Как ты понимаешь выражение жить политикой. Политика как призвание и профессия

1) Прочитайте текст, выполните задание и ответьте на вопрос.

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государств ами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

Можно заниматься «политикой» - то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них – как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно также, как и при экономическом ремесле. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом собрании», произносим «политическую» речь и т. д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным «делом жизни»… Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые «работают» на нее лишь во время сессий…

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для политики», либо жить «за счет» политики и «политикой».

М. Вебер. «Политика как призвание и профессия»

Типы политиков

Характеристика

Пример

2) Как вы понимаете выражение «жить политикой»?

3) Запишите определение понятия «политическая власть».

4) Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь политики и морали. Прозвучали следующие суждения: 1) «Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства»; 2) «Политики не должны прикрывать неприглядные, а порой и незаконные поступки благими целями».

Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запишите в таблицу по два аргумента.

Суждение

Аргументы «за»

Аргументы «против»

Какое суждение наиболее близко вам? Почему?

5) Объясните смысл высказывания.

«Политика, по существу, это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами» (Э. Хейвуд)

6) Соберите материалы из газет о политической деятельности высших органов власти нашего государства, различных политических организаций . Отметьте, что вы считаете в этих материалах самым важным и почему?

Дополнительное задание: 7) Сделать сообщение о политических событиях текущей недели и ответить на следующие вопросы: почему представленные события вы считаете политическими? Какие политические силы в них участвовали? Какие интересы отстаивали?

ГЛАВА I. ПОЛИТИКА

Тема 1. Политика и власть

1. Выпишите из текста учебника все определения понятия.

Политика -

2. Прочитайте несколько определений политики. Сравните их с определениями, приведенными в учебнике. Что их объединяет?


  1. политика - умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими»;

  1. политика - знание о правильном и мудром правлении;

  1. политика - общественное дело; деятельность органов государственной власти и управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других общественных группировок, определяемая их интересами и целями;

  1. политика - искусство управления государством и обществом.
Подчеркните одной чертой определения политики в значении «деятельность», двумя чертами - определения в значении «знание».

3. Прочитайте текст, выполните задание и ответьте на вопрос.

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

Можно заниматься «политикой» - то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них - как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т. д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным «делом жизни»... Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые «работают» на нее лишь во время сессий...

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счет» политики и «политикой».

(М. Вебер. «Политика как призвание и профессия»)

1) Используя содержание текста, заполните таблицу.


^ Типы политиков

Характеристика

Пример

1

2

3

2) Как вы понимаете выражение «жить политикой»?

4. Запишите определение понятия.

Политическая власть -

5. Отметьте верное суждение знаком « + ».

A. Политическая власть является разновидностью общественной власти.

Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.

B. Политическая власть осуществляется только государством.

6. Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь политики и морали. Прозвучали следующие суждения:

1) «Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства»;

2) «Политики не должны прикрывать не приглядные, а порой и незаконные поступки благими целями». Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запишите в таблицу по два аргумента.


Какое суждение наиболее близко вам? Почему?

7. Отношения государства и средств массовой информации (СМИ), граждан и СМИ являются одной из центральных тем исследований ученых. Ознакомьтесь с результатами нескольких социологических опросов и выполните задания.

Социологи опросили 1600 россиян. Им задавали вопросы о том, как часто они читают газеты, какие точки зрения на события в стране и мире рассчитывают в них увидеть. Полученные данные представлены в виде диаграмм. Ознакомьтесь с ними, выполните задания и ответьте на вопросы.


  1. Вопрос респондентам: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, то сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?»

К какой группе можно отнести вашу семью? Почему?

2) Вопрос респондентам: «Что лучше, когда каждая газета (другие СМИ) предлагает свои оценки событий или все придерживаются одной точки зрения?»

Предлагать свои оценки

Придерживаться одной точки зрения

Затрудняюсь ответить

Сформулируйте результаты опроса.

Предположите, почему некоторые граждане сомневаются в необходимости представлять в СМИ разные точки зрения.

8. Объясните смысл высказывания.

«Политика, по существу, это власть: способность достичь жела­емого результата какими бы то ни было средствами»

(Э. Хейвуд).

Тема 2. Государство

1. Объясните смысл понятия.

Государство -

2. Используя текст учебника, установите соответствие между теориями происхождения государства и их основными идеями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


^ Основная идея происхождения государства

Теория

государство возникло как объединение людей на добровольной основе в результате соглашения между правителем и подданными

А)

патриархальная

государство возникает как результат завоевания одной части общества другой

Б)

теологическая

государство подобно семье, поэтому государственная власть есть продолжение власти отца

В)

договорная

государство образуется как результат социального неравенства для того, чтобы обеспечить политическое гос­подство одного класса над другими

Г)

теория завоевания

любая власть и любое государство имеют божественное происхождение

Д)

классовая

Запишите в таблицу буквы под соответствующими цифрами.


1

2

3

4

5

3. Организация Z распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги. Можно ли сказать, что Z является государством? ДА НЕТ

Аргументируйте свой ответ.

4. Впишите в пропуски номера слов и словосочетаний из приведенного ниже списка.

Хотя понятия «страна» и «государство» часто используются как , между ними имеется существенная разница. Понятие «государство» обозначает власти, установленной на определенной территории, особого рода , в то время как понятие «страна» скорее относится к , общегеографическим ( ) и другим факторам. Термин «страна» также имеет менее окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию «страна») и state (государство), хотя в определенном контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

1) Организация; 2) общность территории; 3) политическая система; 4) синоним; 5) культурный; 6) официальный.

5. Отметьте номер понятия, которое объединяет, обобщает все остальные.

1) Политический режим; 2) форма правления; 3) форма государственного устройства; 4) форма государства; 5) демократия.

6. Заполните схему.

7. Используя схему из задания 6 и текст учебника, определите форму государства в следующих примерах:

1) Во главе государства А находится единоличный правитель, получивший власть по наследству.

2) На территории государства В действует единая центральная власть, отсутствуют территории, обладающие политической автономией.

3) Государство Д состоит из нескольких частей, каждая из которых обладает определенной степенью самостоятельности.

4) В государстве Т власть принадлежит выборным органам.

8. В государстве К правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Президент выполняет представительские функции. Назовите форму правления государства К и ее конкретный тип.

9. Раскройте смысл понятия.

Гражданство -

10. Прочитайте извлечения из Федерального закона РФ «О гражданстве», ответьте на вопросы и выполните задания.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации


  1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

  2. Гражданство Российской Федерации является единым и рав­ным независимо от оснований его приобретения.

  3. Проживание гражданина Российской Федерации за предела­ми Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

  4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

  5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

  6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

  1. Как вы понимаете смысл термина «принципы гражданства»?

  2. Отметьте в тексте нормы, относящиеся к конституционному принципу равноправия граждан РФ.

  3. Какие основания приобретения гражданства вам известны?

  4. Предположите, почему «Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации».

  5. Аркадий получил гражданство РФ. Примерно через полгода после этого события проходили выборы депутатов Государственной Думы. Он решил воспользоваться своим конституционным правом и принять участие в выборах, но засомневался, может ли он это сделать, ведь он прожил на территории РФ менее 5 лет? С опорой на знания обществоведческого курса разрешите сомнения Аркадия.
11. Объясните смысл высказывания.

«Без приобретения чувств гражданина ребенок мужского пола, вырастя, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера» (Н.Г. Чернышевский).

Тема 3. Политические режимы

1. Объясните смысл понятия.

Политический режим -

2. Найдите в приведенном ниже списке вопросы, ответы на которые помогают понять, какой политический режим установился в стране. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Кто правит? 2) Каковы взаимоотношения власти и общества? 3) Каким образом правитель получил власть? 4) Какие средства ис­пользуются для осуществления власти? 5) Из каких частей состо­ит государство?

3. Используя текст учебника, заполните схему.

Политические режимы

4. Отметьте в приведенном ниже списке характеристики тоталитарного режима.

1) Независимый справедливый суд; 2) все незапрещенное позволено; 3) все непредписанное запрещено; 4) уважение к правам человека; 5) идеологизация жизни общества.

5. Используя текст учебника, заполните таблицу.


^ Общие черты

Различия

Тоталитарный режим

Авторитарный режим

^ Стремление контролировать личность

Отсутствие реальной многопартийности

^ Применение репрессий против собственных граждан

6. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.

Я думаю, что есть несколько фундаментальных ценностей, без сохранения и развития которых демократия не может существовать. Наиболее очевидная из них - равенство людей. Другая ценность - безусловная вера в то, что люди имеют право на выражение и защиту своих интересов, в чем бы они ни заключались, что эти интересы общество должно уважать. Я верю также (и считаю это очень важным), что сам человек лучше, чем кто-либо другой, может судить о том, в чем состоят его интересы. Скажем, я отлично знаю, в чем состоят мои интересы, а вы, бесспорно, лучше меня знаете, в чем заключаются ваши. Это для меня несомненно, хотя в определении людьми своих интересов возможны и ужасные ошибки. Как бы там ни было, я не могу отдать право судить о моих интересах кому-либо другому, это мое фундаментальное право.

Если вы верите в демократические ценности, вы хотите определенной политической системы, в которой эти ценности будут реализоваться. Впрочем, если говорить о сущности критериев демократии, то они описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не был достигнут, а возможно, и в принципе недостижим. Но к этой идеальной системе можно двигаться, приближаться. Институты по поддержанию демократических ценностей могут существовать в действительности.

(Р. Даль)

4) Как он обосновывает эту связь?


  1. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

А) демократический

Б) тоталитарный
Признак


  1. верховенство права

  2. выборность высших должностных лиц

  3. полный контроль над гражданами

  4. распределительная система

  5. идеологическая свобода
Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

1

2

3

4

5

8. В государстве Z все должностные лица и граждане подчиняются закону. Существует несколько партий, каждая из которых активно участвует в политической жизни страны. Какой политический режим установился в стране Z?

По каким признакам вы это можете определить?

9. Бургомистр, герой сказки Е. Шварца «Дракон», призывает исполнять следующий приказ: «Во избежание эпидемии глазных болезней, и только поэтому, на небо смотреть воспрещается. Что происходит на небе, вы узнаете из коммюнике, которое по мере надобности будет выпускать личный секретарь господина Дракона». Государству с каким политическим режимом свойственна подобная «забота» о своих гражданах?

10. Проанализируйте высказывание.

«Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться»

(Ф. Хайек).

1) Как вы понимаете смысл этого высказывания?

2) Запишите два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

3) Приведите несколько примеров, подтверждающих это высказывание.

4) Согласны ли вы с этим высказыванием? Приведите два-три аргумента в защиту вашего мнения.

Тема 4. Правовое государство

1. Напишите, на основе каких признаков можно судить о право­вом характере государства.

2. Используя текст учебника, заполните таблицу.


Мыслители

Идеи

^ Платон

(427-347 гг.до н. э.)


Аристотель

(384-322 гг. до н. э.)


^ Цицерон

(106-43 гг. до н. э.)


Дж. Локк

(1632-1704)


Монтескье

(1689-1755)


Кант

(1724-1804)

3. Прочитайте приведенные ниже сведения о государствах, ответьте на вопросы и выполните задания.

1) В государстве Y народ признан источником власти, действуют институты гражданского общества. Законодательная и исполнительная власть сосредоточена в руках верховного правителя, суд независим. В государстве действует закон, согласно которому высшие должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности только за преступления против личности и против государственной власти, а за остальные виды преступлений нет.

Можно ли назвать государство Y правовым? Аргументируйте свой ответ.

2) Государство Z - республика, граждане которой имеют возможность прямого обращения к представителям государственной власти с предложениями и запросами. Депутаты парламента регулярно отчитываются о своей деятельности перед избирателями. Альтернативные выборы осуществляются на основе реальной многопартийной системы.

Можно ли на основе приведенной информации сделать вывод о том, что Z -правовое государство? Свой ответ поясните.

4. Составьте схему высших органов государственной власти Российской Федерации. Укажите, какую ветвь власти представляет каждый орган.

5. В приведенном ниже списке указаны полномочия Президента России, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда, Генеральной прокуратуры. Распределите порядковые номера полномочий по соответствующим частям таблицы.

Полномочия: 1) управление федеральной собственностью; 2) руководство внешней политикой; 3) проведение внутренней политики; 4) решение экономических споров; 5) наблюдение за исполнением законов; 6) установление соответствия законов и постановлений Конституции РФ; 7) разработка и принятие законов; 8) обеспечение территориальной целостности РФ; 9) решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; 10) государственное обвинение в наиболее значимых судебных процессах; 11) представление интересов субъектов федерации; 12) разработка и исполнение государственного бюджета; 13) рассмотрение уголовного дела.


^ Орган государственной власти (должность)

Полномочия

Президент РФ

Правительство РФ

^ Совет Федерации

Государственная Дума

Верховный Суд РФ

^ Высший Арбитражный Суд РФ

Конституционный Суд РФ

^ Генеральная прокуратура РФ

6. На конференции по проблемам правового государства было высказано следующее мнение: «Разделение государственной власти на три ветви ослабляет ее, потому что отсутствие единства порождает противоречия».

Приведите два аргумента в подтверждение и два в опровержение этого мнения.

Подтверждение:

Опровержение:

7. Одним из элементов разделения властей считают систему сдержек и противовесов. Это такая система взаимоотношений органов власти, при которой каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другие.

Прочитайте извлечения из Конституции РФ. Выделите положения Конституции, в которых содержатся ограничения власти Президен­та и Правительства.

1) Президент Российской Федерации

Статья 83

А) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации...

В) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

Г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Россий ской Федерации;

Д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации,

Федеральных министров...

Статья 84

Президент Российской Федерации:

А) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

Б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

В) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

Г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

Д) подписывает и обнародует федеральные законы;

Е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

^ 2) Правительство Российской Федерации

Статья 111


  1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

  2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

  1. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

  2. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Статья 115 "

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 117


  1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

  2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

  3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

8. В стране Z был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Кому из политических деятелей вы доверяете в наибольшей степени?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни - государством.

Итак, "политика", судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает...

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой?

В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнем с них). Во-первых, это авторитет "вечно вчерашнего": авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - "традиционное" господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, - харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или - в области политического - избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу "легальности", в силу веры в обязательность легального установления и деловой "компетентности", обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в каком его осуществляют современный "государственный служащий" и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении...

Можно заниматься "политикой" - то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них - как в качестве политика "по случаю", так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь и т. д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками "по совместительству" являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые - по общему правилу - занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным "делом жизни" ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые "работают" на нее лишь во время сессий... Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить "для" политики, либо жить "за счет" политики и "политикой". Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере идеально, но чаще всего и материально, делают то и другое: тот, кто живет "для" политики, в каком-то внутреннем смысле творит "свою жизнь из этого" - либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит "делу", и тем самым придает смысл своей жизни. Пожалуй, именно в таком глубоком внутреннем смысле всякий серьезный человек, живущий для какого-то дела, живет также и этим делом... Руководить политикой можно либо в порядке "почетной деятельности", и тогда ею занимаются, как обычно говорят, "независимые", то есть состоятельные, прежде всего имеющие ренту люди. Или же к политическому руководству допускаются неимущие, и тогда они должны получать вознаграждение. ...Ныне партийными вождями за верную службу раздаются всякого рода должности в партиях, газетах, товариществах, больничных кассах, общинах и государствах. Все партийные битвы суть не только битвы ради предметных целей, но прежде всего также и за патронаж над должностями.

Задание по теме: «Политика»

Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает.

В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о каком-то вопросе говорят: это «политический» вопрос, о министре или чиновнике: это «политический» чиновник, о некоем решении: оно «политически» обусловлено, – то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смены власти являются определяющими… Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчинённому другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради неё самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она даёт. [...]

Можно заниматься политикой, т.е. стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри их, как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при хозяйственной деятельности. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правление партийно-политических союзов, которые – по общему правилу –занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первостепенным «делом жизни» ни в материальном, ни в духовном отношении. [...]

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счёт» политики и «политикой». Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере духовно, но чаще всего и материально, делают то и другое; тот, кто живёт «для» политики, в каком-то внутреннем смысле творит «свою жизнь из этого» –либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает своё внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит «делу», и тем самым придаёт смысл своей жизни. Пожалуй, именно в таком глубоком внутреннем смысле всякий серьёзный человек, живущий для какого-то дела, живёт также и этим делом.

(М. Вебер)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. К какому типу политиков относится большинство рядовых граждан государства? Какие формы их политического участия указаны в тексте? Назовите любые две другие формы политического участия этой категории граждан

5. Существует мнение, что жить «за счёт» политики аморально. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.

1. Кто такой политик

2. Политик как профессия

3. Политики на монетах

4. Политические лидеры: отличительные черты, особенности

5. ТОП-10 женщин - известных политиков

Политик , государственный деятель — это лицо, профессионально занимающееся политической деятельностью. Политическая деятельность может осуществляться в органах исполнительной ( , член кабинета министров) и законодательной власти (депутаты парламентов различных уровней, городских советов и др.), а также в качестве функционеров партий.

Кто такой политик

Политики - это люди, от которых во многом зависит будущее каждого из нас.

В политике, как и в живописи, можно научить любого рисовать, причем достаточно профессионально, но далеко не у каждого есть талант. Талант, который позволит создавать новые шедевры, покорять сердца людей и оставаться в памяти человечества на многие столетия.

Политика, как и живопись, влечет к себе ежедневно все новые имена, и для одних она навсегда останется профессией, а для других - призванием.

Кто они - люди профессии «политика»? В данном случае все очень просто: это люди, которые в силу обстоятельств (например, родственных связей) или удачно сложившейся ситуации (тут может быть что угодно) попадают на политическую работу и со временем занимают интересующую их нишу. Очень удачно сложившиеся обстоятельства привели его к высокой политической должности, и, казалось бы, все отлично. Только на этой должности ему не хватило того самого призвания (таланта). Таких политиков очень много, они в основном профессионально и ответственно подходят к выполнению своих обязанностей, и очень хорошо, когда эти люди адекватны в восприятии своих возможностей. Так как амбиции часто мешают политикам оставаться на своих местах и быть лучшими в определенной нише своей компетенции.


Политик по призванию - это намного интереснее! Такие люди живут политикой, для них это не только статус, и возможности - это вся жизнь. Политики по призванию находят в своей работе самореализацию. Они не представляют себе жизни без политики, вот почему многие остаются в ней до конца. Часто бывает, что у такого политика даже нет конкретной конечной цели в отношении своей карьеры, он просто получает от процесса настолько много для реализации собственного «я», что соразмерного заменителя не существует или, скажем так, найти его слишком трудно. Как-то во всемирной паутине я столкнулась с интересной статистикой, в ней речь шла об осознанности при выборе политической карьеры. Так вот, исследование показало очень интересный факт, что только около 5 % политиков четко знают свои мотивы и цели.

Многие из тех, кто приходит в политику, имеют ряд комплексов. Человек самодостаточный вряд ли выберет для самореализации политическую сферу, как ни крути, а это все-таки грязные игры. А вот для людей с уязвленным самолюбием тут целое раздолье - и разрешать, и запрещать, прямо-таки вершить судьбы людей. Итак, если вы стремитесь найти место, где сможете за хорошее материальное вознаграждение продолжать лелеять свои комплексы - вам в политику. Действительно, в политике выживают, скажем так, «идейные», людей, просто защищающих чьи-то бизнес-интересы и рассматривать нет смысла. А вот «яркие» личности должны быть в постоянной борьбе!

Раньше политика была во многом мужским полем битвы, мужчины больше стратеги, они более безжалостны, сильны и неприступны. Но со временем все меняется, и сейчас мы все чаще наблюдаем женские лица в политических кругах, и женщины в наше время еще более жесткие, чем мужчины. У женщины-политика нет права на проигрыш она заведомо в проигрышном положении, так как принято считать, что не женское это дело, и представительница слабого пола обязательно оступится. Вот поэтому в прекрасных дамах так много энергии и целеустремленности. Но эта же ситуация заставляет женщин-политиков быть более амбициозными и в тоже время эмоциональными.

Так какой же политик «призван» господствовать? В владычестве , основанном на преданности тех, кто подчиняется чисто личной «харизме» «вождя», по мнению Макса Вебера, корениться мысль о призвании в его высшеем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, а потому, что верят в него. Правда, сам «вождь» живет своим делом, «жаждет свершить свой труд», если только он не ограниченный и тщеславный выскочка. Именно к личности вождя и ее качествам относится преданность его сторонников: апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев. Однако и сам вождь, помимо обладания исключительными возможностями и качествами, должен поддерживать веру в него в своих подопечных. Он должен быть умелым стратегом, чтобы искусно сочетать выполнение их различных требований, должен хорошо знать историю, чтобы анализировать ошибки прошлого и не повторять их, а при необходимости использовать исторический опыт при решении насущных проблем. Он должен уметь видеть нужды своих подопечных, вовремя наградить или поощрить выдающихся, наказать провинившихся. Ему необходимо постоянно совершенствоваться, иначе, если он зациклится в одном положении, он рискует потерять поддержку и веру в него своих подчиненных. «Успех вождя полностью зависит от функционирования подвластного ему человеческого аппарата» М. Вебер «Политика как призвание и профессия»// Новое время №21,1990, с 42..

height="375" src="/pictures/investments/img10922_1-20_Barak_Obama.jpg" title="1.20 Барак Обама " width="300">

Должен возникнуть новый тип политики и политиков, не связанных с интересами отдельных социальных и интерсоциальных групп. Правильнее сказать, что сами политики будут представлять собой некую социальную группу. Этой группе совершенно незачем будет связывать свою судьбу с какой-либо моделью владения собственностью на средства производства. Эту модель политика неизбежно будут создавать слои экономические, заинтересованные в установлении гегемонии своей группы не только на хозяйственном, но и на политическом пространстве, и простые граждане избирательным правом. Политика перестанет быть "концентрированным выражением экономики" (по выражению В. Ленина), она станет суверенной областью. А политики из партийных наёмников социально-экономических группировок должны превратиться в действительно объективных наблюдателей, которые стоят над взаимоотношениями между различными социальными группами общества.

Только взгляд глазами суверенного гражданина, свободного от партийной принадлежности, позволяет говорить об управлении государством и политике как служанке экономики, ее зависимости и ценности для одного субъекта (например, лидера политической партии или президента страны). Это особенно ярко проявляется во время предвыборной гонки.

При этом политика и политик становится товаром, который предлагают всем социальным группам государства. Политическая задача сделать так, чтобы избиратель "купил" продукт , в смысле отдал свой голос. Чтобы люди купили продукт , бренд надо сделать, во-первых, известным, а во-вторых, привлекательным. Мало того, в некотором смысле "продать" политика легче, чем продать продукт потребителю. Покупая продукт, приобретатель должен выложить определенную сумму денег, что само по себе уже является сдерживающим фактором, а за участие в голосовании с избирателя денег не берут. В любом государстве политические выборы - это грандиозная и масштабная ярмарка, которая проходит не реже одного раз в два года ( , выборы парламента...).

Яркий тому пример, выборы главы Российской Федерации "Ельцин против Зюганова". Чтобы убедиться в том, как политика и политик становится товаром, достаточно пройтись по некоторым пунктам списка методов рекламы Ельцина.

1. Наведение психоза "нехватка времени"

Избирателю был заброшен хронометр, обратным ходом отсчитывающий секунды до того момента, как у россиян коммунисты "отнимут свободу", а мрачный голос за кадром вещал, что еще не вся потеряно, что "еще есть время".