Для организации сетевого мозгового штурма наиболее подходит. Мозговой штурм (брейнсторминг)

Тренинг мозгового штурма.

Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу, наряду с красивым названием, еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям.

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен великих географических открытий, Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.)

К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.

Осборн задумался - бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно? Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма , который в шестидесятые годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.

Методика мозгового штурма.

Рассмотрим сначала классическую методику мозгового штурма для решения "взрослых" задач, а потом его многоцелевое использование для детей. На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

Для решения конкретной задачи собирается группа специалистов из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения записывают и анализируют другие люди, которые и формулируют окончательное решение. Все вроде бы просто, да не совсем. Генерирование идей - дело "тонкое".

Как вы заметили, Осборн решение проблемы разделил на два этапа:

Генерирование идей без всякой критики;

Осмысление, критика, анализ идей и выработка решения.

Почему Осборн сделал так? Он нашел решение противоречия:

Противоречие 1: если новые идеи жестко критиковать, то они приобретут "прочность", улучшатся, но при этом у "генераторов идей" пропадет всякая охота генерировать новые идеи, а генерировать их надо.

Противоречие 2: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать "сырые" идеи к исполнению без критики неразумно. Как быть? Как вы поняли, Осборн эти два процесса - генерирование и критику - разнес во времени и поручил разным людям. Это помимо основного эффекта (у генераторов сохранилась охота генерировать, а идеи будут спокойно осмыслены) дало сверхэффект: появилась возможность для этих двух операций подобрать людей с нужными способностями.

Итак, особенности этапа генерирования идей.

Во-первых, для генерирования идей приглашаются специалисты разного профиля: активные, раскованные, могущие генерировать нестандартные идеи с позиций разных наук. Прирожденных скептиков, критиканов, нытиков на первый этап не приглашают.

Во-вторых, создается благожелательная, раскованная, уважительная, радостная атмосфера общения умных, заинтересованных в хорошей идее людей.

В-третьих, строго запрещаются не только критика высказываемых идей, но даже намек на критику, а тем более насмешки. Известно, что даже ожидание критики убивает желание генерировать идеи. Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению.

Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается, но поощрительные замечания, особенно развитие идей коллег и составление их комбинаций - приветствуются. Отметим, если современная аудитория эрудированная, поощряется пользование всеми приемами активизации мышления: ассоциациями, аналогией, инверсией, эмпатией, тризовскими приемами решения задач, эвристическими приемами... лишь бы больше выдвигалось идей. Хорошо, если сеанс генерирования проходит в темпе остроигровой хоккейной встречи, тогда за короткое время "выплескивается" много нестандартных идей.

Сеанс генерирования идей продолжается до прекращения выдвижения идей. Обычно это занимает 20-60 мин, а количество идей может составлять много десятков.

В-четвертых, все идеи записываются.

Следующий этап - анализ идей и выработка решения.

Для работы на этом этапе приглашаются другие люди - аналитики, которые не спеша, с учетом конкретных условий и требований постановщика задач, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений.

Замечено, что человек продолжает думать над задачей и после штурма, поэтому можно на следующий день провести повторный штурм. Можно вводить и совместное обсуждение окончательного решения, на котором могут появиться дополнительные идеи.

Надо отметить большую роль руководителя обсуждения. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным и остроумным. От того, как он настроит аудиторию и будет управлять процессом генерирования, зависит успех обсуждения.

Желательно, чтобы руководитель сказал о важности хорошего решения для постановщика задач, о хорошем награждении за сильное решение. Руководитель должен следить за уровнем идей. Если стали поступать только банальные, практичные идеи без "изюминки", он сам должен предложить фантастическую идею или предложить 5-10 минут генерировать только фантастические, сказочные идеи. Руководитель должен следить за развитием "цепочек идей", не должен допускать "потери идеи": если кто-то предложил новую идею, открывающую новое направление и все забыли про старую цепочку идей, то надо найти подходящий момент и вернуть аудиторию к старой идее.

Осборн говорил: "Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно". Вы поняли, что мозговой штурм - это несколько усовершенствованный коллективный метод проб и ошибок . Теперь бы мы сказали, что Осборн использовал системный эффект от объединения усилий двух групп людей.

Достоинства метода мозгового штурма.

Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.

Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли , снять страх перед критикой и страх ошибиться.

Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу (класс). - Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

Можно научить детей позитивной критике .

Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.

Известно одно любопытное применение эффекта раскованности при изучении иностранных языков. На первом занятии создается совершенно раскованная, веселая обстановка. Все шутят, дурачатся, создается атмосфера, будто все уже умеют говорить на иностранном языке - и на третий-четвертый день действительно начинают говорить. Плохо, используя и иностранные, и русские слова, но говорить! Барьер - трудно начать говорить - пройден, потому что не ставился. А секрет прост: учащимся не надо опасаться критики, неудач и насмешек.

Недостатки метода мозгового штурма.

Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач . Например, такой: "Свободен ли солдат от этических норм?" Это дискуссионный вопрос, ведь солдат принял присягу выполнять любые приказы. А если приказ безнравственный?

Как и метод проб и ошибок, метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.

- Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.

Процессом решения надо искусно управлять , чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм. Половина успеха зависит от ведущего.

Области применения метода мозгового штурма.

Методом мозгового штурма хорошо решать:

- организационные задачи , особенно если есть дефицит времени и информации;

Проблемы применения и улучшения продукции, проблемы менеджмента и маркетинга .

Обратный мозговой штурм.

Следует упомянуть о любопытной разновидности мозгового штурма - обратном мозговом штурме. В этом методе обратной является не цель и не методика, а тема обсуждения. Экспертам предлагается искать не способы положительного решения, а пути того, как еще более усугубить проблему, как довести конфликт до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему, выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот, то есть их решить.

Использование методики мозгового штурма при работе с детьми.

Мы рассмотрели методику в основном для взрослых, а как использовать идеи мозгового штурма при работе с детьми?

Сначала определим цели:

Научить детей генерировать идеи . При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.

Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".

Научить детей фантазировать .

Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.

Поддержать робкого ребенка , похвалив его идею, даже если она и слабая.

Оценить общую активность детей.

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.

1. Разделить детей на две группы. Одна группа: "Генераторы идей", другая группа: "Проницательные аналитики" или "Эксперты".

2. Объяснить детям правила игры , рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.

3. Поставить обеим группам задачу.

4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на "орание" надо неуклонно сокращать, через некоторое время дети научатся "орать" по очереди, а потом и нормально говорить по очереди.

Очень хороший прием для успокоения расшумевшегося класса предложил И. Викентьев. Заранее надо договориться с группой, что все замолкают, когда учитель громко хлопнет в ладоши и вытянет руки вперед. В течение нескольких дней надо потренировать детей - сказать: "Шумите! А когда хлопну в ладоши, в тот же миг замолкайте". Более трех повторов команды за одно упражнение делать не следует - дети могут не успокоиться, им просто понравится шуметь.

Если дети уже обучены началам сильного мышления, то при проведении сеанса мозгового штурма предложите им помогать себе фантазировать (управлять своим мышлением), используя методы аналогий, ассоциаций, эмпатии, инверсии, образного представления и т. д. Никогда не исключается здравый смысл и все приемы ТРИЗ , если они известны юным генераторам идей.

5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон.

6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.

Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение , найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.

Похвалите всех детей , отметьте самых активных и остроумных.

7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие "генераторы" и "аналитики".

8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.

9. Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке..."

Научите детей задавать себе вопросы:

Какие части участвуют в задаче?

Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу?

Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: "посредник" + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:

Добавить холодную воду, заварку или молоко.

Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.

Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.

Добавить много варенья или сахара.

Переливать через воронку.

Погружать холодные ложки.

Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: "А что ты предложишь свое?". Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.

Темы мозгового штурма для детей.

Сначала приведем "классические" примеры. (В конце раздела приведены решения некоторых задач.)

1. Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю?

2. Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?

3. Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?

4. Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?

5. Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?

6. Как не ссориться с мамой?

7. Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?

8. Что бы вы предложили сделать безудержно веселое?

9. Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?

10. Чем можно рисовать на асфальте?

11. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?

12. Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес до 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.)

13. Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?

14. Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет).

15. Что будет, если уничтожить всех волков?

16. Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

17. Придумайте насекомое с необычными свойствами.

18. Как сделать разноцветную льдинку?

19. Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?

20. Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?

21. Как можно поприветствовать человека?

22. Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут?

23. Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь?

24. Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать?

25. Вождю племени надо определить, кого больше: мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек.

26. Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?

27. Как достать сосульку с крыши?

28. Как украсить класс к Новому году?

29. Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?

30. Куда в комнате можно спрятать куклу?

31. Куда я спрятал конфету?

32. Как обеспечить 100%-ную посещаемость школы?

33. Какие качества птиц ты хотел бы иметь?

34. Как найти самого умного человека в королевстве?

35. Чем полезен, а чем вреден комар?

Задачи.

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

2. Как можно определить время, если нет часов?

3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?

4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?

5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?

Ответы на задачи.

1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы.

Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы.

2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)...

3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал.

4. Используем, например, прием "посредник": промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком.

5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете? Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния... Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами... Например: дождь из конфет и игрушек... Быстрое перемещение материков...

Posted On 11.01.2018

Название . Коммуникативное упражнение «Мозговой штурм»

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся использовать мозговой штурм (на примере выдуманной проблемы).

Мозговой штурм - довольно распространенная процедура, особенно в западном менеджменте. Он рассматривается как один из важных инструментов бизнеса. Если организация желает быть «на волне», не отставать от конкурентов, а в чем-то их превосходить, то необходимо заботиться об инновациях, хочется этого или не хочется. А любая инновация начинается с идеи. А идеи приходят в голову людям. И чем больше людей вовлечены в процесс генерации идей, тем лучше. Особенно если это люди, близкие к проблемному полю. Поэтому многие активные руководители не жалеют ресурсов на то, чтобы сначала собрать идеи, а потом их отсеивать.

Одной из распространенных ошибок или недоработок является то, что для участия в мозговом штурме приглашаются не очень подготовленные участники: они могут быть в курсе того, что из себя представляет мозговой штурм, но у них нет еще опыта участия в мозговом штурме, может иметься ряд опасений. Желательно не пожалеть пару часов времени на адаптацию участников, если в таковой имеется необходимость. Для этого, собственно, и предназначено настоящее упражнение.

Ведущий предлагает участникам попробовать мыслить несколько более свободно, раскрепощенно, без оглядки на возможный результат. Предлагается научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу.

В практической психологии это называется свободным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, при анализе глубинных интересов и способностей человека. На сегодняшний день мозговой штурм широко используется для решения разного рода промышленных, административных и других задач.

Процедура мозгового штурма предельно проста. Собирается группа людей для того, чтобы «свободно ассоциировать» на заданную тему. Примеры производственных задач, решаемых с помощью мозгового штурма, можно приводить самые разные:

Как улучшить работу с посетителями?

Как получить кредит?

Как повысить производительность труда?

Как сократить издержки?

Каждый участник мозгового штурма предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к проблеме. Критика при этом полностью запрещена.

Цель мозгового штурма - получить как можно больше новых, оригинальных идей. Результат мозгового штурма можно изложить количественно: чем больше идей - тем лучше. Потом, после мозгового штурма, идеи будут анализироваться, обобщаться. Сейчас самое важное - собрать как можно больше идей.

Идеи тщательно записываются: иногда письменно, иногда аудио- визуальным способом. По окончании собственно мозгового штурма идеи критически оцениваются. Оцениваются, как правило, другой группой людей.

Объяснив участникам смысл мозгового штурма, ведущий предлагает «немного размяться» в этой технике. Он предлагает к обсуждению проблему. Желательно взять реалистичную проблему, не совсем «высосанную из пальца», с целым рядом аспектов, «подводных камней». Проблема должна быть игровой, то есть не затрагивать непосредственно чьи-то интересы из участников. Примеры проблем:

В целом на упражнение отводится от сорока минут до двух часов. Это, разумеется, не полноценный производственный мозговой штурм. Мозговой штурм делится на три части: первое обсуждение (примерно 50% времени), размышление в тишине (примерно 20% времени), третье обсуждение.

Ведущий всячески следит за тем, чтобы участники не оценивали идеи друг друга. В конце штурма также оценка идей не производится. Это делается для того, чтобы настроить участников на нужный лад: в процессе мозгового штурма важен не результат, а сам процесс.

Проводится разминка на развитие творческого воображения с помощью тестирования учащихся для определения уровня развития креативности. Под этим термином подразумевают специфику процесса, в результате которого человек создаёт что-либо новое, т.е. творит. Применительно к подросткам креативность рассматривают как способность отказываться от стереотипных способов мышления. Выделяют четыре основных признака креативности:

1. Оригинальность – способность продуцировать необычайные ассоциации и ответы.

2. Семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.

3. Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нём новые возможности.

4. Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации.

По этим признакам делят учащихся на две группы: генераторов идей и аналитиков.

Тесты для выявления учащихся – генераторов идей:

1. Тесты на оригинальность:

a) предлагается некоторый текст, а испытуемый должен предложить к нему как можно больше названий;

b) описывается несколько гипотетических ситуаций, испытуемого просят перечислить всевозможные их последствия.

2. Тесты на семантическую гибкость:

a) дано пять объектов, но только с помощью одного из них можно решить поставленную проблему.

Например, задание – разжечь огонь; объекты = авторучка, огурец, шарик, карманные часы, лампочка.

Ответ: часы, их стекло можно использовать как увеличительное стекло.

b) дано два объекта, необходимо соединить их так, чтобы получился полезный третий.

3.

100 идей за полчаса. Мозговой штурм, который работает

Тест на образную адаптивную гибкость в примере:

Головоломки со спичками, где путём перемещения одной спички достигается иной результат.

Пример: IX – IV = V

Решение: X – IV = VI

4. Тест на семантическую спонтанную гибкость:

a) предложить всевозможные способы применения обычных вещей;

b) перечислить как можно больше объектов, принадлежащих данному классу.

Тесты для выявления учащихся – аналитиков:

1. Тест «Спроси и догадайся»:

состоит из трёх частей:

a) вопросы;

b) предложения причин;

c) предположения последствий.

Стержнем теста является нейтральный рисунок или словесное описание нейтральной ситуации. Например, человек наклонился над водой и рассматривает своё отражение.

В части а) испытуемого просят задать по этой картине как можно больше вопросов; в части б) он должен придумать как можно больше причин этого события; в части с) перечислить все его возможные последствия.

2. Тест «Совершенствование продуктов:

в тесте используется в качестве стимула изображение или описание какого-нибудь простого промышленного изделия, например детской игрушки. Требуется предложить интересные пути её изменения.

3. Тест «Необычайное употребление»:

аналогичен тесту 4 а) группы генераторов идей.

4. Тест «Необычайные вопросы»:

предлагает испытуемому задать как можно больше вопросов, касающихся предложенного ему объекта.

5. Тест «Просто предложи»:

требует в качестве стимула вообразить совершенно неправдоподобную ситуацию. Например, нужно представить, что к облакам привязаны верёвки, спускающиеся до земли. Испытуемый должен сказать, что из этого может получиться.

Из истории брейнсторминга

Метод с оригинальным названием мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) назван так его автором Алексом Осборном в. С этого времени история его использования обросла легендами. Метод нашёл применение во многих странах, получил целый рядновых названий, предстал в виде многих модификаций. Под воздействием других, более современных методов его область применения сузилась, хотя к нему обращаются и теперь в моменты, когда человек очень увлечён своим делом или страстно желает помочь другому.

Обществу нужны яркие, оригинальные идеи. Для их выдвижения требуется необычное, нестандартное мышление, поскольку правильная идея часто противоположна очевидной.

А. Осборн задался вопросом: почему слабо используется творческий потенциал граждан для решения стоящих перед страной проблем?

Дело в том, что для подачи идей в оформленном по всем правилам виде, с обоснованиями нужны знания, которыми большинство людей не располагает. А. Осборн решил разделить проблему так, чтобы опытные специалисты позаботились о юридическом оформлении, тогда как остальные сосредоточились бы только на выдвижении идей.

Мозговой штурм как метод очень прост. А. Осборн предусматривает наличие в нём следующих этапов:

¾ подготовительного;

¾ генерации идей;

¾ анализа и оценки идей.

Для организации процесса мозгового штурма и для управления работой назначается ведущий, который на подготовительном этапе должен понять и сформулировать задачу, определить участников для следующих этапов (лучше, если в классе после тестирования на одной стороне – генераторы идей, на другой – аналитики); обеспечить фиксацию идей (магнитофон и т.п.).

На этапе анализа мы советуем слегка отойти от рекомендаций А. Осборна. Пусть автор идеи её и обосновывает, если же он не сможет дать чёткого объяснения, то пусть это сделает любой желающий, вне зависимости от условного деления группы на генераторов идей и аналитиков. Тогда активность группы и высокий темп работы будут обеспечены.

Последовательность работы над предложенной идеей может быть следующей: обобщение идеи, выяснение принципа, оценка перспективности принципа и, наконец, его наполнение конкретным содержанием.

Пример проведения мозгового штурма

Задача.

Железорудный концентрат, перевозимый на судах с несекционированными трюмами, даже при незначительной качке ведёт себя как жидкость. Такая масса причиняет много хлопот: при кренах перетекает от одного борта к другому, создавая угрозу переворачивания. Предложите варианта устранения этого недостатка.

Ведущий. Ещё раз напоминаю о полном запрете критики на этапе генерации, даже взглядом, пожатием плеч, скептическим выражением лица и т.п.

(1) Генератор идей А. Предлагаю насыпать до самого верха, до полного заполнения трюма. Тогда не будет места для перетекания. (В скобках № идеи).

(2) Генератор идей Б. Можно ограничить свободу движения груза, прижимая его щитками сверху.

(3) Генератор идей В. Можно сделать так, чтобы при шторме выдвигались боковые «крылья». Тогда качка не страшна.

(4) Генератор идей Г. А можно сделать, чтобы трюм был разделен перегородкой пополам.

(5) Генератор идей А. Лучше опускать несколько перегородок, чтобы были отсеки.

(6) Генератор идей Д. Надо, чтобы были устройства, как на гироскопе.

(7) Генератор идей В. Когда человек наклоняется, он выбрасывает с противоположной стороны руку. Пусть и корабль так.

(8) Генератор идей Е. А если покрыть груз какой-нибудь покрышкой?

(9) Генератор идей В. Побрызгать пенополиуретановой жидкостью. Я видел, так герметизируют кузова автомобилей при перевозке зерна.

(10) Генератор идей Г. Сделать вместо окатышей крупные куски. Они сцепятся и не будут кататься.

(11) Генератор идей Б. Заморозить груз. Сначала смочить, а потом заморозить.

Ведущий. Давай те вспомним, что мы перевозим.

(12) Генератор идей А.

Ой, можно ведь намагнитить!

(13) Генератор идей Д. Расположить под кузовом специальную подушку и накачивать. Груз подожмётся к потолку трюма.

(14) Генератор идей В. Тогда лучше поджимать сверху.

(15) Генератор идей Е. Обжечь часть груза сверху, чтобы она спеклась в виде корки.

Ведущий. По правилам генерацию идей не останавливают. У нас другая ситуация. Давайте подведём черту, чтобы оценить идеи. На этом этапе можно слушать доводы сторон и разбивать их «вдребезги». Кто подал первую идею?

Генератор идей А. подал я. Но я подумал, что без специальный вибраторов это не получится. Мама засыпает в банку муку, а я её потрясу – и есть ещё много места.

Снимаю своё предложение.

Аналитик Н. И вторая идея плохая. Каких же размеров должны быть щиты? Чем их прижимать?

Генератор идей Б. домкратом.

Аналитик Н. это сколько же их нужно на весь корабль?

Аналитик М. и перегородки не лучший вариант. А вот поджим воздухом сверху, как подушкой, это хорошо. Так в автомобилях сохраняют жизнь водителю. Только пусть автор покажет их решение.

Генератор идей В. Большие ёмкости из прорезиненной ткани. В свёрнутом виде – как большая труба. А накачивается бортовым компрессором.

Ведущий. А как с идеей поджима снизу?

Аналитик З. А вот магнитная идея очень хорошая. И дешевле, и компактнее. Электромагниты в виде гирлянды по периметру. А не нужно – выключим.

Здесь мы прервём стенограмму ходу обсуждения идей. Скажем лишь, что в мире запатентованы идеи фиксации с помощью магнитного поля, надувных элементов, а также с изменением консистенции груза и т.д. Ребята сделали, по существу, свои первые изобретения.

Закончив обсуждение вариантов обязательно отмечаются успехи учащихся, показывая, что творчество посильно каждому.

Примечательный факт: «Мозговой штурм был изобретен в 1930х как практическая техника генерации идей для регулярного использования «креативщиками» в рекламном агентстве BBDO». Но все переменилось в 1942, когда Алекс Осборн - «О» в аббревиатуре BBDO - выпустил книгу под названием How to Think Up («Как находить решения» - прим.: на русском не издавалась), взволновавшую умы его собратьев-рекламщиков или «Чокнутых парней».

С 1942 года техника генерации идей, получившая начало в нью-йоркском креативном агентстве, как дикий плющ охватила все стартапы Силиконовой долины. И теперь вблизи Стэнфорда всякий интроверт каждый раз съеживается, предвидя перспективу сидеть в полной коллег комнате, записывая свои «сырые» идеи на стикерах Post-it и вывешивая их на всеобщее обозрение. (Если вы один из них, то посмотрите выступление Дэвида Келли на TED Talk об уверенности в творческих способностях, которое хорошо дополняет речь Сюзан Кейн о силе интровертов.)

За свою жизнь я провела много мозговых штурмов: с дизайнерами в IDEO, с Томом и Дэвидом Келли (я - соавтор книги Creative Confidence («Уверенность в творческих способностях» - прим.: на русском не издавалась)), и с коллективом редакции TED. И я заметила, что отнюдь не все в восторге от идеи мозгового штурма. На самом деле, я убедилась, что не существуетодного-единственного верного способа проведения мозгового штурма. Вы должны быть готовы изменить формат, продолжительность и параметры каждой сессии, чтобы адаптировать ее к возможному смешению интровертов, экстравертов и уровней их уверенности в творческих способностях.

Ниже представлено 12 советов о том, как провести убойный мозговой штурм с участием (большинства) интровертов:

  1. Сообщайте о вопросе или теме заблаговременно. Для интровертов, склонных выдавать лучшие идеи вдали от напрягающего окружения, предварительное знакомство с темой – ключевой фактор. Он позволяет им подготовить несколько креативных вариантов и не впасть в панику от напористого поведения экстравертов.
  2. Усадите группу за круглый стол. Это работало для Короля Артура и Рыцарей Круглого стола.
  3. Проводите короткие сессии. 10 минут в конце очередной встречи вполне подойдут, так как некоторым может стать дурно уже при виде всплывающего напоминания о собрании на целый час.
  4. По мере появления добавляйте идеи в нумерованный список. Избавьтесь от стикеров и пользуйтесь только крупными листами бумаги на столе или магнитной доске, если она имеется.

    Метод «мозгового штурма

    Нумерация позволяет людям еще сильнее ощущать успешное продвижение к намеченной цели. Этакое ментальное похлопывание по плечу.

  5. В качестве цели поставьте конкретное число идей. Скажем, 25. Сообщите эту цифру участникам в самом начале и не останавливайтесь, пока столько не наберете. По желанию можно продолжить и дальше, но это уже как приятный бонус.
  6. Начните с участника слева от вас и двигайтесь по кругу. По одной идее с участника за раз. Никого не пропускайте. Так вы услышите каждого, а не только самых громкоголосых.
  7. Режим по умолчанию для успешного мозгового штурма - это «да, и». Как и комики во время импровизации, хорошие брейнстормеры не тратят время, чтобы «добить» нелепую идею. Вместо этого они развивают ее, добавляя что-нибудь действительно крутое, или быстро выдают новую. Другими словами, нужно опираться на идеи других. Я задаю этот ориентир в начале каждого мозгового штурма и укрепляю представление о нем по ходу; это полная противоположность тому, как крупные, традиционные корпорации подходят к работе над новыми идеями. Цель этой стадии - создавать «ремиксы», дополнять чужие идеи, а не фильтровать или критиковать их.
  8. Записывайте все высказанные идеи, и занимайте нейтральную, уважительную позицию к каждой из них. Сознательно или подсознательно, остальные начнут вести себя также. Старайтесь, чтобы каждый в комнате чувствовал, что его услышали, чтобы у каждого было разрешение высказаться и не выносите суждений по ходу. Совет профи: не записывайте имя автора идеи.
  9. Раздайте участникам нефильтрованный список идей по окончании. Отправьте по email, выложите на Google Doc - как удобнее вашей команде. Никогда не знаешь, какой обрывок идеи «выстрелит» и наведет участников на следующую гениальную мысль.
  10. Если выражение «мозговой штурм» не работает для вас или вашей команды, переименуйте его. Назовите процесс «дизайн-импровизацией», «мини-джемом», «пятиминуткой на раздумья» - да как угодно. Название куда менее важно, чем цель - собрать людей вместе в обстановке, побуждающей генерировать идеи, достойные распространения, или решения проблем, заслуживающих искоренения.
  11. Модификация #1: Пассивный мозговой штурм, 5-дневная версия . Если все участники находятся в одном офисе, в качестве успешной альтернативы мозговому штурму с личным присутствием, можно повесить лист большого формата на стене рядом с кухней или уборной, написав на нем вопрос и оставив ручку для ответов (в IDEO отлично сработала грифельная краска для стены в комнате «М/Ж»). Пусть повисит 5 дней, а потом сфотографируйте и расшифруйте.
  12. Модификация #2: Пассивный мозговой штурм, 5-минутная версия. Вторая альтернатива кабинетному мозговому штурму - ввести пятиминутный перерыв «на вдохновение» около трех часов пополудни, когда людям, так или иначе, нужна подзарядка. Вбросьте идею, отправив групповую email-рассылку (или любым другим способом в рамках корпоративной культуры) с темой письма: «Пятиминутный перерыв для вдохновения: » - и пригласите к обсуждению. Одно «но»: этот метод работает лучше, когда в своем письме вы сразу даете несколько имеющихся вариантов и строго придерживаетесь лимита в 5 минут.

Как и другие инструменты генерации идей, мозговой штурм был изобретен для достижения творческого успеха с меньшими усилиями, а не с большим стрессом - вот почему креативщики все еще пользуются этой техникой, уже как 75 лет после изобретения. Но генерация множества гениальных идей – лишь один из шагов. Следующий критически важный этап, уже в более тесной группе - отфильтровать список идей и выбрать лучшие из них для реализации.

Некоторые модификации мозговой атаки

Метод 6 шляп

Метод шести шляп - это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.

В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной .

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума , креативность , отлично помогает преодолеть творческий кризис , помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами.

Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:

  1. Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
  2. Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  3. Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Шесть думающих шляп

  1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
  2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).
  3. Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи.

    И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

  4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.
  5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.
  6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

Мозговой штурм на основе изображений

Ассоциирование решений с разными изображениями - полезный инструмент для развития и поиска новых идей. Для доработки идей или предложенных ранее решений эффективно выстраивать ассоциации с другими элементами, такими как изображения или визуальные данные. Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Цель

Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Правила

Приготовьте много разных иллюстраций. Соберитесь за одним столом и показывайте каждое изображение по минуте. В течение этой минуты все члены команды пишут свои ассоциации с изображением на стикерах. Старайтесь найти как можно больше нелепых ассоциаций. Если команда зашла в тупик, смените изображение. Продолжайте процесс до тех пор, пока не наберётся достаточно много ассоциаций.

Можно и нужно

  • Мыслить масштабно.
  • Писать первое, что приходит в голову.
  • Думать от обратного.
  • Использовать много случайных изображений, желательно, не имеющих отношения к идее, проблеме или фокусным вопросам.

Нельзя

  • Подолгу задерживаться на одном изображении. Если вы зашли в тупик, просто смените иллюстрацию.

Метод 635

Метод «635» - одна из разновидностей мозговой атаки. Цифры б, 3, 5 обозначают шесть участников, каждый из которых должен записать три идеи в течение пяти ми-нут.

Мозговой штурм: 7 правил, 19 техник и 10 частых ошибок

Лист ходит по кругу. Таким образом, за полчаса каждый запишет в свой актив 18 идей, а все вместе - 108. Структура идей четко определена. Возможны модификации метода. Этот метод широко используется в зарубежных странах (особенно в Японии) для отбора из множества идей наиболее оригинальных и прогрессивных по решению определенных проблем.

Современному человеку приходится жить в постоянно меняющемся мире, где то, что еще вчера считали фантастикой, сегодня становится повседневностью и нормой. Конечно, нынешнее время можно назвать прекрасным и невероятно интересным, но оно, в свою очередь, заставляет каждого из нас жить в бешеном темпе и решать задачи, требующие значительного вложения сил и времени. В поисках нужного ответа человеку приходится перечитывать массу литературы и спрашивать совета у знакомых. Но и это не всегда помогает в решении проблемы. И здесь на помощь приходит методика, позволяющая из множества вариантов ответа найти тот единственный, который и позволит успешно справиться с поставленной задачей. Что это за способ? Его называют методом мозгового штурма. В чем он заключается и как его можно использовать на практике? Попробуем разобраться с этим вопросом.

Суть метода

Способ, позволяющий успешно решить поставленную задачу, который называют еще брейнстормингом, заключается в активизации того творческого потенциала, которым обладает целая группа людей. Для этого собирается небольшой коллектив, каждый член которого принимает участие в дискуссии. Разговор касается той или иной ранее озвученной проблемы.

Цель метода мозгового штурма заключается в том, чтобы собрать максимальное количество идей, которые призваны решить поставленную задачу. Причем сделать это необходимо в предельно сжатые сроки. Метод мозгового штурма дает возможность оптимизации креативного мышления коллектива и получения максимально эффективной идеи для ее последующего воплощения в жизнь.

Сфера применения

Использование метода мозгового штурма (ММШ) является на сегодняшний день одним из самых эффективных способов проведения экспертной оценки. Его используют в научно-технических направлениях, в менеджменте и даже в тех случаях, когда необходимо решить личные проблемы. Находит также свое применение метод мозгового штурма в играх. Другими словами, везде, где требуется эффективный и быстрый выход из сложившейся ситуации.

Сфера применения метода мозгового штурма обширна и касается тех случаев, когда:

  • объект, подвергающийся исследованию, не подлежит строгой формализации или математическому описанию;
  • характеристика объекта изучения обоснована недостаточно в связи с отсутствием обстоятельной статистики;
  • функционирование объекта отличается многовариантностью и зависит от большого количества факторов;
  • возникает необходимость в прогнозе сложных явлений из экономической сферы, которые постоянно эволюционируют и динамически развиваются;
  • существующая обстановка не приемлет других способов решения задачи.

Под описанные выше условия подпадает достаточно широкий спектр экономических и социальных процессов. Подобной сферой применения обладают и другие методы экспертных оценок. Мозгового штурма не должно быть в тех ситуациях, когда рассматриваемый объект хорошо изучен и прогнозируем.

История создания

Основоположником метода мозгового штурма считается известный копирайтер, основатель информационной компании BBD&O Алекс Осборн. ММШ был изобретен в середине 20 века и на сегодняшний день весьма востребован руководителями, стремящимися принять особенные, принципиального новые и креативные решения, в основе которых лежит фактор «коллективного разума».

Практика использования в вузах

Применяют мозговой штурм и как метод обучения. Его изучают в вузах, что позволяет решать профильные вопросы и приобщать студентов к научно-исследовательской работе.

Для того чтобы обучить методу мозгового штурма, в высших учебных заведениях используются специально созданные образовательные методики. Они позволяют тренировать оригинальность мышления, а также его гибкость - семантическую и образную.

Мозговой штурм как метод обучения позволяет будущим специалистам продуцировать в сжатый период времени максимум идей и развивает в них способность не пропускать новые, наиболее продуктивные направления деятельности.

Виды ММШ

Мозговой штурм, используемый в качестве одного из методов обучения, предполагает освоение студентами различных его подвидов.

  1. Брейн-ринг. Для этого подвида ММШ характерна письменная формулировка участниками группы всех путей решения проблемы. Обсуждающие записывают собственные идеи, а после обмениваются листками. Подобные действия позволяют мысли, выдвинутой одним человеком, получить свое развитие с помощью интеллекта и фантазии других людей. Свою эффективность данная методика особенно ярко показала на одном из собраний фармацевтов. Собравшись на совещание, где обсуждалось создание нового продукта, они, после совмещения двух записок, смогли разработать уникальный продукт. Им стал шампунь-кондиционер, то есть продукт 2-в-1.
  2. Использование учебной доски. На нее прикрепляются листочки, заполненные обсуждающими какую-то проблему. Результаты подобного интеллектуального штурма не только наглядны, но и могут быть легко скомбинированы и отсортированы.
  3. Японская методика. Этот был изобретен Кавакитой совместно с Кобояши и назван ими рисовым градом. Подобная методика предполагает приход всех участвующих в мозговом штурме к единому результату. При применении данного способа люди заполняют карточки, отражая на них свой вариант решения вопроса. После этого все листки группируются в разрезе изложенных на них вариантов, что и позволяет получить единое видение проблемы.
  4. Метод Дельфи. Это специализированный способ. Его используют для прогнозирования экономических и социальных процессов. При реализации метода Дельфи участниками заполняются карточки, с которыми могут ознакомиться все члены коллектива (в него может входить от 10 до 150 человек).

«Талант выигрывает игры, а команда чемпионаты». Так однажды сказал Майкл Джордан и оказался прав. Любое успешное решение, будь то выигранный чемпионат или релиз нового продукта в IT команде, достигается усилиями каждого отдельного человека. С чего начинается командный путь к успеху?


Помните латвийскую группу Brainstorm с ее популярным хитом Maybe из начала двухтысячных? Хорошая группа, но в этой статье – про другой brainstorm. Тот, который, при качественном подходе, может стать постоянным хитом в рабочих буднях вашей команды и началом большого успеха и глобальных результатов.

Brainstorming или мозговой штурм – это эффективный способ решения проблем и текущих задач, основанный на стимулировании творческой активности членов команды. Цель мозгового штурма – генерировать как можно больше идей и разными способами определить лучшее решение. Обычный brainstorming может стать переломным моментом в судьбе проекта или всего продукта.

Как часто самые крутые и прибыльные проекты начинались в вашей команде с незамысловатого мозгового штурма? Стоит ли применять brainstorming как систематическую практику в рабочей жизни команды? В команде мозговые штурмы не must-have практика, но проводятся регулярно. Если правильно подойти к этому процессу, он перестанет быть пустой тратой времени.

В чем особенности мозгового штурма в Agile командах?

По сути, мозговой штурм в Agile-команде фокусируется на таких же общих целях, что и любой другой brainstorming. Отличия в команде, где основу участников составляют разработчики.
Не нужно путать brainstorming и ежедневный stand up.

Daily Stand Up (ежедневные собрания команд) – это мероприятие, которое проходит в командах Kanban, Scrum, Extreme Programming или других командах с целью синхронизации действий и обсуждения статусов по краткосрочным задачам.

Stand Up не должен превращаться в мозговой штурм, поскольку имеет временные ограничения, заданные менеджерам продукта или project менеджером (чаще всего, 10-15 минут).

Мозговой штурм в Agile командах – более основательное и детальное мероприятие с конкретной целью поиска решений.

Во время мозгового штурма участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения вопроса. В результате практики выбирается несколько наиболее приемлемых для проблемы решения.

Как добиться эффективного мозгового штурма? 10 правил

Подготовительный этап

В идеале, повестка мозгового штурма должна быть объявлена за несколько дней, чтоб участники и члены команды могли подготовиться заранее. Модератор (в Agile-командах это, чаще всего, project manager или product manager) выбирает и оповещает всех участников, сообщает место и время проведения брейншторминга. Модератору важно понимать, кого нужно приглашать для этого. Это зависит от тематики: контент-менеджер вряд ли будет полезен в технических вопросах разработки, а CEO компании не обязательно присутствовать по обсуждению концепции FAQ-страницы сайта. Хотя, каждый случай индивидуален и во всем бывают исключения.

Пример 1: Мозговой штурм по вопросу внедрения Android приложения продукта. Задача – максимально отстраниться от похожести на приложения конкурентов. Project manager приглашает разработчиков, дизайнера, тестировщика, саппорт-менеджера.

Пример 2: Мозговой штурм по вопросу участия SaaS продукта в отраслевой выставке. Задача – разработать в «горящие» сроки концепцию стенда и сопутствующих мероприятий к выходу нового продукта. К обсуждению приглашены маркетолог, PR-специалист, дизайнер, финансист, логист и специалист одела закупок.

Презентуем проблему правильно

Четкая формулировка важна всем участникам команды. Необходимо обозначить проблему так, чтобы не возникало дополнительных уточнений.

Ставим правильные цели

Очень часто от одной формулировки цели зависит глобальный исход кампании. Как говориться, как лодку назовешь… Чем больше четких исходных данных будет предоставлено каждому участнику, тем эффективнее пройдет мозговой штурм. Здесь не нужно придумывать велосипед: ставьте свои цели, например, по принципу SMART .

Генерируем идеи

По сути, это самый главный этап, на котором, среди десятков вариантов, рождаются реальные решения проблемы. Это должен быть непрерывный поток идей, от самых банальных до фантастических. Чем активнее будут вести себя участники мозгового штурма, тем больше шансов на успешные идеи.

Выгружаем мысли

Визуализация – первый шаг в поиске решения проблемы. Зафиксировав мысль на бумаге или мониторе, вы быстрее найдете сопутствующую идею или сможете выстроить цепочку от абстрактной идеи то конкретного решения. Рисуйте иллюстрации, графики, используйте преимущества Kanban с его досками c карточками. Все это поможет быстрее найти верный путь.

Только конструктивная критика

Важно уметь не только слушать, но и слышать. Не перебивайте участников и дайте возможность высказаться всем. Любая, даже самая сумасшедшая идея, имеет право на существование. Критика во время brainstorming может сбить темп или даже обидеть.

Оцениваем, классифицируем, приоритизируем

После активного мозгового штурма начинается этап оценки и ранжирования идей. Самое время вспомнить про техники приоритизации и, если есть возможность, применить доступный инструмент для определения приоритетов, который быстро поможет визуализировать самые важные и второстепенные идеи.

Даже если инструмент для приоритизации рассчитан на долгосрочные планы и идеи, он все равно может быть полезен для краткосрочной помощи. В Backlog Priority Chart , который предлагает платформа для управления продуктами , для этого продуманы критерии:

  • Quick Wins – для идей первоочередного порядка.
  • Big Bets – для идей с высоким приоритетом, но которые могут быть выполнены чуть позже.
  • Maybes – идеи с меньшей ценностью и срочностью, их можно отложить.
  • Time sinks – идеи самого последнего приоритета.

Зовем на помощь

Если процесс обсуждения зашел в тупик или голоса спорящих поделились поровну, не сомневайтесь звать «свежие» головы.

Постоянно модерируем

Координатор мозгового штурма не должен оставлять процесс ни на минуту. Некоторые участники могут быть робкими и не высказаться вовремя. Нужно следить за таймингом, задавать наводящие вопросы и дать высказаться всем.

Не отвлекаемся, не теряем выводы

Очень важно фиксировать все мысли, чтобы потом была возможность вернуться и проанализировать что-то снова.

Мозговой штурм может проходить по вашим правилам, начиная от тайминга до выбора участников, а может строго подчиняться принципам одной из методологий, специально разработанных для проведения успешных брейнштормингов.

5 популярных техник и практик для мозгового штурма

Техника Stepladder

Stepladder (дословно – стремянка) – простой метод, который стимулирует вступление членов команды в группу принятия решений и демонстрирует, как они это делают.

Принятие решений внутри группы может проходить не гладко. Всегда есть более активные участники и те, кто предпочтет промолчать, если его/ее позиция не набирает необходимый вес.
Некоторым людям необходимо много времени, чтобы бороться за признание внутри команды, а некоторые завоевывают авторитет с первых минут. Из-за этого ход мозгового штурма может выйти из-под контроля, и команда принимает не лучшее решение.

Техника была разработана Стивеном Рогельбергом, Джанет Барнс-Фаррелл и Чарльзом Лоу в 1992 году. Она мотивирует всех членов команды к участию на индивидуальном уровне, без лишнего влияния. Это приводит к более широкому разнообразию идей, не заставляет людей «закрываться» и исключает «подавления» более активными членами группы.

Техника подразумевает 5 этапов:

  1. Перед дискуссией все участники узнают о проблеме, которую предстоит обсуждать. Им нужно некоторое время, чтобы составить собственное мнение о том, как наилучшим образом выполнить задачу или решить проблему.
  2. Формируется группу из двух человек. Они начинают обсуждение проблемы между собой.
  3. В группу добавляется третий участник. Он/она представляет свои идеи первым двум участникам, прежде чем услышать их идеи, которые уже обсуждались. После того, как все три участника изложили свои индивидуальные решения и идеи, они обсуждают варианты вместе.
  4. Процесс повторяется с добавлением четвертого человека и т. д.
  5. Окончательное решение достигается после того, как все участники представили свои идеи поочередно и обсудили их со всеми.
Метод Stepladder – это поэтапный подход, который вовлекает всех членов группы и позволяет каждому быть услышанным. Техника полезна застенчивым, скромным, спокойным людям выйти на первый план и повлиять на мнение других. Для решения проблемы – это множество разных точек зрения и индивидуальных предложений.

Метод Дельфи

Этот метод считается сегодня эффективным для повседневной жизни и для профессиональных решений, так как позволяет учитывать мнения всех людей, с помощью последовательного объединения предложений и выводов. Этим он похож на технологию Stapladder. Но подход к мозговому штурму здесь другой.

В методе Дельфи группой управляет координатор, в методе «Stapladder» все участники равны.
Метод Дельфи предполагает анонимность членов группы. Ведущий управляет потоком информации, а участники могут не знать, кто еще находится с ними в группе, в то время, как в Stapladder встречи происходят «лицом к лицу».

Дельфийский метод также считается более продолжительным по времени процессом, требующим большего количества людей.

Участники делятся на две группы:

  • Эксперты, которые представляют свою точку зрения на проблему.
  • Аналитики, которые должны привести мнения экспертов к общему знаменателю.
Техника подразумевает три этапа:
  • Предварительный , где происходит подбор экспертной группы (оптимально – до 20 человек).
  • Основной . На этом этапе эксперты изучают основной вопрос, «разбивают» его не несколько более мелких. Аналитики отбирают самых распространённые вопросы и составляют общий опросник. Опросник возвращается экспертам. Они должны сообщить, следует ли ещё что-то добавить, хватает ли данных. Экспертам нужно предложить свои способы решения проблемы и изучить альтернативные позиции. Оценивается эффективность, наличие ресурсов, актуальность способов решения. Аналитики выделяют основные мнения экспертов и стараются их сблизить. Шаги повторяются, пока эксперты не придут к консенсусу, и не будет установлено единого мнения.
  • Аналитический - согласование мнений экспертов, анализ полученных выводов и окончательные рекомендации.

Техника развития идей Round-Robin

Round-Robin – это вариация мозгового штурма, где за основу взят принцип кругового развития идей. Этот метод не занимает столько времени, сколько предыдущие. Чем больше человек в команде участников, тем лучше. Такой мозговой штурм лучше всего проводить за большим, желательно круглым, столом.

Техника работает так:

  • Есть ведущий, который озвучивает проблему собравшимся.
  • Каждый участник записывает собственное решение на лист бумаги.
  • Листы с записями передаются по часовой стрелке следующему.
  • Каждый следующий должен придумать свою идею на основе записанной и также ее записать.
  • Листы передаются и раунды повторяются пока каждому члену команды не вернется его лист. В результате, каждый участник получает свой «банк идей». Начинается обсуждение.

Метод обратного мозгового штурма

Reverse Brainstorming (мозговой штурм наоборот) для многих команд становится полезным, когда более традиционные техники «изживают» себя. Это радикальный способ поднять активность команды и прийти к эффективным результатам от обратного.

Обратный мозговой штурм называю негативным процессом. Вместо генерации лучших идей, участникам предлагается “подорвать” процесс или предлагать невозможные цели. Приверженцы техники утверждают, что так негативные мысли выплывают наружу, а группа получает полезную информацию о том, что и как не работает.

Лучший способ представить себе процесс обратного мозгового штурма - сравнить его с типичным мозговым штурмом.

Примеры главных вопросов для обратного мозгового штурма: Как мы так плохо обслуживаем клиентов, что они уходят от нас и покидают наш продукт? Как мы можем гарантировать, что наш продукт является вредоносным и бесполезным?

Такой метод может помочь, когда участники команды «перегорели» или компания «зашла в тупик», когда команда привыкла к существующему укладу и не может выйти из зоны комфорта, когда некоторые участники группы мешают остальным самовыражаться и в других случаях.
Негативное всегда найти проще и быстрее, чем положительное, а отрицательные эмоции провоцируют высказаться. Поэтому обратный мозговой штурм может превратиться в увлекательное мероприятие внутри вашей команды.

Методика Rolestorming

Rolestorming (ролевой мозговой штурм) может показаться игрой или процессом, подходящим только творческим командам. Но часто, эта техника позволяет выйти за рамки принятого и «добыть» совершенно новые и свежие идеи путем представления проблемы от лица другого человека.

Вы можете генерировать идеи от лица Марка Цукерберга, Стива Возняка, Била Гейтса или Папы Римского. Каждый участник описывает своего персонажа и презентует проблему и возможное решение с точки зрения описываемого человека. Идеи обсуждаются в группе.

Какую технику выбрать?

Понять, какая из методик подходит именно вашей команде можно только, испытав каждую. Только опытным путем вы сможете определить, что brainstorming – это не пустая трата времени, а продуктивное мероприятие. Вопрос «зачем» должен уступить место вопросу «как». От того, как вы научитесь проводить мозговые штурмы внутри команды, будут зависеть многие результаты.

Пробуйте и делитесь практикой!