Обыкновенное чудо игуменьи арсении. Матушка Игумения Арсения (Себрякова)

Года в слободе Себрове Скуришенской станицы Усть-Медведицкого округа Донской области в богатой семье Михаила Васильевича и Марии Алексеевны Себряковых. С самого раннего возраста Анна пользовалась особенной любовью своих родителей и росла тихим, ласковым ребенком.

Мария Алексеевна благоговейно чтила святителя Митрофана Воронежского , от иконы которого получила исцеление во время тяжкой болезни. С тех пор она ежегодно с Михаилом Васильевичем совершала путешествие в Воронеж . Иногда дети сопровождали их. В одну из таких поездок они взяли с собой маленькую Анету, которой шел тогда третий год. Михаил Васильевич был давно знаком с Воронежским архиепископом Антонием (Смирницким) и глубоко уважал его. По приезде в Воронеж родители Анеты и на этот раз, как всегда, поспешили посетить архиепископа, взяв с собой и ее. И вот, как только она увидела святителя, то быстро вырвалась из рук державшей ее няни, побежала к нему и поклонилась в ноги. Прозорливый старец благословил ее и, обращаясь к изумленным родителям, сказал: "Эта будет великая жена ".

В 6 лет осталась без матери, воспитывалась отцом. Овдовевший Михаил Васильевич несколько лет прожил безвыездно в своём имении Себрово, все свое свободное время отдавая детям. Он уделял особое внимание религиозному воспитание детей. Анна рано почувствовала своё предназначение, любила уединение, много молилась, всегда держала при себе Евангелие, которое постоянно читала, скрывая под обложкой светской книги. Она с детства любила Священное Писание. "Меня так поражало в детстве, - рассказывала она потом, - дивное, высокое учение Спасителя, а мысль, что мы не исполняем Его святые заповеди, глубоко возмущала мою душу".

В шестнадцать лет отец хотел сосватать Анну, но она изъявила желание удалиться в монастырь. Когда отец заговорил о замужестве, призналась: «Я люблю только Господа; не вы ли сами учили нас любить Его?» Она просила у отца благословения оставить мир и посвятить всю свою жизнь Богу. Ей была предоставлена свобода выбора, но отец старался, чтобы Анна была образованной, для чего нанимал учителей и мастеров, в частности по иконописанию, что в будущем ей пригодилось. Михаил Васильевич благословил ее, однако отпускать свою любимицу в монастырь не торопился, он создал все условия, чтобы она могла молиться в уединении, пригласил к ней мастера иконописца, выделил ей отдельную прислугу и лошадей с экипажем, чтобы она ежедневно посещала церковные службы.

Так провела она несколько месяцев в Новочеркасске , а 30 декабря года поступила послушницей в Усть-Медведицкий монастырь .

В свободное время она занималась чтением духовных книг, по ночам молилась, занималась живописью и написала ряд икон. Жила она в келье дальней родственницы М. Себрякова, монахини Леониды (Ладыгиной) . За усердное несение послушаний настоятельница Вирсавия перевела Анну в игуменский дом, что вызвало у нее стеснение в духовной жизни. Подвиги игумении показались ей бесцельными, что заставило ее искать духовного руководителя на стороне, но все безуспешно. С таким настроением она предприняла путешествие по святым местам Киева , но встретила препятствие со стороны игуменьи, опасавшейся за ее здоровье. Лишь через год ей разрешили посетить Кременской монастырь , находящийся в восьмидесяти верстах от Усть-Медведицкого, для испытания своих сил.

Сочинения

Сохранилось эпистолярное наследие игуменьи Арсении, её личные записки и поучения, содержание и дух которых, по свидетельству её современников: преосвященного Никанора (Бровковича) , впоследствии архиепископа Херсонского и Одесского, архимандрита Иустина (Татаринова) , настоятеля Николо-Бабаевского монастыря, ученика еп. Игнатия, Петра Александровича Брянчанинова, брата еп. Игнатия очень тесно перекликается с мыслями свт.

Священный Синод РПЦ принял решение о причислении легендарной настоятельницы Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игуменьи Арсении к лику святых. Церемония ее прославления в лике святых состоится в середине ноября.

Игуменья Арсения

В миру Анна Михайловна Себрякова. Родилась 3 июля 1833 года. В 1850 году прибыла на постоянное жительство в Усть-Медведицкий Преображенский монастырь, в котором позже открыла бесплатное женское училище. По ее инициативе состоялась перестройка монастыря. В 1874 году начала рыть пещеры для строительства подземного храма. В 30-х годах XX века подземные ходы засыпали, но через 40 лет снова раскопали. Умерла в Сарове 21 июля 1905 года.

Больше десяти лет духовные наследницы игумении кропотливо составляли летопись жизни известной подвижницы, а также собирали свидетельства о чудесах и избавлениях от неизлечимых болезней.

Выдающаяся женщина

В подземной келье под Усть-Медведицким Спасо-Преображенским монастырем лежит «камень слёз и покаяния», который в 70-е годы случайно обнаружили местные жители, разгребая кучи мусора в храме. По одним преданиям, камень принадлежал матушке Арсении. На нём она проводила в молитвах целые ночи. И так горяча была её вера, что на камне, словно на пластилине, отпечатались её ладони и колени.

По другой версии, во время усердной молитвы настоятельнице явилась сама Богородица. И эти отпечатки - следы её пребывания на нашей грешной земле.

Загадочный камень изучали эксперты: они пришли к выводу, что оттиски ладоней, где видны капиллярные узоры, а также коленей образовались вследствие оплавления твёрдой породы. Учёные затруднились определить, как это могло произойти. Кроме того, сам камень, как выяснилось, состоит из загадочной породы, которой нет аналогов на нашей планете.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырьФото: АиФ/ Максим Гребеньков

Игуменья Арсения - в миру Анна Себрякова - из знатной обеспеченной семьи, в 17 лет приняла решение посвятить себя служению Богу и поступила в Спасо-Преображенский монастырь. За годы её правления были построены новые храмы, созданы училище, иконописная мастерская. И это далеко не все заслуги настоятельницы.

Главным делом матушки Арсении стало строительство храма во имя Казанской иконы Божией Матери, которое продолжалось более десяти лет. Оставшаяся после нее подземная галерея - это 164 метра подземных ходов.

«Главным же делом матушки Арсении стало строительство храма во имя Казанской иконы Божией Матери, которое продолжалось более десяти лет, - рассказывает заведующая отделом истории и природы края Волгоградского краеведческого музея Ирина Талдыкина . - В июле 1874 года матушка приступила к созданию пещер по образцу Киево-Печерской лавры. Она намеревалась создать подземный храм. Наравне с послушницами она воплощала свою мечту в реальность - женщины самостоятельно рыли землю. Оставшаяся после нее подземная галерея - это 164 метра подземных ходов».

Храм выстоял в годы красного атеистического террора, чудом не пострадал во время Великой Отечественной войны. Долгие годы этот уникальный памятник стоял заброшенным, осквернённым вандалами: надписи «красовались» на стенах и уникальных величественных колоннах из итальянского мрамора. Но время не властно над памятью о матушке Арсении и легендарной историей монастыря. И паломники приходили, приезжали за тысячи вёрст, чтобы помолиться здесь и поклониться главной святыне монастыря. Страждущие просили помощи у матушки Арсении и считали, что небесная заступница им помогала.

Обыкновенное чудо

Сейчас в монастыре наступила эпоха возрождения. Больше десяти лет обитель возглавляет настоятельница монастыря игумения Георгия. Ей и принадлежит идея канонизации матушки Арсении. Многочисленные предания о чудесах и исцелениях паломников монастыря передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Но для подачи ходатайства в Священный Синод РПЦ о канонизации игуменьи Арсении одних легенд было недостаточно - нужны были доказательства чудесного исцеления. Поэтому сведения собирались сёстрами обители в период новейшей истории монастыря с 2002 года. Они проделали колоссальную работу по поиску тех, кто после посещения монастыря чудесным образом избавился от страшных недугов. Мало было слов и эмоций, нужны были справки, медицинские документы, результаты исследований «до» и «после».

«Мне было представлено более 150 случаев загадочного выздоровления. Мы отобрали 76 историй с качественной доказательной базой. Очень много случаев, когда врачи женщинам ставили диагноз бесплодие, что подтверждается историями болезней, - говорит эксперт комиссии по канонизации, заслуженный врач России, кандидат медицинских наук, доцент кафедры онкологии ВолгГМУ Татьяна Девятченко. - Многие женщины лечились по 8-10 лет, прошли процедуру экстракорпорального оплодотворения и тоже безрезультатно. А тут вдруг беременность. Рождение здорового малыша. А затем и вторая беременность! Что это, если не чудо?

Спасая могилу от разграбления, монахини перезахоронили игуменью. Где теперь находятся мощи матушки, неизвестно.

Было 10 историй удивительных исцелений онкологически больных, случаи исцеления и сложных пороков сердца. Я 45 лет в медицине и не могу объяснить, как это возможно.

Я как врач, 45 лет проработавший в медицине, вижу документальные свидетельства, и не знаю, как это можно объяснить с точки зрения науки. Все документы мы отправляли в Москву и там специалисты их все перепроверяли. Нет этому материального объяснения. Это обыкновенное чудо! Матушка Арсения помогает страждущим избавляться от болезней. И не только. Ведь к ней обращаются и с семейными проблемами, и жизненными неурядицами. И я очень рада, что матушку Арсению канонизировали. Теперь у нашей области появилась официально признанная небесная заступница, первая местночтимая святая от Волгоградской митрополии.

Со следующего года 21 июля в память о преподобной Арсении Усть-Медведицкой будут в храмах региона совершаться молебны. В случае обретения её останков они будут признаны святыми мощами. По преданию Арсения была захоронена со всеми реликвиями, среди них были и вещи, украшенные драгоценными камнями. Спасая могилу от разграбления, монахини перезахоронили игуменью. Где теперь находятся мощи матушки, неизвестно. Но в её жизни и после её ухода из нашего мира свершилось столько чудес, что мы верим: матушка Арсения укажет место своего последнего погребения. Просто время ещё не пришло».

Блестящая глава в истории монастыря

Торжественная церемония прославления в лике святых игуменьи Арсении пройдёт 12-13 ноября в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре. Божественную литургию совершит митрополит Волгоградский и Камышинский Герман с архиереями. Ожидается, что в церемонии примут участие, помимо представителей духовенства десятки тысяч паломников из Волгоградской области и других регионов страны.

«Я счастлива, что матушку Арсению канонизировали. С 1991 года изучаю историю монастыря. И везде и всюду утверждаю, что она выдающаяся подвижница православия и, несомненно, самая известная женщина в истории нашего края второй половины XIX века - начала XX века. В 30 лет она стала игуменьей, более 40 лет возглавляла Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь, - говорит заведующая отделом истории и природы края Волгоградского краеведческого музея Ирина Талдыкина. - На мой взгляд, годы игуменства матушки Арсении - самая блестящая глава в истории монастыря. В этот период обитель достигла наивысшего расцвета и наибольших высот милосердия. Для старых и больных одиноких казачек содержалась богадельня. Было открыто бесплатное четырёхклассное женское училище с преподаванием в нём закона Божьего, русского и славянского языков, географии, арифметики и русской истории».

Дочь благочестивых и благородных родителей Афанасия уже в возрасте 7 лет научилась и очень полюбила читать Священное Писание и молиться по Псалтири. Однажды она увидела спускавшуюся к ней с неба сияющую звезду, которая, дойдя до груди Афанасии, осветила ее всю и исчезла. С того времени девица просветилась душой и, возненавидев суету мира, решила уйти в монастырь. Однако родители воспротивились этому и принудили Афанасию выйти замуж, а когда ее муж погиб через несколько дней после свадьбы, заставили выйти замуж еще раз.

Но блаженная Афанасия не прельщалась суетой и сладостью мирской жизни и почти все время проводила в молитве и чтении Священного Писания. Она была кротка и смиренна, любила помогать бедным, с честью принимала монахов и странников. Во время голода она спасла от смерти многих людей, при этом помогала не только христианам, но и язычникам.

Муж ее был тоже очень благочестивым. И со временем, убежденный Афанасией, постригся в монахи. Тогда уже и сама Афанасия, раздав свое имение нищим и найдя уединенное и пригодное для жизни место, устроила там монастырь, где и подвизалась вместе с несколькими единомышленными ей духовными сестрами. Воздержание ее было очень велико: только вечером она вкушала немного хлеба и воды, а рыбу и молочное ела лишь в праздники Пасхи и Рождества Христова. Афанасия носила жесткую и колючую одежду, спала мало, большую часть ночи посвящая молитве и благочестивым размышлениям. Став игуменьей монастыря, преподобная претерпела очень много скорбей от некоторых нерадивых и непослушных сестер. Но она ни одной из них никогда не сказала ни единого обидного или укоризненного слова.

За свою кротость и смирение Афанасия сподобилась от Бога ежедневного чудесного явления. Она видела сияющее, как солнце, облако и посреди него какого-то мужа, блиставшего неизреченной красотой, и слышала голос: «Мужа, которого ты видишь, так украсили смирение и кротость. Знай, что через эти добродетели и ты достигнешь того же».

Удостоил ее Господь и дара чудотворения, так что множество больных приходили в монастырь и получали исцеление от своих недугов. Но сама Афанасия тяготилась почетом и славой от людей и поэтому с двумя духовными сестрами тайно удалилась в Константинополь, где и прожила в одной женской обители семь лет. По прошествии этого срока ей было откровение от Бога: возвратиться в свой монастырь.

Там она вскоре заболела, и Господь известил ее о близкой кончине в дивном видении. Афанасии явились два мужа в белых одеждах, которые приблизились к ней и торжественно возвестили прощение всех грехов.

Через несколько дней она мирно преставилась, на прощание сказав сестрам: «Сестры мои возлюбленные, вот сегодня мы разлучаемся, но в будущем веке Бог опять соединит нас. Да даст вам Господь мир, любовь, единодушие. И да ниспошлет на вас щедроты Свои». При этих словах лицо ее просияло, как солнце, так что все исполнились удивления и ужаса. Затем преподобная Афанасия предала дух свой Господу.

Через год были обретены ее нетленные и чудотворные мощи. Когда гроб извлекли из земли, от него распространилось благоухание. Открыв его, увидели, что тело святой не только не подверглось тлению, но сохранило прежнюю мягкость. От мощей источалось благоуханное миро, и лицо преподобной сияло благолепием. Так прославил Господь блаженную Афанасию за кротость и смирение. Слава Богу вовеки. Аминь.

Анна увидела бледное лицо отца. Только перед постригом она поняла, как тяжело мужчине отпустить любимую дочь. Радость в сердце девушки смешалась с чувством потери. «Только ради тебя, Господи» - прошептала она. После церемонии девушка смотрела вслед экипажу, увозящему батюшку. Карета остановилась, мужчина вышел.

Он долго смотрел на дочь, затем, резко повернулся, и не сказав ни слова, умчался прочь. Он отпустил девушку, ведь знал, что ее призвание быть монахиней…

Любовь к Богу в маленьком сердце Аннеты

год рождения Анны Себряковой, будущей игумении Арсении

Мирское имя будущей игуменьи Анна Себрякова. Родилась в 1833г.

Родители девочки были глубоко верующими людьми. В таком же духе они старались воспитывать детей.

Когда Аннете было 6 лет, у нее умерла мать. Отец не захотел искать новую жену. Свое утешение мужчина находил в детях. Михаил Васильевич был суровым человеком с военной закалкой. Держал ребят в строгости. Он редко играл с ними, но любил собираться в гостиной и читать отрывки Священного Писания.

Долгие обсуждения затронули сердце девочки, но еще больший след оставило учение Христа.

Учения Христа сильно затронули сердце маленькой Аннеты

Аннета начала самостоятельно изучать Евангелие. Иногда она прятала его под обложкой других книг, дабы не привлекать к себе лишнего внимания. Заповеди Спасителя, Его наставления казались девочке мудрыми и простыми одновременно. А мысль о том, что люди не следуют заповедям, живут во грехе, причиняла душевную боль.

Не только Слово Божие изучала Аннета. Отец ее окончил математический факультет Харьковского университета и стремился дать образование детям. Михаил Васильевич нанимал учителей по разным дисциплинам. Так, девочка имела возможность научиться техники иконописи.

«Я люблю только Господа; не вы ли сами учили любить Его?»

В юности вера Аннеты стала еще крепче. Девушка стала заметно отличаться от сестер. Стремление к уединению, простым одеждам удивляли окружающих.

Однажды отец принял решение вывести Аннету в свет. Она смиренно повиновалась, но торжества, званые вечера были девушке не по душе.

Вместо замужества, Аннета попросила разрешения отца уйти в монастырь

Когда Михаил Васильевич присмотрел для дочери достойного молодого человека, она ответила, что любит только Бога и попросила разрешения уйти в монастырь.

Нелегко было мужчине отпустить любимого ребенка, зная, какие испытания ее ожидают в стенах монастыря. Какое-то время мужчина надеялся, что это временный порыв, что дочь передумает. Он выделил ей отдельный экипаж с лошадьми, дал возможность посещать службы, находиться в уединении. Но спустя полгода Аннета повторила свою просьбу, и отец дал согласие.

Послушание и духовный поиск в стенах Усть-Медведицкого монастыря

Усть-Медведицкий монастырь

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь основанный в 1638 году по просьбе казаков, направленной в 1636 году государю Михаилу Фёдоровичу, предназначался для их собратьев, вышедших на покой по старости или ввиду ранений.

По благословению Патриарха Никона между 1652-1662 годами, начинается строительство мужского монастыря, которое закончилось в 1665 году.

Освящение храма по сложившимся обстоятельствам было совершено в 1670 году.

Когда девушка приехала в обитель, большую часть монахинь составляли вдовы и осиротевшие дочери донских казаков. Сам монастырь переживал не лучшие времена. 2 небольшие церкви и ряд тесных келий, в которых монахини спали на прикрытых войлоком досках.

Аннету не пугали суровые условия, скудная пища. Она старалась трудиться наравне со всеми: колола дрова, мыла полы, готовила просвирки и пр.

Свободное время послушница посвящала молитвам, чтению духовных книг, написанию икон.

Казалось бы, Анна нашла то, что искала. Но нет. Не только внешнее смирение было нужно девушке. Путь к Богу для нее, это, прежде всего работа над собой, укрощение страстей, духовное очищение.

Она размышляла в письмах:

Арсения Себрякова

Монахиня

«Жесток путь спасения, жестоко бывает иногда и слово, высказанное о нем, - это меч обоюдоострый, и режет он наши страсти, нашу чувственность, а вместе с нею делает боль и в самом сердце, из которого вырезываются они».

Посетив Киев, Анна поняла, что ее место в родной обители

Ни монахини, ни сама настоятельница монастыря игуменья Вирсавия не были готовы вступать в сложные дискуссии, поэтому так и не стали духовными наставницами девушки. Тогда послушница Анна стала просить разрешение отправиться в паломническое путешествие в Киев. Игуменья побоялась отпускать ее в столь дальний путь. Первый, пробный поход, Анна совершила в Кременской мужской монастырь, который находился более чем в 80 км от обители.


Свято-Вознесенский Кременский монастырь, куда послушница Аннет совершила свое первое паломническое путешествие

В 1853 году послушницу отпустили в Киев. Вместе со своими спутницами, шла она пешком. Обычная серая одежда, платок, котомка – ничто не выдавало в паломнице девушку знатного рода. Для ночлега выбирали дома бедных крестьян. Порой спали на полу.

Дойдя до Киева, Анна узнала о том, что в городе началась эпидемия холеры. Невзирая на уговоры спутниц, девушка решила продолжить путь. Смело общалась с больными, старалась облегчить страдания. Благодаря помощи Божией, никто из паломников не заразился.

Путешествуя по святым местам Киева, Анна восхищалась красотой храмов. Но духовные проявления жизни не были ей близки. Тогда решила она вернуться в Усть-Медведицкий монастырь, там работать, молиться, укрепляться в вере самой и помогать обрести Бога другим.

Постриг, служение Господу и людям

в этом году Анна приняла постриг, получи имя Арсения

В 1854 г. Анна приняла постриг. С тех пор стали ее называть Арсения, в честь святого Арсения Великого. В 1859 г. Была пострижена в мантию.

В это время матушка Арсения нашла духовную наставницу. Стала ею схимонахиня Ардалиона. Несмотря на строгий обет и стремление к уединению, схимница ежедневно находила время для дискуссий с Арсенией. Однажды она сказала:

«Ты такие предлагаешь вопросы, что одним словом отвечать на них нельзя, а в церкви беседовать не всегда удобно. Если игумения благословит, то лучше тебе приходить ко мне в келлию, хотя я никого не принимаю, но тебя приму, не потому, что ты Арсения, а потому, что вижу, ты истинно желаешь спастись».

в этом году матушку Арсению избрали игуменьей Усть-Медведицкой обители

В 1862г. Владыка Иоанн назначил матушку Арсению на должность казначеи и главной помощницы игуменьи. В 1864 г. после смерти Вирсавии, Арсения избрали игуменьей Усть-Медведицкой обители. Получив должность, молодая игуменья развернула активную деятельность по благоустройству монастыря и просвещению молодежи.


За свои деяния Арсения получила награды:

  • Крест с драгоценными украшениями от кабинета его Императорского Величества.
  • Библию от Священного синода.
  • Наперсный крест, украшенный драгоценностями, подарили сестры из монастыря в 1994г.
  • Знак красного креста.

Смерть игуменьи во время паломничества

В возрасте 72 лет здоровье иг. Арсении ухудшилось, все чаще она стала задумываться о смерти. Тогда в июне 1905 г. старица решается на последнее в своей жизни паломничество.

в этом возрасте Арсения совершила свое последнее паломничество

Отправилась она в Саворскую пустынь, чтобы поклониться мощам преподобного Серафима, чье учение было близко ей по духу. Вернуться в свою обитель, старице было не суждено. Преставилась игумения Арсения Себрякова 21 июля 1905 г. Гроб с почившей доставлен в Усть-Медведицкий монастырь и помещен в склеп Арсеньевской церкви.

На посту игуменьи Арсения занималась просветительской деятельностью, инициировала возведение Казанского собора и создание пещер

За годы служения иг. Арсения преобразила обитель до неузнаваемости. Благодаря активной позиции и «не мечтательным деяниям» ей удалось:

  • Создать училище. В нем могли обучаться девушки из дворянских и рабочих семей. За 4 года обучения в училище преподавали языки, историю Российской империи, Слово Божье, географию, арифметику. Так же была открыта живописная школа. Михаил Васильевич помог организовать при монастыре библиотеку, закупил мебель для классов.
  • Построить Казанский Собор. Иг. Арсения обратилась к архиепископу Платону с просьбой, благословить ее на строительство храма. Просьба была услышана, после длительной подготовки в 1875 г. в основание был заложен первый камень. Строительство длилось 10 лет. В 1885 г 8 сентября был освящен храм в честь Казанской иконы Божьей матери.
  • Благоустроить монастырь. Были созданы новые кельи. Обновлен зимний храм. Усовершенствованы хоз. Постройки.
  • Создать пещеры. Во время паломничества в Киев, Арсению поразили пещеры под Киево-Печерской лаврой. В 1874 г игумения со своими духовными дочерьми начала рыть пещеры, вход в которые расположен в притворе церкви Арсения Великого. Общая длина – 165м, средняя температура + 8 градусов. На стенах изображен крестный путь Спасителя. Стены пещер над другим входом повествуют о страстном пути Матери Божьей. Особое место в пещерах занимает «плита покаяния» с отпечатками ладоней и колен. Существует предание, что отпечатки на плите оставила сама Богородица, явившись к Арсении во время молитвы.

Наследие Игуменьи в ее письмах и наставлениях

Об обстоятельствах жизни старицы, ее размышлениях можно узнать из книги «Игумения Арсения (Себрякова) Жизнь и наставления» из аудиокниги, и прочитав письма.

Легендарная настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря – игу­мения Арсения прославлена в лике святых. Торжественные мероприятия, приуроченные к этому знаменательному событию, включая Божественную Литургию с чином прославления, прошли в святой обители в минувшие выходные – 12-13 ноября 2016года.
Матушка Арсения – первая свя­тая из Волгоградской области. Это событие можно считать событием не только региональ­ного и всероссийского, но все­ленского масштаба, — отмеча­ют сестры святой обители – послушницы Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мона­стыря. Немногим в жизни да­руется благодать стать свидетелями, а тем более участни­ками столь значимого духов­ного таинства. У серафимович­цев и тысяч паломников, по­сетивших обитель в эти дни, такая возможность была.

Видео: «Матушка Игумения Арсения (Себрякова). За дела земные прославлена на небесах. Всенощное бдение.»

21 октября Священным Сино­дом Русской православной церк­ви было принято решение о ка­нонизации в лике святых пятой и самой известной в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преоб­раженского монастыря игумении – Арсении, всю свою сознатель­ную жизнь посвятившей служе­нию Богу и внесшей огромный вклад в процветание обители. Кроме того, матушка Арсения была известна, как человек, об­ладающий даром духовного рас­суждения, а молитвенные обра­щения к ней верующих уже по­сле ее жизни несли успокоение и исцеление.

Участие в богослужении при­няли губернатор Волгоградской области А.И. Бочаров, вице-гу­бернатор А.И. Блошкин, руково­дители региональных управлений силовых структур: УФСБ – А.Н. Гулевский, ГУ МВД – А.Н. Крав­ченко, Следственного комитета – М.К. Музраев.

Подготовкой и организацией праздничных мероприятий в честь прославления в лике свя­тых Арсении Усть-Медведицкой занималось большое количество неравнодушных людей, для кото­рых это событие является огром­ной духовной радостью и гордо­стью. Это: послушницы монасты­ря во главе с настоятельницей обители игуменией Георгией, ру­ководство Серафимовичского му­ниципального района и г. Сера­фимовича, казаки Усть-Медведицкого казачьего округа, благо­детели, в том числе, в лице местных сельхозпроизводителей и многие другие.

Работа, проделанная по под­готовке к празднованиям, а ина­че это событие не назовешь, ко­лоссальна. За два дня, 12 и 13 ноября, в нем приняли участие около пяти тысяч человек. На богослужения в честь канониза­ции в лике святых игумении Ар­сении прибыли многочисленные священнослужители из Волго­градской области, ряда епархий России, а также Грузии, Греции и Украины. В общей сложности в течение двух дней в богослу­жениях участвовали около 80 представителей духовенства.

Начались торжества в суббо­ту 12 ноября со Всенощного бде­ния в храме Казанской иконы Божией матери, которое совер­шил владыка Урюпинский и Но­воаннинский Елисей в сослуже­нии епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия и духовен­ства Волгоградской и Калачев­ской епархий. Богослужения в главном храме обители проходи­ли практически беспрерывно, не­которые службы совершались па­раллельно в нижнем храме пре­подобного Арсения Великого. График составлялся таким обра­зом, чтобы помолиться и прича­ститься в дни торжеств смогло как можно больше верующих.

После полуночи всенощное бдение перетекло в литургию, их в праздничном графике было тоже несколько: в 4:00 – литур­гия в Казанском соборе, в 7:00 – служба в нижнем храме.

В 10:00 в Казанском соборе началась Архиерейская Литургия с чином прославления преподоб­ной Арсении Усть-Медведицкой. Ее совершил митрополит Волго­градский и Камышинский Герман в сослужении епископа Новоан­нинского и Урюпинского Елисея, епископа Калачевского и Палла­совского Иоанна, архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана, епископа Балашов­ского и Ртищевского Тарасия, епископа Борисоглебского и Бу­турлиновского Сергия. Это было поистине масштабное действо – как по числу участвующих в нем священнослужителей и прихожан, так и по силе духовного заряда.

В центральной части храма в ходе божественной Литургии был расположен созданный к торже­ствам в иконописной мастерской Москвы по заказу монастыря об­раз преподобной Арсении. Свер­кающая золотыми красками ико­на излучала теплоту лика ново­явленной святой.

К церемонии прославления были составлены тропарь, кон­дак и величание святой Арсении Усть-Медведицкой, которые про­звучали в исполнении мужского хора Киево-Печерской лавры. Также в праздничном богослу­жении участвовал хор Сионско­го собора Тбилиси. Молитвы, со­вершаемые их голосами, слета­ли с балконов, усиленные мощ­ной акустикой храма, и, словно подхватывая души верующих, устремляли их под купол.

— В сущности, путь – это сама жизнь, — отметил в обращении к верующим митрополит Волго­градский и Камышинский Гер­ман. – Преподобную Арсению все знали, она очень многим по­могла встать на твердое осно­вание духовной жизни – право­славной, христианской. Она уде­ляла всем внимание добрым сло­вом и, главное, примером сво­его самоотверженного служения.

— Как будто соединились небо и земля, — говорит настоятельни­ца Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игу­мения Георгия. – И я думаю, что матушка Арсения теперь всем бу­дет в помощь, всему нашему ре­гиону, всей области. Она уже сейчас творит чудеса великие…

Как уже говорилось, отдать дань почитания Святой Арсении пожелало огромное количество людей. Те же, кого, увы, не смог вместить храм, имели возмож­ность видеть и слышать все, что происходит внутри, благодаря двум большим плазменным экра­нам и аудиосистемам, располо­женным одна на территории мо­настыря, вторая – за ее преде­лами. Тем более, что погода в ходе главной Литургии была сол­нечной.

— Я приехала из станицы Пре­ображенская Киквидзенского района, — рассказывает палом­ница Вера Петровна Богатыре­ва. – Меня сюда привели ра­дость, ожидание восторга и до­бра. Ради такого события не жалко проделать и более долгий путь. Подобные праздники спо­собны одухотворить на всю жизнь, об увиденном и прочув­ствованном я буду рассказывать детям и внукам. Сегодня здесь со мной немало членов моей се­мьи. Мы не только посетили тор­жественную Литургию, но также исповедовались и причастились.

— Участие в таком значимом мероприятии дарит надежду на то, что ничто на Земле не про­ходит бесследно, — говорят до­бровольцы волонтерского цен­тра Волгоградского госуниверси­тета Яна Серова и Анна Карпо­ва. – Мы добровольно вызва­лись помогать организаторам и приехали сюда по зову сердца. Считаю, что совершая добрые поступки, мы следуем христиан­ским заповедям милосердия. Мероприятие нам очень понра­вилось, мы впервые оказались на священной земле Усть-Медведицкого монастыря, и про­сто физически ощущаем силу этого места.

Значимость и величие проис­ходившего действа подчеркивали и многотысячные паломники, и участие большого количества свя­щеннослужителей, и слезы послуш­ниц святой обители во время бо­гослужения, выражавшие искрен­нюю радость за настоятельницу Арсению, чьи земные заслуги были возданы на небесах. Ключе­вые моменты богослужения сопро­вождал звон колоколов торже­ственно и звучно разносящийся по округе и над Доном.

По окончании Литургии в храм Казанской иконы Божией матери могли попасть все, же­лающие поклониться иконе Свя­той Арсении Усть-Медведицкой. После службы паломники могли подкрепить силы в ходе трапе­зы, состоявшейся в подготовлен­ных заранее палатках за преде­лами территории монастыря.

Безопасность верующих обе­спечивали сотрудники полиции и казаки не только Серафимович­ского района, но и из других ча­стей Волгоградской области.

— С нашими казаками мы не­однократно посещали Усть-Медведицкий монастырь, — рас­сказывает атаман Верхне-Дон­ского округа Максим Олейников. – Сегодня мы приехали по при­глашению атамана Усть-Медведицкого округа Виктора Гречиш­никова, являемся гостями этого священного праздника и помога­ем в охране общественного по­рядка. Для меня, как для любо­го казака, Божия благодать и православная вера – важнейшие жизненные ориентиры. Я бывал во многих священных местах, не­давно вернулся с греческого Афона, и могу с уверенностью сказать – здешние места настоль­ко намолены, что каждому дару­ют успокоение и благодать.

— Мы приехали из Волгограда этим воскресным утром, чтобы поблагодарить Господа Бога за все то, что он дарует нам и по­радоваться прославлению матуш­ки Арсении в лике святых, — де­лятся паломницы Елена и Ири­на. – Служба в храме произве­ла на нас сильнейшее впечатле­ние и подарила огромный духов­ный заряд, ведь мы прикосну­лись к священнейшему из пра­вославных таинств!

Решение о причислении игуме­нии Арсении к лику святых при­нято в соответствии с поступив­шим к Священному Синоду ранее ходатайством архиерейского со­вета Волгоградской митрополии. Это была благая весть не только для послушниц монастыря, но и для всех православных верующих. В качестве даты прославления было обозначено 13 ноября.

Рассматривая вопрос о при­числении игумении Арсении к лику святых, Епархиальная ко­миссия исследовала случаи ис­целения от болезней, которые произошли после молитвенных обращений к ней. Наиболее ча­сто встречаются свидетельства об исцелении женщин от беспло­дия: описаны 65 фактов, некото­рые из которых признаны вра­чами невозможными при помо­щи современных средств меди­цины. Также сестры обители сви­детельствуют о помощи игуме­нии Арсении в их послушаниях и молитвах. Собрано около 150 рассказов паломников о благо­датной помощи игумении.

Усть-Медведицкий монастырь является центром притяжения не только для жителей региона, но и для гостей со всех уголков страны. За последние десять лет он стал жемчужиной Тихого Дона, одним из самых знаменитых мо­настырей Войска Донского.

Еще одним духовным центром должен стать собор Александра Невского, работа по восстановле­нию которого активно ведется в Волгограде. Воссоздание храма на народные средства началось по благословению Патриарха Москов­ского и всея Руси Кирилла. Попе­чительский совет по строительству собора Александра Невского по просьбе митрополита Волгоград­ского и Камышинского Германа возглавил губернатор Волгоград­ской области Андрей Бочаров. Сейчас компания-застройщик уже завершает «нулевой» цикл работ.

Максим АНТИПЦЕВ,
Павел КУЛИКОВ.