Отношение человека к своим естественным потребностям. Основные потребности людей

Классификация потребностей по Симонову П. В.

1. Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжение рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.

2. Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятом в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.

3. Идеальные потребности , наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.

Витальные и социальные потребности, кроме того, делятся на две подгруппы, которые условно можно назвать потребностями «для себя» и «для других». Идеальные потребности такого разделения не имеют, поскольку потребность познания удовлетворяется истиной, а она одна.

7. Системная психофизиология

Системная психофизиология - область психофизиологии, рассматривающая системные процессы в ЦНС как основу поведения и психики. В более узком понимании системная психофизиология рассматривается как развитие теории функциональной системы П. К. Анохина применительно к изучению физиологических основ психики.

Задачей системной психофизиологии является изучение закономерностей формирования и реализации систем, составляющих индивидуальный опыт, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности. Структура индивидуального опыта описывается как набор функциональных систем (элементов структуры индивидуального опыта, сформированных в процессе индивидуального развития) и межсистемных отношений, складывающихся при формировании и актуализации систем. В качестве единицы структуры индивидуального опыта («состояние субъекта поведения » по В.Б. Швыркову) рассматривается набор систем разного «возраста » (т.е. сформированных на разных этапах индивидуального развития), одновременная актуализация которых обеспечивает достижение результата поведенческого акта.

8. Методы психофизиологических исследований

Психофизиология - наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Психофизиология как часть нейронауки изучает мозговые механизмы психики, включая высшие психические функции и сознание, ориентируясь на системное изучение процессов, одновременно протекающих на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно-генетическом уровнях. Успехи, достигнутые нейронаукой, особенно в области изучения нейронных механизмов психических функций, открывают новые пути для понимания сущности психических явлений, процессов психической регуляции и психокоррекции.

За последние годы созданы принципиально новые неинвазивные методы исследования функций мозга, открывающие широкие перспективы для развития прикладной психофизиологии. Среди них:

    Многоканальная электроэнцефалография (ЭЭГ) - регистрация радиально ориентированных источников тока, позволяющая строить динамические карты распределения плотности тока на поверхности скальпа, отражающие локализацию активности нейронов. Метод расчета эквивалентных диполей дает возможность определять локализации активности нейронов в глубине мозга в фоне и при работе со стимулами.

    Многоканальная магнитная энцефалография (МЭГ ) - бесконтактная регистрация магнитных полей на поверхности скальпа, отражающих протекание тангенциальных токов в нервных клетках коры головного мозга человека, позволяющая расчитывать интенсивность и локализацию источников тока, формируя в динамике карты активности нейронов.

    Транскраниальная магнитная стимуляция мозга , позволяющая непосредственно определять реактивность нейронов.

    Многоканальный спектральный анализ МЭГ и ЭЭГ в фоне и при информационной нагрузке, дающий возможность строить динамические карты распределения частотных составляющих, отражающих разные уровни активации мозга.

    Структурная магнитно-резонансная томография – получение изображений анатомических особенностей мозга человека, на которые накладываются данные о локализации очагов активности, получаемые на основе МЭГ и ЭЭГ.

    Функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая в сочетании со структурной томографией мозга получать карты деоксигинации гемоглобина, отражающие локальную активацию нервных клеток во время психической деятельности.

    Магнитно-резонансная спектроскопия, позволяющая в сочетании со структурной томографией получать динамические карты распределения биологически активных веществ в мозге человека.

    Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ ) в сочетании со структурной томографией позволяет строить карты распределения локального кровотока, отражающего уровень активности нервных клеток и их вовлеченность в психические процессы и функции.

    Многоканальная электромиография, позволяющая строить карты вовлечения в реакции мышечных единиц различных участков лица и тела для контроля за эмоциональными состояниями.

    Многоканальная компьютерная полиграфия дыхательной и сердечно-сосудистой систем в сочетании с ЭЭГ-регистрацией , обеспечивающая контроль за уровнем функционального состояния.

Естественные многочисленны. Как и социальные. Человеку свойственно в чём-то нуждаться. И когда он ощущает острую необходимость в чем-либо, он старается её удовлетворить. Впрочем, обо всём по порядку.

Понятие

Перед тем как перечислять естественные нужно определить, что вообще они собой представляют. Для этого можно обратиться к работам психолога Ильина Евгения Павловича. Учёный уверял: важно разделять потребности организма и личности. У них разные предпосылки. Потребности организма могут быть неосознаваемыми. Мы дышим и не придаём этому значения - нам нужен кислород, и это нормально. А вот потребности личности всегда осознаваемы. Человек хочет получить в вузе, чтобы почувствовать себя самодостаточным - и для этого он намеренно хорошо учится.

Также надо помнить, что каждая естественная биологическая потребность человека связана с нуждой. И подразумевается не дефицит чего-то. А именно нужда. Или желанность - в случае с социальными или интеллектуальными потребностями.

Общая информация

Итак, рассказывая про естественные потребности человека, необходимо отметить вниманием биологические. Или, как ещё говорят, физиологические. Они обуславливаются необходимостью в поддержании нормальной жизнедеятельности. К ним относится здоровый сон, отдых, потребление еды и воды. Это нужно для нормального обмена веществ. Такие естественные называются ещё витальными. Это от латинского слова vitalis - животворящий.

Физиолого-психологические нужды тоже важны. Человек нуждается в ощущении безопасности, а также в уверенности, что будет сохранён его гомеостаз. Это - способность личности и её организма преодолевать сопротивление внешней среды.

Биологической естественной потребностью человека является потребность в энергетических затратах. Тут всё предельно просто. Мы едим для того, чтобы восполнять свои ресурсы. Сравнить можно с принципом работы автомобиля. Когда его топливный бак полон - машина едет. Так же и с человеком. Чтобы чувствовать себя нормально, ему нужно двигаться. Базовый происходит постоянно, даже если человек лежит перед телевизором. Но нормальной повседневной активностью являются регулярные перемещения (поход на работу, в магазин, прогулки и т. д.).

Самореализация

Естественной потребностью человека является потребность в ощущении себя самодостаточной личностью. Всем нам важно «найти себя». Человек, реализовывая свой потенциал, способности и проявляя знания, чувствует себя полезным. Когда личность занимается тем, что ей нравится и приносит определённый результат, наступает гармония. Человек перестает чувствовать себя бесполезным и безнадежным пустым местом. Вслед за этим удовлетворяется потребность в признании, похвале. Человеку свойственен и нужда быть в центре внимания хоть иногда. Всем ведь знакома такая ситуация: на работе похвалили перед коллективом за определенное достижение, выписали премию. Обычно говорят в таких случаях: "Мелочь, а приятно!" В этот момент удовлетворяется социальная потребность достижений и самодовольства. Так что приподнятое настроение и улыбка на лице - вполне понятное явление.

Зависимость

Бывает и такое, что естественные органические потребности человека перерастают в то, без чего он не может представить своего существования. Взять, к примеру, еду. Потребность в еде является биологической. Мы употребляем пищу, чтобы поддерживать обмен веществ, баланс витаминов и энергетический ресурс. Но есть люди, которые едят постоянно. Нет ничего плохого в том, чтобы употреблять вкусную пищу, деликатесы, получать от неё удовольствие. Но ведь некоторые просто «заедают» всё происходящее в их жизни. Особенно если это что-то плохое. Депрессия, например. Это - деструктивная зависимость. Человек, начиная есть при каждом своём переживании, не проживает его. А избегает. Это влечёт за собой проблемы в виде болезней почек, сердца, печени или ожирения.

Причем объектом деструктивной зависимости нередко становится любая потребность в её крайнем проявлении. Нам нужен сон, но есть люди, которые спят по 12 часов в сутки. Мы нуждаемся в общении, но некоторые испытывают явную созависимость от других людей (или от одного человека). Работа необходима для самореализации и обеспечения материальной состоятельности, но ведь есть трудоголики. А ведь в основе всего лежат естественные потребности человека. Примеры, приведенные выше, отражают далеко не всё, что имеет место. Деструктивная зависимость намного более глобальна. А всё потому, что у многих нет чувства меры, которое так необходимо человеку.

Материальная составляющая

Это тоже относится к естественным потребностям человека. Нужду в достойных условиях своего существования испытывает каждый из нас. Всем нам известны люди, кричащие: «Деньги - это не главное!» Они неправы. Возможно, деньги - не самая главная ценность для кого-то. Но уж точно одна из основных.

Деньги - единственный способ удовлетворения своих базовых потребностей. Единственное, что человек получает бесплатно (из необходимого для жизни), - это кислород. Всё остальное нужно покупать. Еду, жильё, воду, мебель, одежду, лекарства. Так что, как можно видеть, работа - это способ удовлетворить не только желание реализоваться как личность. Потому так важно получать профессию, которая по душе. Чтобы потом, во время работы, получалось удовлетворить себя как личность и заработать деньги для обеспечения себе достойного существования.

Отличия в потребностях

Сейчас на дворе царит XXI век. Когда потребности человека всесторонне развиваются и расширяются. Кто бы ни говорил, что все люди одинаковые, это не так. Мы разные. В плане не базовых, а расширенных потребностей. Простой пример: людям среднего достатка вполне хватает простого добротного седана в гараже. Богатые же люди стремятся купить последнюю новинку именитого концерна за сотни тысяч долларов. Одни едят икру раз в неделю, а другие - через день. Это - современное общество. В котором каждый живёт так, как позволяет ему достаток.

Но, по сути, всё упирается в способы удовлетворения нужд. Один гречневую кашу с котлетой, другой - стейк из мраморной говядины. Но итог-то будет один - оба окажутся сытыми. И потребность в восполнении энергетических ресурсов как того, так и другого будет удовлетворена.

Спрос и предложение

Эту всем известную фразу очень легко примерить на обсуждаемую тему. Сегодня уровень производственной деятельности определяет, насколько хорошо она удовлетворяет запросы тех или иных людей. Если в государстве не произведено должное количество того или иного блага, то в должной мере потребности граждан не удовлетворены. Исходя из уровня достатка общества, определяется и то, сколько всего нужно завезти или изготовить. А понять роль и место нужд населения получается за счет взаимодействия потребностей и производства. И никак иначе.

Переход производства на более высокий, лучший уровень повлиял на потребности. Если люди, жившие в первобытные времена, довольствовались едва поджаренным на открытом огне куском сырого мяса, то сейчас нам нужна плита, духовка или гриль, чтобы сделать годную для потребления в пищу еду. И поскольку к хорошему быстро привыкают, возвышение потребностей нередко обгоняет производство. Что и говорить, если даже работники швейных фабрик пытаются как можно быстрее узнать, какие тенденции и новинки разработаны в домах моды.

Человек в обществе

Социальные потребности также относятся к естественным. Но они, в отличие от биологических, существуют как нечто само собой разумеющееся. И не побуждают к немедленному их удовлетворению. Сколько дней человек может прожить без воды? Точный ответ зависит от условий, но в целом - не более 10 дней. Сколько может прожить человек без общения? Некоторые годами пребывают в одиночестве.

Но как бы то ни было, человек - существо социальное, и общение ему необходимо. Да и вообще, контактировать с другими надо. Человек, находя себе родственную душу, друга, единомышленника, перестаёт чувствовать себя одиноким. Ему есть с кем разделить эмоции, радость, грусть, получить поддержку. Находя «вторую половинку», он чувствует себя нужным и любимым. И самое главное - исчезает ощущение того, что мир пустой.

Духовность

Как уже говорилось ранее, движение - естественная потребность организма человека. Но важно отметить ещё один нюанс. А именно - движение вперёд, к целям и мечтам, как самодостаточной личности. Духовных потребностей очень много. И довольно сложно их определить, так как они у всех нас разные. А зависят от личного мировосприятия. Но самая главная духовная потребность человека заключается в осознании своего существования. Каждый хоть раз задавался вопросом - а в чём смысл жизни? Так вот, если человек нашел для себя ответ, значит, он удовлетворил самую главную духовную потребность.

Как прийти к гармонии?

Но бывает, что вопрос очень долгое время остается без ответа. И человеку без духовного спокойствия довольно сложно взаимодействовать с миром, который его окружает. Как правило, это слабые личности, с трудом переживающие невзгоды и неудачи. Но есть способы удовлетворить духовные потребности и привести себя к гармонии. Это может быть общение с животными. Братья наши меньшие поднимают на ноги даже людей, являющихся физически неполноценными. Что уж говорить о духовности. Человек, приблизившийся к животным, становится частью природы. Кстати, уединение с ней тоже очень важно. Поездка в тихое место с великолепными пейзажами и пребывание там в течение какого-то времени способно привести в чувство любого. И натолкнуть на какие-то мысли. К тому же на лоне природы просто невозможно впасть в уныние.

Потребности. Каждый знает в общем-то, что это такое — то,чего каждый из нас желает иметь и получить. В принципе, верно. Но давайте научным языком изложим суть данной темы: что же такое потребности и какими они бывают.

Что такое потребности?

Потребности — это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности. По-моему, достаточно простое и легко запоминающееся определение.

Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости и пользы потребности бывают:

  • подлинные (разумные, истинные) — это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития(духовные).
  • Ложные (неразумные, мнимые) — это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически(алкоголизм, наркомания, тунеядство)

Виды потребностей

Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:

Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны при удовлетворении предыдущих.

Пирамида потребностей Маслоу А.Х.

  • Первичные потребности:
  • Физиологические (удовлетворение природных инстинктов, это: жажда, голод, отдых, воспроизводство, дыхание, одежда, жилища, двигательная активность)
  • Экзистенциальные(от лат. существование, это потребность в защищённости, безопасности, это уверенность в завтрашнем дне, страхование, комфорт, гарантия занятости)
  • Вторичные потребности:
  • Социальные (потребность жить в обществе, принадлежать к определённой социальной группе: общение, привязанность, внимание к себе, забота о других, участие в совместной деятельности)
  • Престижные (потребность в уважении, признании, служебный рост. А.Маслоу не случайно в особый вид потребностей выдели престижные , так как человеку очень важно мнение общества, окружающих. Любая похвала приятна людям, появляется желание выполнить что-то ещё более качественно.
  • Духовные (самовыражение, самореализация через творчество, познание, учение, самоутверждение и др.)

Человеческие потребности имеют ряд особенностей:

  • все потребности взаимосвязаны
  • невозможно удовлетворить все потребности
  • безграничность потребностей
  • потребности не должны противоречить нравственным устоям общества.

Меняется человек- другими становятся некоторые из его потребностей. Даже в отдельно взятом обществе на определённом этапе развития могут существовать свои потребности. Потребности определяются и природной, и социальной сущностью человека.

Да, человеческой деятельностью и поступками движет желание удовлетворения своих потребностей. Важно выделить для себя приоритеты, чётко знать, чего человек хочет и для чего это ему нужно. И не нужно забывать, что потребности у человека безграничны, все удовлетворить на 100% не хватит всей жизни. Так что выбор зависти от каждого, от уровня его воспитания, развития, от среды, в которой он живёт, от тех ценностей, которые являются важными для его окружения. Важно, чтобы потребности были подлинными, не позволяйте, ребята, мнимыми потребностями овладеть вашей душой и сознанием. Живите, наслаждаясь жизнью, даря радость близким и любимым людям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Классификация потребностей.

Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные . Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

Вторая классификация(по уровню сложности) разделяет потребности набиологические , социальные идуховные .

Биологические потребности - стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

Социальные потребности - потребности человека в общении, в популярности, в господстве над другими людьми, в принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Биологические (витальные) потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей.

Духовные потребности (познавательные и социальные) являются не насыщаемыми. Их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя сложную иерархическую структуру, известную, как пирамида А . Маслоу .


Уровень потребностей Содержание
Физиологические (биологические) потребности. Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и прочее.
Потребность в безопасности и стабильности. Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.
Потребность к приобретению, накоплению и захвату. Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости.
Потребность в любви и принадлежности к группе. Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.
Потребность в уважении и признании. Стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе. Желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти.
Потребность к независимости. Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств.
Потребность в новизне. Стремление к получению новой информации. Сюда относится потребность что-то знать и уметь.
Потребность к преодолению трудностей. Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей.
Потребность в красоте и гармонии. Потребность к порядку, гармонии, красоте.
Потребность в самореализации. Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что нравиться, к чему есть способности и таланты.

Человек сознает свободу своих действий, и ему кажется, что он волен поступать, так или иначе. Но познание человеком истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Человек далеко не всегда осознает истинные мотивы своих поступков и глубинные причины его поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс «люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей».

Классификации потребностей человека:

1. По сферам деятельности :

a) Потребности труда.

b) Потребности познания.

c) Потребности общения.

d) Потребности отдыха.

2. По объекту потребностей :

a) Материальные.

b) Биологические.

c) Социальные.

d) Духовные.

e) Этические.

f) Эстетические и другие.

3. По значимости :

a) Доминирующие/второстепенные.

b) Центральные/периферические.

4. По временной устойчивости :

a) Устойчивые.

b) Ситуативные.

5. По функциональной роли :

a) Естественные.

b) Обусловленные культурой.

6. По субъекту потребностей :

a) Групповые.

b) Индивидуальные.

c) Коллективные.

d) Общественные.

Американский психолог У . Мак -Дугал полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.

Мотивационные факторы Гилфорда:

1. Факторы , соответствующие органическим потребностям :

a) Голод.

b) Общая активность.

2. Потребности , относящиеся к условиям среды :

a) Потребность в комфорте, приятном окружении.

b) Педантичность (потребность в порядке, в чистоте).

c) Потребность в уважении к себе со стороны окружающих.

3. Потребности ,связанные с работой :

a) Честолюбие.

b) Упорство.

c) Выносливость.

4. Потребности , связанные с социальным положением :

a) Потребность в свободе.

b) Независимость.

c) Конформизм.

d) Честность.

5. Социальные потребности :

a) Потребность находиться среди людей.

b) Потребность угождать.

c) Потребность в дисциплине.

d) Агрессивность.

6. Общие интересы :

a) Потребность в риске или в безопасности.

b) Потребность в развлечениях.

Виды потребностей согласно подходу Б . И . Додонова по классификации эмоций:

1. Акизитивные (потребность в накоплении, приобретении).

2. Альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия).

3. Гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности).

4. Глорические (потребность в признании собственной значимости).

5. Гностические (потребность в познании).

6. Коммуникативные (потребность в общении).

7. Праксические (потребность в результативности усилия).

8. Пугнические (потребность в соревновании).

9. Романтические (потребность в необычном, неизведанном).

10. Эстетические (потребность в прекрасном).

Согласно Х . Мюррею , потребности делятся на первичные и вторичные . Различаются потребности явные и латентные ; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и экстравертные . Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне ; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими .

Общий список потребностей:

1. Доминантность - стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать.

2. Агрессия - стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить.

3. Поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия.

4. Отвержение других - стремление отвергнуть попытки сближения.

5. Автономия - стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и прочего.

6. Пассивное повиновение - подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности.

7. Потребность в уважении и поддержке.

8. Потребность достижения - стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным.

9. Потребность быть в центре внимания.

10. Потребность игры - предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью.

11. Эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; сливается с потребностью в агрессии или отвержении.

12. Социальность (социофилия) - забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других.

13. Потребность поиска покровителя - ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения.

14. Потребность оказания помощи.

15. Потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением

16. Потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок.

17. Потребность преодоления поражения , неудачи - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях.

18. Потребность избегания опасности.

19. Потребность порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте.

20. Потребность суждения - стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и прочее.

Потребности делятся на:

1. Врожденные.

2. Простые приобретенные.

3. Сложные приобретенные.

Простые приобретённые потребности - потребности, сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида.

Сложные приобретённые потребности - потребности, сформированные на основании собственных умозаключений и представлений не эмпирического происхождения.

Основные виды поведения (потребности) , описывающие жизнедеятельность высших животных и человека , в рамках этологического подхода (по Ф . Н . Ильясов):

1. Пищевое.

2. Половое (сексуально-репродуктивное).

3. Статусное (коллективное, социальное).

4. Территориальное.

5. Комфортное.

6. Ювенильное (игровое).

В рамках этологического подхода - дающего самый «низкий» уровень описания полагают, что эти потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей.

Прочитаем информацию .
Потребность - переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности.
Существуют различные классификации потребностей человека. На самом деле их можно объединить в три группы:

  • биологические (естественные, врожденные, физиологические, органические, природные)- потребности, которые связаны с биологической (физиологической) природой человека, т.е. со всем, что необходимо для существования, развития и воспроизводства.
  • социальные - потребности, которые связаны с общественной (социальной) природой человека, т.е. определяются принадлежностью человека к обществу.
  • духовные (идеальные, познавательные, культурные) - потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т.е. во всем том, что необходимо для духовного развития.
Особенности человеческих потребностей:
1. все потребности человека взаимосвязаны. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т.д. Удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.
2. не все потребности человека могут быть удовлетворены.
3. потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Подлинные (разумные) потребности - потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые (неразумные, ложные) потребности - потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.
4. неиссякаемость, нескончаемость, бесконечное множество потребностей.
  • описывая человеческие потребности, американский психолог А. охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.
  • российский психолог и философ С.Л. говорил о «ненасыщаемости» потребностей человека.
Рассмотрим примеры .

Группа потребностей

Биологические

Утоление голода, жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом, жилище, одежда, пища, сон, отдых и др.

Социальные

Социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности, принадлежность к социальной группе, общественное признание, трудовая деятельность, созидание, творчество, социальная активность, дружба, любовь и др.

Духовные

Самовыражение, самоутверждение, познание окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования и мн. др.


Дополнительно рассмотрим сведения о том, что лежит в основе классификации потребностей с точки зрения известных психологов.

Используемая литература:
3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. 8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007. 12.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. 13. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Используемые Интернет-ресурсы:
Википедия - свободная энциклопедия