Не спросишь ничего у вас нет. "Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!" (Воланд)

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!

Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!

Слова Воланда из романа (гл. 3 «Седьмое доказательство») «Мастер и Маргарита» (1940) Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 - 1940).

Раздражение таинственного «профессора черной магии» вызвала беседа с критиком Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным, состоявшаяся на одной из лавочек у Патриарших прудов. Сначала его собеседники объявили, что Бога нет, потом сказали, что и Евангелия лишены исторического содержания, наконец, заявили, что и дьявола тоже нет. На что Воланд «расхохотался так, что из липы над головами сидящих выпорхнул воробей.

Ну, уж это положительно интересно, - трясясь от хохота, проговорил профессор, - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! - Он перестал хохотать внезапно и, что вполне понятно при душевной болезни, после хохота впал в другую крайность - раздражился и крикнул сурово: - Так, стало быть, так-таки и нету?» (Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1992. Т. 5).

Из книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях автора Ильин Андрей

Глава пятая Транспортные катастрофы, или От чего мы гибнем, но без чего и жить не

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВС) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Всё или ничего Название пьесы «Всё или ничего» норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906), а также девиз ее главного героя Бранда. Иносказательно о позиции

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Из ничего и выйдет ничего С латинского: Ex nihilo nihil fit [экс нихило нихиль фит].Слова древнеримского поэта-философа Лукреция (98-55 до н. э.), содержащиеся в его сочинении «Природа вещей», в 1-й и 2-й книгах. Сама же эта мысль была им позаимствована у древних авторов (Эпикура, Мелисса,

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. Побеги, тюремные игры автора Кучинский Александр Владимирович

Много шума из ничего С английского: Much ado about nothing.Название комедии (1600) Уильяма Шекспира (1564-1616), которое стало поговоркой в этом переводе Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник (1874-1952).Иронически: о большом волнении, суете по незначительному поводу, о шумных, эмоциональных, но в

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

О мертвых - или хорошо, или ничего С латинского: De mortuis aut bene, aut nihil или De mortuis nil nisi bene [дэ мортиус аут бэнэ, аут нихиль] или [дэ мортиус ниль низи бэнэ].Слова одного из великих греческих «семи мудрецов» - Хилопа (VI в. до н. э.), которые были приведены историком Диогеном Лаэртским

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Уж не жду от жизни ничего я Из стихотворения «Выхожу один я на дорогу» (1841) М. Ю. Лермонтова (1814-1841). Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Чего ни хватишься, ничего нет! см. Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего

Из книги Я познаю мир. Живой мир автора Целлариус А. Ю.

Много шума из ничего (Much Ado About Nothing) Комедия (1598)Действие происходит в городе Мессина на Сицилии. Гонец сообщает губернатору Леонато о прибытии в город после победоносного завершения войны дона Педро, принца Арагонского, со свитой. Рассказывая о сражении, посланец

Из книги Бестселлер на миллион. Как написать, издать и раскрутить ваш бестселлер автора Масленников Роман Михайлович

Нет ничего хуже, чем непогода Если бы семь лет назад почетному комбайнеру из глухой украинской деревни Леониду Сердюку сообщили, что через те же семь лет он начнет косить не только зерновые, но и «капусту», Сердюк бы удивился. Тем не менее его судьба дала поворот, вырвала

Из книги Парижанка и ее шарм автора Жирар Анн-Софи

Из книги автора

Ребенок ничего не понимает Многие родители думают, что дети (особенно маленькие) ничего не понимают, и поэтому при них можно ссориться, смотреть по телевизору совсем не детские передачи, «перемывать косточки» знакомым и т. п. Однако следует отметить, что на самом деле

Из книги автора

Ребенок ничего не понимает Многие родители думают, что дети (особенно маленькие) ничего не понимают, и поэтому при них можно ссориться, смотреть по телевизору совсем не детские передачи, «перемывать косточки» знакомым и т. п. Однако следует отметить, что на самом деле

Из книги автора

Все из ничего Полихеты или их какие–то вымершие близкие родственники дали начало двум высшим ветвям мира беспозвоночных – моллюскам и членистоногим. Моллюски – живой пример того, каких вершин можно достичь, пользуясь самыми простыми средствами. Моллюски, в общем, не

Из книги автора

Прочитал и ничего не понял Если вам все понятно, но не ясно, кто это все делать пошагово – советую обратить внимание на наш с Александром Белановским тренинг «Бестселлер на Миллион». Его можно найти на просторах Интернета, а если не найдете вдруг – пишите мне в социальных

Из книги автора

Нам ни то ничего не должен… но и мы ни ому ничего не должны! Долгое время считалось, что мелкий ремонт по дому должны делать только мужчины… Поэтому мы нуждались в них, ибо кто будет делать эту работу?Но дамы! Эти времена прошли! На этом заканчивается долгая история

В последнее время вопросы консолидации третьего сектора и создания общей стратегии развития все чаще стали звучать на встречах экспертов. Эти темы были сквозными и на очередном собрании на «Кухне благотворительности», организованном Форумом Доноров.

Заседание на "Кухне благотворительности". Фото Юлии Ковальчук

На этот раз, 14 апреля, на «кухне» готовили «салат». Главными составляющими были ответы на вопросы: Нужна ли третьему сектору стратегия? Как ее создавать? Могут ли в этом деле помочь социологические исследования?

Кроме экспертов благотворительности в этом процессе участвовали представители академического сообщества – авторы книги «Потенциал и пути развития филантропии в России», выпущенной ГУ-ВШЭ при поддержке Evolution&Philanthropy.

Какие исследования нужны благотворителям?

Книга вызвала у экспертов явный интерес, но она не ответила на все их вопросы.

«Нам нужно понимать, какова деятельность сектора, — считает Лариса Зелькова, генеральный директор БФ В. Потанина. – В книге же этого очень мало: часть, посвященная институциональной благотворительности, никак не отражает общую картину с институциональной благотворительностью… Кроме того, не хватает качественных исследований».

Площадка «Кухня благотворительности» создана Форумом Доноров (в рамках издательского проекта) для организации клубных встреч. Первая такая встреча — кулинарный поединок «Как благотворителям «склеить» разбитое зеркало общественного мнения?» — состоялась два года назад, в апреле 2009 года. С тех пор книги и исследования на тему благотворительности регулярно обсуждаются организаторами в этом клубном формате.

Татьяна Тульчинская, директор БФ «Здесь и сейчас», предложила исследователям проводить экспертные интервью. Это позволило бы понять, какие стереотипы (в частности, о мотивации благотворительности) существуют внутри сектора и сравнить их с теми, что «снаружи».

Звучали также пожелания изучать новые формы гражданских объединений – общественные движения, формирующиеся в социальных сетях (Елена Шаталова, консультант дирекции по социально-экономическим проблемам развития Института современного развития).

Интересный исследовательский ракурс предложила Анна Белокрыльцева, редактор программы «Адреса милосердия»: включить в опросы пункт о том, получали ли реципиенты помощь от НКО или благотворительных фондов. «Мы раз в год сами проводим опросы на улице, и ни разу не столкнулись с положительным ответом на вопрос: «А Вы сами принимали помощь от какой-либо организации?» — рассказала Анна. – Если бы мы знали, кто получает такую помощь, понимали бы ее реальный масштаб».

В ответ авторы книги подчеркнули, что продукт их труда, прежде всего, — научный. Потому монография включает большую историческую и теоретическую части. Они согласились с тем, что практический раздел, касающийся институциональной российской филантропии, — явно слабее. «Частные фонды, например, не рассматривались, так как мы посчитали, что некорректно исследовать их в разгар кризиса» — рассказала Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ ВШЭ.

Другой автор — Владимир Беневоленский, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ ВШЭ, сознался, что такое внимание к исследованию со стороны НКО — неожиданно. «Мы не надеялись, что вы эту книгу прочтете, — сказал он. – Мечтали, но не надеялись. И теперь готовы учесть ваши практические надобности».

В свою очередь, мы будем надеяться, что товарищи ученые теперь-то станут учитывать и ожидания благотворителей.

«Чего не хватишься, ничего-то у вас нет»

Однако, даже внятной и детальной картины настоящего, которую ждут и, может быть, дождутся от социологов благотворители, явно не достаточно для стратегического планирования.

«Проблема в том, что в нашей сфере не хватает самоорганизации, нет единого коммуникационного поля, — считает Елена Тополева, директор АСИ. – Регионы практически не участвуют. Даже создаются коалиции региональных организаций, противопоставляющих себя центру».

В третьем секторе нет легитимного представительства, такого, как, например, в бизнесе, — нет профсоюзов, ассоциаций. «Есть Форум Доноров, слава Богу, но этого мало, — говорит Елена Тополева. — Не хватает внутренней энергетики сектора. Кроме того, не хватает веры в то, что реально мы можем чего-то достичь. Мне кажется, что у нас часто либо циничное, либо цинично-демонстративное отношение к тому, что мы с вами делаем. Как-то мы все стесняемся ставить позитивные оценки иногда. Критикуем очень много и себя, и то, что происходит. Для того чтобы куда-то идти, нужен особый душевный настрой… К тому же мало людей, готовых в это вкладываться. Просто дикая нехватка личностей, готовых над этим работать».

Наталья Каминарская, исполнительный секретарь Форума Доноров, подытожила: «Я представила салат из самоорганизации, энергетики, приправленный верой, из которого получается стратегия…». Она выделила четыре основных группы необходимых составляющих — люди, институты, площадки, инструменты, — полагая, что для появления стратегии развития благотворительности, прежде всего, нужны заказчики, а также лидеры, которые возглавят подготовку документа. Из контекста следовало, что всего этого, по крайней мере, пока, не достаточно.

Невольно вспомнилась цитата классика: «Чего не хватишься, ничего у вас нет…»

«Пока гром не грянет» или «рисуем образ будущего»?

Может быть, что-то все-таки есть? И что такое «стратегия» — написанный талмуд, который реально мало на что влияет, или ориентиры, которые организуют самосознание сообщества, и, собственно конституируют, задают его как именно самосознание?

«У нас была стратегия – иначе мы бы не выжили более 20 лет, — уверена Валентина Мельникова, ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России. — Эта стратегия: «Боремся с государством»… Обще-стратегическое может появиться при осознании опасностей, которые есть у всех. Мы должны договориться, как в 1990-е гг. договорились правозащитники, что есть общее направление, где у каждого – своя часть».

Само слово «стратегия» появилось в военной сфере. Стратегия предполагает проведение долгосрочных кампаний. А стратегия развития — это стратегия специальной кампании, а не просто какие-либо благие пожелания. Если в сообществе нет осознания необходимости целенаправленного развития благотворительности, и кампании развития благотворительности также нет — говорить о стратегии проблематично.

«Стратегия нужна в том случае, когда все чувствуют, что происходят изменения, — поделилась опытом проведения стратегических семинаров Вера Басова, исполнительный директор московской школы менеджмента НКО. — Когда есть понимание изменений – что было вчера, что будет завтра».

Проблема также и в том, что участники третьего сектора фактически не осознают себя единой общностью. А как же можно создавать стратегию того, что не оформлено как целое?

«Кто такие «Мы», которым нужна стратегия?» — задала вопрос Татьяна Тульчинская. Без ответа на него вряд ли возможны дальнейшие шаги.

Формирование стратегии может помочь и консолидации благотворительного сообщества, и организации его самосознания. «Важен даже не результат, а сам процесс составления стратегии, — уверен Вячеслав Бахмин, консультант фонда Ч.С. Мотта в России. – Этот процесс чрезвычайно необходим, так как в нем происходит осознание проблем, и мы начинаем понимать, что происходит вокруг и внутри».

Возможно, Форума Доноров послужит катализатором консолидации НКО.

«Реалии таковы, что, если мы сами не разработаем стратегию, это сделают за нас» — убеждена Елена Тополева.

    Ирина

    Добрый день всем, я готова участвовать в процессах по объединению сектора. Тем более, что стратегии сектора и стратегии в общем нас учили в Стенфорде. Думаю, что как и подавляющее большинство среди активистов сектора, я почти пассивно жду, что появится у этого процесса ЛИДЕР. В идеале, он мне скажет: «у меня есть финансирование для администрирования процесса», или » у меня есть свободное время, которое я могу этому посвятить». Дальше я обрадуюсь, если этот человек совпадает с моими представлениями о том, каким этот лидер должен быть. И я ему отвечу: «когда и куда приходить, чтобы внести свой посильный вклад?»
    Кто думает также, как я?

    Иван Шаравин

    Лидия, спасибо за статью.

    Очень верная статья. И подмечено очень правильно о разделении НКО на «столичные» и «не столичные».
    Тот же «Форум доноров» воспринимается в Сибири больше как очередное московское НКО.

    • L.Tikhonovich

      Иван, спасибо за отзыв.
      Не понятно, чем не угодили сибирякам московские НКО. Казалось бы все делают что-то свое в общем поле. Или нет? Или же и здесь работает провинциальная любовь/ненависть к столице: дескать, здесь солнца больше и фрукты слаще:). Насчет солнца могу сказать определенно — меньше его здесь, чем в Сибири — я сама из Красноярска, есть с чем сравнивать. А ресурсы всяческие тоже на дороге не валяются.

      Б.а.рмалей

      тут есть любопытный теоретический момент:
      если в дела НКО вмешиваются по-существу ПОЛИТИЧЕСКИЕ вопросы, то НКО, хотят они того или нет, придется политикой заниматься.
      под политикой имеется в виду то, что под этим термином понимал аристотель, а не грылов.

Премьера «Мастера и Маргариты» была анонсирована много месяцев назад и несколько раз переносилась. Материал, по слухам, не поддавался, к тому же процесс перехода одного из лучших московских театров из статуса частного в государственный, федеральный, наверняка не способствовал здоровой рабочей атмосфере — быть может, последнее обстоятельство сказалось на судьбе спектакля.

Девальвация романа

Известный российский хип-хоп-исполнитель Oxxxymiron во время «баттла» (традиционного в этом музыкальном жанре состязания) со своим коллегой по кличке ST решил высмеять его литературный вкус: «Знаете, что о нем просто сразу все говорит, а? / Его любимая книга — это «Мастер и Маргарита». / «Мастер и Маргарита» — ***, ни *** не избито! / Как тебе там сюжетная линия про писателей МАССОЛИТа? / А, давно не перечитывал. А, купил в виде дайджеста на Avito. / «Мастер и Маргарита»… Может, сказка про Айболита?» Все потому, что ST имел несчастье упомянуть знаменитый роман Булгакова в одном интервью.

Иронию артиста нетрудно понять: «Мастер и Маргарита» оброс аляповатым массовым культом, как ни одна другая значительная книга в русской литературе. Подобно тому, как «Путешествия Гулливера» превратились из политической сатиры в детское чтение, роман Булгакова из разряда интеллектуальной модернистской прозы перебрался в категорию подростковой фантастики, благо для нее в романе нашлись все необходимые компоненты: и черти, и любовь, и страхи, и цветы.

Когда за постановку хрестоматийного булгаковского текста взялся Сергей Женовач, режиссер интеллигентный, серьезный, книжный, появилась надежда, что уж он-то сумеет снять с романа глянец и напомнить о сути. Но эта надежда, к сожалению, не оправдалась.

Объясняем на котах

Два года назад «Студия театрального искусства» (СТИ) под бессменным руководством Сергея Женовача отметила 10-летний юбилей. Подобно «Мастерской Петра Фоменко», эта труппа родилась из коллектива студентов ГИТИСа и регулярно пополняется новыми выпускниками художественного руководителя «Студии». Это один из последних бастионов старомодного литературоцентричного театра, для которого принципиальна укорененность в традиции (символично, что стильное здание СТИ в начале прошлого века принадлежало семье Константина Станиславского), и вместе с тем — живой творческий организм со своей индивидуальностью, а не академический музей старого искусства.

«Мастер и Маргарита» обросли аляповатым массовым культом, как ни одна другая значительная книга в русской литературе

12 лет назад, когда еще жил и работал мастер реалистического театра Петр Фоменко, а радикально новые театральные формы занимали маргинальную нишу, Женовач не казался даже консерватором. Но за минувшее десятилетие театральный мейнстрим изменился: открылись «Гоголь-центр», Электротеатр «Станиславский» и Новая сцена Александринки, в России стали работать мэтры западной режиссуры, в моду вошли Константин Богомолов и Максим Диденко. Новое поколение продюсеров научилось монетизировать самые смелые театральные эксперименты — например те, где вовсе нет актеров, или интерактивные действа, в которых зрителю отводится активная роль. Реальность театра стала разнообразной и бесконечно сложной — не потому ли новый спектакль Сергея Женовача «Мастер и Маргарита» пропитан как будто чувством растерянности, даже потерянности?

Некоторую эстетическую исчерпанность «Студии» легко заметить, сравнивая двух котов — усатого Бегемота из постановки Женовача, похожего на Базилио Ролана Быкова, и великолепного кота из последней работы Константина Богомолова «Дракон» по Шварцу, который выглядит как обыкновенный человек и представляет собой нечто вроде платоновской идеи кота. «Мастер и Маргарита» местами напоминает — нет, не подростковый даже, а детский спектакль.

Клиника профессора Воланда

Если в подавляющем большинстве трактовок этого романа сталинский СССР был и действующим лицом, и важнейшей темой — в постановке Романа Виктюка, например, исполинские размноженные бюсты советских вождей были частью декорации, — то Женовач как режиссер, мало интересующийся историческим, политическим и социальным, напрочь игнорирует эпоху. Режиссер переносит действие с улиц большевистской Москвы в замкнутое пространство сумасшедшего дома, а профессора Воланда отождествляет с другим профессором — возглавляющим клинику психиатром Стравинским. Свита Сатаны — санитары с налобными зеркалами, которые всегда держат наготове шприцы с успокоительным. Остальные, даже Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри, — пациенты Воланда, которых он не столько лечит, сколько наблюдает с интересом естествоиспытателя. Сколько бы ни ссылался «иностранный консультант» на Фому Аквинского и Иммануила Канта с их доказательствами бытия божия, бога в этом мире тотального умопомешательства, по всей видимости, действительно нет. Бога нет, а дьявол есть — и за неимением других высших сил выполняет их функции.

Постоянный соавтор Женовача художник Александр Боровский одел черта-психиатра в изящную серую тройку, прочих персонажей — в белые халаты, а сцену перекрыл грязно-белым занавесом, сшитым из больничных пододеяльников (почти все спектакли «Студии театрального искусства» сделаны в строгой монохромной гамме). Прорези в постельном белье позволяют актерам, находящимся позади декорации, высунуться по пояс или подать на сцену какой-нибудь реквизит. Тут нельзя не вспомнить другой, значительно более подвижный занавес из канатов и толстых веревок, который был придуман отцом художника, знаменитым театральным художником и сценографом Давидом Боровским для «Гамлета» Юрия Любимова в 1971 году и впоследствии был использован в первой отечественной постановке «Мастера и Маргариты» на Таганке (1977).

Впрочем, антураж лечебницы — это лишь антураж, о котором легко забывают и режиссер, и зритель.

Поскользнулись на подсолнечном масле

Широко распространено мнение, что «Мастер и Маргарита» не дается режиссерам, и постановок, равновеликих роману — да хотя бы просто удачных, — не было ни в театре, ни в кино. Можно списать эти неудачи на якобы магическую природу книги, но чаще всего причина — в банальной небрежности: при постановке этого романа главная проблема для режиссера — необходимость подвергнуть сомнению собственные стереотипы о нем.

Взять хотя бы Берлиоза — первую жертву Сатаны. Постановщики (в том числе Сергей Женовач), не сговариваясь, видят в этом персонаже смешного дурака. Хотя набитый дурак в реальной жизни обычно вряд ли сможет компетентно рассуждать о средневековой теологии, классической философии и религии доколумбовой Америки. Идиотом он кажется лишь на том основании, что знает о вселенной «Мастера и Маргариты» меньше, чем читатель, — и поэтому, даже беседуя с чертом, остается убежденным материалистом. В действительности Берлиоз — человек редкого ума. Глуп он только с точки зрения всесильного и всеведущего дьявола. Изобрази беднягу-редактора самоуверенным клоуном — и поблекнет сам Воланд, ведь в интеллектуальном превосходстве над дураком нет большой чести.

У Женовача не только Берлиоз, а почти все значимые герои соответствуют клише: Воланд обаятелен и саркастичен, Бегемот нахален и смешон, Иван энергичен и наивен, Маргарита горда и несчастна. «Мастер…» Женовача полон банальностей — вроде сцены в варьете, где, как водится в постановках этого романа, публику играет настоящая публика, — но и когда режиссер пытается спорить со штампами, он делает только хуже. Особенно пострадал роман о Пилате. Персонажи, занятые в этом сюжете, — самые безнадежные душевнобольные из всех. Пилат и Левий Матвей — крикливые буйные сумасшедшие с бинтами на головах, Иешуа — блаженный дурачок. Артистам дозволяется использовать одну краску там, где они могли бы применить богатейшую палитру: возможности, принесенные в жертву сомнительному режиссерскому решению.

Пилат и Левий Матвей — крикливые буйные сумасшедшие с бинтами на головах, Иешуа — блаженный дурачок. Артистам дозволяется использовать одну краску там, где они могли бы применить богатейшую палитру

Неканоничным и в то же время живым, а не вымученным получился лишь один герой — Мастер. Артист Игорь Лизенгевич, которого театралы помнят по заглавной роли в спектакле Женовача «Брат Иван Федорович», создал живого, трогательного, полного самоиронии персонажа, куда более юного, чем его книжный прототип. Он застенчив, нежен и влюблен, слегка стесняется горделивого прозвища, а боль маскирует поистине рыцарской вежливостью.

Но этого мало, до обидного мало. Даже в неудачных постановках «Студии театрального искусства» всегда было нечто, частично окупавшее недостатки, нечто такое, что хотелось пересказывать снова и снова, будь то остроумная мизансцена, виртуозная актерская находка или точный визуальный образ. В сущности, это театр формы, экономной, но мощной, как японская миниатюра. Увы, в «Мастере…» это ощущение потеряно. Хорошо бы ненадолго.

Начало Батыева нашествия на Русь. В эти декабрьские дни началось нашествие войск Батыя на Русь. Мы вспоминаем начало нашествия и чтим память наших земляков – княжескую супружескую чету: Фёдора и Евпраксию с их малолетним сыном Иваном. Начало зимы 1237 года. Хан Батый с огромным войском стоит на реке Воронеже, близ границ Рязанского княжества. Железные, непобедимые тумены замерли в ожидании приказа двинуться на русские земли, чтобы рубить, жечь, грабить, сеять ужас. И первым на их пути стоит Рязанское княжество. Предчувствие неотвратимой, непоправимой, не виданной доселе беды липкой пеленой окутало Рязанские земли. В зимнем, студёном воздухе разлит запах смерти. Но великий князь Юрий Ингваревич Рязанский вовсе не сидит, сложа руки. Он шлёт гонцов во Владимир к великому князю Георгию Всеволодовичу с просьбой о помощи. Но Владимирский князь не даёт свою дружину, полагая, что она понадобится ему для обороны собственной земли. Тогда Юрий Рязанский посылает за своими братьями: Давыдом Муромским и Глебом Коломенским и за князьями Олегом Красным, Всеволодом Пронским и другими князьями. Рати дружественных Юрию Ингваревичу князей стягиваются к Рязани. Но для того, чтобы собрать войско и выдвинуть его к границам Рязанской земли, нужно время, а его то как раз и не хватает. Чтобы оттянуть момент вторжения вражеских войск в свою землю, великий князь Юрий посылает к Батыю своего сына Фёдора со свитой и богатыми дарами и с просьбой не ходить на Рязанское княжество. Любой отец без труда может представить и понять, какой ценой далось князю Юрию такое решение. Что произошло дальше, читаем в «Повести о разорении Рязани Батыем»: «И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Фёдор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим. Царь Батый лукав был и немилостив, в неверии своём распалился в похоти своей и сказал князю Фёдору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Фёдор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жён своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и жёнами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Фёдора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам и других князей и воинов лучших поубивал». Тут Батый впервые столкнулся с русским духом, с русским характером. Русские жить не умеют, а умирать они умеют! Князь Фёдор первым из наших князей отказался выполнить волю хана. Не покорился, не встал на колени. А что же княгиня Евпраксия? «И один из пестунов князя Фёдора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал, смотря на славное тело честного своего господина. И увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Фёдора Юрьевича. Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своём и держала любимое чадо своё – князя Ивана Фёдоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти». Князь Фёдор, княгиня Евпраксия с малолетним сыном Иваном первыми воспротивились врагу и тем самым заложили далёкую пока ещё победу над завоевателями. Смерть княжеской семьи вовсе не была напрасной. Время было выиграно, что дало возможность собрать войска на рубеже Рязанских земель. Великий князь Юрий Рязанский, узнав о гибели сына, очень переживал, горевал, но вовсе не терял присутствия духа и верности своей земле. «И едва отдохнул князь от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство своё и расставлять полки». Я полагаю, что собирать воинство и расставлять полки князь Юрий начал намного раньше, как только отправил сына Фёдора к Батыю. Иначе бы он не успел подтянуть к Рязани рати дружественных ему князей и выстроить их в боевые порядки. Теперь же великий князь Юрий Рязанский был готов к встрече с врагом. «И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ Рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало… И едва одолели их сильные полки татарские». 16 декабря 1237 г. Войска Батыя подошли к Рязани, начался штурм. Целых пять дней город оборонялся и отбивал атаки врага. 21 декабря Рязань была взята. Так что поход Батыя по Рязанской земле вовсе не был увеселительной прогулкой. Здесь самонадеянные, надменные ханы встретили сильное сопротивление. Князь Фёдор Юрьевич отдал свою жизнь не только за Рязанскую землю. Отсрочив переговорами момент нападения Батыя на Русь, он дал возможность коалиционным силам русских князей собраться под Коломной и дать захватчикам бой. В этом очень упорном, кровопролитном сражении Батый понёс ощутимые потери. В бою был убит даже прямой потомок Чингизхана царевич Кулькан. Это был единственный царевич-чингизид, убитый во время похода Батыя на Восточную Европу. После ухода Батыя из пределов Рязанской земли, князь Ингварь Ингваревич взял тело князя Фёдора, отвёз его в Зарайск, где разбилась, «заразила» себя княгиня Евпраксия, и похоронил его вместе с верной супругой и малолетним сыном, установив в 1238 году каменные кресты на месте погребения. Могилы эти на протяжении веков оберегались, обустраивались и являлись местом особого уважения и поминания для жителей города Зарайска, да и для всех русских людей. В 1665 году вместо обветшавших от времени старых крестов стольник Никита Григорьевич Гагарин «по обещанию» поставил памятник-надгробие. До 1822 года могилы с надгробием находились в алтаре храма Иоанна Предтечи, что говорит об особом почитании земляками своих героических предков. Со временем храм обветшал, его разобрали до основания и поставили новый, но уже не на прежнем месте. Надгробие оказалось под открытым небом, и над ним установили навес в виде шатра на четырех каменных колоннах. В 1930 году могилы Зарайских князей-мучеников сравняли с землёй. Далее шли годы забвения. И только в августе 1997 года на месте погребения княжеской семьи были установлены деревянные кресты. В настоящее время над местом захоронения героев стараниями добрых людей вновь установлены каменные кресты. Особое поминовение князей-мучеников в городе Зарайске с панихидой и с литией у их праха перед тремя крестами совершается 10 и 11 августа, в день принесения Чудотворной иконы святителя Николая в Зарайск и встречи образа князем Фёдором. Считаю вполне возможным чтить память князей-мучеников и 19 декабря, на Николу-Зимнего, так как предположительно они погибли в районе этой даты. Князей-мучеников чтят не только в Зарайске. Имена их вошли в соборные памяти, установленные в 1960-1990 годах и вошли в список Всех святых (по ликам) в земле Российской просиявших (май 1987 года). Жаль, что святые благоверные князья Зарайские Фёдор, Евпраксия и Иоанн до настоящего времени не канонизированы, но это ни в коей мере не умаляет их подвига и светлой о них памяти! К чему я всё это рассказал? А всё к тому, что для нас, озерчан, зарайских князья-мученики Фёдор, Евпраксия и их малолетний сына Ивана являются земляками и мы вполне можем установит для себя обычай чтить их память, как образец мужества, служения Родине, любви и супружеской верности. Сергей Рогов

Жизнь и творчество Михаила Булгакова были полны мистики, оригинальности и романтики. Предлагаем вам самые яркие цитаты из самого популярного произведения Булгакова - "Мастер и Маргарита".

  • Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
  • Никогда не разговаривайте с неизвестными.
  • Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!
  • Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у неё не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.
  • Рукописи не горят.
  • Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
  • Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.
  • Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
  • Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!
  • Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя.
  • Праздничную полночь иногда приятно и задержать.
  • Интереснее всего в этом вранье то, что оно - вранье от первого до последнего слова.
  • …никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
  • Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.
  • Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
  • Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено.
  • Оставим их вдвоем. Не будем им мешать. И, может быть, до чего-нибудь они договорятся.
  • Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения. Среди лиц, садившихся со мною за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы!
  • Граждане! Расписывайтесь, а потом уже будете молчать сколько угодно!
  • Чтобы жениться, прокуратор, требуются деньги, чтобы произвести на свет человека, нужны они же, но чтобы зарезать человека при помощи женщины, нужны очень большие деньги...
  • Какой смысл умирать под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться в другой мир под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями?
  • Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
  • О боги, боги мои, яду мне, яду!...
  • Всякая власть является насилием над людьми. Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.
  • Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
  • Нет документа, нет и человека.
  • ... вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся в моей голове?
  • Трудный народ эти женщины!
  • Маэстро! Урежьте марш!
  • Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!