Усадьба натальи гончаровой. Ярополец

Усадьба, которая помнит поступь великого русского поэта, волшебного и удивительного Пушкина. Очень красивое, тихое и очень поэтическое место.

Усадьба Гончаровых с селе Ярополец имеет древнюю историю. Начало ее положено отставным украинским гетьманом Петром Дорошенко, который получил это имение за особые заслуги перед Отечеством от государя в 1684 году. Считается, что название Ярополье происходит от сочетания слов «ярое поле». Некогда здесь разводились и содержались охотничьи собаки, а также сюда приезжал на охоту сам государь Алексей Михайлович.

Усадьба сменила нескольких хозяев, так как передавалась в качестве приданого по женской линии сначала к роду Загряжских, затем Гончаровых. Здесь родилась Наталия Ивановна Гончарова, ставшая впоследствии тещей А.С.Пушкина. Будучи уже замужем, она с детьми любила бывать в имении, а позже и поселилась после смерти мужа. С мамой, братьями и сестрами сюда приезжала каждое лето начиная с одиннадцатилетнего возраста Наталья, муза и супруга великого поэта.

Сам Пушкин бывал здесь, теща радостно принимала его. В одном из писем супруге он писал о том, что хозяйка Наталья Ивановна скучает за дочерью и был доволен тем, что ему позволено было взять книги из библиотеки в усадьбе. До самой октябрьской революции дом оставался во владении наследников рода Гончаровых.

Само главное здание усадьбы яркое, праздничное, нарядное. Около дома небольшая церковь, носящая имя Иоанна Предтечи.

В послереволюционное время усадьба была признана памятником архитектуры и достоянием народа. В качестве музея в память о величайшем русском поэте здесь была открыта Пушкинская комната. Во дворе бывшего поместья была организована школа для детворы с ближайших сел и деревень.




Не пощадила это историческое место война. Практически все дворовые постройки и внутреннее убранство дома были уничтожены, а главное здание фашисты превратили в сараи для коней. Среди местных жителей ходила легенда, что под землей, прямо под главной постройкой, есть некий ход, который идет прямиком к сокровищам, награбленным и спрятанным оккупантами.

Основные реставрационные работы велись в 60-х годах прошлого века. Поместью и его окрестностям постарались придать вид, который был бы максимально близок к первоначальному. Сейчас здесь расположен дом отдыха, но доступ в усадьбу свободный. На вырученные деньги от пребывания отдыхающих усадьба поддерживается практически в идеальном состоянии.

Эти исторические места можно увидеть в кинофильмах «Очарованный странник» и «Барышня-крестьянка».

Волоколамский р-н, село Ярополец (50 км от Фермы в Потапово)

Дополнительные достопримечательности в Яропольце: Смотровая площадка с видом на водопад ГЭС на реке Лама и руины усадьбы Чернышевых.

Ярополецкий народный краеведческий музей: ежедневно с 10:00 до 17:00, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца.

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 17.09.2011

Ярополец впервые упоминается в летописи в 1135 г. На правом берегу Ламы в те годы был создан укрепленный пункт князя Ярополка Владимировича - сына Владимира Мономаха. Он в ту пору владел Ростовом и Суздалем и вел борьбу с Новгородом, используя Волоко-Ламский путь.
Очевидно, название села произошло от имени Ярополк, хотя есть и другие версии. Село долго принадлежало Иосифо-Волоцкому монастырю. Затем его выкупил царь Иван Грозный и Ярополец стал царским селом, любимым местом охоты царей.
В 1684 г. село Ярополец вместе с окружающими деревнями (всего около 1 тыс. дворов) было пожаловано царицей Софьей украинскому гетману П.Д.Дорошенко. Дорошенко прожил в Яропольце последние 14 лет, здесь же и похоронен.
В 1717 г. часть села была продана графу Г.П.Чернышеву.
В Яропольце в 1919 г. была построена своя гидроэлектростанция.

Усадьба Гончаровых

Вторая часть Яропольца, оставшаяся после продажи северной его части Чернышевым, находилась во владении А.П.Дорошенко до 30-40-х годов XVIII столетия. От него по родственной преемственности усадьба перешла к дочери - Екатерине Александровне (рожд. 1720 г.), вышедшей замуж за А.А.Загряжского. Загряжские относились к древнему дворянскому роду.
Третий из сыновей А.А.Загряжского, И.А.Загряжский, "молодой блестящий гвардеец", впоследствии генерал-лейтенант, имея уже жену и двух дочерей, выехал один за границу и вернулся в свою семью со второй женой, у которой через несколько месяцев после приезда в Ярополец, а именно 22 октября 1785 г., родилась дочь Наталия - будущая теща А.С.Пушкина. Первая жена чутко, по-матерински, отнеслась к горю своей невольной соперницы, полюбила и воспитала ее дочь, в раннем детстве лишившуюся матери. Она не отличала Наталию от своих детей и поддерживала нормальные родственные отношения между ней и своими дочерьми Софьей и Екатериной, ставшими фрейлинами при дворе, где потом являлась и красавица Наталия.
В 1807 г. Н.И.Загряжская вышла замуж за Н.А.Гончарова.
В 1812 г. у Наталии Ивановны и Николая Афанасьевича родилась дочь Наталия - будущая избранница Пушкина. Начиная с 1814 г. Н.А.Гончарова постигает тяжелая участь: появляются первые признаки умственного расстройства. В 1823 г. его поражает острый припадок полного умопомешательства, неизлечимого до конца его дней. Н.И.Гончарова остается хозяйкой дома с тремя сыновьями и тремя дочерьми, среди которых одиннадцатилетняя Наталия.
С 80-х г.г. имением владел сын И.Н.Гончарова, Николай Иванович, а после его смерти до Октябрьской революции в усадьбе жила его вдова - Е.Гончарова, урожденная княгиня Мещерская. В 1918 г. усадьба взята на учет как архитектурно-исторический памятник. В 1928 г. в главном здании усадьбы была реставрирована Пушкинская комната и включена в сеть музейных учреждений. В остальных помещениях с 1920 по 1960 гг. была размещена Ярополецкая средняя школа.
В 1992 г. на территории усадьбы снимался кинофильм Лескова "Очарованный странник", а в 1994 г. - "Барышня крестьянка" А.С.Пушкина.
Сейчас в усадьбе расположен дом отдыха Московского Авиационного Института, на средства которого ежегодно производится косметический ремонт зданий усадьбы и прилегающей территории. Тем не менее территория открыта и свободна для посещений.
Церковь Иоанна Предтече
Здание церкви по времени возникновения является самым ранним объектом усадьбы Гончаровых, хотя современный облик ее относится к самому началу XIX в. Построенная А.А.Загряжским в 1755 г. кирпичная церковь по типичной схеме восьмерик на четверике была в 1808 г. расширена его сыном Б.А.Загряжским пристройкой к прежнему четверику церкви Иоанна Предтечи двух приделов (во имя Екатерины и Бориса). Пристройки выполнены в строгих классических формах с массивными портиками, несколько облегченным взлетом арки центрального пролета. Рельефная обработка алтарной апсиды, колокольни и вообще архитектурное оформление здания в одном стиле выполнены накладкой на прежние части кирпичных.
Интерьеры церкви до нас не дошли.

Усадьба Чернышевых

В 1717 г. Г.П.Чернышев покупает у П.П.Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. В 1752 г. Ярополецкое владение переходит к одному из его сыновей З.Г.Чернышеву - елизаветинскому генералу, участвовавшему в победоносном сражении русских войск с Фридрихом II в 1760 г. Один из приближенных Екатерины II, деятельный президент военной коллегии в чине генерал-фельдмаршала, бывший наместник Белоруссии, а затем московский генерал-губернатор - З.Г.Чернышев создал в своей части Яропольца родовое майоратное имение. Ему приписывают основание дворцово-паркового ансамбля.
Начало деятельности З.Г.Чернышева по благоустройству и отстройки усадьбы относится к 1760 - 1770-м г.г. Великолепная загородная резиденция "Русский Версаль" уже к 70-м г.г. XVIII в. сложилась в архитектурный ансамбль.
В 1775 г. в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией (1768 - 1774), завершившейся заключением Кучук-Кайнарджийского мира, подмосковную резиденцию З.Г.Чернышева посетила Екатерина II.
До 1917 г. усадьбой владели Чернышевы-Безобразовы.
В период с 1920 г. по 1928 г. годные к использованию помещения в зданиях усадьбы были приспособлены под нужды сельской больницы, а затем санатория им.Павлика Морозова. Этому очень благоприятствовала обширная территория, прекрасный парк, и протекавшая в нем река.
Практическое использовании усадьбы стало невозможным после огромного ущерба, нанесенного усадьбе оккупацией Яропольца немецко-фашистскими войсками в 1941 г.
В 1953 г. на территории усадьбы проходили съемки кинофильма "На графских развалинах".
Церковь Казанской Божией Матери
Церковь Казанской Божией Матери имеет своеобразную и редкую объемную композицию из двух симметричных частей, соединенных сквозным поперечным проходом, служащим одновременно вестибюлем для каждой из частей. К торцам прямоугольного в плане здания пристроены две одинаковые по форме апсиды, но только северо-восточная из них является церковным алтарем, а юго-западная служит усыпальницей, в склеп которой был впоследствии перенесен прах фельдмаршала З.Г.Чернышева, умершего в 1784 г.
Церковь была перестроена по заказу вдовы фельдмаршала А.Р.Чернышевой в 1798 г. Этим объясняется более поздний, в сравнении с дворцом, характер ее архитектуры.
В обработке фасадов церкви применен ионический ордер. Проект перестройки церкви мог принадлежать зодчему круга Баженова-Казакова.
Иконостас церкви в восточной части здания украшен лепными деталями и позолоченными колоннами на темно-синем фоне стен. В полу юго-западной части церкви имеется съемная плита, под которой начинается спуск в склеп, куда был помещен гроб с прахом фельдмаршала З.Г.Чернышева. В апсиде, служившей усыпальницей, и сейчас имеются остатки монументального каменного надгробия.
Позади церкви можно увидеть остатки колокольни, которая была сооружена на новом месте, против прежнего, уже в 1871 г. Она имела подобное же луковичное завершение, разобранное во время устройства над колокольней водонапорного бака.
Сейчас церковь находится в полуразрушенном состоянии, постоянно происходит обрушение конструкций. Благодаря периодической замене несущих колонн до сих пор не обрушился западный объем - усыпальница графа Чернышева.

ГЭС на Ламе
В 1818 г. молодежь Яропольца подготовили пьесу Островского "Лес". Пьесу должны были показать в Народном доме. Встал вопрос - как осветить помещение. Ведь тогда крестьянские дома освещались или лучиной, или в лучшем случае коптилкой.
На репетицию зашел как-то агроном В.М.Андреев. Андреев предложил провести в Народный дом электричество, использовав для его выработки движок в пять лошадиных сил с льнообрабатывающего пункта. В то время это была очень смелая идея. Так в Народном доме засветились первые четыре электролампочки.
Надо ли говорить, с каким успехом прошла пьеса при электрическом освещении, учитывая, что крестьяне до этого никогда не видели этакого чуда. После пьесы пожилые крестьяне обсуждали серьезный вопрос - как осветить электричеством все село. П.Н.Кириллин, технический руководитель первого этапа электрификации села, остановился на варианте использования водяной мельницы. С помощью ременной передачи к мельничному наливному колесу подключили генератор мощностью уже 13 киловатт. В 1919 г. в домах жителей Яропольца были включены первые лампочки.
Чтобы решать все вопросы с финансированием было создано кооперативное техническое общество. Из соседних деревень в Ярополец приходили крестьяне, любовались электричеством и просили их принять в кооператив, провести свет и в их деревни. В кооператив вступило сразу 14 деревень, относящихся к Ярополецкой волости. В качестве вступительных взносов сдавали картофель, зерно. Члены кооператива обратились к В.И.Ленину с просьбой помочь им с оборудованием. В Ярополец был приглашен инженер Попов С.П., который помог составить документацию на строящуюся ГЭС.
Таким образом за два года было электрифицировано 22 деревни.
В 1939 г. Ярополецкая ГЭС была названа им.В.И.Ленина. Проработала она до 30 октября 1941 года - в этот день ГЭС была взорвана фашистами.

Усадьба Гончаровых. Главные ворота.

Церковь Иоанна Предтече в усадьбе Гончаровых

Церковь Иоанна Предтече

Могила управляющего имением Гончаровых и памятник колоколу.

Два флигеля усадьбы Гончаровых

Флигель усадьбы

Главное здание усадьбы Гончаровых

Памятник А.С.Пушкину в усадьбе Гончаровых

Усадьба Чернышевых

Усадьба Чернышевых

Огромный парковый ансамбль Полотняного Завода создавался несколько десятилетий, с середины XVIII века до начала XIX столетия. Парковый ансамбль состоял из трех частей: Большого парка, Нижнего парка и Красного парка. Красный парк был самым старым. Его под именем Красного сада упоминал в одном из писем А.А. Гончаров еще в 1737 году. Это был небольшой регулярный парк с многочисленными цветниками и характерными для XVIII века «затеями» вроде земляных горок - «улит». Так назывались земляные насыпные горки-пирамиды с винтовыми дорожками. Нижний, или Водяной парк украшала цепочка живописных прудов, образующих полуостров с куртинами и беседками. Большой парк был типичным пейзажным, с прихотливой сеткой дорожек в лесных кущах и бегавшими на свободе оленями. Посыпанные красным песком дорожки окаймляли аккуратно подстриженные липы, в зелени аллей белели мраморные статуи, через каналы были переброшены легкие мостики. На крутом берегу реки Суходрев стояла романтическая беседка - миловида, от которой открывались виды на заречные луга и леса. Чтобы любоваться этими видами, была сделана просека от беседки. Семейство Гончаровых славилось на всю округу своим хлебосольством. В Полотняный Завод на пиры и охоты съезжались все окрестные помещики, гости из Москвы. Для них в усадьбе Гончаровых ставились спектакли, устраивались концерты, иллюминации, прогулки на лодках.

Вряд ли предполагал московский художник Александр Валентинович Средин, что его поездка в 1907-1909 годах в усадьбу Гончаровых Полотняный Завод обернется нежданным "звездным часом" всей его жизни, что именно она оставит его имя в летописи отечественной культуры. Приехал он по приглашению владельцев имения, чтобы написать его интерьеры. Потом увлекся историей усадьбы, былями ее и загадками. Особенно связанными с пребыванием здесь Пушкина. Засел за изучение семейного архива Гончаровых. И - о, неожиданная удача! - отыскал неизвестное даже для тогдашних хозяев имения письмо Пушкина, направленное 25 апреля 1831 года деду Натальи Николаевны Гончаровой - Афанасию Николаевичу. Впервые опубликовал его в журнале "Старые годы" за июль-сентябрь 1910 года в своей статье, посвященной Полотняному Заводу. Письмо сразу вошло в обязательную пушкиниану и ныне широко известно. Учитывая трагическую судьбу архива Гончаровых в Полотняном Заводе после 1917 года, можно утверждать, что Средин спас его от неминуемой гибели.

В статье также впервые и весьма подробно рассказал Средин о посещении гончаровского дома великим поэтом, об исторических, художественных, книжных и архивных его богатствах. И - какая ирония судьбы! - именно эта статья и приведенное в ней письмо Пушкина, а не его творчество, принесли ему много лет спустя признательность потомков. Теперь ни один ученый, литератор или журналист, занимающийся Полотняным Заводом, не может обойтись без цитаты из статьи Средина.

Но как художник Александр Средин почти неизвестен. Его работы, разбросанные по разным музеям, не изучаются, не публикуются. Его жизнь и творчество обойдены вниманием искусствоведов. Словно какое-то зловещее табу наложено на его имя.

Во время Великой Отечественной войны усадьбе был нанесен огромный ущерб: сгорел главный дом, был сильно вырублен парк. Усадьба была частично восстановлена только в 1970-х годах. Реставрационные и восстановительные работы ведутся и поныне. Сейчас в Полотняном Заводе действует музей. Ежегодно в первое воскресенье лета проводится Пушкинский праздник поэзии, собирающий огромное количество гостей.

Полотняный Завод неразрывно связан с именем Натальи Николаевны Гончаровой (1812-1863) — супруги Александра Сергеевича Пушкина. Поэт бывал здесь дважды — в 1830 и 1834 годах. Живописные пейзажи Калужской земли, величественный главный дом усадьбы Гончаровых, старинный парк — все это создает незабываемую атмосферу.

В начале XVIII века в России возникла острая нужда в производстве парусного полотна, необходимого молодому российскому флоту. 7 марта 1718 года император Петр I издал указ, гласящий:

…для делания полотен построить заводы в том месте, где проищет…, для оного завода сколько понадобится нанимать рабочих людей и покупать всякие нужные для того припасы; продавать оные полотна в Российском государстве и посылать также для продажи в чужие края, с платежом пошлин свободно…

В этом же году предприимчивый калужский купец Тимофей Карамышев основал парусно-полотняный завод в погосте Взгомони на реке Суходрев. В 1720 году по именному указу Петра I рядом была открыта бумажная фабрика: в то время бумагу производили из отходов парусного производства. В 1732 году компаньонами Карамышева по полотняному и бумажному производству стали его племянник Григорий Иванович Щепочкин и калужский посадский человек Афанасий Абрамович Гончаров (прапрадед Натальи Гончаровой).

После смерти Карамышева в 1735 году, наследники разделили предприятие. Гончарову отошли полотняная и бумажная фабрики, Щепочкину — только полотняная. Так здесь образовалось две усадьбы: Полотняный Завод Гончаровых и .

Усадьба Гончаровых была заложена в первой четверти XVIII века при Афанасии Абрамовиче Гончарове. Были построены главный усадебный дом, корпуса полотняной и бумажной фабрик, церковь Спаса Преображения, Конный двор и Спасские ворота.

Спасо-Преображенская церковь (утрачена, сейчас строится новая) и Спасские ворота

В 1775 году Полотняный Завод, превратившийся в одно из самых современных на то время производств, посетила Екатерина Великая. Афанасий Абрамович Гончаров был награжден золотой медалью и стал «поставщиком двора Ея Императорского Величества». Императрица подтвердила за Гончаровыми право на потомственное дворянство. В честь этого события в Берлине у скульптора В.Мейера была заказана бронзовая статуя императрицы стоимостью 25 тысяч рублей серебром — большая по тем временам сумма. На её изготовление ушло около 3 тонн бронзы, высота памятника составляла 3,20 метра (с постаментом — 4,20 метра).

Со статуей «Бронзовой бабушки», как называл её Пушкин, было связано немало перипетий. Наследникам она не понравилась и хранилась в подвале дома. Пушкин получил её в качестве приданого Натальи Николаевны Гончаровой для дальнейшей продажи на переплавку. После долгих скитаний и перепродаж она оказалась в Екатеринославе (современный Днепр, Украина). 26 сентября 1846 года памятник Екатерине Великой был торжественно открыт на Соборной площади города. После революции его перенесли во двор исторического музея.

В ноябре 1941 года немецкая трофейная команда вывезла статую Екатерины из оккупированного Днепропетровска. С тех пор её следы теряются. По сохранившимся описаниям и фотографиям «бронзовой бабушки» была сделана миниатюрная копия, которая сейчас хранится в усадьбе Гончаровых в Полотняном Заводе.

«Бронзовая бабушка» («Медная бабушка»), уменьшенная копия. Скульптор И.В.Макарова, 2009 год

Во время владения усадьбой А.А.Гончарова, главный дом представлял собой нарядный дворец красного цвета, с белоснежным барочным декором. Его архитектор неизвестен, но некоторые исследователи предполагают, что им мог быть Б.Растрелли. В 1777 году дом был перестроен по проекту К.И. Бланка в типичном для последней четверти XVIII века стиле.

В 1785 году, после смерти А.А.Гончарова, усадьба перешла к его сыну Николаю Афанасьевичу Гончарову, и в этом же году — к Афанасию Николаевичу Гончарову (деду Натальи Гончаровой). Наследники оказались не настолько предприимчивыми, как Афанасий Абрамович, но были вынуждены тратить огромные суммы на поддержание усадьбы.

Тем не менее, строительство господского дома продолжилось. В 1787 году был надстроен третий этаж, а в 1792 году 14 комнат второго этажа были расписаны и отделаны лепниной. В 1811 году в Большой гостиной было сделано перекрытие, фасад приобрел классическую отделку. В работе принимали участие те же мастера, которые расписывали и дом Щепочкина в Полотняном Заводе.

После Малоярославецкого сражения, с 15 по 17 октября 1812 года (по юлианскому календарю) в усадьбе размещалась главная квартира русской армии и ставка главнокомандующего Михаила Илларионовича Кутузова. В память о том событии в комнате хозяйки выставлен портрет Кутузова работы Моисеенко с оригинала Дж.Доу 1820-х годов.

Рядом с домом Гончаровых установлен памятный камень в честь этого события.

С 1832 по 1860 год усадьба принадлежала Дмитрию Николаевичу Гончарову — внуку Афанасия Николаевича Гончарова, затем перешла к его сыну Дмитрию Дмитриевичу Гончарову.

Дмитрий Дмитриевич Гончаров (1838-1900)

К началу XX столетия усадьба Гончаровых в Полотняном Заводе пришла в некоторое запустение. Последней хозяйкой стала актриса Вера Константиновна Гончарова, вдова Д.Д.Гончарова.

Усадьба Гончаровых в начале XX века. Экспозиция музея

Огромный урон Полотняному Заводу был нанесен в 1920-1940 годы. В 1919 году была разрушена домовая Спасо-Преображенская церковь, вскрыт фамильный склеп Гончаровых. В 1960-е годы на месте храма построили столовую. До войны в усадебном доме Гончаровых размещалась средняя школа, курсы повышения квалификации работников писчебумажной промышленности. В Великую Отечественную войну, в первый день оккупации Полотняного Завода немцами, усадебный дом сгорел, остались лишь остовы стен.

Стенд, посвященный истории усадьбы Гончаровых в Полотняном заводе, экспозиция музея

В 1972 году начались реставрационные работы, которые возглавила архитектор В.А.Жилина — праправнучка С.Н.Гончарова, младшего брата Натальи Гончаровой. В июне 1999 года, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Пушкина, историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод» был открыт.

Предстоит восстановить еще немало объектов: Спасо-Преображенскую церковь, конный двор, корпуса парусно-полотняной мануфактуры, террасу западного фасада главного дома и другие постройки. Ждет своего часа и усадьба Щепочкина.

К территории усадьбы примыкает Полотняно-Заводская бумажная фабрика, одно из старейших промышленных предприятий России. В настоящее время она входит в состав холдинга «Объединенные бумажные фабрики». К сожалению, как и другие предприятия Полотняного Завода, она — источник экологических проблем.

Вход в музей находится со стороны фасада, обращенного в сторону Фабричного канала.

Фасад дома Гончаровых со стороны Фабричного канала

Панорама Полотняного Завода начала XIX века с усадьбами Гончаровых и Щепочкина. Реконструкция архитектора А.А.Кондратьева, 2000 год

Фисгармония (Канада, Онтарио, Боуманвиль) в Бильярдной комнате

В залах чувствуется некоторая пустота и новодел. Это неудивительно: дом был почти полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны, всё пришлось отстраивать заново. Вещей, принадлежащих Гончаровым, практически не сохранилось, собирали «с миру по нитке» — по разным музеям и коллекциям, принимали в дар от потомков Гончаровых и Пушкиных.

Наталья Николаевна Пушкина (урожд. Гончарова). Компьютерная копия с оригинала А.П.Брюллова, 1832 год

Столовый сервиз из английского фаянса первой половины XIX века

Люстра в Столовой

Стол из карельской березы. Россия, 1820-е гг.

Мраморная спальня. Отделана А.А.Гончаровым специально к приезду Екатерины II 16 декабря 1775 года и отдаленно напоминало опочивальню императрицы в Царском Селе

Выставка «Жизнь, отданная людям», посвященная 140-летию со дня рождения первого земского врача Полотняного Завода Дмитрия Николаевича Демидова (1877-1942) в Бежевом зале

Рояль в Бежевом зале

На первом этаже дома Гончаровых находится музейная почта, откуда можно отправить письмо.

Несмотря на то, что рядом с усадьбой находятся фабричные корпуса, здесь очень живописные виды. От реки Суходрев отходит Фабричный канал, огибающий бумажную фабрику.

Пешеходный мост через Фабричный канал

С другого берега Фабричного канала открывается красивый вид на усадебный дом, к которому примыкают старинные фабричные корпуса Полотняно-Заводской бумажной фабрики.

Рядом с усадебным домом расположено кафе Гончаровъ . Нам оно очень понравилось — и кухня, и интерьеры. Как утверждают, многие блюда приготовлены по рецептам Гончаровых.

Напротив дома Гончаровых начинается аллея, ведущая в старинный парк.

Усадебный парк, расположенный в излучине реки Суходрев, делился на регулярную и пейзажную зоны. В глубине парка расположены памятник Пушкину и беседка, но мы до них не дошли.

Информация для путешественников:

  • Адрес усадьбы Гончаровых в Полотняном Заводе: Россия, Калужская область, Дзержинский район, городское поселение Поселок Полотняный завод, поселок городского типа Полотняный Завод, Трудовая улица, 1А
  • Телефон: +7 48434 7‑43-79
  • Сайт: pzapovednik.ru
  • Время работы: вторник-воскресенье с 9:30 до 18:00
  • Посещение усадьбы Гончаровых стоит совместить с осмотром усадьбы Щепочкина, также в Полотняном Заводе. Сейчас она находится в состоянии вялотекущего ремонта, иногда пускают внутрь, где сохранились старинные камины, росписи стен и потолков.

При написании статьи использовались информационные материалы музея-заповедника «Полотняный Завод» pzapovednik.ru

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.