Проблемный вопрос. Просчеты

Цели:

1. Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1985-1991 годах.
2. Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления».
3. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с документами, текстом учебника, анализировать, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы.

Оснащение:

Учебник по истории России XX - начало XXI века для 9 класса, авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.

Экспериментальное учебное пособие Е.Саплиной, В. Сорокина, И. Уколовой «Трудные пути к демократии»,

Политическая карта мира, атласы по истории России,

Презентация к уроку (

Раздаточный материал для учащихся.

Оформление доски:

Цитата на доске: «Суть перестройки в том, что она соединяет социализм и демократию, теоретически и практически восстанавливает ленинскую концепцию социалистического строительства…

Поэтому больше социализма, больше демократии. Мы будем идти к лучшему социализму…»

М.С.Горбачёв

Портрет М.С.Горбачёва.

Хроника событий:

1990 - М.С.Горбачёву единогласным решением Нобелевского комитета присуждена Нобелевская премия мира.

Данный материал может демонстрироваться через эверхедпроектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания с целью актуализации опорных знаний учащихся по теме «Политика гласности: достижения и издержки». Слайд №1 .

Учитель сообщает: На XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года М.С.Горбачёв в своём новаторском докладе произнёс три ключевых слова - «перестройка», «ускорение», «гласность».

Фронтальный опрос:

Дайте определение перестройки.
-Чем она была вызвана?
-Что обозначает понятие «ускорение»?
-Что такое гласность?

Соотнесите события и даты.

XIX партийная конференция, 1 съезд народных депутатов СССР, распад СССР, начало экономических реформ, разработка программы «500» дней, введение поста Президента СССР.

1989,1991,1988,1990,1990,1987.

XIX партконференция – 1988,

Выборы 1 съезда народных депутатов СССР – 1989,

Распад СССР – 1991,

Начало экономических реформ – 1987,

Разработка программы «500 дней» –1990.

Введение поста Президента СССР – 1990.

По выбору учителя можно организовать самоопрос учащихся по теме домашнего задания, что даёт возможность большему количеству учащихся принимать участие в обсуждении проблемы и выступлений товарищей.

3. Изучение нового материала. Слайд №4:

План изучения темы:

1. Новое политическое мышление.
2. Восток-Запад. Начало разоружения.
3. Разблокировка региональных конфликтов.
4. Распад социалистической системы.
5. Итоги политики «нового мышления».

Учитель сообщает тему урока, план изучения темы, напоминает о необходимости использовать специальную терминологию при рассмотрении проблемы, поясняет учебную задачу для учащихся: по ходу работы на уроке заполнить таблицу «Итоги внешней политики».

Позитивные изменения

просчёты

Работа со словарем раздаточного материала: «холодная война», биполярный мир, «третий мир», НАТО, ОВД, СЭВ, «социалистический лагерь», «бархатные» революции, диалектика нового мышления, пролетарский интернационализм.

Параллельно идёт демонстрация слайдов презентации.

Изучение нового материала начинается с перечисления признаков «холодной войны».

Учащиеся называют гонку вооружений, биполярность

(раскол) мира, создание военно-политических блоков, наличие локальных конфликтов.

Учитель сообщает: Руководителем внешнеполитического ведомства был Э.А. Шеварнадзе.

Министр иностранных дел СССР
Эдуард Амбросьевич Шеварнадзе

Родился в 1928 году в высокогорном селе Мамати Чохатаурского района. С 1957г. по 1961 – первый секретарь ЦК комсомола Грузии. С 1965 по 1972 – министр внутренних дел Грузии. В 1972г. становится первым секретарем ЦК компартии Грузии. Приобрел славу неординарного руководителя. В 1985 году Э.А. Шеварнадзе назначается на должность министра иностранных дел СССР, заменив Андрея Андреевича Громыко, продержавшегося на этой должности 28 лет. Член Политбюро ЦК КПСС в 1985-90.

(по желанию можно заранее поручить ученику подготовить краткий исторический портрет Э.А.Шеварнадзе ).

Учитель продолжает: В начале перестройки появляется новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление».

Суть этой концепции раскрывается с помощью

«Новое политическое мышление – это взгляд на мир через человека, его интересы. Я страстно желал, чтобы мы разговаривали с моими зарубежными коллегами как люди, у которых есть общие заботы».
Э.А.Шеварнадзе

Основные направления внешней политики:

  • Нормализация отношений Восток – Запад
  • Разблокирование региональных конфликтов
  • Установление тесных экономических и взаимовыгодных контактов между странами

«Новое политическое мышление»

  • Отказ от вывода о расколе мира
  • Признание мира целостным и неделимым
  • Отказ от силовых методов
  • Отказ от принципов пролетарского интернационализма

Раскрывая 2-й вопрос темы, учитель предлагает охарактеризовать отношения СССР-Запад с помощью учебного пособия «Хроника событий» с.137-138

СССР и США: начало разоружения

  • Ежегодные встречи на высшем уровне
  • Подписание договора об уничтожении ракет средней и меньшей дальности
  • Соглашение об ОСНВ-1

Почему мирные инициативы М.С.Горбачёва по-разному встретили американцы и советские люди?

Рассматривая третий вопрос темы, учащиеся вспоминают, какие локальные конфликты происходили?

Решение региональных конфликтов

1989г. – завершение вывода советского воинского контингента из Афганистана

1989г. ВизитМ.С. Горбачёва в Китай

1991г. – Мадридское соглашение по арабо-израильскому конфликту

Учащиеся знакомятся с материалом «Афганская война» с.141-142 пособия (приложение №3).

С помощью учебника (с.349) учащиеся называют события, характеризующие разблокировку региональных конфликтов, и делают вывод.

Какие страны входили в социалистический лагерь? Учащиеся показывают их на карте.

Учащиеся анализируют документы в пособии с.144-145 «Прощай, Восточная Европа!»

Распад социалистической системы

1989-1990гг. - вывод советских войск из Восточной Европы

1990г. - согласие на объединение Германии

1991г.- роспуск СЭВ и ОВД

Учащиеся обсуждают стихотворение А.Бекетова «Аж башни под рубинами…» с.146 в пособии (приложение №5).

Как вы понимаете строки поэта «и рабство тает медленно, как лёд в колымской заводи»?

Выводы по теме учащиеся делают с помощью записей, которые они вели в течение урока. Можно использовать записи таблицы «Итоги внешней политики».

Вывод учащихся:

Сложившаяся международная ситуация заставила российское руководство отказаться от старых методов взаимодействия и выработать новую концепцию.

Учитель знакомит с различными мнениями очевидцев перестройки во внешней политике.

Критики: подрывало устои обороноспособности страны

Реформисты:

Национальная безопасность обеспечивается не грудами оружия, а радикальными реформами.

Учитель интересуется мнением учащихся.

4. Рефлексия.

- Учитель проводит проверку работы со словарём. Устный опрос.

Покажите на примерах, каким образом внешняя политика СССР в период перестройки отражала особенности внутренней политики?

§52, работа на контурной карте:

  • Отметить РФ, США, Китай, Афганистан, страны Восточной Европы.
  • Отразить примеры ослабления международной напряжённости.

Пример: Указать определённым знаком государства, подписавшие Заключительный акт СБСЕ.

Тема урока: Внешняя политика СССР в период перестройки .

Общие цели: охарактеризовать направления внешнеполитического курса СССР в период перестройки.

Вспомогательные цели: назвать идеи «нового политического мышления».

Дополнительные цели: высказать точку зрения по проблеме: «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?»; проанализировать внешнеполитический курс М. С. Горбачева, выяснить причины разрушения «мирового коммунистического движения».

Основные понятия и термины: «новое политическое мышление», демилитаризация, разоружение, региональные конфликты, биполярная система международных отношений, общечеловеческие ценности, гуманитаризация международных отношений.

Важнейшие даты и события:

1985 г. - встреча лидеров СССР и США в Женеве.

1986 г. - встреча лидеров СССР и США в Рейкьявике.

1987 г. - договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего и ближнего радиуса действия.

1988 г.- встреча лидеров СССР и США на Мальте.

1989 г. - вывод советских войск из Афганистана.

1990 г. - распад социалистической системы.

1990 г.- Операция « Буря в пустыне».

Договор СНВ-1.

1991 г. - роспуск Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора.

Исторические персонажи : Рональд Рейган; Джордж Буш (старший); Маргарет Тетчер; Гельмут Коль; Саддам Хусейн.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

План

1. Важность поиска новых решений.

2. Идеология нового политического мышления.

3. Инициативы в военной области.

4. СССР и перемены в Азии.

5. Распад социалистической системы.

6. Дискуссии об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».

1. Необходимость поиска новых решений.

Вопросы:

Вспомните, какие события привели к кризису «политики разрядки»?

Какими чертами характеризовалась советская внешняя политика начала 1980-х гг.?

Учитель с целью определения поиска новых решений во внешнем курсе СССР высказывает свою точку зрения по теме «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?».

2. Концепция «нового политического мышления». Обучающиеся знакомятся со схемой «Основные направления внешней политики СССР в 1985-1991 гг.»:

Отказ от давления и диктата в отношении со странами социализма.

Нормализация отношений Восток-Запад посредством разоружения.

Разблокирование региональных конфликтов.

Установление тесных контактов со всеми странами без оказания предпочтения странам социализма.

Отсутствие прогресса улучшения международного климата подтолкнуло советское руководство к значительным переменам в сфере внешней политики.

В чем новизна, значение политики «нового политического мышления», показать причины востребованности этой политики, показать, в чем она выражалась, какие принесла результаты?

Задание обучающимся: работая с текстом учебника, начать заполнение таблицы «Новое политическое мышление во внешней политике СССР».

В 1987-1988 гг. М. С. Горбачев выдвинул идею «нового политического мышления».

Идея «нового политического мышления» лежала в русле происходящих в СССР изменений. Задание обучающимся: раскрыть принципы идеи «нового политического мышления»:

Признание единства противоречивого мира;

Признание невозможности решения политических задач с применением ядерного оружия;

Признание невозможности обеспечения безопасности страны военными средствами;

Придание военным доктринам оборонительного характера;

Признание за каждым народом права на выбор пути развития;

Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений;

Превращение разоружения в фактор общественного развития.

Вопросы:

В чем состояла необходимость для СССР появления идеи «нового политического мышления»?

Политика «нового политического мышления» была прогрессивной. Стала ли она ответом на вызовы времени?

Изучение вопросов № 3, 4, 5 целесообразно организовать самостоятельно (в группах) с последующим составлением таблицы «Результаты внешней политики СССР в 1985- 1991гг.»

Задание группе № 1.

Охарактеризовать отношения СССР и США. Заключение договоров и соглашений. Достижения и просчеты внешней политики СССР.

Задание группе № 2.

Как происходило решение региональных конфликтов? Отметить позитивные и негативные изменения внешней политики СССР.

Задание группе № 3.

Охарактеризовать отношения со странами социалистического блока. Определить успехи и неудачи советской внешней политики.

6. Споры об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».

Обучающиеся имеют представление о неоднозначной оценке внешней политики М. С. Горбачева, например:

  • «Новое мышление» привело к капитуляции перед Западом, к явному поражению в «холодной войне».
  • М. С. Горбачев начал процесс, позволивший всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе современных международных отношений.

Укажите причины неоднозначности оценок политики «нового политического мышления».

Выскажите свою точку зрения по дискуссионному вопросу «Итоги внешнеполитической деятельности СССР периода перестройки».

II. Закрепление изученного материала.

1. Советские войска были выведены из Афганистана:

а) в 1985 г.;

б) 1989 г.;

в) 1991 г.;

г) 1993 г.

2. Концепция «нового политического мышления» была выдвинута:

а) Б. Н. Ельциным;

б) Ю. В. Андроповым;

в) М. С. Горбачевым;

г) А. А. Громыко.

3. К итогам политики «нового политического мышления» относится:

а) усиление оборонной мощи СССР;

б) наращивание ядерного потенциала;

в) укрепление стабильности на международной арене;

г) усиление напряженности международных отношений.

4. Прекращение деятельности Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора стало следствием:

а) проведения референдумов в странах Восточной Европы;

б) распада социалистической системы в Восточной Европе;

в) государственного переворота в СССР;

г) принятия резолюции ООН.

5. По какому принципу образован ряд?

М. С. Горбачев, Г. Коль, август 1990 г. (Подписание договора об объединении ГДР и ФРГ)

Домашнее задание. § 50. Знать новые понятия, термины, даты и события.


Советская внешняя политика в рассматриваемый период была довольно активной. Несмотря на развернувшуюся гонку вооружений и усиление международной напряженности в 70-х годах Советский Союз выступил с рядом миротворческих инициатив. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан договор, в котором обе стороны отказывались от применения силы и подтверждали послевоенные границы. В 1972 г. наша страна и Соединенные Штаты Америки подпи­сали Договор об ограничении стратегических воору­жений (ОСВ-1)-, а в 1978 г. заключили Договор по огра­ничению ракет средней дальности. Были подписаны Договоры о сотрудничестве Советского Союза с Вели­кобританией и Японией в области строительства про­мышленных предприятий на территории СССР.

Кульминацией «разрядки напряженности» стало общеевропейское Совещание по безопасности и со­трудничеству в Европе (СБСЕ) с участием США и Ка­нады. Оно начало свою работу в 1973 г. в городе Хельсинки (Финляндия). Затем два года работало в Женеве и завершилось вновь в Хельсинки, где был подписан Заключительный акт, направленный на урегулирование отношений и обеспечения мира в Европе. Предусматривалось проведение встреч пред­ставителей государств-участников для проверки вы­полнения его положений. Советское руководство во главе с Л.И.Брежневым расценивало Хельсинкский процесс как собственную победу в деле разрядки меж­дународной напряженности. Итоги совещания интере­совали СССР только с точки зрения признания границ в Европе, сложившихся после Второй мировой войны, и своего особого положения в ней. Западные же стра­ны считали, что главным пунктом является нарушение прав человека в СССР и странах Восточной Европы. Процесс «разрядки» вскоре сменился новым витком гонки вооружений. В СССР постоянно увеличивались ассигнования на оборону, продолжалось вмешательство в дела других государств. Советские войска находились в восточно-европейских странах, во Вьетнаме, Сирии, Анголе, Мозамбике, Эфиопии.

Но главным просчетом во внешней политике СССР, стал ввод советских войск в Афганистан в декабре I 1979г. В 1978г. в результате военного переворота к власти в Афганистане пришла Народно-демократичес­кая партия, поддержанная партийно-государственны­ми лидерами СССР. Советское руководство, оказывая военно-политическую помощь Афганистану, стреми­лось включить эту слаборазвитую страну в социали­стический лагерь. В 1979г. в Афганистан были на­правлены советские войска. Мировая обществен­ность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Снизился авторитет советской страны на международной арене. Свыше полутора миллионов советских воинов десять лет участвовали в афганской войне. Афганская война стала тяжелой травмой для советских людей. Она унесла жизни 17 тысяч молодых «воинов-интернационалистов», до конца не осознав­ших, за что они воевали.

СССР оказывал материальную и военную помощь многим развивающимся странам, среди которых были Ангола, Мозамбик, Никарагуа и др. Однако эта помощь негативно влияла на советскую экономику, ухудшала социально-политический климат в нашей стране, сни­жала ее авторитет на международной арене.

В последние годы пребывания Л.И.Брежнева у власти он много болел и, по существу, не мог в полной мере справляться с обязанностями главы государства. К концу своей жизни он получил, наверное, все, о чем мечтал: был первым лицом в партии и государстве, являлся маршалом Советского Союза, четырежды Ге­роем Советского Союза и Героем Социалистического Труда.

По воспоминаниям ближайшего окружения, Брежнев, в отличие от Сталина и Хрущева не обладал яркими лич­ностными характеристиками. Он был человеком аппа­рата и, по существу, слугой аппарата. Если же иметь в виду человеческие качества, то Брежнев был непло­хим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, хлебосольным хозяином. Так было до первой половины 70-х годов, а дальше он стал разру­шаться как личность и как политик. В ноябре 1982 г. Л.И.Бреж­нев умер.

Преемником Брежнева стал Ю.В. Андропов. Являясь здравомыслящим политиком, он, посредством усиления контроля и служебной дисциплины, пытался увеличить эффективность бюрократической системы, не затрагивая при этом её структуры. В массовом сознании зародилась надежда на перемены к лучшему. После смерти Андропова в феврале 1984 г. высшие государственные посты занял престарелый и больной К.У. Черненко, чьё правление во многом напоминало брежневское. Период руководства Черненко оказался коротким – до 10 марта 1985г.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте внутриполитическое и социально-экономическое развитие страны в 1965-1985 гг.

2. Назовите причины возникновения диссидентского движения в СССР.

3. Проанализируйте основные достижения и трудности политики разрядки.

Литература:

1. Георгиева Н.Г. Русская культура: история и современность: Учебное пособие / Н.Г. Георгиева. – М.,1998.

2. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов / М.Н.Зуев. – М.,2005.

3. История России: IX-XXI вв. От Рюрика до Путина: Учебное пособие/ Отв. ред. Я.А.Перехов. –М., Ростов-на-Дону, 2005.

4. История России: В 2 т / А.Н.Сахаров, Л.Е.Морозова, М.А. Рахматуллин. – М.,2003.

5. Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.,2003.

6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И.Семенникова. – Брянск, 1995.

7. Струков А.В. Отечественная история с древнейших времен до современности: Учебное пособие / А.В. Струков. – Воронеж,2005.

8. Шаповалов В.М. Истоки и смысл российской цивилизации: Учебное пособие / В.М. Шаповалов. – М. 2003.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по дисциплине Отечественная история Лекция №1 Тема: Образование и развитие Древнерусского государства. Киевская Русь в IX-XII вв

Воронежский институт высоких технологий.. Факультет заочного обучения.. А В Струков Н В Божко..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема происхождения, расселение, хозяйственная деятельность и общественный строй восточных славян
Проблема происхождения восточных славян до сих пор является дискуссионной: существуют различные версии относительно того, где располагалась прародина славянских народов. Но основой большинства теор

Образование Древнерусского государства. «Норманнская теория»
Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Следует, вероятно, говорить не об единичных

Киевская Русь в X-XII вв
Процесс формирования Древнерусского государства растянулся примерно на полтора столетия. Первые киевские князь Олег (882-912), Игорь (912-945), Ольга (945-964), Святослав (964-972), Яропол

Культура Древней Руси. Значение принятия христианства
Обращение в христианство - одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культу

Причины и характер феодальной раздробленности
Согласно общепринятой точке зрения, с середины XI - начала XII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории - эпоху политической и феодальной раздробленности. Киевская

Особенности политического и социально-экономического развития Владимиро-Суздальского и Галицко-Валынского княжеств, Новгородской земли
Крупнейшими государственными центрами, на которые распалась Киевская Русь, не уступавшими по занимаемой тер­ритории крупным европейским государствам, стали Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская

Монгольское нашествие на Русь. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния
Феодальная раздробленность, сопровождавшаяся междукняжес­кими столкновениями, разорением городов и сел, привела к ос­лаблению Руси. Этим обстоятельством не преминули воспользовать­ся иностранные за

Предпосылки объединения русских земель
Процесс образования русского централизованного государ­ства начался во второй половине XIII в. и завершился в на­чале XVI столетия. В это время была ликвидирована поли­тическая независимость ряда в

Основные этапы объединительного процесса
1. Конец XIII- 1-я половина XIVв.: усиление Московско­го княжества и начало объединения русских земель во главе с Москвой. Основателем династии московских князей был младший сын Александра

Завершение формирования единого российского государства. Иван III и Василий II
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV- начале XVI вв. Образование Российского государства. Процесс завершения образования Российского государства хронологически со

Россия в середине XVI в
В конце XV - начале XVI в. на месте множества самосто­ятельных княжеств и земель образовалось Московское госу­дарство. Произошло резкое сокращение феодальных иммуни­тетов, бывшие великие князья пре

Реформы Ивана Грозного. Опричнина: ее сущность, цели и итоги
После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинс­кого - выходца из Литвы. В годы

Внешняя политика
Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись: на западе- борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке - борьба с Казанским и Астрахан­ским ханствами и начало освоени

Русская культура XVI века
Русская культура XVI столетия, хотя и не была чужда заимствованиям с Запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествующего периода. Она развивалась преимущественно в рамках тр

Кризис российской государственности. «Смутное время»
В исторической литературе события конца XVI-начала XVII в. принято называть Смутой. Это период глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса русского общества. Посл

Социально-экономическое и политическое развитие страны при первых Романовых
Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяй­ство. Рост объемов производства достигался за счет вовлече­ния в хозяйственный оборот новых земель: Черноземья, Сред­него Поволжья, Сибири.

Народные движения
Экономическое и политическое развитие страны сопровождалось крупными социальными движениями. XVII столетие не случайно назва­но «бунташным веком». Именно в этот период произошли две крестьянских «с

Церковный раскол
Изменения в социально-экономической и политической жизни страны в XVII в. затронули и церковь, поставив ее пе­ред необходимостью преобразований. Реформа началась с ис­правления и унификации богослу

Преобразования Петра I
Общей закономерностью мирового развития в восемнадцатом столетии является тесное переплетение характерных черт "старого" и "нового" мира, средневековья и последствий английской

Особенности развития России в эпоху дворцовых переворотов
В январе 1725 г. Петр I умирает. Ещё в 1722 г. он издал указ, по которому престол наследовал человек, названный в завещании императора. Однако назвать своего наследника он не успел. С этого момента

Внутренняя и внешняя политика Екатерины II
28 июля 1762 г. на русский престол в результате очередного дворцового переворота взошла Екатерина II, правившая 34 года. Это была высокообразо­ванная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лиц

Александр I: попытки либерализации существующего режима
В результате переворота в марте 1801 г. на российский престол взошел император Александр I (1801-1825) характерной чертой александровского царствования ста­новится борьба двух течений - либеральног

Внутренняя политика Николая I
Особенности внутренней политики Николая I (1825-1855) определялись, с одной стороны, впечатлениями от декабристского заговора, что заставляло его думать об укреплении собственной власти, о борьбе с

Идейные течения и общественно-политические движения первой половины XIX в
В общественном движении второй четверти XIX в. на­чалось размежевание трех идейных направлений: радикально­го, либерального и консервативного. Консерватизм в России опирался на теории, доказываю­щи

Внешняя политика России первой половины XIX в
Международное положение России в начале века было весьма сложным. С одной стороны, необходимы были активные действия в борьбе за укрепление позиций на Черном море, Балканах и в Закавказье, где инте

Буржуазные реформы 1860-70-х гг. и их значение
19 февраля 1855 г., после смерти Николая I, на престол всту­пил Александр II. Его правление (1855-1881 гг.) стало перио­дом радикальных преобразований российского общества, глав­ным из которых стал

Промышленный переворот и становление индустриального общества в России
Экономическое и социальное развитие России напря­мую зависело от условий реализации крестьянской рефор­мы. Со второй половины XIX в. капитализм начал утвер­ждаться как господствующая общественно-эк

Политика контрреформ Александра III
Рассматривая правительственный курс Александра III (1881-1894), следует иметь в виду, что он вошел в историю как период « контрреформ». Ближайшее окружение Александра III составляли наибо­

Особенности общественного движения в пореформенный период. Народничество
Вторая половина XIX в. в духовной сфере характеризу­ется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки кре­стьянской реформы) в общественно-п

Внешняя политика России второй половины XIX в
Во внешней политике России второй половины XIX в. можно выделить три основных направления: 1) Европейская политика России: борьба за пересмотр ито­гов Крымской войны, укрепление позиций Ро

Российская культура XIX века
Главной отличительной чертой развития российской культуры в XIX веке было то, что она, стремительно развивалась, сумела достичь мирового уровня, а по отдельным направлением даже пре

Социально-экономическое и политическое положение
Характерной особенностью начала XX в. являлся процесс утверждения монополистического капитализма. Этому способствовало развитие производительных сил общества. Достижения в области естествознания ко

Революция 1905-1907 гг.: предпосылки, основные этапы и результаты
Началом революции стали события 9 января 1905г. в Петербурге. Священник Г. А. Гапон, связанный с 1902 г. с Зубатовым и с 1904г. возглавлявший Собрание фабрич­но-заводских рабочих Санкт-Петербурга,

Реформы П.А. Столыпина
Проведение реформ связано с именем П.А. Столыпина, провозгласившего принцип: «сначала успокоение, а потом реформы». В таком духе и была выдержана правительственная программа, опубликованная 24 авгу

Участие России в Первой мировой войне
Еще в 1882 г. был заключен Тройственный союз в составе Германии, Авст­ро-Венгрии и Италии. Противостоял ему возникший перед самым началом войны союз между Англией, Фран­цией и Россией, созданный в

Февральская революция 1917 г
К началу 1917г. в России сло­жилась критическая ситуация. Экономика преодолела трудности первых месяцев войны и сравнительно непло­хо обеспечивала вооруженные силы всем необходимым. Однако под влия

Альтернативы развития России и социально-политическая практика весной-летом 1917 г
Февральская революция, свержение самодержавия поставили Россию пе­ред выбором пути дальнейшего развития. Ситуация в стране радикально изменилась, но перспективы были еще не ясны. В России предстоял

Политическая ситуация осенью 1917 г. Приход к власти большевиков
Провал «корниловщины» в конце августа 1917 г. от­крыл путь приходу к власти большевиков. Па местах началась большевизация Советов. С сентября 1917 г. руководство Советами переходило к ним и их со­р

Гражданская война в России: причины, ход, результаты
Провозглашение Советской власти в результате Октябрьской революции усилило открытое противостояние в обществе. Уже в следующем году накал политических страстей в России разжег без­жалостны

Переход к новой экономической политике. Преобразования на основе НЭПа
20 - 30-е гг. XX века занимают свое вполне определенное место в миро­вой и отечественной истории. Именно в это время складывается новая геополи­тическая и экономическая ситуация в Европе, происходи

Внутрипартийная борьба в годы НЭПа
С переходом к НЭПу происходит определенная либерализация политиче­ского режима. Были значительно сокращены (в 10 раз) вооруженные силы, ос­лабла система принуждения, происходило "оживление&quo

Образование СССР
Характеристика общественно-политического развития страны в 20-е годы была бы неполной без анализа проблем национально-государственного строи­тельства и отношений страны с внешним ми

Социально-экономическое развитие: курс на индустриализацию и коллективизацию
Индустриализация - создание крупного машинного про­изводства, прежде всего тяжелой промышленности (энерге­тики, металлургии, машиностроения, нефтехимии и других базовых отраслей); п

Формирование тоталитарной системы и установление режима личной власти В.И.Сталина
Современные исследователи по-разному оценивают харак­тер изменений, произошедших в политической системе со­ветского государства 30-е годы. Большинство называ­ют это время победой ко

Внешняя политика советского государства в 1920-30-е годы
Окончание первой мировой войны (под­писание Версальского мирного договора в 1919 г.), граждан­ской войны и иностранной интервенции на территории Рос­сии создали новые условия в межд

Культура в 1920-30-е годы
Политика Советского государства в области культуры в 20-30-е гг. была ориентирована на превращение системы воспитания, общественных наук, литературы, искусства в инструменты “воспит

Начало войны. Причины неудач Красной Армии
Какова же была политика Советского Союза после на­чала второй мировой войны? В 1939-1940 гг. Сталин был озабочен прежде всего присоединением к СССР территорий Восточной Евр

Коренной перелом в ходей войны
В июле 1942 г. германские войска под командованием фельдмаршала Ф. Паулюса начали наступление на Сталинград (ныне - Волгоград), бывшим ключевым пунктом в Поволжье. 23 августа фашист

Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войны. Итоги и цена победы
В 1944 г. наступательные операции Красной Армии продолжились. Их особенностью было то, что наступление велось на протяжении всего фронта, от Одессы на юге до Печенги на севере (так

Восстановление и развитие народного хозяйства
За годы Великой Отече­ственной войны Советский Союз понес не только величайшие людские потери но и огромный материальный урон, который составил астрономическую сумму около 3 триллио

Внутриполитическая жизнь страны. 1945-1953 гг
Переход к мирному строительству потребовал реформации органов госуправления. В сентябре 1945 г. упраздняется Государственный коми­тет обороны (ГКО), функции которого передаются Сове

Социально-экономические и политические преобразования Н.С.Хрущева
В марте 1953 г. умер И.В. Сталин. Сразу же после его смерти состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были распределены должности в управлении государством и партией. Ключевые позиции в

Внешняя политика СССР. 1945-1964
Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и ее союзников приобрела новые центры влияния, мир становился все более биполярным. В расстановке сил главная роль принадлежала теперь

Реформа 1965 г. и социально-экономическое развитие страны
После смещения Н.С.Хрущева на октябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК КПСС Первым секретарем Цен­трального Комитета партии был избран Л.И.Брежнев. Сначала многие из партийного окр

Особенности политического и духовного развития
В 1977 г. была принята новая советская Конститу­ция. В основу ее была положена концепция развитого социализма. К середине 70-х годов стало ясно, что по­строение коммунизма, намеченное Программой па

Поиски путей «совершенствования социализма»: изменения в экономической, социальной, политической сферах
После смерти Черненко в Политбюро ЦК КПСС началась борьба за пост руководителя страны. В этой борьбе победил М.С. Горбачев, имевший за своими плечами многолетний опыт партийной рабо

Политика «нового мышления» в международных отношениях
Идеологической основой, на которой строились международные отношения СССР в период перестройки стало так называемое новое политическое мышление. Новая политика, объявленная советски

Обострение национальных проблем. Распад СССР
Одной из проблем, ставшей причиной краха пере­стройки и распада СССР, стало обострение межнаци­ональных отношений, которое объяснялось многочис­ленными проблемами в национальных отн

Социально-экономические преобразования
В 1992 году были продолжены экономические мероприятия по переходу командно-административных принципов управления к рыночной системе регулирования. Стержнем экономической реформы стала программа «шо

Радикальная политическая модернизация
Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результ

Главные направления внешнеполитической деятельности современной России
После распада СССР произошло изменение положения России на международной арене. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации предусматривала следующие задачи: - сохран

Изменения в мировой политике пос­ле окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демок­ратизация поставили Россию в по­ложение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитичес­кой деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отноше­ний.

В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.

Первый вариантвыбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направлен­ной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода аль­тернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.).

Второй путьпредполагает обретение Россией статуса региональ­ной державы. В одном случае ее влияние может основываться по пре­имуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локаль­ном политическом пространстве. При другом варианте завоевание по­литического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отка­зом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознатель­ным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

Третий путьпредполагает, что Россия может занимать сугубо праг­матическую внешнеполитическую позицию, основанную на прин­ципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и госу­дарств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут форми­роваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимос­ти от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на реше­ние экономических и других внутренних проблем.

В реальной политической деятельности государства переплетают­ся элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внеш­неполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

При разработке внешнеполитической стратегии важно сохранить органическое единство принципов формирования внешней и внут­ренней политики государства. То есть, государство должно предусматривать наличие единыхстандартов, регулирующих отноше­ния со всеми этими группами стран. Поэтому, борясь с авторитарны­ми тенденциями Запада, Россия не должна сама допускать такого рода действия по отношению к соседним странам, осуждая проявле­ния национализма и фашизма в сфере международных отношений, столь же решительно бороться с ними внутри страны, требуя откры­тости от своих конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и на международной арене.

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:

Создание новой системы взаимоотношений с бывшими соци­алистическими странами;

Вхождение в европейское и ми­ровое сообщество;

Разработка новых принципов межгосударственных отноше­ний с бывшими республиками СССР;

Разработка новой военно-поли­тической доктрины в изменив­шемся геополитическом про­странстве;

Активизация отношений с Кита­ем, странами Юго-Восточной Азии;

Равноправное развитие отношений с США;

Противодействие установлению «однополюсного» мира под эги­дой США;

Участие в миротворческих акциях пре­кращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.

Новое политическое мышление. Министр иностранных дел СССР Э. А Шеварнадзе В июле 1985 г.пост министра иностранных дел занял Э. Шеварнадзе. Вскоре были определены основные черты нового курса - нормализация отношений с западом, прекращение противостояния с США и их союзниками. Эта политика была названа «Новым мышлением» . Эти идеи не были новыми. Их ранее выдвигали видные ученые, философы и политические деятели И. Кант, М.Ганди, А.Эйнштейн, Б.Рассел и др. Заслуга Горбачева состояла в том, что он первым из властных политиков положил эти принципы в основу реальной внешней политики. Основные направления внешней политики Советско-американская встреча на высшем уровне Москва 1988г. 1. В 1987 г.был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. 2 . В 1989 г. Горбачев заявил, что «доктрина Брежнева» мертва. 3. В 1991 г.был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Основные направления внешней политики Сокращение численности ВС СССР и расходов на оборону. 1989-90 гг. Летом 1991г. Дж.Буш выдвинул Горбачеву «6 условий» ,на которых Запад продолжит сотрудничество с СССР - демократия, рынок, федерация, изменение политики на Ближнем Востоке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Основные направления внешней политики Революция в Бухаресте. Перемены в Восточной Европе начались в 1987 г. Под давлением Горбачева здесь начался процесс смены политического руководства, демократизация общества. С 1989 г.начался процесс вывода из региона советских войск. В результате «бархатных революций» пали тоталитарные режимы в ПНР,ЧССР, ВНР, БНР, Албании. В 1989 г.был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. Берлинская стена Падение Берлинской станы Основные направления внешней политики

  • Весной 1991 г. Организация Варшавского договора была распущена и это усилило критику Горбачева внутри страны.
Основные направления внешней политики Вывод войск из Афганистана Самой острой региональной проблемой для СССР была продолжавшаяся война в Афганистане. В 1988 г. Было заключено соглашение о прекращении американской помощи моджахедам и выводе из страны советских войск.15 февраля 1989 г.последние советские части покинули Афганистан. Наши потери составили 14,5 тыс. человек убитыми, 54 тыс. - ранеными. Встреча М.Горбачева С Чжао Цзыяном. При содействии СССР выли выведены вьетнамские войска из Кампучии и кубинские из Анголы. В 1989 г.состоялся визит М.Горбачева в Китай, в его ходе было объявлено о нормализации отношений. В 1986-89 г.СССР сократил объемы безвозмездной помощи союзным режимам, одобрил военные действия Запада во время кризиса в Персидском заливе. В этот период были восстановлены дипломатические отношения с ЮАР, Ю.Кореей, Тайванем, Израилем. Основные направления внешней политики Встреча Горбачева с руководителями «Большой семерки». Политика «Нового мышления» имела противоречивые результаты. С одной стороны ослабла угроза мировой ракетно-ядерной войны, начался процесс сокращения и уничтожения ядерного оружия. «Холодная война» сходила на нет. Оздоровилась обстановка в ряде регионов, где прежде соперничали СССР и США.В ряде стран прошли демократические преобразования. Утилизация самолетов. В то же время результатом разрушения Биполярного мира, стало утверждение главенствующей роли США на международной арене. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН. Вся система ялтинско - потсдамских отношений оказалась под угрозой, а это таит в себе возможность нового передела мира на «сферы влияния».