Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности. Формы осуществления преемственности Формы осуществления преемственности доу и школы

Тема: «Формы преемственности детского сада и школы»

Ражева Инна Анатольевна, 12.01.2018

4018 153

Содержимое разработки

Тема: «Формы преемственности детского сада и школы»

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.

В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В образовательном процессе используются единые формы работы:
совместная деятельность детей
совместная деятельность взрослого и детей
самостоятельная деятельность
Цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ:
развитие физических качеств - укрепление физического здоровья
формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание
Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

1. Работа с детьми:

    экскурсии в школу;

    посещение школьного музея, библиотеки;

    знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

    участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

    выставки рисунков и поделок;

    встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

    совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

    участие в театрализованной деятельности;

    посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

    совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

    семинары, мастер- классы;

    круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

    психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

    проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

    взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

    открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

    педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

    совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

    круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

    родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

    консультации с педагогами ДОУ и школы;

    встречи родителей с будущими учителями;

    дни открытых дверей;

    творческие мастерские;

    анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

    образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;

    семейные вечера, тематические досуги;

    визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

    заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

Согласованная, дружная работа школы и детского сада, именно такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.

Содержимое разработки


Формы преемственности детского сада и школы


Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную

стадию развития, проделанную ребенком.


  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В образовательном процессе используются

единые формы работы:

1. совместная деятельность детей; 2. совместная деятельность взрослого и детей; 3. самостоятельная деятельность.


Цели ФГОС

  • развитие физических качеств - укрепление физического

здоровья;

2. формирование предпосылок учебной деятельности –

формирование основ умения учиться и способности к

организации своей деятельности;

3.формирование общей культуры, развитие

интеллектуальных и личностных качеств –

духовно-нравственное развитие и воспитание.


формы осуществления преемственности:

Работа с детьми


- экскурсии в школу;

- посещение школьного музея, библиотеки;

- знакомство и взаимодействие дошкольников

с учителями и учениками начальной школы;

- участие в совместной образовательной

деятельности, игровых программах;

- выставки рисунков и поделок;

- встречи и беседы с бывшими воспитанниками

детского сада;

- совместные праздники (День знаний, посвящение в

первоклассники, выпускной в детском саду и др.)

- участие в театрализованной деятельности.


Для эффективного и безболезненного

перехода детей в начальную школу,

педагоги используют следующие

формы осуществления преемственности:

Взаимодействие педагогов


- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

- семинары, мастер- классы;

- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

психологические и коммуникативные тренинги

для воспитателей и учителей;

- проведение диагностики по определению

готовности детей к школе;

- взаимодействие медицинских работников,

- психологов ДОУ и школы;

- открытые показы образовательной деятельности

в ДОУ и открытых уроков в школе;


Для эффективного и безболезненного

перехода детей в начальную школу,

педагоги используют следующие

формы осуществления преемственности:

Сотрудничество с родителями


- совместные родительские собрания с педагогами

ДОУ и учителями школы;

- круглые столы, дискуссионные встречи;

- родительские конференции,

- вечера вопросов и ответов;

- консультации с педагогами ДОУ и школы;

- встречи родителей с будущими учителями;

- дни открытых дверей;

- творческие мастерские;

- визуальные средства общения

(стендовый материал, выставки, почтовый ящик

вопросов и ответов и др.);

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОУ И ШКОЛЫ

Чеботова Мария Владимировна

воспитатель МБДОУ

Комсомольский д/с «Ромашка»,

п. Комсомольск, Тисульский р-он,

Кемеровская область

[email protected]

Скачать Конспект:

Преемственность - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов образования, педагогов и родителей. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных этапов опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность образования на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка. Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя, учителя, психолога и родителей.

Сегодня осуществляется пересмотр действующих программ дошкольного образования с целью исключить из них повторения части учебного материала, изучаемого в школе. Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании концепции непрерывного образования. Эта концепция ориентирована на взаимосвязь дошкольного и начального школьного образования и предполагает решение следующих приоритетных задач ступеней детства:

— приобщение к здоровому образу жизни;

— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие

его положительного мировосприятия;

— развитие инициативности, любознательности, произвольности,

способности к творческому самовыражению;

— стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой

активности детей в различных видах деятельности;

— развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;

включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и

детьми разного возраста) ;

— формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим

миром;

— развитие желания и умения учиться, формирования готовности к

образованию в основном звене школы и самообразованию;

— совершенствование достижений дошкольного развития;

— специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном

детстве качеств;

— индивидуализация процесса обучения, особенно в случае

опережающего развития или отставания.

Одним из направлений взаимосвязи двух образовательных ступеней является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть трудности возникающие в процессе обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие задачи могут успешно решаться в условиях разностороннего взаимодействия детского сада и школы, если ДОУ выступает в качестве открытой готовой к диалогу со школой и общественностью воспитательно-образовательной системой.

Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то время школа как преемник дошкольной ступени учитывает достижения ребенка-дошкольника и строит свою педагогическую деятельность, опираясь на его индивидуальный потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематичному обучению в школе. Существует такая практика и в нашей дошкольной группе. Эффективная форма взаимодействия посещения открытых занятий и уроков, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немаловажными являются связи с другими учреждениями - сотрудничество с родительским комитетом, с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками, посещение школы детьми подготовительной группы.

Большую популярность приобрела «Родительская гостиная» при нашей дошкольной группе, где воспитатели, учителя начальных классов и родители собираются один раз в месяц для обсуждения конкретных вопросов по воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе с показом мастер-классов. Родители делятся проблемами по поводу развития своего ребенка, вместе с педагогами проблема разбирается и совместно принимается решение. Причем к родителям приходит понимание того, что подготовка к школе начинается не за год до школы, а с раннего дошкольного возраста. Указанные виды работ ориентированы на обеспечение естественного перехода дошкольника из детского сада в школу, педагогической поддержки новой социальной ситуации.

Изучение воспитателем программы 1 класса и программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста учителем должно основываться на ознакомлении с общей концепцией детского сада и школы, их целями, задачами и конкретным содержанием. Это определяет необходимый уровень развития, который ребенок должен достичь к концу дошкольного возраста, тот объем знаний и умений, который нужен ему для освоения чтения, письма и математических знаний.

Посещение воспитателями уроков в школе, а учителем занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Так на основе анализа открытых уроков воспитатели могут предложить способы применения игровых методов, наглядных пособий, способствуя более тесной учебно-методической преемственности между детским садом и школой. Педагоги могут обмениваться педагогическими новинками в периодической печати.

В процессе анализа полученных результатов совместной деятельности достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении, обстановке в их семьях. Воспитатель длительное время наблюдает за ребенком и может дать учителю подробные сведения о его личностных качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, индивидуальных способностях, характере и темпераменте. Также он может дать рекомендации по выбору способов индивидуального подхода к ученику.

Не менее полезными являются формы коллективного обмена опытом, в частности совместные педагогические советы, методические объединения, тематические семинары, которые организует школа. Очень важны формы обмена опытом старших дошкольников и учащихся первых классов. Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются воспитанники детского сада и школы. Такие встречи актуализируют их любознательность, усиливают интерес к школе. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, манерам разговора, свободному общению, а школьники проявляют заботу о младших.

Таким образом, рассматривая разнообразные формы связи дошкольного и начального школьного образования как заинтересованных ступеней в современной подготовке к школе, мы приближаемся к решению проблемы преемственности детского сада и школы. Необходимость преемственности усиливается еще в большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание - первая ступень единой системы народного образования. Н. К. Крупская подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень… »

Литература

1. Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием // Справочник старшего воспитателя. №2, 2008г.

2. Преемственность между детским садом и школой // Справочник старшего воспитателя. №10, 2010г.

3. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Статья Е. Кудрявцевой.

4. Елжова Н. В. Методическая копилка для педагогов ДОУ. - Ростов на Дону: Феникс, 2009

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов детского сада, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы преемственных связей

  • - Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
  • - Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми - дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
  • - Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • - Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • - Проведение «дней выпускников» в ДОУ;
  • - Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • - Встречи родителей с будущими учителями;
  • - Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • - Игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста.

Успешная работа по преемственности может осуществляться только при совместной работе учителя и воспитателя.

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

  • - создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
  • - улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
  • - углубление интереса к жизни в школе;
  • - оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
  • - взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем,
  • - участие в педагогических советах,
  • - взаимное консультирование, семинары, мастер- классы;
  • - совместное проведение родительского собрания воспитателем и учителем, организация конференций,
  • - изучение программ воспитания в дошкольном учреждении и программы первого класса школы и др.
  • - психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • - проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • - взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • - открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • - педагогические и психологические наблюдения.

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация. Поэтому лучше подготовить малыша к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

Формы знакомства дошкольников со школой.

Большую помощь могут оказать сюжетно-ролевые игры, в частности, игра «В школу».

Любая сюжетно-ролевая игра включает в себя пять компонентов. Сюда входят:

  • 1. Вещи - физическое, естественное или созданное человеком окружение.
  • 2. Место - арена, на которой происходит действие.
  • 3. Актерский состав - участвующие люди.
  • 4. Организация - нормы и правила, которые регламентируют действия людей, информация.
  • 5. Смысл идей, которые требуется усвоить.

Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику.

Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого используют:

  • 1. Экскурсии (к зданию школы, затем в библиотеку, в спортивный зал, в класс, в столовую).
  • 2. Рассматривание картины «Школа»
  • 3. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.
  • 4. Рисование на темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс».
  • 5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
  • 6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.
  • 7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
  • 8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
  • 9. Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • 10. Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • 11. Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
  • 12. Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • 13. Участие в театрализованной деятельности;
  • 14. Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

Целесообразно не обрушивать на ребенка все школьные новшества сразу, а обратить внимание на некоторые или одну из сторон школьной жизни, а остальные компоненты ситуации пока не затрагивать. Пусть вначале это будут вещи, учебные принадлежности, школьная форма, которую можно рассматривать на картинках, а затем зайти в школу, посидеть за партой.

Ребенок в щадящем режиме, без временного ограничения, ознакомится с видом и назначением вещей, которые вскоре станут его постоянным окружением. В другой раз стоит остановиться на нормах и правилах, попробовав в игре от лица «учителя» предъявить определенные требования к «ученику». Далее объектом внимания могут стать учебники, которые полезно не только посмотреть и пролистать, но и попробовать «понарошку» выполнить какое - либо простенькое задание.

Важность проблемы воспитания положительного отношения к школе ни у кого не вызывает сомнений. От того, как будет проведена наша работа, будет зависеть ее успешность и результативность. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так писал В.А. Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении.

Воспитание положительного отношения к школе детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современной педагогики.

Но мы не можем полноценно подготовить ребенка к школе, если не будем действовать с родителями в одном ключе.

Педагогическое просвещение родителей.

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. В работе с родителями можно использовать следующие формы работы:

  • - совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • - круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • - родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • - консультации с педагогами ДОУ и школы (Консультации на тему: «Как выбрать школу», «Что делать, если вашего ребенка не принимают в школу», «Немного об игре» и т.д.).
  • - встречи родителей с будущими учителями;
  • - дни открытых дверей;
  • - творческие мастерские;
  • - анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе (Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться»);
  • - образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • - семейные вечера, тематические досуги;
  • - визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.): Устный журнал
  • - «Ваш ребенок - будущий первоклассник»
  • - «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику».
  • - «8 советов родителям будущих первоклассников».
  • - Выставка на тему: «Это нужно для школы».

Издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении.

Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

Известно, что «гладкой» преемственности в развитии человека не бывает и любой переход в новое состояние, даже самый приятный - это всегда стресс.

Поскольку обойтись без стрессов практически невозможно, надо попытаться «сделать» их менее вредными и более полезными для развития.

Преемственность - это плавный переход из дошкольного учреждения в школу.

Ребенок не должен бояться нового здания, но и не должен настолько привыкнуть к нему, чтобы пропал эффект новизны, неожиданности, привлекательности.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учите­лем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформиро­ванное™ нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошколь­ников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обу­чающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структу­ра учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следую­щие компоненты:

I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

3) учебно-операцио­нальный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4) организа­ционно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогно­зирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собствен­ной деятельности и товарищей.

Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т. Д.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоро­вительных, организаторских, воспитательных и т. Д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность

Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демо­кратизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особеннос­тей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инно­вационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы – развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здо­ровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы – формирование у детей умения учиться, созда­ние условий, при которых обучение становится для ребенка бла­гом, основной формой его самовыражения; для дошкольного – ран­нее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечи­вающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

В РБ разработано и утверждено примерное положение об учеб­но-воспитательном учреждении «школа-детский сад», создаются «центры развития ребенка» – эти новые интегративные типы учеб­но-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошколь­ного и школьного возраста и обеспечения преемственности в ор­ганизации и содержании учебно-воспитательного процесса.

Основными задачи преемственности являются:

1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,

Трудовом и эстетическом развитии.

3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5. Осуществление преемственности детского сада и школы в фор­мировании общеучебных умений и навыков.

6. Преемственность содержания образования и воспитания в дет­ском саду и первом классе школы.

Наиболее действенными Формами работы школы и детского сада Являются:

I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсужде­нием, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных клас­сов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководи­телей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с учас­тием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и на­выками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования Школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении Дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сен­тября в школу, устная характеристика о слабых и сильных де­тях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллек­тивных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных ин­тересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. Д.;

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. Взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабаты­ваются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственности Включает следующие разделы:

I. методическая и организационно-воспитательная работа;

2. воспитание у детей интереса к школе;

3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Сотрудничество детского сада, семьи и школы может решаться через следующие виды работ : Общие родительские собрания , которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

Групповые родительские собрания , которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т. Д.;

Лектории для родителей ,

педагогические консультации ;

Семинары;

Открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

Совместные праздники ;

Встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

Сейчас, в начале 21 века, не утратили своей актуальности слова Василия Александровича Сухомлинского о пути к ребенку: « Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, сказке, игре, в собственном творчестве, красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». В то же время не секрет, что современные дети отличаются от своих сверстников: - они более информированные и осведомленные, так как живут в информационном обществе;

Раскованные и общительные, так как среда, в котором они живут, на примере технических устройств, постоянно меняется, и дети готовы к новшества;

С ними интересно разговаривать и можно только договариваться, если мы хотим попросить их что-то сделать или чего-то от них добиться;

Дошкольный возраст – это желание творить, изобретать, выражать себя в разных видах деятельности.

В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Большое значение в преемственности мы придаём изобразительной деятельности, так как она для ребёнка не только интересна, но и полезна. Изобразительная деятельность позволяет ребёнку передать свои впечатления, интересы от окружающего мира, эмоциональное отношение ко всему окружавшему его миру. Ребёнок занимается рисованием, лепкой, аппликацией не только в детском саду, дома, но и посещает кружки, художественные студии, а впоследствии и в школе. Но для того что бы эти занятия приносили радость и были успешными, необходимо прививать интерес к изобразительной деятельности уже с раннего возраста.

Изобразительная деятельность имеет неоценимый вклад во всестороннем развитии ребёнка. Она является прямым проводником к его миру и окружающей его положительного и отрицательного отношения ко всему. В его работах можно увидеть всё от радости до страха, прорисовывая страхи, он их как бы изживает из подсознания. Как писала Н. К. Крупская: «Рисование и лепка, особенно на первых стадиях обучения, должна быть одновременно, так сказать, гимнастикой глаза и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений и двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром веществ». Она подчёркивает, что эти предметы должны занять в школе достойное место.

Итак, обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких операций как: анализ, синтез, сравнение, обогащение. Характеризует детское творчество и те психические процессы, которые включаются в художественную деятельность. И как правильно заметил один из видных педагогов А. А. Волкова: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Мы видим, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребёнка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям более ярко воспроизводить в своём творчестве виденное ими»

В процессе изобразительной деятельности в детском саду и начальной школе оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно – творческой деятельности, на фоне которого будет в дальнейшем формироваться художественная культура человека.

Изодеятельность является обобщающим весь жизненный опыт ребёнка то есть чем больше у него опыт, тем интереснее и содержательнее его работы в лепке, рисовании, аппликации.

Художественно – творческая деятельность тесно связанна с различными видами искусства и различными художественными деятельностями.

Делая вывод, можно сказать так, что изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе.

Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Поэтому объединенными усилиями педагогов и воспитателей формируем у детей устойчивый интерес к школе, учебе, делаем для них поступление в школу радостным и приятным событием.
Коллектив нашего детского сада старается создать такие условия воспитания и обучения, при которых привычнее знания, приобретенные ребенком в детском саду становились бы нормой. А совместная работа детского сада и школы помогает нашим воспитанникам легко и безболезненно адаптироваться к школьной жизни.

Основной целью всей нашей работы является обеспечение эмоциональной комфортности, понимая обеспечение возможности реализации потребности в общении и интересах между детским садом и школой.

В ДОУ осуществляется взаимосвязь и преемственность в работе специалистов и воспитателей. Воспитатели ведут групповые и индивидуальные занятия для развития каждого воспитанника, благодаря которым создается целостное представление об уровне развития ребенка. С целью создания оптимальных психолого-педагогических условий, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей в ДОУ функционирует психологическая служба, которая помогает решать проблемы отдельных детей в усвоении программы и развития эмоционально-волевой сферы, принимать совместные решения с педагогами и родителями по организации необходимых мер, направленных на их преодоление.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Беседы и встречи бывших воспитанников детского сада, вызывают у наших ребят желание пойти в школу, интерес, убирает страх, вселяет уверенность в своих силах. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года. В детском саду работает школа для родителей, будущих первоклассников, где родители получают квалифицированную помощь на родительских собраниях о том, как подготовить ребенка к школе, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.

В детском саду царит атмосфера доверия, игры, соревнования и успеха. Включение детей в сферу организации совместной деятельности воспитателя с детьми строим на принципах добровольности и осознанности в условиях широкого выбора занятий по интересам.

В ДОУ обеспечивается преемственность и непрерывность в содержании учебно-образовательного процесса с учетом возраста детей, используются разнообразные варианты взаимодействия детского сада и школы.

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуры, учитель-логопед в своей работе руководствуются разработанными рекомендациями и критериями готовности детей к обучению детей в школе, что способствует успешной адаптации детей от дошкольного к школьному детству. Таким образом, процесс преемственности и непрерывности в содержании образовательного процесса эффективно влияет на развитие и воспитание детей.

В нашем детском саду особое внимание уделяется развитию творческих способностей в различных видах художественной деятельности: в хореографии, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация дополнительного образования в детском саду, которое способно обеспечить переход от интересов детей, к развитию их способностей. На протяжении ряда лет, в нашем ДОУ функционировали кружки: хореографический «Антрэ»,вокальный кружок «Домисолька», изобразительной деятельности «Волшебный мир кисточки», «Тестопластика».

Безусловно, к работе по реализации дополнительных образовательных услуг привлекались наиболее подготовленные профессиональные педагоги, обладающие коммуникативными качествами, стремлением к партнёрским отношениям с детьми, владеющие знаниями, достаточными для разработки авторской программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа.

Воспитатели нашего ДОУ участвуют в конкурсах педагогического мастерства «Учитель года», в конкурсе психолого-педагогических программ «Инновация –Творчество –Успех», в конференциях «Проектная деятельность в дошкольном учреждении», в международном научно-практическом конференции «Искусство взаимопонимания: формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения», издают публикации. Воспитанники тоже активно участвуют в разных конкурсах и занимают призовые места.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения, поэтому мы накапливаем положительный опыт, повышаем качество услуг. Основная наша задача не только научить, развить, но и может быть к концу дошкольного, начального и школьного обучения достичь высоких результатов.

А это возможно лишь в том случае, когда все структуры будут работать вместе, согласовано, на достижение поставленной задачи.