Тест b2 английский язык. Русский язык: повседневное общение (уровни А1 - С2)

Если Вы учите русский язык и хотите:

  • проверить собственные знания и мотивировать себя для дальнейшего изучения русского языка;
  • развить у себя навыки самоконтроля и самооценки;
  • устроиться на работу, на которой Вам потребуется знание русского языка,
то Вы можете сдать наш экзамен и получить бессрочный сертификат Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

Мы принимаем сертификационные экзамены по русскому языку как иностранному повседневного общения с 1995 года. За 17 лет экзамены по русскому языку повседневного общения (все уровни) сдали около 20 000 человек более, чем из 45 стран мира.

Система уровней владения РКИ разрабатывалась под эгидой Совета Европы и в соответствии с рекомендациями «Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of reference. Council for Cultural co-operation, Educational committee, Strasbourg, 1996», а также с учетом рекомендаций ALTE.

Экзамены по содержанию, сопоставимому с принятыми в Совете Европы уровнями владения иностранными языками, и по форме (тестовая) соответствуют аналогичным экзаменам по иностранным языкам в Европейском образовательном пространстве.

Экзамены проводят специалисты Института, что гарантирует Вам максимально объективную и беспристрастную оценку Вашего уровня владения русским языком.

Система сертификационных уровней
владения русским языком

Уровни владения иностранным языком по шкале Совета Европы Сертификационные уровни по русскому языку повседневного общения Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина
С2 - Mastery Уровень носителя языка
С1 - Effective operational proficiency Уровень компетентного владения
В2 - Vantage Постпороговый уровень
В1 - Threshold Пороговый уровень
А2 - Waystage Предпороговый (базовый) уровень
А1 - Breakthrough Элементарный уровень

A1 Уровень Элементарного Общения (Breakthrough Level)

Кандидат может устанавливать и поддерживать социальные контакты в стандартных ситуациях повседневной жизни; владеет минимумом языковых средств. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 60-80 часов.

A2 Предпороговый (базовый) Уровень (Waystage Level)

Кандидат может решать практические задачи в стандартных ситуациях повседневной жизни, устанавливать и поддерживать межличностные контакты; владеет типовыми языковыми средствами. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 160-200 часов.

В1 Пороговый Уровень (Threshold Level)

Кандидат может решать практические задачи в типичных ситуациях повседневной жизни(в том числе в профессиональной и учебной сферах), поддерживать социально-деловое взаимодействие. Кандидат владеет основами русской языковой системы. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 400-480 часов.

B2 Постпороговый Уровень (Vantage Level)

Кандидат может решать задачи социально-делового и межличностного взаимодействия, свободно понимать информацию из СМИ; пользоваться различными стилями языка. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 560-680 часов.

С1 Уровень Компетентного Владения (Effective operational proficiency Level)

Кандидат может свободно решать задачи в типичных ситуациях в социально-бытовой, социокультурной и профессиональной сферах общения, пользуясь средствами русского языка разных стилей речи и распознавая скрытые компоненты значений. Кандидат может говорить без подготовки в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений, и активно участвовать в полемическом общении. Гибко и эффективно использовать язык в учебе и профессиональной деятельности.

С2 Уровень Носителя Языка (Mastery Level)

Кандидат может легко понимать все услышанное и прочитанное, говорить на сложные темы спонтанно с высоким темпом и высокой степенью точности, подчеркивая оттенки значений, а также письменно составлять связные тексты, опираясь на несколько устных и письменных источников, включая в свое изложение обоснования и пояснения к теме. Может вести преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность в сфере русского языка.

Экзамен на каждый уровень состоит из пяти частей (Тест 1. Чтение. Тест 2. Письмо. Тест 3. Лексика. Грамматика. Тест 4. Аудирование. Тест 5. Устная речь)

Продолжительность экзамена зависит от уровня (от 3-х до 6 часов). Экзамены всех уровней проводятся в один день.

Проходной балл – 65 и более по каждой части теста. Если Вы не набрали необходимое число баллов, то вы получите справку об участии в тестировании с указанием оценки по каждой части теста. В случае если Вы не набираете необходимых баллов только по одной части, Вам предоставляется возможность пройти повторное тестирование только по данной части сертификационного экзамена в течение года (но не раньше, чем через месяц после первой попытки). По другим частям экзамена засчитываются баллы, полученные во время первого тестирования.

Формат экзамена по русскому языку повседневного общения

УРОВЕНЬ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ОБЩЕНИЯ (A1)

Тест Цель Тип задания
Тест 1. Чтение
35 мин. Полное понимание содержания (биографический текст, историческая справка, диалог, записка) - выбор соответствия предложенных вариантов ответа к 2 текстам (по 5 фраз к каждому);
- множественный выбор одного из трёх вариантов;
- выбор одного из трёх вариантов реакции на 10 реплик диалога
Тест 2. Письмо
20 мин. - Написать факс
- Заполнить бланк или поздравительную открытку
- Ответ на факс
- Заполнение бланка или поздравительной открытки
Тест 3. Лексика. Грамматика
20 мин. - Род, число (имя, глагол) - Словосочетание
- Падежные формы (И.п., Р.п., В.п, Д.п., П.п.)
выбор одного правильного варианта ответа из трех (30 заданий)
Тест 4. Аудирование
20 мин. Полное понимание - выбор соответствия предложенных вариантов ответа к 4 диалогам на бытовую тематику (5 фраз к каждому);
Тест 5. Устный экзамен
10 мин. - Реагирование
- Инициирование
- Ответить партнеру в заданной ситуации;
- Начать диалог в соответствии с заданной ситуацией

ПРЕДПОРОГОВЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ (A2)

Тест Цель Тип задания
Тест 1. Чтение
35 мин. - Полное понимание (диалог, реклама, объявления, анонс, справка, прогноз погоды, записка)
- Понимание основного содержания (проблемный текст из газеты)
- выбор одного из варианта ответа из трёх (5 текстов, 19-20 заданий)
Тест 2. Письмо
30 мин. - Написать письмо - Ответ на полученное письмо
Тест 3. Лексика. Грамматика
30 мин. - Предложно-падежные формы
- Структура предложения (субъектно-предикативная)
- Модальность
выбор одного варианта из трёх (30 заданий)(20 заданий)
(10 заданий)
Тест 4. Аудирование
20 мин. - Полное понимание
- Понимание основной информации (анонсы фильмов, новости культуры, спорта)
- выбор одного варианта из трёх (6 текстов, 18 заданий)
Тест 5. Устный экзамен
10 мин. - Решение задачи в стандартных ситуациях - 3 ситуации

ПОРОГОВЫЙ УРОВЕНЬ (B1)

Тест Цель Тип задания
Тест 1. Чтение
45 мин. - понимание основного содержания (справочники, путеводители, проспекты курсов, объявления об услугах, информационные статьи)
- понимание выборочной информации (реклама, объявления, анонс, справка, прогноз погоды)
выбор одного варианта из четырёх (6 текстов, 20 заданий)
Тест 2. Письмо
45 мин. - заполнить бланк
- написать письмо
- заполнение бланка
- свободно конструируемый ответ по заданной программе и ситуации
Тест 3. Лексика. Грамматика
60 мин. - устное высказывание
- письменный текст (лексика)
- письменный текст (грамматические формы и средства связи)
выбор одного варианта из четырёх (85 заданий)(55 заданий)
(30 заданий)
Тест 4. Аудирование
45 мин. - понимание выборочной информации (анонсы радио и телепередач, телефонная информация, реклама, прогноз погоды)
- понимание основного содержания (объявления, политические и др. новости по радио и телевидению)
- полное понимание (инструкции, информация ГАИ и др. гос. служб)
-выбор одного правильного варианта из четырёх (5-6 ситуаций, 19 заданий);
*темп звучания 120/130 слов в мин.; одноразовое звучание; радионовости двухразовое звучание
Тест 5. Устный экзамен
15 мин. - решение задачи- тематическая беседа Кандидаты беседуют друг с другом по заданным ситуациям и программе, по очереди выступая в роли инициатора. Если количество кандидатов нечетное, один из кандидатов беседует с экзаменатором

ПОСТПОРОГОВЫЙ УРОВЕНЬ (B2)

Тест Цель Тип задания
Тест 1. Чтение
60 мин.
  • понимание выборочной информации текстов рекламно-информационного характера (объявление, афиша, аннотация, и т.п.)
  • понимание основного содержания текстов типа инструкция, информационная статья, репортаж, сюжетный рассказ - полное понимание текстов типа аналитическая статья, отзыв, интервью, рассказ-размышление и т.д.
  • 5 заданий на установление асимметричного соответствия на основе 8 текстов;
  • выбор одного варианта из четырех на основе 1 текста; (10 заданий)
  • альтернативный выбор на основе 1 текста (5 заданий)
Тест 2. Письмо
60 мин.
  • Частное деловое письмо клишированной формы (приглашение, корпоративные объявления, заявления, подписи на книгах, альбомах и т.п.)
  • Частное бытовое письмо
  • Отзыв о каком-либо художественном произведении (фильм, книга, выставка, музеи, картины, сайты в Интернете)
  • свободно конструируемый ответ
    • по ситуации и заданной программе
    • ответ на письмо
Тест 3. Лексика. Грамматика
60 мин.
  • Структура предложения
  • Предложно-падежные формы в тексте
  • Видо-временные формы глагола в тексте
  • Средства текстовой связи
  • Атрибутивные формы глагола в тексте
  • 70 (60) заданий на выбор одного варианта из четырех
  • 10 заданий на выбор одного варианта из четырех
  • 10 заданий на альтернативный выбор
  • 10 заданий на установление асимметричного соответствия (12 к 10)
  • 10 заданий на выбор одного варианта из трех
Тест 4. Аудирование
40 мин.
  • Понимание выборочной информации (диалог на бытовую тематику)
  • Понимание основного содержания (радионовости)
  • Полное понимание текстов типа радиобеседы, радиоинтервью и т.п.
  • 5 заданий на альтернативный выбор
  • 10 заданий на выбор 1 варианта из 4 к 10 сообщениям
  • 5 заданий на установление асимметричного соответствия (8 к 5) при 2-кратном прослушивании
Тест 5. Устный экзамен
20 мин.
  • Обсуждение проблемы (2 ситуации)
  • Достижение неформальной договоренности (2 ситуации)
  • Парная беседа по ситуации и программе с использованием визуально-вербальных опор
  • Деловое взаимодействие (диалог) по ситуации и предложенной программе

УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЛАДЕНИЯ (C1)

Тест Цель Тип задания
Тест 1. Чтение
90 мин. 1.1. Полное понимание художественных текстов;
1.2. Понимание основного содержания текстов типа проблемной статьи;
1.3. Понимание выборочной информации текстов полемического характера.
1.1. Художественный текст (задания 1 – 10 на множественный выбор): необходимо понять характер, чувства и взаимоотношения героев рассказа;
1.2. Проблемная статья (задания 11 – 14 на выбор 1 варианта из 4 на основе 1 текста);
1.3. 6 заданий на поиск соответствия.
Тест 2. Письмо
90 мин. 2.1. Инструкция клишированной формы;
2.2. Частное бытовое письмо с элементами рассуждения;
2.3. Тезисы к выступлению на актуальную тему.
2.1. Свободно конструируемый ответ по ситуации, заданным словам. Требуется соблюдение жанра инструкции и умение расположить информацию логически;
2.2. Свободно конструируемый по ситуации и фрагменту письма. Требуется умение использовать элементы рассуждения;
2.3. Свободно конструируемый ответ по ситуации, ключевым проблемам. Требуется умение кратко и логично изложить основное содержание по актуальной проблеме.
Тест 3. Лексика. Грамматика
90 мин. 3.1. Знание лексики (употребление однокоренных слов разных словообразовательных моделей, омофонов, близких по значению слов и т.п.);
3.2. Употребление видов глагола в императиве, управление глаголов, формы существительного, местоимения, прилагательного, числительного;
3.3. глаголы с приставками, видо-временные формы глагола в тексте;
3.4. структура сложного предложения, средства текстовой связи.
часть I (задания 1 – 2):
  • 20 пунктов на выбор одного варианта из четырёх;
  • 15 пунктов на альтернативный выбор;
часть II (задания 3 – 4):
  • 5 пунктов на альтернативный выбор;
  • 10 пунктов на составление словосочетаний с заданными глаголами и словами;
часть III (задания 5 – 6):
  • 25 пунктов на альтернативный выбор нужного глагола из заданного списка однокоренных глаголов с разными приставками и вписывание его в текст в нужной грамматической форме;
часть IV (задания 7 – 9):
  • 5 пунктов на множественный выбор нужного средства связи из предложенных;
  • 10 пунктов на альтернативный выбор нужного средства связи в тексте;
  • 10 пунктов на свободно-конструируемый ответ по заданному началу предложения, средству связи и данному глаголу.
Тест 4. Аудирование
50 мин. 4.1. Понимание выборочной информации (телеинтервью);
4.2. Понимание основного содержания новостей культуры и науки (2 аутентичных телетекста);
4.3. Полное понимание звучащих художественных текстов (фильмы, спектакли т.п.)
4.1. Написать недостающую часть фразы так, чтобы её смысл соответствовал прослушанному тексту. (начало 8 фраз со зрительной опорой);
4.2. 8 заданий на множественный выбор из 4 вариантов ответа после прослушивания двух текстов;
4.3. 9 заданий на множественный выбор 1 варианта из 4; в заданиях проверяется понимание отношения героев друг к другу, их мнения, эмоции, оценки.
Тест 5. Устный экзамен
30 мин. На подготовку 10 минут на задания 1 и 2, и 10 минут на задание 3. 5.1. Взаимодействие и / или воздействие на собеседника при общении на бытовые темы;
5.2. Посредничество; достижение точного понимания в процессе разъяснения;
5.3. Участие в дискуссии.
5.1. Диалог по ситуации с другим кандидатом. (2 ситуации);
5.2. Объяснение значения словосочетаний или фразеологизмов в отрывке из текста газетной статьи публицистического характера или художественного текста по ситуации и выделенным в тексте словам (2 ситуации);
5.3. Полемическая дискуссия, в которой участвует ещё один кандидат и экзаменатор по ситуации (указывается тема/ проблема, описывается позиция говорящего, которую кандидат выбирает сам) по программе с использованием вербальных опор в виде тезисов.

УРОВЕНЬ НОСИТЕЛЯ ЯЗЫКА (С2)

Тест Цель Тип задания
Тест 1. Чтение
120 мин. 1.1.-1.2. Понять и восстановить текст по контексту и / или по предлагаемым опорам.
1.3. Полное понимание проблемной статьи и обобщение и выделение ключевых идей на основе текстового материала в письменной форме;
1.4. Понимание основного содержания проблемной статьи и составление опорных тезисов на основе предложенного текстового материала
1.1.-1.2. Написать недостающие по смыслу слова в нужной грамматической форме (11 пунктов), а также вписать недостающее слово в нужной грамматической форме, образовав его от предложенного однокоренного слова (10 пунктов);
1.3. Время предъявления текстового материала – 30 минут. Написание резюме (summary) – 20 минут;
1.4. Время предъявления текстового материала – 20 минут. Написание тезисов – 20 минут
Тест 2. Письмо
120 мин. 2.1. Обзорная статья;
2.2. Запись в он-лайн дневнике;
2.3. Ответ на письмо.
2.1. На основе просмотра видеофрагмента (2 раза) и прочтения двух текстов (время предъявления – 20 минут) создается обзорная статья объёмом 350-400 слов;
2.2. На основе текста (время предъявления – 10 минут). Объём – 250-300 слов;
2.3. На основе прочитанного письма в Интернете. Объём – 250-300 слов.
Тест 5. Устный экзамен
50 минут
На подготовку к заданию 1. – 15 минут, к заданию 2 – 10 минут, задание 3 выполняется без подготовки
3.1. Полное понимание видеофрагмента, посредничество, достижение точного понимания в процессе разъяснения;
3.2. Полное понимание и анализ текстового материала;
3.3. Участие в беседе.
3.1. а) определение основной темы фрагмента, точки зрения говорящего, его аргументации;
б) пересказ своими словами содержания фрагмента;

Классические уровни изучения английского beginner–advanced постепенно замещаются буквами CEFR A1–C2. Буквенное обозначение относится ко многим европейским языкам, включая итальянский и испанский. Так Совет Европы пытается создать языковой стандарт - чему учить(ся) (syllabus design), как учить(ся) (methodology) и как оценивать (assessment). Я намеренно убрала “-ся” в слове «оценивать» - самостоятельно определить прогресс не всегда легко. Ещё не совсем корректно, когда коллега, родственник или просто знакомый начинает устраивать проверку на уровень. Слишком много включено в это понятие. Как говорится, кесарю кесарево. Конечно, уровни - не панацея от всех бед, но они помогают сориентироваться в огромном количестве материала.

Соотношение уровней

На самом деле в общем направлении существует три больших уровня изучения английского - elementary, intermediate, advanced. Им соответствуют три вида так называемых пользователей языка CEFR: Basic User (A1–A2), Independent (B1–B2) User, Proficient User (C1–C2). Приблизительное соотношение классических уровней и букв CEFR можно увидеть в табличке.

A1 A2 B1 B2 C1 C2
beg false beg elem pre-inter inter upper-inter adv

‘How to Teach English’, second edition by Jeremy Harmer

Каждый уровень - минимум 120 часов качественной аудиторной и/или самостоятельной работы. Если сократить время, будут определенные языковые потери. Пройти уровень значит пополнить словарный запас и выучить языковые структуры , а потом применять их в четырех видах умений - говорении, аудировании, чтении и письме . В этом состоит суть коммуникативного подхода.

Конечно, словарный запас, разумный минимум грамматики, говорение и аудирование стоят в приоритете у многих взрослых. Вполне достойная цель, если не нужно сдавать экзамены. Они, как правило, проверяют все аспекты. Поэтому можно сразу сказать, что при таких целях понятие об уровне CEFR искажается. Вообще, лучше говорить не об уровне в общем, а об уровне по каждому аспекту. Он может быть разный у одного и того же человека. Мне нравится описывать каждый аспект - более объективно получается. Самый распространённый уровень среди взрослых - Independent user (B1-B2).

Подростки чаще всего обучаются всем аспектам , потому что им нужно участвовать в олимпиадах и сдавать экзамены KET, PET, PTE, Cambridge First, ГИА или ЕГЭ. Все они заточены под стандарт. Оптимальный уровень для подростков - upper-intermediate (B2).

Полноценный уровень advanced (С1–С2) в английском едва рассчитан на подростковый возраст. Там слишком много сложной грамматики и абстрактных слов. Он не каждому взрослому по плечу. Разрыв между B2 и C1/С2 в английском большой из-за огромного словарного запаса. Гремучая смесь из англо–саксонских, латинских, греческих и французских слов.

Для детей (до 12–13 лет) шкала CEFR заканчивается на уровне A2/ elementary–pre–intermediate. Изучают они все аспекты. Слушают, читают, пишут и говорят. Это детишки, которые изучают английский в общеобразовательной или языковой школе. Дети с англоязычными гувернёрами и дети–билингвы отличаются. Они «приобретают» язык в других условиях.

Описание уровней

Каждый уровень - практическая грамматика и лексика. Именно они проверяются в тестах для определения уровня в пассиве. Грамматики, конечно, больше, потому что её легче и быстрее тестировать, чем словарный запас.

Для CEFR специалисты расписали количество слов, которые входят в уровни изучения английского. В табличке есть информация по общей части. Словарный запас для сдачи экзаменов и делового английского сюда не входит. На каждом уровне студент в идеале должен знать в пассиве указанное количество, то есть читать и понимать на слух. Включаются и дериваты (word families): use/ useful/ useless и т. п. Активный словарный запас (говорить и писать) - 50-60% от пассивного.

Basic User (A1-A2)

Independent User (B1-B2)

Proficient User (C1-C2)

800 – 2000

2000 – 5000

5000 – 8000

По данным ‘Искусство изучать языки’ Эрика Гуннемарка, ‘How to Teach Vocabulary’ by Scott Thornbury and ‘Working with Words’ by Ruth Gairns and Stuart Redman

Такие данные дают общий ориентир. Я ещё решила расписать основную лексику и грамматику популярных курсов - English File, Face2Face, Speakout, Insight. C2 (Proficiency) не включается в уровни изучения английского общего направления. Такие знания уже смешиваются с академическим и деловым языком.

В книгах есть Vocabulary Banks - слова, которые, по идее, нужно знать в активе. Сами слова можно заменить, увеличить или уменьшить их количество, а темы останутся. Они часть общего английского и даются в книгах по лексике. Все темы по грамматике - пассив для чтения и понимания на слух. 50–60% материала должно идти в актив для говорения и письма.

A1/ beginner–elementary

Грамматика Словарный запас
present and past simple
present continuous
adverbs of frequency – often, usually, always
imperatives
can/can’t
like/love/hate + V+ -ing
plan/want to V
personal and object pronouns possessive adjectives
singular and plural nouns
there is/ are/was/were
comparatives and superlatives
prepositions of time – in, on, at
countable / uncountable nouns
be going to
adverbs and adjectives

numbers and colours
days of the week and months
continents,countries and nationalities
common objects, adjectives and verb phrases
people and family
food and drink
hotels
telling the time
jobs
the weather
go/get/ have phrases
the house and furniture
places and buildings


A2 / elementary-pre-intermediate

Грамматика Словарный запас
Практика грамматики из предыдущего уровня

Новое
present perfect
past continuous
relative clauses
something, anything, nothing
will/ won’t
verbs + infinitives or gerunds
must/ have to / mustn’t/ don’t have to/ could/ might
first and second conditional
present and past simple passives
used to/ didn’t use to
phrasal verbs
so/neither do/did/have/ am I
past perfect
questions without do/did

Практика слов из предыдущего уровня

Новое
clothes and shopping
holidays
verbs with prepositions
make/ do/ have /get phrases
describing towns and cities
verbs and gerunds and infinitives
phrasal verbs
-ed/-ing adjectives
appearance and personality


B1-B2 / intermediate-upper-intermediate

Грамматика Словарный запас
Практика грамматики из предыдущих уровней

Новое
present perfect continuous
all the passive forms
more about relative clauses
question tags
adjectives as nouns, adjective order
the positions of adverbs
zero, first, second, third conditionals
wish + would
gerunds and infinitives
used to, be used to, get used to
the modals verbs
the passives
clauses of contrast and purpose

Практика слов из предыдущих уровней

Новое
food and cooking
personality and relationships
money
transport
verbs and adjectives with prepositions
cinema
education
houses
work
health
clothes and fashion
air travel
the weather
feelings
the body
crime and punishment
the media
business

Уровни английского языка — это, собственно, та система, которая позволяет оценить, насколько хорошо человек владеет языком, то есть сам результат обучения. Существует несколько классификаций, их можно систематизировать сообразно:

Русская простая версия насчитывает всего три уровня знания. Это:

  • начальный
  • средний
  • высокий

Однако подобная классификация скорее любительская, и она мало подходит для профессионалов, ищущих работу. Работодатель, рассматривая всевозможные резюме, стремится выявить не только теоретические знания, но и практическую степень обучения. Поэтому соискатель обычно указывает следующие уровни:

  1. С использованием словаря
  2. Владение навыками разговорной речи
  3. Средний (Intermediate)
  4. Свободное владение (Fluent)
  • Basic knowledge of Business English — базовое знание делового английского

Международная версия сложнее, в ней большее количество ступеней, за счет дополнительного подразделения средней и высшей степеней владения английским. Для удобства каждая категория обозначена буквой с цифровым индексом.

шкала уровня знаний английского Итак, ниже — таблица Common European Framework of Reference CEFR (Общеевропейская шкала компетенций)

Уровень знания языка Компетенции
A 1 Beginner Начальный Знание простых азов языка:
  • алфавит
  • ключевые правила и фразы
  • начальный базовый словарь
A 2 Elementary Элементарный
  1. Словарный запас и знания элементарной грамматики, достаточные для построения простых фраз, предложений.
  2. Способность писать письма и разговаривать по телефону
B 1 Lower Intermediate Нижний средний
  1. Умение читать и переводить несложные тексты
  2. Четкая и понятная речь
  3. Знание основных правил грамматики
B 2 Upper Intermediate Выше среднего
  1. Понимание текста «на лету» и способность различать его стиль
  2. Большой словарный запас
  3. Умение дискутировать с различными людьми с наименьшим количеством лексических ошибок
  4. Грамотное написание официальных и неофициальных писем и обзоров на различные темы
C 1 Advanced 1 Отличный
  1. «Беглая», практически безошибочная речь с правильными интонациями и использованием любого разговорного стиля
  2. Умение писать тексты с выражением эмоций, а также сложные повествовательные тексты (исследования, очерки, статьи, эссе и т. д.)
C 2 Advanced 2
(Upper Advanced)
В совершенстве Все то же самое, но прибавляется:
  1. Ваша полная уверенность и знание абсолютно всех неизведанных «пятен» английской грамматики
  2. Вы способны разговаривать, читать и писать как носитель языка

При помощи этой таблицы можно определить, по какой категории вам проходить обучение. Например, для того чтобы устроиться в какой-нибудь Call Centre, вам достаточно достичь уровня A 2 — элементарного. А вот для обучения вами кого-то английскому языку А 2 явно недостаточен: для права преподавания минимальной категорией является B 2 (выше среднего).

Профессиональная классификационная языковая шкала

Однако чаще, при составлении резюме по международным стандартам, используется следующая профессиональная классификация, в которой в качестве начальной служит элементарная ступенька, а «околосредних» фактически три. В иных шкалах используется 7-уровневое деление (в этом случае начальная ступень идет без категории).

В следующей таблице подробней рассмотрим именно Intermediate (средний)

Уровень знания языка Соответ-
ствие
CEFR
Компетенции
(Beginner)
Elementary
(Начальный)
Элементарный
---
A 1
Те же, что и в Beginner CEFR
Те же, что и в Elementary CEFR
Pre-intermediate Ниже среднего (предсредний) A 2 Те же, что и в Lower Intermediate CEFR
Intermediate Средний B 1
  1. Способность целостного восприятия текста на слух и выявление контекста из нестандартного текста
  2. Умение различать язык носителя и не носителя, официальную и неофициальную речь
  3. Ведение свободных диалогов, в которых:
    • четкое, ясное произношение
    • выражаются эмоции
    • высказывается свое мнение и узнается чужое
  4. Способность писать достаточно грамотно, а именно:
    • уметь заполнять различные документы (анкеты, резюме и т. д.)
    • писать открытки, письма, комментарии
    • свободно выражать свою мысль и отношение
Upper-Intermediate Выше среднего B 2 Те же, что и в Upper Intermediate CEFR
Advanced Отличный C 1 Те же, что в Advanced 1 CEFR
Proficiency Владение на практике C 2 Те же, что в Advanced 2 CEFR, с той разницей, что совершенствование знаний ведется не при помощи учебников, а на практике, в основном среди носителей языка.

Как видите, понятие «уровень» довольно субъективно: для кого-то достаточно начального либо элементарного для обучения по любительской шкале, профессионалам же и Advanced может показаться недостаточен.
Уровень Proficiency считается высшим, он наиболее ценен и дает возможность высококвалифицированному специалисту получить хорошо оплачиваемую работу заграницей, а студенту — получить образование в престижном университете или колледже.
В наших же родных «пенатах» средний (Intermediate) вполне достаточный, для того чтобы:

  • понимать язык и общаться
  • смотреть фильмы и читать тексты на английском
  • вести официальную и неформальную переписку

Тестируем свой уровень знаний английского

Как определить, на какой ступени знаний вы находитесь? Существует множество тестов, вот — из них

Тестируем свой уровень английского Как забраться немного повыше по этой лестнице? Только путем обучения!

Это — тема без границ. Посетите наши рубрики и и выберите свою любимую методику.

Уровни знания английского по Европейской шкале

Не секрет, что американский и британский варианты английского языка несколько отличаются, и международная классификация в большей степени ориентируется на американский вариант, поскольку большинство иностранцев изучают именно данный, более легкий, вариант. Однако для европейцев американский английский чужд. Поэтому была создана Европейская шкала уровней знания английского языка.



Европейская шкала уровней знания английского языка
  1. А1 Уровень выживания (Breakthrough). Соответствует Международной Шкале Уровней Beginner, Elementary. На этом уровне вы понимаете медленную четкую английскую речь и можете говорить, используя знакомые выражения и очень простые фразы для повседневного общения: в отеле, кафе, магазине, на улице. Вы умеете читать и переводить несложные тексты, писать простые письма и поздравления, заполнять формуляры.
  2. А2 Предпороговый уровень (Waystage). Соответствует международному уровню Pre-Intermediate. На этом уровне вы можете о своей семье, своей профессии, о личных увлечениях и предпочтениях в кухне, музыке, спорте. Ваши знания позволяют понимать объявления в аэропорту, тексты рекламы, магазине, надписи на продуктах, открытках, Вы умеете вести деловую переписку, а также можете свободно читать и пересказывать не сложные тексты.
  3. В1 Пороговый уровень (Threshold). В международной шкале соответствует уровню Intermediate. Вы уже можете понимать, о чем идет речь в радиопередачах и телепрограммах. Знаете, как выразить собственное мнение, умеете обосновывать свои взгляды, вести деловую переписку средней сложности, пересказывать содержание прочитанного или увиденного, читать адаптированную литературу на английском языке.
  4. В2 Пороговый продвинутый уровень (Vantage). По международной шкале — Upper-Intermediate. Вы свободно владеете разговорным языком в любой ситуации, можете без подготовки общаться с носителем языка. Умеете ясно и подробно высказаться по широкому кругу вопросов, доносить свою точку зрения, приводя весомые аргументы за и против. Вы можете читать неадаптированную литературу на английском, а также пересказывать содержание сложных текстов.
  5. С1 Уровень профессионального владения (Effective Operational Proficiency). Соответствует международному уровню Advanced. Теперь вы понимаете различные сложные тексты и можете выявить в них подтекст, умеете без подготовки, бегло выражать свои мысли. Ваша речь богата языковыми средствами и точностью их употребления в разнообразных ситуациях повседневного или профессионального общения. Вы можете высказываться четко, логично и подробно по сложной тематике.
  6. С2 Уровень владения в совершенстве (Mastery). По международной шкале — Proficiency. На этом уровне вы свободно воспринимаете любую устную или письменную речь, можете обобщить информацию, полученную из разных источников и представить ее в виде связного и четко аргументированного сообщения. Вы умеете бегло излагать свои мысли по сложным вопросам, передавая тончайшие оттенки значений.

Стремитесь к совершенству!

В Европейском Союзе существует специальная система, направленная на определение уровней владения иностранным языком. Называется она «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком» или Common European Framework of Reference (сокращенно CEFR). С 2001 года Совет Европы решил использовать систему CEFR для того, чтобы оценивать языковую компетенцию в любом языке, который изучается как иностранный, в том числе и английский.

История CEFR

Все языки очень разные и требуют разного подхода как к изучению, так и к оценке изученного. Именно поэтому в Швейцарии в 1991 году прошел научный симпозиум, на котором приняли решение создать универсальную шкалу, в соответствии с которой будет оцениваться уровень знания любого языка. В 2003 году запустили пилотную версию шкалы CEFR, а в 2007 готовую систему CEFR официально представили на научной конференции в Кембридже.

Уровни CEFR

Система CEFR делит умения и знания изучающих иностранный язык на три больших блока, каждый из которых делится на два поменьше. Большие блоки названы в соответствии с тремя первыми буквами латинского алфавита A, B и C.

A (A level)- Элементарное владения языком

B (B level)- Самодостаточное владение

C (C level)- Профессиональное владение

Каждый этот блок включает в себя два уровня владения иностранным языком:

A (Basic User) A1 Starter
A2 Elementary
B (Independent User) B1 Intermediate
B2 Upper-Intermediate
C (Proficient User) C1 Exrert
C2 Mastery


Компетенции владения английским на каждом уровне

Каждому из уровней владения английским языком соответствует определенный уровень компетенций в области освоения грамматики, аудирования, говорения и уровня словарного запаса. Чтобы разобраться в том, какие компетенции соответствуют какому уровню, мы подготовили таблицу:

Уровень (Level) Описание уровня
А1 Умение правильно употреблять в речи знакомые выражения и фразы, которые могут помочь в достижении какой-то задачи. Умение представиться и представить окружающих, задавать вопросы о месте жительства, знакомых и имуществе, а также отвечать на них. Уровень A1 дает возможность принимать участие в простом разговоре с собеседником, который говорит медленно и отчетливо, всегда готов повторить или выразиться иначе.

Умение писать простую информацию о себе, короткие открытки и письма. Знание простых грамматических конструкций и элементарной лексики.

А2 Умение понимать часто встречающиеся выражения и отдельные предложения, которые связаны с базовыми сферами жизни (ты сам, члены семьи, покупки, работа и другие), а также рассказывать о них в простых предложениях. Возможность обменяться информацией на бытовые и знакомые темы.

Умение писать короткие записки и сообщения с использованием уже знакомой лексики. Словарный запас: 1500-2000 слов.

B1 Этот уровень предполагает понимание основных идей четких сообщений на разные темы, которые могут возникнуть на учебе, работе или на досуге. Умение общаться в простых ситуациях, возникающих при посещении страны изучаемого языка. Умение составить логичное сообщение на интересующие или известные темы, описывать события, впечатления, надежды и стремления, изложить собственное мнение и планы.

Способность без труда писать личные письма и небольшие связные тексты с наличием сюжета. Словарный запас: 2000-3000 слов.

B2 Все то же, что и для Upper-Intermediate. Умение понимать общее содержание сложных текстов, как на конкретные, так и на абстрактные темы (включая узкоспециальные). Способность разговаривать быстро и спонтанно, без затруднений общаться с носителями языка. Умение делать подробные и четкие сообщения на разные темы, способность изложить собственный взгляд на проблему.

Умение писать детальные тексты, статьи и сочинения на разные темы. Знание стилей письма (официальный и неофициальный). Словарный запас: 3000-4000 слов. Опять же близко к классическому Upper-Intermediate.

C1 Понимание сложных и объемных текстов на различные темы, умение распознавать скрытые значения. Способность разговаривать быстро и спонтанно, без затруднений в выборе выражений и слов. Умение эффективно использовать язык для общения в профессиональной и научной деятельности. Умение создать детальное, четко выстроенное сообщение на сложную тему.

Умение вести бизнес-переписку, писать сочинения и статьи на любую тему. Словарный запас: 3000-4000 слов.

C2 Способность понимать практически любое письменное или устное сообщение. Умение составить четкий структурированный текст с опорой на несколько письменных и устных источников, говорить быстро и спонтанно.

Умение свободно и в любом стиле (официальный и неофициальный) излагать свои мысли письменно.Знание сложных грамматических структур. Словарный запас: 4000-6000 слов.


Соответствие CEFR и «названий»

Все эти А1 и С2, так похожие на обозначения позиций на шахматной доске, можно соотнести с более привычными для нас обозначениями, которые сделают понимание системы доступнее и понятнее. Для удобства соотнесения мы сделали небольшую таблицу:

Видео о CEFR:

В этой части статьи на примере английского языка будут рассмотрены характеристики уровня Independed user, который включает в себя:

B1 – уровень Intermediate («Пороговый уровень»);

B2 – уровень Upper Intermediate («Продвинутый пороговый уровень»).

Подразумевается, что на этих уровнях люди в состоянии бегло говорить и поддерживать беседу, разбираясь в основной грамматике. Но у каждого из этих уровней есть ключевые моменты, которые и отличают один от другого.


Уровень B1 - Intermediate

Этот уровень языка очень часто называют «средним» уровнем.

Студенты, которые уже овладели этим уровнем, могут достаточно свободно разговаривать на языке, при этом практически без затруднения понимать на слух то, что говорит собеседник в повседневной жизни, т.е. понимать речь в обычном темпе и обсуждать большое количество тем на бытовые и даже профессиональные темы. Произношение на этом уровне чёткое, и окружающим не составит труда понять вашу речь. При этом вы не упрощаете её, используете в речи сложные грамматические конструкции.

Как правило, словарный запас на этом уровне составляет от 2000 до 3000 фраз и слов. И конечно, для Вас не составит труда написать небольшое официальное письмо, заполнить необходимые бумаги или же дать письменное описание каких-то событий.

Программа

На уровне Intermediate основной упор делается на то, чтобы студенты как можно больше говорили. Именно поэтому считается, что на этом этапе вы становитесь «говорящим» студентом.

Для повышения качества речи на уровне Intermediate изучается много новых слов, которые касаются не только общеразговорной лексики. Например, активно используются слова, которые наиболее часто употребляются в деловой сфере.

Также одним из главных аспектов, которому уделяется немало внимания, является письмо. Поэтому с появлением «деловой» лексики, вы узнаете, как строить предложения официального стиля.


Необходимые навыки

Грамматика: Углубление в уже изученные области грамматики и расширение знаний грамматических конструкций

Фонетика: Улучшение навыков произношения. Знание исключений правил чтения, интонаций и ударений

Лексика: Знание основных способов образования слов (суффиксы, корни, приставки)

Разговор: Умение поддержать разговор в ряде часто встречающихся ситуаций

Аудирование: Владение навыком улавливать общий смысл при просмотре телевизионных передач, фильмов и т.п.

Чтение: Умение извлекать информацию из оригинальных текстов

Письмо: Способность изложения повседневных событий в письменном виде

Практическое применение

Окончание уровня Intermediate предоставляет большие возможности при трудоустройстве. Считается, что именно с этого уровня нужно начинать готовиться к экзаменам IELTS и TOEFL. И уже сдавать IELTS на 3.5-4.5, PTE Level 2, ÖSD ZD, PET.


Уровень B2 – Upper Intermediate

В отличие от Intermediate, который принято считать «средним» уровнем, Upper Intermediate – уровень, на котором подтягивают все, что упустили.

Потому что такой высокий уровень подразумевает знание всех основных грамматических конструкций.

На данном этапе словарный запас составляет от 3000 до 4000 фраз и слов. И вы, безусловно, можете разговаривать на любые темы. При этом вы говорите длинными и связанными между собой предложениями, не теряясь при вопросах собеседника.

Программа

Так же, как и на предыдущем уровне, особое внимание уделяется на то, чтобы студент говорил. Появляется возможность научиться поддерживать беседу сразу с несколькими собеседниками, при этом не переходя на обрывистые фразы.

Речь становится богата антонимами и синонимами, появляются слова из разных сфер жизни.

Понимание речи на слух улучшается, и вы можете вести беседы как с носителями языка, так и с иностранцами, говорящими с акцентом. Темп речи значительно ускоряется.




Необходимые навыки

Грамматика : Знание полного курса грамматики

Фонетика : Правильное произношение слов

Лексика : Владение навыком различать оттенки смыслов, синонимы, омонимы и антонимы, а также знание всех существующих способов словообразования.

Разговор : Умение поддержать разговор в большинстве встречающихся ситуаций.

Аудирование : Восприятие на слух и понимание разговорного языка в контексте

Чтение : Понимание книг на иностранном языке, а также различных типов письменных сообщений

Письмо : Способность выражения идей и мнений, правильное написание частных и деловых писем

Практическое применение

По окончании уровня Upper Intermediate можно сдавать такие экзамены как IELTS на 5.0-6.0, PTE Level 3, ÖSD МD, FCE, TOEFL 800 points, TestDaF Stufe 3 (4).

При наличии сертификата, подтверждающего ваш уровень знания языка B2, помимо дополнительных возможностей при трудоустройстве, вы можете жить и учиться за границей.

Чтобы усвоить блок Independed user, следует приложить серьёзное количество усилий, которые в будущем не пропадут даром.

И не останавливайтесь на достигнутом, С1 и C2 не за горами!



Проваторова Валерия