Возражения по акту налоговой проверки ндфл образец. Чего ожидать после передачи возражений в ифнс

Получив , налогоплательщик вправе подать в налоговый орган письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ). Это можно сделать в том случае, если:
- налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями налогового инспектора по существу;
- если есть необходимость указать руководителю инспекции (его заместителю) на ошибки, неточности в акте и (или) нарушение прав налогоплательщика в ходе проверки.

Примечание. Налогоплательщик имеет право представить возражения на акт камеральной проверки. И таким образом повлиять на принятие решения в целом по итогам камеральной проверки.

Представление возражений - это право налогоплательщика, т.е. возражения можно не подавать. Причем непредставление возражений не означает того, что налогоплательщик полностью согласен со всем изложенным в акте. НК РФ дает налогоплательщику право в любом случае представлять пояснения по актам проверок (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ):
- в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ);
- при обжаловании решений по таким актам в вышестоящий налоговый орган и в случае судебного разбирательства (ст. ст. 137 - 138 НК РФ).

Когда правом надо воспользоваться

Своим правом на следует воспользоваться, например, если налогоплательщик категорически не согласен с выводами, сделанными налоговиками, и намеревается отстаивать свою позицию перед руководителем налогового органа, в вышестоящем органе или суде.
Практика показывает, что не имеет смысла акцентировать внимание лишь на формальных нарушениях при проведении камеральной проверки (например, нарушение срока проверки). И подавать возражения, основываясь лишь на формальных нарушениях, нет смысла. Более того, это нецелесообразно, поскольку налоговики получат возможность своевременно исправить мелкие недочеты. Соответственно, налогоплательщик лишится дополнительных "козырей", ведь на формальные недочеты можно будет указать и в суде.
Таким образом, возражать следует лишь относительно тех выводов, которые сформулированы в описательной и итоговой частях акта камеральной проверки.
Налогоплательщик должен понимать, что лишь нарушение срока составления акта или трехмесячного срока проведения камеральной проверки не будет препятствовать вынесению решения ИФНС.

По форме

Возражения подаются в письменной и произвольной форме. Они могут быть поданы:
- на акт камеральной проверки в целом;
- на его отдельные части (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Во вводной части указываются:
- дата представления возражений;
- наименование организации или Ф.И.О. физического лица;
- адрес местонахождения для организации или адрес места жительства для физического лица;
- ИНН, КПП;
- наименование налогового органа, в который представляются возражения;
- Ф.И.О. и должность налогового инспектора, который проводил камеральную проверку;
- по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период);
- даты начала и окончания проверки.
Указываются:
- возражения относительно конкретных выводов и (или) предложений;
- сумма, с взысканием которой налогоплательщик не согласен;
- аргументы обеих сторон - налогоплательщика и инспектора.
Аргументы следует высказывать кратко, четко, со ссылками на НК РФ.
Ставится подпись руководителя либо физического лица, а также представителя (при наличии). Проставляется печать (при наличии).

Необходимые приложения

Усилить позицию налогоплательщика могут:
- судебные решения. Это могут быть решения соответствующих ФАС или решения Высшего Арбитражного Суда РФ;
- письма Минфина России, ФНС России, УФНС по субъекту РФ или письменные разъяснения ИФНС России.
Но лучше всего подтверждают правоту налогоплательщика соответствующие документы - регистры учета, "первичка" и т.д. Документы прилагаются в виде заверенных копий.
Необходимое уточнение: налогоплательщик имеет право прилагать документы, но не обязан это делать (п. 6 ст. 100 НК РФ). Однако наличие документов может существенно повлиять на вынесение положительного решения.
Насколько правомерно представлять недостающие документы в вышестоящий орган или суд? Налогоплательщик в обоснование своих возражений по акту может представить в суд документы и иные доказательства независимо от того, были ли они представлены в налоговый орган в установленные сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ).
ВАС РФ указал, что суд обязан принять и оценить представленные в судебное заседание документы (п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Это решение актуально до сих пор, но эта позиция неприменима, если документы уже были истребованы ИФНС в ходе проверки, но не были представлены в инспекцию до вынесения решения без уважительной причины. Уважительными причинами непредставления документов могут считаться, например, следующие:
- нет доказательств, что налоговый орган направлял налогоплательщику требование о представлении документов;
- нет доказательств надлежащего вручения требования;
- документы были изъяты;
- требование не получено по вине сотрудников почты и т.д.

Подаем возражения

Для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится 15 рабочих дней со дня получения экземпляра акта камеральной проверки (ст. 100 НК РФ). Срок для представления возражений исчисляется со дня, следующего за днем, когда вы получили акт камеральной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Если налогоплательщик не является за актом, уклоняется от его получения и т.д., то 15 дней будут исчисляться начиная с седьмого дня после даты отправки акта по почте (абз. 2 п. 5 ст. 100, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Представить возражения можно в любой день, в том числе и в последний. Но, конечно, лучше не тянуть.
Возражения подаются в налоговый орган, который осуществлял проверку и составлял соответствующий акт.
Возражения рассматриваются в течение 10 дней (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Примечание. Если нет возможности представить документ одновременно с возражениями, то можно согласовать срок их представления с ИФНС (п. 6 ст. 100 НК РФ). Строго говоря, и согласование не обязательно, поскольку налоговый орган при принятии решения обязан учитывать все имеющиеся у него материалы (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Целесообразнее изготовить возражения в двух экземплярах - один остается в ИФНС, другой, с отметкой канцелярии ИФНС (отметка о приеме, дата приема, подпись и Ф.И.О. принявшего), - у налогоплательщика.
Не следует направлять возражения на акт камеральной проверки по почте, поскольку есть вероятность того, что ИФНС России не получит их до вынесения решения по итогам проверки.
К сожалению, возможности продления срока представления возражений НК РФ не предусматривает.
Срок, в течение которого руководитель инспекции (его заместитель) должен вынести решение, отсчитывается от даты окончания 15-дневного срока для представления возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Однако возражения, поданные позже установленного срока, но до вынесения решения по итогам проверки, должны быть учтены при вынесении решения.
То есть в любом случае у налогоплательщика остается право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). То есть свои аргументы можно привести при обжаловании решения по итогам камеральной проверки в вышестоящем налоговом органе или суде.

Если право на возражения нарушено

Одно из наиболее распространенных нарушений права налогоплательщика - вынесение решения до истечения срока подачи возражений.
Решение, которое принято до истечения срока подачи возражений, будет отменено, если налогоплательщик:
- не был уведомлен о дате рассмотрения материалов и
- не участвовал при их рассмотрении.
К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки относятся (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ):
- обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
- обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
В данном случае налицо нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, что является безусловным основанием для отмены решения по итогам проверки.
Часто налогоплательщик лишается возможности представить возражения, поскольку не вручается акт камеральной проверки до рассмотрения ее материалов. Например, акт пришел по почте после того дня, на который было назначено рассмотрение материалов проверки.
Можно с уверенностью утверждать, что суд примет решение в пользу налогоплательщика, если он был не извещен о дате рассмотрения материалов проверки и не присутствовал на нем.
Если же налогоплательщик присутствовал при рассмотрении, то, скорее всего, суд не станет отменять решение. Процедура рассмотрения предполагает оглашение акта и то, что налогоплательщик может дать объяснения (ст. 101 НК РФ).
Случается, что вовремя представленные возражения не включаются в материалы проверки. Причины могут быть самые разнообразные, но ситуация складывается всегда одна:
- налогоплательщик, будучи уверенным, что высказал свою позицию в возражениях, не является на рассмотрение материалов проверки;
- руководитель инспекции (его заместитель), не "встретив" возражений, принимает решение без учета возражений и объяснений налогоплательщика.

Примечание. Целесообразно присутствовать при рассмотрении материалов проверки или направить представителя. На тот случай, если выяснится, что возражения налогоплательщика не поступали, рекомендуется запастись доказательствами того, что они были своевременно представлены:
- копией с отметкой о принятии ИФНС;
- почтовыми документами - квитанцией и описью вложения (если возражения направлялись по почте).

С учетом того что праву налогоплательщика представить возражения на акт корреспондирует обязанность фискалов принять и рассмотреть их в составе материалов налоговой проверки, скорее всего, решение ИФНС будет отменено в судебном порядке. Однако это возможно в том случае, если в возражениях содержалась информация, которая однозначно подтверждает правоту налогоплательщика.

Возражение на акт камеральной налоговой проверки - образец составления подобного документа, а также практические советы и нюансы его разработки стали темой этой статьи. От своевременности и качества ответа на акт может зависеть конечный итог спорной ситуации для налогоплательщика.

Порядок обжалования результатов камеральной налоговой проверки в 2018 — 2019 году: обязателен ли ответ на акт проверки

Возражения на акт камеральной налоговой проверки — предусмотренная Налоговым кодексом форма ответа проверяемого лица на претензии по представленной им декларации, выраженные в акте проверки. Речь может идти только о претензиях и возражениях, поскольку акт составляется только при обнаружении в процессе камеральной проверки нарушений (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Более подробно об этом можно узнать из наших статей на сайте:

При этом необязательно подобные нарушения влекут налоговую ответственность. Например, налогоплательщик может неверно рассчитать сумму авансовых платежей по налогу. В данной ситуации возникает только обязанность уплатить пени, но не ответственность за налоговое правонарушение.

С момента действительного или презюмируемого получения исчисляется срок, равный 1 месяцу, для направления письменных возражений по почте либо нарочным (п. 6 ст. 100 НК РФ). Ответ на акт является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Зачем и как этим правом нужно воспользоваться — об этом далее.

Для чего нужны возражения на акт налоговой проверки, форма и реквизиты возражения

Для положительного для налогоплательщика результата спора с налоговым органом имеет большое значение последовательность позиции проверяемого лица на всем протяжении времени начиная с момента получения требования о даче пояснений, которое направляется при обнаружении нестыковок в декларации.

Если какие-либо доводы и документы появляются только в судебном заседании, это не только вызывает критическую оценку суда, но и может повлечь отказ в вычете (см. постановление АС МО от 22.06.2015 № Ф05-7336/15 по делу № А40-72073/2014). Поэтому выработка юридически обоснованной позиции — это задача не по подготовке к судебному процессу, а по разработке аргументированного ответа на требования или возражений на акт. При надлежащем обосновании позиции налогоплательщика на этих этапах привлечение к налоговой ответственности может не состояться.

Возражения оформляются в виде письменного документа (п. 6 ст. 100 НК РФ). Их реквизиты выработаны практикой:

  1. Наименование и адрес налогового органа, куда направляется документ.
  2. Указание отправителя (проверяемого лица), если документ составляется не на официальном бланке, содержащем необходимые реквизиты (наименование, ИНН, адрес).
  3. Исходящий номер и дата.
  4. Заголовок: «Возражения (в единственном числе — при одном возражении по тексту) на акт камеральной налоговой проверки №__ от __ г.».
  5. Текст возражений (аргументация).
  6. Перечень приложений.
  7. Наименование должности подписанта, подпись, Ф. И. О.

По сути, этот документ не отличается от будущей апелляционной жалобы на решение налогового органа, поэтому к его содержанию нужно отнестись ответственно. Целесообразно учесть такие нюансы:

  1. В возражениях проверяемое лицо:
  • выражает несогласие с выводами проверяющих, изложенными в акте, по существу (указывает на несоответствие фактическим обстоятельствам, нормам НК РФ и разъяснениям Минфина РФ о порядке исчисления налогов и представления декларации);
  • высказывает замечания процедурного характера (о нарушении срока ожидания пояснений, представлении требования, противоречащего п. 7 ст. 88 НК РФ и др.).
  1. Должна быть логика изложения. Приводится довод проверяющих, затем его опровержение, после этого идет переход к следующему доводу.
  2. Каждый аргумент должен преследовать определенную цель. При этом нужно учитывать, что в некоторых случаях может быть получен результат, не соответствующий целям заявителя возражений. Это вытекает из того, что наличие акта не означает полного завершения проверки. Некоторые из указанных проверяемым лицом недостатков налоговый орган может устранить, назначив дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Форму возражений можно посмотреть в файле, доступном для скачивания по ссылке: Образец ответа на акт камеральной налоговой проверки .

Порядок и сроки направления возражений

Обязанность налогового органа — выждать установленный НК РФ срок, в течение которого проверяемое лицо может представить свои возражения. При этом может возникнуть вопрос об исчислении этого периода. Его начало — это день, следующий за днем получения акта или за 6 днем после его отправки по почте. Он истекает в соответствующее число через 1 месяц: если акт получен 21.05, то срок истекает 22.06, а если он выпал на выходной, то на следующий за ним рабочий день (ст. 6.1 НК РФ).

По вопросу о том, когда возражение считается поступившим вовремя, высказано 2 позиции: если оно в последний день срока (22.06 в нашем примере):

  • фактически получено, см. постановление 9-го ААС от 29.01.2016 № 09АП-57918/15 по делу № А40-137588/15;
  • отправлено по почте (на конверте и (или) описи вложения есть оттиск штемпеля почтового отделения), см. п. 8 ст. 6.1 НК РФ, постановление 16-го ААС от 25.01.2011 № 16АП-372/2009 по делу № А20-2255/2008.

Следует учитывать, что проверяемое лицо имеет и другие возможности выразить свое мнение до вынесения решения:

  • Путем дачи пояснений при рассмотрении дела (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ).
  • Представления документов и пояснений (пп. 3, 8 ст. 88 НК РФ).
  • Подачи уточненной налоговой декларации, которая будет учтена в обязательном порядке в случае ее поступления до завершения 3-месячного срока проверки. В таком случае проверка и течение всех сроков начинаются заново (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Итак, возражения на акт камеральной налоговой проверки должны представляться в письменной форме и содержать аргументацию, направленную на опровержение доводов проверяющих лиц, изложенных в акте. К ним могут быть приложены документы (их копии). Срок для направления составляет 1 месяц от даты получения акта.

Об итогах камеральной проверки организация узнает из акта. При несогласии с содержанием этого документа, фирма вправе подать на него возражения личным посещением ИФНС или заказным письмом.

Обязательные понятия

Для правильного написания возражения на акт камералки нужно изучить действующее законодательство по данному вопросу. Чтобы понять его правильно, сначала нужно ознакомиться с необходимыми терминами. К основным из них относятся следующие:

  • ИФНС, ПФР, ФСС.
  • Камеральная ревизия.
  • Акт итогов контроля.
  • Налоговая отчетность.
  • Возражение.

Правом на совершение камералки обладают ИФНС, фонды: соцстрах и пенсионный. Данные организации вправе затребовать отчетность проверяемого субъекта. Наибольшей властью наделена налоговая инспекция. Данная структура вправе не только затребовать документы, но изъять их, провести инвентаризацию, допрос и иные дополнительные мероприятия.

Камеральная ревизия представляет собой процедуру аудита всех перечислений в пользу государственных структур: проверку деклараций по налогам, правомерность использования льгот и вычетов, выявление недоимки.

По итогам вышеописанной ревизии составляют акт о ее результатах. Данный документ является юридическим. Он выдается в течение 10 дней с даты окончания контрольных мероприятий представителю организации.

Все выявленные недочеты нужно обязательно исполнить. При несогласии фирмы с указанными в документе ошибками, она вправе представить свои письменные возражения.

Нормативная база

Процедура проверки и написание возражения регулируются нормативной базой РФ. К особоважным из них относятся следующие:

Статья налогового кодекса Основной смысл статьи
88 Рассматривает самые актуальные вопросы проведения камералок всех типов.
93 Законность требования документации у проверяемой организации.
93.1 Право ИФНС запрашивать информацию у контрагентов.
90 Право налоговиков на свидетельский опрос.
95 Порядок проведения экспертиз.
87 Допустимость привлечения сторонних экспертов.
91, 92 Осмотр документации и имущества.
100 Срок составления акта об итогах ревизии.
139.2 Список обязательных данных, содержащихся в возражении.
ФЗ 153 от 02.07.13 Содержит поправки к статье 139.2 НК
Письмо Минфина от 11.05.12 № 03-02-07/1-122 Ссылки на статьи, определяющие порядок представления бумаг для проверки.

Обжалование полученного акта

Возражение на акт ревизии не имеет в настоящее время унифицированной формы.Главное, чтобы документ содержал определенную информацию. Подписывает его руководитель или доверенный им человек, например главбух.

Процедуру обжалования можно представить в следующем порядке:

  1. Фирме выдается акт по итогам ревизии.
  2. Руководитель, юристы, бухгалтер фирмы рассматривают его содержание.
  3. При необходимости составляют возражение.
  4. Документ отсылают почтой или доставляют лично.

Фирме необходимо иметь подтверждение о своевременном получении ИФНС возражения. Это может быть отметка канцелярии налоговой о принятии документа либо почтовая квитанция.

Документ на обжалование акта состоит из трех частей:

Возражение может составляться с помощью компьютера и принтера. К нему прилагают копии оправдательных документов, скрепленные печатями и подписанные. Делать это необязательно, однако их наличие может повлиять на положительное решение вопроса.

Пример.

Итогом камеральной проверки ООО «Нефтепром» инспекция отказала в возмещении НДС на сумму 9 млн. рублей. ИФНС выявила факт поступления на счет компании суммы налога в 45 млн. рублей в ревизионном периоде. Эти средства инспектора включили в налогооблагаемую базу. В итоге одни и те же операции оказались обложены налогом повторно.

Организация подготовила возражения с приложением первички, доказывающей, что поставляемые товары отражались в декларациях прошлых периодов, когда и проходила поставка. По данным возражений ИФНС приняла решение о возмещении суммы НДС.

Вводная часть документа

Заполнение возражения на акт ИФНС начинается с вводного раздела. Он должен содержать следующие данные:

  • Информацию о проведенной ревизии;
  • Причины на ее осуществления;
  • Продолжительность с фиксацией дат начала и окончания;
  • Перечисление проверяющих лиц;
  • Номер и дата полученного акта.

Сформулировать суть данного раздела можно так: «ИФНС ­­­­____ района _____ области в период с ____ по ____ осуществила камеральный контроль, по итогам которого составила акт № ____ от ____.

Часть-описание содержит все аргументы организации, на основании которых акт целиком или его части признаются недействительными. Факты приводятся во всех подробностях.Отражают факторы, повлиявшие на принятие фирмой своих решений. По возможности нужно подкреплять суждения ссылками на ФЗ, пояснения Минфина, постановления ИФНС, судебную практику. Оспорить подобную информацию будет очень непросто.

Указать стоит на неточности в арифметических расчетах, если таковые имеются, искажение фактов, некорректное понимание обстоятельств хозяйственной деятельности организации.

Все нарушения нужно описывать последовательно, опираясь на их деление на группы:

  1. Несоблюдение порядка процесса ревизии.
  2. Несоблюдение законодательных требований по налогам.

Если фирма выдвигает претензии только к процедуре проверки, то ИФНС может провести дополнительные контрольные мероприятия для устранения своих упущений.

Раздел резолюция

В резолюции возражения делается обобщение: указывается сумма доначислений, с которой фирма не согласна с разбивкой на периоды.

Формулировка данной части может быть такой: « Учитывая вышеизложенное и представленные поясняющие документы, просим отменить ревизионный акт (либо его пункты)№ ____ от ___ и отменить суммы недоимки в размере ____ и штрафа: ____.»

В резолюции следует попросить налоговиков уведомить фирму о дате, времени и месте рассмотрения возражения. Обязательно указать контактные данные.

Если к возражению приложены копии документов, нужно составить их опись. В ней указать наименования бумаг, реквизиты, число листов. Заверяется печатью и подписью каждая копия.

Написать возражение на акт следует в течение месяца с момента его получения. До окончания этого срока ИФНС не может принять решение по итогам ревизии. Если акт ИФНС отправляет по почте, то месячный интервал подачи возражения увеличивается еще на 6 дней. Днем получения документа признается шестой день с момента отправки.

Если фирма по уважительным причинам не представила возражения в срок и дала пояснения, ИФНС может продлить его.

Если доводы организации не обоснованы, налоговики не будут рассматривать их.

Пример.

Организация обжаловала претензии ИФНС на сумму 7 млн. рублей, предъявленные по итогам камеральной ревизии.

В решении инспекции указано, что налоговая выгода была получена фирмой в результате сотрудничества с недобросовестными контрагентами. В итоге ее признали обоснованной и отменили решение полностью. Суммы налогов, пеней и штрафов, уплаченных организацией по решению, ИФНС возместила на счет фирмы.

Компания подала заявление на возмещение излишне перечисленных налогов. Инспекция выплатила ей требуемую сумму в размере 700 тыс. рублей.

Дальнейшие действия

Руководитель или заместитель ИФНС рассматривает возражение, ревизионный акт и иные имеющиеся материалы и выносит на их основании решение.

ИФНС обязана проинформировать организацию о месте, дате и времени рассмотрения материалов ревизии. Представитель фирмы вправе ознакомиться с бумагами процесса. Каждый плательщик налогов вправе посетить эту процедуру лично или через доверенное лицо. Комиссия состоится и примет решение в любом случае: в присутствии представителя фирмы или без него.

Налогоплательщик может и не писать возражение на акт ревизии, а прийти на комиссию и выдвинуть свои требования в устной форме. Разрешено представить дополнительные бумаги к рассмотрению, которые ИФНС ранее не запрашивала. Ревизоры обязаны принять их и изучить.

В процессе вынесения решения можно дополнить ранее представленные возражения дополнительными фактами в свою защиту. Можно вовсе отказаться от своих возражений. В случае привлечения к ответственности и наличии переплаты по налогам следует обратить на это внимание ревизоров.

Дополнительные требования налоговики должны зафиксировать в протоколе рассмотрения материалов ревизии. Представителю организации выдают один экземпляр этого документа. Это свидетельствует о рассмотрении всех фактов и вынесении решения с их учетом.

Если претензий к ревизорам у фирмы нет, можно явиться на комиссию и ходатайствовать о смягчении наказания. Согласно ст. 114 НК при наличии хотя бы одного смягчающего вину обстоятельства налоговики снизят размер санкций минимум вдвое.

Досудебные действия и сроки их проведения представлены в таблице.

Если урегулировать разногласия с ИФНС не получается в мирном ключе, фирма вправе подать в суд по адресу регистрации . Это допустимо при реализации полного перечня досудебных мероприятий. Данная информация содержится в ст. 101.2 НК и ст. 148 АПК РФ.

Вопросы и ответы по теме камеральной проверки

Вопрос № 1. Возник спор с налоговой по перечислению НДС. В акте по камеральной ревизии ИФНС ссылается на практику других судов. Могут ли они использовать это в качестве нормы права?

При несогласии с текстом акта пишется возражения в том числе и на ссылку на решения других судов. Судебные решения не являются нормой права.

Вопрос № 2. Как поступить, если нет возможности явиться в ИФНС для вручения акта по итогам камералки? Я нахожусь в другом городе и не могу потратить время и деньги на переезд. Что делать, чтобы не привлекли к ответственности по ст. 19.4 КоАП (неисполнение требования сотрудника госнадзора)?

Нужна выдать доверенность представителю, который сможет съездить в налоговую. Если это невозможно, то у отсутствующего лица должны иметься оправдательные бумаги, подтверждающие невозможность визита. Например, командировочное удостоверение, билет на проезд. Обжаловать решение об установленной ответственности за нарушение можно в суде по месту жительства.

Вопрос № 3. Вправе ли сотрудник, находящийся на больничном листе, подписывать акт проверки?

Да, имеет право.

Вопрос № 4. Организация получила акт о результатах камеральной проверки 30 января 2016 года. Какой предельный срок подачи возражений?

Если в месяце, следующем за моментом получения акта дней меньше, чем в предыдущем, крайней датой отправки возражений будет последнее число следующего месяца. В данном случае этот день пришелся на 29 февраля 2016 года.

Вопрос № 5. ИФНС в ходе ревизии выявила недоимку. На это организация написала возражение. Налоговая сообщила о каком-то приостановлении работы инспектора и что деньги спишут со счетов в бесспорном порядке. Что они имеют в виду?

Без решения суда штрафы не могут списываться. Но такое решение может приниматься без участия организации. Недоимка и пени списываются в безакцептном порядке по распоряжению ИФНС по инкассовому поручению. Предварительно ИФНС обязана отправить фирме требование на добровольную уплату средств.

Итак, оформление возражение применяется при наличии разногласий по результатам камеральной проверки. Этот документ часто помогает организации в устранении конфликта с ИФНС и снижении размера налоговых санкций.

Каждая компания вправе подать возражение на акт налоговой проверки, если не согласна с инспекторами. В статье - общие правила и образец возражения по 6-НДФЛ.

Когда подавать возражения

Подать возражения можно в течение месяца со дня получения акта камеральной или выездной проверки в случае несогласия с фактами, изложенными в акте:

  • налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ);
  • об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

Срок считают со дня, следующего за тем, когда получен акт проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Истекает срок представления возражений в соответствующее число месяца, следующего за месяцем получения акта камеральной проверки (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Пример:

«Компания получила акт налоговой проверки 11 июня 2018 года. Значит, возражения нужно представить не позднее 11 июля 2018 года. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то последний день, когда можно представить возражения, истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ)».

Компания заинтересована представить возражения своевременно. Если опоздать, то рассмотрение материалов проверки пройдет без возражений. Значит, и инспекторы вынесут без учета мнения компании по спорным вопросам.

Как составить возражения

Утвержденной формы возражения на акт налоговой проверки нет. Налоговый кодекс РФ не содержит требований к оформлению и содержанию такого письма. Поэтому составьте возражения в произвольной форме в двух экземплярах. Один передайте в инспекцию, второй храните в организации.

Прежде всего в возражениях перечислите:

  • наименование инспекции, в которую представляются возражения;
  • наименование компании (фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя);
  • ИНН и КПП (если есть);
  • адрес регистрации, как в учредительных документах (адрес постоянной регистрации предпринимателя);
  • дату представления возражений;
  • наименования налогов или декларации (расчета), в отношении которых проводилась проверка с указанием периода;
  • даты начала и окончания проверки.

Затем надо привести конкретные пункты акта, с которыми компания не согласна. Желательно по порядку. Письменные возражения можно представить по акту в целом или по его отдельным положениям.

Важно перечислить только те претензии, которые напрямую связаны с выводами и предложениями налоговой инспекции, сформулированными в акте проверки. Даже если были формальные нарушения порядка проведения проверки или сам акт содержит какие-либо недочеты, то упоминать о них в возражениях не нужно.

Отвечает Олег Хороший,

начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

«Возражения по акту налоговой проверки подавайте в письменном виде. К ним можно приложить документы, которые подтверждают обоснованность возражений. Кроме того, подтверждающие документы можно передать в налоговую инспекцию и отдельно от возражений в заранее согласованный срок. Возражения и документы направляйте в ту инспекцию, сотрудники которой проводили проверку. Об этом говорится в пункте 6 статьи 100 НК.»

Поэтому если замечания компании касаются только процедуры проведения проверки, а не ошибочной позиции проверяющих, то возражения подавать не надо вовсе. Ведь на решение инспекторов они вряд ли повлияют. Такие претензии можно привести в дальнейшем уже при обжаловании решения.

Аргументы компании по каждому эпизоду должны быть убедительными. Поэтому свою позицию надо изложить максимально четко и по возможности обосновать, ссылаясь на нормы законодательства. Причем ссылаться в своих аргументах можно только на нормы, действовавшие в период, когда проводилась проверка. Дополнительно можно привести ссылки на официальные разъяснения Минфина России и налоговой службы.

  • Какие письма Минфина привести в возражениях на акт проверки:
  • Безопаснее руководствоваться теми письмами Минфина, которые адресованы вашей компании. Надежным вариантом будут и разъяснения, размещенные на официальном сайте ФНС России (nalog.ru) для обязательного применения. Конечно, в Налоговом кодексе РФ есть норма, обязывающая налоговиков руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения налогового законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Однако в самом министерстве не раз повторяли: данная норма Налогового кодекса РФ не требует от налоговиков руководствоваться абсолютно всеми разъяснениями. О том, что разъяснение является обязательным, должно быть сказано в самом письме. Но письма, адресованные другим компаниям, тоже могут сыграть свою роль как дополнительный аргумент.

Также можно подобрать примеры из судебной практики: решения Верховного суда, постановления арбитражных судов. Копии документов, на которые сделаны ссылки, надо приложить к возражениям.

Подписать возражения по акту может либо руководитель компании, либо другой сотрудник по доверенности. Например, главный бухгалтер.

Возражение на акт камеральной налоговой проверки по 6-НДФЛ

Налоговики рассылают компаниям акты проверок 6-НДФЛ. В них налоговики сообщают, например, что компания опоздала с уплатой НДФЛ, приводят периоды, когда организация перечисляла налог не вовремя. За это назначают штраф — 20 процентов от опоздавшего налога (ст. 123 НК РФ).

Иногда в выборку должников по НДФЛ ошибочно попадают компании, которые не нарушали сроки налоговых платежей. Программа ФНС не всегда корректно сопоставляет сроки из раздела 2 расчета 6-НДФЛ и платежек. Если вы уверены, что НДФЛ платили вовремя, об этом нужно сообщить налоговикам.

Подготовьте письменные возражения на акт камеральной налоговой проверки по 6-НДФЛ в свободной форме. В нем расскажите о том, почему не согласны со штрафом из акта. На это у вас есть месяц после даты, когда получили акт лично, по почте или через спецоператора (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки по 6-НДФЛ

Чтобы составить возражения налоговикам, воспользуйтесь нашим образцом, который расположен ниже. Скачать готовый пример документа можно по ссылке ниже. Это бесплатно.

Возражения на акт налоговой проверки по расчету 6-НДФЛ (образец)

Как оформить приложения

Компания вправе приложить к возражениям любые документы, подтверждающие обоснованность возражений. Эти бумаги можно передать в инспекцию и отдельно - в заранее согласованный срок (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Копию каждого документа нужно заверять отдельно, а не подшивку в целом (письмо Минфина России от 29 октября 2014 г. № 03-02-07/1/54849). Это по-прежнему касается абсолютно всех документов - и одностраничных, и многостраничных.

Одностраничные документы . Каждый из одностраничных документов безопаснее заверять отдельно. Если компания не успевает подготовить копии, можно попросить продлить срок их представления.

Другой вариант более рискованный - сформировать из копий документов подшивку и сделать на ней одну заверительную надпись. В такой ситуации инспекторы могут потребовать, чтобы компания заплатила штраф - по 200 руб. за каждый неверно заверенный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Но данный штраф можно будет отменить в суде, так как ответственности за неверное заверение документов в законодательстве нет (постановление ФАС Центрального округа от 1 ноября 2013 г. по делу № А54-8663/2012).

Многостраничные документы . Копию документа, состоящего из нескольких страниц, компания вправе заверить одной надписью. Каждый лист копии заверять не обязательно (письма Минфина России от 7 августа 2014 г. № 03-02-РЗ/39142, ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Например, копию многостраничного договора можно сформировать в виде подшивки. И сделать на ней одну общую заверительную надпись. Но в таком случае все листы многостраничного документа нужно сшить вместе ниткой и пронумеровать.

Запись о заверении можно сделать двумя способами: на оборотной стороне последнего листа в пачке либо на отдельном листе.

На листе делают запись «верно» или «копия верна», ставят дату, должность руководителя или другого работника, заверившего копию, а также его подпись с расшифровкой (п. 3.26 Государственного стандарта «Унифицированные системы документации», утв. постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст).

Куда и как представить возражения на акт налоговой проверки

Письменные возражения нужно направить в адрес той инспекции, которая проводила проверку и составила акт (п. 6 ст. 100 НК РФ). В канцелярию инспекции или окно приема документов возражения может подать лично руководитель компании или ее представитель на основании доверенности (ст. 27, 29 НК РФ).

Также можно отправить возражения по почте. В таком случае месячный срок на подачу возражений нужно отсчитывать с седьмого дня с момента отправки заказного письма. Дело в том, что датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается не день его фактического получения, а шестой день с момента его отправки по почте (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Каковы последствия представления возражений

Возражения могут как помочь компании - снизить или отменить штраф, так и усложнить процесс оформления результатов проверки. Поэтому важно своевременно предусмотреть возможные последствия.

Дополнительные мероприятия после подачи возражений

При подаче возражений важно учесть, что это может спровоцировать проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). В таком случае возникает необходимость продлить время рассмотрения материалов проверки. Срок на проведение дополнительных мероприятий, не должен превышать общий срок рассмотрения материалов проверки с учетом его продления - 10 рабочих дней и еще один месяц.

Соответственно, решение по результатам проверки будет приниматься уже с учетом новых сведений, полученных в ходе дополнительных мероприятий.

Дополнительные мероприятия могут быть такими:

  • истребование документов у компании или ее контрагентов;
  • допрос свидетеля;
  • проведение экспертизы.

До того как инспекторы вынесут окончательное решение, компания вправе ознакомиться со всеми материалами проверки, включая итоги дополнительных материалов (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Для этого установлен конкретный срок: не позднее чем за два дня до рассмотрения. От компании требуется подать заявление об ознакомлении с материалами. Если такое заявление своевременно не представить, то инспекторы могут не проявить инициативу.

Конечно, ФНС России в своих разъяснениях советует своим подчиненным ознакомить компанию с материалами дополнительных мероприятий в любом случае. Ведь иначе налогоплательщик сможет отменить решение, вынесенное по результатам проверки, по формальным основаниям.

При этом специального срока на подготовку компанией своих доводов не установлено (ст. 101 НК РФ). Налоговики могут согласовать с компанией время, которое ей потребуется на оформление возражений. А потом, уже на рассмотрении материалов проверки, в протоколе инспектор сделает отметку о том, что организация не имела возражений в отношении этого времени (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692 - выдержки из документа, п. 38 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Для компании это выгодно. Ведь иногда инспекторы даже не предлагают компаниям ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий. А иногда на изучение нескольких сотен страниц дают всего пару часов, фактически лишая компанию возможности изучить все детали и представить возражения.

Разъяснение ФНС России, во-первых, мотивирует инспекторов на местах всегда передавать компании на ознакомление материалы как проверки, так и дополнительного мероприятия. Иначе решение, которое они примут, может быть отменено.

Во-вторых, у компании есть возможность договориться о времени, которое ей потребуется на подготовку возражений. Значит, можно внимательно изучать все выводы инспектора и попробовать отбиться от части доначислений и штрафов.

В решении об отказе в привлечении к ответственности должны быть указаны обстоятельства, на основании которых оно было принято. Вместе с тем в нем могут быть отражены суммы недоимки, выявленные в ходе проверки, и соответствующие им суммы пеней. Это следует из положений абзаца 2 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, в обоих видах итоговых решений по проверке должны быть отражены следующие данные:

  • срок на обжалование вынесенного решения;
  • порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган;
  • наименование и адрес налогового органа, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию решения;
  • иные необходимые, по мнению руководителя инспекции (его заместителя), сведения.

Об этом говорится в абзаце 3 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе налоговой проверки инспекторы обнаружат сумму излишне возмещенного налога, то в итоговых решениях они признают ее недоимкой. Датой появления этой недоимки будет день, когда организация получила деньги (при возврате) или день, когда инспекция приняла решение о зачете налога.

Об этом говорится в абзаце 4 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации (абз. 1 п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Приведем пример.

Пример:

«Решение по проверке принято 9 июля 2018 года (пятница). Компания должна его получить не позднее 16 июля 2017 года».

По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через месяц со дня его вручения организации (п. 9 ст. 101 НК РФ). Но если в течение этого месяца организация обжалует его в апелляционном порядке, то срок вступления в силу будет зависеть от того, какое решение примет вышестоящий налоговый орган.

Если решение налоговой инспекции не отменят, оно вступит в силу с даты его утверждения вышестоящей инстанцией.

Если решение налоговой инспекции отменят (полностью или частично), оно вступит в силу (с учетом внесенных изменений) с даты соответствующего решения вышестоящей инстанции.

Если апелляционную жалобу отклонят, решение налоговой инспекции вступит в силу с даты решения вышестоящей инстанции, но не раньше чем закончится месячный срок, отведенный для подачи апелляционной жалобы.

Такой порядок установлен статьей 101.2 Налогового кодекса РФ.

После того как решение по проверке вступит в законную силу, инспекция в течение 20 рабочих дней направит в организацию требование об уплате налога, пеней и штрафов, которые были доначислены по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

Организация обязана исполнить это требование в течение восьми рабочих дней после его получения, если в самом требовании не будет установлен более продолжительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Представляю Вашему вниманию образец возражений на акт налоговой проверки. Присылайте запрос на составление возражений на акт налоговой проверки в форме обратной связи или по адресу:

Образец жалобы в Управление ФНС России можно посмотреть по ссылке:

В Межрайонную ИФНС России № …
адрес: …

От
ООО «...»
ИНН …
КПП …
адрес: …


16 декабря 2015 года

Исх № ________

Возражения
на Акт № … от …
камеральной налоговой проверки
Общества с ограниченной ответственностью «…»
(ООО «...»)
ИНН … КПП …

Межрайонной ИФНС России № … проведена камеральная налоговая проверка ООО «...» ИНН … КПП … на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой к возмещению за … квартал 2015 года заявлено … руб., представленной... 2015г. регистрационный номер налоговой декларации (расчета) ...
Проверкой «установлена» неуплата (неполная уплата) налога на добавленную стоимость за … квартал 2015г. в размере … руб., не обоснованное завышение налогового вычета в размере … руб., а также завышение НДС, предъявленного к возмещению из бюджета за … квартал 2015 г. в сумме … руб. По результатам проверки ООО «...» предлагается уплатить: а) суммы неуплаченных (не перечисленных) налогов (сборов) НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (КБК …) в сумме … руб., б) пени за несвоевременную уплату или неуплату (несвоевременное перечисление или не перечисление) налогов (сборов). Также предлагается уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за … квартал 2015 г. в сумме … руб., привлечь ООО «...» к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
ООО «...» не согласно с выводами инспекции, изложенными в Акте камеральной налоговой проверки № … от … 2015 года. Выводы инспекции не подтверждаются материалами налоговой проверки, противоречат налоговому законодательству и сложившейся правоприменительной практике.

ООО «...» были заключены контракты на поставку продукции для последующей продажи на внутреннем рынке: (изложение фактических обстоятельств и нормативное обоснование позиции налогоплательщика)

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ признаются объектом налогообложения.

В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи.

...

Указанные требования налогового законодательства полностью соблюдены ООО «...». В частности...

Неправомерность вывода инспекции о незаконности применения налогового вычета по НДС по товарам, не оприходованным на склад проверяемого налогоплательщика.

На странице … Акта инспекция указывает:
Из вышеизложенного следует, ООО «...» не располагает собственными и не арендует складские помещения, необходимые для приема, разгрузки-погрузки и хранения товара, что подтверждает отсутствие фактического момента получения товара ООО «...», т. е. принятие товара к учету ООО «...» не осуществлялось, и как следствие - налоговые вычеты по НДС неправомерны в соответствии с п.1 ст.172 НК РФ.
Материально-производственные запасы принимаются к учету при переходе к налогоплательщику контроля над ними. Исходя из этого, для принятия товаров к учету первичным является момент установления контроля над ними. Пока товар находится в пути и не оприходован на склад, вычет применить нельзя, даже если имеются счета-фактуры и товарные накладные.
Также инспекция указывает, что в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлено, что право собственности на ввезенный товар на территорию Российской Федерации к ООО «...» не переходило.
Основанием для данного вывода являются следующие обстоятельства
- отсутствие складских помещений и определенного вида транспортных средств, материальных и трудовых ресурсов;
- пояснения налогоплательщика о доставке груза напрямую транспортом поставщика к покупателю ООО «...» и далее на прямую к покупателям 2-го звена (показания руководителя ООО «...» ...).
В связи с этим, ООО «...» в соответствии со статьей 172 НК РФ необоснованно принял к вычету суммы налога, уплаченные таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Однако выводы налогового органа противоречат налоговому законодательству и сложившейся судебной практике. (нормативное обоснование и ссылки на судебную практику)

Вывод об отсутствии перехода права собственности сделан инспекцией на основании отсутствия складских помещений и определенного вида транспортных средств, материальных и трудовых ресурсов, а также пояснений налогоплательщика о доставке груза напрямую транспортом поставщика к покупателю ООО «...» и далее напрямую к покупателям 2-го звена. Однако в соответствии со статьей...

Принятие на учет импортированных товаров подтверждается следующими документами... . Указанные документы были представлены в налоговый орган.

Неправомерность вывода инспекции об отсутствии экономической выгоды

На странице … Акта указано, что согласно проведенному анализу закупочных документов и документов на продажу товара, представленных ООО «...», средняя наценка на реализуемый покупателям: ООО "В", OOO «Г», ООО "Д", ООО "Е", в … квартале 2015г. товар составила 3%, т.е. экономическая выгода при дальнейшей реализации товара отсутствует.
Проверяемый налогоплательщик совместно с другими хозяйствующими субъектами совершал цепочки согласованных действий, не имеющих реальной деловой цели, а направленных на получение выгоды в виде изъятия средств из бюджета, что является препятствием для возмещения НДС
Однако вывод инспекции противоречит налоговому законодательству и сложившейся правоприменительной практике, т.к. ...

В материалах проверки не нашли подтверждение выводы инспекции о недобросовестности Общества при предъявлении НДС к возмещению из бюджета.
Таким образом, ООО «...» представило все документы, предусмотренные статьями 171, 172 и 176 НК РФ для подтверждения права на возмещение из бюджета спорных сумм НДС. Выводы инспекции не соответствуют имеющимся в материалах проверки документам и противоречат действующему налоговому законодательству и сложившейся судебной практике.
ООО «...» не согласно с выводами, изложенными в Акте камеральной налоговой проверки № … года и просит Межрайонную ИФНС России № … пересмотреть выводы, сделанные в Акте, не производить начисление налогов, пени, не уменьшать предъявленный к возмещению из бюджета НДС за … квартал 2015г., не привлекать к налоговой ответственности по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.


16.12.2015 г. адвокат Гладилин А.Н.

Подробнее о должной осмотрительности:

Если директор поставщика отказался от подписи:

О почерковедческой экспертизе при проведении налоговой проверки:

По вопросу взаимозависимости смотрите:

Признаки «однодневок» в практике арбитражных судов в 2016 году.