Политика коренизации в чечне и ингушетии в советский период. Чеченцы

Чеченцы испокон веков славились как выносливые, сильные, ловкие, изобретательные, суровые и умелые воины. Основными чертами представителей данной нации всегда были: гордость, бесстрашие, умение справляться с любыми жизненными трудностями, а также высокое почтение к кровному родству. Представители чеченского народа: Рамзан Кадыров , Джохар Дудаев .

Забери к себе:

Происхождение чеченцев

Существует несколько версий происхождения названия чеченской нации:

  • Большинство ученых склоняется к тому, что таким образом народ стали именовать примерно в 13 веке, по имени села Большой Чечень. Уже позже так стали называть не только жителей данного населенного пункта, но и всех соседних селений аналогичного типа.
  • По другому мнению, название «чеченцы» появилось благодаря кабардинцам, которые именовали данный народ «шашан». И, якобы, представители России просто немного переиначили данное название, сделав его более удобным и благозвучным для нашего языка, а со временем оно прижилось и данный народ стали называть чеченцами не только в России, но и в других государствах.
  • Есть и третья версия – по ней другие кавказские народности изначально называли жителей современной Чечни чеченцами.

Кстати, само слово «вайнах» в переводе с нахского на русский язык звучит как «свой народ» или «наши люди».

Если говорить о происхождении самой нации, то принято считать, что чеченцы никогда не были кочевым народом и их история тесно связана с кавказскими землями. Правда некоторые ученные утверждают, что в древние времена представители данной нации занимали более крупные территории на северо-восточном Кавказе, и уже потом массово мигрировали на север Казвказа. Сам факт такого перебазирования народа особых сомнений не вызывает, а вот мотивы переезда, ученым не известны.

По одной из версий, которая отчасти подтверждается грузинскими источниками, чеченцы в определенный момент просто решили занять северокавсказское пространство, где на тот момент никто не жил. Более того, есть мнение, что и само название Кавказ, имеет также вайнахское происхождение. Якобы в давние времена так звали чеченского правителя, и территория получила свое название по его имени «Кавказ».

Поселившись на Северном Кавказе, чеченцы вели оседлый образ жизни и не покидали родные места без крайней на то необходимости. Они прожили на этой территории не одну сотню лет (примерно с 13 века).

Даже когда в 1944 году практически все коренное население было депортировано в связи с несправедливым обвинением в оказании поддержки фашистам – чеченцы не стали оставаться на «чужой» земле и вернулись на свою родину.

Кавказская война

Зимой 1781 года Чечня официально вошла в состав России. Соответствующий документ был подписан многими почтенными старейшинами наиболее крупных чеченских селений, которые не просто ставили свою роспись на бумаге, но и клялись на Коране, что принимают подданство России.

Но при этом, большинство представителей нации считали данный документ простой формальностью и по факту собирались продолжать свое автономное существование. Одним из наиболее ярых противников вхождения Чечни в состав России был Шейх Мансур, имевший огромное влияние на своих соплеменников, так как он являлся не только проповедником Ислама, но и был первым имамом Северного Кавказа. Многие чеченцы поддерживали Мансура, что в последствии помогло ему стать лидером освободительного движения и объединить в одну силу всех недовольных горцев.

Таким образом и началась Кавказская война, которая продлилась без малого пятьдесят лет. В конечном итоге российским военным силам удалось подавить сопротивление горцев, правда, меры для этого предпринимались крайне жесткие, вплоть до сжигания враждебно настроенных аулов. Также в тот период была построена Сунжинская (по названию реки Сунжа) линия укреплений.

Однако окончание войны было весьма условным. Установившийся мир был крайне шатким. Ситуацию осложнил и тот факт, что на территории Чечни были обнаружены нефтерождения, дохода от которых чеченцы практически не получали. Еще одна сложность заключалась в местном менталитете, который сильно отличался от российского.

Чеченцы и потом неоднократно устраивали различные восстания. Но несмотря на все сложности, Россия очень ценила представителей данной народности. Дело в том, что мужчины чеченской национальности были замечательными воинами и отличались не только физической силой, но и храбростью, а также несгибаемым боевым духом. Во время первой мировой войны был создан элитный полк, состоящий из одних чеченцев и названный «Дикой дивизией».

Чеченцы действительно всегда считались замечательными воинами, в которых хладнокровие удивительным образом сочетается с храбростью и волей к победе. Физические данные у представителей данной национальности также безукоризненны. Для чеченских мужчин характерны: сила, выносливость, ловкость и т.д.

С одной стороны это объясняется тем, что они жили в достаточно суровых условиях, где физически слабому человеку было крайне сложно существовать, а с другой — тем, что практически вся история этого народа связана с постоянной борьбой и необходимостью отстаивать свои интересы с оружием в руках. Ведь если мы посмотрим на события, происходившие на Кавказе, как в древнее, так и в наше время, то увидим, что чеченский народ всегда оставался достаточно автономным и в случае недовольства теми или иными обстоятельствами, легко переходил в состояние войны.

При этом боевая наука у чеченцев всегда была очень развита и отцы с раннего детства обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Древним чеченцам удалось сделать практически невозможное и создать свою непобедимую горную конную кавалерию. Также именно они считаются родоначальниками таких военных приемов как кочующие батареи, техника завала противника или вывод в бой «ползающих» войск. В основе их военной тактики испокон веков была внезапность, за которой следовала массированная атака на противника. Более того, многие эксперты сходятся во мнении, что именно чеченцы, а не казаки, являются родоначальниками партизанского метода ведения боевых действий.

Национальные особенности

Чеченский язык относится к нахско-дагестанской ветви и имеет более девяти диалектов, которые используются в устной и письменной речи. Но основным диалектом считается плоскостной, который в 20 веке лег в основу литературного наречия данного народа.

Что касается религиозных взглядов, то подавляющее большинство чеченцев исповедуют Ислам.

Большое значение у чеченцев придается и соблюдению национального кодекса чести «Къонахалла». Данные этические правила поведения были разработаны в древнейшие времена. И этот нравственный кодекс, если говорить крайне упрощенно, повествует о том, как должен вести себя мужчина для того, чтобы считаться достойным своего народа и своих предков.

Кстати, для чеченцев также характерна очень сильная родственность. Изначально культура данного народа сложилась таким образом, что общество было разделено на различные тейпы (рода), принадлежность к которым имела для вайнахов огромное значение. Отношение к тому или иному роду всегда определялось по отцу. Более того, представители этого народа и по сей день, знакомясь с новым человеком, зачастую спрашивают, откуда он и из какого тейпа.

Другим типом объединения является «тукхум». Так называли сообщества тейпов, создаваемые для той или иной цели: совместная охота, земледелие, охрана территорий, отражение атаки врагов и т.д.

Чеченка. Лезгинка.

Особого внимания заслуживает и национальная чеченская кухня, по праву считающаяся одной из наиболее древних на Кавказе. Испокон веков основными продуктами, которые использовали чеченцы для приготовления блюд, были: мясо, сыр, творог, а также тыква, черемша (дикий чеснок) и кукуруза. Особое значение здесь также придается специям, которые, как правило, используются в огромных количествах.

Традиции чеченцев

Проживание в суровых условиях горной местности наложило свой отпечаток и на культуру чеченцев, их традиции. Жизнь здесь была в разы тяжелее, чем на равнине.

Например, горцы нередко обрабатывали землю на склонах вершин и чтобы исключить несчастные случаи, им приходилось работать большими группами, обязывая себя одной веревкой. Иначе кто–то из них легко мог упасть в пропасть и погибнуть. Нередко для проведения таких работ собиралась половина аула. Поэтому, для истинного чеченца – святы добропорядочные соседские отношения. И если в семье у людей, живущих рядом, случалось горе, то это горе – всей деревни. Если в соседнем доме теряли кормильца, то его вдову или мать поддерживали всем аулом, делясь с ней едой или другими необходимыми вещами.

Из-за того, что работа в горах, как правило, очень тяжелая, чеченцы всегда старались ограждать от нее представителей старшего поколения. И даже обычное приветствие здесь строится на том, что с возрастным человеком сначала здороваются, а потом спрашивают, не нужно ли ему чем-то помочь. Также в Чечне считается дурным тоном, если молодой мужчина пройдет мимо пожилого, выполняющего тяжелую работу и не предложит свою помощь.

Огромную роль для чеченцев играет и гостеприимство. В давние времена человек легко мог заблудиться в горах и умереть от голода либо нападения волка или медведя. Именно поэтому для чеченцев всегда было немыслимо не пустить в дом незнакомца, который просит помощи. Не важно, как зовут гостя и знаком ли он с хозяевами, если он попал в беду, то ему предоставят и пищу и ночлег.

Забери к себе:

Особое значение в чеченской культуре имеет и взаимоуважение. В давние времена горцы передвигались в основном по тонким тропам, опоясывающим вершины и ущелья. Из-за этого людям, порой, было сложно разойтись на таких дорожках. А малейшее неаккуратное движение могло стать причиной падения с горы и гибели человека. Именно поэтому чеченцев, с раннего детства приучали к уважительному отношению к другим людям, а особенно к женщинам и старикам.

1957 г . Возвращение чеченцев на родину.

Жизнь в республике до развала СССР

После трагических событий февраля 1944 года прошло тринадцать лет. Культ И.В.Сталина был развенчан Н.С.Хрущёвым на 20-м съезде КПСС. Выселение многих народов со своей Родины было признано неправильным и в 1957 году Правительство СССР восстановило им право жить там, где они проживали веками. Это Постановление всеми обиженными, в том числе чеченцами и ингушами было воспринято как признание той ошибки, которая была совершена руководством страны, и принесло им огромную радость. Началось возвращение домой. Но этот факт был омрачён вГрозном трагическим событием. В посёлке им. С.М.Кирова кто-то из чеченцев,вернувшихсядомой,убилдемобилизованногоматроса, русского. Его похороны превратились в демонстрацию. Похоронная процессия, пешком двигающаяся за гробом, превратилась в огромную колонну, которая, остановившись у Областного комитета партии на площади им. В. И. Ленина, начала митинг с требованием запретить чеченцам возвращение назад. С большим трудом, усилиями работников НКВД, активных членов партии, стихийный митинг удалось заглушить, и процессия двинулась к кладбищу. Но этот факт не остался бесследным и долго ещё оставался в памяти жителей города.

Депортацию тринадцати народов надо признать несправедливой. Но, присмотревшись к чеченцам, вернувшимся в 1957 году назад на родину, можно сделать вывод, что это были уже другие люди. Живя на чужбине разрозненно, среди русских, немцев, других народов,
чеченцы вынуждены были перенимать тот образ и стиль жизни, которым жили окружающие. А он сильно отличался от жизни в горах, и поэтому они как губки впитывали в себя всё самое полезное. Чеченцы и ингуши научились жить и мыслить по-русски, учились в русских школах, техникумах, институтах, работали на серьёзных промышленных предприятиях, некоторые стали занимать руководящие посты. Многие дружили с русскими семьями, перенимали методы ведения домашнего хозяйства, научились по-русски оборудовать интерьер квартиры и многому, многому другому.

А как было до выселения? Вспоминается 1937 год. 1 Мая. Все соседи нашего барака, собрались на квартире одного из рабочих, чтобы отметить этот праздник. По какой-то случайности среди гостей оказался пожилой чеченец. Для рабочей компании стол был накрыт прилично по тем временам, наряду с водкой, вином, обязательно подали жареную и варёную картошку, а к этим блюдам – селёдку, солёные огурцы и помидоры из бочек, мясо (тогда все держали различную живность), ну и, конечно: лук, чеснок, петрушку, укроп и другую зелень. Хлеб в те времена был, как правило, чёрный, на белый денег не хватало. Ели, пили, песни пели. В общем, праздновали День международной солидарности трудящихся. Увидел бы тот современный чеченец, воспитанный в изгнании и отчитавший женщину с «рязанской мордой», как гость рабочей компании в процессе трапезы, начал потихоньку рукой таскать со стола квашеную капусту и укладывать её в карман. Вероятно, она ему очень понравилась, и он решил порадовать своих родственников дома, а может, хотел показать им, что едят русские, или, может быть, по привычке решил что-нибудь карабчить (украсть, значит). Соседи по столу заметили его действия, но делали вид, что ничего не происходит. Когда же хозяин квартиры, заметил, что гость положил в карман вилку, его нервы не выдержали, и он завопил: «Э…! Э…! Когда ты таскал капусту, я терпел, но вилку! У меняих у самого мало». Пришлось незадачливому воришке расстаться с добычей. Капусту ему разрешили унести, чтобы он показал, чего «жрут» русские. До приведённого выше примера из прошлого мы вели речь о том, что вынесли из жизни вне Родины чеченцы.

Продолжим. Однажды, примерно в семидесятые годы, я совершенно случайно разговорился на автомобильной стоянке у Грозненского универмага со стоявшим рядом чеченцем. В процессе нашей беседы он неожиданно заявил: «Спасибо Сталину. Он нас там, в Казахстане, хоть жить научил». Дальше он мысль свою развивать не стал, но я его понял. Вероятно, он хотел сказать именно то, о чём я написал несколько выше.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что чеченцы и ингуши из ссылки вернулись более приспособленными для жизни в обществе с другими народами. В Грозном, в начале семидесятых годов, наконец-то, было построено здание и начал работать Чечено-Ингушский государственный университет им. Л.Н.Толстого, в который поступило много молодёжи коренной национальности. Если в кузницу кадров нефтяной промышленности, Грозненский нефтяной институт, в основном поступали только русскоязычные студенты, то после 1957 года в число студентов стали постепенно входить и чеченцы и ингуши, вернувшиеся на родину.

Поняв преимущества нефтяников перед другими профессиями, потянулись на НПЗ и буровые, местные жители из чеченцев. Так появилась, хотя и небольшая, прослойка нефтяников-чеченцев. Но в руководстве нефтяной промышленности республики пока оставались квалифицированные кадры из русских. Образованных чеченцев это стало раздражать. Об этом я уже писал выше. К 1991 году произошло перераспределение кадров и в лёгкой промышленности и в торговле. За тридцать четыре года полностью изменился контингент кадров в торговле. Теперь уже за прилавками магазинов стояло почти 90 % чеченок. Достаточно много рабочих мест на стройках, в нефтяной, нефтеперерабатывающей, металлургической и особенно в лёгкой промышленности было занято чеченцами и ингушами. Многие жители близлежащих аулов и сёл автобусами стали ездить на работу в город. Другая часть чеченцев, не найдя работы в городе и в селе, создавая строительные бригады, в основном из родственников, начали выезжать за пределы республики на заработки («на шабашку», так они называли). Выезжая на всё лето, бригадышабашников» заключали договоры с колхозами, совхозами и другими предприятиями на строительство коровников, школ, детских садов, жилья и других объектов. Закончив работу, получив заработанные деньги, строители к зиме возвращались домой, чтобы на следующий год повторить всё сначала. И так из года в год. Третья группа местных жителей стали спекулянтами (как сейчас говорят – «челноками»). Поезд Грозный-Москва очень хорошо этому способствовал. Из Москвы будущие челноки привозили современные по тому времени вещи, телевизоры, ковры и другой дефицит. Чеченцы в Грозном стали законодателями мод.

За примером далеко ходить не буду. Моя жена с 1966 по 1995 год работала в Грозненском Универмаге закройщицей женского платья и дружила со многими продавщицами-чеченками. Однажды она мне рассказала содержание беседы с молодой продавщицей. Девочка ей сказала: «Ой, тётя Эмма, Вы же нас чеченцев не знаете. Вот, например, если моя подруга купила понравившееся мне платье, то я неделю, две есть не буду, но обязательно куплю себе такое же». Видите ли, ей гордость не позволяет выглядеть хуже подруги. Таков чеченский характер.

Ко времени развала Советского союза в Чечне давно уже появилась большая прослойка чеченцев во всех областях производственной деятельности, были и инженеры, и техники, и учёные, учителя, и врачи, корче говоря, появились все профессии, необходимые для обеспечения нормального функционирования предприятий и учреждений. В нефтяной промышленности появились мастера участков, начальники установок и цехов. В нефтедобыче, особенно в Управлениях «Малгобекнефть», «Горагорскнефть», «Старогрознефть», «Октябрьнефть», число рядовых чеченцев-буровиков росло значительно быстрее, чем руководящих кадров, а это предел мечтаний многих.

Недавно, в начале 2006 года, Президент Путин в беседе с группой руководителей из Чечни, задал им вопрос: «Кто мог бы в данное время стать Президентом республики?» На заданный вопрос Президента ответил Рамзан Кадыров: «Если Вы сейчас выйдете на улицуи зададите этот вопрос любому встречному чеченцу, вы услышите единственный ответ: «Я». Вот вам портрет настоящего чеченца. Очень они любят руководящие посты.

Однажды, в 1976 году, при наборе кадров во вновь открывающийся Грозненский цирк на должность начальника охраны, состоящей из десяти человек, был принят чеченец. Одевался тот с «иголочки», по цирку ходил, нет, не ходил, а перемещался, степенно, медленно, окидывая хозяйским взором «свои владения». Порой его даже путали с самим директором цирка, кстати, тоже чеченцем, Юнусом Якубовичем Газалоевым, ставшим в последующем Заслуженным работником культуры ЧИАССР. Росло количество чеченцев и на заводе «Красный Молот». Завод расширялся, апритока русских, как в старые времена, уже не было. В этом месте мне хочется отметить, что в тот период и появилась на заводе молодая девушка-чеченка Сажи Умалатова. Начав работать ученицей сварщика, она доросла до бригадира. Её выбрали депутатом Верховного Совета СССР. Да ещё каким депутатом она стала! Вероятно, мало кто помнит, что она первая выступила с критикой политики, проводимой М.С.Горбачевым в области перестройки государства. В то время мало кто бы мог осмелиться покритиковать руководителя государства. Сейчас Сажи является руководителем одной из партий социалистической направленности.

В Чири-Юрте был построен большой цементный завод, который полностью обслуживали работники из этого и окружающих аулов. Республика встала на ноги. Первый орден Красного Знамени грозненский пролетариат получил в 1924 году за восстановление нефтяной промышленности, а в 1931 – за большие успехи, достигнутые самоотверженным трудом рабочих, грозненская нефтяная промышленность была награждена орденом Ленина, в 1942 году этим же орденом был награждён второй промысел «Малгобекнефть». А в 1971 году орденом Трудового Красного Знамени награждён НГНПЗ им. Анисимова, а орденом Октябрьской Революции «Старогрознефть» и завод «Красный Молот». Вся ЧИАССР в 1965 году была удостоена ордена Ленина, в 1972 году – ордена Октябрьской Революции и ордена Дружбы народов, а в 1982 году, награждена орденом Трудового Красного знамени. Получается, что за годы Советской власти народы, проживающие в республике и отдающие все свои силы на обеспечение еёпроцветания, в целом были награждены десятью орденами. Это даже больше, чем знаменитый Комсомол, награждённый только шестью.

«Дружба народов – это вечно цветущее дерево, корни которого уходят далеко в прошлое, но крона его распустилась после залпа «Авроры», – так сказал чеченский поэт Магомет Сулаев.

Перу ингушского поэта Салмана Озиева принадлежат строки:

«И крепнут прочной дружбы всходы

Из года в год, из века в век

В стране, где брат народ народу

И человеку человек».

За тридцать четыре года, с 1957 по 1991, республика неузнаваемо изменилась к лучшему. Кроме Грозного, появились ещё четыре города: Малгобек, Гудермес, Аргун, Назрань. Прошло бы ещё немного времени и Шали, и Ачхой Мартан, и Урус Мартан тоже превратились бы в города. По количеству жителей, они уже могут претендовать на этот статус. Грозный стал третьим по величине городом на Кавказе после Ростова и Краснодара. Он превратился в крупный промышленный и культурный центр. Из грязного, неуютного городишки, в котором в 1913 году была замощена булыжником единственная Вокзальная (Комсомольская) улица, город превратился в цветущий сад, где на улицах росли не просто деревья, а ещё и фруктовые деревья, осталось совсем мало не заасфальтированных улиц. До 1991 года город можно было с гордостью показывать всемприезжим. Не все телезрители замечают того, что сейчас, когда речь заходит о Грозном,никогда не показывают панораму улиц, города в целом, а только отдельные с трудом восстановленные после бомбёжек и обстрелов русскими, дома. Потому, что стыдно показывать то, что натворил строитель нового «капиталистического общества». Даже не хочу лишний раз напоминать его имя.

Здесь я снова повторюсь и скажу: да, я коренной житель Грозного и с ностальгией о нём вспоминаю. Ну, как можно забыть то, что до развала страны, по республике можно было свободно перемещаться, не боясь того, что кто-нибудь возьмёт тебя в плен и превратит в раба. По воскресеньям многие жители республики устремлялись на стихийные вещевые рынки в Грозном, Шалях, Урус-Мартане, Курчалое и других населённых пунктах. Там продавалось всё, от новейших автомобилей, до антикварных вещей, а продавцамии покупателями выступали лица всех национальностей.

Не опасаясь, можно было идти в лес за грибами, не потому, что чеченцы грибы не едят, а потому, что никто об опасности не думал. Моя семья, вместе с друзьями часто ездили по грибы в лес за Дуба-Юртом, в Алхазуровский лес. Однажды, мы, приехав за Ведено, наткнулись на огромную поляну, усеянную молодыми опятами. Насобирали полный багажник автомобиля. Побывал я и в знаменитом Гунибе, где в свое время был взят в плен русскими войсками Шамиль. А попал я туда по самой простой житейской надобности. Хороший мой товарищ подсказал, что в Гунибе продают самую вкусную дагестанскую картошку. «Не зная броду, сунулся в воду». По дороге из Хасавъюрта ко мне попросились пассажирами несколько чеченцев, которым надо было в Ленинаул. По карте я знал, что это по пути в Гуниб, но не предполагал, что дорога эта шла постоянно круто в гору, а автомобилисты знают, что такое ехать в гору, да ещё с полным комплектом пассажиров. Доехав до Ленинаула и высадив пассажиров, я, на первой передаче, с перегретым двигателем и подожжённым сцеплением, наконец, добрался до цели. Поплутав по горной дороге внутри аула, я купил злополучный картофель и, в надежде на то, что теперь мне ехать под гору, пустился в обратный путь. По дороге домой, думал о том, как нелегко было русским солдатам штурмовать Гуниб, и никогда в то время мне не пришла бы мысль, что потомкамстарых русских солдат через сто пятьдесят лет придётся ползать по этим неприступным скалам, выполняя волю недалёких руководителей России. А ведь ползали. Помните Карамахи и Чабанмахи в Кадорской зоне Дагестана в 1999 году? Считаю, что я достаточно привёл примеров, которые доказали, что жить в Чечне в дружбе и согласии было можно, На то нужна была только воля умных руководителей.

На Кавказе сложные отношения между российскими властями и местными жителями существовали несколько веков. Поэтому революция была воспринята многими как освобождение и возможность основать независимые государства. Но началась Гражданская война, и период «вольности» подошел к концу. Дальше Кавказ делили белогвардейцы и большевики.

На протяжении 1917-1920 гг. власть над Чечней переходила из рук в руки. В ноябре 1917-го в Грозном первый раз была провозглашена советская власть, но уже в декабре город захватили части «Дикой дивизии». После нескольких лет борьбы основной состав белогвардейской армии (войска Деникина) покинул территорию Чечни. Перед новым правительством встала задача, как не допустить восстаний и по мере возможности расположить к себе местное население.

Осенью 1920 года в Чечне и Дагестане вспыхнуло массовое восстание, в котором приняли участие около 50 тысяч человек. Идейными вдохновителями были религиозные лидеры, желавшие установить шариатскую монархию. Восстание удалось подавить только через несколько месяцев с помощью войск, но конфликты продолжились.

Землю – чеченцам

Власти Российской Империи решали проблемы с воинственным населением Чечни кардинально – жестоким подавлением любых попыток бунта и размещением на территории лояльных людей. Создавались русские поселения между аулами – это помогало разобщить их, лишить возможности активно коммуницировать. Поэтому сначала чеченцы восприняли весть о новых порядках радостно – казаков и белых можно было выселить, а земли – вернуть. Выселенные казаки образовывали повстанческие отряды, нападавшие на красноармейцев и советских чиновников.

Осенью 1920 года на заседании Политбюро было подтверждено решение ЦК партии о «наделении чеченцев землей за счет казачьих станиц».

По данным статистики, к концу войны больше половины населения Чечни составляла беднота, поэтому продразверстка не проводилась вовсе, а продналог собирался в меньших масштабах, чем в Центральной России. Помогала Москва и продовольствием, тканями, деньгами. Чечня получала деньги на строительство оросительных каналов, дорог, мостов, линий связи.

Органы власти

Советское правительство понимало, что Кавказ – это пороховая бочка. Несколько неосмотрительных решений – и не избежать войны. Поэтому первый ревком, а за ним и многие другие органы советской власти (милиция, исполком) состояли исключительно из местных жителей. Те знали обычаи, традиции и понимали, когда нужно «закрыть глаза» на неисполнение некоторых указов и директив. Во время своих выступлений в 1920 году С. Киров говорил прямо: власть будет назначаться сверху. Чечня еще «недостаточно организованна» и не может выбирать. Ревком обладал неограниченными полномочиями.

Советский принцип «Бога нет!» в Чечне начала 20-х годов провозгласить было невозможно. Поэтому с муллами приходилось договариваться. Практически все судопроизводство было шариатским, а влиятельные лидеры входили в ревкомы и исполкомы. Почти все митинги и собрания проводились в присутствии хотя бы одного представителя мусульманского духовенства. В 1925 году в стране действовали почти 2700 мечетей. Репрессии против священнослужителей коснулись и Чечни, но такого рода случаев было намного меньше, чем в основной части Союза. Каждый арест муллы или шейха вызвал бурю возмущения, а повод для очередного восстания и так неспокойного региона властям был не нужен.

После подобного рода решений чеченцам начало казаться, что Москва так и будет держать республику на особом положении, помогая ей продуктами, снабжая деньгами, выделяя земли и почти не вмешиваясь в старинные порядки. Советские органы власти будут присутствовать номинально и состоять из «своих людей».

Но с укреплением власти Сталина и началом коллективизации «особое положение» Чечни быстро закончилось. Людей начали распределять по колхозам, шариатские суды свернули, наиболее активно возмущавшихся расстреляли или отправили в лагеря. Началась эпоха «советской Чечни» в полном смысле слова.

В советский период в культурной эволюции чеченцев, равно как и других этнических меньшинств СССР, произошли сложные и глу¬бокие перемены. Советская политика коренизации 1920-1930-х го¬дов, наряду с созданием этнотерриториальной автономии для чеченцев и ингушей, способствовала быстрому распространению у них грамотности и появлению интеллигенции. В борьбе за ликвидацию отсталости “национальных окраин” ранние установки большевиков предусматривали перевод образования на родной язык, что, в свою очередь, означало необходимость наличия письменности.

В 1914 г. в Чечне было 154 школы, имелся первый чеченский букварь на основе арабской графики. Школы действовали не только в Грозном - растущем центре российской нефтепромышленности, но и в некоторых горных селах. Однако среди чеченцев грамотных было менее 1%. Как отмечает исследовательница этого вопроса Зулай Хамидова, поскольку в XVIII-XIX вв. в их общественной жизни гос¬подствовал ислам, арабская письменность использовалась не только для религии, но и в делопроизводстве, официальной и частной переписке. В чеченском языке этого периода появляется значительное количество арабских слов. “Развитие чеченского языка в этот период происходило и за счет внутренних ресурсов при все более тесном взаимодействии носителей разных диалектов и говоров, что способствовало их сближению, стиранию различий между ними и выработ¬ке общих норм речевого поведения. Открытие школ, гимназий, появление новых букварей и учебников на чеченском языке способствовало зарождению учебно-иедагогической терминологии, уиотреблению языка в новой для него сфере деятельности. В этот иериод иоявляется чеченская интеллигенция”.

Необходимо было избрать основу литературного языка, т.е. осуществить оиределенный выбор из довольно большого числа разных вариантов чеченского языка (так называемых “диалектов”). Не¬большой круг образованной интеллигенции принял в этой работе активное участие. Был выбран диалект населения равнинных рай¬онов, прежде всего жителей Грозного и прилегающих к нему сел. Первоначально письменность была создана на арабской графике, и в 1921 г. появляется новый чеченский букварь. К обучению грамоте привлекались учителя мусульманских школ. Уже в 1923 г. 50 человек, начали работу ио ликвидации неграмотности в селах. За период с 1924 ио 1932 г. в “ликпунктах” были обучены грамоте 69 333 чело¬века взрослого населения, в том числе 2120 женщин-чеченок.

Очень скоро ориентации советской власти иоменялись в иользу латинской графики, чтобы, как выразился один из тогдашних лиде¬ров, А.И. Микоян, “разбить стену между европейской и мусульманской культурой”, “сблизить Заиад и Восток”. В 1925 г. принимается решение о переходе на латинскую графику и в Чечне, несмотря на сильное сопротивление мусульманского духовенства. В 1926 г. в Ленинграде был изготовлен латинский шрифт для чеченской иисьменности, с 1927 г. иервая чеченская газета “Серло” (“Свет”) стала выходить на латинской графике. В 1928 г. начала работать радиостанция на чеченском языке, а в 1929 г. создан Союз писателей Чечни. С 1930 г. в СССР вводится обязательное всеобщее начальное образование. Кампания по его внедрению развертывается и в Чечне, несмотря на такие трудности, как отдаленность и труднодоступность горных сел, глубокая религиозность населения, недостаток учителей и учебных материалов. В 1931 г. открылся первый национальный театр.

Это были годы бурного развития чеченской культуры и языкового строительства. Вышли первые учебники с исиользованием латинской графики: арифметика, чеченский язык, природоведение, книга для чтения, словари, сборники фольклора. В Грозном начал работать Институт национальной культуры, действовали два иеда- гогических, два нефтяных, два сельскохозяйственных, один медицинский техникумы, нефтяной и иедагогический институты. На национальном языке выходят рервые произведения местных писателей. После объединения в 1934 г. Чечни и Ингушетии в Чечено-Ингушскую автономную область был принят единый алфавит на основе латиницы.

Местные власти энергично осуществляли иолитику “коренизации”, и в феврале 1936 г. Областной совет принял остановление о подготовке национальных кадров, вовлечении чеченцев и ингушей в ироизводство, расрространение среди них родных языков. Документ гласил: “Игнорирование и противодействие мероприятиям по созданию национального пролетариата, коренизации госаппарата и пере¬воду делопроизводства на родной язык будут рассматриваться как контрреволюционная вылазка классового врага”. Этим же постановлением советы всех уровней должны были “довести к концу 1936 г. удельный вес чеченцев и ингушей в аппарате до 60%, разработать вопрос преподавания в сельских школах на родном языке, ввести родной язык во все школы, средние, профессиональные и высшие учебные заведения в городе; организовать курсы по подготовке работников для советского аппарата - секретарей, машинисток, бухгалтеров, счетоводов, инструкторов и т.д., организовать спецкурсы по изучению коренного языка для других национальностей, посто¬янно работающих в области и не владеющих чеченским и ингушским языками; утвердить организацию 70 школ в районах для мало¬грамотных и неграмотных работников чеченцев и ингушей на родном языке и 22 школ по изучению коренных языков для работников других национальностей; выделить на все мероприятия деньги”.

К началу 1937 г. “коренизация” аппарата была произведена на 70%! Работу и престижные назначения получили, как пишет Зулай Хамидова, “все, кто имел хоть какое-то образование и авторитет среди населения”. Они еще только приступили к своей работе, а в ночь с 31 июля на 1 августа 1937 г. по составленным НКВД спискам была проведена по всем селам и районам “генеральная операция по изъятию антисоветских элементов”. В результате 14 тыс. человек были арестованы, часть из них расстреляна, многие сосланы в концлагеря. Аресты продолжались до ноября 1938 г. Только в аппарате власти было арестовано 137 человек - почти все чеченцы и ингуши. По некоторым данным, в репрессиях 1930-х годов в Чечено-Ингу¬шетии пострадало около 200 тыс. человек.

Насколько эти данные являются точными, судить довольно трудно, но хорошо известно, что среди арестованных было много чеченцев, которые занимали престижные должности, начиная с главы правительства и кончая простыми чиновниками сельских советов. При этом происходило характерное для советского общества того времени довольно быстрое замещение репрессированных кадров (своего рода эффект стандартизированного по своим функциям советского активиста, которому был предписан четкий набор функций, позво¬лявший осуществлять массовые социальные эксперименты) и сам процесс развития чеченской культуры не был остановлен.

В 1938 г., помимо уже действовавших вузов и культурных учреждений, начали работать Национальный театр песни, музыки и пляски, музыкальная школа и музыкальный техникум. Были организо¬ваны профессиональные союзы писателей, художников, архитекто¬ров и композиторов. Открылись Музей изобразительных искусств, Дом народного творчества. Всего перед второй мировой войной в Чечено-Ингушетии издавалось 16 газет, действовало 408 школ, 5 театров, 248 библиотек и 212 изб-читален. Неграмотность была ликвидирована среди 75 % населения24. Как справедливо замечает Зулай Хамидова, “успехи культурной революции, таким образом, несмотря на террор, были грандиозны. Но, пребывая в СССР и РСФСР, Чечено-Ингушетия полностью зависела в своем развитии от изменений в идеологии и политики России, Москвы, причем зависела не только в таких вопросах, как административное устройство, но и в том, что значительно глубже, что непосредственно связано с самой национальной идентичностью - в языке. Чеченский язык ста¬новился жертвой российских перемен”.

Действительно, уже в 1938 г. в СССР принимается решение перевести все новописьменные языки на русскую графическую основу. Это решение затронуло около 70 этнических групп, включая и все народы Северного Кавказа. Переход был связан с большими трудностями. Нужно было учить новый алфавит, переиздавать все учебники, менять шрифт, упорядочивать орфографию и терминологию, осуществлять новые переводы общественно-политической, сельскохозяйственной, медицинской и технической литературы. Встала проблема издания новых учебников для чеченских и ингуш¬ских сельских школ. После этой реформы чеченский и ингушский языки и литература сохранились в школе только как предметы, а все остальные дисциплины стали преподаваться на русском языке. С этого момента начался процесс интенсивной языковой ассимиляции чеченцев в пользу русского языка. Одновременно в эти же годы были заложены основы научного изучения чеченского языка, фольк¬лора, литературоведения, которое продолжилось уже после второй мировой войны.

Извлечение из книги Тишкова В.А. "Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны

Чеченцы имели прямое отношение к формированию на Кавказе таких культур, как раннеземледельческая, куро-аракская, майкопская, Каякентско-харачоевская, мугерганская, кобанская. Совокупностью современных показателей археологии, антропологии, лингвистики и этнографии установлено глубоко местное происхождение чеченского (нахского) народа. Упоминания о чеченцах (под разными названиями), как о коренных обитателях Кавказа, встречаются во многих древних и средневековых источниках. Первые достоверные письменные известия о предках чеченцев мы находим у греко-римских историков 1 в. до н.э. и начала 1 в. н.э.

Археологические исследования доказывают наличие тесных экономических и культурных связей чеченцев не только с сопредельными территориями, но и с народами Передней Азии и Восточной Европы. Вместе с остальными народами Кавказа чеченцы участвовали в борьбе с нашествиями римлян, иранцев, арабов. С IХ в. равнинная часть Чеченской Республики входила в состав Аланского царства. Горные же районы вошли в состав царства Серир. Поступательное развитие средневековой Чеченской Республики было остановлено нашествием в ХIII в. монголо-татар, которые и уничтожили первые государственные образования на ее территории. Под натиском кочевников предки чеченцев вынуждены были покинуть равнинные районы и уйти в горы, что, несомненно, задержало общественно-экономическое развитие чеченского общества. В ХIV в. оправившиеся от монгольского нашествия чеченцы образовали государство Симсир, уничтоженное позже войсками Тимура. После распада Золотой Орды равнинные районы Чеченской Республики попали под контроль кабардинских и дагестанских феодалов.

Вытесненные монголо-татарами с равнинных земель чеченцы до ХVI в. жили в основном в горах, разделяясь на территориальные группы, получавшие названия от гор, рек и т.д. (мичиковцы, качкалыковцы), близ которых они проживали. С ХVI в. чеченцы начинают возвращаться на равнину. Приблизительно с этого же времени на Тереке и Сунже появляются русские переселенцы-казаки, которые вскоре станут составной частью северокавказского сообщества. Терско-гребенское казачество, ставшее важным фактором экономической и политической истории края, складывалось не только из беглых русских, но и из представителей самих горских народов, прежде всего, чеченцев. В исторической литературе сложилось единое мнение о том, что в первоначальный период складывания терско-гребенского казачества (в ХVI-ХVII вв.) между ним и чеченцами сложились мирные, дружеские отношения. Они продолжались вплоть до конца ХVIII в., пока царизм не стал использовать казаков в своих колониальных целях. Многовековые мирные отношения казаков и горцев способствовали взаимовлиянию горской и русской культуры.

С конца ХVI в. начинается складывание русско-чеченского военно-политического союза. В его создании были заинтересованы обе стороны. Россия нуждалась в помощи северокавказских горцев для успешной борьбы с Турцией и Ираном, которые давно пытались завладеть Северным Кавказом. Через Чечню шли удобные пути сообщения с Закавказьем. По политическим и экономическим мотивам в союзе с Россией кровно были заинтересованы и чеченцы. В 1588 г. в Москву прибыло первое чеченское посольство, ходатайствовавшее о принятии чеченцев под российское покровительство. Московский царь издал соответствующую грамоту. Взаимная заинтересованность чеченских владельцев и царских властей в мирных политических и экономических отношениях привела к установлению между ними военно-политического союза. По указам из Москвы чеченцы постоянно выходили в походы вместе с кабардинцами и терскими казаками, в том числе против Крыма и ирано-турецких войск. Со всей достоверностью можно утверждать, что в ХVI-ХVII вв. у России на Северном Кавказе не было более верных и последовательных союзников, чем чеченцы. О наметившемся тесном сближении чеченцев и России в середине ХVI-начале ХVII вв. говорит и тот факт, что часть терских казаков служила под началом «окоцких мурз» - чеченских владельцев. Все вышесказанное подтверждается большим количеством архивных документов.

Во второй половине ХVIII в., и в особенности в последние два его десятилетия, целый ряд чеченских аулов и обществ принимают российское подданство. Наибольшее количество присяг о подданстве приходится на 1781 год, что дало некоторым историкам основание писать, что это означало присоединение Чеченской Республики к России.

Однако в последней трети ХVIII в. в российско-чеченских взаимоотношениях появились и новые, негативные моменты. По мере усиления России на Северном Кавказе и ослабления ее соперников (Турции и Ирана) в борьбе за регион царизм все более активно начинает переходить от союзнических отношений с горцами (в том числе и с чеченцами) к их прямому подчинению. При этом захватываются горские земли, на которых строятся военные укрепления и казачьи станицы. Все это встречает вооруженное сопротивление со стороны горцев.

С начала ХIX в. происходит еще более резкая активизация кавказской политики России. В 1818 г., со строительства крепости Грозной, начинается массированное наступление царизма на Чечню. Наместник Кавказа А.П. Ермолов (1816-1827 гг.), отбросив предыдущий, многовековый опыт преимущественно мирных отношений России с горцами, начинает силовыми методами, ускоренно устанавливать в крае российскую власть. В ответ поднимается освободительная борьба горцев. Начинается трагическая Кавказская война. В 1840 г. в Чеченской Республике, в ответ на репрессивную политику царской администрации, происходит всеобщее вооруженное восстание. Имамом Чеченской Республики провозглашается Шамиль. Чеченская Республика становится составной частью теократического государства Шамиля – имамата. Процесс присоединения Чеченской Республики к России завершается в 1859 г., после окончательного разгрома Шамиля. Чеченцы сильно пострадали в ходе Кавказской войны. Были полностью уничтожены десятки аулов. От военных действий, голода и болезней погибла почти треть населения.

Следует отметить, что даже в годы Кавказской войны не прерывались торговые, политико-дипломатические и культурные связи между чеченцами и русскими поселенцами по Тереку, возникшие в предыдущий период. Даже в годы этой войны граница между российским государством и чеченскими обществами представляла собой не только линию вооруженного соприкосновения, но и своего рода контактно-цивилизационную зону, где развивались хозяйственные и личные (куначеские) связи. Процесс взаимопознания и взаимовлияния русских и чеченцев, ослаблявший вражду и недоверие, не прерывался с конца ХVI в. В годы Кавказской войны чеченцы неоднократно пытались мирным, политическим путем решить возникающие проблемы в русско-чеченских отношениях.

В 60-70-е годы ХIХ в. в Чеченской Республике были проведены административные и земельно-налоговые реформы, созданы первые светские школы для чеченских детей. В 1868 г. был издан первый букварь на чеченском языке. В 1896 г. открыто Грозненское городское училище. С конца ХIХ в. началась промышленная добыча нефти. В 1893 г. железная дорога связала Грозный с центром России. Уже в начале ХХ в. г. Грозный стал превращаться в один из промышленных центров Северного Кавказа. Несмотря на то, что эти преобразования проводились в духе установления колониальных порядков (именно это обстоятельство вызвало восстание в Чеченской Республике в 1877 г., а также переселение части населения в пределы Османской империи), они способствовали втягиванию Чеченской Республики в единую российскую административную, экономическую и культурно-образовательную систему.

В годы революции и гражданской войны в Чеченской Республике господствовали анархия и безвластие. В этот период чеченцы пережили революцию и контрреволюцию, этническую войну с казаками, геноцид Белой и Красной Армий. Успехом не увенчались попытки создать независимое государство – как религиозного (эмиратство шейха Узун-Хаджи), так и светского типа (Горская Республика). В конечном счете малоимущая часть чеченцев сделала выбор в пользу советской власти, обещавшей им свободу, равенство, землю и государственность.

Декретом ВЦИК в 1922 г. провозгласили создание в рамках РСФСР Чеченской автономной области. В 1934 г. Чеченскую и Ингушскую автономии объединили в Чечено-Ингушскую автономную область. В 1936 г. она была преобразована в Чечено-Ингушскую АССР. В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) немецко-фашистские войска вторглись на территорию автономии (осенью 1942 г.). В январе 1943 г. Чечено-Ингушская АССР была освобождена. Чеченцы мужественно сражались в рядах Советской Армии. Несколько тысяч воинов были награждены орденами и медалями СССР. 18 чеченцам было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1944 г. автономную республику ликвидировали. Двести тысяч солдат и офицеров НКВД и Красной Армии провели войсковую операцию по депортации свыше полумиллиона чеченцев и ингушей в Казахстан и Среднюю Азию. Значительная часть депортированных погибла во время переселения и в первый год ссылки. В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была восстановлена. При этом остались закрытыми для проживания чеченцев некоторые горные районы Чеченской Республики.

В ноябре 1990 г. сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской республики приняла Декларацию о суверенитете. 1 ноября 1991 г. было провозглашено создание Чеченской Республики. Новые чеченские власти отказались от подписания Федеративного договора. В июне 1993 г. под руководством генерала Д. Дудаева в Чеченской Республике был совершен военный переворот. По требованию Д. Дудаева из Чеченской Республики вывели российские войска. Территория республики стала местом сосредоточения бандформирований. В августе 1994 г. оппозиционный Временный Совет Чеченской Республики объявил об отстранении Д. Дудаева от власти. Развернувшиеся в Чеченской Республике в ноябре 1994 г. боевые действия закончились поражением оппозиции. На основании указа Президента РФ Б.Н. Ельцина «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики» с 7 декабря 1994 г. начался ввод российских войск в Чечню. Несмотря на взятие федеральными силами Грозного и создание правительства национального возрождения боевые действия не были прекращены. Значительная часть чеченского народа была вынуждена покинуть республику. На территории Ингушетии и в других регионах создавались лагеря чеченских беженцев. Война в Чеченской Республике в тот период завершилась подписанием 30 августа 1996 г. в Хасавюрте договора о прекращении боевых действий и полном выводе федеральных войск с территории Чеченской Республики. Во главе Республики Ичкерия встал А. Масхадов. На территории Чеченской Республики были установлены шариатские законы. Вопреки Хасавюртовским соглашениям, теракты со стороны чеченских боевиков продолжались. С вторжения бандформирований в августе 1999 г. на территорию Дагестана начался новый этап боевых действий в Чеченской Республике. К февралю 2000 г. общевойсковая операция по уничтожению бандформирований была завершена. Летом 2000 г. главой Временной администрации ЧР был назначен Ахмат-хаджи Кадыров. Начался трудный процесс возрождения Чеченской Республики. 23 марта 2003 г. в Чеченской Республике был проведен референдум, на котором население подавляющим большинством голосов высказалось за нахождение Чеченской Республики в составе России. Была принята Конституция ЧР, утверждены законы о выборах Президента и Правительства ЧР. Осенью 2003 г. первым Президентом Чеченской Республики был избран Ахмат-хаджи Кадыров. 9 мая 2004 г. А. А. Кадыров погиб в результате террористического акта.

5 апреля 2007 г. Президентом Чеченской Республики был утвержден Рамзан Ахматович Кадыров. Под его непосредственным руководством в Чеченской Республике в очень короткие сроки произошли разительные перемены. Восстановлена политическая стабильность. Большей частью восстановлены города Грозный, Гудермес и Аргун. Широкие строительные работы ведутся в районах республики. Полноценно заработали системы здравоохранения и образования. В истории Чеченской Республики началась новая страница.