В деревне плав сохранился дом, где выхаживали маресьева. Час пешком до своих «Нормальные герои всегда идут в обход»

Новгородские поисковики сотворили настоящую историческую сенсацию: им удалось найти место падения самолета

Как на самом деле выжил Маресьев?Новгородские поисковики нашли место падения самолета Алексея Маресьева и проследили его путь к спасению

 19:01 05 июля 2017

Новгородские поисковики сотворили настоящую историческую сенсацию: им удалось найти место падения самолета легендарного лётчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева и проследить его путь к спасению.

О том, что в знаменитой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого правда, а что - лишь писательский вымысел, в интервью порталу История.рф рассказал Александр Морзунов, руководитель НООО «Поисковый отряд «Находка».–

Подвиг Маресьева – это подвиг всей нашей страны, победившей в Великой Отечественной войне. Алексей Петрович был живым примером, на котором воспиталось множество поколений. А если вспомнить книгу Бориса Полевого, то это был просто «настоящий человек». Он никогда не кичился своим подвигом, не превозносил его до небес. Известно множество людей, которые в критической ситуации обращались к подвигу Маресьева. Это помогало им просто выжить.

Мы не преследовали цель найти именно самолёт Маресьева. Мы занимались и занимаемся поиском погибших солдат Великой Отечественной, восстановлением исторической памяти. Наша задача: вернуть из последнего полёта лётчиков, которые до сих пор пребывают в неизвестности.–

Что меняет эта находка в наших представлениях о подвиге лётчика?

– Полагаю, что это событие не является причиной или поводом для переосмысления происшедшего в 1942 году. Но проследить тот 18-суточный путь, который проделал раненый лётчик до того момента, когда его нашли у деревни Плав местные жители, не просто интересно, это необходимо сделать. Ведь то, что описано Полевым в книге, это художественный вымысел.

Вот, например, чем может питаться лётчик в лесу в апреле месяце в Новгородской области? Я сейчас живу здесь, в 10 километрах от того места, где упал самолет Маресьева, и чётко представляю себе, что можно найти в лесу. На болоте, если раскопать снег, можно найти клюкву. Здесь, в районе озера Вельё, своего рода природная аномалия: зима и весна наступают на две недели позже. Когда в городе Валдае трава зелёная, здесь лежит снег

В начале апреля 1942 года толщина снега была не меньше метра. Что можно добыть из питания в такое время? Варианты из повести - например, ёжик – этого, конечно, не было

– Удалось ли вам определить маршрут Маресьева после приземления?– До нашей экспедиции самолёт пытались найти на расстоянии до 70 километров от того места, которое определили мы. Теперь мы совершенно отчётливо знаем, что маршрут Маресьева по Лютицкому болоту был протяжённостью, если выложить его по прямой, где-то шесть-десять километров максимум.

Машина падает в четырёх километрах от деревни Рабежа, в шести километрах от деревни Овинчище и в 150 метрах от проезжей дороги, которая шла вдоль линии фронта и соединяла населённые пункты на нашей, советской территории. Лётчик, упавший с высоты 30 метров и ударившийся о землю, однозначно воспринимает действительность несколько иначе: возможно, он вообще её первое время не воспринимает. К сожалению, Алексей Петрович выбрал единственное направление для своего пути, на котором не было ни жителей, ни военных – Лютицкое болото. Оно вытянуто с запада на восток. По нему и пошёл раненый лётчик. На другом краю болота его нашли жители деревни Плав.

Но можно ли идти 10 километров в течение 18 суток?

– Мне представляется, что лётчик не шёл по болоту по прямой и не всё это время он был в пути: возможно, он где-то отлёживался. Нами были замечены обломки «сенных сараев» – небольших рубленых домиков, где местные крестьяне жили, когда ходили на покосы. Метрах в трёхстах от места падения сохранилась часть стены подобного домика, и в одном из таких мест лётчик Маресьев мог провести некоторое время, приходя в себя.

Точно не было всей истории с переходом линии фронта, описанной у Полевого, потому что место падения – это однозначно наш тыл. Не было известных из повести сгоревших деревень, обозов, немцев на дороге, тем более партизан с последней курицей – это всё писательский вымысел.

Но осталась и последняя загадка в истории Маресьева. Когда Алексея Петровича нашли, его хороший друг Андрей Николаевич Дегтяренко выпросил у командира полка самолёт У-2, погрузил умирающего Маресьева в самолёт и вывез в Москву. Если бы ему не оказали помощь, он бы умер в этих местах. Это было в конце апреля 1942-го – а через несколько месяцев, 17 июля Дегтяренко отправился в свой последний вылет – пропал без вести здесь же, над Демянском. И мы постараемся найти самолёт и останки ещё одного Героя Советского Союза…

– Надо полагать, главная находка была сделана в архивах Министерства обороны? Именно там были найдены документы, в которых указывалось место падения самолета Маресьева…

Здесь надо отдать должное двум факторам.

Во-первых, это инициатива Российского военно-исторического общества, которое предложило нам совместную программу, посвящённую столетию Маресьева.

Во-вторых, в последние десять лет мы постоянно работаем с документами архива Министерства обороны в Подольске. За это время у меня сформировалась приличная архивная база по местам падений, по сбитым самолётам и погибшим лётчикам. Периодически я просматривал копии этих документов, чтобы найти какие-нибудь «зацепки», связанные с самолетом Маресьева. И «зацепка» такая нашлась: акт передачи эвакуационной командой 245-й стрелковой дивизии нескольких самолётов 60-му району авиационного базирования. С другим документом, актом на списание, он совпадал по номеру 4649 – это номер самолёта Маресьева. Согласно этому акту, место падения самолета было обозначено в четырёх километрах севернее деревни Рабежа, у отметки 238.2.

При этом один из этих архивных документов принадлежит авиационным частям, а другой – пехотным. Никто раньше не искал документы, связанные с самолётом Маресьева в пехотных частях – это даже никому в голову не приходило.

– А что произошло с самим самолётом?

– Это стандартная процедура: упавший самолёт отправляли в мастерские, разбирали и пускали на запчасти для других машин. 25 мая 1942 года его вывезли – тогда это был не самолёт Героя Советского Союза, а обыкновенный Як-1 младшего лейтенанта Маресьева.

– Вы предлагаете установить на месте падения памятный знак?

– Наше настоящее без прошлого существовать не может, тем более без такой истории, которую увековечила «Повесть о настоящем человеке». Очень хотелось бы, чтобы любой проезжающий мимо человек мог остановиться, пройти от дороги 150 метров к месту начала героической истории. Но я думаю, что знак не должен помпезным: наверное, таким его хотел бы видеть и сам Алексей Петрович…

Вымыслы Б.Полевого-ничто в сравнение с боевыми вылетами на протезах А.Маресьева

В деревне Плав сохранился дом, где выхаживали легендарного летчика.

20 мая исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Маресьева — героя Великой Отечественной войны, про которого в советские годы знал каждый школьник. Корреспондент побывала в новгородской деревне, жители которой спасли знаменитого летчика.

«Глушь так глушь!»

Про деревеньку Плав даже местные жители говорят: «У нас глушь так глушь!» И не слишком преувеличивают. От Валдая до Плава всего 70 километров, но автобус в деревню ходит раз в неделю, да и то по заказу — нужно звонить на автостанцию и просить, чтобы водитель сделал в деревне остановку, иначе не заедет.

В деревне нет ни школы, ни сельсовета, ни магазина. Однако несколько раз в год — как минимум 9 и 20 мая -сюда приезжают автобусы со школьниками.

В трех километрах от Плава весной 1942-го местные жители нашли в лесу человека. Он был истощен и тяжело ранен — у него были раздроблены ноги. Это был летчик Алексей Маресьев. После падения самолета он 18 суток полз по снежному насту, пока его не обнаружили.

О том, кто такой Маресьев, в Плаве знают, конечно, все — и дачники, которых в деревне большинство, и старожилы, которых всего четверо. Это пенсионеры Николай и Антонина Журины, Тамара Степанова и Виктор Вихров. Отец Виктора — тот самый Александр Вихров, которого описал в «Повести о настоящем человеке» Борис Полевой: «Старший, худенький, голубоглазый, с русыми пеньковыми волосами, держал в руке наготове топор, решив, должно быть, применить его при случае».

Белый обелиск

У нас, когда идут за грибами, говорят: «Пошли к Маресьеву», — рассказывает Николай Степанович Журин. Мы с ним тоже идем к Маресьеву — он ведет меня к тому месту, где 74 года назад нашли сбитого летчика, потому что сама я, по его словам, обязательно заблужусь.

Всего три километра, а путь непростой. Несколько раз попадаются указатели на деревьях — от картонок с надписью «к Маресьеву» почти ничего не осталось. Сначала по полю, через ямы с водой, потом по разбитой лесовозами дороге, дальше — через сосновый бор. Путь, который называют тропой Маресьева, заканчивается вырубленным в лесу пятачком.

Это посадочная площадка, — объясняет пенсионер. — На машине не проехать, будут на вертолете прилетать.

Кто будет прилетать, Николай Степанович не знает, но предполагает, что военные или чиновники. В Едровском сельском поселении говорят, что 20 мая в Плав, возможно, прилетит губернатор Новгородской области Сергей Митин, а также сын Маресьева Виктор, который живет в Москве.

Строго говоря, известно только место, где нашли летчика. Где его сбили, откуда он полз — неизвестно, его самолет так и не нашли. Под соснами на небольшой площадке — белый обелиск. Он выглядит новым, на нем нет никаких табличек, только дырка в середине.

Для пропеллера, его потом вставят, — говорит Журин. — Тут давным-давно была деревянная беседка, а потом памятник поставили — мраморную плиту. Ее вроде в Камышин, на родину к Маресьеву, отвезли. А нам вот — новый обелиск.

«Моя бабушка ему бульон варила»

Белый памятник, по словам жителей Плава, устанавливает глава Валдайского района, который взялся за возрождение тропы и даже обещал сделать к ней дорогу. Против замены старой плиты новым обелиском никто не возражает, кроме Тамары Степановой.

Зачем у нас забрали? Плита была с историей, — ворчит Тамара Александровна. — На ней ошибка была, неправильно дату выбили. Маресьев увидел на карточке и с обратной стороны написал, что, мол, неправильно. Экскурсоводы про это детям рассказывали.

Тамаре Александровне 78 лет. Случившееся в Плаве в 1942 году она не помнит — ей тогда было всего 4 года. Но историю Маресьева ей много раз рассказывали мама, тетя и плавские бабушки, собираясь по вечерам на лавочках.

Маресьева нашел Федя, — пересказывает она. — Он из Демьяновского района. Мимо шел, услышал звук. Увидел человека. Побоялся: а вдруг шпион? Линия фронта была в 11 километрах. Рассказал деду Мишке (Михаилу Вихрову. — Авт.), тот председателем колхоза был. Мишка взял сына Сашку и Серегу Малина и поехал на телеге.

В «Повести о настоящем человеке» Полевой называет спасателей Маресьева мальчишками, но деревенские говорят, что «ребятам» тогда уже было лет по двадцать. Александр Вихров даже успел повоевать, вернулся без пальцев на руке.

Дед Мишка забрал Маресьева к себе в дом, — рассказывает Тамара Александровна. -Тот был грязный, вонючий, ноги гнили. Когда с него унты срезали, он потерял сознание. Дед отнес его на себе в баню, помыл, побрил. Ухаживали за Маресьевым наши деревенские бабушки. Моя ему куриный бульон варила и кормила с ложечки.

В деревне Маресьев провел двое суток, его забрал самолет санитарной авиации. С тех пор летчик в Плаве больше никогда не бывал, за что некоторые жители на него были обижены.

Мы, когда маленькие были, слышали звук самолета и бежали, — вспоминает Тамара Степанова. — Думали, это Маресьев, посылку нам с конфетами сбросил. А он так и не приехал.

Тот самый дом

У Александра Вихрова было семеро детей. Младший, Виктор, до сих пор живет в доме отца — том самом, куда принесли умирающего летчика. Баня, где его мыли, тоже сохранилась. Виктора Александровича тогда на свете еще не было, ему 68 лет.

По его словам, Вихровстарший не особо рассказывал детям о Маресьеве, но до последних лет жизни у отца сохранились с летчиком теплые отношения. Александр Вихров и Сергей Малин приезжали в гости к Алексею Маресьеву в Москву. Тот высылал деньги для детей Вихровых, помог Александру сделать зубные протезы. У Виктора сохранился билет на парад 9 Мая 1965 года, где его отец побывал тоже благодаря Маресьеву. После войны Алексей Петрович был ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны.

В доме Виктора всё почти так же, как было при отце: иконы, радиола, куклы, печка. Из всей «цивилизации» — только телевизор. На стенах много фотографий, среди которых есть и те, на которых Алексей

Маресьев со своими спасителями — Малиным и Вихровым.

Виктор говорит, что не хочет делать из дома музей: «Будут всякие ходить, а так дома только я и кот». Но это получается само собой: денег на новые вещи у него нет, а туристы, школьники и просто любопытные едут и едут. Не в таком количестве, как при Вихрове-старшем, конечно, но посетителей хватает.

К отцу постоянно школьники приезжали, — вспоминает Виктор и показывает фотографии. — Он с ними в лес ходил, дорогу показывал, рассказывал.

Сам Виктор тоже может и проводить, и рассказать, но без энтузиазма: Маресьев для него — прошлое.

Пока мы, старики, живы, еще помним, — говорит Антонина Журина. — А детям и внукам нашим это не надо. Дачникам тоже — им бы отдохнуть, кабанов пострелять да грибов набрать. Музей тут открыть? А кто им, милая, заниматься-то будет?

Наверное, некому. Но тропа Маресьева все равно не зарастает, хоть и пройти ею непросто. Потому что история была настоящая и ее герой — тоже.

Ольга КУЗНЕЦОВА,
«Собеседник».

Алексей Петрович Маресьев (7 мая 1916, Камышин, Саратовская губерния - 18 мая 2001, Москва) - советский военный деятель, лётчик. Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре - до ранения и семь - после. Является прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика числилось 4 сбитых немецких самолёта. 4 апреля 1942 года в районе так называемого «Демянского котла» во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни - Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь.

Сын лётчика Виктор Маресьев в интервью корреспонденту газеты «Аргументы и факты» вспоминал: отец рассказывал, что в госпитале он с заражением крови и гангреной лежал уже на каталке по пути в морг. Мимо умирающего Маресьева проходил профессор Теребинский; он спросил: «А этот что тут лежит?» С Маресьева сняли простыню и сказали: «А это лейтенант молодой с гангреной». Тогда Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!». Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Такая история, такой человек. Настоящий. По сути - икона для нескольких поколений советских людей (и для муа в т.ч.). Герой с большой буквы. Считай что Гагарин, по масштабу не меньше человечище. Эпическая личность и вот это всё.

До деревни Плав от Валдая по нехорошему грейдеру километров сорок, чуть побольше. Десять лет назад я с друзьями предпринял две попытки посетить место неподалеку от деревни, где местные мальчишки нашли лётчика: на Ниве, но благополучно её посадили, долго искали трактор, еле нашли, насилу вытащили, в общем, не зачёт; , несколько километров по пояс в снегу, дошли, отметились, поставили галочку.

И вот, стало быть, прошло 10 лет, и мне снова довелось побывать в тех местах. Повод самый что ни на есть железобетонный - сын легендарного лётчика Маресьева Виктор Алексеевич с большой делегацией официальных лиц приехал из города Камышина Волгоградской области посетить место, где нашли отца и познакомиться с потомками его спасителей.

Ну вооот, текст все благополучно проскроллили, перейдём к просмотру фотокарточек.

Начну, пожалуй, с самого сильного момента - знакомство сына героя с сыном того самого деревенского мальчишки, Саши Вихрова, что со своим другом приволок умирающего лётчика к себе в дом:

Слева направо: два Виктора - Алексеевич Маресьев и Александрович Вихров.

Исторический момент!

Сын летчика-героя рассматривает исторические фотографии:

На среднем фото во втором ряду как раз его отец и те самые деревенские жители, что его спасли.

Делегация:

Немного милых деревенских деталей того самого дома Вихровых:

Тот самый дом!

После отправились к памятному знаку в лесу, на том самом месте, где нашли измождённого лётчика.

Очень трогательный момент, на самом деле:

На памятной табличке, кстати, высечена неправильная дата:

Такой вот casus a nullo praestantur.

Общие фото, торжественные речи:

надо пройти, чтобы по-настоящему понять, почему мы победили в войне

Апрельский лес не выглядел весенним: тронутые первой оттепелью сугробы высотой местами до метра тяжело лежали, наливаясь первой влагой, и лишь под старым ельником снежный покров доходил до середины сапог и позволял идти, не сбивая дыхание. Вереница из 12 человек, одетых в зимнюю форму лётного состава Российских военно-космических сил (ВКС), с рюкзаками за спиной шла по маршруту 76-летней давности.

Может быть, с тех пор здесь и не ходил никто. А в начале апреля 1942 года в демянском небе над деревней Рабежа у Лютицкого болота был сбит советский истребитель Як-1 580-го авиационного полка Северо-Западного фронта. Пытаясь посадить поврежденную, разваливающуюся на куски машину, летчик выпал из нее на высоте 30 метров, и лишь старая разлапистая ель да высокий сугроб сохранили ему жизнь. Звали пилота Алексей Петрович Маресьев. Так началась история героя, которую позже опишет писатель Борис Полевой в своей «Повести о настоящем человеке». Повредив, а позже и отморозив ноги, Маресьев 18 дней полз по этим диким девственным местам в поисках людей, когда в нескольких километрах от валдайской деревни Плав его, уже полуживого, и обнаружили местные мальчишки.

Точка отсчёта

Идею московского «Клуба лидеров» пройти по маршруту легендарного советского летчика поддержали губернатор Новгородской области Андрей Никитин и командир поискового отряда «Находка» экспедиции «Долина» Александр Морзунов. В принципе и самого маршрута никогда бы и не было, не найди пару лет назад поисковики место падения истребителя Маресьева. Нашли его не по привычным воронке и обломкам, а по архивным документам. Как оказалось, эта территория к лету 1942-го уже находилась под контролем советских войск, и сбитый Як-1 был обнаружен и эвакуирован армейским ремонтным подразделением. К счастью, рапорт тыловиков содержал точные координаты — высота такая-то, топографическая отметка. Она сохранилась и сейчас — железный пирамидальный каркас, установленный геодезистами еще в 20-е годы прошлого столетия. Это и есть начальная точка Тропы Маресьева. От нее и ушли в необычную экспедицию семь человек из «Клуба лидеров» и пятеро новгородских поисковиков.

Из болота в космос

К походу готовились заранее, прокладывая по карте маршрут от геодезической точки до памятного знака у деревни Плав, установленного на месте спасения летчика. Не зная местности, тропу рисовали под линейку вдоль Лютицкого болота. Получилось не так уж и много, около 10 километров. Их предполагалось преодолеть за сутки, с ночевкой в лесу после преодоления 2/3 пути. Видимо, издалека это показалось задачей недостаточно сложной, поэтому участники экспедиции решили добавить себе трудностей. Решили идти налегке, без продуктов и достаточного запаса воды, ночевать у костра на еловом лапнике, в рюкзаках нести лишь смену нательного белья. Чтобы еще приблизить условия к маресьевским, попросили министерство обороны выделить комплекты полетной зимней формы ВКС. Получилось символично, но абсолютно не приспособлено к походу: в теплых, но тяжелых комбезах и куртках с цигейковыми воротниками хорошо летать, но не наматывать лесные километры по пояс в снегу. Поняли это, конечно, позже, уже в пути. Из благ технического прогресса с собой была взята довольно увесистая радиостанция с мощной антенной и комплектом аккумуляторов. У «Клуба лидеров» есть давняя традиция — во всех своих экспедициях, а были они уже в алтайских горах, на Монблане и Эльбрусе, на Камчатке и в Арктике, проводить сеансы связи с космонавтами международной космической станции (МКС). Естественно, время и канал были согласованы с ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С.П. Королева.

«Нормальные герои всегда идут в обход»

То, что путь будет нелегким, все убедились, пройдя всего 500 метров. Впереди идущий буквально продавливал собою сугробы, второй и третий в цепочке расширяли след. Менялись через каждые 100-150 метров. Приходилось идти сапог в сапог, поэтому путь команды экспедиции мало отличался от лосиных троп, коих здесь было неимоверное количество. Пока еще были силы шутить, все вспоминали встречу Маресьева с медведем, подозрительно косясь на здоровые еловые выворотни, словно под каждым из них была берлога косолапого. Ни единственное охотничье ружье, ни тем более ножи не вселяли уверенности в безопасности такого рандеву.

Ориентиром для экспедиции служило заснеженное Лютицкое болото, которое надо было обойти, придерживаясь берега. То, что на карте выглядело прямой, на деле оказалось заячьим петлянием. Приходилось огибать многочисленные поваленные деревья, заболоченные места, где вода не замерзает и при -20 градусах, густые заросли кустарника, в которые, судя по следам, не лезли даже лоси. Поэтому пройдя уже более 10 километров, пункта предполагаемого ночлега экспедиция так и не достигла. К вечеру все основательно выбились из сил и промокли от пота. На уже частых привалах сидели молча, медленно допивая последние глотки взятой воды. Как эти километры в одиночку полз Алексей Маресьев, представить сложно.

Лесной лагерь

На ночлег вынуждены были устраиваться, чтобы не ставить лагерь впотьмах. Разделились на три группы, у одного костра 12 человек не разместить. На сухие еловые жерди накидали лапника, из собранных в округе поваленных временем сушин развели костры. Развернули антенну для радиостанции, сеанс связи с МКС был назначен на 22.40. В это время космонавты должны пролетать над Сочи. Температура же в демянском лесу опустилась до -5. От накопленной усталости чувства голода не было, но нестерпимо мучила жажда. В единственной на всех железной кружке топили снег и разливали в пустые фляги. Получалось что-то вроде лесного компота: вода имела яркий вкус едкого хвойного дыма с примесью пепла. Кто-то пил по глотку, кто-то лишь полоскал рот. Переоделись в сухое. Остатки вечера ушли на поиски и заготовку дров.

Пролетая над Сочи

За час до сеанса запищала радиостанция, МКС давала настройку. С абсолютно чистого неба сквозь двадцатиметровые ели на алюминиевую конструкцию антенны смотрели звезды. И она, и оранжевый дисплей радиостанции казались чужеродными и немного смешными предметами в этом почти дремучем новгородском лесу. Сейчас на МКС шесть космонавтов: двое россиян, три американца и японец. Точнее, космонавтов двое, наших. Остальные называют себя астронавтами. В назначенное время в динамике мы услышали голос 118-го космонавта Российской Федерации, 537-го космонавта мира, бортинженера МКС-55/56 Олега Артемьева, который вместе со своим командиром Антоном Шкаплеровым находился в российском сегменте станции. Американцы и японец отдыхали в своем. На разговор с «небожителями» нам отводилось всего 6 минут. Естественно, рассказали об экспедиции и ее целях, что вызвало горячую реакцию у Олега Артемьева, ведь космонавты тоже летчики: «Для нас Алексей Маресьев — это икона. На таких железных людях вся авиация держится. Важно, чтобы память о наших героях не исчезла. Спасибо вам, что своей экспедицией напоминаете о подвиге Алексея Петровича». Нам тоже было интересно, чем заняты сейчас космонавты МКС. Оказалось, наш сеанс связи застал их за ужином. А на вопрос, какой эксперимент лично проводит Артемьев, он ответил, что изучает порог чувствительности боли в невесомости. Между тем наша пешая экспедиция подходила к порогу медленного замерзания.

Демянский волк тебе товарищ

Сном это было назвать трудно: сорокаминутную дрему прерывало чувство холода. Вставали с лапника, садились к костру в попытке снова нагреться. В метрах ста от лагеря с разных сторон выли волки. К огню вряд ли приблизятся, но некоторые решили больше не спать, нащупывая на боках чехлы ножей. Поэтому, когда небо начало сереть, даже обрадовались — можно идти в путь, да и теплее будет. На часах 5.30. К 11-ти нас ждали у памятного знака Маресьеву. Ночной заморозок образовал на болоте наст, с трудом, но выдерживающий человека. Через пару часов этот путь станет снова непроходим. Решили рискнуть. Пересекли на входе в болото волчьи следы: лапы серых размером с хороший мужской кулак четко проявлялись под восходящим солнцем. Пока еще бодро перешли болото. Это позволило сократить путь километра на два. И снова лес. Где-то здесь, по словам Александра Морзунова, лежит экипаж нашего бомбардировщика Пе-2. Самолет после войны растащили на металл, а останки трех погибших летчиков местные где-то прикопали рядом. Это место до сих пор не найдено. Имена их известны, в паре километров у лесного зимника им установлен памятный знак. Но могила безымянная. Поисковики намерены вернуться сюда летом, надо найти ребят.

Мы прошли, они победили

По времени и месту точно вышли на точку окончания экспедиции. Позади более чем 20-километровый путь. В последние 500 метров делали три привала. Сказывались усталость первого дня и бессонная ночь. Со стенда у памятного знака на нас смотрел еще молодой летчик-истребитель, Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. И теперь мы точно знаем, почему наша страна победила в той войне.

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 5 апреля. /ТАСС/. Группа энтузиастов в составе новгородских поисковиков отряда «Находка» и членов «Клуба лидеров» впервые повторили путь советского летчика-истребителя Алексея Маресьева , которого сбили в воздушном бою в 1942 году. Он 18 суток добирался ползком до линии фронта. Участники похода прошли пешком те 20 км, которые преодолел Маресьев, сообщил ТАСС в четверг командир поискового отряда «Находка» Александр Морзунов.

"После того как отряд «Находка» обнаружил место падения самолета Маресьева, стал понятен сам маршрут", - отметил он.

"Первым на этой тропе был, конечно, Маресьев, но у нас возникла мысль - пройти самим, испытать это на себе. Ведь никто не мог ответить на вопрос, в каких условиях Маресьев добирался от одной точки в другую, насколько это было трудно. Это ни в коем случае не повторение и не подобие подвига, мы только слегка прикоснулись к истории, прошли в итоге 20 км", - рассказал Морзунов.

Группа из 13 человек стартовала в 4 км от деревни Рабежа Демянского района, где и был сбит самолет лейтенанта Алексея Маресьева. Завершился поход возле деревни Плав Валдайского района - в этом месте летчика в апреле 1942 года обнаружили местные жители.

По словам командира отряда, группа предполагала, что дорога займет всего несколько часов, но в условиях леса идти по отметкам навигатора оказалось невозможно.

"Мы изначально измерили маршрут навигатором, получилось всего около 6 км. Засомневались и поняли, что вряд ли Маресьев шел по болоту, скорее всего вдоль него, по краю леса - так получилось около 10 км. Когда мы, в конце концов, прошли, получились все 20 км, потому что в лесу по прямой идти не получается", - рассказал командир поискового отряда. По его словам, дорогу, которой добирался до деревни Алексей Маресьев, группа преодолевала примерно сутки.

Проверить себя

По словам Морзунова, условия похода были приближены к тем, в которых находился Маресьев. На участниках была теплая одежда, с собой - только спички и ножи, еду не брали, а чтобы попить воды - топили снег. «Когда дошли до места, где решили ночевать, нарезали веток, лапника елочного, постелили, на нем и спали. Мы специально не брали спортсменов - Маресьев спортсменом не был, - и мы хотели понять, может ли простой человек, оказавшийся в такой ситуации, выжить. Поход был тяжелым, но все выдержали», - отметил Морзунов.

Помимо задачи проверить себя, этим походом они хотели отдать дань уважения легендарному летчику. «Предполагалось, что будет немного легче поход, но он был действительно тяжелым. Думаю, всем, кто его прошел, это запомнится надолго. Конечно, то, что мы сделали - это не тот подвиг, но мышцы вспоминают каждый шаг, каждый куст, за который цеплялся», - рассказал командир отряда.

Алексей Маресьев - советский летчик, которого подбили в воздушном бою в 1942 году. Получив, ранения ног, он совершил вынужденную посадку на территории, занятой немецкими войсками. Маресьев 18 суток ползком добирался до линии фронта, откуда был отправлен в госпиталь и перенес ампутацию обеих ног, после чего вновь отправился на фронт летчиком-истребителем. Впоследствии подвиг Алексея Маресьева стал основой сюжета «Повести о настоящем человеке»