Презентация "Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах русских поэтов.". Искусство в годы великой отечественной войны

Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей Выполнил: у ченик 6 «Б» класса МОУ « Гимназия № 53» г. Магнитогорска Гаврилов Кирилл

Великая Отечественная война отражена в русской литературе глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы.

Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть, а порой жизнь или смерть всего отряда.

Одной из первых книг о войне была повесть Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда». В этой повести автор от начала до конца описывает тяжелые бои, трудности, с которыми сталкивались солдаты во время войны. Виктор Платонович Некрасов Лейтенант Керженцев, один из главных героев повести, - это сам автор, благородно защищавший Сталинград. Солдаты, героически оборонявшие Сталинград, не вымышленные люди, а фронтовые товарищи самого автора. Поэтому все произведение пронизано любовью к ним.

Создавая образ Керженцева и других героев, автор пытается рассказать нам, как война изменила судьбы, характеры людей; что такими, какими люди были раньше, до войны, они уже не станут. Виктор Некрасов стремился донести до читателей, что только благодаря патриотизму русского народа была выиграна эта война!

Стихотворная публицистика - наиболее развитая, наиболее широко распространённая разновидность литературной работы в годы Великой Отечественной войны. Многие поэты целиком посвятили ей свой талант. Симонов Константин Михайлович Атака Когда ты по свистку, по знаку, Встав на растоптанном снегу, Готовясь броситься в атаку, Винтовку вскинул на бегу, Какой уютной показалась Тебе холодная земля, Как все на ней запоминалось: Примерзший стебель ковыля, Едва заметные пригорки, Разрывов дымные следы, Щепоть рассыпанной махорки И льдинки пролитой воды.

Твардовский Александр Трифонович Зачем рассказывать о том… Зачем рассказывать о том Солдату на войне, Какой был сад, какой был дом В родимой стороне? Зачем? Иные говорят, Что нынче, за войной, Он позабыл давно, солдат, Семью и дом родной; Он ко всему давно привык, Войною научен, Он и тому, что он в живых, Не верит нипочем. Не знает он, иной боец, Второй и третий год: Женатый он или вдовец, И писем зря не ждет...

Конечно, помимо военного времени поэзия описывает и послевоенные годы. Ахматова Анна Андреевна Прошло пять лет… Прошло пять лет - и залечила раны, Жестокой нанесенные войной, Страна моя, и русские поляны Опять полны студеной тишиной. И маяки сквозь мрак приморской ночи, Путь указуя моряку, горят. На их огонь, как в дружеские очи, Далеко с моря моряки глядят. Где танк гремел - там ныне мирный трактор Где выл пожар - благоухает сад, И по изрытому когда-то тракту Автомобили легкие летят.

Решетов Алексей Леонидович Дворик после войны Мирный дворик. Горький запах щепок. Голуби воркуют без конца. В ожерелье сереньких прищепок Женщина спускается с крыльца. Пронеслось на крыльях веретёшко – То есть непоседа-стрекоза. Золотая заспанная кошка Трёт зеленоватые глаза. У калитки вся в цвету калина, А под ней – не молод и не стар – Сапогом, прошедшим до Берлина, Дядька раздувает самовар.

С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее.

В течение войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа.

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Прослеживаются два этапа в его развитии. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины. Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих индивидуальностей.

Широко использовались отечественные традиции. Так, «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе (1941) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги.

Плакат стал как бы клятвой каждого бойца. Нередко художники прибегали к образам наших героических предков.

На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и образ плаката и настроение на оптимистичное и, даже, юморестическое. B.C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943).

В годы войны появились значительные произведения станковой графики. Это и быстрые документально-точные фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю и художественному уровню. Это и портретные рисунки бойцов, партизан, моряков, санитарок, командиров - богатейшая летопись войны, впоследствии переведенная частично в гравюру. Это и пейзажи войны, среди которых особое место занимают изображения блокадного Ленинграда. Так появилась графическая серия Д. Шмаринова «Не забудем, не простим!» (уголь, черная акварель, 1942), возникшая из зарисовок, которые он делал в только что освобожденных городах и деревнях, но окончательно завершенная уже после войны: пожарища, пепелища, плачущие над телами убитых матери и вдовы - все сплавилось в трагический художественный образ.

Особое место в военной графике занимает историческая тема. В ней раскрывается наше прошлое, жизнь наших предков (гравюры В. Фаворского, А. Гончарова, И. Билибина). Представлены также архитектурные пейзажи прошлого.

В живописи военных лет тоже были свои этапы. В начале войны - в основном фиксация увиденного, не претендующая на обобщение, почти торопливая «живописная зарисовка». Художники писали по живым впечатлениям, а в них недостатка не было. Не всегда удавалось задуманное, картинам не хватало глубины в раскрытии темы, силы обобщения. Но всегда была большая искренность, страстность, восхищение людьми, стойко выдерживающими нечеловеческие испытания, прямота и честность художественного видения, желание быть предельно добросовестным и точным.

В годы Великой Отечественной войны выдвинулось много молодых художников, они сами были участниками боев под Москвой, великой битвы за Сталинград, они форсировали Вислу и Эльбу и брали штурмом Берлин.

Конечно, в первую очередь развивается портрет, потому что художники были потрясены мужеством, нравственной высотой и благородством духа наших людей. Сначала это были предельно скромные портреты, лишь фиксирующие черты человека военной годины,- белорусских партизан Ф. Модорова и воинов Красной Армии В. Яковлева, портреты тех, кто боролся за победу над фашизмом в тылу, целая серия автопортретов. Обыкновенных людей, вынужденных взяться за оружие, проявивших в этой борьбе лучшие человеческие качества, стремились запечатлеть художники. Позже появились парадные, торжественные, иногда даже патетические изображения, как, например, портрет маршала Г. К. Жукова работы П. Корина (1945).

В 1941-1945 гг. развивается и бытовой, и пейзажный жанр, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в его картине «Фашист пролетел» (1942).

В жанре пейзажа в военные годы работают и старейшие мастера (В. Бакшеев, В. Бялыницкий-Бируля, Н. Крымов, А. Куприн, И. Грабарь, П. Петровичев и др.), и более молодые, вроде Г. Нисского, создавшего несколько экспрессивных, очень выразительных полотен.

Выставки пейзажистов в годы войны говорят об осмыслении ими пейзажа в новом образе, принадлежащем суровому военному времени. Так, эти годы сохранили и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром, как «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» К.Ф. Юона (1942), запечатлевший тот памятный для всех советских людей день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение - и почти все погибли.

Не лишена определенной плакатности, столь чуждой искусству живописи, и картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942), созданная в дни, когда шел «бой... святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». В самой теме причина огромного эмоционального воздействия картины.

Знаменательно, что дух войны, пронизанность одной мыслью - о войне - передается художниками иногда в характере простой жанровой картины. Так, Б. Неменский изобразил женщину, сидящую над спящими бойцами, и назвал свое произведение «Мать» (1945): она может быть и матерью, охраняющей сон своих собственных сыновей-солдат, но это и обобщенный образ всех матерей тех воинов, что сражаются с врагом.

Через обыкновенное, а не исключительное изображает он повседневный подвиг народа в этой самой кровопролитной из всех бывших на земле войн.

В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли («Бегство фашистов из Новгорода», 1944-1946). Художественные недостатки этой картины искупаются ее искренностью и подлинным драматизмом.

К концу войны, намечаются изменения, картины становятся сложнее, тяготеют к многофигурности, так сказать, «разработанной драматургии».

В 1941-1945 гг., в годы великой битвы с фашизмом, художниками было создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа.

Подвиги во имя освобождения Родины от фашизма не могут и не должны быть забыты. Кто не знает имен Александра Матросова и Зои Космодемьянской, кто не слыхал о беспримерном мужестве защитников Москвы, о героизме осажденного Ленинграда, о победном шествии Советской Армии через Европу до Берлина?

Замечательные произведения искусства, в том числе картины о Великой Отечественной войне , помогают понять героическую атмосферу того времени. Напряженно и самоотверженно трудились мастера искусства, внося свой вклад в общенародное дело. И будь то песня или плакат, картина или симфония, фронтовой очерк или скульптурный портрет - они становились грозным оружием борьбы с врагом.

Перед нами две живописные картины , созданные в период Великой Отечественной войны, художников Сергея Васильевича Герасимова и Аркадия Александровича Пластова.

Картина «Мать партизана» (С. В. Герасимов): описание

«Мать партизана» - картина на тему войны , написанная в 1943 году. Ее автор - народный художник СССР Сергей Васильевич Герасимов. Один из зачинателей советского искусства, живописец высокой культуры, крупнейший пейзажист, с необычайной тонкостью воспевший природу родного Подмосковья, талантливый иллюстратор Пушкина, Некрасова, Островского, М. Горького, общественный деятель и педагог, С. В. Герасимов чутко понимал горе и гнев советских людей, оказавшихся на временно оккупированной гитлеровцами территории. Народ не покорился, народ борется, народ победит - такие мысли вызывает картина «Мать партизана».

Трагический конфликт, лежащий в основе сюжета картины, понятен с первого взгляда: гитлеровцы схватили партизана, проникшего в родное село. К месту допроса сына привели мать, надеясь с ее помощью заставить заговорить партизанского разведчика. Почему же этот, казалось бы, совсем не новый сюжет так волнует нас в произведении Герасимова, в чем сила картины, властно влекущая нас к себе, заставляющая и через 70 лет пристально вглядываться в происходящее и поражаться, и восхищаться, и переживать вместе с героями? Эта сила - волшебство искусства, вызывающее к жизни образы, неподвластные времени. В картине все просто, но простота эта глубоко продумана художником.

Описание картины. Немец в зеленом мундире с хлыстом в руке стоит боком к зрителю. Он написан, можно сказать, изучен, прослежен художником внимательно, правдиво, без гротеска - представитель «нового порядка», насаждаемого огнем и мечом, экземпляр из породы палачей, выведенной фашизмом. Он чуть подался к женщине, и, не видя, мы чувствуем, какой звериной злобой искажено его лицо. И переводим взгляд на нее, на мать. И поражаемся и восхищаемся ею. Чувствуется, что она - центр происходящего, более того - хозяйка положения. За ее спиной рвется к ней из рук конвоиров сын, совсем еще мальчик. Но не на него смотрит она, и не увидеть слез материнского отчаяния фашистам. Мать стоит босая, с опущенными вдоль тела руками, ее фигура, осанка полны достоинства, неповторимо выражение лица, на котором сдерживаемое горе смешано со спокойным презрением. Мы чувствуем, что ее не могут унизить и сломить ни положение пленницы, ни отчаяние. Она противопоставлена фашисту. Их конфликт воспринимается скорее в моральном плане.

Раздражению, гневу немца противостоит спокойная уверенность матери, его угловатой, в резком движении фигуре - ее неподвижная, какая-то спокойно-монументальная фигура. И понимаешь, что вооруженный фашист бессилен перед безоружной женщиной, и в этом огромный человеческий смысл замечательного произведения С. В. Герасимова.

Картина «Фашист пролетел» (А. А. Пластов): описание

Второе полотно - «Фашист пролетел» - написал Аркадий Александрович Пластов, крупный советский живописец, пришедший в искусство от крестьянского труда. Решив посвятить себя искусству, А. А. Пластов упорно работает, пишет этюды, разрабатывает эскизы будущих картин. Его первые работы на колхозную тему стали заметным явлением в советском искусстве 30-х годов. Они подкупали глубоким знанием изображаемого, богатством цвета.

А. А. Пластов - автор широко известных и любимых зрителем полотен «Купание коней», «Сенокос», «Жатва», «Ужин трактористов». Среди них написанная в 1942 году и показанная на выставке «Великая Отечественная война» картина «Фашист пролетел» . Это одно из самых проникновенных произведений советского искусства.

Описание картины. К военной теме художник обратился не впервые. В начале войны он создал картины «Немцы пришли», «Защита родного очага», отличающиеся активным, боевым духом и изображающие крестьян, готовых дать отпор врагу.

По-иному воспринимается картина «Фашист пролетел». Она решена в лирическом плане, и если в полотне «Мать партизана» нас захватывает глубина конфликта, то у Пластова действие минимально. Уже при первом взгляде на картину мы ощущаем грусть - изображен хмурый день русской осени, опушка березовой рощи со взъерошенными ветром деревцами, желто-бурый косогор, уходящее вдаль темно-зеленое озимое поле. И вот чувство лирической грусти уступает место щемящей тоске, готовой выплеснуться в ненависть, когда замечаешь справа уткнувшегося в землю убитого мальчика и воющую возле тела собаку, а чуть поодаль - разбредшееся стадо и несколько убитых животных. Далеко на горизонте виден уходящий самолет. Фашист пролетел…

Полотно Пластова, в котором так много места уделено пейзажу - не вспомогательному, а активному средству создания образа, воспринимается как философское раздумье о жизни, только начавшейся и безвременно прерванной, о бесчеловечности врага, и действенная сила этого произведения, вызывающего чувства ненависти и отвращения к фашизму, огромна.

Метки: сочинение на тему «Фашист пролетел», сочинение по картине «Мать партизана» художника Герасимова, картины про войну, Отечественная война картинах, картины на тему «Война».

По материалам старого советского журнала…

Проект «Составление электронного иллюстрированного альбома «Картины военного лихолетья в стихах русских поэтов » Работу выполнила: Тарасенко Светлана Ученица 6 «В» класса Моу «Гимназия №53» г. Магнитогорска

Прощание. 1975 Андрей Мыльников СЛАВА За пять минут уж снегом талым Шинель запорошилась вся. Он на земле лежит, усталым Движеньем руку занеся. Он мертв. Его никто не знает. Но мы еще на полпути, И слава мертвых окрыляет Тех, кто вперед решил идти. В нас есть суровая свобода: На слезы обрекая мать, Бессмертье своего народа Своею смертью покупать. 1942г.

Подвиг Зои Космодемьянской. 1942 КЛЯТВА И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит! Июль 1941г.

ПРИЧИТАНИЕ Ленинградскую беду Руками не разведу, Слезами не смою, В землю не зарою. Я не словом, не упреком, Я не взглядом, не намеком, Я не песенкой наемной, Я не похвальбой нескромной............................... В поле зеленом Помяну... 1944г. Б. Тарелкин. Товарищи. 1983

ПОБЕДИТЕЛЯМ Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть... Так советская шла пехота Прямо в желтые жерла "Берт". Вот о вас и напишут книжки: "Жизнь свою за други своя", Незатейливые парнишки - Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, Внуки, братики, сыновья! 29 февраля 1944г. А. Козлов. Соревнование на военном заводе. 1942

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,- Речь не о том, но все же, все же, все же... К. Антонов. Победители.

Качается рожь несжатая. Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы - девчата, Похожие на парней. Нет, это горят не хаты - То юность моя в огне... Идут по войне девчата, Похожие на парней. А. Широков. За Родину

Я столько раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. 1943г. В. Мочальский. Победа. Берлин 1945 года. 1947

Где-то около Бреста Вдруг вошла к нам в вагон Невеселая песня Военных времен. Шла она по проходу И тиха, и грустна. Сколько было народу - Всех смутила она. Подняла с полок женщин, Растревожила сны, Вспомнив всех не пришедших С той, последней войны. М. Самсонов. Бойцы Сталинграда. 1983

Целовались. Плакали И пели. Шли в штыки. И прямо на бегу Девочка в заштопанной шинели Разбросала руки на снегу. Мама! Мама! Я дошла до цели... Но в степи, на волжском берегу, Девочка в заштопанной шинели Разбросала руки на снегу. А. Лопухов. Победа.