Кто такой сын царя трои ганимед. Миф о Ганимеде: нетрадиционные отношения в мифологии разных народов

Вам славу одолжили небеса!
Подвергнуты любовником бесчестью,
Заброшены в эфир холодной местью,
Вы - гордость неба и его краса.

Сколь сладострастен Зевс! Любую из девиц
Стремится соблазнить, на всех имеет виды…
…Трубят в лесу рога – охотой на лисиц
Сегодня занята вся свита Артемиды.

Нина Агашкова "Каллисто и Аркас"

Самое известное созвездие неба - Большая Медведица. Это нимфа Каллисто.

Каллисто была дочерью или царя Аркадии Ликаона или его сына Кефея. (У Эратосфена она зовется Финикой.)

Каллисто состояла в свите богини охоты Артимиды. Артимидовы наперсницы, как и сама богиня, должны оставаться целомудренными. Но на беду её, спутницу Артемиды, соблазнил Зевс - начнем с этой истории, случившейся на аркадской горе Нонакрис .

Иногда Ио видят в созвездии Тельца.

Даная


Даная
Тициан, 1545-1546

Оставя нектар, скипетр, гром,
Юпитер, по уши влюбленный,
К Данае, в башне заключенной,
Спустился золотым дождем. ―
Прошли те времена, настали веки бедны,
И рада красота, как льется дождь и медный.

А. Н. Нахимов. «Золотой дождь»

Акрисию, царю Аргоса , было предсказано, что он погибнет от руки внука. Акрисий имел единственную дочь Данаю и решил обезопасить себя, посадив ее в медную башню. Но от вездесущего Зевса так просто не уберечься, если его вдруг охватит страсть! Громовержец проник в башню откуда вторжения не ждали - с неба. Он обрушился в лоно пленницы золотым дождем (аллюзии на соответствующую перверсию здесь неуместны, дело божественное), и та через положенный срок родила Персея.

Персей затем совершил массу полезных подвигов, о чем поведано в Персеиде , а предсказание сбылось случайным образом - Персей зашиб дедушку диском во время спортивных состязаний.

Ибо да, от судьбы не уйдешь.

А что же созвездия? С самой Данаей никаких созвездий не связано, но ее сын Персей вполне себе на небе присутствует в самостоятельном виде.

Эга

Сидоров спускается на лифте
Сидоров уходит на работу
А к нему на белый подоконник
Прилетает и садится птица
Словно Зевс какой-то в самом деле,
И престранно обращается с козою,
Этот Зевс, как будто со своею.
Сидоров покуда на работе
Зарабатывает трудные монеты
Этот Зевс с козою в хвост и в гриву,
Сидорову даже не придумать!
А потом взлетит орлом летучим,
А коза останется на кухне,
Сидорова ждать, когда вернется,
И смотреть овечьими глазами.

Эга (коза по-гречески, но нимфа по существу) была женой Пана . Зевс соблазнил ее, и она родила мальчика Эгипана, от которого произошел целый род эгипанов. Эга приписала (естественно) отцовство Пану. Эгипанов поэтому часто считают потомками Пана.

А вообще, по-серьезному…

…здесь конгломерат и полная мешанина мифов: Пан иногда и сам называется Эгипаном; Эгипан-Пан иногда рожден от Амалфеи, а Амалфея вскормила Зевса и потому они, Зевс и Пан, молочные браться. Эга по другой версии мифа тоже вскормила Зевса на пару с Амалфеей, а также была ее сестрой, и получается, Зевс переспал с кормилицей. А Пан традиционно козловиден… Тут все вертится вокруг Пана-козла, на самом деле. Приведенная версия - Эвгимера: еще и он здесь со своими евгемеризмами!

Эга была помещена Зевсом, не забывшим удовольствия, на небо в виде козы в созвездии Возничий , а точнее, в виде именно специального созвездия Коза или Коза с козлятами, которое потом слилось с Возничим.

Или за то, что когда-то вскормила Зевса? Есть же и такая версия.

Эгина

О ту пору, как Зевс-отец,
Благ податель, избрал одну
Асопиду-Эгину: срок
Ей придет, - будет счастлива
На путях громовержца.


Эгина в ожидании Зевса
Фердинанд Боль, XVII в.
Meininger Museen. Германия

Эгина - нимфа, дочь речного бога Асопа (было несколько рек с такими именем; этот - Асоп Флиасийский). Зевс, как водится, воспылал страстью, и не откладывая дело в долгий ящик, украл девушку, превратившись в орла. Отец попытался было воспрепятствовать похищению, вышел из берегов, скакал по берегу, тщась схватить орла за хвост, но был поражен перуном. В последствии оклемался, но в водах реки с того времени начали находить куски угля.

Чтобы Асоп больше не мешал, а Гера не проведала, Зевс перенес Эгину на остров Энону , где споро и проворно утолил свою страсть. Эгина родила Эака, а Энона была переименована в Эгину.

Гера, кстати, все равно проведала

Γανυμήδης «затевающий веселье») - в греческой мифологии прекрасный юноша, сын троянского царя Троса (по имени которого и была названа Троя) и нимфы Каллирои, брат Ила и Ассарака;похищенный из-за необыкновенной красоты богами и унесенный на Олимп, стал любимцем Зевса и его виночерпием.

Есть и другие версии его происхождения от царей и героев (сын Ламедонта; или сын Дардана; или сын Аспарака; или сын Эрихтония; или сын Троила).

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен богине зари Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита богиней Эос.

Но основной миф состоит в том, что из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом и перенесён орлом Зевса на Олимп (по другой версии, Зевс сам превратился в орла),

Троянский царевич, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его обменяли на несколько великолепных лошадей или, в постгомеровском эпосе, - на золотую виноградную лозу. На краснофигурном кратере конца 5 в. до н. э. с одной стороныизображен бородатый Зевс со скипетром, а на другой - прекрасный Ганимед, держащий обруч и петуха, -излюбленный подарок мальчикам-любовникам от мужчин. В поздней, более популярной версии легенды онбыл похищен орлом, посланным Зевсом, или Зевсом в образе орла, возжелавшим красивейшего изсмертных. Таким образом Ганимед представлен на красивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпии и вримских копиях греческих статуй. Аристофан пародирует этот миф в своем "Мире", где герой уносится нанебо на спине большого навозного жука. Платон использует его в "Федре", упоминая чувства Сократа к своим ученикам.

Греческая краснофигурная ваза. Зевс и Ганимед.

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа, либо на Иде. Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозуработы самого Гефеста, а также пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.

Ганимеду была дарована вечная юность. Согласно поэтам, на Олимпе он сталвиночерпием на пирах богов , сменив на этом посту Гебу , и любимцем Зевса. Согласно Аристотелю, хотя боги не пьют вина, он назван «виночерпием» Зевса, здесь переносное словоупотребление . По Цицерону, он подает богамнектар и амброзию.

Был ли Ганимед любовником Зевса - вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду ,Ганимед живет на Олимпе, делит ложе с Зевсом.

Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал , который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война. По другой интерпретации, из-за похищения Ганимеда произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны. По еще одной версии, Ганимед был похищенМиносом. Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде.

Существовал ряд комедий о Ганимеде (Евбул, Алкей), о Ганимеде упоминал и Еврипид в трагедии «Колхидянки». Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии. Еще одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом. Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа, а также на щите Диониса. Иными словами. Этот сюжет был достатчно популярен и ни в коей мере не считался непристойным.


На всем протяжении средних веков Ганимед символизирует гомосексуализм, и "про" и "контра" двух типов любви обсуждается в легкомысленной латинской поэме "Спор между Еленой и Ганимедом". Толькоаллегористы-неоплатоники Возрождения прочитали в мифе нечто более духовное и нашли в нем символвосхождения души к абсолюту, и даже нашлись теологи, сравнившие с Ганимедом возносящегося Христа.Аналогично Ганимед Гете возносится в эфирные объятия вселюбящего Отца. Но для художников оностается во плоти: так, Челлини добавляет к античному торсу голову и конечности орла. Корреджо и Рубенсстоль же чувственно интерпретировали миф. Только Рембрандт с характерной гуманностью написал его вкогтях орла как испуганного сопротивляющегося ребенка.

Похищение Ганимеда - частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара , Корреджо , Рембрандта ,Торвальдсена и др.).

Корреджо. Похищение Ганимеда.

Николас Мас. Похищение Ганимеда.

Рубенс. Похищение Ганимеда.

Рембрандт. Похищение Ганимеда.

b. В уплату за потерянного сына Гермес от имени Зевса подарил Тросу золотую лозу работы Гефеста и двух прекрасных коней и убедил его, что отныне его сын становится бессмертным, его не коснутся невзгоды старости и он будет всегда с улыбкой подносить в золотой чаше игристый нектар отцу небес .

с. Некоторые утверждают, что вначале Эос похитила Ганимеда, чтобы сделать его своим возлюбленным, но Зевс отнял у нее юношу. Как бы там ни было, Гера посчитала появление Ганимеда в качестве виночерпия как оскорбление для себя и своей дочери Гебы и до тех пор досаждала Зевсу, пока он не поместил изображение Ганимеда среди звезд в виде созвездия Водолея .

1 Гомер. Илиада ХХ.231-235; Аполлодор III.12.2; Вергилий. Энеида V.252 и cл.; Овидий. Метаморфозы Х.155 и cл.

2 Еврипид. Орест 1391 и схолии; Гомер. Илиада V 266; Гомеровский гимн к Афродите 202-217; Аполлодор II.5.9; Павсаний V. 24.1.

3 Аполлоний Родосский III.115 и схолии; Вергилий. Энеида 1.32 и схолии; Гигин. Мифы 224; Вергилий. Георгики III.304.

1. Обязанности Ганимеда как виночерпия всех богов - а не только Зевса, как об этом сообщается в раннем изложении мифа, - а также пара коней, подаренных царю Тросу в качестве компенсации за его смерть, говорят о том, что произошло неправильное прочтение древнего изображения, на котором новый царь готовился к священному браку. В чаше Ганимеда содержался напиток, которым поминали его царственного предшественника, а руководивший церемонией жрец, которому Ганимед оказывает символическое сопротивление, был неверно воспринят как любвеобильный Зевс. Таким же образом ожидающая невеста превратилась в Эос благодаря мифографу, который знал сюжет, где Эос похищает Титона, сына Лаомедонта, поскольку Еврипид ("Троянки" 822) называет Лаомедонта еще и отцом Ганимед». С таким же успехом картина могла изображать брак Пелея с Фетидой, за которой

боги наблюдают со своих двенадцати тронов; пара коней - это принадлежность ритуала, во время которого участник сначала переживает свою условную смерть, а затем возрождается в качестве царя (см. 81.4). Пресловутое похищение Ганимеда орлом объясняет одна из найденных в этрусском городе Пере чернофигурных ваз: орел у бедра только что возведенного на трон царя по имени Зевс является олицетворением божественной природы царя, его ka, или второе "я", что сближает его с солнечным соколом, который слетает к фараону во время коронации. Однако традиционное упоминание о юности Ганимеда говорит в пользу того, что царь на таком изображении лишь заменяет настоящего царя - это интеррекс, правящий только в течение одного дня, как Фаэтон (см. 42.2), Загрей (см. 30.1), Хрисипп (см. 105.2) и другие. Поэтому орел Зевса - это не только признак воцарения, но и птица, которая доставляет царя на Олимп.

2. Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла - это широко распространенный религиозный сюжет. Он пародируется в "Мире" Аристофана (1 и cл.), где главный герой отправляется верхом на скарабее. Душа кельтского героя Луга, который в "Мабиногион" фигурирует под именем Ллу-Ллау, орлом взлетает на небеса, когда танист убивает его в день летнего солнцеворота. После священного брака в Кише вавилонский герой Этана верхом на орле отправляется в небесные чертоги Иштар, но падает в море и тонет. Его смерть, между прочим, - это не обычное ежегодное жертвоприношение, как, например, смерть Икара (см. 92.3), а наказание за плохой урожай во время его царствования, и отправляется он за волшебной травой плодородия. Эта история вплетена в сюжет непрекращающейся борьбы между орлом и змеем, символизирующими новый и старый год или царя и таниста, а в мифе о Ллу-Ллау, после последнего вздоха во время зимнего солнцестояния, орел вновь с помощью магии обретает жизнь и прежнюю силу. Недаром в Псалме 103.5 говорится: "...обновляется подобно орлу юность твоя".

3. Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные извращения допускались только как крайняя форма поклонения богине: жрецы Кибелы, желая достичь экстатического единства с ней, подвергали себя оскоплению и носили женские одежды. Практиковавшее эти крайности жречество было узаконено в храмах Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме (3 Цар. 15, 12 и 4 Цар. 23, 7) вплоть до Вавилонского пленения*. Эта новая страсть, виновником которой Аполлодор называет Фамирида (см. 21.m) , еще больше подчеркивает победу патриархата над матриархатом. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно открылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, используя миф о Ганимеде, чтобы объяснить собственные сентиментальные чувства по отношению к своим ученикам ("Федр" 279 a-b); хотя в других своих произведениях ("Законы" I. 636 d) он заклеймил однополую любовь как противоречащую человеческой природе, а миф о том, что Зевс тоже отдал ей должное, назвал злобной выдумкой критян. В этом он нашел поддержку у Стефана Византийского [под словом Гарпагия], который пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сделать из него напарника для своих ночных развлечений, "получив на это разрешение от Зевса". С распространением философии Платона женщины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие позиции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей, тогда как Зевс и Аполлон окончательно занимают ведущее положение среди богов.

4. Имя "Ганимед" скорее всего связано с возникающим чувством в преддверии брака, а не со страстью, которую испытывал Зевс, принимая кубок с освежающим нектаром из рук своего любимца. Однако в латинском языке от слова "Ганимед" произошло catamitus, которое в английском перешло в catamite, означающее пассивный объект мужского гомосексуального влечения.

5. Созвездие Водолей, которое связывают с Ганимедом, первоначально считалось египетским богом истока Нила, выливавшим из сосуда не вино, а воду (Пиндар. Фр. 110 Bockh = 282 Snell. - Прим. ред.); замещение же произошло потому, что греки были практически безразличны к Нилу.

6. Нектар Зевса, который позднейшие мифографы описывают как волшебное красное вино, на самом деле был примитивным медовым напитком (см. 27.2) , а амброзия, считавшаяся непревзойденной пищей богов, скорее всего была ячменной кашей, заправленной растительным маслом и измельченными фруктами (см. 98.6), которой баловали себя цари, когда их подданные все еще довольствовались асфоделью (см. 31.2), мальвой и желудями.

ГАНИМЕД

Сын царя Трои Троса и Каллирои, брат троянского царя Ила и Ассарака. Внук Эрихтония. Племянник царя Аттики Пандиона. Троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты купленный Зевсом у его отца, который получил вместо него прекрасных коней, по более поздним мифам - похищенный орлом Зевса. На Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. Получил бессмертие. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино.

// Питер Пауэл РУБЕНС: Похищение Ганимеда // Иоганн Вольфганг ГЕТЕ: Ганимед // Адам Готтлоб ЭЛЕНШЛЕГЕР: Зевс и Ганимед

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГАНИМЕД в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГАНИМЕД в Словаре Мир богов и духов:
    в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы …
  • ГАНИМЕД в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Ganymedes, ?????????). Сын Троса и Каллирои, прекрасный юноша, унесенный на небо с горы Иды Зевсовым орлом. На Олимпе он сделался …
  • ГАНИМЕД
    В греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирон (Ноm. Il. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Ганимед, …
  • ГАНИМЕД в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ГАНИМЕ’Дв мифах древних греков троянский юноша, которого из-за его необычайной красоты похитил Зевс, превратившись в орла, и унес на Олимп. …
  • ГАНИМЕД в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (?????????) в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои (Hom. II. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Г., …
  • ГАНИМЕД в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Троянский принц, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его …
  • ГАНИМЕД в Лексиконе секса:
    в греч. мифологии необыкновенно красивый юноша, к-рого Зевс похитил на Олимп и сделал своим возлюбленным. Образ Г. - постоянный источник …
  • ГАНИМЕД в Большом энциклопедическом словаре:
    спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610), расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диаметр ок. 5260 км. Крупнейший из спутников Солнечной …
  • ГАНИМЕД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Ганимед (Ganymedes, мнеол.) - сын царя Троя, из-за необыкновеннойкрасоты своей похищенный богами на небо, где сделался любимцем ивиночерпием Зевса. По …
  • ГАНИМЕД в Современном энциклопедическом словаре:
    в греческой мифологии троянский юноша, из-за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, на Олимп, где он стал виночерпием богов. …
  • ГАНИМЕД
    а, м., с прописной буквы 1. одуш. в древнегреческой мифологии: прекрасный юноша, которого зевс похитил и сделал своим виночерпием. 2. …
  • ГАНИМЕД в Энциклопедическом словарике:
    а, м., с прописной буквы 1. одуш. В древнегреческой мифологии: прекрасный юноша, которого Зевс похитил и сделал своим виночерпием. 2. …
  • ГАНИМЕД
    ГАНИМ́ЕД, спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610), расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диам. ок. 5260 км. Крупнейший из спутников …
  • ГАНИМЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГАНИМ́ЕД, малая планета (№ 1036), открыта В. Бааде (Германия, 1924), диам. 28 км. По вытянутости (эксцентриситет 0,54) и наклону к …
  • ГАНИМЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГАНИМ́ЕД, в греч. мифологии троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. …
  • ГАНИМЕД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Ganymedes, мифол.) ? сын царя Троя, из-за необыкновенной красоты своей похищенный богами на небо, где сделался любимцем и виночерпием Зевса. …
  • ГАНИМЕД в Новом словаре иностранных слов:
    (гр.) 1) в древнегреческой мифологии - прекрасный юноша, которого похитил Зевс и сделал своим виночерпием; 2) астр. а) …
  • ГАНИМЕД в Словаре иностранных выражений:
    [гр.] 1. в древнегреческой мифологии - прекрасный юноша, которого похитил зевс и сделал своим виночерпием; 2. астр. а) один из …
  • ГАНИМЕД в словаре Синонимов русского языка:
    астероид, герой, …
  • ГАНИМЕД в Словаре русского языка Лопатина:
    Ганим`ед, …
  • ГАНИМЕД в Орфографическом словаре:
    ганим`ед, …
  • ГАНИМЕД в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. В …
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ в Новейшем философском словаре:
    (лат. socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, …

Γανυμήδης «затевающий веселье») - в греческой мифологии прекрасный юноша, сын троянского царя Троса (по имени которого и была названа Троя) и нимфы Каллирои, брат Ила и Ассарака;похищенный из-за необыкновенной красоты богами и унесенный на Олимп, стал любимцем Зевса и его виночерпием.

Есть и другие версии его происхождения от царей и героев (сын Ламедонта; или сын Дардана; или сын Аспарака; или сын Эрихтония; или сын Троила).

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен богине зари Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита богиней Эос.

Но основной миф состоит в том, что из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом и перенесён орлом Зевса на Олимп (по другой версии, Зевс сам превратился в орла),

Троянский царевич, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его обменяли на несколько великолепных лошадей или, в постгомеровском эпосе, - на золотую виноградную лозу. На краснофигурном кратере конца 5 в. до н. э. с одной стороныизображен бородатый Зевс со скипетром, а на другой - прекрасный Ганимед, держащий обруч и петуха, -излюбленный подарок мальчикам-любовникам от мужчин. В поздней, более популярной версии легенды онбыл похищен орлом, посланным Зевсом, или Зевсом в образе орла, возжелавшим красивейшего изсмертных. Таким образом Ганимед представлен на красивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпии и вримских копиях греческих статуй. Аристофан пародирует этот миф в своем "Мире", где герой уносится нанебо на спине большого навозного жука. Платон использует его в "Федре", упоминая чувства Сократа к своим ученикам.

Греческая краснофигурная ваза. Зевс и Ганимед.

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа, либо на Иде. Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозуработы самого Гефеста, а также пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.

Ганимеду была дарована вечная юность. Согласно поэтам, на Олимпе он сталвиночерпием на пирах богов , сменив на этом посту Гебу , и любимцем Зевса. Согласно Аристотелю, хотя боги не пьют вина, он назван «виночерпием» Зевса, здесь переносное словоупотребление . По Цицерону, он подает богамнектар и амброзию.

Был ли Ганимед любовником Зевса - вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду ,Ганимед живет на Олимпе, делит ложе с Зевсом.

Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал , который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война. По другой интерпретации, из-за похищения Ганимеда произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны. По еще одной версии, Ганимед был похищенМиносом. Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде.

Существовал ряд комедий о Ганимеде (Евбул, Алкей), о Ганимеде упоминал и Еврипид в трагедии «Колхидянки». Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии. Еще одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом. Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа, а также на щите Диониса. Иными словами. Этот сюжет был достатчно популярен и ни в коей мере не считался непристойным.


На всем протяжении средних веков Ганимед символизирует гомосексуализм, и "про" и "контра" двух типов любви обсуждается в легкомысленной латинской поэме "Спор между Еленой и Ганимедом". Толькоаллегористы-неоплатоники Возрождения прочитали в мифе нечто более духовное и нашли в нем символвосхождения души к абсолюту, и даже нашлись теологи, сравнившие с Ганимедом возносящегося Христа.Аналогично Ганимед Гете возносится в эфирные объятия вселюбящего Отца. Но для художников оностается во плоти: так, Челлини добавляет к античному торсу голову и конечности орла. Корреджо и Рубенсстоль же чувственно интерпретировали миф. Только Рембрандт с характерной гуманностью написал его вкогтях орла как испуганного сопротивляющегося ребенка.

Похищение Ганимеда - частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара , Корреджо , Рембрандта ,Торвальдсена и др.).

Корреджо. Похищение Ганимеда.

Николас Мас. Похищение Ганимеда.

Рубенс. Похищение Ганимеда.

Рембрандт. Похищение Ганимеда.

b. В уплату за потерянного сына Гермес от имени Зевса подарил Тросу золотую лозу работы Гефеста и двух прекрасных коней и убедил его, что отныне его сын становится бессмертным, его не коснутся невзгоды старости и он будет всегда с улыбкой подносить в золотой чаше игристый нектар отцу небес .

с. Некоторые утверждают, что вначале Эос похитила Ганимеда, чтобы сделать его своим возлюбленным, но Зевс отнял у нее юношу. Как бы там ни было, Гера посчитала появление Ганимеда в качестве виночерпия как оскорбление для себя и своей дочери Гебы и до тех пор досаждала Зевсу, пока он не поместил изображение Ганимеда среди звезд в виде созвездия Водолея .

1 Гомер. Илиада ХХ.231-235; Аполлодор III.12.2; Вергилий. Энеида V.252 и cл.; Овидий. Метаморфозы Х.155 и cл.

2 Еврипид. Орест 1391 и схолии; Гомер. Илиада V 266; Гомеровский гимн к Афродите 202-217; Аполлодор II.5.9; Павсаний V. 24.1.

3 Аполлоний Родосский III.115 и схолии; Вергилий. Энеида 1.32 и схолии; Гигин. Мифы 224; Вергилий. Георгики III.304.

1. Обязанности Ганимеда как виночерпия всех богов - а не только Зевса, как об этом сообщается в раннем изложении мифа, - а также пара коней, подаренных царю Тросу в качестве компенсации за его смерть, говорят о том, что произошло неправильное прочтение древнего изображения, на котором новый царь готовился к священному браку. В чаше Ганимеда содержался напиток, которым поминали его царственного предшественника, а руководивший церемонией жрец, которому Ганимед оказывает символическое сопротивление, был неверно воспринят как любвеобильный Зевс. Таким же образом ожидающая невеста превратилась в Эос благодаря мифографу, который знал сюжет, где Эос похищает Титона, сына Лаомедонта, поскольку Еврипид ("Троянки" 822) называет Лаомедонта еще и отцом Ганимед». С таким же успехом картина могла изображать брак Пелея с Фетидой, за которой

боги наблюдают со своих двенадцати тронов; пара коней - это принадлежность ритуала, во время которого участник сначала переживает свою условную смерть, а затем возрождается в качестве царя (см. 81.4). Пресловутое похищение Ганимеда орлом объясняет одна из найденных в этрусском городе Пере чернофигурных ваз: орел у бедра только что возведенного на трон царя по имени Зевс является олицетворением божественной природы царя, его ka, или второе "я", что сближает его с солнечным соколом, который слетает к фараону во время коронации. Однако традиционное упоминание о юности Ганимеда говорит в пользу того, что царь на таком изображении лишь заменяет настоящего царя - это интеррекс, правящий только в течение одного дня, как Фаэтон (см. 42.2), Загрей (см. 30.1), Хрисипп (см. 105.2) и другие. Поэтому орел Зевса - это не только признак воцарения, но и птица, которая доставляет царя на Олимп.

2. Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла - это широко распространенный религиозный сюжет. Он пародируется в "Мире" Аристофана (1 и cл.), где главный герой отправляется верхом на скарабее. Душа кельтского героя Луга, который в "Мабиногион" фигурирует под именем Ллу-Ллау, орлом взлетает на небеса, когда танист убивает его в день летнего солнцеворота. После священного брака в Кише вавилонский герой Этана верхом на орле отправляется в небесные чертоги Иштар, но падает в море и тонет. Его смерть, между прочим, - это не обычное ежегодное жертвоприношение, как, например, смерть Икара (см. 92.3), а наказание за плохой урожай во время его царствования, и отправляется он за волшебной травой плодородия. Эта история вплетена в сюжет непрекращающейся борьбы между орлом и змеем, символизирующими новый и старый год или царя и таниста, а в мифе о Ллу-Ллау, после последнего вздоха во время зимнего солнцестояния, орел вновь с помощью магии обретает жизнь и прежнюю силу. Недаром в Псалме 103.5 говорится: "...обновляется подобно орлу юность твоя".

3. Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные извращения допускались только как крайняя форма поклонения богине: жрецы Кибелы, желая достичь экстатического единства с ней, подвергали себя оскоплению и носили женские одежды. Практиковавшее эти крайности жречество было узаконено в храмах Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме (3 Цар. 15, 12 и 4 Цар. 23, 7) вплоть до Вавилонского пленения*. Эта новая страсть, виновником которой Аполлодор называет Фамирида (см. 21.m) , еще больше подчеркивает победу патриархата над матриархатом. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно открылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, используя миф о Ганимеде, чтобы объяснить собственные сентиментальные чувства по отношению к своим ученикам ("Федр" 279 a-b); хотя в других своих произведениях ("Законы" I. 636 d) он заклеймил однополую любовь как противоречащую человеческой природе, а миф о том, что Зевс тоже отдал ей должное, назвал злобной выдумкой критян. В этом он нашел поддержку у Стефана Византийского [под словом Гарпагия], который пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сделать из него напарника для своих ночных развлечений, "получив на это разрешение от Зевса". С распространением философии Платона женщины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие позиции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей, тогда как Зевс и Аполлон окончательно занимают ведущее положение среди богов.

4. Имя "Ганимед" скорее всего связано с возникающим чувством в преддверии брака, а не со страстью, которую испытывал Зевс, принимая кубок с освежающим нектаром из рук своего любимца. Однако в латинском языке от слова "Ганимед" произошло catamitus, которое в английском перешло в catamite, означающее пассивный объект мужского гомосексуального влечения.

5. Созвездие Водолей, которое связывают с Ганимедом, первоначально считалось египетским богом истока Нила, выливавшим из сосуда не вино, а воду (Пиндар. Фр. 110 Bockh = 282 Snell. - Прим. ред.); замещение же произошло потому, что греки были практически безразличны к Нилу.

6. Нектар Зевса, который позднейшие мифографы описывают как волшебное красное вино, на самом деле был примитивным медовым напитком (см. 27.2) , а амброзия, считавшаяся непревзойденной пищей богов, скорее всего была ячменной кашей, заправленной растительным маслом и измельченными фруктами (см. 98.6), которой баловали себя цари, когда их подданные все еще довольствовались асфоделью (см. 31.2), мальвой и желудями.