Синяя птица метерлинк краткое содержание. «Синяя птица» Морис Метерлинк

Пьеса-феерия на 6 действий

12 картин

Картина первая Хижина Дровосека

Картина вторая У Феи

Картина третья Страна воспоминаний

Картина четвертая Дворец Ночи

Картина пятая Лес

Картина шестая Перед занавесом

Картина седьмая Кладбище

Картина восьмая Перед занавесом, изображающим красивые облака

Картина девятая Сады Блаженства

Картина десятая Царство Будущего

Картина одиннадцатая Прощание

Картина двенадцатая Пробуждение

Действующие лица (в порядке их выхода на сцену)

Мать Тиль Полина

Тильтиль Рикетта

Митиль Ночь

Души часов Смерть

Хлеб Призраки

Огонь Насморк

Пес Духи Тьмы

Кошка Ужасы

Вода Зари

Молоко Дух Дуба

Сахар Дух Бука

Душа Света Дух Вяза

Папа Тиль Дух Тополя

Бабушка Тиль Дух Сосны

Дедушка Тиль Дух Кипариса

Пьеро Дух Липы

Робер Дух Каштана

Жан Дух Березы

Мадлена Дух Ивы

Пьеретт Дух Дубка

Кролик Сыты Блаженства

Дух Плюща Самый Сытый Блаженство

Конь Рабыни

Бык Большие Радости

Вич Детские Блаженства

Корова Домашние Блаженства

Волк Голубые Дети

Баран Охранники Детей

Свинья Король Девяти Планет

Петух Время

Коза Соседка Берленго

Осел Ее внучка

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Хижина Дровосека

Сцена напоминает хижину Дровосека, по-деревенски простую, однако не убогую. Дотліваюче костер освещает шкаф, кадку, часы с гирями, умывальник и прочее. Вдоль шкафа спят, свернувшись клубочком, собака и кошка. Справа от дверей (входных), закрытых на крепкий засов, детские кроватки, в которых сладко спят Тильтиль и Митиль. Мать, полюбовавшись ими и поправив одеяло, потихоньку идет. Вдруг лампа загорается сама по себе и дети просыпаются и садятся на кроватях. Они вспоминают, что завтра Рождество, однако праздничный дед этот раз им ничего не принесет, потому что мать сказала, что не успела сходить за ним в город. Сквозь окно они видят праздничные огни: в богатых детей уже пришел праздник, горит огнями елка. Подбежав к окну, дети видят сквозь падающий снег, как подъезжают кареты с детьми, которые идут в дом, наполненный огнями праздники; игрушки, сладости - вот что ждет богатых детей. Тильтиль и Митиль удивляются, что дети еще не едят вкусных пирожных, которые расставлены на столе, ведь так трудно удержаться, и Тильтиль серьезно объясняет сестре, что слышал, будто те дети не голодные, потому что едят, когда захотят. Тильтиль и Митиль начинают играть, как будто это им раздают пирожки (у кого больше), и представляют, как это вкусно, когда засов сам по себе отодвигается и в дверь заходит старушка в зеленом платье и красном чепці. Она горбатая, хромая, одноглазая, ходит с костылем, однако видно, что это - Фея.

Она спрашивает, нет ли у них Поющей Травы или Синей Птицы, все это нужно для ее больной внучки - она больна, потому что хочет быть счастливой. Дети обращают внимание, что она похожа на их соседку госпожа Берленго, но старуха сердится и говорит, что она - Фея Беримона и предлагает им сейчас же идти искать Синюю Птицу. Спросив, что они делали до ее прихода, и узнав, что дети играли, будто едят пирожки, она удивилась, что они не завидуют богатым детям, которые те пирожки едят на самом деле. Митиль восторженно говорит, как хорошо у богатых детей, но Фея отрицает, что в них не хуже, только они этого не видят. Она вынимает маленькую зеленую шапочку с алмазом на пряжке, который «возвращает зрение», - можно увидеть и Прошлое, и Будущее и многое другое. Она надевает Тільтілю на голову зеленую шапочку, поворачивает алмаз - и старая волшебница встает молодой девушкой, домашние предметы кажутся другими, из часов выпрыгивают Душе Часов в виде молодых дам - это «Часы твоей жизни», - говорит Беримона. «Встал Царство Истины», предметы изменились, комната наполнилась странными существами: Души Караваев, Душа Сахара, Душа Молока и прочее. Оживает Вода, Пес и Кошка начинают говорить по-человечески, как и Хлеб, Сахар, Душа Света. Фея велит идти им с детьми.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина вторая

Все герои входят и останавливаются в прихожей Дворца Феи Беримони среди роскошных белых колонн из мрамора с золотыми и серебристыми капителями. Они только что оделись в великолепные костюмы, которые каждый подобрал себе сам. Тем временем дети посещают внучку Феи Беримони. Кошка собирает всех и подстрекает сделать все, чтобы дети не нашли Синюю Птицу, ведь в конце путешествия они все имеют, по словам Феи, погибнуть, так пусть лучше погибнут дети. Пес возмущен. Все ссорятся, когда появляются дети вместе с Феей и Душой Света, которой Фея Дает волшебную палочку и велит всем ее слушаться; Хлеб и Сахар кормят детей, и те должны сначала посетить своих дедушку и бабушку. «Как же мы их увидим, когда они умерли?» - удивляется Тильтиль. И Фея отвечает: «Если они живут в вашей памяти, значит, не умерли».

Картина третья

Страна воспоминаний

Дети оказываются под дубом среди сплошного молочно-белого тумана, который скоро поднимается, и видят своих дедушки с бабушкой возле дома, увитого плющом. Дети наблюдают, как будто они просыпаются и начинают говорить между собой, что вот-вот к ним должны приехать внуки, которые еще живы, ведь не случайно в стареньких появились силы. И тут из-за дерева выходят Тильтиль и Митиль. Все обрадовались. В разговоре Дедушка Тиль говорит детям, что надо обязательно вспоминать умерших, молиться за них: «Молиться - значит вспоминать...» Дедушка показывает им старого дрозда, который, оказывается, совсем синий, и Тильтиль просит дедушку и бабушку подарить им этого Синей Птицы. Те радостно соглашаются, и Тильтиль размещает птицу в клетке. Потом они встречаются с умершими братиками и сестричками, которые уже больше не растут. Все садятся ужинать к супа с капустой и пирога со сливами. Но время быстро истекает, и детям надо идти - на них ждет Душа Света. Туман сгущается. Они снова под дубом, но, взглянув на птицу, убеждаются: птица не синий, а черный.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина четвертая

Дворец Ночи

К широкой пышной зала, украшенного черным мрамором и деревом входит Кошка, чтобы заранее сообщить Ночь о визите Тільтіля и Мітілі вместе с друзьями и о том, что они уже знают: настоящий Синяя Птица - единственный, кто выдерживает дневной свет - прячется среди Синих Птиц Сновидения. Кошка пугает Ночь, что они все погибнут, если детям повезет найти Синюю Птицу. Они все идут сюда, кроме Души Света, которой сюда нельзя. Лестива коварная Кошка предупредительно говорит детей, которые только что вошли, она предупредила Ночь и та любезно их примет. Ночь не может не покориться человеку и поэтому отдает Тільтілю ключи от своих дверей, предупредив, что это опасно и не стоит этого делать. Действительно, за разными дверями скрываются то Призраки, то Ужасы, то Болезни, найбезневиннішою из которых является Насморк. За одной дверью находятся войны, они страшные и сильные, так что все вместе едва сумели, навалившись на дверь, закрыть их. Так они подходят к двери, которые Ночь особенно тщательно защищает, пугая детей, что еще никто оттуда не возвращался. У дверей остается лишь Тильтиль, который решился все же отпереть дверь, и Пес, который не может покинуть хозяина - свое божество. Но именно за этими дверями были звезды, что сияли огнями, Ночные Ароматы, Светлячки и прозрачная Роса. А главное - за ними открывался сад мечты и ночного света, а в небе, порхая с одного лунного луча на другой, летали многочисленные синие птицы. Дети и Пес наловили их много и радовались, не слыша, как Кошка и Ночь тоже радовались, потому что настоящий Синяя Птица был слишком высоко. Когда они все вышли из Дворца Ночи, то перед Душой Света не успели даже вволю нахвалиться, как увидели, что все птицы черные и мертвые. Душа Света утешает: «Не плачь, моя деточка... Того единственного Синей Птицы, который выдерживает дневной свет, ты еще не поймал... И мы его найдем».

Картина пятая

Лес стоит залитый лунным сиянием. Старые деревья дремлют, когда входит Кошка, которая, поклонившись деревьям; говорит, что вот сейчас к ним идут дети Дровосека, их ожесточенного врага, и время с ними поквитаться, потому что они хотят найти Синюю Птицу, который знает Тайну. Она рассказывает, что спутники детей - Огонь, Сахар, Вода и Хлеб - на их стороне. Вот разве что Хлеб ненадежный! А за детей только Душа Света и Пес, и она подговорила детей убежать, пока Душа Света спит. Тон Кошки сразу меняется, как только она увидела Тільтіля, Митиль и Пса. Кошка говорит, что попросила Кролика дать барабаном сигнал общего собрания для всех зверей. Пес ей мешает, и она легко учит Тільтіля ударить Пса. Митиль защищает Пса и не дает его прогнать. И в дальнейшем Кошка учит Тільтіля, чтобы тот дал привязать Пса Духовые Плюща, а сама возвращает волшебный алмаз на шапочке парня, и все духи деревьев и зверей оживают и становится очевидным их враждебное отношение к человеку. Дух Дуба - старый, седой - говорит Тільтіля: «Знаю, знаю: ты ищешь Синюю Птицу, то есть ты хочешь разгадать величайшую тайну Бытия, Тайну счастья, - разгадать для того, чтобы Люди нас потом окончательно уярмили...» Он не обращает внимания на слова мальчика о помощи внучке Феи Беримони и отдает приказ уничтожить детей. И горе было бы им, если бы не верный Пес, который вырвался от Плюща и бросился защищать детей со всей отчаянностью любви, да еще и в Тільтіля оказался нож. Но и это бы не помогло, если бы вовремя не подоспел Душа Света. Она сказала, что нужно было только повернуть алмаз на шапочке - и все бы пропало. А еще сказала такие слова: «Теперь ты понимаешь, что в этом мире Человек - один против всех...» Кошка, появившись, как всегда врет, что и она пострадала, и ей верят все, кроме Пса.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Картина шестая

Перед занавесом

Входят Тильтиль, Митиль, Душа Света и Пес, Кошка, Хлеб, Сахар, Вода, Огонь и Молоко. Душа Света извещает детей о том, что она получила записку от Феи и и велит им побывать в полночь на кладбище, чтобы спросить мертвецов о Синей Птице. Идти туда они должны сами.

Картина седьмая

Кладбище

Ночь. В лунном свете сельское кладбище. Митиль расспрашивает Тільтіля о мертвецах и очень боится и умоляет его не возвращать алмаза. Их представления о неживых пропитаны ужасом. Но когда Тильтиль вернул алмаз, раздвинулись плиты и могилы и оттуда медленно поднялись целые снопы цветов. Кладбище постепенно превратилось в дивный сад. Распускаются цветы, в ветвях шелестит ветер, гудят пчелы, просыпаются птицы, распевая гимны Солнцу и Жизни. Митиль шарит в траве, удивляясь, где же мертвые. «Мертвых нет...» - отвечает Тильтиль.

Картина восьмая

Перед занавесом, изображающим красивые облака

Все герои собрались вместе, и Душа Света говорит, что сегодня ее словно осенило: «Мы сейчас стоим у входа в Волшебные Сады, где под присмотром Судьбы живут все земные радости и блаженства...» Их отделяет от пещеры Несчастий тоненький дымка, так что следует быть осторожными. Пес, Хлеб и Сахар должны идти с детьми, другие останутся. Кошка может поступать как захочет (она соглашается пойти, чтобы навестить малейших своих друзей Несчастий, которые живут рядом с Блаженствами). А сама Душа Света закутывается плотно в накидку, чтобы пойти с ними, потому что «на свете есть много Блаженств трусливых и несчастных», они могут ее испугаться.

Картина девятая

Сады Блаженства

Герои входят в зал, убранство которой напоминает искусство художников венецианского и фламандского Возрождения. Посередине тяжелый роскошный стол с диковинными яствами, за которым едят Найситіші Земные Блаженства - огромные, тяжелые, одетые в бархат и парчу. Душа Света говорит, что, возможно, Синяя Птица и залетал к ним на минутку, и это маловероятно. Заметив гостей, Блаженства хотят пригласить их к столу, Душа Света предупреждает, что нельзя соглашаться, потому забудут, за чем пришли. Их встречает самый сытый из Блаженств - Блаженство Быть Богатым и представляет своих родственников: Блаженство Быть Владельцем, Блаженство Уставшего Честолюбия, Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь Жажды и Блаженство есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода, Блаженство Никого Не Знать - глухой, как стена, Блаженство Никого Не Понимать, Блаженство Ничего Не Делать, Блаженство Спать Больше, Чем Нужно. На вопрос Тільтіля, не видели ли они Синюю Птицу, ему отвечают, что тот не съедобный, так и не интересует их. Тем временем меньшие блаженства уже затащили к столу Пса, Хлеб и Сахар, и сколько бы Тильтиль не звал их, даже Пес не слушался. Сытые Блаженства начали силой тащить к столу и других. Душа Света велела Тільтілю вернуть алмаз, и сразу все изменилось: вместо Пышного банкетного зала открылся «тихий сад бездумного, погожим покоя», а сами Блаженства «сморщиваются, будто проколотые пузыре», щурятся от непривычного для них света и, увидев друг друга в своем настоящем виде, мерзки и жалки, бегут к Пещеры Несчастий, где уже ждут на них брань, угрозы и проклятия. Тильтиль, осматривая сад, спрашивает, где они есть, и Душа Света отвечает: «Все мы на том же месте, изменилось лишь твое восприятие вещей». И вскоре к ним приближаются Блаженства, не боятся света, - Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Дышать Воздухом, Блаженство Любить Родителей - все они живут в каждом доме, только их не замечают, как и многих других. Вот к ним направляются и Большие Радости. Они почему-то не смеются. Блаженство Быть Здоровым, представляя их, отмечает, что Большая Радость Быть Справедливым улыбается всегда, когда нарушена справедливость восстанавливается, но это бывает не часто. За ней Радость Быть Добрым, ее так и тянет к несчастий - утешать. А там еще Радость Завершенного Труда, Радость Понимать, еле видно Большую Радость Любить, ведь она открывается полностью только взрослым. Когда к ним подходит Радость Материнской Любви, Тильтиль и Митиль узнают в ней черты своей матери, только она здесь красивее и моложе. И Материнская Любовь говорит, что молодеет от каждой улыбки ребенка, дома этого не видно, но это так. Дивясь на ее богатое платье, Тильтиль спрашивает, где же она то богатство прятала, и та говорит: «...она всегда на мне. Все матери богатые, если они любят своих детей... Нет ни бедных матерей, ни некрасивых, ни старых...» А когда они грустят, то стоит им поцеловать ребенка или ощутить ее поцелуй, как слезы их превращаются в звезды. Надо только быть внимательными к матерей и всегда видеть их глазами Любви. Она благодарит Души Света за доброе отношение к ее детей, и все они тепло со слезами на глазах прощаются с Душой Света.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Картина десятая

Царство Будущего

В необъятных залах Голубого Дворца дети ждут своего рождения. Бесконечные ряды сапфировых колонн поддерживают бирюзовое своды. Дети, одетые в длинный голубой одежду, занимаются каждый своим делом. Сюда можно зайти только детям и Души Света. Митиль говорит, что уже здесь они обязательно найдут Синей Птицы, тут же все голубое. Тильтиль разговаривает с одним Ребенком и говорит, что рождаться хорошо и интересно и что лучшие люди на земле - это матери, а еще бабушки. Вот только жаль, что они умирают. И от этого в Тільтіля на глазах появляются слезы, похожие на жемчуг. А Ребенок рассказывает, что должен родиться через двадцать лет и изобрести Машину Счастья. Здесь каждый собирается идти на Землю со своими изобретениями, умениями, талантами и... преступлениями. Среди них и тот, кто имеет создать Всеобщую Конфедерацию Планет Солнечной Системы, и тот, кто должен уничтожить на Земле Несправедливость, и тот, кто должен победить Смерть. С пустыми руками на Землю не пускают - у дверей стоит седой старик по имени Время. Один Ребенок говорит, что будет их братиком, однако несет она с собой аж три болезни, так скоро и уйдет от них - это от нее не зависит. Тут Время открывает двери для тех, кому предстоит родиться, он невмолимий, с ним невозможно договориться, и поэтому разлучает двух влюбленных, которые знают, что разминутся на Земле и уже никогда не увидятся. Дети садятся на корабль, якорь поднят, паруса несут их удаль. И здесь Время увидел Тільтіля, Митиль и Душу Света, он разгневанно кричит, и Тільтілю велят вернуть алмаз, чтобы Время их не заметил. Под покрывалом в Душе Света спрятано Синей Птицы.

ДЕЙСТВИЕ ШЕСТАЯ

Картина одиннадцатая

Прощание

На рассвете все герои оказались перед калиткой в стене и не сразу узнали собственный дом, откуда они пошли год назад. Им не терпится побежать к матери, но Душа Света говорит, что надо подождать. Скоро придет Фея спросить о Синей Птице, а его нет. «Пожалуй, Синяя Птица или совсем не существует, или меняет цвет, как только его запирают в клетку...» Она предлагает Воде, Огню, Хлебу, Молоку и Сахару прощаться с братом и сестрой, ибо скоро они не смогут говорить. Все растроганно прощаются, но нет нигде Пса Тело и Кошки Тілетти. Вот, слышать ее голос, ведь ее кто-то мучает. Оказывается, Тело решил ее наказать за зло и коварство, однако хитрая Кошка снова ложью заставляет себя пожалеть, прощаясь, говорит детям: «Я люблю вас обоих столько, сколько вы того заслуживаете...» Пес горячо любит детей и готов сделать для них что угодно, даже научиться «читать, писать, тратил домино!..» Но время прощания наступил, и калитка открывается.

Картина двенадцатая

Пробуждение

В тех же декорациях, что и в первом действии, все и все на своих местах. Дети спят в кроватках, когда заходит их разбудить Мать Тиль. Тильтиль смотрит на Мать, как на чудо, и нежно целует ее. Он удивляется, была его путешествие, потому что мать говорит, что он все время был дома, не выходя из комнаты, спал. Тильтиль радостно обнимает ее и говорит, что здесь она еще прекраснее, чем в Садах Блаженства, что он ее любит такую, как есть. Мать думает, что дети заболели, и зовет отца, и тот их не считает за больных. В это время заходит соседка госпожа Берленго, которую дети называют Феей Беримоною, и говорят ей, что не зашли Синей Птицы. Взрослые ничего не могут понять. Когда речь зашла о внучке соседки, и сказала, что она бы хотела иметь Птицы Тільтіля. И мальчик вспоминает о клетку со своим птицей, а когда получает ее, то видит, что его горлица, которая была совсем другой, теперь синяя. Вот где действительно был Синяя Птица! Они отдают его соседке, а та искренне радуется и идет. И через некоторое время она возвращается с білявенькою девочкой - то ее внука. Беринго рассказывает, что и, увидев птицу, ожила, начала ходить. Тильтиль поражен: девочка удивительно похожа на Душу Света. Митиль с ним соглашается. Соседка толкает девочку в объятия Тільтіля, чтобы и поблагодарила мальчику птицы. Девочка разговаривает с парнем о том, чем кормить птицу, как удерживать. Тильтиль хочет показать ей что-то и протягивает руки к горлицы, девочка инстинктивно противится, а горлица вдруг, воспользовавшись ситуацией, вырывается из рук и летит.

Девочка рыдает, а Тильтиль, утешая ее, обещает поймать Синюю Птицу (горлицу). Он обращается к зрителям со словами: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам - она нужна нам для того, чтобы стать в будущем счастливыми...»

Перекл. с французского С. Грицюка


На портретах К.С. Станиславский и Морис Метерлинк

В 1908 году К.С. Станиславский задумал показать на сцене МХАТа невозможное: души людей, божества потустороннего мира, ожившие предметы и царство будущего. Так появился легендарный спектакль «Синяя птица» (по драме-феерии символиста М. Метерлинка), который был буквально напичкан удивительными трюками. Один из героев отламывал себе пальцы, и они вырастали вновь; под покровом ночи танцевали тарелки; оживали молоко, хлеб, огонь, вода. Особое внимание режиссер уделил костюмам и гриму, которые играли важнейшую роль в создании сказочных образов. Благодаря уникальным винтажным фотооткрыткам у нас есть возможность представить, как это выглядело.

Это единственный спектакль, поставленный Станиславским и доживший до наших дней. В 2008 году МХАТ имени Горького, в репертуар которого спектакль попал после разделения на "мужской" ефремовский и "женский" доронинский коллективы, отметил 100-летие постановки. "Синюю птицу" показали зрителям более 4,5 тысяч раз, никто не знает точно. Проще подсчитать, сколько поколений выросло под замечательную музыку Илья Саца - "Мы длинной вереницей идем за синей птицей"…»

«Метерлинк доверил нам свою пьесу по рекомендации французов, мне незнакомых», – вспоминал Станиславский. С 1906 года рукопись неизданной «Синей птицы» была в распоряжении Художественного театра, но спектакль показали лишь осенью 1908-го, в дни празднования десятилетия МХТ.

Длительность и затруднённость работы над ней были вызваны тем, что Станиславский, восхищаясь сказкой Метерлинка, категорически отверг полуиронически использованный драматургом сценический язык банальных детских феерий. Отказавшись от авторских ремарок, он самовластно изменил предложенные пьесой незамысловатые условия игры. Он строил спектакль как создание взрослой – а никак не детской – фантазии и верил, что её вольный каприз (диктат свободного вдохновения) подскажет неведомые способы, позволяющие воплотить на сцене то «таинственное, ужасное, прекрасное, непонятное», чем жизнь окружает человека и что увлекало режиссёра в пьесе. Знавший о его планах Метерлинк корректно отступал перед авторитетом режиссёра, но не скрывал, что тот, на его взгляд, рвётся «за пределы возможностей сцены».

Но Станиславский достиг своих целей, и могуществом его фантазии сказка о странствиях детей дровосека перемещала героев Метерлинка и с ними зрителей из одних измерений «жизни человеческого духа» в другие, непредвиденные, всё более усложняющиеся и высокие.

В ночь под Рождество брата и сестру, Тильтиля и Митиль, посещает фея Берилюна. Внучка феи больна, спасти её может только таинственная Синяя птица. Чем же больна девочка? «Ей хочется быть счастливой». Фея отправляет детей на поиски Синей птицы - птицы счастья. В помощь Тильтилю фея даёт волшебную шапочку, которая позволяет видеть невидимое, то, что скрыто от обычных глаз, а доступно только глазам сердца: души Молока, Xлеба, Сахара, Огня, Воды и Света, а также Пса и Кошки. Освобождённые детьми души - символы добра и зла, отваги и трусости, любви и фальши - идут с героями сказки. Одни с радостью приходят детям на помощь, другие (Кошка и Ночь) пытаются помешать...


Тильтиль и Митиль.
С. В. Халютина и А. Г. Коонен

В Стране Воспоминаний дети узнают: «Мёртвые, о которых помнят, живут так же счастливо, как если бы они не умирали». А во Дворце Ночи перед детьми открываются неразгаданные тайны Природы. Но им-то хочется Счастья, Блаженства! Только... кто бы мог подумать?! В волшебных Садах Блаженства есть вредные Блаженства, от которых надо спасаться: Блаженство быть внезапным, Ничего не знать, Спать больше, чем нужно... Дети учатся видеть и чувствовать другие, прекрасные и добрые Блаженства: Блаженство быть ребёнком, Блаженство быть здоровым, Дышать воздухом, Любить родителей, Блаженство Солнечных Дней, Дождя... А ещё есть Великие Радости: Быть Справедливым, Добрым, Радость думать, Радость Завтрашней Работы и Материнской Любви...

Собственно «Синяя птица» есть символ счастья, которое герои ищут повсюду, в прошлом и будущем, в царстве дня и ночи, не замечая, что это счастье - у них дома.



Митиль и Тильтиль.
А. Г. Коонен и С. В. Халютина


Фея - М. Н. Германова


Фея - М. Н. Германова


Свет - В. В. Барановская, Фея - М. Г. Савицкая


Дедушка - А. И. Адашев


Фея - М. Г. Савицкая


Дедушка - А. И. Адашев, Бабушка - М. Г. Савицкая


Молоко - Л. А. Косминская


Вода - Л. М. Коренева


Огонь - Г. С. Бурджалов


Насморк - О. В. Богословская


Хлеб - Н. Ф. Балиев


Хлеб - Н. Ф. Балиев


Внучка - М. Я. Биренс и Соседка Берленго - М.П.Николаева


Ночь - Е. П. Муратова


Ночь - Е. П. Муратова



Время - Н. А. Знаменский и души неродившихся


Время - Н. А. Знаменский


Свет - В. В. Барановская


Кот – Степан Леонидович Кузнецов


Свинья - Н. Г. Александров

Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлечённые звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зелёном платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит детям отправиться на поиски Синей Птицы. Её раздражает, что дети не различают вещей очевидных. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», - говорит Берилюна и даёт Тильтилю зелёную шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь предстаёт в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Пёс и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пёс, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками «Моё маленькое божество!» прыгает вокруг Тильтиля. Кошка жеманно и недоверчиво протягивает руку Митиль. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из её потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнём. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обёртку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света. Раздаётся сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пёс и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание, фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше, «до человека», которого она именует «деспотом», все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пёс яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль покидают Страну Воспоминаний, птица становится чёрной.

Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности - приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата её тайн. Кошке и Ночи остаётся только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в её дворце. Но Тильтиль поочерёдно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение. Следующую, большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники Тильтиля - все, кроме Пса, - в испуге прячутся. Тильтиль и Пёс, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад - сад мечты и ночного света, где среди звёзд и планет без устали порхают волшебные синие птицы. Тильтиль зовёт своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают - дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.

Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль повержен наземь, а Пёс еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и молчание, спасает их. Кошке удаётся скрыть свою причастность к бунту.

Дети ищут Синюю Птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни. «Где же мёртвые?.. - Мёртвых нет...» - обмениваются репликами Тильтиль и Митиль.

В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказываются в Садах Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее... Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое ещё скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час ещё не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстаётся с Великими Радостями.

Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь своё изобретение: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху машину без крыльев. Один из малышей - удивительный садовник, выращивающий необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой - Король Девяти Планет, ещё один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек стоят, обнявшись. Это влюблённые. Они не могут наглядеться друг на друга и беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре должен появиться на свет. Занимается Заря - час, когда рождаются дети. Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везёт их на Землю, проплывает и скрывается. Доносится далёкое пение - это поют Матери, встречающие детей. Время в изумлении и гневе замечает Тильтиля, Митиль и Душу Света. Они спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю Птицу.

У ограды с зелёной калиткой - Тильтиль не сразу узнает родной дом - дети расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей Птицы, так и оставшуюся пустой. «Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку...» - говорит Душа Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и слащавые слова. Пёс порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он не сможет больше говорить со своим обожаемым хозяином. Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но это не в её власти. Она может лишь пообещать им быть с ними «в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей звёздочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажжённой лампе», в каждом их чистом и ясном помысле. Бьёт восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же захлопывается за детьми.

Хижина дровосека волшебно преобразилась - все здесь стало новее, радостнее. Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю Птицу. Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет. Сама же она рассказывает о своей внучке - девочка нездорова, не встаёт, доктор говорит - нервы... Мать уговаривает Тильтиля подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и та кажется ему Синей Птицей. Он отдаёт клетку с птицей соседке. Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем находится, - хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Раздаётся стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой необыкновенно красивой Девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля. Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет объяснить Девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом, улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем он обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдёт, то пусть принесёт нам - она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем...»

В нас скрыто нечто, что хотелось бы познать,

но оно таится глубже, чем сокровенная мысль,- это наше сокровенное молчание.

Но вопросы бесполезны. Всякая попытка разума только мешает второй жизни, которая обитает в этой тайне.

М. Метерлинк

В истории литературы найдется немного имен, которым перо принесло высокие почести и титулы. Граф Метерлинк - среди них. На литературные заработки он построил замки и дворцы. Его слава на рубеже веков не имела аналогов. Пьесы Метерлинка шли на сценах лучших театров Европы и Америки, его эссе читались как откровение.


Родиной Метерлинка является Бельгия - небольшая страна, получившая самостоятельность лишь полтора столетия назад. Когда-то она входила в состав империи Карла Великого, потом испанской монархии, Австрии, Франции, а после падения Наполеона ее отдали Голландии. В границах нового государства, возникшего в 1830 году, объединились две народности - фламандцы (знакомые по именам фламандской школы живописи: Рубенса, Ван-Дейка и других), чей язык близок к голландскому, и франкоязычные валлоны. «Бельгийского» языка нет. Бельгийская литература тоже долго не существовала для мира, первым ее значительным явлением стала «Легенда об Уленшпигеле» Шарля де Костера (1867). Следующий шаг сделал Морис Метерлинк, опиравшийся уже не на национальный материал, а выступивший как худож-ник-космополит и выразивший тем одну из основных тенденций XX века.

Метерлинк по национальности фламандец, родился он в просвещенной зажиточной семье. Начальное образование мальчик получал в иезуитском коллеже, где обучение шло на французском языке. С ранних лет его привлекали и явления природы, и достижения гениев человеческого духа. Его мировоззрение сложилось еще в юности, когда Метерлинк заинтересовался творчеством голландского теолога XIV века Яна Рейсбрука, отмеченным чертами пантеизма, а также полными поэтических образов писаниями немецкого философа XVI-XVII веков Якоба Бёме - религиозного мечтателя и тоже пантеиста, и, наконец, произведениями одного из первоучителей романтизма Нова-лиса (конец XVIII века), который искал место человека в мире на путях, отличных от философского и художественного рационализма.

Метерлинк окончил юридический факультет католического университета Гента, после чего занялся адвокатурой. Учился и работал прилежно, но пристрастия к юриспруденции не обнаружил. Его влекло искусство. Он начал с внимательного изучения достижений человеческого разума и духа. Однако энциклопедические знания не заглушили основного свойства дарования Метерлинка - наивно-детского отношения к миру, взгляда на жизнь как на таинственную сказку, волшебную феерию.

Как многие начинающие авторы, Метерлинк сначала тяготел к поэзии. Первые его стихи вышли, когда ему был 21 год. Писал он в это время мало. Путь Метерлинка в большую литературу начался в 1889 году, когда он на ручном станке собственноручно отпечатал 25 экземпляров пьесы «Принцесса Мален» на сюжет, заимствованный у братьев Гримм. Вначале событие прошло незамеченным, но вскоре французский писатель Октав Мирбо напечатал восторженный отзыв. В нем говорилось:

«Не знаю, откуда Метерлинк и кто он, стар или молод, беден или богат. Знаю только, что нет человека, более неизвестного, чем он. Знаю также, что он создал шедевр, не один из тех заранее признанных шедевров, какие ежедневно публикуются нашими молодыми гениями, воспетыми на все лады современной визгливой лирой, или, вернее, флейтой,- но удивительный, чистый, вечный шедевр, которого достаточно, чтобы сделать имя бессмертным и заставить всех алчущих прекрасного и великого благословлять это имя,- шедевр, о котором в часы вдохновения мечтают честные, мучимые жаждой творчества художники, но которого им до сих пор не удавалось написать. Словом, Морис Метерлинк подарил нам самое гениальное произведение наших дней, самое необычное и в то же время наивное, не низшее по достоинствам и - дерзну ли сказать? - высшее по красоте, чем все, что есть самого прекрасного у Шекспира».

Слава Метерлинка зажглась практически мгновенно. За «Принцессой Мален» последовали пьесы «Непрошеная», «Слепые» и ряд других, абсолютно не похожих на все то, что было сделано в драматургии прежде. Метерлинк обратился к глубинным вопросам бытия и нашел для этого наиболее выразительную форму - иносказания, символы.

Вот краткое содержание драмы «Слепые». Группа слепцов, среди которых есть старые и молодые, мужчины и женщины, слепорожденные и потерявшие зрение, и даже помешанная, а также одна слепая со зрячим ребенком, расположилась на заброшенном в океане острове. Из разговоров слепых выясняется, что дряхлый священник - их зрячий проводник - куда-то пошел, а без него они беспомощны. Беспокойство растет, и в конце концов слепые узнают, что проводник умер.

Слышатся чьи-то шаги, но чьи? Это остается неизвестным. Лишь единственный зрячий - маленький ребенок - отчаянно кричит, возможно, от ужаса. Последняя реплика одного из слепцов: «О, смилуйся над нами!»

В «Слепых», как и в других пьесах этого цикла, нет живых характеров, нет действия, все статично. Есть только символы. Судьба слепых на острове символизирует человечество, затерянное во Вселенной. Океан - образ смерти. Мертвый проводник олицетворяет утраченную людьми религию. Каждый из калек тоже выражает определенную сторону человеческой жизни, а зрячий - нарождающееся мировоззрение. Шаги за сценой в конце можно понимать и как приход новой веры, и как приближение смерти.

Томас Манн говорил о ранних драмах Метерлинка, что они написаны «тревожным языком сновидений». Театр Метерлинка называли символистским, театром масок, марионеток и даже театром смерти. Основанием к последнему определению явилось тяготение драматурга к ситуациям на грани жизни и небытия. Но было бы неверно понимать его как театр ужасов. Мировосприятие писателя в целом было жизнерадостным. Один из основателей русского символизма, поэт и критик Николай Минский писал:

«Метерлинк один из самых убежденных, может быть, самый убежденный и наиболее подлинный оптимист в современной литературе. Приступая к чтению этого „трагического" автора, вступаешь в полосу яркого, ровного, бестеневого света. Если бы принято было давать великим писателям, как это делается относительно великих полководцев и государей, прозвища, характеризующие их судьбу и деятельность, то нет сомнений, что Метерлинк перешел бы в потомство с прозвищем „Счастливого"».

Пьесы Метерлинка производят сильное впечатление. Даже противники его мироощущения, чисто духовного, несколько мистического и не имеющего в составе ничего бытового, не забывают подчеркнуть исключительную одаренность художника. Современниками, смотревшими его пьесы вместе с ложноромангическими постановками Эчегарая, натуралистической «Властью тьмы» Толстого и психологическими драмами Ибсена, они воспринимались как четвертое измерение, как более высокий пласт мышления.

Вершиной творчества Метерлинка стала «Синяя птица» (1908) - изумительная сказка-драма для взрослых, идущая и теперь, но на утренних спектаклях. Это история о том, как мальчик Тильтиль и девочка Митиль ищут символ счастья и истины - Синюю Птицу, как сам поиск, само движение возвышают и совершенствуют их, открывают новые горизонты и как дети, вернувшись, находят Синюю Птицу у себя дома.

С 1898 года Метерлинк поселился во Франции и покидал ее лишь в годы второй мировой войны. На своей второй родине он был избран во Французскую академию, чего, кажется, не удостаивался ни один иностранец. Физическое (он увлекался - почти профессионально - боксом, а также велосипедным и автомобильным спортом) и моральное здоровье даровали Метерлинку долгую жизнь. Она не была богата событиями. Основу творческого наследия Метерлинка составляют драмы, но современникам он был известен и как эссеист, автор 24 прозаических рассуждений философско-моралистического плана и на биологические темы: «Мудрость и судьба», «Смерть», «Жизнь пчел» и другие. В них Метерлинк излагал свои взгляды, в том числе на проблемы, которые решал в драматургии. Теперь редко их вспоминают, но вот В. Солоухин в своих «Травах» с восторгом цитирует «Разум цветов».

Творчество Метерлинка составило этап в развитии литературы. Можно говорить о прямой зависимости от созданного им направления части художественного наследия Гауптмана, Тагора и других, а впоследствии Беккета. Внимательно следил за новыми постановками пьес Метерлинка его младший современник, поэт и реформатор ирландского театра Уильям Батлер Йетс, постоянно наезжавший из Лондона, где он тогда жил, в Париж. Трактат Метерлинка «Сокровище смиренных» (1894) Йетс считал одной из своих «священных книг».

Были у Метерлинка и противники. «Не восхищался» его символическими пьесами Бунин, ценивший в первую очередь ясность мыслей и чувств. Неприемлемым казалось творчество Метерлинка Ромену Роллану, выступавшему за практическую действенность искусства.

Метерлинк успел пережить свою славу. Это бывает. Еще при его жизни на фундаменте, заложенном с его участием, возникли новые художественные строения. На смену пришли новые имена, но они не отбросили в небытие творческих свершений Метерлинка. В истории литературы он остается как писатель исключительного таланта, художник-мыслитель, создатель новых литературных форм, честный певец экзальтированных раздумий, рисовавший радости и горести мира.

Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию»

Пьеса Мориса Метерлинка "Синяя птица", краткое содержание которой будет представлено ниже, - знаменитое произведение бельгийского драматурга, написанное в 1908 году. Впервые в России она была поставлена на сцене Московского художественного театра. Ее главная идея заключается в возможности быть смелым, чтобы видеть скрытое.

Завязка пьесы

Пьеса "Синяя птица", краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинается в канун Рождества. Главные герои - это Митиль и Тильтиль, они дети дровосека, которые мирно спят в своих кроватках. Внезапно их будят звуки музыки за окном, они подбегают к окну и видят шикарное рождественское празднество в доме напротив.

В это время кто-то стучится в дверь. На пороге оказывается старушка в зеленом одеянии. Это фея Берилюна, которая велит детям немедля пойти на поиски Синей птицы. При этом ее сильно раздражает, что Митиль и Тильтиль не различают очевидных вещей. Надо быть смелыми, чтобы увидеть скрытое, так она напутствует их.

После этого Берилюна отдает мальчику шапочку зеленого цвета с алмазом, с помощью которой он теперь может видеть "душу вещей". Когда мальчик ее надевает и поворачивает алмаз, все окружающие его предметы преображаются чудесным образом. Колдунья превращается в прекрасную принцессу, а обстановка их хижины сразу оживает. Он видит души Часов, Огня и даже Караваев. Например, Огонь предстает перед ним в образе человека в красном трико.

Человеческий облик приобретают даже Кошка и Пес. Пес искренне радуется Тильтилю, а Кошка недоверчиво протягивает свою руку Митиль. В то же время из крана сверкающим фонтаном начинает бить вода, возникает юная дева с длинными волосами. Это душа Воды. Она вступает в схватку с Огнем. Они опрокидывают кувшин со стола, откуда появляется душа Молока. А из пламени упавшей лампы восстает душа Света.

В этот момент в дверь снова стучат, Тильтиль слишком быстро поворачивает алмаз, все вокруг меркнет. Фея приказывает всем ожившим душам сопровождать детей, предрекая им при этом гибель в конце путешествия. Соглашаются только Пес и душа Света. Но в итоге фея обещает каждому подобрать подходящий наряд. Когда родители Тильтиль и Митиль входят в дом, то видят только детей, спокойно спящих в своих постелях.

Начало путешествия

В пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой - перед вами, герои попадают во дворец Берилюны. Животные и предметы переодеваются в сказочные костюмы. Главной себя объявляет Кошка. Она именует людей деспотами и напоминает, что раньше все они были свободны.

Кошка предполагает, что, заполучив Синюю птицу, люди познают душу стихий, животных и вещей, а после этого окончательно их поработят. Категорически против заговора выступает только верный Пес. Когда возвращаются главные герои вместе с феей и душой Света, все сразу замолкают. Кошка начинает ябедничать на Пса, тому достается от Тильтиля.

Перед тем как отправиться в дальнее путешествие, Хлеб делится ломтями, которые отрезает прямо от своего живота, а Сахару удается подсластить эту трапезу. Правда, они тут же отрастают вновь.

В Стране воспоминаний

Первым делом герои пьесы М. Метерлинка "Синяя птица" (краткое содержание поможет быстро вспомнить сюжет) отправляются в Страну воспоминаний. Ее детям необходимо посетить одним.

В Стране воспоминаний Митиль и Тильтиль попадают в гости к своим бабушке и дедушке, там же встречают своих братьев и сестер, которые умерли во младенчестве. Выясняется, что умершие погружаются в сон, пробуждаясь только тогда, когда живые вспоминают о них. Главные герои играют с детьми, обедают вместе со всем семейством, а затем спешат обратно, чтобы не пропустить свидание с душой Света. Старики отдают им дрозда, который кажется им абсолютно синим. Но, вернувшись из Страны воспоминаний, они убеждаются, что дрозд снова стал черным.

Дворец Ночи

Один из персонажей пьесы "Синяя птица" (краткое содержание позволит лучше понять замысел автора) по-прежнему строит козни против детей. Это Кошка. Она приходит во дворец Ночи, чтобы предупредить хозяйку о визите детей. Но Ночь не в состоянии остановить их, поэтому Кошке и Ночи остается только рассчитывать на то, что задумка людей не удастся, Синяя птица не попадется в их руки.

В пьесе "Синяя птица" (краткое содержание для читательского дневника приведено в этой статье) Ночь пытается всячески запутать детей. Запугивает Тильтиля, не отдает ему ключ, который может распахнуть все двери в ее дворце. Но мальчик все-таки начинает открывать дверь одну за другой.

Он встречает призраков, болезни и войны. За одной из дверей Тильтиль находит небесные светила, свои любимые запахи, светляков, соловьиное пение.

Волшебный сад

Когда мальчик оказывается перед самой большой дверью, Ночь советует ему ее не открывать. Все спутники героя, кроме верного Пса, прячутся. Как только дверь открывается, за ней оказывается удивительной красоты сад со множеством волшебных синих птиц.

Из книги "Синяя птица", краткое содержание которой не заменит само произведение, мы узнаем, что мальчик зовет из укрытий своих товарищей, каждый из них ловит сразу по несколько синих птиц, и только после этого они выходят из сада. Но вскоре выясняется, что найти настоящую Синюю птицу им так и не удалось. Все птицы, которых они забрали из сада, погибают, испугавшись дневного света.

В лесу

Между тем в пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой позволит узнать сюжет, не читая книги, Кошка продолжает строить козни главным героям. Она приходит в лес и начинает настраивать деревья против Тильтиля и Митиля. А деревьям, естественно, есть за что не любить детей дровосека.

Когда в лес приходит Тильтиль, его мгновенно опрокидывают на землю, только Пес спасает его от пут Плюща. Они оба оказываются на грани гибели, только вмешавшаяся душа Света спасает их, подсказав Тильтилю повернуть алмаз на шапке. Сразу после этого деревья погружаются во мрак, это спасает их. А Кошка смогла оставить в секрете свои призывы к бунту.

Поиски на кладбище

Поиски приводят героев на кладбище. В пьесе "Синяя птица" Мориса Метерлинка (в кратком содержании на этом сделан особый акцент) мальчик ровно в 12 часов ночи поворачивает алмаз. Сразу после этого могилы разверзаются, из них появляются прекрасные волшебные белые цветы. Птицы начинают петь гимны жизни и солнцу. А Митиль и Тильтиль только удивляются, что нигде не оказывается мертвых.

Их следующая остановка - в Садах Блаженств. Тучные Блаженства, которые оказываются на их пути, едва не втягивают главного героя и его товарищей в свои оргии, но мальчик в последний момент поворачивает алмаз и видит, насколько безобразны эти Блаженства.

Дети встречают домашние Блаженства, о существовании которых раньше даже не подозревали, потому что жили в бедности и лишениях. Это такие простые на первый взгляд Блаженства, как Быть Здоровым, Видеть Зажигающиеся Звезды, Голубое Небо и Солнечные Дни или Бегать по Росе Босиком.

Вскоре появляются Великие Радости, среди которых Радость Быть Добрым, Радость Быть Справедливым, самая чистая и светлая из них - Радость Материнской Любви. Дети отмечают, что она очень похожа на их настоящую мать, только намного красивее.

Материнская Любовь

В пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой многих сподвигнет прочитать саму книгу, Материнская Любовь узнает, что дети пришли вместе с душой Света. Она приветствует ее как свою повелительницу.

Великие Радости просят ее откинуть покрывало, под которым скрыты непознанные Блаженства и Истины. Но душа Света только, наоборот, еще плотнее закутывается в это покрывало, отвечая, что час еще не настал. Но она обещает когда-нибудь обязательно явиться. На прощание она обнимается с Великими Радостями и расстается с ними.

Царство будущего

В пьесе "Синяя птица" герои вместе с душой Света приходят в Царство будущего, посещают в нем Лазоревый дворец. Навстречу им сразу выбегают Лазоревые Дети.

Это младенцы, которые в ближайшем будущем родятся на Земле. Но придут они не с пустыми руками, у каждого из них будет какое-то изобретение, которое облегчит жизнь человечеству. Например, это может быть Машина счастья, которая знает 33 способа продления жизни.

Один из Лазоревых Детей выращивает необыкновенной красоты маргаритки, а другой провозглашает себя Королем Девяти Планет и обещает уничтожить несправедливость на Земле. Еще двое Лазоревых Детей олицетворяют любовь. Они стоят обнявшись и не могут насмотреться. Только целуются и говорят о предстоящем расставании, потому что на земле будут разделены несколькими столетиями.

Тут же главные герои находят своего брата, который совсем скоро должен родиться в их семье. Как только поднимается солнце, новые дети начинают рождаться. В этот момент приходит старик по имени Время, у которого песочные часы и коса. Все, кто должен скоро родиться, поднимаются на корабль, который увозит их на землю. Издалека только слышится пение матерей, которые ждут своих детей.

Зачарованные происходящим герои выдают свое присутствие старику Время, который впадает в гнев. Тильтиль вовремя поворачивает алмаз.

Возвращение домой

Путешествие главных героев сказки "Синяя птица" (краткое содержание его описывает лишь частично) подходит к концу. Тильтиль оказывается перед своим родным домом, но не сразу узнает его. Дети наконец расстаются со спутниками.

Хлеб передает мальчику клетку, в которую так и не удалось никого поселить. Душа Света признает, что, возможно, такой птицы либо вовсе не существует, либо она умело меняет окраску, как только оказывается в клетке.

С детьми прощаются души животных и вещей. Огонь на прощание едва не обжигает их своими ласками. Вода журчит ласковые речи на прощание, а Сахар произносит насквозь слащавые и фальшивые слова. Пес переживает больше всех, его пугает, что он больше не сможет разговаривать со своим любимым хозяином.

Дети пытаются убедить остаться с ними хотя бы душу Света, но та признается, что это не в ее власти. Она только обещает быть с ними в каждом лунном луче и занимающейся заре. Ровно в 8 часов калитка открывается, дети проходят во двор, она тут же захлопывается за ними.

Преображение хижины

Из пьесы Метерлинка "Синяя птица", краткое содержание которой теперь вам известно, мы узнаем, что Тильтиль и Митиль сильно удивляются, когда видят, как преобразилась хижина дровосека за время их отсутствия. Все стало радостнее и новее.

Дневной свет пробивается сквозь ставни, а дети мирно спят на своих кроватях. Мать начинает нежно и ласково их будить. И тогда они наперебой рассказывают о своем волшебном путешествии. Их разговоры только пугают женщину, она посылает за доктором.

Соседка-фея

Но вместо врача на пороге оказывается их соседка Берленго, которая удивительным образом похожа на фею Берилюну. Тильтиль, спутав их, признается, что так и не смог отыскать Синюю птицу. Соседка понимает, что детям пригрезилась какая-то сказка. Она начинает рассказывать про свою внучку, которая давно болеет, не встает с постели, доктора все списывают на нервы.

Тогда мать Тильтиля уговаривает его подарить дочери соседки горлицу. Она давно о ней мечтает. В пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой поможет подготовиться к экзамену или уроку, мальчик смотрит на свою горлицу, и на мгновение ему кажется, что она и есть та самая Синяя птица. Тильтиль отдает клетку с птицей.

Интересно, что дети начинают по-другому смотреть на вещи, которые есть в их доме. На воду, хлеб, сахар, кошку и пса. Вскоре соседка возвращается вместе с белокурой девочкой, которая прижимает к груди горлицу. Тильтиль и Митиль начинает казаться, что она удивительным образом похожа на душу Света.

Тильтиль начинает ей объяснять, как ухаживать за птицей, но та улетает. Девочка плачет, Тильтиль обещает ей обязательно поймать горлицу.

Пьеса завершается обращением к зрителям, в котором Тильтиль просит обязательно принести птицу того, кто ее встретит. Это необходимо, что в будущем было счастье.