Что такое близорукость и дальнозоркость. В чём отличие близорукости от дальнозоркости Опорные конспекты глаз дальнозоркость

Зрение - это, пожалуй, одно из главных чувств человека, поскольку благодаря глазам люди получают больше всего информации. Для того чтобы видеть мир ясным, острым взглядом, в организме человека происходит весьма сложный процесс, связанный с глазами и головным мозгом. Если происходит малейший сбой в этой системе, то зрение выходит из строя и приводит к близорукости и дальнозоркости.

Близорукость

Медицинская статистика говорит о том, что каждый четвёртый человек имеет проблемы с близорукостью. Это заболевание характеризуется тем, что острота зрения уменьшается и объекты, которые находятся вдали, плохо воспринимаются. Процесс этот связан с большим преломлением в оптической системе глаз, что не соответствует длине его оси. Близорукость может развиваться как болезнь и приводит к постепенному ухудшению зрения. Или же она прогрессирует в определённой отметке, и зрение находится в постоянно плохом состоянии и не меняется на продолжении многих лет.

Дальнозоркость

Это заболевание глаз можно назвать противоположным близорукости, поскольку проблема дальнозоркости связана с восприятием предметов на близком расстоянии. Но, если есть углублённая проблема дальнозоркости, то восприятие предметов на дальнем расстоянии нарушается. Эта проблема возникает из-за короткого глазного яблока или плоской роговицы. Подобное состояние не даёт лучам света, попадающим в глаз, преломляться в той степени, которая бы была достаточной для фокуса на сетчатке. Поэтому изображение фокусируется не на сетчатке, а за ней. Обычно подобное заболевание свойственно людям за 40 лет, также часто встречается эта проблема у новорождённых детей.

Разница между близорукостью и дальнозоркостью

Для того чтобы человек имел возможность нормально видеть картинку на любом расстоянии, оптической оси надо иметь правильное направление, и она должна фокусироваться на сетчатке. дают информацию об изображении, которое передаётся через роговицу и хрусталик. Дальше эта информация направляется к сетчатке, чтобы преобразоваться в нервный импульс. В отдел головного мозга, который отвечает за зрительный аппарат, луч попадает через В том случае, если процесс преломления лучей происходит за пределами сетчатки, тогда острота зрения ухудшается, и при этом оно имеет разное расстояние.

Следует чётко различать близорукость и дальнозоркость. Что это такое уже описалось выше в статье, но простыми словами можно сказать, что эти два симптома отличаются тем, на каком расстоянии вы можете видеть.

Причины возникновения близорукости и дальнозоркости

Заболевание глаз само по себе не возникает, на всё это есть свои причины. Чтобы не иметь проблем со зрением, нужно знать, как возникают близорукость и дальнозоркость.

Причины возникновения близорукости:

  1. Наследственность. Если один из родителей страдает подобной проблемой, то есть большая вероятность, что дети также унаследуют эту патологию.
  2. Работа на близком расстоянии. В основном это касается тех людей, которые много работают с компьютером. Школьники, у которых ещё не развился полностью организм, считаются самыми уязвимыми к этой проблеме.
  3. Ослабленный организм. К этому фактору относятся различные проблемы со здоровьем: родовые травмы, плохой иммунитет, инфекционные заболевания, переутомление и прочее.
  4. яблока.
  5. Плохие условия для зрительной работы.

Причины дальнозоркости:

  1. Уменьшение размера глазного яблока на передней и задней оси.
  2. Возрастная причина. Младенцы практически всегда рождаются с проблемами дальнозоркости. К тому же люди старше 25 лет уже могут начинать чувствовать ухудшение зрения, но только к 45 годам эта проблема становится выраженной.

В основном, как было сказано, причины близорукости и дальнозоркости возникают на протяжении всей жизни, поскольку многие люди подвержены современным условиям окружающей среды.

Как диагностировать дальнозоркость и близорукость

Итак, уже стало понятным как возникают близорукость и дальнозоркость, что это такое, а вот как их вовремя диагностировать? Несвоевременное обращение к специалисту может привести к потере зрения. Чтобы этого не случилось, надо понимать, чем отличается близорукость и дальнозоркость. Что это такое и как бороться с проблемой может сказать лишь офтальмолог.

Для дальнозоркости характерны следующие симптомы:

  • Предметы на близком расстоянии плохо рассматриваются.
  • При чтении глаза быстро утомляются.
  • При работе могут возникнуть головные боли, жжение глаз.
  • Частое воспаление глаз (конъюнктивит, ячмень).

Если хоть один фактор был замечен, надо обязательно обратиться к окулисту, который проверит зрение на форопрете или с помощью компьютерного метода.

Близорукость также имеет свои признаки, которые надо вовремя определять. Самостоятельно можно заметить, что зрение нарушается, но в основном подобную диагностику может провести только специалист.

  • Зрение определяется с помощью стёкол.
  • Диагностика рефракции и кератометрии.
  • Измерение длины глаза с помощью ультразвуковой диагностике.
  • Рассмотрение глазного дна.

Чем раньше сделать все исследования, тем лечение будет эффективнее.

Проблема зрения у детей

Современный мир пагубно влияет на состояние глаз. Особенно это касается маленьких детей и подростков. Близорукость и встречается достаточно часто. Дальнозоркость для детей считается нормой и к 11 годам, как правило, всё налаживается, но бывают случаи, когда проблема не проходит и приводит к серьезным нарушения зрения.

Бывают случаи, когда дети не жалуются на проблемы зрения и дальнозоркость протекает в скрытой форме. Это может привести к общему ухудшению здоровья ребёнка: раздражительность, головные боли, Такая проблема решается лишь после грамотного обследования и проведения лечения.

Другая ситуация обстоит с близорукостью. Поскольку эта проблема имеет множество факторов, которые становятся причиной заболевания глаз: наследственность, врождённые патологии, недоношенность, зрительная нагрузка, неправильное питание, различные инфекции.

Первый осмотр у врача выполняется в 3-х месячном возрасте младенца, при котором окулист смотрит на величину и форму глазных яблок, как малыш реагирует и фокусирует взгляд на ярких предметах.

Коррекция

Вовремя определённые проблемы со зрение решаются достаточно просто. В независимости от того, близорукость и дальнозоркость - это наследственная или приобретённая болезнь, можно вылечиться при помощи лазерной коррекции. Этот метод зарекомендовал себя как эффективное лечение подобных проблем во многих странах мира. Люди избавляются после коррекции в надобности использования очков или линз.

Как образом выполняется коррекция близорукости и дальнозоркости? Здесь надо отметить, что для каждого отдельного человека существует свой метод, поскольку глаза у каждого из нас уникальны, как и отпечатки пальцев.

Процедура эта быстрая и весьма безопасная. После того, как офтальмолог проведёт ряд исследований и анализов, он приступает к операции, после которой пациенту возвращается зрение. Коррекция выполняется с использованием местной анестезии, её продолжительность около 20 минут, но все манипуляции, связаные с лазером, занимают не больше минуты.

Госпитализация после проведённой операции не требуется. Достаточно пробыть в больнице несколько часов. Результат станет заметен уже на следующий день, а полное восстановление зрения настаёт спустя одной недели.

Коррекция не способствует ухудшению зрения в долгосрочной перспективе, наоборот, процесс этот необратимый и остаётся навсегда.

Лечение проблем глаз

Традиционная медицина находит множество способов восстановления фокусировки. Лечение возможно, если применять очки для близорукости и дальнозоркости, в которых вогнутые линзы применяются для близорукости и выпуклые для дальнозоркости.

Также, часто стали применять линзы при близорукости и дальнозоркости. Сначала человек может ощущать некоторые трудности в обращении с ними, но со временем она становятся весьма практичными и удобными.

Но идя в ногу со временем, люди с помощью современных методик лечения способны избавиться от подобных заболеваний, и вовсе отказаться от применения очков или линз.

Положительные и отрицательные моменты при ношении линз и очков

Корректировать проблему зрения с помощью очков и линз возможно, но при этом надо учитывать, что они имеют свои достоинства и недостатки.

Преимущества очков:

  • При использовании очков не можно занести микробы в глаза, поскольку они не соприкасаются с роговицей, поэтому не провоцируют всевозможные инфекционные заболевания.
  • Для них не надо специального ухода и использования различных растворов, что безусловно экономит деньги.
  • Приемлемая цена.
  • Меняется внешность, при удачно подобранным очкам можно к лучшему изменить свой образ.

Недостатки:

  • Оправа может давить на переносицу.
  • В случае высокой степени близорукости применяются очки с толстым стеклом, а они зрительно уменьшают глаза.
  • Разбиваются или теряются.
  • Очки запотевают. А при дожде их практически невозможно носить.
  • Боковое зрение всё равно искаженное.

Преимущества линз:

  • Не искажают изображение.
  • Их не видно на глазах и они не меняют внешность человека.
  • Не запотевают, не намокают в дождевую погоду.
  • Не разбиваются.
  • Боковое зрение не ограничивается.

Недостатки линз:

  • Если их не правильно использовать, то можно травмировать роговицу.
  • Ежедневное их надевание и снимание.
  • Теряются, рвутся.
  • Если в глаз попадает соринка, то её извлечение возможно только при снятии линзы.
  • Требуют специального ухода.

При ношении контактных линз роговица ежедневно испытывает стресс, на ее поверхности могут появляться микротравмы, сопровождающиеся болевыми симптомами, ощущением инородного тела в глазу, слезотечением и покраснением конъюнктивы. Для восстановления тканей глазной поверхности, после травм (при длительном ношении контактных линз и в ситуации случайной травматизации роговицы глаза при использовании линз), в качестве вспомогательной терапии, могут использоваться средства с декспантенолом — веществом, отличающимся регенерирующим воздействием на ткани, в частности, глазной гель Корнерегель. Он оказывает заживляющее действие за счет максимальной концентрации декспантенола 5%*, а входящий в его состав карбомер за счет вязкой текстуры пролонгирует контакт декспантенола с глазной поверхностью. Корнерегель длительно сохраняется на глазу за счет гелеобразной формы, удобен в нанесении, проникает в глубокие слои роговицы и стимулирует процесс регенерации эпителия поверхностных тканей глаза, способствует заживлению микротравм и устранению ощущения боли. Препарат наносят вечером, когда линзы уже сняты.

Здесь уже каждый сам выбирает, что ему лучше использовать.

Противопоказания для восстановления зрения

Если для ношения линз и очков противопоказаний практически нет, то в случаи лазерной коррекции следует знать, когда её не надо делать.

  • Если женщина находится в положении.
  • В период лактации.
  • Сахарный диабет.
  • Глаукома или катаракта.
  • Если глазное дно имеет необратимые изменения.
  • Воспалительные процессы организма.

Можно сказать, что можно вылечить близорукость и дальнозоркость. Лечение должно быть своевременным, поскольку запущенные формы тяжело поддаются коррекции.

Профилактика

Заранее можно предотвратить близорукость, дальнозоркость. Профилактика этих болезней немного отличается. Для близорукости:

  • Надо выполнять зрительную гимнастику.
  • Освещение при работе должно быть правильным.
  • Надо избегать чтения в транспорте.
  • Если долгое время человек находится за компьютером, то каждые полчаса надо отвлекаться и делать физические упражнения для глаз.

Для дальнозоркости:

В этой ситуации только терапевтическое вмешательство поможет. Но, чтобы в старости лет не страдать подобной проблемой, специалисты советуют больше употреблять грецких орехов, моркови, свеклы, петрушки и т. д.

Итак, теперь стало понятным близорукость и дальнозоркость, что это такое и чем эти заболевания отличаются. Если вовремя обратить внимание на близорукость, начать вовремя, то можно спасти зрение.

Если близорукость человек может получить по наследству или сам же себе её заработать, то дальнозоркость - это нормальное явление при рождении человека, и это та болезнь, которая настигает людей в старости. Стоит бережно относится к своему здоровью, а особенно к зрению.

*5% - максимальная концентрация декспантенола среди глазных форм в РФ. По данным Государственного реестра лекарственных средств, Государственных медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, а также по данным из открытых источников производителей (официальных сайтов, публикаций), апрель 2017.

Имеются противопоказания. Необходимо ознакомиться с инструкцией или проконсультироваться со специалистом.

Пресбиопия или старческая слепота, или болезнь коротких рук – это заболевание, развивающееся преимущественно у лиц старше сорока лет, представляет собой патологию рефракции глаза, возрастное ослабление аккомодации глаза.

Оно связано с изменениями в физико-химическом составе хрусталика(обезвоживание, потеря эластичности тканей, уплотнение и тому подобное). Все эти процессы в итоге нарушают процесс аккомодации.

Глаз – это сложная комплексная оптическая система, благодаря ей человек хорошо видит предметы на разном расстоянии. Процесс формирования изображения начинается с того момента, когда свет проходит через роговицу, представляющую из себя линзу с определенной оптической силой.

Затем, свет проходит в передней камере через прозрачную глазную жидкость, омывающую переднюю камеру глаза, и достигает отверстия в радужной оболочке, его диаметр зависит напрямую от количества этого самого света. Это отверстие – зрачок.

Что же это за болезнь демодекоз век, симптомы, причины и методы эффективного лечения.

О методе проверки и диагностировании зрения называемым скиаскопией, можно узнать в этой статье.

Хрусталик – это вторая по значимости линза в оптической системе глаза после роговицы. Он позволяет фокусировать изображение на сетчатку, которая воспринимает все в перевернутом виде и трансформирует электромагнитное излучение поступающей сюда видимой части спектра в специфические нервные импульсы.

После чего нервные импульсы достигают зрительного анализатора в головном мозге по зрительному нерву, там и происходит обработка изображения.

В молодом возрасте хрусталик может изменять кривизну, а также оптическую силу. Называется этот процесс аккомодация – способность глаза изменять фокусное расстояние, благодаря ему глаз одновременно хорошо видит и вдаль, и вблизи. С увеличением количества прожитых лет этот процесс нарушается. Это состояние и называется пресбиопией.

Причины заболевания

Пресбиопия – это естественное старение хрусталика. Возрастные изменения происходят постепенно. Уменьшение силы цилиарной мышцы, заставляющей хрусталик изменять свою кривизну, а вместе с ней и оптическую силу при попытке фокусирования на разном (близком, среднем и дальнем) расстоянии в молодом возрасте является основой патологического процесса.

Но не у всех людей пожилого возраста наблюдается снижение зрения. Кроме того, данное нарушение можно предотвратить и ликвидировать.

Итак, выделяют три основные теории развития пресбиопии:

  • Неправильное питание и недостаток витаминов.
  • Нарушение способности фокусировать глаз на разных расстояниях (для устранения проявлений пресбиопии рекомендуется специальная гимнастика для глаз).
  • Изменение нормальной анатомии глазного яблока при дальнозоркости или близорукости.

Признаки пресбиопии

  • Тяжело разглядеть мелкие предметы (например, невозможно вдеть нитку в иголку).
  • При чтении буквы приобретают сероватый оттенок и сливаются, при этом появляется необходимость в прямом и более ярком свете для чтения.
  • Текст виден только при отстранении книги на большое расстояние.
  • Быстрая утомляемость глаз.
  • Затуманивание зрения.

У людей с близорукостью и людей дальнозоркостью заболевание проявляется по-разному. У пациентов с врожденной дальнозоркостью с течением времени зрение снижается как вблизи, так и вдаль. А у пациентов с близорукостью (миопия) процесс старения хрусталика может протекать не заметно.

Например, при небольшой близорукости происходит компенсация этих двух процессов, и больной еще долго не будет нуждаться в использовании очков. Люди с высокой степенью близорукости имеют очки, которые носят практически постоянно, но снимают для работы вблизи.

Диагностика

Для выявления патологии существуют специальные тесты, которые можно проделать дома самостоятельно. Кроме того, существует специальный прибор для диагностики пресбиопии – фороптер. Он измеряет рефракционные способности человека. В трудных случаях используют компьютерную авторефрактометрию.

Что такое гетерохромия и представляет ли болезнь реальную опасность для человека.

Причины, симптомы и виды астигматизма, а также актуальные методы лечения заболевания можно прочесть здесь.

Лечение


Для коррекции зрения при пресбиопии используют линзы или очки. Если особых проблем со зрением у человека раньше не наблюдалось, то понадобятся только очки для чтения.

В случае если очки ранее использовались, следует еще раз проверить зрение и сменить их. Удобны бифокальные очки, стекла которых представлены двумя частями: верхней, предназначенной для зрения вдаль, а нижней для зрения вблизи.

Существуют в настоящее время и трифокальные очки, и удобные контактные линзы, которые могут создавать плавный переход от дальнего к среднему и близкому видению.

К способам хирургического лечения относят лазерный кератомилез и фоторефрактивную кератэктомию. В основе этих методов лежит использование лазера для изменения формы роговицы. Благодаря этому один глаз «настраивается» на работу вблизи, а другой может достаточно точно видеть далеко расположенные предметы.

Такое искусственно сформированное зрение называется монокулярным. Еще один хирургический способ лечения пресбиопии – имплантация искусственного хрусталика.

На сегодняшний день разработан комплекс упражнений для глаз при пресбиопии. Регулярные занятия способны приостановить снижение зрения, а иногда даже восстановить его. В основе комплекса заложен принцип релаксации. Очень важно “научить глаза” расслабляться.

Для этого нужно регулярно выполнять упражнение с наручными часами и будильником и читать попеременно то одним, то другим глазом. Йоги для лечения пресбиопии рекомендуют смотреть на солнце на восходе и на закате.

Полезно для отдыха глаз смотреть на голубое небо, облака, линию горизонта, зеленый лес.

Профилактика болезни

Если появились первые признаки пресбиопии важно соблюдать вот такие простые рекомендации:

  1. Дышать ритмично и глубоко при выполнении работы вблизи от глаз.
  2. Максимально расслаблять веки при чтении, мигать при этом часто, но неторопливо.
  3. Увлажнение глаза должно быть адекватным, можно пользоваться специальными каплями “Натуральная слеза”.
  4. Выполнять регулярно простое упражнение: попеременно рассматривать предметы то вблизи, то вдали.

Так же полезно принимать витамины и специальные препараты, благотворно влияющие на орган зрения, например, Аевит, Черника Форте с лютеином, Аскорутин и другие.

Посмотрите интересное видео по теме статьи с известной ведущей:

Какая норма и что такое рефракция глаза?

Глаз человека представляет собой сложно устроенную природную линзу. К этой линзе применимы все характеристики, которые определяют свойства иных оптических систем.

Одной из таких характеристик является рефракция, от которой зависит острота зрения и отчетливость получаемого в глазах изображения.

Другими словами, рефракция – это процесс преломления лучей света, что выражается этимологией слова (refractio – «преломление» с латыни).

Под преломлением подразумеваются способ и степень изменения направления лучей, проходящих через оптическую систему.

Знакомство

Единая система глаза состоит из четырех подсистем: две стороны хрусталика и две стороны роговицы. Каждая из них имеет свою рефракцию, в своей совокупности они формируют общий уровень преломления органа зрения.

Также рефракция зависит от длины оси глаза, эта характеристика определяет, будут ли сходиться лучи на сетчатке при данной силе преломления, или же осевое расстояние слишком велико или мало для этого.

В медицинской практике используются два подхода к измерению рефракции: физический и клинический. Первый метод оценивает систему из роговицы и хрусталика саму по себе, вне ее связи с прочими биологическими подсистемами глаза.

Здесь характеристики глаз оцениваются по аналогии со всеми прочими видами физических линз без учета специфики человеческого зрения. Измеряется физическая рефракция в диоптриях.

Диоптрия – это единица измерения оптической силы линзы. Данная величина обратна фокусному расстоянию линзы (F) – расстоянию, на котором преломляемые ей лучи сходятся в одной точке.

Это значит, что при фокусном расстоянии в один метр сила рефракции будет равна одной диоптрии, а фокусному расстоянию 0,1 метров (10 см) соответствует сила рефракции 10 дптр (1/0,1).

Средняя степень рефракции здорового человеческого глаза составляет 60 дптр (F=17 мм).

Но одной лишь этой характеристики недостаточно для полноценной диагностики остроты зрения. При оптимальной силе преломления глазной линзы человек все равно может не видеть четкого изображения. Это связано с тем, что здесь большую роль играет строение глаза.

Если оно неправильное, то лучи света не будут попадать на сетчатку даже при нормальном фокусном расстоянии. Из-за этого в офтальмологии используется комплексный параметр – клиническая (статистическая) рефракция, она выражает взаимосвязь физической рефракции с длиной оси глаза и с расположением сетчатки.

Виды

Эмметропическая

Эмметропической рефракцией называется такое преломление лучей, при котором длина оси глаза и фокусное расстояние равны, следовательно, световые лучи сходятся в точности на сетчатке, и в мозг поступает информация о четком изображении.

Точка ясного зрения (расстояние, с которого лучи могут фокусироваться на сетчатке) здесь устремлена в бесконечность, то есть человек может легко видеть далеко расположенные предметы, возможность получения изображения ограничивается лишь их размером.

Эмметропия считается неотъемлемой характеристикой здорового глаза, измерение остроты зрения по таблице Ситцева при такой рефракции даст результат 1.0.

Легко дается эмметропному глазу и рассмотрение близлежащих объектов с помощью усиления рефракции хрусталика аккомодацией, но в пожилом возрасте наблюдается ухудшение близкого зрения из-за ослабления ресничных мышц и утери хрусталиком эластичности.

Аметропическая

Противоположностью эмметропии является аметропия. Это общее наименование для всех отклонений от нормы статистической рефракции. Аметропия подразделяется на

  1. Миопию.
  2. Гиперметропию.
  3. Астигматизм.

Такие отклонения могут вызываться неправильной формой глазного яблока, нарушением физической рефракции или обеими причинами сразу.

Аметропию измеряют в диоптриях, но здесь этой величиной выражается не физическое преломление самого глаза, а степень рефракции внешней линзы, необходимая для приведения остроты зрения в нормальное состояние.

Если преломление света глазом излишнее, то необходима ослабляющая, рассеивающая линза, уменьшающая общее количество диоптрий в оптической системе, в этом случае степень аметропии выражается отрицательным числом диоптрий. При недостаточном преломлении необходима усиливающая линза, следовательно, число диоптрий будет положительным.

Миопия или близорукость – это нарушение рефракции, при котором точка ясного зрения находится на близком расстоянии и становится все ближе по мере прогрессирования патологии.

Человек без очков может видеть только близлежащие предметы, а рассмотрение более далеких объектов возможно только при очень сильном напряжении аккомодации, на поздних стадиях бесполезно и оно.

Самая распространенная причина – эта нарушение формы глаза, удлинение его центральной оси, из-за чего фокус световых лучей не доходит до сетчатки.

Для корректировки миопии нужны рассеивающие линзы, поэтому степень близорукости выражается отрицательным числом диоптрий. У заболевания выделяются три стадии: слабая (до -3 дптр), средняя (от -3 до -6 дптр), тяжелая (-6 дптр и более)

Гиперметропия

При гиперметропии (дальнозоркости) рефракция глаза слишком слаба, лучи преломляются так, что их фокусировка происходит только за сетчаткой. Это может вызываться слишком малой длиной оси глаза, недостаточной кривизной хрусталика, а также слабостью мышц аккомодации.

Последняя причина чаще всего вызывает старческую дальнозоркость и не имеет прямого отношения к рефракции, так как в этом случае преломляющая сила глаза в спокойном состоянии не нарушена.

Вопреки своему названию, дальнозоркость не предполагает дальнего расположения точки ясного взгляда, более того, она вообще является мнимой, то есть отсутствует.

Большая простота рассмотрения дальних объектов при гиперметропии связана не с оптимальным преломлением исходящих от них лучей, а с относительной простотой их аккомодации по сравнению с аккомодацией световых лучей от близлежащих объектов.

Так как при гиперметропии необходимы усиливающие линзы, тяжесть нарушения выражается в положительных значениях диоптрий. Стадии заболевания: ранняя (до +3 дптр), средняя (от +3 до +8 дптр), тяжелая (более +8 дптр).

Астигматизм

Астигматизм характеризуется разными показателями рефракции на меридианах глаза, то есть отличающейся степенью преломления в каждой из частей органа зрения. Возможны разные комбинации: близорукость на одних меридианах и эмметропия на других, разные стадии близорукости или дальнозоркости на каждой меридиане и так далее.

Проявления всех форм астигматизма характерны – четкость зрения нарушается при рассмотрении объектов любого удаления. Степень патологии определяется разностью в диоптриях максимальной и минимальной рефракции на меридианах.

Диагностика

Для диагностики рефракционных способностей важно минимизировать аккомодацию, которая может скрывать нарушения преломления на ранних стадиях. Особенно это актуально при диагностике дальнозоркости.

Самым надежным способом выключения аккомодации является циклоплегия, заключающаяся в закапывании в глаза растворов атропина или скополамина и в последующей проверке остроты зрения с помощью стандартных таблиц.

Если человек не может самостоятельно рассмотреть изображение, ему дают различные линзы до тех пор, пока не будет найдена линза, обеспечивающая ясную картину. По степени рефракции этой линзы определяется статистическая рефракция глаза.

Иногда (например, для проверки на пресбиопию) возникает необходимость провести диагностику рефракции с учетом аккомодации, такая рефракция будет называться динамической.

Субъективные методы имеют один недостаток: возможность четкого рассмотрения изображения зависит не только от рефракции, но и от ряда других факторов. Таблицы Ситцева многими людьми запомнены наизусть в силу частоты проверок по ним, и даже при плохом зрении они с легкостью назовут нижний ряд букв, так как мозг достроит их очертания из памяти.

Объективные методы минимизируют субъективный фактор и анализируют рефракцию глаз исходя лишь из их внутреннего строения. Высокой эффективностью среди подобных методов обладает измерение преломления света органами зрения с помощью рефрактометра. Это устройство посылает в глаз безопасные инфракрасные сигналы и определяет их преломление в оптической среде.

Более простым объективным методом является скиаскопия, при ней офтальмолог направляет в глаз световые лучи с помощью зеркал и отслеживает отбрасывание ими тени. По этой тени и делается вывод о статистической рефракции.

Самые точные и дорогостоящие процедуры представлены ультразвуковым обследованием и кератопографией, с помощью этих методов можно подробно обследовать рефракцию на каждом из меридианов, в точности определить длину глазной оси и обследовать поверхность сетчатки.

Лечение и профилактика

Самым базовым и необходимым из методов лечения является подбор корректирующих внешних линз.

Это необходимо во всех случаях, кроме кратковременного снижения остроты вследствие перенапряжения, здесь достаточно общепрофилактических мероприятий.

В зависимости от эстетических предпочтений можно выбрать очки или контактные линзы.

Более радикальные методы лечения представлены лазерной коррекцией. Более всего хирургическому исправлению подвержена миопия, но ранние стадии дальнозоркости и астигматизма тоже можно вылечить такой коррекцией.

Медикаментозное лечение эффективно в качестве поддерживающей терапии при применении хирургических методов.

Профилактика нарушений остроты зрения заключается в правильном обустройстве рабочего места, в обеспечении оптимального освещения, в соблюдении режима дня и работы и предотвращении переутомления. Большую пользу несет регулярная гимнастика для глаз, которая расслабляет их и придает им тонус. Важно обеспечивать организм всеми необходимыми витаминами и минералами.

Во многом на здоровье глаз сказывается их постоянное перенапряжение. Этого можно избежать, выполняя гимнастику и специальные упражнения:

Итоги

Рефракция – это преломление лучей оптической системой. Для оценки оптической системы человеческого глаза используются физический и клинический подходы к измерению рефракции. Физический подход измеряет силу преломления глаза без учета ее отношения к внутреннему устройству органа.

Клинический подход дополняет физический и оценивает соотношение силы преломления с длиной оси глаза и структурой сетчатки. Сила преломления света измеряется в диоптриях. У рефракции есть три вида: эмметропия, миопия и гиперметропия. Также выделяется астигматизм, характеризующийся разной степенью рефракции в каждой из частей глаза.

Видео

Представляем вашему вниманию следующее видео:

Помогла статья? Возможно, она поможет и вашим друзьям! Пожалуйста кликните по одной из кнопок:

Очки в дырочку для улучшения зрения – помогают или нет?

Хорошо видеть предметы на ближнем и дальнем расстоянии хочет каждый человек. Но постоянный недосып, стрессы, продолжительная работа за компьютером делают свое дело – и зрительная функция ухудшается. Как помочь делу? Кроме очков и линз, есть разные способы. В последние годы высоким спросом стали пользоваться специальные тренажеры. Очки с дырочками имеют массу названий – Федорова, тренажеры, дифракционные и перфорационные. О том, как они работают, кому нужны и действительно ли помогают, как обещает реклама – далее.

Что нужно знать о таких очках

Перфорационные очки имеют вид пластмассовых линз, заключенных в металлическую (чаще) или пластиковую (реже) оправу. При этом пластмасса для их изготовления используется только темная, а каждая линза идет с большим количеством мелких отверстий. Появились такие тренажеры для зрения в конце 20 века, и с тех пор споры на тему их реальной пользы не утихают.

Пример перфорационных очков

Тренажеры Федорова действительно работают, и своим влиянием на зрительную систему они обязаны не передовым технологиям, а обычным законам физики.

Основные показания к применению тренажера для глаз:

  • зрительное перенапряжение;
  • близорукость (ложная и истинная);
  • дальнозоркость;
  • астенопия (мышечная, аккомодационная);
  • пресбиопия;
  • светобоязнь.

Их можно носить при нормальном зрении, близорукости, дальнозоркости и астигматизме, для защиты от солнца. Диафрагмирование светового потока мелкими отверстиями увеличивает глубину резкости изображения, в результате чего четкость зрения повышается. Человек, который страдает близорукостью либо дальнозоркостью, рассматривая предмет сквозь перфорационные отверстия, получает четкое, не размытое (хоть и раздвоенное) изображение. Оптическая система глаза улавливает определенный дискомфорт и подает мозгу соответствующие импульсы. Цилиарные мышцы изменяют степень кривизны хрусталика – это нужно для того, чтобы две картинки преобразовались в одну четкую. Главный эффект от применения тренажера состоит в следующем – он не позволяет мышцам глаза атрофироваться, сохраняет эластичность хрусталика.

Очки Федорова можно использовать при нормальном зрении и близорукости, дальнозоркости, астигматизме.

Очки с дырками могут иметь отверстия разной формы – конической или цилиндрической. Однозначно сказать, какой вариант лучше, нельзя – примерьте несколько моделей, чтобы оценить их удобство для себя. Материалы оправы – пластик или металл. Есть модели женские, мужские, для детей и для взрослых. В очках Федорова вам должно быть комфортно – смотреть, читать, ходить и так далее. Если вы планируете использовать их в качестве солнцезащитных, смотрите, чтобы форма и размеры линз подходили к типу лица.

Коррекционные тренажеры для детей и взрослых работают по одному и тому же принципу – разница между ними состоит в размере оправ.

Как правильно носить такие очки

Чтобы добиться хороших результатов, использовать тренажеры нужно правильно. Весь день их носить нельзя – достаточно получаса в сутки. Если ваша работа связана с повышенными зрительными нагрузками, надевайте очки на 10 минут каждый час работы.

Постоянно носить очки с дырками нельзя.

Не смотрите в ходе тренировок в одну точку – застывший взгляд способствует перенапряжению мышц. Следите, чтобы глаза все время двигались. В целом очки помогают, если их правильно использовать. Кроме того, все зависит от степени нарушений зрения – если нарушения незначительные, эффект будет заметным, а если сильные, то тренировки используйте только в качестве вспомогательного средства.

Приведем основные рекомендации по применению очков Федорова:

  • используйте их ежедневно в течение получаса;
  • в тренажерах можно смотреть ТВ, работать за компьютером, читать, но только при условии хорошего освещения;
  • когда надеваете очки с перфорацией, не смотрите в одну точку;
  • постоянное ношение тренажера приводит к ухудшению зрения;
  • некачественные оптические приборы покупать не следует – они имеют плохие крепежи, несимметричные отверстия и прочие дефекты;
  • желательно совмещать ношение очков со специальной гимнастикой для глаз.

Желтые круги под глазами у женщин

Как пользоваться линзами на месяц, а также о их разновидностях расскажет эта статья.

Цели урока:

  • Обучающие : изучить строение, оптическую систему и основные свойства глаза; установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости.
  • Развивающие: развитие речевых навыков, теоретического мышления; умение выражать мысли вслух; развитие внимания и любознательности; повышение интереса к изучаемому предмету.
  • Воспитательные: формирование у детей толерантного осознания; воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; развитие стремления к познанию.

Оборудование и пособия: таблица «Строение глаза»; учебник биологии для 8-го класса «Человек» (на каждой парте); диапроектор; диапозитивы «глаз. Дефекты зрения и их исправление»; обучающие карточки-памятки (на каждой парте); портрет И. Кеплера; карточки-задания «Проверочный тест», индивидуальные карточки; наглядные плакаты; магнитная доска, стенгазета «Вот такие бывают глаза!»; приложение .

План урока

№ п/п Этапы Время, мин Приемы и методы
Организационный 1 I – 2 I Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие материала урока, запись темы урока.
Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний). 5 I – 7 I Фронтальный опрос. Одновременно для сильных учеников письменное индивидуальное задание, для слабых – тест.
Объяснение новой темы. 23 I Вступительное слово учителя. Беседа. Сообщения учащихся. Фронтальный ученический эксперимент. Объяснение учителя. Запись на доске и в тетрадях.
Первичная проверка изучаемого материала 2 I – 3 I Фронтальный опрос.
Закрепление изученного материала. 5 I Кратковременный тест.
Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 I Запись домашнего задания в дневник.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие материала, запись темы урока в рабочие тетради.

II. Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний)

Фронтальный опрос (для среднего звена класса):

  1. Что называют линзой?
  2. Чем отличаются выпуклые линзы от вогнутых линз? (использование наглядной таблицы).
  3. Какую точку называют главным фокусом линзы?
  4. Что называют оптической силой линзы? (запись на доске)

Одновременно для сильных учащихся – индивидуальные карточки (решение задач на определение оптической силы линзы или системы линз), для слабых учащихся – тест (на индивидуальных карточках).

  1. Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F 1 = -20 см, а другая – оптическую силу Д 2 = 5 дптр?
  2. Оптическая сила системы линз равна Д = 2,5 дптр. Чему равно фокусное расстояние собирающей линзы, если вторая линза имеет оптическую силу Д 2 = -4,5 дптр?
  3. Оптическая сила линзы 0,5 дптр. Что это за линза и чему равно фокусное расстояние этой линзы?
  4. Фокусное расстояние линзы 10 см. Чему равна оптическая сила этой линзы? Назовите, какая это линза?
  5. Оптическая сила системы линз равна Д = 4,5 дптр. Чему равна оптическая сила собирающей линзы, если первая линза имеет оптическую силу Д 1 = -1,5 дптр? Назовите первую линзу?
  1. Какой буквой обозначается главный фокус линзы?
    а) F; б) О; в) Д.
  2. В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?
    а) мм; б) кг; в) дптр; г) А.
  3. Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?
  4. Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?
    а) собирающая; б) рассеивающая.

III. Объяснение новой темы

Вступительное слово учителя:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка!

Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то, и с опаской.

Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния.

Тема нашего урока «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки» (запись на доске). Цель урока: изучить строение, оптическую систему и основные свойства глаза; установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости.

План изучения темы (записан на доске):

  1. Значение зрения в жизни.
  2. Строение органа зрения.
  3. Оптическая система глаза.
  4. Близорукость и дальнозоркость.
  5. Офтальмологические приборы (очки и контактные линзы).
  6. Гигиена зрения.
  7. Калейдоскоп фактов.
  8. Подведение итогов.

В процессе урока вам предстоит заслушать заранее подготовленные краткие сообщения ваших одноклассников.

Сообщение 1 (ученик):

Глаз – это орган, который можно сравнить с окном в окружающий мир.

Всегда ли можно доверять тому, что мы видим? Все мы видим?

Мы живем в удивительно мире света. Свет доставляет радость всем. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Символом жизни и вечной юности, всегда был и останется солнечный свет. Свет – это электромагнитная волна длиной излучения от 400 до 760 нм. Другие волны не вызывают зрительных ощущений. Наши глаза чувствительны только к определенному, сравнительно узкому интервалу длин волн. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения.

Глаз обладает свойствам адаптации – способностью менять свою чувствительность в зависимости от величины светового потока. Глаз очень чувствительный аппарат. «Наши глаза способны различать тончайшие оттенки цветов - они воспринимают голубизну морской волны и зарево заката, золото осеннего листа и палитру Левитан» - писал в книге «Бионика» И.Б. Литинецкий. (репродукция Левитана ).

Учитель: смотреть на мир и видеть его красоту большое счастье. И это счастье человеку дают глаза.

Познакомимся со строением глаза (таблица «Строение глаза», термины записаны на доске ). Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом, и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко).

Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей. За роговицей расположена радужная оболочка, которая у людей может иметь различный цвет. В радужный оболочке есть небольшое отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте. За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу – хрусталик. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело. Задняя часть склеры – глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов? (диапроектор, диапозитивы ).

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы.

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым. Первым это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был немецкий астроном И. Кеплер (Портрет учёного ). Вся эта система аналогична оптической системе собирающей линзы (таблица «оптическая система линзы» на доске).

Но почему тогда же мы видим предметы неперевернутыми? Процесс зрения непрерывно корректируется мозгом. (Учебник биологии «Человек», 8 класс, иллюстрация «Строение зрительного аппарата »). В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил:

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.

Человеческий глаз представляет собой устройство, принцип действия которого повторен в фотоаппарате.

Глаз приспособлен к работе в различных условиях: при различной удаленности предметов, как на близкое, так и на более дальнее расстояние (благодаря аккомодации) различной интенсивности освещения (благодаря адаптации). (Термины «аккомодация», «адаптация» на магнитную доску ). При рассмотрении близко расположенных предметов хрусталик становится более выпуклым, радиус кривизны его поверхности уменьшается, а, следовательно, увеличивается оптическая сила (Д = 1/ F на магнитную доску ).

Чувствительность глаза к свету может меняться в миллиарды раз, благодаря изменению диаметра зрачка.

Приспособляемость глаза может вызвать иллюзии – наблюдаемый предмет нам таким, каков он есть на самом деле. (Термин «иллюзия зрения» на магнитную доску плакаты ).

У человека два глаза. Какое преимущество дает зрение двумя глазами?

Во-первых, мы можем различить расстояние между предметами. Это позволяет видеть предмет объемным, а не плоским. Во-вторых, увеличивает поле зрения. (Учебник биологии «Человек», 8-й класс, стр. 76-77 иллюстрация ).

В процессе развития организма могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения – близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы. (Диапроектор, диапозитив «Дефекты зрения», таблица «Близорукость. Дальнозоркость »).

Причиной дальнозоркости и близорукости могут быть и врожденные изменения глазного яблока. При близорукости изображение предмета фиксируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. При дальнозоркости изображение предмета фиксируется за сетчаткой и тоже воспринимается как расплывчатое.

«По долговременном течениях наших дней
Тупеет зрение ослабленных очей.
Велика сердцу скорбь, лишиться чтенья книг:
Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
Тогда противен день, веселее досада!
Одна лишь нам Стекло в сей бедности отрада.
Оно способствуем искусная руки
Подать нам зрение умеет через очки!»
(М.В. Ломоносов)

Очки были изобретены до Ломоносова, и мы знаем, что с их помощью человек корректирует свое зрение, т.е. исправляет близорукость и дальнозоркость.

Сообщение 2 (ученик ):

«Мы век проводим за трудами дома
И только в праздник видим мир в очки».
(И.В.Гете «Фауст»)

Изображение оптических стекол в средние века открыло огромные возможности. Увеличительные стекла захватили воображение. Через них рассматривали мелкие предметы. Потребовалось немало усилий, чтобы простейшие линзы превратились в современные бинокли, микроскопы, телескопы и другие оптические приборы, наконец, просто в очки (плакаты ).

Очки – простейший медицинский прибор. Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз. Сейчас вместо очков часто используют контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются на веко непосредственно, на глазное яблоко. Контактные линзы не требуют никакой оправы, не запотевают, незаметны. Существуют до 80 типов очков различного назначения.

Учитель: Какие же линзы следует применять в очках?

При близорукости необходимо изображение предмета отодвинуть от хрусталика и переместить на сетчатку. Для этого применяют линзы вынутые – рассеивающие свет с отрицательной оптической силой.

При дальнозоркости изображение предмета за сетчаткой перемещают с помощью линз выпуклых – собирающих свет. Оптическая сила таких линз - положительная. (Таблица «Линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости »).

IV. Первичная проверка изучаемого материала:

Ответьте на следующие вопросы:
Врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна +2 дптр. Какой недостаток зрения исправляют эти очки? (дальнозоркость).

Если человек близорук, то какие очки ему необходимы: +1,5 дптр или -1,5 дптр? (-1,5 дптр)

V. Объяснение новой темы (Продолжение):

Глаз – это живой оптический прибор. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение.

Простейшие упражнения можно использовать в любых условиях, в том числе и в школе, где глаза устают больше всего.

Выполним все вместе некоторые из упражнений:

  1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
  2. Поглаживай в течение 30 секунд веки кончиками (подушечками) пальцев.
  3. Делай круговые движения глазами: налево – вверх - направо – вниз - направо – вверх - налево - вниз.
  4. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 3 раза.

А если ты носишь очки?

В этом случае важно правильно их хранить и регулярно мыть теплой водой с мылом. Ведь от очков теперь зависит твое зрение!

И главное, если у тебя нарушено зрение, необходимо строго выполнять предписание врача-окулиста. Хорошо подобранная оправа очков украшает лицо, делает его привлекательнее.

Для нормального формирования зрения и его сохранение необходимо соблюдать простые правила:

  1. читать, писать в хорошем освещенном помещении;
  2. нельзя читать в транспорте, лежа располагать тексты ближе или дальше 30-35 см от глаз;
  3. очень вредно смотреть на слишком яркий свет;
  4. чаще бывать на свежем воздухе;
  5. оберегать глаза от ударов;
  6. в пищу употребляй витамин А.

Глаз человека – это тонкий и ценный инструмент. Берегите зрение с детства!

А сейчас обратимся к калейдоскопу интересных факторов:

Сообщение 3 . (ученик ):

Во многих славянских языках есть слово «око». Когда-то оно было единственным словом для названия органа зрения. От него в разное время образовались новые слова: очки, окунь.

Сообщение 4 . (ученик ):

В XVI веке появилось слово «глаз». Как считают многие ученые, это слово потреблялось в переносном смысле и означало: «камешек».

Сообщение 5 . (ученик ):

Глаз человека различает 7 тысяч оттенков различных цветов.

А также глаза не мерзнут. Это потому, что они не имеют нервных окончаний, чувствительных к холоду. Наоборот, в кончиках пальцев, носа этих точек очень много, поэтому эти места, прежде всего и сильнее всего чувствуют холод.

Сообщение 6 . (ученик ):

Самая богатая водой ткань человеческого тела - стекловидное тело глаза – содержит 99% воды. Самая бедная – зубная эмаль – 0,2 % воды.

Сообщение 7 . (ученик ):

Еще одним дефектом зрения является цветная слепота. Глаз не способен различать красный и зеленый цвета. Этот случай впервые описал английский химик Дальтон, отсюда и произошло название – дальтонизм. Для многих профессий он несуществен, но для водителя, машиниста железной дороги, лоцмана крайне важно отличать красный цвет от зеленого.

Учитель: Спасибо за интересные сообщения. Итак, проведем краткий обзор изученного материала. Сегодня на уроке мы говорили о значении зрения в нашей жизни. Изучили строение оптической системы и свойства глаза. А так же узнали с помощью, каких линз можно исправлять близорукость и дальнозоркость.

Все это мы изучили благодаря биологии, истории, литературы, и конечно физики.

VI. Закрепление изученного материала:

Как мы освоили новый изученный материал, нам поможет узнать кратковременный проверочный тест.

  1. Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
    а) хрусталик; б) роговица
  2. На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
    а) на сетчатке; б) на роговице
  3. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
    а) адаптацией; б) аккомодацией; в) иллюзией зрения
  4. При близорукости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами
  5. При дальнозоркости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами.

(Работа выполняется на отдельных листах, которые сдаются для проверки учителю. Одновременно запись проводится на полях в рабочей тетради ученика, для того чтоб самостоятельно оценить и проанализировать свою работу).

Работа проводиться с целью самоконтроля самими учениками своих работ (Подобная форма работы ребятам знакома, так как проводится регулярно). Проверяются первичные знания учащихся по изученной теме:

  • дано пять правильных ответов – оценка «5»
  • дано четыре правильных ответа – оценка «4»
  • три правильных ответа – оценка «3»
  • два и менее правильных ответа - оценка «2»

VII. Поведение итогов урока, выставление оценок.

Каждому ученику вручаются памятки «Гимнастика для глаз» и «Как уберечь глаз от травмы»

Домашнее задание : § 37,38 (для желающих стр.148 учебника №149)

Список литературы

  1. Громов С.В.Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Громов, Н.А. Родина. – М.: Просвещение, 2002
  2. Лукашик В.Н. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2002 .
  3. Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики 7-11 классы. – Волгоград, 2002.
  4. Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Илекса, 2003
  5. Юный эрудит. – М.: №2, 2003.
  6. Физика в школе. – М.: школа – Пресс, № 6/91, № 2/97.
  7. Энциклопедический словарь нового физика / сост. В.А. Чуянов. Педагогика - Пресс, 1998.
  8. Биология в школе. – М.: Школа – Пресс, № 8/93, № 1/95.
  9. Медицинская энциклопедия / сост. М.П. Обрамян. – М.: Медицина, т.3 1983 .

Тема урока: Близорукость и дальнозоркость. Очки. 8 класс.

Цели и задачи:

    Подведение итогов темы «Оптические явления».

    Выяснить понимание учащимися темы «Глаз как сложная оптическая система».

    Познакомить учащихся с дефектами зрения «близорукость» и «дальнозоркость», причинами их возникновения и способами исправления.

оборудование: экран, проекционный аппарат, дидактический материал (карточки), электронная таблица, интерактивная программа «очки».

Ход урока.

    Орг. момент. (1 мин) Здравствуйте, ребята. Важнейшим из органов чувств человека является зрение. Через него человек получает 90% информации. Но бывает так, что зрение портится, глаза заболевают, и чтобы знать как помочь человеку, необходимо понимать природу и механизм видения.

    АОЗ. (8 мин) Проверка решения домашних задач.

а) № 1378 (сб. задач п/р Лукашика)

Дано: СИ: Решение:

F 1 =0,8 м 0,8 м. D= D 1 = =1,25 дптр.

F 2 = 250 cм 2,5 м D 2 = =0,4 дптр.

F 3 = 200мм 0,2 м D 3 = = 5дптр.

D 1 =? D 2 =? D 3 =? Ответ: 1,25 дптр; 0,4дптр, 5 дптр.

б) Найти построением оптический центр линзы, её фокусы. Определить тип линзы.

Построение: 1 Соединить S и S 1 . Точка пересечения с линзой – центр линзы.

2 Провести прямую перпендикулярную линзе –главная оптическая ось линзы. 3 Из точки S – прямую, параллельную главной оптической оси, преломить и соединить с S 1 . Преломленный луч пересечет ось в точке фокуса. 3 Так как лучи сошлись, значит линза собирающая.

Вопросы для проверки домашнего задания:

    Какова природа света? (Электромагнитная)

    Чему равна скорость света в вакууме? (300.тыс км/ч)

    Почему луч прожектора в тумане виден хорошо, а в ясную погоду хуже? (потому, на частичках воды он рассеивается)

    Можно ли с помощью льда развести огонь? (Да. Если лед прозрачен, сделать двояковыпуклую линзу и в её фокусе расположить бумагу).

Карточки для индивидуального задания.

Фронтальный опрос учащихся:

    Как устроен глаз человека? (по таблице)

    Какие части глаза образуют его оптическую систему?

    Охарактеризовать изображение, полученное на сетчатке глаза.

    Почему же человек видит изображение не перевернутым?

    У всех ли живых существ наблюдается такая приспосабливаемость мозга?

    Почему при переводе взгляда с близкого расстояния на удаленное мы продолжаем видеть его четкий образ?

    Чему равно расстояние наилучшего зрения?

    Каково преимущество зрения двумя глазами?

    Может ли видеть человек-невидимка? (нет, т.к. хрусталик и воздух будут иметь одну плотность и свет преломляться не будет).

Оценить.

3 Сообщение темы урока (18мин)

Видеофильм «Линзы» (из фильмотеки)

учитель: О чем напомнил фильм?

1 Какие виды линз мы знаем? (собирающие, рассеивающие)

2 в какие оптические приборы входят линзы? (телескоп, фотоаппарат…

Сбой в работе оптической системы глаза приводит к различным заболеваниям. Самые распространенные дефекты это близорукость и дальнозоркость.

презентация «Зрение»

    Слайд 2. По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, спереди его оберегают веки. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя и пыли. Назначение слёз – смачивать поверхность глазного яблока, чтобы она не высохла. Слёзные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз.

    Слайд 3 По строению глаз похож на фотокамеру.

Стенка его состоит из трёх оболочек:

наружной (белой непрозрачной склеры и прозрачной роговицы);

сосудистой – с радужкой;

сетчатой.

    Слайд 4 Зрачок - отверстие, которое «впускает» световые лучи внутрь глаза

Хрусталик – маленькая двояковыпуклая линза.

Сетчатка – экран глаза; именно она воспринимает световые волны и преобразует их в электрические импульсы, которые попадают в головной мозг.

    Слайд 5 Близорукость.

Если приходится слишком долго рассматривать предметы на близком расстоянии, хрусталик принимает «меры предосторожности» - удлиняется, - и дальние предметы без очков уже не разглядеть (развивается близорукость). Дефект развивается обычно в школьные годы из за продолжительного чтения и недостаточной освещенности. (В Японии 50% близоруких из за иероглифов)

    Слайд 6 Дальнозоркость

У пожилых людей хрусталик становится более плоским, тогда трудно рассмотреть близкие предметы (развивается дальнозоркость).Обычно наблюдается у младенцев и стариков.

    Слайд 7 Коррекция близорукости и дальнозоркости.

Коррекция близорукости и дальнозоркости осуществляется посредством подбора сферических линз.

    Слайд 8 Астигматизм

Астигматизм – асимметрия резкости изображения по вертикали и горизонтали.

Коррекция астигматизма осуществляется посредством подбора цилиндрических линз.

    Слайд 9 Косоглазие

Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение.

Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребёнку временно закрывают правильно действующий глаз.

    Слайд 10 Дальтонизм

Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона, впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0,5% женщин. Одни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого.

    Слайд 11 Куриная слепота

Куриная слепота – потеря зрения при слабом освещении. Этот дефект вызван нехваткой витамина А, вследствие чего в палочках не образуется белок зрительных пурпур (именно он под действием света разлагается, а в темноте восстанавливается).

Близорукость и дальнозоркость компенсируется очками, главной деталью которых являются линзы. Близорукость – рассеивающими, дальнозоркость – собирающими. Первые очки изобретены в конце XVIII века во Франции.

4 Закрепление (5 мин)

    Где получается изображение при близорукости? (перед сетчаткой)

    Причины близорукости? (избыточная оптическая сила глаза, удлинение оси глаза)

    Какие линзы компенсируют близорукость? (рассеивающие Д-)

    Где получается изображение при дальнозоркости? (за сетчаткой)

    Причины дальнозоркости? (недостаточная оптическая сила хрусталика, уменьшение длины оси глаза).

    Какие линзы компенсируют дальнозоркость? (собирающие Д+)

    Почему в учебнике не приводится фокусное расстояние глаза? (хрусталик постоянно изменяет кривизну, поэтому не имеет постоянного фокуса)

5 Применение ЗУН (10мин)

    Угол между зеркалом и падающим лучом равен 30 0 . Найти угол отражения луча.

Презентация для школьников по биологии и физике в формате powerpoint на тему "Близорукость и дальнозоркость". Содержит информацию об этих двух типах дефектов зрения. В презентации описаны симптомы и физиологические причины заболевания.

Фрагменты из презентации

Близорукость и дальнозоркость

Тут представлена картинка с тем, как выглядит операция по восстановлению зрения.

Близорукость

Близорукость (миопия) - это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удаленные от него - плохо. Близорукость весьма распространена, она встречается как у детей, так и у взрослых. По данным Всемирной организации здравоохранения, 800 миллионов людей на нашей планете страдают близорукостью.

  • Изображение: преломление лучей света в здоровом глазу.
  • Изображение: преломление лучей света при близорукости.

При близорукости лучи света собираются в фокус перед сетчаткой, и изображение получается нерезким, размытым. Это может происходить по двум причинам:

  • роговица и хрусталик слишком сильно преломляют лучи света;
  • глаз при своем росте чрезмерно удлиняется, и сетчатка удаляется от нормально расположенного фокуса. Нормальная длина глаза взрослого человека - 23–24 мм, а при близорукости она может достигать 30 мм и более.

Симптомы близорукости

Как правило, близорукость развивается уже в детском возрасте и становится достаточно заметна в школьные годы. Дети начинают хуже видеть удаленные предметы. При попытке рассмотреть удаленные предметы близорукие люди нередко прищуривают глаза.

Дальнозоркость

Дальнозоркость (гиперметропия) - это нарушение зрения, при котором человек плохо видит предметы, расположенные как вблизи, так и удаленные от него. Дальнозоркость весьма распространена, она встречается и у детей, и у взрослых.

  • Изображение: преломление лучей света в здоровом глазу
  • Изображение: преломление лучей света при дальнозоркости

Изображение будет четким, если роговица и хрусталик преломляют лучи таким образом, что фокус, то есть точка соединения лучей, находится на сетчатке. Так бывает в норме, когда люди хорошо видят вдаль. При дальнозоркости лучи собираются за сетчаткой и изображение получается нерезким, размытым.

Это может быть следствием двух причин:

  • если роговица и хрусталик преломляют лучи с недостаточной силой;
  • если глаз маленький и его длина не достигает нормального размера. Нормальная длина глаза взрослого человека составляет 23-24 мм, при дальнозоркости она меньше 23 мм.

Симптомы дальнозоркости

В молодом возрасте (в среднем - до 40 лет) люди, страдающие дальнозоркостью, могут компенсировать недостатки своего зрения напряжением аккомодационной мышцы, но со временем и при высоких степенях дальнозоркости эта мышца уже не справляется с нагрузкой, и появляется необходимость пользоваться очками или контактными линзами.

Для исправления светопреломления в дальнозорком глазу используют плюсовые стекла. Дальнозорким людям нужны, по крайней мере, две пары очков: одни - для дали, другие, с более сильными стеклами - для близи. Но, даже если несмотря на частое использование очков, дальнозоркие люди часто жалуются на быструю утомляемость при зрительной нагрузке, головные боли.

Спасибо за внимание!