Личностно- ориентированный подход в обучении. Отчет по самообразованию «Приобщение детей к художественной литературе Литература по самообразованию учителя

План работы по самообразованию на 2017-2018 год

Воспитателя Ясиевой Елены Александровны

тема: «Художественная литература как средство

всестороннего развития дошкольника»

Актуальность темы

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Цель работы по теме самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

Проанализировать методическую литературу по данной теме;

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей;

Разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;

Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

План работы на год

Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Анализ изученной литературы

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

Ноябрь

Чтение сказок А.С. Пушкина.

Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Январь

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Март

Чтение любимых стихотворений.

Развлечение «Расскажи стихи руками»

Апрель

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

Май

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Вечер памяти.

Работа с семьёй

Сентябрь

Информация в уголке для любознательных родителей.

Октябрь

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Январь

Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»»

День открытых дверей.

Апрель

Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.

Фотовыставка «Наши юные таланты»

Самореализация

Сентябрь

Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

Выступление на педсовете.

Февраль

Доклад и презентация

Список используемой литературы по теме самообразования

      Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

      Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я. Обучаем в системе Л.В.Занкова. Дифференцированное обучение. Издательство: Фёдоров, 2001.

      Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М.: 2004.

      Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: 2003.

      Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М.: 1990.

      Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1991.

      Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: 1995.

      Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – Пособие для учителей. – Луганск: СПД Резников В.С., 2006.

      Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.

      Гроот Р. Дифференциация в образовании. // Директор. – 1994, № 5.

      Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии.// Начальная школа, 1988, № 10.

      Жедек П.С. Русский язык в начальной школе: Теория и практика обучения. – М.: 1999.

      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

      Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005.

      Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Российская академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).

      Львов В.П. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

      Методика грамматики и орфографии в начальных классах. Под редакцией Н.С. Рождественского, 2 изд. – М.: Просвещение, 1979.

      Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. [М.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

      Панов М.В. занимательная орфография. – М.: 2006.

      Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

      Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001.

      Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

      Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа./[составил Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

      Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

      Программа для общеобразовательных учреждений. – Русский язык. 1-4 классы. // Т.Г. Рамзаева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

      Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

      Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 2009.

      Селевко К.Д. Дифференциация в обучении. – Ярославль, 1995.

      Селевко К.Д. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

      Современный русский язык (в двух частях). Ч. 1. Под ред. Д.Э. Розенталя. Изд. 2-е, испр. М., 1994.

      Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: 1990.

Использование Интернет-ресурсов:

      1. School.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

        Ольга Ахрамеева

        «Чтобы подготовить человека духовно

        к самостоятельной жизни надо ввести

        его в мир книг»

        В. А. Сухомлинский.

        Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

        Продолжительность проекта: долгосрочный.

        Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников подготовительной группы №12.

        Охватываемые образовательные области: коммуникативное развитие, познавательное развитие, социально-личностное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

        Проблема: снижение интереса к чтению художественной литературы.

        Актуальность проекта: Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы. Актуальность выбранной темы определяется тем, что у детей снизился интерес к чтению. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

        Цель проекта: формировать устойчивый интерес к художественной литературе, развивать литературность речи, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

        Задачи проекта:

        Познакомить детей с историей создания сказок;

        Развивать у детей умение слушать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и рассуждать;

        Развивать связную речь;

        Развивать мышление, внимание, память, воображение;

        Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;

        Воспитывать бережное отношение к книгам, как результату труда многих людей;

        Повышение компетентности родителей в вопросах знакомства детей с художественными произведениями – сказками.

        Методическая работа по проекту

        Формирование потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей;

        Повышение профессионального уровня в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;

        Развитие способности к самоанализу собственной педагогической деятельности;

        Внедрение новых форм организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

        Вышеизложенные задачи решались посредством различных форм работы с детьми: это ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг; организованные занятия; свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы; сотрудничество с родителями по данной проблеме.

        Процесс ежедневного чтения занимал не менее 30 минут в день. Целью ежедневного чтения являлось глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.

        После того как книжка была мною прочитана, внимание детей фиксировала на ее содержании, показывала иллюстрации к ней.

        Для меня главной целью рассматривания иллюстраций - вызвать детей на разговор. При рассматривании книг мне необходимо было учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

        Чтобы осуществить различные формы работы по приобщению детей к книге, в группе были созданы определенные условия:

        Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.

        Наличие портретного фонда детских писателей.

        Наличие грамматических словарей для воспитателей.

        Организация книжного уголка.

        Состав книг в групповом книжном уголке время от времени обновлялся или полностью, или частично не только потому, что книги изнашивались, но и потому, что процесс воспитания детей требовал их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В нашей группе организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

        Если обнаруживалась потрепанная книга, то мы совместно с детьми ее ремонтировали. В книжном уголке периодически организовывались тематические книжные выставки. Например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре». Экспонировались иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов. С моей помощью запомнили фамилии таких авторов, как А. С. Пушкин, К. И. Чуковский, Л. Н. Толстой, М. М. Пришвин, С. Я. Маршак, С. В. Михалков.

        Проводились короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выяснялось, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям предлагалось выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит-дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усвоили такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок. Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя.

        Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет

        руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, то дети и сами становятся защитниками книги.

        Изучая творчество А. С. Пушкина дети выполнили коллективную работу "У Лукоморья дуб зеленый. ", которая заняла I место в городском фестивале детского дошкольного творчества "Хрустальная капелька", а также сделали работу в нетрадиционной технике "Золотая рыбка".



        Была организована выставка работ воспитанников "Мои любимые герои сказок", которые впоследствии были направлены на городской конкурс "Листая страницы любимой книги". После подведения итогов дети получили дипломы участников, а Нестерова Анастасия заняла I место.


        РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ:

        Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

        Заключение

        Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

        Английский язык

        Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся

        Деятельностный подход Цыдик Д.З.)

        Коммуникативная компетенция (Полонская Т.А.)

        Здоровьесбережение

        Информационные технологии как средство обучения иностранному языку (Сантоцкая С.С.)

        Коммуникативная деятельность (Венская О.Я.)

        Контрольно-оценочная деятельность

        Познавательная самостоятельность на уроке (Бакович В.А.)

        Проблемный метод (Лопан А.В.)

        Работа с одаренными и высокомотивированными учащимися

        Развитие умений говорения в начальной школе (Ивашевич Е.В.)

        Советы психолога по работе с одаренными учащимися

        Математика

        Компететностно-ориентированные задания в системе подготовки учащихся к ЦТ по математике(Жук А.А.)

        Личностно-ориентированное обучение на уроках математики (Полях Н.М.)

        Учёт индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся (Коховец Р.С.)

        Памятка по формированию учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся (Бандарецкая И.И.)

        Памятка о проведении дидактической игры (Бандарецкая И.И.)

        Использование тестов на учебных занятиях по математике для диагностики и контроля качества усвоения учащимися теоретического и практического материала (Шешко В.Ф.)

        Тесты на уроках математики (Жидис М.С., Шешко В.Ф.)

        Биология

        Формирование приемов самостоятельной работы учащихся с учебной информацией на уроках биологии (Проневич С.В.)

        СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Орлова Т. Я.)

        Химия

        Оптимальное использование индивидуальных способностей учеников возможно только в условиях дифференцированного обучения (Ничипор Е.В.)

        Типы и методы решения задач по химии (Черкас О.С.):


        География

        АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИДСКОГО РАЙОНА НА КАРТАХ (Конон Л.М.)

        Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности (Конон Л.М.)

        Белорусский язык

        “Метады і прыёмы арганізацыі практычнай дзейнасці вучняў пры развіцці камунікатышных кампетэнцый” (Венсковіч Н.І.)

        Фарміраванне камунікатыўнай кампетэнцыі праз выкарыстанне камунікатыўна-арыентаваных метадаў на ўроках беларускай мовы і літаратуры (Бараноўская А.А.)

        Памятка па тэме самаадукацыі “Развіцце духоўна-маральных якасцяў вучняў на ўрокахбеларускай літаратуры”(Гайко Т.В.)

        Прыёмы для стварэння матывацыі на ўроку (Пенда В.В)

        Физическая культура и здоровье

        Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего возраста (Гинцевич Л.О.)

        Формирование различных двигательных умений, навыков, знаний у учащихся среднего школьного возраста (Ермак Е.Л.)

        Начальная школа

        ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Новогродская Н.Е)

        ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (Новосельская А.А.)

        ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Шор Т.С.)

        Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников (Шор Т.С.)

        ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ (Емельянович С.В.)

        Компетентностно-ориентированные заданий по учебным предметам литературное чтение, русский язык (Емельянович С.В.)

        Современный урок математики на 1-ой ступени общего среднего образования с позиции компетентностного подхода (Емельянович С.В.)

        Самообразование. Практический и дидактический материал (Ярмантович О.Р.)

        Нетрадиционные упражнения на отработку орфограмм (Блюдник Т.А.)

        История

        БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (Губейко С.П)

        БИЛЕТ 5. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ(Губейко С.П)

        БИЛЕТ 9 (Губейко С.П.)

        Великое Княжество Литовское и Русское(Губейко С.П.)

        ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ (Губейко С.П.)

        ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОВТОРЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ(Губейко С.П.)

        ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ(Губейко С.П.)

        Развитие одарённости учащихся через формирование предметных компетенций на уроках истории (Гущинская Е.В.)

        Требования к оформлению работы по самообразованию

        Материалы оформляются в отдельной папке по следующей форме:

        пояснительная записка (обоснование выбора темы, цели, задачи)

        сроки самообразования;

        план-график самообразования с указанием сроков творческого отчёта (презентации опыта) ;

        повышение теоретического уровня;

        применение теоретических аспектов в практической деятельности;

        эффективность самообразовательной деятельности;

        используемая (изучаемая) литература;

        приложения: аналитические и практические материалы по теме самообразования.

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        В пояснительной записке даётся обоснование необходимости организации самообразовательной деятельности именно по данной тематике («в чём проблема?»), т.е. доказательно даётся ответ на вопрос: «Что я хочу освоить и почему?».

        ЦЕЛЬ.

        Цель - это опосредованное указание на результат самообразовательной деятельности, к которому направляются усилия педагога. Цель, желательно, определить одну.

        Пример:

        Повышение профессионального уровня по проблеме…

        Овладение умениями для решения проблемы…

        Изучение … технологии и создание условиё для её применения на уроках …

        Повышение качества образования по … через организацию …

        ЗАДАЧИ.

        Формирование задач - это конкретизация поставленной цели, определение алгоритма действий для достижения поставленной цели. Это и есть ответ на вопрос: «Как достичь цели?». Задачи должны соответствовать цели, содержанию, методам предполагаемой деятельности.

        Пример:

        Оказать …

        Отработать …

        Организовать …

        Создать условия …

        Внедрить …

        Проанализировать …

        Презентовать...

        СРОКИ САМООБРАЗОВАНИЯ.

        Для организации самообразовательной деятельности определяются реальные сроки: от года и до 2-х, 3-х лет, необходимые для качественного изучения выбранной темы, её методической и практической апробации.

        Если продолжается работа по теме, то составить план-график на текущий учебный год (запланировать больше практической апробации темы). Папка должна содержать все наработки за прошлый учебный год.

        ПЛАН-ГРАФИК САМООБРАЗОВАНИЯ

        План-график самообразования предназначен для пошаговой реализации цели самообразовательной деятельности. Основные компоненты - это направление деятельности на протяжении всего периода самообучения.

        Примерный план-график по самообразованию педагога:

        В качестве этапов можно определить:

        - подготовительный: изучение и анализ научно-методической литературы по теме, встречи с заместителем директора, методистами, опытными педагогами и т.д., диагностика исследуемой проблемы на начальном этапе деятельности и др.;

        - основной: соединение теории и практики, определение собственного пути разрешения данной проблемы, практическая апробация и др.;

        - заключительный: подведение итогов, презентация материала по изучаемой теме.

        Сроки прописываются в каждом этапе и в подэтапах, если педагогу необходимо было определить подэтапы.

        К планированию содержания деятельности можно отнести на различных этапах реализации отбор и обобщение необходимой литературы, ознакомление с новыми педагогическими технологиями, посещение уроков опытных педагогов, отбор методов и приёмов организации эффективной урочной деятельности, разработка технологических карт, алгоритмов, памяток по теме, моделирование деятельности ученика, учителя … и др.

        Можно указать методы и формы самообразовательной работы: беседа, дискуссия, выступление, обмен опытом, анализ деятельности на различных промежутках, систематизация теоретического и дидактического материала, изучение, обобщение, внедрение изученного опыта, диагностика, анкетирование, описание, оценка деятельности, составление рекомендаций, практические мероприятия (уроки и другие занятия), выставку и т.д.

        Результат - это продукт деятельности в соответствии с этапом реализации самообразовательной программы: составление списка используемой литературы, накопление и систематизация памяток, алгоритмов по данной теме, открытый урок или другое мероприятие на начальном этапе деятельности, создание банка инновационной информации, план по внедрению … в урочную деятельность, издание методических, дидактических материалов, создание методической копилки, медиатеки и т.д.

        ПОВЫШЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ.

        Изучение научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме самообразования, их анализ и отбор для дальнейшего применения.

        ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

        Участие в семинарах, практикумах, конференциях с презентацией опыта по изучаемой теме, разработка практических материалов, проведение открытых уроков внеурочных занятий, классных и родительских собраний, участие в конкурсных мероприятиях и т.д.

        ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

        Повышение профессионального уровня, качества образовательного процесса, разрешение проблемных вопросов, положительная динамика …, результативность участия в мероприятиях … и т.д.

        ЛИТЕРАТУРА.

        Указываются все источники, используемые в процессе работы педагога над темой по самообразованию.

        ПРИЛОЖЕНИЯ:

        АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ - это выступления, практические наработки и разработки открытых мероприятий.

        Оформление начинается с титульного листа , где указывается: учреждение образования, утверждение методическим советом учреждения образования, тема по самообразованию педагога, период её изучения, Ф.И.О. педагога.

        Отчёт по самообразованию воспитателя по теме: « Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста "

        Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней, т.к. книга требует систематического чтения, напряжения мысли. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

        По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими . Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

        Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

        Так, наблюдение за детьми своей группы в свободной деятельности показало, что дети проявляют низкий интерес к художественной литературе (только 3-4 человека занимают свое свободное время рассматриванием книг в книжном уголке), у детей отсутствует устойчивый интерес слушания художественных произведений, дети затрудняются объяснить причины поступков героев, имеют слабое представление, зачем нужны книги и откуда они берутся. Многие дети не различают жанры художественных произведений (народные, авторские сказки, рассказы, стихи), затрудняются назвать знакомые им сказки, рассказы, их авторов, читать наизусть стихи.

        Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

        Новизна опыта состоит в создании системы работы по приобщению детей среднего дошкольного возраста к чтению художественной литературы и поиске новых методов и приемов в организации образовательной работы.

        Цель моей работы : « Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе; повысить свое профессиональное мастерство».

        Задачи:

        Проанализировать методическую литературу по данной теме

        Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

        Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

        Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

        Разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

        Создать условия для развития через пополнения предметно- развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

        Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

        Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

        Условия реализации: Учитывая наглядно-действенный характер мышления дошкольников, основной материал дается с помощью наглядных и практических методов: использование театрализованных и словесных игр, игровых упражнений; беседы уточняющего, познавательного характера, наглядное моделирование, просмотр видеоматериалов;

        Создание художественно-речевой среды для приобщения детей к художественной литературе: книжный уголок, наличие места для чтения и литературного творчества, разнообразная литература (сказки, рассказы, басни, поэзия, познавательные и развивающие книги);

        Перспективный план;

        Картотека пословиц, поговорок и крылатых выражений о книге;

        Вопросник для оценки уровня развития детей по образовательной области «Чтение художественной литературы»;

        Картотека игр и упражнений по приобщению детей к художественной литературе;

        Изучение методической литературы по теме.

        В систему работы по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» я включила такие формы и методы работы, которые использую в практике: 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

        2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

        3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

        4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

        5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

        6. Моделирование - предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста.

        7. Театрализованные игры : игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров.

        Для педагогов МАДОУ мною было проведено: доклад и презентация по теме «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы»; консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка».

        В начале учебного года мною была подготовлена консультация на тему «Приобщение детей к художественной литературе», в ходе нее было отмечено, что круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта.

        В ноябре мною была составлена картотека дидактических игр по сказкам, в которую я включила игры по сказкам К.И.Чуковского, Г.Х.Андерсена, по сказкам народов мира, эти игры я использую на занятиях по художественной литературы.

        В январе я провела занятие с детьми нашей группы «В гостях у сказочной страны», в ходе которого дети отгадывали сказочные загадки, возвращали героев в свою сказку и.т.д. Также, дети совместно с родителями участвовали в конкурсе рисунков на тему: «Мой любимый сказочный герой».

        Воспитанники и их родители активно привлекались к участию в художественно-творческой деятельности через участие в выставках, конкурсах детского изобразительного творчества разного уровня внутригрупповых, всероссийских, международных.

        Родители заинтересованы воспитанием у детей интереса к книге и потребности в чтении. Они пополняют книжный уголок новой художественной и познавательной литературой.

        Длительность работы над темой небольшая, но определенные результаты достигнуты:

          У детей повышается интерес к чтению художественной литературы;

          Формируется представление о создании книг, их значимости;

          Увеличивается доля детей, проявивших интерес к чтению и рассматриванию книг в свободной самостоятельной деятельности;

          Повышается уровень познавательной активности детей;

          Обогащается и совершенствуется словарный запас детей дошкольного возраста

        Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

        Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.