозначает общее типовое понятие (родовое), которое объединяет в одно целое – в однородный ряд – члены предложения. Обобщающие слова произносятся с интонацией предупреждения или итога. В вечерних сумерках за окном проплывают деревни и сёла : Васильевка, Кучино, Михайловское.

Среди обобщающих слов наиболее употребительны местоимения все, всё, никто, ничто и др., а также наречия везде, всюду. И дождь, и туман, и тучи – всё это перемешалось между собой. В качестве обобщающих слов могут выступать словосочетания. Лес населён множеством зверей : тиграми, рысями, медведями.

Если в предложении много однородных членов (особенно подлежащих с зависимыми словами), обобщающие слова употребляются дважды – перед однородными членами и после них: Всё : хмурое утро, растительность, грязная тропа, лужи стоячей воды – всё свидетельствовало о несчастье. Употребление обобщающего слова всегда грамматически и интонационно выделяет ряд однородных членов предложения.

Знаки препинания при обобщающих словах:

7. Согласование сказуемого с несколькими однородными подлежащими имеет некоторые особенности. Сказуемое имеет форму множественного числа в следующих случаях:

1. Если все однородные подлежащие имеют форму множественного числа: Кузнечики, сверчки, медведи затянут в траве свою музыку .

2. Если в однородном ряду подлежащие имеют различные формы числа, но ближайшее к сказуемому имеет форму множественного числа: Тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение.

Стилистически допустима постановка сказуемого в форме множественного числа и при однородном ряде, где все подлежащие имеют форму единственного числа: Тревога и ожидание сквозили в каждом его движении .

В предложениях с однородными подлежащими сказуемое может стоять в форме единственного числа в следующих случаях:

1. Если каждое подлежащее в однородном ряду имеет форму единственного числа. В глазах его замечалась не то задумчивость, не то усталость.

2. Сказуемое согласуется в форме единственного числа и рода с ближайшим из подлежащих, среди которых некоторые имеют форму множественного числа. На нем был узкий френч и новенькие погоны.

Десятое января

Классная работа

Понятие об осложнённом предложении


  • Понять, что такое осложнённое предложение
  • Узнать, какие синтаксические конструкции могут осложнять предложение
  • Отработать умение различать простые осложнённые и сложные предложения
  • Повторить изученный материал по темам «Неполные предложения», «Типы односоставных предложений».

  • Неполными называются предложения, в которых… Например:…..
  • Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста, то есть из…
  • Неполные предложения встречаются в …, а также в …
  • Если пропуск члена предложения (чаще всего сказуемого) в устной речи отмечается паузой, то на его месте ставится… Например: …

Простое осложенное предложение

Предложение считается осложнённым, если в его составе есть выделенные знаками препинания (а в устной речи интонацией) слова, обороты, конструкции.

К осложненным относятся предложения:

С однородными членами.

С обособленными членами.

С вводными и вставными конструкциями.

С обращениями.


Однородные члены предложения

Выделите однородные члены предложения,расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.

2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом подбирал просыпанные семечки.

3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.


Обособленные обстоятельства

Выделите обособленные обстоятельства, объясните постановку знаков препинания.

1.По лощинам звезды отражая ямы светят тихою водой.

Журавли друг друга окликая осторожно тянутся гурьбой.

А весна в зазеленевшей роще ждет зари дыханье затая.

2.И кой-где первый желтый лист крутясь слетает на дорогу.


Обособленные определения

Выделите грамматические основы, обособленные определения.

1. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной.

2.Красавец сугроб, голубыми искрами сверкавший на солнце, потемнел.

3.Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутыми берегами, заросшими цепкой ежевикой.


Вводные слова и предложения.

Найти в предложениях вводные слова, расставить знаки препинания

1.Вдруг к нашей радости на горизонте мы увидели большой корабль.

2.В это воскресенье мы возможно пойдем на рыбалку.

3.Дальние озера по слухам богаты рыбой.


Вставные конструкции.

Определите роль вставных конструкций в предложениях.

1.Отец лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах.

2. И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.

3.Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами следом) и полюбовались видами


Обращения.

Объясните знаки препинания при обращениях.

1. Москва! Как я люблю тебя!

2.Трудов твоих, мой милый, я не забуду.

3.Неужели, Светлана Николаевна, хочешь и ты нас бросить?

4.Подруга днeй мoих суровых, гoлубка дряхлая мoя, oдна в глуши лeсoв сoснoвых давнo-давнo ты ждёшь мeня.


Отредактируйте текст

Чрез низкие ворота города старинная стена из булыжника окружала его со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились мы вышли в поле и пройдя шагов сто вдоль каменной ограды остановились перед узенькой калиткой. Гагин отворил её и повел нас в гору по крутой тропинке. С обеих сторон на уступах рос виноград; солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зеленых лозах на высоких тычинках на сухой земле усеянной сплошь крупным и мелким плитняком.


Рефлексия

1.На уроке я работал..., потому что...

2.Своей работой на уроке я...

3.Урок для меня показался...

4.Материал урока мне был...

5.Мое настроение...


Понятие об осложненном предложении

Вспомним, что предложение - это основная единица языка.

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов. Кроме того, в предложении могут быть и второстепенные члены. Предложение, имеющее только одну грамматическую основу, является простым.

Простые предложения очень многообразны.

Они могут быть осложнены различными способами:

1. Чаще всего осложняют предложения однородные члены.

Например:

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

В данном случае, предложение осложнено однородными сказуемыми «вскочила» и «стала», которые выражены глаголами.

2. Простое предложение также осложняют обращения или вводные слова.

Приведем пример:

Друзья! Прекрасен наш союз.

В этом предложении обособляется обращение.

А в следующем примере:

В этой четверти, судя по всему, особенно придется потрудиться.

Обособляется вводное слово.

3.Третий способу осложнения простого предложения - осложнение уточняющими членами предложения. Уточняющие члены чаще всего уточняют место и время. Например:

Вдали, у самой кромки неба, уже зажигалась заря.

Кроме того, простые предложения очень часто осложняются обособлениями.

Принято выделять четыре основных группы обособлений:

Обособленные определения;

Обособленные дополнения;

Обособленные приложения;

Обособленные обстоятельства.

Рассмотрим примеры:

Трава, умытая утренней росой, светилась изумрудным блеском.

В этом предложении обособляется определение «умытая утренней росой».

В предложении:

Весь класс, исключая вечных прогульщиков, был в сборе.

Обособлением является дополнение «исключая вечных прогульщиков».

Рассмотрим предложение:

Нам, летчикам, особенно любимо небо родины.

Где в качестве обособляющегося приложение выступает слово «летчикам».

Отец, вопреки всем нашим уговорам, устроил все по своему усмотрению.

Здесь обособленное обстоятельство выражено оборотом «вопреки всем нашим уговорам».

Усложняющие элементы в простом осложненном предложении на письме выделяются запятыми.

Особенно велика порою бывает роль порядка слов в предложении и интонации.

Русский ученый Александр Попов сконструировал первый радиоприемник.

Первый радиоприемник сконструировал Александр Попов, русский ученый.

Первое предложение не является осложненным, второе - осложненное. Средствами осложнения в данном случае являются порядок слов и интонация.

А если мы построим предложение таким образом:

Александр Попов, который был русским ученым, сконструировал первый радиоприемник. - то получим уже не простое, а сложное предложение.

Следует учитывать, что простое предложение может быть достаточно распространенным, т.е. содержащим второстепенные члены, но при этом не иметь признаков осложнения.

Например:

Днем мы лежали на опушке соснового леса.

Иногда обилие осложняющих элементов может заставить нас сомневаться: сложное предложение перед нами или простое осложненное. Для того чтобы это выяснить, необходимо определить грамматическую основу этого предложения.

Например:

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в свое логово еж.

Это предложение имеет только одну грамматическую основу «еж пробирается», а в качестве осложняющих элементов выступают однородные обстоятельства «через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны».

Необходимо помнить, что при синтаксическом разборе в характеристике предложения после сведений о его распространенности или нераспространенности, надо обязательно указывать, осложненное перед нами предложение или неосложненное.

А теперь давайте обобщим полученные сведения об осложненном предложении.

1. Для того чтобы не путать простое осложненное предложение со сложным, необходимо правильно определить количество грамматических основ и убедиться, что перед нами простое предложение, т.к. осложненным может быть только простое предложение.

2. Чаще всего осложняют предложения однородные члены, но в качестве осложняющих членов могут выступать и вводные слова, обращения, обособления, уточняющие члены.

3. Среди обособленных членов принято выделять обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные приложения и обособленные обстоятельства. Иногда средствами осложнения могут являться порядок слов и интонация.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык:Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
  5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
  6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл.общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.
  7. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
  8. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык:Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
  9. Богданова Г.А.Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.:Просвещение, 2012
  10. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.:Дрофа, 2000
  11. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку.5-8 класс. - «Аквариум» ГИППВ, 1997
  12. Симакова Е. С. Практические задания по русскому языку для подготовки к урокам и ГИА. 8 класс. Астрель, ВКТ,2012
  13. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012
  14. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Тесты. Русский язык. 8-9 классы. М. «Дрофа», 2000
  15. Тростенцова Г.А., ЗапорожецА.И.: Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2012

52. Понятие об осложненном предложении. Спорные вопросы теории. Виды осложнения.

Проблема понятия: нет строгого определения понятия «осложненное предложение»: входят и однородные члены, и обращения и т.д.

Причины:

сложность и неоднородность объекта

степень разработанности синтаксической теории в целом.

Традиционная точка зрения: (А.М. Пешковский)

Обособленные члены – это стилистическая надстройка в элементарном предложении

Современный подход определяется развитием идей семантического синтаксиса.

К понятию осложненного предложения относится:

Предложения с однородными членами

Предложения с обособленными членами

Предложения с вводными и вставными конструкциями

Предложения с обращением

Степень осложнения разная, нужно основание для их объединения.

Осложнение в семантической структуре предложения (диктум и модус)

Осложнение диктума

Я смотрю на звезды; - монопредикативное, монопропозитивное

Я слушаю пенье соловья – монопредикативное, 2 пропозиции --- осложнение семантики, которое не влечет за собой синтаксическое осложнения

Соловей, поющий в ночи, был изумительно хорош – семантическая осложненность сопровождается синтаксическим – полипредикативность.

→ Семантическое осложнение не всегда приводит к синтаксическому осложнению.

Синтаксическое осложнение предложения – это введение в предложение какого-либо дополнительного синтаксического элемента. Семантическое осложнение – появления в предложении дополнительной предикативности, которое может быть синтаксически оформлено, а может и не быть.

Осложнение в современном синтаксисе рассматривается как особая синтаксическая категория, которая принципиально отличается от категории простых и сложных П.

Осложнение непременно имеет формально-семантический характер и представляет грамматическое явление.

Признаки осложненного П. по сравнению с элементарным:

Всегда больше синтаксических позиций , чем в элементарном. В простом есть предикативное ядро и присловные распространители # старик ловил неводом рыбу. В осложненном: ядро, распространители, и распространители, которые включаются в предложение непосредственно # а он, мятежный , просит бури – дополнительная синтаксическая позиция.

Разные типы синтаксических отношений между словами. В простом П.: предикативные отношения и виды подчинительных отношений. В осложненном: то же самое + полупредикативные отношения, разделительные, пояснительные, противительные, и т.д. # дай мне другую, новую, книгу – пояснительные

Разные виды синтаксической связи

Осложненные конструкции характеризуются особыми видами связи. В простом: управление, согласование, примыкание. В осложненном: сочинение и подчинение + нечто среднее; двунаправленная зависимость. # маленькая, но семья

- формальные показатели организации предложений:

Простое – морфолого-синтаксические (формы слов, простые предлоги). Осложненное: добавляются собственно синтаксические (порядок слов и интонация, союзы, частицы, служебные слова, производные предлоги – помимо, благодаря + в том числе, правда и т.д.).

Осложнение П. с помощью синтагматического членения называется обособление , интонационно выделенную часть П. называют оборотом – это член предложения, осложняющий простое предложение; может состоять из одной словоформы или иметь сложный внутренний состав, один оборот может входить в другой оборот; деепричастный, присубстантивный, и т.д. Оборот – член предложения, который имеет единую функцию независимо от кол-ва составляющих его словоформ.

- расширение структуры предложения по принципу:

Субординации (причастные, деепричастные обороты) – каждый член включается как синтаксически подчиненный. Координации (введение однородных уточняющих и поясняющих членов).

→Осложнение является объектом конструктивного синтаксиса.

Конструктивный синтаксис проработан А.Ф. Прияткиной. Конструкция – это относительно самостоятельное, целостная и оформленная по некоторой грамматической схеме синтаксическое единство. Оно состоит из компонентов, кол-во и характеристики которых не зависят от конкретных слов. # слово им п + союз «и» + слово в им п → Тонкий и толстый.

Отношения при осложнении:

Дополнительной предикативности

Внутрирядные отношения

Понятие ряда – более простой тип конструкции с параллельными членами. Функциональные разновидности:

Однородные члены

Неоднородные, но сочиненные

Пояснение

Уточнение

Включение

# пишет красиво, но с ошибками, ни с кем, даже с сестрой, она не дружила

Объединены общим отношением к третьему, а друг от друга они не зависят.

Основной показатель внутренних связей ряда – союз и ряд служебных слов: частицы (даже, только, особенно, все-таки, все же), вводно-модальные слова (во-первых, вернее, точнее, может быть, тем более), наречия (еще, иногда, временами, теперь, потому).

В русском языке есть два типа конструкций, которые различаются по х-ру внутрирядных от-ий: 1. ряды с однородными членами 2. ряды со з-ем уточнения или пояснения.

Эта теория позволяет описывать самые различные конструкции.

Понятие об однородных членах предложения

Однородные члены предложения – это логически однозначные и лексически самостоятельные слова, занимающие одинаковую синтаксическую позицию в предложении.

Признаки однородных членов:

1. грамматическая однородность. Однородные члены связаны подчинительной связью (искл. Подлежащее) # красные, зеленые ручки лежали на парте. Занимают позицию одного члена предложения, связаны меду собой сочинительной связью, часто, но не всегда, имеют одинаковое морфологическое выражение. # дом был старый, ветхий, слегка покосившийся

2. Семантическое равенство (сопоставимость) – однородные члены выражают логически однозначные и лексически сопоставленные понятия. Нельзя сказать: шел дождь и два студента, у него красивые волосы и жена.

3. Интонация перечисления

4. Сочинительные союзы – формальный показатель

Однородные члены могут быть в позиции: подл, сказ, определения, обстоятельства и дополнения.

Типы союзов:

Соединительные: и, а, да, ни-ни

Противительные: а, но, да, зато, однако

Разделительные: или, либо, то то, не то не то

Сопоставительные: не только но и, не столько сколько, чем тем

Присоединительные: да и, но и, да и то

Есть два типа однородных членов, вопрос о которых является дискуссионным: сказуемые и определения.

Вопрос об однородных сказуемых.

Традиционная т.з.: два сказуемых при одном подлежащем являются однородными сказуемыми.

В современной синтаксической науке П. с двумя сказуемыми рассматриваются как сложные. Эта т.з. имеет веские основания, т.к. современный синтаксис рассматривает предикат как вершину П., но вместе с тем, наличие общего подлежащего существенно отличает такие предложения от настоящих сложных предложений. Поэтому некоторые выделяют такие предложения как из состава простых, так и сложных П.: классифицируют их как моносубъектные, но полипредикативные структуры.

Еще один подход: если несколько сказуемых имеют один общий член предложения, то они однородные (составные) # он был большим и добрым, он хочет пить и есть.

Особенности однородных определений

Если нет союза, то различия между однородными и неоднородными определениями стираются. # маленькая пухлая ручка

Это возможно потому, что определение с определяемым словом может образовывать структуру двух типов:

a не равно b

Определения, стоящие в препозиции, однородны, если:

    называют отличительные признаки разных предметов: всюду меду деревьев мелькали белые, красные, синие рубахи

    называют различные признаки одного и того же предмета. Эти определения характеризуют предмет с одной стороны: мрачная, неуютная комната

    обозначают внутреннюю смысловую близость на основе каких-нибудь дополнительных побочных значений. Эти определения могут подвести под одно общее понятие: худое, истощенно, желтоватое лицо (общее понятие – болезненное)

    определения, характеризующие предмет с разных сторон: прежний, веселый, дневной войдет он (Ахматова) - контекстуально

Если определения три и более – они однородны, как правило.

Осложнение П. происходит путем введения обособленного члена. Обособленный компонент – особый ЧП, который занимает дополнительную позицию. А. М. Пешковский ввел термин «обособление» в 1914 г. Обособленные члены характеризуются особым ритмом и интонацией.

В. В. Виноградов: (формальные и семантические признаки) Обособленная конструкция – своеобразное смысловое единство, существующее а пределах П., выделенное инверсией или интонацией, с целью придать мысли более сложную выразительность (добавочное сообщение или уточнение).

Осложненное предложение состоит из основной части и обособленного оборота. По степени слияния обособленной конструкции с основной частью П. различаю синсемантические и автосемантические конструкции.

Осложненное предложение:

I. Не связанные с основной частью

1. П. с обращением

2. П. со вставными конструкциями

а) вводные слова

б) вставные

II. Связанные с основной частью

1. П. с однородными членами

2. П. с обособленными членами

а) предложения с уточняющими, поясняющими членами

б) П. с полупредикативными отношениями

* обособленные определения

Причастный оборот

Адъективный оборот

Субстантивный оборот (несогласов опр, приложения)

* обособленные обстоятельства

Деепричастный оборот

Субстантивный оборот (вопреки, согласно, ввиду…)

С т. з. синтаксической теории вопрос о причастности к осложнению вводных слов решается неоднозначно. Прияткина считает, что нет достаточных оснований считать вводные слова осложнением: модусные смыслы, не являются членами предложения – они выполняют организующую функцию, определяя субъекта речи.

Обращение является осложняющим компонентом, потому что может уступать в предложении место функции адресации, функции номинации и характеризации. Обращение только в своих вторичных функциях участвует в осложнении предложения. Функция адресации речи важна для акта коммуникации, но не осложняет П.

Цели и задачи урока:

образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»

развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;

Тип урока : объяснение нового материала;

Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе по теме «Понятие об осложнённом предложении»

Рычкова Наталья Станиславовна – учитель русского языка

Цели и задачи урока:

образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»

развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;

Тип урока : объяснение нового материала;

Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;

Оборудование урока : карточки, учебники литературы, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение целей урока

II . Минутки повторения. Самостоятельная работа

Орфоэпическая работа (слайд) нач а ть, хоз я ева, докум е нт, дос у г, инструм е нт, катал о г

(Расставьте ударения)

Синтаксическая: (карточки)

1.Сегодня полнолуние.

2.За окном очень тихо.

3.Газеты доставляют по утрам.

4.Смотрел на людей с ненасытным и добрым вниманием.

5.Цыплят по осени считают.

6.Ночи становятся долгими и тёмными и часто заставляют дрожать от холода.

7.Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

8. Там, на белых дорогах, не часто появлялись повозки.

9.На мой взгляд, решение верное.

10. О, милый мой, ты будешь царь земли родной!

Подчеркните грамматические основы, сделайте синтаксический разбор.

Какие виды предложений по наличию грамматических основ вам встретились? (односоставные и двусоставные)

Назовите виды односоставных предложений, которые вам встретились

Что отличает все эти двусоставные предложения? (их осложнённость)

III.Формулирование темы урока учащимися

Исходя из этого, определите тему урока («Понятие об осложнённом предложении»)

Чем могут быть осложнены предложения? (чтение правила стр.104 учебника)

Приведите свои примеры

Сформулируйте правило в виде схемы

IV.Закрепление изученного

Найдите в учебнике литературы примеры осложнённых предложений (работа в парах)

Проверка проделанной работы

V.Конструирование предложений по данным схемам

Составьте предложения по схемам

1. ____ _____

_____ ,

2. ________

ВВ.СЛОВО, …

… , ОБРАЩЕНИЕ, ….

VI. Дополни предложения

1.Весеннее солнце быстро … и … талые воды с полей.

2 …. , … туча растёт за рекою.

3. Прощай же, …., не забуду твоей торжественной красы.

4.Тучам, … ,не суждено было собраться в грозу.

5.Здравствуй, …. , ранней осени краса!

(плавит, гонит, большая, тёмная, море, видно, пёстрая осинка)

Устно дайте характеристику предложениям.

VII. Обобщение по уроку и выставление оценок

Время нашего урока подходит к концу, нужно подвести итог.

Над чем мы сегодня работали? Чем могут быть осложнены предложения?

VIII. Запись и объяснение домашнего задания