Жизненный путь человека: выбор каждого или судьба? Выбор личностью своего жизненного пути.

В Западной культуре нумерология известна давно. Отсчет этому учению можно вести со знаменитого греческого математика и мистика Пифагора: он пользовался им еще 2500 лет назад.
Он даже построил особую нумерологическую схему, согласно которой каждый должен проживать жизнь, уготованную ему цифрами. Мол, если вы этого не делаете (по незнанию или неумению слышать свое сердце), ваш жизненный путь просто-таки обречен на неудачу!
Звучит как какое-то сумасшествие, но вы попробуйте. И расскажите нам, прав ли был Пифагор насчет ваших природных талантов!

Итак, вот 60-секундный тест, который поможет узнать, по тому ли жизненному пути вы идете.

Шаг 1: Сложите все числа своего дня рождения вместе. Не забудьте написать полный год своего рождения (например, 1969, а не 69).

Шаг 2: Если число получилось двузначным, сложите цифры из него. Например, если получилось 27, то 2+7=9. Продолжайте так до тех пор, пока у вас в итоге не получится одна цифра от 0 до 9.

Возьмем для примера 29 марта 1969 года. Предположим, кто-то из вас родился именно в этот день. Получается, полная дата выглядит так: 29.03.1969.

2+9+0+3+1+9+6+9 = 39
3+9 = 12
1+2 = 3. Значит, ваш жизненный путь - номер три!

Шаг 3: найдите свое число в этом списке и узнайте, чем вам надо заниматься в жизни!

Жизненный путь №1:

Люди-единицы - это, прежде всего, оригинальные мыслители и творческие умы. Из них часто получаются отличные целеустремленные лидеры, которые предпочитают все делать самостоятельно или нести ответственность за всех и сразу.

Подходящие вам профессии: фрилансер/независимый подрядчик; владелец бизнеса; менеджер; специалист по продажам; маркетолог; специалист в области рекламы; дизайнер; инженер по качеству; тренер-консультант; политик; застройщик или брокер; финансовый консультант; креативный директор; спортсмен.

Жизненный путь №2:

Люди-двойки в первую очередь ориентированы на детали. Они любят замечать и видеть то, чего не видят и не замечают другие. Обычно из них получаются отличные друзья и воспитатели, потому что никто не может так хорошо поддержать, как они.

Они обычно довольно ловко управляются с жизнью, потому что привыкли доверять своей интуиции. А еще они часто борются за расширение прав и возможностей других.

Подходящие для вас профессии: Воспитатель; психотерапевт; целитель; повар; переговорщик/дипломат; политик; музыкант; художник; дизайнер; социальный работник; администратор; терапевт; специалист по альтернативной медицине; бухгалтер; массажист; актер.

Жизненный путь №3:

Люди-тройки привыкли говорить сами за себя: они любят самовыражаться и имеют творческую натуру. Вот почему с ними обычно так приятно общаться!

Своей страстью к прекрасному они могут заразить кого угодно. А главное для них - раскрыть свое «Я»: хоть в творчестве, хоть в спорте. хоть в ораторском искусстве; хоть в научном сообществе.

Вот подходящие для вас профессии: конферансье; художник; журналист; дизайнер; повар; музыкант; танцор; тренер; писатель; фотограф; продавец; архитектор; графический дизайнер; парикмахер; косметолог; визажист; специалист по искусству.

Жизненный путь №4:

Люди-четверки - это те, кто сильнее из всех нас ценит детали и системный, методологический подход. Если вы хотите сделать с ними что-то отчаянное и по-быстрому, такие люди не согласятся: они любят, когда их план продуман до мелочей.

Вот почему из них получаются такие высокопрофессиональные менеджеры и организаторы. Везде, где бы ни появлялся человек-четверка, надолго воцаряются стабильность и порядок.

Подходящие для вас профессии: директор; управляющий; владелец бизнеса; редактор; аудитор; бухгалтер. врач; инженер; военный или сотрудник правоохранительных органов; персональный тренер; аналитик; архитектор/градостроитель; адвокат; должностное лицо, бизнес-консультант; банкир или специалист по финансам и инвестициям.

Жизненный путь №5:

Пятерки - это люди, которые превыше всего в жизни ценят разнообразие, новизну и волнение от неопределенности.

Разумеется, от природы они одарены коммуникабельностью и сильным аналитическим мышлением. Друзья ценят их за то, что они всегда дают хорошие советы, умеют рекламировать и продвигать непопулярные идеи и могут быть адвокатами хоть самого дьявола!

Вот подходящие для вас профессии: Менеджер по проектам; менеджер-консультант в турфирме; организатор праздничных мероприятий; следователь; консультант по рекламе и маркетингу, промоутер, специалист по PR, парикмахер; спортсмен или телеведущий.

Жизненный путь №6:

Люди, рожденные под знаком 6 , чаще всего выбирают работу в сфере услуг. Им нравится помогать другим, консультировать и поддержать других. Из них получаются отличные советники, консультанты и менеджеры.

А вот список самых подходящих для вас профессий: парикмахер; модный консультант; дизайнер интерьеров; терапевт; учитель; целительница. декоратор; мануальный терапевт; модель. визажист; медицинский работник; косметолог.

Жизненный путь №7:

Люди-семерки обладают созерцательным характером. Они не очень активны, любят надо всем хорошенько поразмыслить: такова природа их аналитического ума.

Они быстро и хорошо учатся, умеют разрабатывать сложные стратегии для решения сложных вопросов. А еще обожают технологии и постояло находятся в духовном поиске. Их любимая наука - психология.

Вот подходящие вашей душе профессии: исследователь/ученый; аналитик; IT-консультант; философ, психолог. журналист. инженер по качеству; программист; бухгалтер. духовный учитель; врач; натуропат; биограф.

Жизненный путь №8:

Люди-восьмерки - это талантливые руководители-инноваторы, рожденные для того, чтобы решать большие проблемы. Они редко любят работать на кого-то, особенно если этот кто-то - диктатор. Вот почему эти люди становятся наиболее успешны тогда, когда начинают собственный бизнес.

Соответственно, вот подходящие для вас профессии: владелец бизнеса; независимый подрядчик; менеджер проектов; банкир; бизнес-консультант; брокер; адвокат; хирург; политик, должностное лицо высокого ранга.

Жизненный путь №9:

Девятки - люди-уникумы. Потому что сочетают в себе и творческое начало, и умение работать на благо других. Поэтому они чаще всего выбирают работу в сфере услуг.

Такие люди часто становятся талантливыми преподавателями (такими, которых студенты запоминают на всю жизнь), целители, руководителями. К вашему мнению обычно прислушиваются, не так ли?

Вот подходящие для вас отрасли и профессии: специалист в области здравоохранения или образования; художник; профессиональный писатель; правозащитник; адвокат; актер; политик; гражданский активист; специалист по кадрам (HR); специалист по PR, энергетик, графический дизайнер; модельер; фотограф.

Последовательность фаз жизненного пути составляет его временную структуру. Каждая фаза - качественно новый уровень развития личности. Она осложняется много размерностью жизненного пути, переплетением в нем многих линий развития, каждая из которых имеет свою историю.

Чтобы понять значение определенного периода жизни, надо сравнить его с целостной структурой жизненного цикла, учесть ближайшие и отдаленные, самые глубокие его последствия для развития личности. Преодолевая жизненный путь, человек развивается как личность и субъект деятельности, а вместе с тем - как индивидуальность. Совокупность таких "измерений" составляет пространственную структуру жизненного пути.

Среди множества концепций жизненного пути выделим трех, наиболее полно отражают процесс развития человека:

1. Жизненный путь - самоосуществление человека (Ш. Бюлер).

2. Мотивационные регуляторы жизненного пути человека (С. Л. Рубинштейн).

3. Сенситивные периоды в жизни человека и их коды числа Фибоначчи (В. В. Клименко).

Жизненный путь самореализации личности

Шарлотта Бюлер выяснила закономерности ("регулярности") в изменении фаз жизни, в изменении доминирующих тенденций (мотиваций), в связи с изменением объема жизненной активности, ее исследования стоят в стороне в истории психологии, хотя вызвали резонанс в науке.

Движущей силой развития, по Ш. Бюлер, есть врожденное стремление человека к самореализации, или выполнения всесторонней реализации "самой себя". Самореализации - итог жизненного пути, когда ценности и стремление человека осознанно или неосознанно получили адекватную реализацию.

Понятие самореализации близкое по смыслу к понятию самореализации или самоактуализащи - в экзистенциалистов. Но самореализация является лишь моментом самореализации.

Самореализации толкуется как результат и как процесс, для каждого возраста имеет свои особенности:

1. Хорошее самочувствие (0-1,5 года).

2. Переживания завершения детства (12-18 лет).

3. Самореализация (25/30 - 45/50 лет).

4. Самозавершенисть (65/70 - 80/85 лет).

Полнота, степень реализации себя зависит от способности индивида ставить цель, адекватную его внутренней сути, себе самому. Такая способность называется самоопределением. Чем зрозумилишс человеку его призвание, то есть чем более четко выраженное самоопределение, тем полнее самореализации. Становление целевых структур является выходным в индивидуальном развитии, и его можно понять, изучая основные закономерности этого становления и изменение жизненной цели личности.

Осознание жизненной цели - условие сохранения психического здоровья личности. Это необходимо потому, что причиной неврозов является не столько сексуальные проблемы (как это представляется 3. Фрейду) или чувство неполноценности (по А. Адлеру), сколько недостаточность направления, самоопределение. Появление жизненной цели приводит к интеграции личности.

Для обоснования своей концепции самореализации через самоопределение Ш. Бюлер применяет теорию систем Л.Берталанфи, особенно его идею о присущей живым системам тенденцию к повышению напряжения, необходимого для активного преодоления среды. Ведь биологические процессы, направленные на повышение напряжения в открытой системе "личность", дают энергию для достижения самореализации.

Концепция спонтанной активности психофизического организма противоречит фрейдовском пониманию факторов, которые направляют поведение человека как стремление уменьшить напряжение.

Изучив сотни биографий различных людей, представителей различных социальных классов и групп бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных, Ш. Бюлер выдвинула концепцию о фазах жизненного пути человека.

Понятие фазы указывает на изменение направления развития, по его прерывание. Изучались в биографиях три аспекта:

1. внешний, объективный ход событий жизни;

2. история творческой деятельности человека;

3. возрастные изменения во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Концепция рассматривает жизненный путь человека как процесс, состоящий из пяти фаз. Смысл жизненного цикла человека заключается в следующем: фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности - самоопределение.

Всего исследовательница обнаружила и описала пять фаз жизни.

Первая фаза (возраст 16-20 лет) - период, предшествующий самоопределению. Он характеризуется отсутствием у индивида собственной семьи и профессиональной деятельности, поэтому выносится за пределы жизненного пути.

Вторая фаза (с 16-20 до 25-30 лет) - период попыток. Человек пробует себя в разных видах деятельности, заводит знакомства с представителями противоположного пола, ищет спутника жизни.

Многие проб и ошибок указывают на функционирование мотивации самоопределения, сначала должен опережающее, диффузный характер. Поэтому особенность внутреннего мира молодого человека - надежда прогнозирования возможных путей дальнейшей жизни.

Выбор жизненных целей и путей в юношеском возрасте нередко приводит к растерянности, неуверенности в себе и одновременно приводит стремление человека браться к значительным дел и свершений.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) - это пора зрелости. Она наступает в тот период, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие, когда она уже свою семью.

Периода зрелости человека свойственны:

1. реальные ожидания от жизни;

2. трезвая оценка собственных возможностей;

3. субъективное видение этого возраста как апогея жизни.

В период зрелости происходит спецификация самоопределение - человек определяет конкретную жизненную цель и имеет некоторые реальные результаты, уверенно продвигается к желаемому самоопределение. В 40 лет упрочивается самооценка личности, которая является результатом жизненного пути в целом, жизнь как процесса решения задач. То есть подводятся первые итоги жизни и дается оценка собственных достижений.

Четвертая фаза (от 45-50 до 65-70 лет) - фаза старения человека. В этой фазе она завершает профессиональную деятельность, ее семью покидают взрослые дети. Для человека наступает "тяжелое" возраст душевного кризиса, потери репродуктивной способности, сокращение времени последующей жизни.

У людей, которые стареют, усиливается склонность к мечтам, одиночества, воспоминаний. В конце этого периода завершается путь к самоздий-ществления, происходит нарушение цели жизни, жизненной перспективы.

В п пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) - старость. Большинство людей оставляет профессиональную деятельность и заменяет ее хобби.

Ослабляются и разрушаются все социальные связи. Внутренний мир стариков обращен в прошлое, в нем преобладают тревога, предчувствие близкого конца и желание покоя. Поэтому пятая фаза не засчитывается в жизненного пути.

Понимание пятой фазы жизни как пассивного ожидания смерти противоречит фактам активной] творческой старости.

Фазы жизни Ш. Бюлер объясняет, пользуясь понятием типа развития.

"Приветственный" фактор детерминируется внутренними особенностями личности. Пик творческих достижений совпадает с биологическим оптимумом, то есть тип развития определяется доминированием биологического фактора.

"Ментальный" фактор детерминирует другой тип развития - психологический - и характеризуется тем, что творческая активность человека достигает апогея и стабилизируется на высоком уровне в конце биологического оптимума, или в период угасания организма.

Детерминанта жизненного пути человека сосредоточена во внутренней духовной сущности человека. А саморазвитие духовной сущности приводит к развертыванию фаз жизни, к самореализации имманентных потенциальных возможностей человека.

Итак, концепция исходит из врожденных свойств человека к самоопределению и стремление к самореализации, составляющих основные движущие силы развития личности. А жизненный путь в значительной степени является результатом саморазвития духа.

Жизненный путь имеет пространственно-временную структуру. Он состоит из возрастных и индивидуальных фаз, определяемых по многим параметрам жизни.

Консультант, независимо от его теоретической ориентации, использует в своей работе такие понятия, как судьба, жизненный путь, смысл жизни, место человека в жизни, стратегия жизни.

В той мере, в какой человек сам организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от его воли, он является субъектом жизнедеятельности . Принцип жизнедеятельности, разрабатываемый К.А. Абульхановой, отражает роль человека в собственной судьбе. Степень активности жизнедеятельности может быть различной в зависимости индивидуально-личностных особенностей человека. По этому основанию можно различать уровни жизнедеятельности и связанные с ними типы личности. На одном полюсе – жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, своеобразный жизнеавтоматизм. На другом полюсе – жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с коренными отношениями, установками, когда жизнедеятельность адекватна характеру и является самовыражением.

Личность, писал Б.Г. Ананьев, - общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Жизнь человека как история его личности в конкретную историческую эпоху и как история развития его деятельности в обществе складывается их многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства его жизни. Несомненно, что человек в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвует. Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры «генетических сил». Создание и изменение обстоятельств своей жизни собственным трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей – все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни.

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20-30г.г. прошлого века. На эмпирическом материале были обнаружены различные типы жизненного пути личности. Ш. Бюлер пыталась понять жизнь не как цепь случайностей, а через закономерные этапы. Жизненным путем личности она называла индивидуальную, личную жизнь в ее динамике и выделила ряд аспектов, составляющих объективную логику жизни: 1) последовательность внешних событий; 2) смена переживаний, ценностей, как эволюцию внутреннего мира человека, как результат его внутренних событий; 3) результат его деятельности. Ш. Бюлер, как и многие другие психологи, абсолютизировала роль детства, считая, что на этой стадии закладывается проект всей жизни.


А. Адлер для обозначения понятия жизненного пути использовал понятие жизненный стиль. На его взгляд, стиль жизни – это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и склонностей. А. Адлер считал, что значение жизни постигается в первые четыре или пять лет жизни и подходит к нему человек через ощущения, которые не до конца понимаются. А. Адлер выделил четыре типа жизненных стилей: 1 – полезный; 2 – правильный; 3 – избегающий; 4 – получающий.

Представление о жизненном пути человека как сценарии его жизни разработано Э. Берном и его коллегами в 60-ых г.г. Э. Берн в понятие судьбы вкладывал понятие жизненного пути. Он считал, что судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в его жизни и окружающем мире. Каждый человек еще в детстве, часто бессознательно, думает о своей будущей жизни, мысленно простраивает свои жизненные сценарии. «Сценарий», по Э. Берну, - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в детстве под влиянием родителей. При этом Э.Берн разграничивает понятия жизненного пути и жизненного сценария: сценарий – это жизненный план, а жизненный путь – это то, что происходит в действительности. Различные типы жизненного пути являются продуктом действия различных сил, как внешних, так и внутренних, обусловленных личностными особенностями, которые могут смешиваться и вести к различным типам судьбы: сценарному, несценарному, насильственному, независимому.

Л. Сонди считал, что понятие «судьбы» охватывает все, что касается человеческой жизни. Что касается психологии судьбы, то здесь Л. Сонди рассматривал человека как существо, которое, хотя и подвергается с самого начала своей жизни определенному принуждению, но по мере возрастания зрелости получает шанс выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым реализовывать свою свободу. Поэтому судьба, по Л. Сонди, может быть навязанной или свободной. Он считал, что к навязанной судьбе человека относятся: 1)наследственность, т.е., прежде всего, все то, что было получено им от своих предков; 2)окружающая среда 3)социальная среда. Сущность психического заключалась для Л. Сонди в стремлении и склонности человека к свободе. И, благодаря личностно обусловленным способностям решать и выбирать, человек не является ни рабом своей природы, ни игрушкой окружающего его мира.

Таким образом, судьба может быть либо объективно-предопределенной, где предопределенность – это событие, происходящее в данном месте в определенный момент неизбежным и единственным образом. При этом предопределенность зависит от ряда причин, в большинстве своем берущих истоки из детства, либо она есть субъективно-преобразующаяся линия жизни, которая зависит от самого человека, его склонностей к тому или иному виду деятельности, от его осознания того, что с ним происходит и желания что-нибудь изменить.

В качестве основных единиц изучения жизненного пути К.А.Абульханова, рассматривая личность как субъект жизненного пути, выделяет не события и ситуации, а три взаимосвязанные структуры: жизненную позицию, жизненную линию и концепцию жизни. Жизненная позиция по К.А. Абульхановой, - это обобщенный, установленный на основе самоопределения по отношению к объективным условиям, обстоятельствам ценностный способ жизни личности, в любом случае, как нам кажется, детерминированной влечениями, пристрастиями, предрасположенностью, иными словами, склонностями личности. Характеристика жизненной позиции дается через решение противоречий между присущей данной личности максимальной активностью и невозможностью ее объективизировать, или, напротив, между отсутствующими у данной личности готовности, активности, зрелости и оптимальных условий для их реализации. Жизненной линии присуща пролонгированость, ценность, она может иметь прогрессивно-поступательный или возвратно-застойный характер. Основной характеристикой прогрессивной жизненной линии является непрерывная обратная связь результатов предшествующего этапа (решения, поступка) с последующим. Осознание смысла жизни , способ направления своих потребностей, воля, преобразующая действительность в направлении, адекватном потребностям, находят выражение в активности. Благодаря активности обеспечивается субъектность личности.

Большое внимание анализу жизненного пути личности, ее биографии уделял С.Л. Рубинштейн. Он отмечал, что сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Особая роль биографии как истории личности обусловлена вполне конкретными причинами.

1. Биография включает в себя социально-демографические характеристики личности, отражающие ее глубинную сущность.

2. В биографии отражаются основные результаты деятельности личности.

3. По биографии можно судить о факторах, условиях, в которых формировалась личность, выявить, насколько достигнутый уровень развития личности является результатом условий, ее окружающих, а насколько – ее внутренних усилий, устремлений.

Биографический метод особенно важен для анализа столкновений потребностей личности с условиями, долговременно препятствующими их нормальному удовлетворению. В самом общем виде внутренняя дезадаптивность личности, степень ее маргинальности возрастает в случаях: 1) потери желанного объекта (например, ребенок лишился родителей, близких друзей, одобрения кем-то и т.д.); 2) потери любви; 3) потери личности самой себя (увольнение с работы, когда карьера была главной целью жизни, публичное осмеяние и т.д.).

В анализе биографии особенно важны детские годы, так как ситуации развития в детские и юношеские годы могут предопределить модель поведения в зрелом возрасте. Выделяют три типа ситуаций, предрасполагающих к формированию сильно выраженных акцентуаций.

А. Ситуации социальной или органической неполноценности. Дети, страдающие физическими либо психическими недостатками, как правило, сильно центрированы на себя, что способствует формированию личности с чувством неполноценности. Неспособности плодотворно соревноваться с другими. Однако в этой группе встречаются личности со «сверхкомпенсаторными» возможностями (пример личности А.В.Суворова).

Б. Ситуация избалованности. Избалованные дети обычно испытывают мало подлинных, позитивных чувств по отношению к окружающим, в том числе и по отношению к субъектам, их воспитавших.

В. Ситуация отверженности рождает людей, не способных к эмоциональной привязанности к другим. Выросши, они могут стать эмоционально холодными, а подчас и жестокими. Анализ биографических данных одиозных исторических личностей (например, Гитлер) показывает, что со всеми ними плохо обращались в детстве. Это послужило причиной развития жестокости, зависти, враждебности, спонтанности возникновения негативных чувств, когда они видят других счастливыми.

Для всех трех описанных негативных ситуаций в развитии личности характерно формирование у нее таких черт, как эгоизм, самовлюбленность, гипертрофированное чувство собственной значимости, неспособность к объективной самооценке, снисходительность к собственным недостаткам и нетерпимость к чужим и т.д.

Анализ жизненного пути в процессе биографического интервью помогает выявить многие индивидуально-личностные особенности человека, степень напряженности, духовной насыщенности жизни личности на том или ином этапе ее развития. В процессе биографического интервью можно диагностировать притязания личности к себе и социальному окружению, степень ее активности на различных этапах жизненного пути, в различных сферах жизнедеятельности. Особенно информативно в этом плане сравнение жизненных целей с реальными достижениями человека.

Более полному пониманию мировоззренческих особенностей личности помогает анализ жизненного выбора личности, выбор профессии, того или иного решения в конкретной проблемной ситуации жизненного пути личности. Жизненный выбор – это, в конечном счете, выбор способа самоопределения, самореализации. При этом важно, в какой степени выбор личности подчинен будущему и как оно ей представляется. Как представляется человеку будущее, что сделал человек для его достижения, какие жизненные выборы и почему совершил человек – узловые моменты биографического анализа.

Таким образом, анализ биографии предполагает поиск, «открытие» принципа, образа жизни конкретной личности. Это образ жизни может осознаваться самим обследуемым, часто метафорически – в девизе, образе и т.д.

Выделяют три основных блока информации о клиенте :

1. Демографическая информация : возраст, семейное положение; образование; профессия.

2. Актуальные проблемы и нарушения : наличие затруднений и проблем; возраст, в котором они возникли; события жизни, обусловившие возникновение и обострение проблем; изменение отношения личности к значимым людям; перемена интересов; ухудшение физического состояния; непосредственная причина обращения; предшествующие попытки решения проблемы; употребление лекарственных средств; семейный анамнез.

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

Раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);

Дошкольный период (первые воспоминания, рождение братьев и сестер, другие значимые события в семье);

Младший школьный период (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);

Отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в учебе, идеалы и устремления);

Взрослый период (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких, планы на будущее, употребление алкоголя, наркотических средств).

Эта схема отражает важные этапы жизни клиента. Разумеется, в каждом конкретном случае надо руководствоваться критериями разумной необходимости, не стремясь собрать перечисленную информацию в полном объеме, а подбирая информационные единицы под определенную задачу.

Следует отметить, что одним из наиболее мощных биографических факторов в возникновении жизненных проблем считается очередность рождения . Первым на этот факт обратил внимание А.Адлер, считая, что очередность рождения связана с очень ранним формированием основных установок личности.

Старший ребенок в семье обладает выраженным чувством ответственности. К ответственности первенец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частности, в воспитании младших. В первые годы он испытал любовь и заботу родителей, что способствует определенной эмоциональной стабильности. Старшему ребенку родители, как правило, доверяют больше, чем остальным детям и допускают его к планированию семейных дел. Поэтому старший ребенок склонен к порядку, любит стабильность и предрасположен к консерватизму .

Второй ребенок значительно отличается от первого: придя в мир, он сталкивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его позади. Второй ребенок, находясь в приниженном состоянии, стремится искать новые занятия, позволяющие ему первенствовать. В результате создается база для формирования амбициозности, способности конкурировать в трудных условиях, склонности к революционному изменению существующих обстоятельств .

Особое положение в семье занимает младший ребенок . В детстве он окружен любовью родителей и старших детей, что создает благоприятную обстановку и ожидание всеобщей любви к себе . Опасность заключается в том, что ребенок начинает надеяться не только на любовь, но и на потворство окружающих .

Особенно сложно положение единственного ребенка . Ему уделяется значительно больше внимания, он в прямом смысле слова окружен любовью и заботой родителей. В этом кроется много опасностей : единственный ребенок избалован, у него развивается чрезмерная требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка, он имеет незначительный социальный опыт общежития. Ребенок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не происходит, он начинает смотреть на мир враждебно. Однако наряду с опасностями единственный ребенок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития .

Основные биографические данные собираются как с помощью специальных анкет, так и во время беседы с клиентом. При этом беседа, являясь важнейшим способом получения данных о клиенте, имеет слабые стороны, которые представляют реальные опасности искажения информации: консультант собственным влиянием может спровоцировать ложную информацию, в рассказе клиента консультант может увидеть желаемое и не замечать нежелательное, клиент может не всегда четко понять характер вопроса. С другой стороны, если консультант, стараясь обойти все опасности, будет стремиться к более строгому структурированию беседы, он рискует не увидеть уникальности клиента, и беседа будет подменять собой анкетирование или тестирование.

Данные, полученные о личности клиента с помощью биографического метода, как правило, предшествуют и органически дополняют информацию, которую консультант получает с помощью других методов, способствуя более четкому определению проблемы клиента и способов ее решения.

Психология жизненного пути

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю (С.Л.Рубинштейн).Жизненный путь – это история индивидуального развития, жизнь человека как личности.

Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления.

В психологической науке проблема целостного жизненного пути личности до сих пор является одной из наименее разработанных. Ученые по-разному подходят к самому феномену жизненного пути. Первые научные попытки описания жизненного пути представляют собой построение теории личности «во времени» в противовес чисто структурным определениям личности. А первым исследователем эволюции личности в реальном временном протекании стал французский ученый П.Жане. Именно П.Жане предпринял попытку связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат.

Другую концепцию личности в масштабе жизненного пути предлагает Ш.Бюлер, чей труд о человеческой жизни считается исходным для изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш.Бюлер, опираясь на собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста.

Главной движущей силой развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление – итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию» (Ш.Бюлер). Самоосуществление, по Бюлер, может быть достигнуто путем целеустремленной жизни, благодаря творчеству, созиданию.

Понятие самоосуществления по смыслу близко понятию самореализации или самоактуализации. Но Бюлер считает, что самореализация является только моментом самоосуществления. Самоосуществление понимается как итог и как процесс, который в разные возрастные периоды может выступать по-разному: то как хорошее самочувствие (0-1,5 года); то как переживание завершения детства (12-18 лет); то как самореализация (25 (30) – 45 (50) лет); то как самозавершенность (65 (70) – 80 (85) лет).

Бюлер доказывает, что полнота, степень самоосуществления зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Эту способность Бюлер называет самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т.е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Считая, что становление целевых структур является определяющим в индивидуальном развитии, Бюлер пытается понять его основные закономерности через изучение целей жизни личности. Обладание жизненными целями, по Бюлер, выступает и как условие сохранения психического здоровья.

На основе изучения сотен биографий самых разных людей, представителей различных социальных классов и групп – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр., Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на прерывность в нем. Изучению в биографиях подвергались три аспекта: 1) внешний, объективный ход событий жизни; 2) история творческой деятельности человека и 3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Концепция жизненного цикла человека по Ш.Бюлер, заключается в следующем. Путем наложения линий развития по многим «измерениям» жизни (всего их было найдено 97) – в трудовой, профессиональной и семейной сферах, - были определены фазы жизненного цикла. По идее Бюлер, фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности – самоопределения. Таким образом, ею было обнаружено и описано 5 фаз жизни:

Первая фаза (возраст от рождения до 16-20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, поскольку человек еще не имеет собственной семьи и профессиональной деятельности. Бюлер выносит его за пределы жизненного пути.

Во второй фазе (с 16-20 лет до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды – эскизы возможных путей дальнейшей жизни. Иногда в преддверии выбора жизненных целей и путей их осуществления юноша испытывает растерянность, неуверенность и, в то же время, жажду великих дел.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, когда у него возникает собственная семья. Это пора зрелости и самый богатый период жизни. Зрелому человеку свойственны реалистичные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В зрелости человек ставит определенные жизненные цели и имеет результаты продвижения к ним. Благодаря этому, приблизительно к 40 годам, устанавливается самооценка личности, в которой находят отражение результаты жизненного пути и жизни, как решаемой задачи.

В четвертой фазе (от 45-50 до 65-70 лет) человек завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Для многих этот период – «трудный» возраст - вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Бюлер, усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом имеющегося профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.

В пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) большинство людей оставляет профессиональную деятельность. В этот период люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время. Ослабевают социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому. Будущее воспринимается с тревогой, которую усиливает предчувствие близкого конца. Преобладает желание покоя. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая прошлую жизнь как нечто целое. Одни, вспоминая события собственной жизни, понимают, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.

Проблемы жизненного пути в отечественной психологии

В отечественной психологии заслуга в постановке и разработке проблемы жизненного пути принадлежит С.Л.Рубинштейну и Б.Г.Ананьеву. Приведенное выше определение личности, по Ананьеву, как современника эпохи и сверстника поколения, указывает на зависимость жизненного пути от исторического времени, в котором живет человек. По выражению Ананьева, сама история – основной партнер в жизненной драме человека, а общественные события становятся вехами его биографии.

Неслучайно, для описания жизненного пути Б.Г.Ананьев предлагает понятие «события». События – основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера.

События жизни – это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н.А.Логинова добавляет третью группу – события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.

События среды – это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. Так, Великая Отечественная война или перестройка, за которой последовал распад Советского Союза, явились для многих людей переломным моментом их личной жизни, стали событиями их собственной биографии. К событиям среды можно также отнести разнообразные перемены в жизни и ближайшем окружении человека: назначение на новую должность, рождение или смерть ближайших родственников, поступки окружающих, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. Наконец, к событиям среды относят роковые случаи, счастливые и несчастные, происходящие в жизни человека и разом нарушающие все его планы и ситуацию в целом.

События среды не являются однозначными по своим последствиям. Будучи непосредственным участником того или иного события среды каждый и воспринимает его особенным образом, и проявляет себя по отношению к данному событию неповторимо, уникально. Значение того или иного события среды в жизни человека, таким образом, может быть понято только с учетом позиции самого человека по отношению к данному событию. Хорошо известна историческая роль блокады Ленинграда и ее последствия. Естественно большинство людей, имевших возможность выехать из блокадного города, использовали ее.

Однако были и другие примеры. Так женщина, имея возможность выехать из блокадного города, осталась там с двумя дочерьми. «Я знала, - сказала она по прошествии лет, - что не будет в моей жизни более грандиозного события. Я могла стать непосредственной участницей чего-то невероятного. Я не могла пропустить такой случай».

Вторая группа событий – события поведения человека в окружающей среде, т.е. события-поступки. События-поступки не только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу. Они в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире. Причем, для понимания личности, как правило, важен не сам факт поступка, а то, что человек хотел «сказать» им.

События-поступки имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей.

Поиск, открытие, принятие или отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты – события внутренней жизни. Событиями внутренней жизни являются прочтение книги или просмотр спектакля и фильма, неслучайно ставших памятными; встреча с человеком, который оказал особое влияние в духовном плане, что повлияло на дальнейшее течение жизни; контакт с профессиональным психологом или психотерапевтом, который приводит к «обретению себя» и т.д. Событием внутренней жизни могут стать «походы в лес» или «размышления на кочке» (привожу реальные примеры таких событий), наполненные особым смыслом и переживаниями, которые человек проносит через всю свою жизнь. Очевидно, то, какие мы есть – не в последнюю очередь определяется такими событиями.

Для описания жизненного пути очень продуктивным является понятие жизненного выбора. Выбор – это поступок.

Жизненный выбор – поступок в масштабе жизни. Жизненный выбор – это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя освоению конкретных отношений и видов деятельности, возникновению новых функций и форм активности, повышению инициативы и социальной ответственности. Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей.

Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т.п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр.) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора.

Кроме того, совершая выбор, каждый из нас принимает решение, а затем реализует его. И своеобразие принятия решения по жизненно важному поводу, и реализация принятого решения (способов такой реализации – множество) – все это слагаемые жизненного выбора, его инструментальные характеристики. Исходя из понятия жизненного выбора и перефразируя Ж.-П.Сартра, можно предложить еще одно определение личности: «Личность – это ее выборы».

Каждый человек рождается в соответствии со своей кармой — в определенном месте, в определенной семье. И по моменту рождения уже видно, какое тело он получит и какую конституцию. Например, есть люди, которые рождаются изначально сильными, и им легче достичь успеха в спорте. А другие будут прилагать больше усилий, но результаты окажутся намного хуже. Это касается физической конституции. Аналогию можно провести и в эмоциональной сфере. Рождается человек, и у него уже есть характер. Вы можете наблюдать это у детей. Они часто говорят и ведут себя так, что родители удивляются: у нас в семье такого не было! Сейчас все чаще рождаются дети, которые задают такие вопросы в два-три года, что непонятно, откуда они это взяли, как они вообще могут понимать подобные вещи. Но дело в том, что психологическая природа определяется нашим подсознанием, которое, в свою очередь, зависит от того, как мы думали и вели себя в прошлых жизнях.

Очень важно, чтобы каждый человек выбирал занятие в соответствии со своей природой.

Согласно Аюрведе, если человек не следует своему пути, у него начинает ухудшаться карма, что в первую очередь сказывается на здоровье и отношениях с другими людьми, начинают появляться различные проблемы. Но самое главное — он не может быть удовлетворен. И едва ли можно найти человека, который спокоен и счастлив, если он не занимается тем, что ему нравится и соответствует его природе.

Обратите, пожалуйста, внимание, болезни и проблемы начинают зарождаться не тогда, когда мы неправильно питаемся, обижаемся на кого-то, что тоже конечно важно, а когда отходим от своего Пути. То есть мы не можем быть счастливыми, здоровыми и успешными, если мы не заняты своим делом, тем, чем нам предназначено природой.

По большому счету, Аюрведа говорит, что здоровье — это состояние счастья . И если у человека нет постоянно увеличивающегося состояния счастья, значит, он не идет своим путем. Литературный перевод слова счастье подразумевает быть частью одного Единого Целого, частью Бога. И занимать место во Вселенной, которое нам предназначено.

У каждого человека своя психологическая основа: у одного сильно развита интуиция, у другого — логика, третий прекрасно общается с людьми, четвертому, наоборот, тяжело с окружающими, зато он, как рыба в воде, чувствует себя в области техники. В этих качествах частично проявляется психофизическая природа. Более того, у каждого человека есть талант. И мы счастливы, когда оказываемся способны развить этот талант и приносить благо миру. Хотел бы подчеркнуть: у каждого есть своя миссия, свое предназначение в этой жизни. И огромная проблема состоит в том, что большинство людей не живет в соответствии с этой миссией. В основном потому, что ими движут страх, жадность и невежество. Это главные враги человека на пути к жизненному успеху. Считается, что человек не может успешно развиваться духовно, материально и физически, если он не реализовался социально, согласно своей природе. Для того чтобы достичь цели жизни, человек должен быть трудолюбивым. Трудолюбивый — не тот, кто работает с утра до ночи, а тот, кто любит то, что он делает. И чтобы подняться на этот уровень, человек, в частности, должен научиться не зависеть от денег. Но, к сожалению, основной настрой современного общества — заработать как можно больше денег любым путем. И чем больше человек зарабатывает в этой жизни, тем более благополучным и успешным он считается. И, конечно же, пока существует такое умонастроение, не может быть речи о счастье, так как зависимость от денег порождает страх и жадность, которые затрудняют поиски именно своего предназначения, своей миссии и не позволяют добиться успеха. И наоборот, мы можем быть счастливы и получать полное удовлетворение от жизни, если видим, что наша деятельность приносит благо.