Современная политическая карта мира. Полные уроки — Гипермаркет знаний

Подготовка к ЗНО. География.
Конспект 38. Современная политическая карта мира. Международные организации. Типология стран мира

Современная политическая карта мира
Основные термины и понятия

Политическая карта мира – территориально-политическая характеристика мира, материков, географических регионов, отраженная на географической карте.
Государство – суверенные политические образования, которые имеют власть на определенной территории и ведут на ней свою хозяйственную деятельность.
Зависимые территории – страны, которые пребывают под властью иностранных государств-метрополий и лишены политического суверенитета и экономической самостоятельности.
Республика – форма правления, при которой власть принадлежит выборным представительским органам.
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного лица, которое получает ее, как правило, по наследству.
Унитарные государства – страны, которые не имеют в своем составе автономных территориальных единиц.
Федерации – государства, где наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти имеют отдельные автономные территориальные единицы (штаты, провинции, земли, республики).

Типология – разделение стран в зависимости от уровня их экономического развития.
Монокультурное хозяйство – узкая специализация на нескольких или даже на одной отрасли.

Класс: 10

  • Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира, ее количественные и качественные изменения.
  • Рассмотреть типологию стран, основанную на качественных признаках учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира.
  • Рассмотреть разнообразие стран современного мира. Изучить разные формы государств.
  • Понятие геополитика.

Оборудование : компьютер, приставка мультимедиа, политическая карта мира, карта полушарий, атласы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Слайд 3. Характеристика основных этапов формирования современной политической карты (на мониторе слайд “Этапы формирования политической карты мира” учитель последовательно дает характеристику каждого этапа.)

  1. Древний (до V в. н.э.) – возникновение и крушение первых государств.
  2. Средневековый (V–XVI вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.
  3. Новый (XVI–XIX вв.) – формирование колониальной империи
  4. Новейший (первая половина XX в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы.
  5. Современный, в котором выделяется три основных этапа:

А) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии.

Б) Образование независимых государств Африки.

В) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.

Слайд 4. Государства главный объект на политической карте мира. Карта это динамичная система, здесь происходят количественные изменения (территориальные приобретения, потери, добровольные уступки) и качественные изменения (смена формации, завоевания суверенитета, введение нового государственного устройства). Учитель рассказывает как происходили эти изменения в последние 100 лет.

Слайд 5, 6, 7. В основе типологии стран современного мира – уровень социально-экономического развития государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта (ВВП) и синтетический показатель (ИЧР) – индекс человеческого развития.

Первую группу образуют экономически развитые страны (слайд 5 ), в которую делят на 3 подгруппы:

  • страны “большой семерки”, ВВП из расчета на душу населения составляет от 20–30 тыс. долларов;
  • менее крупные страны Западной Европы, ВВП от 20–30 тыс. долларов;
  • страны переселенческого капитализма.

Вторая группа страны с переходной экономикой (слайд 6 ), выделяют 2 подгруппы:

  • бывшие социалистические страны Восточной Европы;
  • постсоциалистические.

Третья группа развивающиеся страны, которые делят на 6 подгрупп:

  • ключевые страны, ВВП составляет около 350 долларов;
  • страны Латинской Америки, некоторые страны Азии и страны Северной Африки, ВВП более1000 долларов;
  • “Азиатские драконы” - новые индустриальные страны;
  • Нефтеэкспортеры;
  • большинство развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки, ВВП менее 1000 долларов;
  • наименее развитые страны, ВВп 100 – 300 долларов.

Рассмотрение наиболее распространенной группировки стран (слайд 8, 9, 10 )

Слайд 8: По размерам территории выделяют. Учащиеся, работают с картами атласов, приводят примеры.

  • страны – гиганты, площадь их более 3 млн. км 2 ;
  • страны – крупные, площадь более 500 тыс. км 2 ;
  • микрогосударства.

Слайд 9: По численности населения

  • страны – гиганты – численность более 100 млн. человек;
  • средние страны;
  • микрогосударства, население, которых до 30 тыс. человек.

Слайд 10: По географическому положению. Учащиеся, работая с картами атласов, приводят примеры на каждый тип:

  • страны с приморским положением
  • страны, располагающиеся на полуостровах
  • страны, располагающиеся на островах
  • внутриконтинентальные страны

Слайды 11, 12, 13, 14 соответствуют делению современных стран мира по форме правления. Учитель дает характеристику каждой из форм правления, выделяя преимущества и недостатки каждой, приводя примеры на каждый тип.

  • Республики – президентские, парламентские, смешанные;
  • Монархии – конституционные, абсолютные, теократические;
  • Содружество;
  • Ливия.

Слайды 15 деление стран по особенностям территориально-государственного устройства, характеризуя каждый из типов.

  • Унитарные государства (единая законодательная и исполнительная власти);
  • Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся субъекты);
  • Конфедерация (временный союз государств для достижения какой-либо общей цели).

Слайд 16 Учитель охарактеризовывает влияние международных отношений на политическую карту мира. Рассматривает вопросы, связанные с изменением представлений о геополитике в последнее время. Приводит примеры “горячих точек” рассматривая причины, которые лежат в основе их появления. Рассматривают вопросы, которые стоят перед политической географией и закрепляет понятие геополитика.

3. Итоги урока.

Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задания по данной теме. Слайд 17-18.

4. Задание на дом.

Параграф 19-22, на контурную карту нанести государства имеющие монархическую форму правления и государства федеративные по территориально-государственному устройству.

Тема урока

Цель урока

  • сформировать у учащихся понятие о политической карте мира
  • ознакомить с современной политической картой мира, научиться использовать ее.

Задачи урока

  • научиться пользоваться политической картой мира, находить страны на карте.

План урока

  • Структура политической карты. Классификация стран
  • История формирования политической карты
  • Этапы формирования политической карты в новом времени

Структура политической карты. Классификация стран

Тематическая карта, на которой определенными выделениями показаны границы всех стран мира, государственные границы всех стран мира. Имеет свойство изменяться со временем.

В наше время насчитывается около 230 стран, которые различаются между собой по различным показателям, а именно:

Географическим положением;

Величиной территории;

Численностью и национальным составом населения;

Форме правления;

Государственному устройству;

Уровню социально–экономического развития.

1. монархии

Конституционные - Норвегия, Швеция, Великобритания;

Унитарные - Венгрия, Франция.

История формирования политической карты

Начало формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий, и между собой делится на несколько периодов

Древний (до V в. н. э.),

Средневековый (V - XV вв.)

Новый (XVI - конец XIX в.)

Новейший периоды (с начала XX в.)

Как менялась карта Европы на протяжении 100 лет

Как уже замечалось, политическая карта имеет свойство изменятся со временем, так последние территориальные изменения связаны с ходом двух мировых войн, при которых некоторые государства исчезали с нее, другие наоборот - возникали.

Этапы формирования политической карты в новом времени

Первый этап был, который длился между окончанием первой и началом второй мировых войн, дал начало великому государству (РСФСР, а позже СССР). Так же были созданы другие не менее значительные государства, такие как Чехословакия, Австрия и Венгрия. К странам. Распаду подверглась еще одна великая страна - Османская империя.

Второй этап , который начался по окончании второй мировой войны подверг распаду пост гитлеровскую Германию на два отдельных государства: ФРГ и ГДР. Было создано социалистическое государство Куба, и другие государства в Азии, Океании, Африке, а также Латинской Америке.

Начало 1990-х дало начало третьему этапу в новейшей истории. В этот период произошел закат самого могущественного государства, из когда-либо существовавших - СССР. После его распада многие республики вошли в состав Содружества Независимых государств (СНГ). С октября 1990г. вновь объединились две части немецкого государства ГДР и ФДР. Чехословакия распалась на два меньших независимых государство - Чехию и Словакию. В 1999 г. Великобритания вернула под юрисдикцию Китайской Народной Республики (КНР) Гонконг. К нашему времени осталось не так много зависимых государств, которые в основном располагаются в Тихом и Атлантическом океане.

Политическая карта мира с 1800-ого по 2011 год

Изменения, происходящие на политической карте относят к количественным и качественным.

Количественные - это изменения, связанные, прежде всего с приобретениями, потерями зависимых территорий.

Качественные характеризуются сменой одной формации на другую, введением нового государственного университета в замену старого.

Типология стран мира - это проблема, над которой долгое время занимаются как экономисты и политологи, так и представители других наук. Принято считать, что типология относится к историческим категориям. До начала 90-х существующие страны делили по трем топографическим критериям:

Социалистические

Капиталистические

Развивающиеся.

В настоящее время, под действием рыночной экономики был добавлен такой критерий как валовой внутренний продукт (это стоимость всей оконченной продукции за год), а также индекс человеческого развития.

Таким образом, все страны можно поделить:

  • Экономически развитые страны

Сюда входят страны "Большой семёрки", в которых ВВП на душу населения варьируется от 20 до 30 тыс. долл.

  • Развивающиеся страны

Страны, которые имеют ключевое значение для мировой экономики в целом, но ВВП на душу населения стоит на отметке 350 долл. Также сюда входят страны - нефтеэкспортеры, такие как Саудовская Аравия и Ирак.

Место любой страны, как и на политической карте мира, так и по типологии изменяется со временем.

В 1999г профессор Чувыров нашел на Урале фрагмент карты. Это здоровенная плита, ее размеры около одного метра на полтора, толщина около 16 см. Район, который на ней изображен очень хорошо известен ученым. Это Уфимская возвышенность, Уфимский каньон, это разлом земной коры, протянувшийся от Уфы до Стерлитамака, является важнейшим пунктом доказательств. Геологические изыскания подтвердили нахождения разлома земной коры в том месте, как это указано на карте. Военно-топографическое управление Генерального штаба Вооружённых сил России в 2007г провело космическую съёмку и выдало соответствующее заключение.
Карта трехслойная. В качестве основания использован очень прочный камень -доломит. На него нанесён слой из т.н. «диопсидового стекла». Именно на этом слое воспроизведён объёмный рельеф местности. Наконец, третий, двухмиллиметровый защитный слой - из белого матового фарфора особой прочности. Такую карту можно сделать только с помощью ныне модных нанотехнологий.

Кто не верил, что слова – это самое мощное оружие в мире? Что словом можно созидать и разрушать империи? А эти утверждения доказывает политическая карта мира Typomaps, созданная немецким дизайнером Дирком Шахтером (Dirk Schachter), в которой объединены элементы типографики и топографии.

Домашнее задание

1. Отметить на контурной карте:

Федеративные (конфедеративные) страны

Монархии

Островные государства

2. Подготовить карточки со списком стран Европы и их столиц

Использованные источники

1. Алексеев А.И., Николина В.В.География
2. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.География
3. Душина И.В., Притула Т.Ю., Смоктунович Т.Л.География

Над уроком работали

Паутинка Анна
Посыняк Олег
Алексеев А.И.
Душина И.В.

Скомпонировано и отредактировано Посыняком Олегом

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме , где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Министерство образования и науки Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Профессиональное училище с. Домашка» Урок географии Тема урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Подготовила: Преподаватель географии I квалификационной категории Егорова Н.П. 2 2017 Политическая карта мира. Многообразие стран Тема урока: современного мира. Тип урока: изучение нового материала Цель урока: Сформировать у обучающихся основные представления о современной политической карте мира, как итоге многовекового столкновения сфер влияния могущественных государств; познакомиться с многообразием стран мира. Задачи урока: ­ обучающие: 1) организовать деятельность обучающихся для самостоятельного определения понятия «Политическая карта мира»; для анализа политических карт; 2) сформировать у учащихся знания о факторах, оказывающих влияние на изменение политической карты мира; о мотивах войн; об исторической периодизации политической карты мира; 3) изучить основные критерии классификации стран мира; 4) познакомить учащихся с понятиями «валовый внутренний продукт», «суверенное государство»; 5) формировать у учащихся умения: по работе с научными понятиями; поисковой деятельности (нахождения и применения географической информации для правильной оценки важнейших социально­экономических вопросов международной жизни стран и тенденций их возможного развития); характеризовать основные этапы развития политической карты мира; устанавливать межпредметные связи географии с историей и 3 обществознанием; анализировать, обобщать полученные знания; сравнивать; практически применять сформированные знания; 6) развивать у учащихся навык работы с атласом; ­развивающие: 1) развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к географии, используя современный и исторический материал по важнейшим географическим особенностям и проблемам мира и крупнейших стран; 2) развивать у школьников с учетом географической специфики словесно логическое и образное мышление, память, воображение, внимание; 3) развивать устную речь. ­воспитательные: 1) развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений; 2) побудить учащихся критически осмыслить политические события, происходящие в мире; 3) формировать мировоззрение учащихся; 4) формировать уважительное отношение к сверстникам и ответственное отношение к учебному труду; 5) развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся; Методы обучения: проблемное обучение, индуктивный, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, учебная дискуссия, беседа, упражнение, самостоятельная работа учащихся, Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты, задания, компьютер, проектор, электронная презентация. 4 1. Организационный этап Ход урока: Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас и контурная карта, ручки. 2. Активизация познавательной деятельности. Сегодня нам пригодятся ваши знания по обществознанию. Кроме того те, кто смотрят новости, интересуются тем, «что творится в мире» ­ имеют шанс сегодня и на последующих уроках отличиться. Итак – приступаем к работе. 3. Определение темы урока Что является основным источником знаний в географии? ­ географическая карта Какая карта является наиболее важной в курсе «Экономическая и социальная география мира»? ­ Политическая карта мира А что является главным объектом на политической карте мира? ­ Страны Итак, тема урока: «Политическая карта мира. Многообразие стран на политической карте мира», запишите число и тему урока себе в тетрадь. 4. Постановка целей и задач урока Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте. Изучение нового материала. 5. Учитель: Сначала разберёмся с главным понятием урока– политическая карта мира (далее ПКМ) . Давайте попробуем с моей помощью дать определение понятию ПКМ. Для этого нам нужно перечислить 5 существенные признаки понятия ПКМ. Поможет нам в определении этих признаков атласы с изображением политической карты мира. Откройте их. Что Учащиеся: Государства, вы видите на карте? их границы, столицы, крупные города. Учитель: Правильно! Теперь, когда вы указали признаки ПКМ, можно дать определение этому понятию. ПКМ ­ это географическая карта, на которой изображены страны, их границы, столицы и крупные города. Однако ПКМ – это не только географическое, но и историко­географическое понятие, так как политическая карта, по сути, является географическим отражением исторического процесса. Любые исторические процессы предполагают изменение чего­либо во времени. А изменения происходят и в количестве, и в качестве. (Работа с учебником). К количественным нужно отнести изменения общей численности государств, а также изменения площади стран. К качественным изменениям относят смену форм государственного устройства и форм правления стран (рис. 31). Но географов больше интересуют количественные изменения, так как именно они приводят к изменению политических карт. Что выступало главной причиной количественных изменений на ПКМ, то есть что приводило к изменению границ, формированию новых государств? Учащиеся (высказывают гипотезы): Причин множество, однако, главными из них являлись: войны, международные соглашения, открытие новых территорий и др. Учитель: Ваши рассуждения, ребята, правильные. Главным фактором, то есть причиной, изменений на ПКМ являлись войны. А теперь давайте разберемся, почему же люди воюют? При ответе вы можете активно использовать знания, полученные на уроках истории и обществознания. Учащиеся: Войны ведутся за территорию, которая богата ресурсами. Бывают 6 войны религиозного, расового и этнического характера. Учитель: Ответ верный. Теперь перейдём к следующему вопросу. Если ПКМ является историко­географическим понятием, то для каждого исторического периода была своя ПКМ. Вспомните из курса истории, какие главные исторические периоды принято выделять по господствующему типу общественного мышления. Учащиеся: Древний, Средневековый, Новый, Новейший, Современный. Учитель: Правильно. Примерно такая же периодизация характерна для ПКМ. А теперь ребята давайте посмотрим, что собой представляла ПКМ на каждом историческом этапе. Для начала мы рассмотрим первые три этапа истории: Древний, Средневековый и Новый. Ваша задача сравнить ПКМ на этих этапах исторического развития. Сравнение этапов нужно провести по трём критериям: 1) чёткость границ; 2) присутствие неизвестных и ничейных территорий («белых пятен»); 3) количество стран. Ученики рассказывают об этапах формирования ПКМ, остальные выполняют задание №1 Учитель: Сделаем вывод. Ученики: 1) отсутствие чётких границ; 2) наличие множества «белых пятен»; 3) небольшое количество государств. Учитель: Верно! Следующие этапы исторически ближе к нашему времени. Это Новейший этап и Современный этап. Эти этапы уходят корнями в начало XX века. Обратите внимание на карту Европы 1914 и 1923 года. Ваша задача – указать основные изменения, произошедшие на ПКМ. Рекомендуется активно использовать знания из курса истории 9­го класса. Ученики: Распалась Автро­Венгерская империя, образовались Чехословакия и Югославия, сильно изменились границы Румынии; Финляндия и Польша вышли из состава России. Мы видим, что независимость от России получили государства Прибалтики: Эстония, Латвия и Литва. Независимость от 7 Великобритании получила Ирландия. Румыния аннексировала Бессарабию (Молдавию). Учитель: Какие исторические события Новейшего этапа повлияли на формирование ПКМ? Учащиеся: Кроме Первой мировой войны, важным событиями также были: Вторая мировая война и Холодная война, по итогам которой мир был поделён по идеологическому критерию на две крупные группировки стран: 1) Страны Социалистического лагеря (СССР, ГДР, КНДР, Китай, Страны Восточной Европы и др.); 2) Капиталистические страны (США,ФРГ, Республика Корея, Страны Западной Европы, Япония и др.). Многие страны Азии и Африки получают суверенитет от метрополий: Индия, Пакистан, Алжир и др. Учитель: Следующее. Наиболее близким нам является Современный этап. Его начало связано с распадом СССР на 15 независимых стран. Назовите эти государства. Учащиеся: Россия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан. Учитель: Верно. В рамках этого же этапа, развал СССР по цепной реакции приводит к объединению Германии (1990 г.), распаду Чехословакии (1993 г.) и распаду Югославии (1989­2008 гг.). В мире возникает множество непризнанных и частично­признанных государств: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Косово. Ребята, а сейчас попытайтесь вспомнить самые последние изменения на ПКМ, свидетелями которых были вы сами. Быть может вы могли слышать о них в СМИ или от учителей истории и обществознания? Ученики: Самыми последними изменениями стали: Образование Косово (2008), Абхазии и Южной Осетии (2008) и Южного Судана (2011). Крым (2014) 8 Учитель: Ребята, какие выводы можно сделать по особенностям последних этапов формирования ПКМ? Вы можете использовать те же критерии, которые мы использовали при характеристике первых трёх этапов развития ПКМ. Учащиеся: 1) На ПКМ почти не осталось «белых пятен»; 2) Границы между странами стали более чёткими; 3) Существенно возросло количество стран на ПКМ. Учитель: Давайте подведем некоторые итоги 1 части урока по политической карте: ­ политическая карта – отражает главные политико­географические изменения; ­ в результате изменений образуются суверенные государства, какие­то объединяются, или наоборот распадаются; ­ политическая карта является неиссякаемым источником изучения политической географии. Познакомившись с политической картой, мы убедились, что существует огромное количество стран в современном мире. Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории ­ преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США. Учитель: А какое государство называется «суверенным»? Учащиеся: Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах. Учитель: Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. 9 Давайте определим критерии классификации (В тетради учащиеся На основе количественных критериев наиболее рисуют схему). распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши. ЗАДАНИЕ: Назовите семь самых крупных стран по S территории. Учащиеся: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Один из учеников зачитывает, а учитель показывает государства на политической карте.) Учитель: По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы.) Учитель: Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: страны­архипелаги (расположены на архипелаге), островные (расположены на островах), полуостровные (расположены на полуостровах), лишенные выхода к морю (внутриконтинентальные), приморские (имеют выход в море или океан). (По ходу объяснения учащиеся приводят примеры стран этих групп) Учащиеся выполняют задание №2 Учитель: На основе качественных показателей страны подразделяют на:    Экономически развитые Развивающиеся Страны с переходной экономикой Что является основным критерием такой типологии? (найти в учебнике) Учащиеся: уровень социально­экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта 10 (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США (Записать определение в тетради). К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Эта группа стран отличается значительной внутренней Океании. неоднородностью и в её составе можно выделить три подгруппы. К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп. И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой. ЗАДАНИЕ. С помощью текста учебника определить (самостоятельное добывание знаний): 1 ряд – подгруппы экономически развитых стран 2 ряд – подгруппы развивающихся стран 3 ряд – страны с переходной экономикой Учащиеся: Подгруппы экономически развитых стран:  «Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них   такой же, как в странах «большой семерки» ­ Швейцария, Австрия. Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма (страны переселенческого капитализма). Обычно к этой группе причисляют и Израиль К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий в которых проживает около 3/5 мирового населения, в основном это страны 11 Азии, Африки, Латинской Америки, Океании. Большинство из них были колониями и завоевали независимость после второй мировой войны. Развивающиеся страны называют “третьим миром”, его подразделяют на шесть подгрупп: Подгруппы развивающихся стран: 1.Ключевые страны­ Индия, Мексика, Бразилия. Это лидеры “третьего мира”, обладающие огромным природным, людским и экономическим потенциалом. Эти страны производят столько же промышленной продукции, сколько производят все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет350 долларов. 2.Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.) 3. Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в социально­ экономическом развитии в 80­ 90 годах. Первые НИС это – Сингапур, Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Второй эшелон НИС – Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти Страны Азии получили прозвище “азиатские драконы”. 4. Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго ­ Западной Азии – Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, ОАЭ. К этой подгруппе относят и страны Северной Африки ­ Ливию, Алжир, Бруней, и т.д. 5. Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии с душевым ВВП менее 1 тыс.долларов в гол. В основном это страны Африки. 6. Наименее развитые страны (около 40 стран). Их иногда называют “четвертым миром”. В экономике этих стран преобладает сельское хозяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой показатель ВВП составляет 100­300 долларов в год. 12 Страны с переходной экономикой Включение в данную двучленную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По своим социально­экономическим показателям большинство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии относятся к экономически развитым. Среди страны СНГ есть и экономически развитые (Россия), и страны, занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Итак, подведем некоторые итоги 2 части урока по типологии стран мира: ­ большинство стран – это независимые государства; ­ типологию стран можно провести – по территории, по численности населения, по географическому положению, по уровню социально­ экономического развития. Домашнее задание 6. Вашим домашним заданием сегодня будет следующее: во­первых, изучите материал учебника, выучите те определения, которые мы записали в тетрадь, выучите всю номенклатуру (страны и их столицы), которую мы сегодня упоминали на уроке, отметить на контурной карте. Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств мира (микрогосударства). Отметить на контурной карте одиннадцать крупнейших стран по численности населения, страны­гиганты по площади, страны «большой семерки». Рефлексия 7. Итак, что сегодня вы узнали нового? Ребята, подумайте, вам эти знания могут в жизни пригодиться? Где и когда вы сможете их использовать? На сегодня – все. Спасибо за внимание. 13 Задание №1 Найдите соответствия в периодах формирования политической карты мира. Занесите данные в таблицу Древний Средневековой Новый 1. До V века 2. ХVI­ХIХ века 3. V­ ХVI век 4. Рабовладельческий строй 5. Зарождение, подъем и утверждение капитализма 14 6. Феодализм 7. Международные хозяйственные связи 8. Складывается внутренний рынок 9. Развитие и крушение первых государств 10. Стремление феодальных государств к захвату территорий На основе политической карты в атласе выпишите: Задание №2 7 самых больших по площади стран мира _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 полуостровных стран _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 островных стран _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 стан – архипелагов _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 внутриконтинентальных государств _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Опорный конспект к теме: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Группировка стран по признакам 15 Типология стран по социально­экономическому развитию Развитые страны 16 Развивающиеся страны 17

На современной политической карте мира обозначаются географическое положение стран, их политико-административная структура. Отражаются главные политико-географические изменения: возникновение новых независимых государств, смена политического устройства стран, изменение их границ и территорий, названия стран и столиц и др. Политическую карту мира и закономерности изменений на ней исследует отрасль географии, называемая политической географией.
Политическая карта мира отражает государственное устройство стран, особенности их государственной системы управления, взаимоотношения между государствами, а также региональные конфликты, возникающие в связи с определением государственных границ и расселением населения. Политическая карта мира постоянно меняется. Этому способствуют факторы:
- войны на различных уровнях;
-лишение страны независимости, изменение границ территории;
-межгосударственные и международные соглашения;
-формирование новых независимых государств;
-изменение названия страны и столицы;
-распад и объединение государств;
-изменение устройства и государственной системы управления страной;
-перенесение столицы страны в другой город.
Все события, относящиеся к формированию современной политической карты мира, условно делят на два периода: новый – с 17 века до первой мировой войны и новейший – с Первой мировой войны до сегодняшнего дня. Новейший период делится на 4 этапа. 1-ый этап с 1918 по 1945, 2-ой с 1945 по этап 3-ий этап с 1945 по 1985, 4-ый этап с 1985 г. по настоящее время.
На современной политической карте мира насчитывается более 200 государств, объявивших о своей независимости. Среди них, количество стран, признанных на международном уровне – 191. К ряду объектов современной политической карты мира относятся 67 зависимых территорий, не имеющих статуса самостоятельного управления.

Тестовые вопросы

1.Как называется отрасль географии, исследующая политическую карту мира и закономерности изменений на ней?
A) экология
B) физическая география
C) биология
D) политическая география

2.Сколько независимых государств насчитывается на современной политической карте мира?
A) 400
B) 300
C) 200
D) 100
3. На какие 2 периода условно делят все события, относящиеся к формированию современной политической карты мира?
A) старый и новый
B) новый и современный
C) новый и новейший
D) старый и новейший

2. Сколько независимых территорий насчитывается на современной политической карте мира?
A) 27
B) 47
C) 67
D) 87
Глоссарий
Русский язык
Казахский язык
Английский язык
Социально-экономическая география
Әлеуметтік-экономикалық география
Social-economic geography
Географические открытия
Географиялық ашулар
Geographical openings
Великие путешественники
Атақты саяхатшылар
Great travelliers
Исследования
Зерттеулер
Studies
Политическая карта мира
Дүние жүзінің саяси картасы
Political card of the world
Периоды формирования
Қалыптасу кезендері
Periods of the shaping
Независимые государства
Тәуелсіз мемлекеттер
Independent state
Территория
Аумақ
Territory
Темы СРС

1) Изучить тему «Земля как планета». Л1, стр. 5-9.

Темы СРСП
1) На основе схемы 5 провести анализ изменений, происходивших на политической карте мира на примере одного государства. Л1, стр. 78-81.