Почему личные местоимения так называются. Русский язык "Общее понятие о личных местоимениях" (4-й класс)
Местоимение - это одна из частей речи - слово, указывающее на имя и приобретающее значение определённого предмета, качества или числа в зависимости от содержания данной речи. Местоимение названо так за возможность "занимать место" (иметь место) других частей речи. Местоимение может использоваться вместо существительного и отвечать на падежные вопросы "кто?", "что?", "кого?" и другие. Например: я, меня, тебе, ими, кем-то. Может занимать место числительного и отвечать на вопрос "сколько?" - несколько, сколько-то, столько. Может использоваться вместо прилагательного и отвечать на вопросы "какой", "какая?", "какие?", "какое?". Например: какой-либо, некий и другие. Местоимение указывает на предмет, признак или количество, не называя их.
В данном задании вам необходимо определить почему местоимения получили такое название.
Запишите происхождения слова местоимение
Местоимения являются значимой частью речи. Они относятся к группе именных слов. Калька из латинского – «prōnōmen». Дословно данное слово переводится как ""вместо имени"". То есть данные слова употребляются вместо имени, чтобы обозначить какое - либо название, указав его в предыдущем предложение.
Определите общее понятие местоимения
Местоимения - являются самостоятельной незнаменательной частью речи, указывающей на предмет, признак либо количество, при этом не называя их.
Местоимения делятся на следующие разряды
- Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Данные местоимения показывают на людей, участвующих в беседе (я, ты, мы, вы), людей, не принимающих участия в разговоре, либо предметы (он, она, оно, они).
- Возвратные : себя. Данные местоимения показывают на равенство лица или предмета, являющегося подлежащим, лиц или предметов, названных словом себя. (Она себя не расстроит).
- Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их. Данные местоимения говорят о принадлежности предмета лицу или другому предмету (Это моя ручка. Её очень удобно использовать).
- Указательные : этот, тот, такой, таков, столько. Данные местоимения говорят о признаках или количествах предметов.
- Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной. Данные местоимения обозначают признаки предметов.
- Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Данные местоимения относятся к специальным вопросительным словам, обозначают лица, предметы, признак и количество.
- Относительные : являются такие же местоимения, как вопросительные. Также являются союзными словами.
- Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Данные местоимения говорят об отсутствии предметов или признаков.
- Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько. Также к данной группе относятся все местоимения, которые были образованы от вопросительных местоимений с помощью приставки кое- или суффиксов -то, -либо, -нибудь.
Очень многие русские слова имеют «говорящее» строение. Поэтому не удивительно, что термины науки о русском языке имеют «говорящие» названия. Почему местоимение так называется? Как объяснить деление самостоятельных частей речи на имена и неименные обозначения?
Именные и неименные термины
Практически все морфологические понятия можно объяснить даже без учебника. Достаточно внимательно вчитаться в них, посмотреть на строение этих терминов русского языка. Если начать с первой ступени деления, получается следующее:
Самостоятельные , потому что имеют самостоятельное значение, отвечают на значимые вопросы, выполняют определенную функцию в предложении; они сами по себе значимы и важны;
Служебные , потому что «находятся на службе у значимых»; служат для связи слов в коммуникативных единицах (предложении и словосочетании); для образования новых форм; для придания дополнительных значений, эмоциональных оттенков.
Особняком стоят междометия и звукоподражания. Понятие «междометие» - точное заимствование с арабского языка, где первая половинка обозначает «похвалу», вторая – «порицание». Звукоподражания – это подражания звукам живой и неживой природы.
Обратимся к значимым словам, ведь герои нашей статьи «живут» именно в этой группе.
Все самостоятельные слова-термины можно условно поделить на именные и неименные. Именные в своем названии имеют слово «имя».
1) Существительное. Дословное повторение из латинского – «nomen substativum». То, что существует. Все сущее на земле: предметы, идеи, концепции, множества предметов, люди и т.д. Почему необходимо беречь свое имя? Потому что это обозначение тебя.
2) Прилагательное. Калька из латинского – «nomen adjectivum». То, что прилагается. К чему? К сущему на земле. Это признаки объектов, предположений, идей, людей и т.д. Какой предмет? Какая вещь?
3) Числительное. Зеркальное отображение – «nomen numerale». Обозначение для чисел.
Глаголы, глагольные формы и наречия являются неименными единицами:
Глагол. Древнерусское «глаголъ» - «выражение». Производное – «глаголить» - «говорить». Имена, просто сказанные, обозначают только предметы, признаки, числа. Полноценной смысловой нагрузки они не несут. О них нужно что-то говорить, «глаголить». Только тогда получится коммуникативная единица – призыв, побуждение, просьба, неспешное повествование, вопрос и т.д. Впрочем, в самом значении слова «глаголить» заложено действие.
Наречие. Одно из значений древнерусского слова «глаголъ» - «речь». А в названии этого морфологического термина есть частица «-реч-». Следовательно, наречие приближено к глаголу. Латинское слово «adverbium» переводится, как «приглаголие». Древнерусские лингвисты просто изменили приставку. Но смысл остался – наречие «накладывается» на глагол.
Почему местоимение так называется? Как определить этимологию термина? - Ответы лежат на поверхности.
Тайна местоименного слова
Это значимая часть речи. И входит она в группу именных слов. Калька из латинского – «prōnōmen». Дословный перевод – «вместо имени».
То есть, местоимение «заняло место значимого слова». Какого? Которое было употреблено в предыдущем предложении. Которое подразумевается. О котором говорят. Как понять, кого именно заменило местоимение? Нужно спросить.
Если слово-предмет употреблено ВМЕСТО существительного, то оно отвечает на такие вопросы, как: кто? что? кому? чему? и т.д. Я, ты, он, ему, к ним.
Если слово-определение использовано ВМЕСТО прилагательного, то оно отвечает на такие вопросы, как: какой? какому? какие? Некий, какой-то, какие-либо.
Если слово-количество употреблено ВМЕСТО числительного, то его основной вопрос – сколько? Столько, несколько, столько-то, сколько-либо.
Местоимение не называет конкретную вещь, конкретный признак или количество, оно только указывает на них.
Цель: познакомить с личными местоимениями
Задачи:
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
- упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;
- замене существительных местоимениями в речи;
- воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
- развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.
Ход урока
I. Организация начала урока.
У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.
II. Словарная работа
Внимательно прочитайте предложения. (слайд № 3)
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.
Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик
- березы - (они)
- ученик - (он)
- девочка - (она)
- помидоры - (они)
- путешествие - (оно)
Что общего между этими словами? (Они все словарные)
III. Изучение нового.
- Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
- Какие еще местоимения встретили в предложениях?
- Какие слова они заменили?
Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)
Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.
Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными. (слайд № 4)
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).
Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.
Письмо по памяти.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они.
Запомните первые три строчки стихотворения.
Запишите их по памяти.
Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.
Сегодня мы исследуем эти местоимения.
Нам нужно заполнить таблицу (слайд № 6)
Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)
(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)
Теперь нам надо распределить их по лицам.
Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.
Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.
А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.
(заполняем таблицу слайд № 8)
Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.
(проверка)
Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)
При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.
Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)
Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)
Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)
Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?
(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)
IV. Закрепление
Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.
Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..
Они бывают::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют::::::,
В предложении бывают:::::::::::::::::..
Физминутка.
- Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
- Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
- Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
- Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
- Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
- Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
- Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
1. Загадки. (слайд № 10)
Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.
Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей: (Солнце)А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские... (Свинки)Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
2. "Четвёртое - лишнее"
Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд № 11)
- Он, она, оно, я
- Я, ты, они, он
- Ты, к, от, за
Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.
Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.).
3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"
Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.
Когда __(:) приедете?
__ (:) нарисую елочку.
Почему __ (:) улетают?
Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино.
Какую задачу __ (:) решает?
Проверка.(слайд № 12)
4. Экспресс-опрос "Местоимение".
1. Укажи местоимения 1-го лица.
3) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
3) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
1) имени существительного;
2) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
1) называют предметы;
2) указывают на предметы.
6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.
Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.
Конец формы
IV. Итог урока.
Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.
Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)
Рефлексия "Светофор" (слайд № 15)
Ребята приклеивают на лист сигналы.
Домашнее задание.
С. 30 № 8, выучить таблицу личных местоимений.
Дополнительный материал.
Задания на смекалку.
- Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
- Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
- Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)
- Шарада.
Первый слог - личное местоимение,
Второй - детская болезнь.
А целое - тот предмет, который
Выбрасывают, когда он нужен
И поднимают, когда он не нужен.
Что это? (Я - корь). - Ребус. 7 я (семья)
1.Они указывают на лицо или лица. Местоимение Я — на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.
2.Различие от существительного состоит в том, что существительные называют предметы, местоимения только указывают на них.
3.Изменяются по лицам, числам и (в третьем лице единственного числа) родам, а также склоняются по падежам.
4.Местоимение — это слова-заместители, они вносят в речь разнообразие и связывают отдельные предложения в целое высказывание-текст
5.К старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе) . Раньше на “Вы” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т. е употребляется в обобщённом значении. Местоимение 3 лица (он, она, оно) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Иногда эта связь местоимения с существительным определяется смыслом, а не порядком слов, например: Марью Ивановну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем. (А. Пушкин) . Не вызывает сомнения, что местоимение она относится к существительному “Марья Ивановна”.
2 Нравится
Пожаловаться
Местоимение
Местоиме́ние
Класс слов, отношение которых к частям речи спорно: очевидно их единство, но они обнаруживаются во всех частях речи. Задача местоимений – не называя явлений действительности (как это делают обычные слова), указывать на них. Указывать же необходимо, чтобы задавать вопросы (Кто? Где? Почему?) и отвечать на них (Это там); высказываться отрицательно (Никто никуда не спешит); неопределённо (Есть кое-что; Нечто странное) или, напротив, определённо (Всё пропало; Любой поймёт). В решении этих задач сложились разряды местоимений: вопросительные, указательные, отрицательные, неопределённые и определительные. В каждом разряде местоимения могут быть эквивалентами существительных, прилагательных, числительных и наречий. Считается, что в рус. языке есть и местоименный глагол что делать. Особое место среди местоимений занимают личные и возвратные. Фонд местоимений пополняется прилагательными следующий, аналогичный, выражениями что попало, чёрт знает куда. Числительное один может использоваться как местоимение: в одном городе.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Местоимение
МЕСТОИМЕНИЕ (лат. pronomen). М-ми наз. такие существительные (см.) и прилагательные (см.), которые не являются названиями самостоятельных предметов или определенных признаков предметов независимо от данной речи, а только указывают на отношение тех или других предметов или признаков к данной речи, т.-е. получают различное значение, определяемое из данной речи. М. делятся на личные и неличные . Личные М. (см.) называют тот или другой предмет не сам по себе, а лишь в его отношении к лицу речи; так, М. «я, меня» и пр. могут относиться к какому угодно предмету, указывая лишь на тождество его с лицом говорящим, и т. д. Из неличных М. притяжательные (мой, твой, свой и пр.) указывают на отношение того или другого предмета к другому предмету, являющемуся лицом речи; остальные - на разные другие отношения данных предметов мысли к данной речи, наприм., на тождество данного предмета или признака с предметом или признаком, названным в речи другим словом (он, сам, самый, такой и пр.) или на то, что название или сущность данного предмета или признака безразлично для данной речи (кто-то, какой-то, некто и пр.); или то, что предмет или признак предмета в данной вопросительной речи представляются неизвестными и должны быть определены в следующей ответной речи (кто, что, какой, чей и пр.), или на то или другое отношение данного предмета к месту или времени речи (этот, тот). Б. ч. М. образует формы склонения как в русском, так и в других индоевропейских языках, отлично от других существительных и прилагательных, что и послужило в свое время поводом к выделению М. в особую часть речи. На самом деле М. в целом отличается от остальных существительных и прилагательных не по грамматическим признакам, а по значению и потому особой части речи или грамматмческой категории не составляет. По значению же М. принадлежит к неграмматическому классу т. н. местоименных слов (см.).
Н. Д. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925
Смотреть что такое "местоимение" в других словарях:
МЕСТОИМЕНИЕ, местоимения, ср. (грам.). Название одной из частей речи слово, само по себе не означающее определенного предмета, или числа (в отличии от имени сущ., прил., числ.), но приобретающее такое значение в зависимости от данной речи (букв.… … Толковый словарь Ушакова
МЕСТОИМЕНИЕ, часть речи класс слов, которые указывают на лицо, предмет или признак, не называя их (он, это, такой и т.п.). По значению выделяются разряды местоимений, например в русском языке личные, возвратные, притяжательные, вопросительно… … Современная энциклопедия
Часть речи класс слов, которые указывают на предмет (лицо) или признак, не называя его (он, это, такой и т. п.). По значению выделяются разряды местоимений, напр. в русском языке личные, возвратные, притяжательные, вопросительные,… … Большой Энциклопедический словарь
МЕСТОИМЕНИЕ, я, ср. В грамматике: слово (существительное, прилагательное, числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и замещающее соответствующие знаменательные имена и наречия. Личные, возвратные, указательные… … Толковый словарь Ожегова
Местоимение - МЕСТОИМЕНИЕ (лат. pronomen). М ми наз. такие существительные (см.) и прилагательные (см.), которые не являются названиями самостоятельных предметов или определенных признаков предметов независимо от данной речи, а только указывают на… … Словарь литературных терминов
Местоимение - МЕСТОИМЕНИЕ, часть речи класс слов, которые указывают на лицо, предмет или признак, не называя их (“он”, “это”, “такой” и т.п.). По значению выделяются разряды местоимений, например в русском языке личные, возвратные, притяжательные,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них, их отношение к иным предметам, явлениям и т. д. Содержание 1 … Википедия
Местоимение - Местоимение лексико семантический класс знаменательных слов, в значение которых входит либо отсылка к данному речевому акту (к его участникам, речевой ситуации или к самому высказыванию), либо указание на тип речевой соотнесённости слова с… … Лингвистический энциклопедический словарь
Я; ср. Лингв. Часть речи, к которой относятся слова, указывающие или называющие предметы или их признаки, не раскрывая их содержания, и выступающие в речи вместо слов, относящихся к существительному, прилагательному или числительному. Личные… … Энциклопедический словарь
Калька из лат. prōnōmen, греч. ἀντωνυμία, т. е. вместо имени; см. Томсен, Gesch. 19 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Книги
- Местоимение "это" и его функциональные омонимы. Монография , Бабайцева Вера Васильевна. Монография посвящена актуальной проблеме функционирования омокомплекса это в простом, сложном предложениях и тексте (сложном синтаксическом целом) в аспекте переход-ности и синкретизма.…