Архитектурные достижения древнего рима. Художественная культура древнего рима кратко

Западная Римская империя пала более 1500 лет назад, но ее богатое наследие - технологии и инновации - можно увидеть и сегодня. Римляне были поразительными строителями и инженерами, и их процветающая цивилизация породила достижения в области технологии, культуры и архитектуры, которые сохранились на протяжении веков. Из нашего списка вы узнаете больше об инновациях, созданных в Древнем Риме.

Акведуки

Римляне использовали множество удобств, которые нам кажутся обычными, но не были распространены в то время. Среди них можно выделить фонтаны, общественные бани, подземные канализации и туалеты. Но эти водные инновации не были бы возможными без акведука. Впервые разработанное около 312 г до н. э., это инженерное чудо обеспечивало водой трубопроводы в городских центрах. Акведуки сделали римские города независимыми от водоснабжения и оказались бесценными для общественного здравоохранения и санитарии. Хотя римляне и не изобрели водопровод - примитивные каналы для орошения и транспортировки воды, которые существовали ранее в Египте, Ассирии и Вавилоне, они усовершенствовали этот процесс, используя свое мастерство в строительстве. В конечном счете по всей империи возникли сотни акведуков, и некоторые из них доставляли воду более чем на 100 километров. Но больше всего впечатляет качество строения акведуков, ведь некоторые из них используются и сегодня. Известный фонтан Треви, к примеру, питается от восстановленной версии акведука Девы, одного из 11 в Древнем Риме.

Бетон

Многие древнеримские сооружения, такие как Пантеон, Колизей и Римский форум, сохранились до сих пор благодаря тому, что для их строительства использовали цемент и бетон. Римляне впервые начали использовать бетон в строительстве водопроводов, зданий, мостов и памятников более 2100 лет назад на территории всего Средиземноморского бассейна. Римский бетон не такой прочный, как современный аналог, но он оказался на удивление устойчивым благодаря своей уникальной рецептуре. Римляне использовали гашеную известь и вулканический пепел, которые вместе создавали своего рода липкую пасту. В сочетании с вулканической породой, этот древний цемент образовал бетон, который переносил химический распад. Бетон сохранял свои свойства даже при погружении в морскую воду, что позволило использовать его для строительства сложных бань, пирсов и гаваней.

Газеты

Римляне были известны своими общественными дискуссиями. Они использовали официальные тексты, чтобы решать гражданские, правовые и военные вопросы. Известные под названием «ежедневные акты», эти ранние газеты были написаны на металле или камне, а затем распространены в таких местах, как Римский форум. Предполагают, что «акты» впервые появились в 131 году до н. э. В них, как правило, содержались подробности римских военных побед, списки игр и поединков гладиаторов, уведомления о рождении и смерти и даже интересные рассказы. Были также «сенаторские акты», в которых подробно описывалась работа римского сената. Традиционно они были закрыты для общественного доступа, пока в 59 г до н. э. Юлий Цезарь не приказал опубликовать их в рамках многих реформ, которые он проводил во время своего первого консульства.

Обеспечение

Древний Рим был источником идей для современных государственных программ, в том числе мер, направленных на субсидирование продуктов питания, образования и др. Эти программы восходят к 122 г до н. э., когда правитель Гай Гракх поручил поставлять гражданам Рима зерно по более низким ценам. Эта ранняя форма обеспечения продолжилась при Марке Траяне, который реализовал программу для детей из бедных семей: их кормили, одевали и обучали. Также был составлен список товаров, цены на которые контролировались. В него входили кукуруза, масло, вино, хлеб и свинина. Их можно было купить с помощью специальных жетонов, которые назывались мозаикой. Такие действия помогли римской власти завоевать благосклонность народа, но некоторые историки уверены, что это стало одной из причин эконмического падения Рима.

Связанные страницы

Большую часть нашей истории литература имела форму громоздких глиняных табличек и свитков. Римляне упростили их, и начали использовать стопку связанных страниц. Это изобретение считается ранней версией книги. Первые книги делали из связанных восковых табличек, но вскоре они были заменены на пергамент, который больше напоминал современные страницы. Древние историки отмечают, что первую версию такой книги создал Юлий Цезарь: сложив вместе папирус, он получил примитивную тетрадь. Однако связанные книги не были популярными в Риме вплоть до первого века. Ранние христиане одними из первых приняли новую технологию и с ее помощью начали изготавливать копии Библии.

Дороги и магистрали

Во времена своего процветания Римская империя охватывала территорию 4,4 млн квадратных километра и включала большую часть Южной Европы. Чтобы обеспечить эффективное управление такой обширной территорией, римляне построили самую сложную систему дорог в Древнем мире. Эти дороги строили из грязи, гравия и кирпича, изготовленного из гранита или закаленной вулканической лавы. При проектировании дорог следовали строгим стандартам и создавали специальные канавы, которые обеспечивали сток воды. Римляне построили более 80 тысяч километров дорог до 200 г н. э., и в первую очередь они должны были служить для военных завоеваний. Эти дороги позволили римским легионам передвигаться со скоростью 40 километров в день, а сложная сеть почтовых домов означала, что сообщения передавались с поразительной скоростью. Часто эти дороги управлялись так же, как и современные магистрали. Знаки на камнях сообщали путешественникам расстояние до места назначения, а специальные отряды солдат действовали в роли дорожной полиции.

Римские арки

Арки существовали в течение 4 тысяч лет, но древние римляне стали первыми, кто начал эффективно использовать свои знания для строительства мостов, памятников и зданий. Оригинальный дизайн арки позволил равномерно распределить вес здания по различным опорам, предотвращая разрушение массивных сооружений под собственным весом. Инженеры улучшили их, сглаживая форму, чтобы создать сегментарную арку и повторить ее с различными интервалами. Это позволило построить более крепкие опоры, которые могли охватить большие промежутки, что используются в мостах и акведуках.

Юлианский календарь

Современный григорианский календарь очень похож на свою римскую версию, которая появилась более 2 тысяч лет назад. Ранние римские календари, скорее всего, были списаны с греческих моделей, которые основывались на лунном цикле. Но поскольку для римлян четные числа были несчастливыми, они изменили свой календарь, чтобы каждый месяц имел нечетное количество дней. Так продолжалось до 46 г до н. э., когда Юлий Цезарь и астроном Сосиген решили выровнять календарь в соответствии с солнечным годом. Цезарь удлинил количество дней в году с 355 до 365, и в результате получилось 12 месяцев. Юлианский календарь был практически идеальным, но он не рассчитал солнечный год на 11 минут. Эти несколько минут, в конечном счете, отбросили календарь на несколько дней. Это привело к принятию практически идентичного григорианского календаря в 1582 году, в котором для исправления этих расхождений добавили високосный год.

Правовая система

Многие современные юридические термины происходят от правовой системы римлян, которая доминировала в течение многих столетий. Основанием для нее стали Двенадцать таблиц, которые сформировали существенную часть Конституции во время республиканской эпохи. Впервые принятые примерно в 450 до н. э., Двенадцать таблиц содержали подробные законы, которые касались собственности, религии, а также наказаний за многие проступки. Еще один документ Corpus Juris Civilis - амбициозная попытка собрать историю римского права в один документ. Основанный императором Юстинианом между 529 и 535 гг, Corpus Juris Civilis включал современные правовые понятия, к примеру то, что обвиняемый считается невиновным, пока не доказана его вина.

Полевая хирургия

В Риме было изобретено множество инструментов для хирургических операций. Римляне были первыми, кто использовал кесарево сечение, но самой ценной стала полевая медицина. Под руководством Августа был установлен военный медицинский корпус, который стал одним из первых специализированных подразделений полевой хирургии. Специально обученные медики спасли бесчисленное количество жизней за счет использования римских инноваций в медицине, таких как кровоостанавливающие бандажи и артериальные хирургические зажимы. Римские полевые врачи также проводили осмотр новобранцев и помогали остановить распространенные болезни, контролируя уровень санитарии в военных лагерях. Они были известны еще и тем, что дезинфицировали инструменты в горячей воде прежде, чем их использовать, а также новаторской формой антисептической хирургии, которая начала широко использоваться только в 19 веке. Римская военная медицина оказалась настолько успешной в лечении ран и общем оздоровлении, что солдаты, как правило, жили дольше, чем среднестатистические граждане, несмотря на опасности, с которыми постоянно сталкивались на поле боя.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Тема: «Технические достижения древнего Рима».

Выполнил студент 1 курса

Проверил:

Г. Тверь
2011г.

    Введение………………………………………………………… 3
    Основная часть:…………………………………………………4
2.1. Технические достижения древнего Рима……………………4
2.2. Строительная техника. Винт Архимеда…………………….5
2.3. Водопроводы древнего Рима…………………………………7
    Заключение………………………………………….... .............10
4. Список использованных источников………………………...11
    Введение.
Современное сознание прочно связало достижения научной теории с изобретениями в области техники, а технический прогресс - с прогрессом общественно-историческим. В на
ше время наука не только определяет промышленный прогресс, но и само развитие техники, в свою очередь, обусловливает направление научного поиска и служит развитию науки. Между тем соединение научных теорий с техническими достижениями в промышленном производстве характерно лишь для нового времени. Производительные силы Римской империи не были столь тесно связаны с развитием техники, а технические достижения - с прикладным применением научных теорий.
Нельзя сказать, что в период Империи вовсе не использовались достижения в области техники. В практической жизни применялись различные виды техники в той мере, в какой это отвечало потребностям времени, преимущественно в градостроительстве, военном деле, при изготовлении механических и гидравлических приспособлений, при создании ирригационных сооружений и в сельском хозяйстве. Строительство общественных и частных зданий, система коммуникаций (знаменитые римские мосты и дороги), а также такие городские сооружения, как водопроводы, бани, фонтаны, цирки, амфитеатры, говорят о высоком уровне инженерного искусства, основанного на практическом применении законов механики, математики и гидравлики.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Технические достижения древнего Рима.
Население Рима ко II в. н. э. насчитывало приблизительно 1 млн. жителей, а все население греко-римского мира составляло около 50-60 млн. человек. Городское и сельское хозяйство требовало огромных материальных и технических затрат и деятельности большого числа людей, занятых в сфере «инженерной» практики (строителей, гидрологов, дорожников, военных инженеров), в торговле и сфере обслуживания (пекарей, сапожников, скульпторов, жестянщиков, оружейников, парфюмеров). Из списка занятий, достойных свободного человека, Сенека исключал живописцев, ваятелей, мраморщиков, поваров, борцов, атлетов и других, приспособивших, по его словам, свой ум к наслаждениям.
Широкое применение всевозможные технические изобретения находили при устройстве зрелищных мероприятий. В цирках, амфитеатрах, на театральных подмостках использовались сложнейшие и дорогостоящие механизмы. В Колизее, строительство которого было закончено в 80 г., применялись сменные арены, которые наполнялись водой для устройства морских сражений, подъемники, хитроумные системы блоков и прочие достижения инженерно-технической мысли.
Технические знания и умение находили широкое применение в конструировании всевозможных механических диковинок, уникальных игрушек. Во введении к «Пневматике» Герон Александрийский отличает технические приспособления, «используемые для практических нужд», от приспособлений, назначение которых «производить удивление и восхищение». В «Пневматике» Герона описывается приспособление, представляющее собой механическую игрушку, главным элементом которой был полый шарик, установленный над сосудом с кипящей водой и приводящийся в движение силой пара, который поступал в прикрепленные к шарику полые согнутые трубки. Использование силы пара, благодаря которому осуществлялось вращение шарика, дало повод к тому, что некоторые исследователи стали называть данное приспособление «паровой турбиной» Герона. Однако назначение описанного Героном механизма было вполне определенным и служило исключительно для развлечения.
О действительном состоянии уровня технических знаний и их приме-пении в период Империи дают представление сочинения Витрувия «Об архитектуре», Герона Александрийского «Механика», а также свидетельства Плиния Старшего, Сенеки, Колумеллы. К началу нашей эры использовались для практических нужд следующие достижения техники в различных областях деятельности.
В строительном деле: использование «гидравлической смеси» (бетона); применение кладки из обожженного кирпича и использование кирпично-бетонной сводчатой техники. Наивысшего расцвета архитектура и строительное дело получили при Адриане. Архитектор должен был быть сведущим не только в планировании зданий или городов, но и разбираться в строительной технике, особенно фортификационных укреплениях военного назначения. Он также должен был уметь применять на практике знание механики при изготовлении приборов для измерения времени (солнечные и водяные часы), при изготовлении грузоподъемных кранов, военных приспособлений.
В ремесленном производстве: изобретение прозрачного стекла и развитие стеклодувного дела; мраморная облицовка общественных и частных зданий; изобретение отопительных систем и их использование в городских банях, а также в частных городских домах и загородных виллах.
В сельском хозяйстве: внедрение ротационной мельницы вместо зернотерки, что позволяло использовать мускульную энергию животных (ослов или мулов, иногда лошадей); изобретение водяной мельницы. До сих пор неизвестны археологические свидетельства о водяных мельницах ранее II в. н. э. Медленное распространение водяных мельниц объясняется тем, что они были сложными в техническом отношении сооружениями, предназначенными для использования в крупных хозяйствах, и требовали значительных денежных вложений. Наиболее известен комплекс из 16 водяных мельниц. Более широкое распространение получили мельницы, которые были открыты в Помпеях,- они были просты по устройству, приводились в движение силой животных и обслуживали небольшие хозяйства. Контраст между этим традиционным типом мельниц и водяными мельницами был разительным во всех отношениях. Наряду с традиционными канатными прессами стали использовать винтовой пресс.
В механике: изобретение винта и шестерни; усовершенствование в связи с этим ювелирных инструментов и медицинских приборов.
Из перечисленного видно, что, не смотря на достижения в отдельных областях техники, античная цивилизация не стала цивилизацией технической. Среди причин называют обычно ограниченное применение источников энергии (воды, ветра и пр.), даже мускульная энергия животных не использовалась в должной мере. Основным средством передвижения и перевозки тяжестей оставались бычьи упряжки, ослы и мулы. Лошадей широко не употребляли ввиду того, что не знали стремени (оно появилось только в VIII в. н. э.). Оглоблевая телега оставалась неизвестной в Риме вплоть до III в. н. э., а следствием этого была высокая стоимость и неэффективность наземного транспорта, что, в свою очередь, не способствовало развитию мануфактурного производства.
Наряду с ограниченным использованием энергетических ресурсов и неудовлетворительным состоянием наземного транспорта часто говорят о применении некачественных металлов в создании механизмов. Основными материалами в данном случае были бронза и железо. В ходу были традиционные медицинские инструменты, изготовленные из бронзы, хотя были известны более совершенные стальные, которые, тем не менее, использовались в редких случаях. Железа постоянно не хватало из-за несовершенных методов плавки, оно шло в основном на изготовление оружия и рабочего инструмента; качество железа оставляло желать лучшего, так как температуры античных способов плавки были недостаточны, весь процесс очень сложен, да и сами мастера имели о нем весьма приблизительное представление. Дальнейшие открытия, связанные с обработкой железа, оставались вне технических возможностей времени. Применение железа в промышленных масштабах стало возможным гораздо позже благодаря двум последующим открытиям: повышению температур плавки и использованию коксующегося каменного угля. К перечисленным факторам можно добавить отсутствие в античный период механических часов, компаса, управляемого руля, малоэффективное использование парусных судов, низкое качество стекла, громоздкую числовую нумерацию и т. п., без которых невозможно достичь высокого уровня технического прогресса.

2.2 Строительная техника. Винт Архимеда.
В отличие от Греции Древний Рим не оставил после себя никакого научного и технического наследия. Исключение, пожалуй, могут составить только военная и строительная техника. Описание всех видов строительной техники, используемой Римлянами, заняло бы слишком много времени, поэтому остановимся лишь на отдельных, наиболее важных из них, включив сюда, в первую очередь, грузоподъемные и гидравлические машины и механизмы. Витрувий наряду с описанием военных машин упоминает о различных видах грузоподъемного оборудования, включая блоки, полиспасты, кабестаны, копровые сваезабивочные машины и т. д. До наших дней дошли изображения строительных машин и механизмов, описанных Героном Александрийским (около I в. н. э.) в его «Механике». Все эти машины и механизмы приводились в действие с помощью силы рук, ног, а позднее - воды и оставались до наступления эпохи пара основными в строительной технике. Принцип их действия в наши дни остался таким же, как и 2000 лет тому назад. Римляне располагали тремя типами гидравлических машин, два из которых, по крайней мере, были заимствованы у греков. Это подъемное колесо и винт Архимеда - нагнетательный насос. Из всех перечисленных типов машин наибольшее распространение получил винт Архимеда. Он состоял из деревянного сердечника - винта, обитого по спирали медными полосами, и деревянного цилиндра. Длина всей машины могла достигать 11-12 м, а угол наклона к горизонту составлял 22-45°. Винт приводился в движение при помощи специальной рукоятки, укрепленной на верхнем торце машины. Располагая эти винты один над другим, можно было ими откачивать воду с большой глубины. Широкое распространение в римской строительной практике получило грузоподъемное оборудование. С их помощью было возведено большое количество монументальных зданий и сооружений, среди них гордость Рима - Колизей, бетонный Пантеон, колонна Траяна, мраморные блоки которой весили 50 т каждый. При строительстве акведука Клавдия, длина которого была более 14 км, потребовалось поднять 560 тыс. т тесаного камня. Среди многих видов грузоподъемных механизмов весьма оригинальным является триспастос - ступальный кран, работающий по принципу беличьего колеса. Предполагают, что при строительстве Пантеона были использованы подъемный кран со ступальным колесом и ступальный свайный копер. Возможно, что для подъема камней очень больших размеров и массы, например барабанов колонн или архитравов, пользовались более «старым» испытанным египетским способом, о котором упоминает еще Плиний Старший. По его словам, камни поднимали по наклонной плоскости, образованной мешками, наполненными сухим песком, при этом сами камни располагались несколько выше их будущего места опоры. Затем песок медленно высыпали из мешков до тех пор, пока каменные глыбы не занимали свое проектное положение. Однако, несомненно, что все же чаще использовали подъемные краны как более производительное грузоподъемное оборудование. Для подъема камней кранами в одном случае на двух противоположных плоскостях камня вытесывались подковообразные борозды, через которые просовывали веревочные канаты и цепляли их за крюк крана. В другом - в камнях проделывали сквозные отверстия, через которые можно было пропускать подъемный канат, или, сделав на них специальные выемки, можно было ухватить их своего рода «клещами». Доставка камней из каменоломен к месту строительства была одной из наиболее трудоемких операций.

Сухопутная доставка грузов осуществлялась при помощи волокуш, телег и тягловых животных. Погрузка и разгрузка их происходила как с помощью рычагов, клиньев и крюков, так и с помощью подъемных механизмов. Громадные мраморные глыбы, большая часть которых доставлялась в Рим из Египта, переправлялись морем на специально устроенных баржах. Для этого баржи подавались к месту погрузки полузатопленными, с помощью уложенных для этой цели камней. После погрузки мраморных глыб на баржу эти временно уложенные камни убирались, баржа приподнималась и груз перевозился к месту назначения.

2.3 Водопроводы древнего Рима.
В истории развития систем водоснабжения древнеримские водопроводы занимают особое место. Их сохранившиеся до наших дней остатки свидетельствуют не только о величии и могуществе Древнего Рима, но и о высочайшем для античного мира уровне развития инженерной мысли. Крупнейший город древности (по современным оценкам, в период империи его население составляло от 600 тыс. до 2 млн. чел.), к тому же расположенный на холмах, не мог не иметь развитой системы водоснабжения. В нем функционировали 11 водопроводов. Первый из них – Аппиев, названный в честь руководившего этим проектом цензора Аппия Клавдия, был сооружен в 312 г. до н. э. и имел протяженность свыше 16 километров. Второй водопровод, построенный спустя 40 лет, имел длину 70 километров! Такой же по размеру был и третий, Марциев, водопровод. Общая протяженность римских водопроводов составляла 436 км, из них 55 км – мостовые сооружения. Они поставляли в город, славившийся своими фонтанами и банями (термами), от 700 тыс. до 1 млн. куб. м воды ежесуточно (по некоторым оценкам – до 1,5 млн. куб. м). Столь большое потребление воды может показаться чрезмерно высоким, но нужно иметь в виду, что древние римляне не знали запорной арматуры, и вода в системе текла непрерывно, обеспечивая промывку канализационных стоков.Такие расходы воды не могли обеспечить никакие известные в то время водоподъемные сооружения, поэтому вода в древнеримские водопроводы поступала самотеком из естественных источников, которые приходилось искать в горах (чтобы обеспечить перепад высот, достаточный для подачи воды в город, расположенный на холмах), иногда за десятки километров от города. Технологии производства труб в те времена находились в зачаточном состоянии: были известны гончарные и свинцовые трубы, в некоторых случаях использовали просверленные каменные блоки; естественно, обеспечить с их помощью столь большие потребности в трубах было невозможно. Поэтому для доставки воды строили каналы и лотки, и здесь древнеримские зодчие проявляли настоящее настоящие чудеса, демонстрируя глубокие знания механики и гидравлики и создавая гидротехнические сооружения, поражающие своими колоссальными размерами и высокой точностью расчетов. Современные исследования эффективности древнеримских водопроводов, включающие, в частности, компьютерное моделирование, показали, что системы, созданные 1,5 – 2 тысячи лет назад, вполне соответствуют ныне действующим стандартам.
Мы еще не раз отметим изящество инженерных решений и высокую точность их реализации при строительстве римских водопроводов. Напомним, что их создатели пользовались римской нумерацией, возникшей в V в. до н. э. и крайне неудобной для вычислений. Все расчеты выполнялись при помощи счетных досок и камешков (отсюда «калькуляция» - от лат. calculi - камешки).
Водопроводы были построены не только в Риме, но и в других городах Римской империи. Их остатки можно найти в Италии, Испании, Франции, Турции. Некоторые из них позволяют составить достаточно полное представление об устройстве и характеристиках древнеримских водопроводов.

Акведуки.

Наиболее заметным звеном в системах римских водопроводов являются акведуки – каменные мосты, сооруженные для пропуска канала с водой над долинами и оврагами. Самым высоким и, пожалуй, самым известным из них стал акведук Пон-дю-Гар через глубокую долину реки Гар на юге современной Франции. Высота этого сооружения – 49 метров, длина 275 метров. Высота его нижнего яруса с шестью арками – 21,87 м, ширина – 6,36 м; среднего с 11-ю арками – соответственно 19,50 и 4,56 м и верхнего, по которому проходил бетонный водовод – соответственно 7,40 и 3,06м. Длина пролета самых больших арок составляет 24,5 м.
Это функциональное инженерно - техническое сооружение без каких – либо декоративных элементов, но выполненное со впечатляющим архитектурным изяществом, являлось частью системы водоснабжения города Нима (римского Немауса). Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н.э. при полководце и проконсуле Агриппе, друге и зяте императора Августа. Однако некоторые археологи и историки оспаривают эту дату. Они считают, что постройка столь высокого технического уровня могла возникнуть лишь в более поздние времена.
Принято считать, что римские инженеры решали свои задачи чисто практически, на основе ранее наколенного опыта, и недостаток теоретических познаний компенсировали многократным запасом прочности конструкций. Однако современные исследования моста Пон-дю-Гар и всей системы водоснабжения Немауса, выполнены Джорджем Ф.У. Хоком и Ричардом А.Новаком, заставляют усомниться в справедливости этого мнения.
Долина, которую пересекает мост, известна своими ураганными ветрами (до 150 км/ч), а река под ним весной сильно разливается. Римляне знали, как рассчитывать вес каменной кладки, но не умели точно определять нагрузки, вызываемые ветром. Расчет опрокидывающих нагрузок под действием ветра и паводков даже в наше время является сложной задачей. Исследования Дж.Хока и Р.Новака показали, что растягивающее напряжение в основании опор нижнего и среднего яруса моста, вызывающее образование трещин, может возникнуть при ураганном ветре, скорость которого у поверхности земли составляет примерно 215 км/ч. Реальные же нагрузки, вызываемые ветрами в этом районе, лишь в редких случаях достигают половины той, которая возникает при этой расчетной скорости. Иными словами, мост имеет примерно двукратный запас прочности, или устойчивости к нагрузкам, которые приводят к появлению трещин. Этот запас прочности вполне достаточен и соответствует принятому в современном строительстве.

Каналы.

Однако Пон-дю-Гар – лишь наиболее заметное звено системы водоснабжения Нима. Чтобы в полной мере оценить совершенство проектных и технических решений древнеримских инженеров, необходимо рассмотреть всю систему.
Она начиналась от источников вблизи небольшого селения Уцеция (ныне Юзес) и заканчивалась у склона холма в Немаусе, где находился круглый «кстеллум» (водосборный бассейн). Оттуда вода по десяти распределительным трубопроводам подавалась на более низкие уровни.
Расстояние по прямой от Уцеции до Неамуса составляло примерно 20 км. Трасса водопровода по этому пути проходила бы через холмы и узкие ущелья, что потребовало бы сооружения по меньшей мере одного 8- километрового туннеля. Люди научились строить такие туннели лишь спустя многие столетия. Холмы не давали обойти эту местность и с запада, поэтому единственно возможным решением был ее обход по дуге с востока.
Этот путь требовал сооружения канала длиной 50 км, который долж
и т.д.................

История Древнего Рима охватывает период с VIII века до нашей эры по V век н.э.

Древние римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистичекий портрет в скульптуре, высокие образцы монументальной живописи и произведения прикладного искусства.

Римское искусство многое взяло, творчески переработав, у Древней Греции, но вырасло оно на земле, где уже была собственная древнеиталийская культура, начало которой восходит к III тысячелетию до н.э. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков.

Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот.

В свою очередь, римская культура в пору расцвета оказала влияние на последующее развитие Европы.

Рим создал свою цивилизацию, основанную на особой системе ценностей.

По преданию, после гибели Трои в Италию пришел потомок иллирийского царя Дардана троянский герой Эней с сыном Асканием, победил в войне племена италиков, женился на дочери царя Латина Лавинии и основал город, названный ее именем.

Подробно сохранился миф об основании Рима: близнецы Рем и Ромул были по приказу царя Амулия положены в корзину и брошены в Тибр. Но, когда вода спала, младенцы были найдены и вскормлены волчицей. Воспитанные пастухом и его женой, они выросли и узнали о своем происхождении и основали город на том месте, где их нашли. Поссорившись с Ремом, Ромул убил его и стал первым царем Рима. Наряду с влиянием этрусков, свои традиции в искусстве создавали италики.

Раскопки показывают дату возникновения Рима. По преданию, он был основан 21 апреля, в день праздника пастушеской богини Палее, в 753 году до нашей эры. И действительно, первые следы поселения датируются археологами VIII веком до н.э.

Искусство Древнего Рима прошло долгий и сложный путь развития, изменяя свой характер и границы распространения.

Древнейшие памятники на территории Италии относятся к периоду палеолита.

В VI веке до н.э. сооружается храм Юпитера Капитолийского.

В Республиканский период (конец VI века до н.э.- 1 век до н.э.) начинается подъем искусства Рима. Широко развивается архитектура, около Рима созданы крепостная стена, Апиев водопровод, Апиева дорога.

Центром общественной жизни стал Форум – площадь, созданная в болотистой долине, осушенной каналом.

В период Республики формируется искусство точного скульптурного портрета.

Завоевание в III веке до н.э.греческих городов на юге Италии дало толчок к широкому проникновению в искусство Рима греческой художественной культуры. Старые традиции римского искусства сочетались с искусством новых провинций.

В период Ранней Империи в искусстве развивается парадное, тяготеющее к роскоши, направление. В Римской архитектуре складываются типы парадно-триумфальных сооружений (арки, колонны).

В строительстве широко используются купола, крестовые своды. В изобразительном искусстве достигаются небывалые в Древнем мире острота портретной индивидуальности, богатство, сложность в передаче пейзажа.

Усиление Рима как средиземноморского государства обусловило расцвет

монументального зодчества. Создается Форум Мира, строятся Колизей, Арка Тита, а также огромный стадион на Марсовом поле.

Между холмами Эсквилин, Целий и Палатин величественно возвышается амфитеатр Флавия под названием «Колизей».

Строительство Колизея началось при императоре Веспасиане в 72 году н.э. на месте, где ранее находилось искусственное озеро великолепного дворца Нерона под названием «Золотой Дом».

Предание гласит, что римляне были очень довольны строительством этого монументального сооружения, поскольку не любили дом тирана.

В 60 году при Тите Флавии состоялась пышная церемония открытия, по случаю которого были объявлены стодневные игры, во время которых бились несколько тысяч гладиаторов.

Завершенный в значительной мере при императоре Домициане и отреставрированный в эпоху Септимия Севера, Колизей в течение многих веков продолжал оставаться символом величия и мощи Рима.

Как уже говорилось выше, в период Ранней Империи в искусстве развивается парадное, тяготеющее к роскоши и пышности, направление. Распространившись по всей Римской империи, оно служило целям пропаганды и утверждения существующего строя. Создаются предназначенные для людских масс монументальные постройки с величественными фасадами, огромными внутренними помещениями (форумы, термы,театры,цирки).

С началом кризиса Римской рабовладельческой системы развитие архитектуры приостанавливается. Скульптура преобретает новые черты. Особое развитие преобретает портрет, в котором с психологической глубиной и точностью раскрывается духовный мир человека.

К V веку в искусстве Рима со всей отчетливостью сказался распад античной культуры. Под воздействием христианской идеологии утрачивается представление о цельности человеческого образа, в котором главную роль начинает играть духовное содержание.

Реалистические принципы античного искусства вытесняются средневековой условностью, жизненные образы – каноническими изображениями святых.

Искусство Древнего Рима сыграло огромную роль в истории художественной культуры многих стран Европы, Азии и Африки. Историческое значение искусства Рима заключается в создании реалистического портрета и в больших успехах архитектуры: римскими зодчими были созданы новые типы домов и общественных зданий, предназначенных для огромного количества народа, введены новые декоративные приемы. К искусству Древнего Рима неоднократно обращались художники последующих времен.Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды римской мифологии. Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения. О живописи эпохи Римской империи мы можем судить прежде всего по фрескам, покрывавшим стены домов знати. Неплохо сохранились фрески некоторых вилл города Помпеи, засыпанных пеплом в результате извержения вулкана Везувий.В отличие от Греции, искусство Рима использовалось не для выражения возвышенных чувств и идей, а для демонстрации богатства и престижа.

Многие произведения искусства представляли собой прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинских произведений искусства.

Общими характеристиками древнеримского искусства являются : отсутствие оригинальности, пропагандистский характер, практическая ориентация, чувство реальности и интерес к человеческой личности.

Постепенно образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.

Быт древних римлян был абсолютно современным – водопроводные системы на десятки километров, дороги, мосты, сточные канавы - праобраз канализации.

Римкий театр, в отличии от греческого – это уже отдельное здание, впервые в нем появляется сцена. Римляне усовершенствовали архитектуру жилых домов. Очень важной декоративной частью римского дома были мозаичные полы, от простых, использующих белую гальку, до тончайших мозаик.

Были в Риме и ремесленные кварталы, в которых жила городская беднота на узких, густонаселенных улочках, в домах, имевших до 5 этажей.

Прикладное искусство достигло в Древнем Риме высокого развития: резные и чеканные золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры домов в Риме.

Цель: познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное, воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация. Приложение 1
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • выставка по теме (репродукции, книги)

Новые слова: форум (расположение архитектурных сооружений в строгом порядке на огромных четырехугольных площадях); акведуки (водопроводы); виадуки (каменные мосты); пилястры (плоский вертикальный выступ на поверхности стены); кессоны (квадратные углубления, которыми разделен полусферический потолок свода), термы (общественные бани).

Ход урока

I. Организационный момент

Художественная культура Древнего Рима оставила человечеству богатейшее наследие.

Тема нашего урока “Архитектурные достижения Древнего Рима”. На уроке мы познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.

II. Новая тема

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV-I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

  1. Искусство этрусков (7–4 вв. до н.э.)
  2. Искусство Римской республики (4–1 вв. до н.э.)
  3. Искусство Римской империи (1–4 вв. н.э.)

Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер – величественный и монументальный.

1. Римский Форум.

С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум. <Рисунок 1 >

Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти… На территории Форума было много зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города. Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом. Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна <Рисунок 2 > . Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

2. Инженерные сооружения.

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Вызывает восхищение строительство дорог. Знаменитая Аппиева дорога – проложена из Рима в Капую, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями <Рисунок 3 > .

3. Колизей.

Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая Крупная из них Колизей <Рисунок 4 >. Колизей – это самое грандиозное из дошедших до наших дней древнеримских сооружений – символ славы Вечного Города, превосходящий своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. В его стенах раздавалось эхо гладиаторских сражений, а позднее, когда камни Колизея расхищались на строительство средневековых церквей и дворцов, на смену ему пришло эхо от ударов молотов. Сегодня, хотя и полуразрушенные, стены Колизея продолжают стоять, заманивая к себе тысячи туристов. Колизей (первоначальное название – амфитеатр Флавиев) был детищем императора Веспасиана (из семьи Флавиев), который в 72 году задумал воздвигнуть памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке.

4. Пантеон.

После романтической красоты руин форума и величия Колизея древняя грандиозность Пантеона наиболее ярко рисует облик античного города. Пантеон <Рисунок 5 > – единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение высотой 43 м. Пантеон был построен в 128 г. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Марком Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. Пантеонсостоит из шестнадцати коринфских колонн десяти метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. В интерьере как бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43.3 метра). Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе. <Рисунок 6 >.

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах. Триумфальная арка - архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий. <Рисунок 7 >.

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм <Рисунок 8 >. В Риме их насчитывалось великое множество. Они служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.

III. Закрепление изученного на уроке

А сейчас давайте повторим, что вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что запомнилось? Скажите, что можно увидеть в наши дни из элементов римской архитектуры (арки, своды)

Вывод. Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.

IV. Домашнее задание

Гл. 9., ст. 94–101. Вопросы и задания.

Литература

  1. Учебник Даниловой Г.И. Мировая художественная культура. М., Дрофа, 2010.
  2. Соколов Г.И . Искусство Древнего Рима. М., 1996.
  3. Римское искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) – СПб, 1890–1907.
  4. ru.wikipedia.org
  5. mystic-chel.ru
  6. uchportal. ru

Римляне, как правило, лишь совершенствовали конструкции, изобретенные греками. Многие из технических достижений Древнего Рима связаны с сельским хозяйством. Так, например, именно здесь впервые получил широкое распространение винтовой пресс для отжимки масла из оливок и сока из винограда. В основе его действия лежал принцип винтового движения, открытый Архимедом.
Однако жатку римляне, видимо, изобрели сами. По изображениям на римских барельефах, найденных археологами, можно судить, что она представляла собой большую прямоугольную раму, к переднему краю которой прикреплялись мелкие металлические зубья. Жатка , направляемая сзади рабом, шла по полю, и колосья, попадавшие между зубьями, оставляли зерна в ковше жатки. Собирать урожай с помощью этого простейшего устройства было легче, чем косить, а затем молотить колосья.
Более значительны заслуги римлян в строительстве — особенно мостов и дорог. Именно римляне из числа всех древних народов считаются самыми искусными и прилежными мостостроителями. Помимо грандиозных акведуков, они построили множество «настоящих» мостов и виадуков, отличающихся прочностью и долговечностью (стоит пояснить, что мостами принято называть сооружения, соединяющие берега реки, а виадуками — края оврагов и пропастей).
Римские инженеры первыми стали строить мосты целиком из камня, тогда как, например, в Древнем Вавилоне каменными были только устои мостов, а пролеты — деревянными. Римляне же первыми пришли к выводу, что для большей прочности мостовые пролеты должны быть не прямыми, а сводчатыми. Такая форма позволяет более равномерно распределять нагрузки, которым подвергается мост.
Приглядевшись к современным мостам, обнаружишь» что в большинстве конструкций и сегодня присутствуют сводчатые элементы. Таким образом, техническое решение, найденное еще в Древнем Риме, служит человеку и поныне.
Кстати говоря, служат по сей день и некоторые из самих римских мостов. Так, например, в Испании до сих пор пользуются каменным мостом через реку Тахо, возведенным строителями Древнего Рима в 98-106 годах нашей эры. Длина его проезжей части около 200 метров, а высота над рекой — 105…
Другим важнейшим достижением техники Древнего Рима стали знаменитые дороги. Они были образцовыми. Некоторые из них, как римский мост в Испании, тоже еще служат верой и правдой. Пример — знаменитая Аппиева дорога , сооруженная в 312 году до нашей эры по приказу римского полководца Аппия Клавдия Красса и соединяющая Рим и Капую.
Тайна столь удивительного долголетия в том, что древнеримские инженеры первыми
догадались, что мостовая должна иметь «фундамент », да не простой, а многослойный.
На хорошо утрамбованную землю дорожники-рабы прежде всего укладывали толстые каменные плиты, скрепляли их бетоном и выравнивали песком. Кстати говоря, бетон , представляющий собой смесь глины, гипса и извести с водой, тоже древнеримское изобретение. Застывая, бетонный раствор становился прочнее камня.
Следующим слоем древнеримской дороги был битый камень , уложенный в раствор того же цемента. Затем шли более мелкие камни. Оба эти слоя очень тщательно утрамбовывались, и уже на них укладывалось верхнее дорожное покрытие — толстые каменные блоки . Толщина такой многослойной дороги достигала… 2,5 метров.