Село ижма физико географические условия. Карта от ухты до поселка ижма

Согласно данным карты расстояние от Ухты до поселка Ижма составляет 1277 км. Наш сервис позволяет вам самостоятельно работать с расположенной выше картой. Используя эту карту, вы можете точно построить необходимый вам маршрут от Ухты до поселка Ижма , а также узнать расстояние между этими пунктами. Чтобы принять решение о том, как доехать из Ухты до поселок Ижма , следует просто ввести пункт отправления и пункт назначения. После этого система сама найдет самое короткое расстояние и представит возможный план проезда (Он определяется путем построения маршрута по автодорогам). Дорога из Ухты в поселок Ижма отображается на плане жирной линией. Карта покажет населенные пункты, которые встретятся на вашем пути при движении по трассе Ухта - поселок Ижма. Предложенный на карте-схеме маршрут Ухта-поселок Ижма является лишь одним из возможных. Вы можете проложить свой путь через любой выбранный вами транзитный пункт. Чтобы детально ознакомится с информацией о населенных пунктах, развилках, мостах, ж/д путях и др. объектах на вашем пути, можно воспользоваться различными функциями, такими как увеличение/уменьшение масштаба, переключение слоев (спутник, схема, гибрид, народная карта). При помощи функции "линейка" можно определить расстояние по прямой до любого пункта на карте. Некоторые автомобилисты предпочитают пользоваться картами, распечатанными на бумаге. Чтобы распечатать схему проезда, следует нажать на кнопку "Печать маршрута".

Ижма

Ижма (Изьва) - село на правом берегу Ижмы (левый приток Печоры), центр сельской администрации и Ижемского района, в 544 км от Сыктывкара , древнейшее коми селение на р.Ижме. Неподалёку от с.Ижмы археологами обнаружены два древних поселения, одно из них относится к VIII-III вв.до н.э. Село Ижма возникло в 1567-1576 . Побывавший здесь в к.XIX в. архангельский губернатор Энгельгардт А.П. упомянул в книге о своей поездке старинную летопись Ижемской церкви ; в ней говорилось, что Ижма возникла в 1567 (эта летопись не сохранилась). По др.публикации XIX в. селение было основано в 1572 переселенцами из Усть-Цильмы, но документально это не подтверждается. В платёжной книге 1575, в которой есть описание всех селений и угодий нижней Печоры и Ижмы, об этом населённом пункте не упоминается. Первые сведения о его существовании относятся к 1576: в сохранившихся архивных документах упоминается Ижемская слободка - сегодняшнее село Ижма.

Его основателями были коми , переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени. Слободка быстро росла. Основанная позже Усть-Цильмы, она через некоторое время значительно превзошла её по числу жителей. В 1638 в Ижме было 37 крестьянских дворов , а в 1646 - уже 65. Более подробные сведения о населении Ижмы относятся к 1679. Тогда в Ижемской слободке было 5 дворов церковнослужителей, 52 крестьянских и 6 нищих дворов. Ижемцы носили следующие фамилии: Сметанин, Филиппов, Истомин, Хозяинов, Терентьев, Кучкасов, Канев, Анофриев, Вокуев, Дуркин, Витязев, Артемьев, Родионов, Беляев, Загибалов, Пигалин, Поздеев, Нечаев, Кучеев и др. Ижемцы сеяли рожь и ячмень, но своего хлеба им не хватало, приходилось покупать его втридорога у приезжих купцов . Важное значение в хозяйстве местных жителей имела рыбная ловля. Сёмгу и сёмужную икру охотно покупали приезжие торговцы. Но особенно важную роль играла охота, гл.образом пушная. Жители Ижмы промышляли соболя, песца, горностая, белку и т.п. Охотились они как в угодьях на Ижме, так и в более отдалённых районах - на Печоре и в Зауралье.


Московские купцы специально приезжали в Ижемскую слободку за мехами. Позднее ижемцы стали ездить на ярмарки в Москву, Петербург , Новгород и др.города. Большинство населения составляли коми, но жили здесь и представители иных народов . Так, русскими по происхождению были Константин Маркович и его племянник Федот Петрович Рочевы, получившие свою фамилию от местных коми жителей ("роч" - "русский"). Герасим Ананьевич Чупров с сыновьями Кириллом и Проней переселился в Ижму из Усть-Цильмы в с.XVII в. С Пинеги в Ижму пришёл крестьянин Пантелей Иванович (его фамилия не указана), из Пустозёрска - Тимофей Матвеевич Кожевин и Лука Афанасьевич Голубков. В слободке поселилось и несколько ненцев ("новокрещённые самоядины"). 10 крестьянских дворов запустели во время голода 1655 , 1661-1662 и 1678-1679 , вызванного сильными неурожаями, от которых пострадал весь Север России. В 1661 ижемцы жаловались, что у них "хлеб не родится, и погибаем хлебною нужею, питаемся... травою". В 1678 очевидец сообщал: "Жители... гладом тают и умирают... и такая нужда в сей стране повсюду на... Ижме, Усть-Цильме и на Пустозёрском остроге".


Участница праздника "Луд"

Часть владельцев опустевших дворов умерла, другие бежали из Ижмы, туда, где надеялись найти избавление от нищеты и голода: Филиппов А.А. "сшол от голоду в Пермь Великую", Кузьминых С.Ф. "умре, а дети ево сошли в Сибирь, да ево ж сын Тимошка в стрельцах в Пустозёрском остроге", Бабиков К.И... "от голода сшел в Кевролу (на Пинегу) з женою и з детьми...". Первая деревянная ижемская церковь "во имя Преображения господня, с приделом Ильи пророка" была построена, по данным Тентюковой Ф.А., в 1678 . Она не раз сгорала при пожарах. Один из них, "истребивший большую часть домов и церковь", случился в 1700 . В 1728 была построена новая деревянная одноэтажная церковь, впоследствии также сгоревшая. Лепёхин И.И., побывавший здесь в 1772 , отметил, что при церкви была "колокольня деревянная... высокая и искусно построенная". В петровскую эпоху велись активные поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян . Было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе , Кузбассе, районе Воркуты , нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли де Геннин Г.В., Татищев В.Н. , Брюс Я.В . Предпринимались спорадические попытки наладить промышленную добычу нефти при впадении р.Ухты в Ижму.


С XVIII в. жители Ижмы стали заниматься оленеводством, привнеся в него немало рациональных приёмов и со временем стали самыми крупными оленеводами на Севере. В публикации 1865 говорится, что в Ижме "редкий хозяин не имеет от 500 до 1000 голов оленей". Завезя из Устюга молочный скот, ижемцы вывели на его основе новую породу, причём столь удачную, что в с.XIX в. даже писали: "Ни в одном месте Архангельской губернии не приготовляется столь вкусное молоко и масло, как в Ижме... где можно делать сыры не хуже голландских". Успешное в целом развитие хозяйства способствовало росту населения Ижемской слободки. До первой пол.XVIII в. она была единственным селением на Ижме. Об Ижемской слободке (с XIX в. - село Ижма) писали как об одном из самых примечательных по своему многолюдству селений Архангельской губернии . В с.XIX в., как пишет побывавший там путешественник, селение состояло из двух частей - Верхнего конца и Нижнего конца. На точке их соединения стояли 2 церкви (на четырёхугольной площадке) "между домами - по обе стороны от церквей - тянется прямая и довольно широкая улица, с которой в разных направлениях смыкаются извилистые переулки.


Широко распаханные нивы с двух сторон охватывают селение, а с третьей - небольшое болото, на котором построен мост, ведущий к сухому сосновому бору". В 1801 было получено разрешение на постройку каменной двухэтажной церкви с двумя престолами. Каменная Преображенская церковь была построена в 1807-1828 . 29 НЯ 1821 освятили первый престол, 22 НЯ 1828 - второй. В 1829 разобрали деревянную церковь (построенную в 1773 ). В 1833 и 1848 каменную церковь перестраивали, в 1884-1888 построили третий престол. В 1860 была разобрана ещё одна деревянная церковь, существовавшая с 1794). В 1862 построили новую деревянную церковь. В 1820 в Ижме открылась церковно-приходская школа, в 1850 преобразованная в приходское училище, а в 1869 - в двухклассное сельское училище Министерства просвещёния для мальчиков, при котором в 1871 был открыт ремесленный класс (обучали здесь портняжному и сапожному ремеслам). 28 МР 1873 открылось женское училище, 7 ЯН 1891 - церковно-приходская школа. В 1833-1838 происходили волнения ижемских крестьян, протестовавших против введения тяжёлой дорогостроительной повинности. В 1862 построили также новую деревянную церковь.


В 1873 в селе насчитывалось 170 дворов, 1842 человека . В к.XIX в. ижемцы переселялись за Урал (на Обь), на Кольский п-ов, где потомки переселенцев живут до с.п. В 1897 в селе было 2166 человек. В 1905 в Ижме было 277 дворов, 2746 человек: в 1918 - 365 дворов, 2406 человек, в 1926 - 458 дворов, 2192 человека. В 1921 коми составляли 97,4% человек, русские - 1,4%, ненцы - 1,2%. 19 ОК 1927 здесь открыли профтехшколу для подготовки кадров речного флота (в 1930 переведена в Щельяюр). В 1930 в селе имелись районные учреждения, зубоврачебный кабинет, консультация для женщин и детей, фельдшерско-акушерский пункт, пароходная стоянка, школа, изба -читальня, райдом крестьянина, детский сад, районная центральная библиотека, народный дом, агропункт, зоопункт, камера нарсуда , бактериологический институт, заготпункт госторга , крестьянский комитет общественной взаимопомощи, райагроном. При советской власти Ижма - так же ходовое название лагерей , выделенных в самостоятельное управление из Ухтпечлага в 1933 . В 1932-лето 1933 в селе работал Ухта-Печорский горно-нефтяной техникум, переведённый в Чибью . В 1950-х разрушили старинную деревянную Преображенскую церковь. К 1959 численность населения увеличилась до 2495 человек, к 1970 - до 3090 человек, к 1989 - до 3595 человек, из них 79% коми; к 1992 - до 3914 человека. В 2000 в Ижме жили 3838 человек.


Сыктывкар Археология Бюджет Власть государственная Воркута Государство Губерния ГУЛАГ Двор Действие социальное Донбасс Зыряне Изба


Ижемский этнос начал складываться во второй половине 16 века. В формировании ижемского этноса приняли участие вымские и удорские коми, северные великорусы и лесные ненцы. К концу феодального периода ижемские коми выработали в основном ту языковую и культурно-бытовую специфику, которая столь заметно отличает их от других народностей коми.

Ижемская слобода, согласно некоторым данным, была основана в 1567 году.

Согласно ижемским преданиям село Ижма несколько раз меняло место своего расположения: первые поселенцы вначале осели на высоком берегу на месте современной Мохчи, затем перебрались на правый берег, на шесть верст выше по течению (ныне урочище «Олемин») и, наконец, прочно обосновались на месте современной Ижмы.

Смешанный состав раннего населения Ижемской слободы не должен вызывать удивления, так как конец 16-го - начало 17-го веков были отмечены значительными движениями по Печоре и ее притокам различного промышленного и торгового люда. Одним их важных путей, ведших на Печору и в Зауралье, стала Вымско-Ижемская водная система. Коми-ижемцы занимались охотой, рыболовством, земледелием, переняли у ненцев и поставили на товарную основу северное оленеводство. Продажа продукции оленеводства, в первую очередь, замши, шкур, мяса, стала основой ижемской экономики.

Расположение Ижемской слободы на оживленном торгово-промышленном пути способствовало относительно быстрому росту ее народонаселения.

Торговые связи Ижемской слободы с ярмарочными центрами Вычегодского края - Турьей, Усть-Вымью, Яренском, Туглимом и Сольвычегодском - были значительными. Таможенные книги третьей четверти 17 века изобилуют описанием продуктов, доставляемых из села Ижмы и Печоры на Сольвычегодскую ярмарку - главным образом рыбы, оленьих шкур и изделий из них. В Ижемской слободе происходил пушной торг приезжих московских скупщиков.

Ижемцы - прекрасные знатоки природы, они наблюдательны и ловки, обладают богатым творческим потенциалом, сохранили традиционное мировоззрение, высокую нравственность, заветы предков. Скудность почв и суровость климата заставляли их много трудиться. Чтобы душа не оскудела от тяжкого изнурительного труда, ижемцы отогревалис

ь в праздничные дни, ходили друг к другу в гости, придумывали различные игры, пели, плясали. Нет такого ижемца, который бы не любил петь. Песня сопровождала его от рождения до самой смерти. Послушав пение ижемцев, в душе невольно остается настроение песни: радость, веселье или грусть.
Большая часть коми-ижемцев проживает на территории Республики Коми в бассейне средней Печоры, по берегам притоков Печоры - Ижмы и Усы. Часть ижемцев осела в Салехарде, в Тюменской области, в Ненецком автономном округе и Ловозерском районе Мурманской области.

Историческая Справка


В истории развития и жизни этнографической группы коми-ижемцев много любопытных событий и фактов, заставляющих современных историков, этнографов, ученых еще и еще раз обратить свое внимание на живущее более 450 лет берегах р. Ижмы и средней Печоры население.

На нынешней территории Ижемского района проживает более 80 % коренного населения. Этот факт способствовал сохранению традиционного образа жизни, традиционной культуры и мироощущения живущих в тесной взаимосвязи с природой людей. Осваивая этот суровый край, предки коми-ижемцев добывали себе пропитание охотой, рыбалкой, постепенно осваивая земледелие и животноводство.

С развитием торговых отношений произошло расслоение общества. К началу ХIХ века беднейшая часть крестьянства находилась в очень тяжелом положении. Крестьяне кроме денежных податей и налогов несли еще натуральные повинности. Тогда произошло событие, которое заставляет пересмотреть взгляд о неприглядной забитости провинциальных крестьян. Это событие - восстание ижемских крестьян против повинности - строительства Тинско-мезенской дороги, почти за 1000 верст от Ижмы. С 1833 по 1838 год ижемские крестьяне под руководством правозащитника Балина боролись за свои права и добились успеха.

Почти через 200 лет в конце ХХ века на Ижемской земле произошли подобные события. Местное население выступило за защиту своих прав на чистую окружающую среду и против незаконных нефтепереработок в местах традиционного природопользования населения. Дело дошло до суда с Главой Республики Коми и опять коми-ижемцы выиграли. Этот беспрецедентный случай вошел в учебники по юриспруденции.

Но, как отмечают исследователи и путешественники конца ХIХ начала ХХ веков (Лепехин, Мартынов), население отличается мирным нравом, терпением и добропорядочностью. Судя по большому количеству православных храмов (почти в каждом селе), христианская вера была в чести у ижемцев. Много было священнослужителей из местного населения. Школы в конце 19 века были, в основном, церковно-приходскими. Строительством храмов как деревянных, так и кирпичных занимались мастера из местного населения. Кирпич производили тут же. Ижемский край отличался двухэтажными деревянными жилыми постройками. Вся центральная улица с. Ижмы в начале ХХ века была застроена такими домами. Многие из них стоят и используются и поныне.

Интересен факт вступления коми-ижемцев в северное оленеводство. Становление оленеводства, производительной отрасли для ижемцев складывается к середине ХVIII века. К этому времени ижемцы стали выходить с оленями в тундру. А к концу девятнадцатого века ижемцы стали одними из самых крупных оленеводов в Большеземельской тундре. Это произошло потому, что ижемцы, переняв у северных оленеводов кочевой уклад жизни и быт, внесли в эту отрасль много нового: круглогодичную охрану стад, выход к морю в более удобное время, прививание животных от различных болезней и т.д. Но самое главное, ижемцы сделали оленеводство товарным, не только за счет продажи мяса, но и за счет производства замши из оленьих шкур. Замша в 19 веке была востребована не только в России, но и за рубежом.

Заслуживает внимания факт стремления населения к образованию. Первая школа в сельской местности в Коми крае открылась именно в Ижме и открыл ее на свои средства крестьянин Прокопий Ануфриев. Было это в 1828 году. Конечно, в Петербурге в это время уже действовал университет, но развитием окраин России царское правительство не было заинтересовано. И вот буквально по истечении одного века в этой самой окраине, т.е. в Ижемском крае, действовали три средних учебных заведения. Это педтехникум, где готовили учителей для начальных классов, речной техникум готовил специалистов для всего Печорского пароходства и зооветтехникум, где готовили специалистов для оленеводства и сельского хозяйства.

Организаторами всех этих учебных заведений были представители местного населения. В 30-40 годы 19 века Ижма поистине была кузницей национальных кадров.

Интересны факты экономического развития края в 20 веке.

В течение 70 лет в п. Щельяюр Ижемского района строили и ремонтировали суда. За это время судостроителями были построены баржи грузоподъемностью 100, 150, 200 и 600 тонн, грузопассажирские суда, брандвахты, дебаркадеры, буксиры-толкачи и т.д. Высок был уровень развития сельского хозяйства в районе. Было развито молочно-мясное животноводство, овцеводство, выращивали кур, в большом количестве выращивали овощи: картофель, капусту, турнепс.

Добыча и переработка древесины являлась важнейшей составляющей экономики с 30-х по 80-е годы ХХ века.

Славной страницей в истории края является история развития спорта. Особенно почитаем всегда был лыжный спорт.

Феномен, что население района численностью 23560 имеет трех олимпийских чемпионов. И какого уровня!

Лыжница планеты, четырехкратная олимпийская чемпионка Раиса Сметанина родом из с. Мохча Ижемского района. Семья лыжников Рочевых является национальной гордостью Республики Коми. Василий Рочев старший родился и вырос в с. Бакур. Часто потом на каникулах жил у бабушки и Василий Рочев младший, нынешний чемпион мира по лыжным гонкам.

В 1952 году Россия впервые участвовала в Олимпийских играх. Среди бронзовых призеров был и ижемец Александр Ануфриев.

Много славных страниц вписано ижемцами в экономику, культуру, образование Республики Коми.

И́жма (коми И́зьва) - село в Республике Коми. Административный центр Ижемского района.

Достопримечательности

В Ижме и соседних сёлах сохранилось большое количество старинных деревянных изб XIX - начала XX веков и несколько церквей того же времени.

Географическое положение

Расположено в центральной части республики в 400 км к северо-востоку от Сыктывкара, в 150 км к северу от Ухты, на берегу реки Ижма.

История

С 1922 года по 1929 год Ижма была административным центром Ижмо-Печорского уезда. До этого входила в состав Печорского уезда.

Ижма – крупное село на реке Ижма, расположенное на севере Республики Коми. Село основано в 1567 г. Большую часть населения Ижмы и окрестных сёл составляют этнические коми (особая этнографическая группа – коми-ижемцы). До середины XX в. основной отраслью хозяйства в Ижемском крае было оленеводство. Сейчас оно уже не играет такой роли, как прежде, но по-прежнему сохраняется. До настоящего времени в Ижме сохранились богатые фольклорные традиции народа коми.

Известные уроженцы

В селе родились:

  • Семяшкин Гавриил Прокопьевич (1888-1937) - Герой Труда.
  • Ануфриев Александр Александрович (1926-1966) - бронзовый призёр Олимпийских игр 1952 года

Население

  • 1959 год – 2 495 человек
  • 1970 год – 3 090 человек
  • 1979 год – 3 253 человек
  • 1989 год – 3 595 человек
  • 2002 год – 3 786 человек
  • 2010 год – 3 753 человек