Манка занятия с ребенком 1 5 лет. Веселое развитие: игры с крупой Домашние игры
Здравствуйте, дорогие родители!
В этой статье речь пойдет о развивающих играх с крупами с детками в возрасте от 1 годика. Хотя я своему сыну предлагала возится с крупой, когда он еще в возрасте 6-7 месяцев. Он в то время сжимал крупу в кулачок и разжимал. Очень было ему интересно, как крупинки между пальчиков высыпаются. И конечно же, это новые тактильные ощущения. Сейчас нам уже полтора годика, но интерес к крупам у нас не прошел. Используем: и рис, и гречку, манку, фасоль, горох, пшено, перловку — короче все, что дома есть.
При помощи таких игр ребенок развивает координацию своих движений, учится логически мыслить, стимулирует свою речь, и конечно же всеми любимая задействована мелкая моторика.
Если вы впервые решили заняться со своим малышом подобного рода занятием, рекомендую в качестве безопасности, начать сначала с таких круп, как манка. Объясняйте ему, что крупу не нужно тянуть в рот, ей мы только играем.
Потом, когда ребенок освоится, привыкнет, можно использовать рис, гречку или горох. Если ребенок даже нечаянно затянет в рот, ничего страшного не произойдет.
Далее можно будет переходить на фасоль, бобы, перловка. Ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребенка без присмотра, его руки и рот должны быть у вас всегда на глазах! И конечно же, каждая мамам сама решает, подойдет ли ее ребенку такая игра и такая крупа.
Отведите место для таких игр. Будьте готовы, что ребенок будет как птица — лебедь размахивать руками и кидать крупу за борт. Пусть это будет такое место, где крупу будет несложно подмести, или постелите покрывало и сядьте с малышом в его центр, после игр, просто его соберете и вся крупа останется в покрывале, стряхнете и все. Пусть ребенку будет удобно сидеть и видеть, как вы ему будете показывать.
Что же можно делать с этой самой крупой, давайте посмотрим:
- Конечно же, тренируем наши ручки и привыкаем работать большой ложкой, маленькой ложкой. Подойдут и деревянные ложки, всевозможные поварешки. Пусть их будет несколько и разные, так ребенок будет учиться ими пользоваться. И пересыпать с их помощью с одной посудинки в другую.
- Используем бутылку, желательно прозрачную. Подойдет и пластиковая с узким горлышком. Складываем туда наши фасолинки, бусинки, макарошки, горошинки.
- Учим ребенка зачерпывать крупу детской кружечной и пересыпать из нее например в чашку.
- Можно сыпать ложкой в эту же бутылку с применением воронки. Если нет воронки, можно сделать ее самостоятельно. У нас такая воронка приклеена скотчем к бортику.
- Ищем в крупе спрятанные секретики. Это могут быть мелкие формочки, игрушки, магнитики для холодильника.
- Кормим разных зверьков (сделано из обычной чайной коробочки)
- Из плотной бумаги или картона можно сделать скат и сыпать по нему крупу. У нас тоже приклеен скотчем к бортику.
- Смешать манку с горохом, и при помощи ситечка просеять, чтобы остались горошины.
- Насыпаем крупу в формочки.
- Прячем в крупу крупные макаронины. Пусть малыш их отыщет и сложит в отдельную емкость.
- Небольшое количество разных круп смешайте, (кроме пшена и манки) и дайте ребенку рассортировать содержимое по разным емкостям.
- Можно использовать и спецтехнику, нагрузить самосвал или экскаватор и перевозить грузы. здесь .
Оставшуюся от игр крупу мы используем в последующих занятиях. Наблюдайте за своим ребенком — что-то ему будет интересно, что — то не заинтересует его совсем. Не переживайте, через некоторое время можете предложить ему опять те занятия, от которых он отказался, и возможно, он ими заинтересуется. Учитывайте его настроение и моральный настрой, и кое-что вы точно найдете для него!
Ловких вам ручек! Всего доброго, до новых встреч!
Сегодня хочу детально рассказать о наших играх с крупами.
Играем в них мы уже давно, но что-то раньше писала об этом мало. В это м же посте, хочу собрать воедино все наши игры, чтоб получилось своеобразное пособие в помощь молодым мамам. Надеюсь, вам пригодится!
Зачем играть с крупами?
Очень много уже написано, и мною в частности, о пользе сенсорных игр, поэтому повторяться не буду. Отмечу только самое главное. Игры с крупами помогают совершенствовать:
- Развитие чувственного восприятия;
- Созидательность;
- Медитативный и успокоительный эффект;
- Замечательный способ времяпрепровождения 🙂
Что понадобится для игр?
- Большая емкость (боксик для хранения продуктов, миска, стеклянная или пластиковая, в общем, любая емкость, которую вы решите отдать под игры);
- Несколько емкостей поменьше;
- Крупа (рис, гречка, манка, пшеничка, пшёнка, ячневая крупа);
- Бобовые (горох, фасоль);
- Макароны (чем разнообразнее – тем лучше);
- Орехи (целые грецкие, миндаль, кешью);
- Ситечко для просеивания;
- Мелкие игрушечки, монетки, камешки, пуговицы, игрушки от киндер-сюрпризов;
- Набор мерных ложечек;
Понятное дело, все это богатство пригодится вам не все сразу, а для разных игр и в разное время. Но позаботится и заготовить все, чтоб оно было под рукой не помешает, хотя, это все и так есть у каждой хозяйки 🙂
Где и когда играть?
Однозначно играть нужно тогда, когда малыш на это настроен. Когда у него хорошее настроение , он весел и готов познавать что-то новое.
Играть можно, сидя за столом, в стульчике для кормления (развернуть игру удобно на приставном столике), на полу, посадив ребенка на коврик или каремат.
Так как играем мы очень активно и после того, как наиграемся любим давать волю чувствам — рассыпаем крупу по всей квартире. Я придумала, как можно локализовать место для игр и сэкономить на уборке.
Я стелю каремат в ванну и усаживаю туда Глеба со всеми приспособлениями для игр. Крупа рассыпается только в ванне, что значительно ограничивает пространство, нуждающееся в уборке. Очень рекомендую 🙂
Играем в ванне 🙂Игры с крупами
Итак, вот в какие игры с крупами мы играем.
Ищем клад
В большую емкость насыпаем крупу (манку, гречку, ячневую крупу, перловку, пшеничку и т.д.) и бросаем туда мелкие игрушки из киндер сюрпризов, пуговицы, монетки или любые другие мелкие предметы.
Богатство!
Далее просим ребенка отыскать клад и сложить его в специальный сундук для сокровищ (любая коробочка или мисочка). Вначале стоит показать малышу, как это нужно делать, а потом отпустить в свободное плавание. При первом и последующих успехах ребенка обязательно его хвалить!
Искать клад можно и с помощью маленького ситечка, ложечки или пальчиками.
Ищем камушки
Думаю, не стоит говорить о правилах безопасности: оставлять малыша наедине с мелкими предметами ни в коем случае нельзя!
Сеем — посеем
Насыпаем в емкость манку и несколько (десять – двадцать крупинок) гречки, макаронинок или рисинок.
Просеиваем и ищем макароны
Просим малыша с помощью сита просеять всю манку и найти гречку. Для деток постарше можно усложнить задачу и просить искать гречку пальчиками.
Нашли макарошки
Юный сортировщик
Сортируем макароны и фасоль (для старших деток можно и крупы).
Для этого насыпаем в большую емкость несколько видов макарон и бобовых, а затем просим малыша их отсортировать и разложить в отдельные коробочки.
Беспорядок
Количество видов макарон и бобовых зависит от возраста ребенка. Для самых маленьких подойдут всего два вида: макароны и фасоль, для деток постарше три вида макарон, фасоль и горох.
А теперь, порядок 🙂
Сыпучее занятие
Пересыпать крупу из одной емкости в другую. Например, располагаем перед ребенком две емкости: одну полную гречки, а другую – пустую. Просим его с помощью ложечки пересыпать крупу из одной чашки в другую.
Пересыпать весь рис
Игры со светом и крупой
Совсем недавно открыли для себя вариант игр с песком, только вместо песка – манка. Прочесть об этом можно
Рисуем…
вот такие игры, если какую-ту игру забыла, обязательно допишу позже 🙂
Надеюсь, вам понравилось?
Приятного творчества и веселых игр!
С любовью,
Марина Кручинская
С фасолью мы играем с 10 месяцев. Крупы и макароны, появились гораздо позже, когда Антошка меньше все разбрасывал.
Первые игры с фасолью были совсем не такими, как обычно описывают в статьях о развитии мелкой моторики — ребенок сидит и сосредоточенно перекладывает крупинки, пересыпает их ложкой.
Антошка просто брал горсть фасоли и разбрасывал вокруг. Но это было так весело!
После года мы начали ходить по горкам из фасоли. Именно по горкам, т.к. наступать на отдельные фасолинки Антошке было очень неприятно.
В статье я буду условно называть все крупами, подразумевая вышеперечисленные продукты.
Как играть с крупой
Польза игр с крупами и фасолью огромная. Есть много способов развивать мелкую моторику малыша, но игры со всякой опасной мелочью делают это лучше всего.
Во время игр можно рассказывать свойства крупы: сыпучая, шероховатая или гладкая, мокрая или сухая. Комментируйте действия ребенка или свои, и развивайте таким образом его речь .
Используйте макароны или фасоль в качестве счетного материала .
Позаботьтесь о безопасност и. Самое главное в играх с сыпучими материалами – это безопасность ребенка. Ни на секунду нельзя отвлекаться. Стоило мне отвернуться на мгновение, как Антошка тянул все в рот, но я быстро отвлекала его на более полезное занятие.
Опасность не только в проглатывании крупы. Скорее всего, она выйдет естественным образом (но я не рекомендую экспериментировать!). Ребенок может засунуть крупу или фасоль в нос или ухо. Поэтому, как я уже говорила, безопасность прежде всего.
Будьте готовы к беспорядку . Ребенок будет все рассыпать. Нечаянно или специально, но хоть несколько крупинок, а может быть и килограмм обязательно окажется на полу. Поэтому мы первое время на полу и играли.
Если вы морально не готовы к такому повороту событий, можно ограничиться маленькой горстью — пусть малыш перекладывает по одной крупинке. Не обязательно высыпать на поднос весь пакет.
Как быстро убрать крупы . Периодически мы играем в масштабные игры -используем фасоль, пшено, макароны одновременно и в больших количествах. Чтобы облегчить уборку я подставляю тазик под тот угол стола, куда чаще все просыпается. А по окончании игры выбираю из общей кучи макароны и белую фасоль, т.к.она более крупная, остальное просеиваю. Пшено отлично просеивается через игрушечное сито или дуршлаг, а манка — через обычное сито.
Храню я крупы для игры в пластиковых контейнерах.
Как покрасить крупы
Рис и макароны мы красим гуашью , т.к. пищевых красителей у нас нет. В рис просто добавляю немного гуаши (если гуашь сухая, можно капнуть немного воды), Антошка перемешивает все руками. Покраска — это отдельная игра с крупами, не менее интересная, чем все остальные. Мы красим рис небольшими партиями для конкретных творческих работ.
Что касается макарон , то я крашу каждую макаронину отдельно. Антошка предпочитает красить макароны сразу в миске, смешав несколько красок. Получается грязно-серый цвет, но ребенку нравится процесс!
Манка отлично прокрашивается гуашью , получается приятный, не слишком яркий цвет. А вот кукурузная крупа покраске поддается плохо, да и нет в этом особого смысла. Но, как я уже говорила — покраска — прекрасная игра.
Игры с крупами, фасолью и макаронами
Пересыпаем крупы . Это самые простые, но любимые всеми детишками игры. Можно просто пересыпать из миски в миску, в воронку, руками, ложками, небольшим половником.
Ищем клад . Прячем в крупу небольшие игрушки и ищем их. Потом подсчитываем улов. Спасаем зверей из зыбучих песков. Ищем наклейки под слоем пшена.
Варим суп из смеси круп и кормим им игрушки. Мы любим готовить по «рецепту». Я рассказываю Антошке, что для супа нам надо 1 чайную ложку фасоли, 2 столовых — гречки, 3 чайные – овсянки, 1 щепотку манки и т.п. Туда же ломаем спагетти. Заодно ребенок учится считать.
Просеиваем , смешав крупу и макароны с манкой. Пшено можно просеивать через игрушечное сито или дуршлаг.
Перевозим грузы и играем в разные сюжетные игры – пустыню, стройку и т.д.
Сортируем по виду, форме, цвету. Раскладываем в лотки для яиц, формочки для льда, как кучками, так и по одной – каждую в свой домик.
Кормим Гошу макаронами . Я уже рассказывала про нашего птенца Гошу в статье про . Антошка очень любит его кормить. Также просовываем фасоль в узкую дырочку в баночке из-под влажных салфеток.
Делаем бусы из макарон . Если их раскрасить, то можно чередовать цвет.
Насаживаем макароны на стержень (шпажки). Этот вариант проще, чем бусы и поэтому подходит для самых маленьких. Шпажку вы можете держать в руке или закрепить ее в пластилине. Можно сделать несколько таких стержней и нанизывать на них макароны, сортируя их по цветам.
Выкладываем по контуру , например, дорожку, круг из фасоли. Для детишек постарше – по контуру раскраски. Также можно выкладывать рисунки – солнышко, лицо и т.д.
Выкладываем логические ряды . Белая фасоль – красная – белая –красная. Или макароны бантиком – ракушка – бантик – ракушка.
Для аппликаций я заранее рисую шаблоны или использую готовые . Вот несколько примеров наших работ:
Листва из цветного риса . Мы делали несколько деревьев — с осенним нарядом, зимним (снег из белого риса), весенним, летним.
Заготавливаем сено для коровы . В нужном месте Антошка намазывает заготовку клеем и обильно посыпает вермишелью . Стряхиваем и получаем стог сена.
Нагружаем грузовик пшеном . Здесь аналогично — клей-карандаш или обычный ПВА + пшено .
Ракраска из круп . Можно взять раскраску для самых маленьких, покрыть слоем клея или пластилина и «раскрашивать» крупами. К примеру, этого цыпленка мы делали из кукурузной крупы , а глазик — из пластилина.
Сажаем бабочек на цветок . Раскрашиваем вместе с Антошкой макароны в форме бантиков и приклеиваем их на нарисованный цветок с помощью пластилина или ПВА.
Также можно делать дорожку из пшена, снег из риса, узоры из фасоли и т.д.
Вдавливаем макароны в форме транспорта на полоски из пластилина. Зеленая полоска – наземный транспорт, синие – водный и воздушный. Заодно, конечно же, считаем машинки, самолеты и т.д.
Складываем семечки в мешок . По наблону размазываем коричневый пластилин и вдавливаем в него семечки.
Делаем начинку из фасоли для пирога.
Выкладываем узор . Вдавливаем фасоль или макароны в слой пластилина, делая дорожку, буквы, узоры. Так можно изучать буквы и цифры.
Делаем ежику колючки из спагетти . Самым маленьким можно предложить вытаскивать вставленные вами спагетти.
Начинайте с простых игр, которые потребуют от вас минимум подготовки. Постепенно к вам будут приходить новые идеи. Вы и не заметите, как игры с фасолью и крупами станут частью вашей жизни.
Мы играем с крупой.
Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук. При воздействии на пальцы рук, в соответствующий отдел головного мозга поступают импульсы, которые воздействуют так же и на соседние участки мозга, в том числе и речевые.
У каждого малыша процесс развития мелкой моторики протекает индивидуально. Вначале, движения рук неумелые, неловкие и негармоничные. Существует много упражнений и различных игр для развития мелкой моторики , которые также способствуют пассивному массажу. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития кистей рук, они приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.Умение работать пальчиками приходит к детям не сразу, поэтому педагогам и родителям можно превратить обучение в увлекательный процесс – игру.
Одним из любимых детьми способов развития мелкой моторики являются игры с крупой и рисование на ней. Они не только тренируют и массируют пальчики, но также снимают нервное напряжение, успокаивают детей, развивают головной мозг. Игры с крупой стимулируют развитие чувственного восприятия, пальчики становятся более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, стимулируют процесс их речевого и умственного развития, развивают слуховое восприятие. Также у детей развивается усидчивость, аккуратность, обогащается сенсорный опыт. Ребенок знакомиться с такими понятиями, как: глубокое – мелкое, узкое –широкое, много- мало, основными цветами. Сколько радости они приносят детям. Этотакже замечательный способ времяпрепровождения дома сродителями.
Приступая к играм с крупами нельзя забывать о правилах безопасности. Все игры должны проходить под контролем взрослого. Для самых маленьких детей можно использовать мелкие крупы: кукурузную манку, пшеничную, ячневую. Для игр с такими крупами, как фасоль, горох гречка, бобы надо быть осторожными.
Цели и задачи:
Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;
развивает аккуратность, усидчивость;
способствуют развитию речи;
стимулируют способность к творчеству;
учат ориентироваться на плоскости.
«Бусы для куклы».
Цель. Учить детей различать цвета: красный и синий, формировать умение чередовать цвета. Развивать моторику пальцев.
Описание игры . К детям в гости приходит кукла Катя. Она очень хочет, чтобы у ней были бусы. Детям предлагаются разные по цвету макароны: красные и синие. Предложить им назвать цвет макарон, показать детям, как можно сделать красивые бусы, поочередно чередуя их, друг с другом. Дать детям возможность самому заняться этим не простым занятием.
«Найди пару».
Цель. Формировать представление о видах крупы, развивать координацию движений, внимание, усидчивость.
Описание игры . Предложить детям ячейки из-под яиц, которые заполнены наполовину разными видами круп. Детям надо заполнить вторую половину ячеек. Показать, как надо брать крупу тремя пальцами- щепоткой.
«Мы кормим цыплят».
Цель. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук. Формировать навыки аккуратности.
Описание игры . Создать игровую ситуацию: цыплята хотят есть. Надо их покормить зернышками. Детская задача: брать по одному зернышку и бросать крупу в отверстие коробочки.
«Я - художник».
Цель. Развивать творческие задатки, фантазию. Учить ориентироваться на плоскости.
Описание игры . Детям предлагается поднос с манной крупой. Показать, как можно рисовать пальчиком по крупе. Рисовать можно все, что захочется. Дать детям возможность дополнить рисунок, придумать что-то свое.
«Мы ждем гостей».
Цель. Формировать знания детей о крупах разного размера, развивать фантазию, моторику пальцев рук.
Описание игры . Игровая ситуация: «Скоро придут гости и нам надо испечь торт». Для каждого ребенка на столе стоит тарелочка с мелкой крупой: манкой, молотой кукурузой. Для украшения – фасоль разного цвета, горох, макароны разной формы, чечевица.
«Найди все сокровища».
Цель. Развивать тактильные ощущения, стимулировать развитие чувственного восприятия, активизировать активные точки.
Описание игры . В лоток с разными видами круп спрятать мелкие игрушки. Игровая ситуация: «На дне моря спрятан клад, давайте его найдем». Дать детям возможность соприкоснуться с крупой, тем самым осуществляя естественный массаж ладоней и пальчиков. Если ребенок уже говорит, попросить его на ощупь определить и назвать, что спряталось в крупах.
«Мы - музыканты».
Цель . Развивать слуховое восприятие, внимание, мышление.
Описание игры . В присутствии детей насыпать разные виды круп в одинаковые емкости и показать, как они звучат. А затем предложить угадать: в какой коробочке какая крупа гремит.
«Массаж для ног».
Цель. Стимулировать активные точки, находящиеся на пятках, развивать тактильные ощущения.
Описание . Игровая ситуация: «Ребята, а давайте мы сейчас с вами походим по берегу реки». В тазик насыпаются разные крупы, и детям предложить потопать ножками по крупам, а затем самому очистить пальчики, от застрявшей крупы.
Играть с манной крупой мы начали лишь в 2 года. А зря. Потому что манка заинтересовала Антошку даже больше, чем песок, и он готов возиться в ней хоть каждый день и подолгу.
Игры с сыпучими материалами положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка, развивают мелкую моторику, сенсорное восприятие и многое другое.
Расхваливать эту крупу можно долго, но лучше я расскажу о том, как же мы с ней играем.
С какого возраста играть
Манка – самая безопасная крупа. Поэтому начинать с ней играть никогда не рано. Даже если ребенок попробует ее на зуб, ничего страшного не случится. Однако оставлять годовалого ребенка с манкой наедине лучше не стоит. А то вдруг решит подкрепиться ею основательно, кто его знает))
Ну и, конечно, чем меньше ребенок, тем больше грязи останется после игры.
Как играть с манкой
Подготовьте рабочее место. Чтобы подобные игры не нанесли ущерб комнате и маминым нервам, лучше заранее настройтесь на то, что будет не очень чисто. Старайтесь играть там, где проще подметать. Также можно заранее запастись тазиком и поставить его под стол на случай, если ребенку приспичит горстями сыпать манку на пол.
Мы играем на подносе, который ставим на детский столик. Удобно также использовать противень с высокими бортиками, тазик или короб.
Для начала познакомьте ребенка с манкой , трогайте ее, пересыпайте, зарывайте в нее руки, приглашая малыша присоединиться к вам. Начинайте с простейших игр, постепенно усложняя их, и в какой-то момент ребенок возьмет инициативу в свои руки и вам останется лишь иногда подавать ему новые идеи.
Антошка очень брезгливый и не любит касаться руками ни песка, ни манки. Поэтому мне приходилось приучать его к этим материалам. Немного терпения, но это того стоит.
Наши игры с манкой
Итак, что же можно делать с манкой?
Насыпаем на поднос манку тонким слоем. И рисуем круг, солнышко, дорожки и т.д. пальцем, рукой, кистью, палочками и любыми другими предметами. Можно не только рисовать, но и дорисовывать: дождик у тучки, лучики у солнышка, недостающую линию треугольника и т.д.
Оставляем следы. Делаем отпечатки ладошек и разных предметов. Оставляем пальчиками следы животных — вот проползла змея, а здесь проскакал зайчик. А какую интересную колею оставляет проехавшая машинка! Можно играть, угадывая, от какой именно машинки колея и от какого предмета отпечаток.
Ищем клад . Прячу в крупу камушки, маленькие игрушки и любые другие мелкие предметы. Антошка с удовольствием откапывает сокровища руками, граблями, кистью.
Дуем через соломинку на насыпанную тонким слоем манку — появляются кружочки. Можно наклеить на поднос маленькие картинки и тогда дуть будет еще интереснее. Отличное упражнение на развитие речевого выдоха. Наклейки можно также искать и кисточкой, и руками.
Варим суп. Сыпем манку в кастрюльку половником, добавляем другие ингредиенты, «солим» наш суп, не забываем помешивать.
Пересыпаем. Кормим зверей, пересыпая манку ложкой в тарелочки. «Льем чай» из чайника в кружки. Просто пересыпаем из чашки в чашку.
Сыпем в разные емкости – в миски, машинки, бутылки, воронку.
Приклеиваем или рисуем на игровой поверхности нужную нам фигуру (дорожку, круг и т.п.), предложите ребенку сыпать манку, стараясь не попасть за границы фигуры.
Просеиваем. Добавляем в манку фасоль, макароны или любую другую мелочь, и просеиваем через ситечко.
Зайчик не может добраться до морковки и Антошка с радостью приходит ему на помощь, выкладывая тропинку из пуговиц, фасоли или камешков.
Лабиринт. Рисуем пальцем лабиринт и помогаем животным добраться до лакомства или домика.
Ролевые игры. Играем в пустыню, стройку, чистим дорогу от снега, перемалываем муку на мельнице.
Аппликации. Делаем нужный нам рисунок с помощью клея. Сыпем манку, потом стряхиваем лишнее и рисунок готов. Мы так делали ночное небо на черном картоне. А если манку предварительно покрасить гуашью, то можно сделать множество шедевров.
Игры с манкой стали для нас регулярным развлечением. А еще продолжительным, ведь Антошка может просидеть за этим занятием 40 минут и более. А уж в зимнее время манка станет отличной заменой песку.