Сущность понятия «артистизм. Актерское мастерство для начинающих: какие упражнения делать дома

Можно ли развить способности естественно выражать эмоции, владеть голосом, мимикой, жестами, быть пластичным и лучше понимать партнера? Преподаватели актерского и ораторского мастерства отвечают, что развитие артистизма у взрослых возможно, только нужно чуть больше времени и усилий. А главное – настойчивости.

Что значит артистизм?

В определении понятия «артистизм» часто встречается краткое, лаконичное толкование: художественная одаренность, склонность к искусству, мастерство. Когда мы смотрим кино или спектакль, то обращаем внимание, насколько искренне передана эмоция, создана атмосфера, ограничен актер с персонажем. Получилось или нет? Так значит, у актеров не все решает природный талант. И как развить в себе артистизм?

Иногда кажется, люди ходят на спектакли, потому что забыли, как играли в детстве, наблюдают чужую игру, чтобы почувствовать себя естественными, получить эстетическое удовольствие, освободиться от эмоций. Во время действия зритель становится пассивным участником всего происходящего на сцене. А если попробовать поиграть? Для этого существуют упражнения, развивающие навык перевоплощения.

Вспомните, какими вы были в детстве: активными, напористыми или скромными и стеснительными. В течение десяти-пятнадцати минут побудьте полным своим антиподом. Часто противоположности не вызывают симпатии. Развитие артистизма помогает лучше узнать окружающих людей, наладить социальные связи.

Дикция и не только

Артист должен четко, внятно произносить слова. Это нужно взять на вооружение. К концу предложения многие говорят приглушенно, собеседник может не расслышать концовку фразы. Некоторые слова настолько похожи по звучанию, что могут сбивать с толку, если их комкать. В таких случаях помогают скороговорки. Важно четкое отделение, «упругость» произносимых слов.

Можно взять диск с любым произведением, попробовать подражать чтецу на записи. Войдя в роль, вы почувствуете точку опоры, основание, которое позволяет голосу литься легко, звонко, свободно. Точка опоры находится в животе, который нужно подобрать, а плечи, по возможности, расслабить.

Тренировка мастерства

Голос, интонация, речь – необходимо развивать людям разных профессий. Чтобы вас слушали, важно говорить не монотонно, а живо. Изучить разные интонации позволяют многие произведения, где присутствует насыщенный диалог. Представьте персонажей, манеру речи – изобразите в небольшом отрывке.

Подражание детским голосам в актерской разминке похоже на подражание героям мультфильмов. Как происходит озвучивание? Актер смотрит на действие и произносит слова по листочку. В доме обязательно где-то лежат детские книжки, например, про Винни-Пуха. Попытайтесь озвучить его, Пяточка и Ослика. На всех — не больше одной минуты. В этой скорости чередования образов есть определенный смысл: сознание не успевает сковывать действия.

Для тренировки хорошо включить мультфильм и произносить фразы за героями. Играя, вы освобождаетесь от негатива. Здесь артистизм помогает необыкновенно.

В актерской разминке присутствует смена образов:

  • Скучный профессор;
  • Зазывала;
  • Ворчащий бюрократ;
  • Ведущий дискотеки.

Пребывание в каждом образе не дольше одной минуты развивает искусство перевоплощения. Высвобождается положительная энергия, развивая творческие способности.

Смена ролей: выберите одну фразу и произнесите ее с позиций разных героев (девочка, мама, бизнесмен, руководитель). Добавьте смену эмоций.

Мимика и пластика

Выражение лица – самый мощный, красноречивый инструмент для передачи внутреннего состояния человека. Лицо передает больше, чем тысячи слов. Актеры, преподаватели, бизнесмены, руководители, дипломаты, родители иногда вынуждены сдерживать проявление эмоций.

Но чрезмерная сдержанность приводит к противоположному результату: общение сильно беднеет из-за скованных жестов, мимики, интонаций.

К определенному возрасту характер человека читается по его застывшим мимическим морщинам. Поэтому полезна зарядка для лица, как развить артистизм упражнения:

  • Произносить протяжно звуки: а, о, ы;
  • Усиленно поднимать и опускать брови;
  • Широко улыбнуться, затем сложить и вытянуть губы вперед;
  • Жмуриться и широко открывать глаза.

Перед зеркалом попытайтесь изобразить радость, удивление, печаль, возмущение, гнев, восторг, задумчивость.

Пластика развивает способность расслаблять зажимы тела. Сбрасывать лишнее напряжение можно прыжками, танцевальными движениями. Пластику развивают упражнениями «волна» — вытянуть в стороны руки, пустить волну через плечи, «стена» — ладонями перебирать по невидимой стене, «покраска забора» — движения кистью, «гребля» — имитация гребли на веслах.

Новые возможности

Преподаватели актерского мастерства рекомендуют перед сценой делать упражнение на напряжение-расслабление. Встаньте прямо, поднимите руки, посмотрите на них, поднимитесь на носочки и потянитесь вверх в течение десяти секунд, а затем расслабьтесь. Упражнение снимает скованность. Если представится возможность сыграть роль на вечеринке у друзей – не отказывайтесь. Вы можете себя приятно удивить.

Сколько не клади зубы на полку, но творческие люди нуждаются в самовыражении. И дабы раскрыть актерский талант, усовершенствовать сценическое мастерство, нужно упорство и терпение. Приобрести и отточить все навыки, необходимые профессиональному актеру, помогут упражнения по актерскому мастерству. Ведь актер на сцене непросто механическая кукла, которая бездумно выполняет установки режиссера, а кукла, умеющая мыслить логично, просчитывать действия на несколько шагов вперед. Профессиональный актер пластичен, имеет хорошую координацию, выразительную мимику и внятную речь.

Прежде чем начинать на полную катушку изучать и прорабатывать этюды и сценки, нужно немного разобраться в себе. Настоящему актеру необходимы определенные черты характера, которые надлежит активно в себе развивать. Другие же качества стоит запрятать в дальний угол и вспоминать о них крайне редко.

Рассмотрим такое качество, как любовь к себе. Казалось бы – нормальное состояние для каждого человека. Но у этого качества есть 2 стороны:

  • Самолюбие – заставляет каждый день развиваться и учиться, не опускать руки. Без этого качества стать знаменитым актером не сможет даже очень талантливый человек.
  • Себялюбие и самолюбование – тупик для актерской карьеры. Такой человек никогда не сможет работать на зрителя, все внимание будет приковано к собственной персоне.

Хороший актер не может быть рассеянным. Он не должен отвлекаться на посторонние шумы во время игры на сцене. Ибо актерское мастерство по своей сути подразумевает постоянный контроль себя и партнера. В противном случае роль просто станет механическим представлением. А внимание позволяет не упускать важные детали во время обучения, просмотра театральных постановок, мастер-классов и тренингов. Для того чтобы научиться концентрироваться, используйте упражнения для развития внимания из сценического мастерства.

Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Развитие внимания начинается не со специальных упражнений, а с повседневной жизни. Начинающему актеру следует много времени проводить в людных местах, наблюдать за людьми, их поведением, мимикой, характерными особенностями. Все это в дальнейшем можно использовать для создания образов.

Заведите творческий дневник – это обычный дневник творческого человека. В нём выражайте свои мысли, чувства, записывайте все изменения, которые произошли с окружающими предметами.

После заполнения творческого дневника, можно переходить к отработке сценок и этюдов. Начинающий актер обязан максимально точно передать образ и мимику человека, за которым наблюдал. Нужно помещать прототипы в нестандартные ситуации – именно такие постановки показывают, насколько актер смог понять и вжиться в образ неизвестного человека.

«Слушаем тишину»

Следующее упражнение – умение слушать тишину, нужно научиться направлять внимание на определенную часть внешнего пространства, постепенно расширяя границы:

  • прислушаться к себе;
  • слушать, что происходит в комнате;
  • прислушаться к звукам во всем здании;
  • распознать звуки на улице.

Упражнение «Тень»

Оно не только развивает внимание, но и учит осознано двигаться. Один человек медленно делает какие-либо беспредметные действия. Задача второго – максимально точно повторять все движения, стараться их предугадать, определить цель действий.

Пантомимы и инсценировки

Хороший актер умеет выразительно передавать эмоции словами и телом. Эти навыки помогут вовлечь в игру зрителя, донести до него в полной мере всю глубину театральной постановки.

Пантомима – особый вид сценического искусства, основанный на создании художественного образа посредством пластики, без использования слов.

  • Лучшее упражнение, чтобы научиться пантомиме – игра «крокодил» . Цель игры – без слов показать предмет, фразу, чувство событие. Простая, но веселая игра прекрасно тренирует выразительность, развивает мышление, учит быстро принимать решения.
  • Инсценировка пословиц . Цель упражнения – при помощи небольшой сценки показать известную пословицу или афоризм. Зритель должен понять смысл происходящего на сцене.
  • Игра в жесты – при помощи невербальных символов актер может очень многое сказать на сцене. Для игры надо не менее 7 человек. Каждый придумывает себе жест, показывает его окружающим, затем показывает какой-нибудь чужой жест. Тот, чей жест показали, должен быстро повторить его сам, и показать следующий чужой жест. Кто сбился – выбывает из игры. Эта игра – комплексная, развивает внимание, учит работать в команде, улучшает пластику и координацию рук.

Упражнения для развития пластики

Если с пластикой дела обстоят не очень хорошо, можно легко исправить этот недостаток. При регулярном выполнении следующих движений дома можно научиться лучше чувствовать собственное тело, умело им управлять.

«Красим забор»

Хорошо развивает пластику кистей и рук упражнение «красим забор». Необходимо красить забор, используя кисти рук вместо кисточки.

Какие упражнения делают руки послушными:

  • плавные волны от одного плеча к другому;
  • невидимая стена – необходимо руками прикасаться к невидимой поверхности, ощупывать ее;
  • гребля невидимыми веслами;
  • выкручивание белья;
  • перетягивание невидимого каната.

«Собери по частям»

Более сложное задание – «собери по частям». Надо собрать по частям какой-нибудь сложный механизм – велосипед, вертолет, самолет, создать из досок лодку. Взять невидимую деталь, ощупать руками, показать размер, вес и форму. Зритель должен представлять, какая запчасть находится в руках у актера. Установить деталь – чем лучше пластика, тем быстрее зритель поймет, что собирает актер.

«Гладим животное»

Упражнение «гладим животное». Задача актера – погладить животное, взять его на руки, покормить, открыть и закрыть клетку. Зритель должен понимать – это пушистый заяц или скользкая, извивающаяся змея, маленькая мышка или большой слон.

Развитие координации

Актер должен обладать хорошей координацией. Этот навык позволяет выполнять сложные упражнения на сцене, выполнять несколько движений одновременно.

Упражнения на развитие координации:

  • Плаванье. Вытянуть прямые руки параллельно полу. Одной рукой совершать круговые движения назад, другой – вперед. Двигать руками одновременно, периодически менять направление движений каждой руки.
  • Постучать - погладить. Одну руку положить на голову и начать гладить. Другую руку поместить на живот, легко постукивать. Движения делать одновременно, не забывая менять руки.
  • Дирижер. Руки вытянуть. Одна рука совершает движения вверх-вниз на 2 такта. Другая – совершает произвольные движения на 3 такта. Или рисует геометрическую фигуру. Действовать обеими руками одновременно, периодически менять руки.
  • Путаница. Вытянуть одну руку, прямой рукой совершать круговые движения по часовой стрелке, при этом одновременно вращать кистью в другом направлении.

Эти упражнения первое время выполнять непросто. Но постоянная практика дает результаты. Каждое упражнение стоит повторять не менее 10 раз каждый день.

Сценки и этюды для начинающих актеров

Начинающему актеру необязательно все придумывать с нуля. Умение качественно копировать и подражать – неотъемлемая часть сценического мастерства. Нужно просто найти фильм с любимым персонажем, постараться максимально точно скопировать его мимику, движения, жесты и речь, передать эмоции и настроение.

Задание кажется простым, но на первых порах могут возникнуть затруднения. Только регулярные занятия помогут отточить мастерство подражания. В этом упражнении не обойтись без внимания и умения сконцентрироваться на мелочах. Хорошим даром подражания обладает Джим Керри – у него есть чему поучиться.

Упражнение «Додумай»

Актерская профессия предполагает хорошо развитую фантазию и воображение. Развивать эти навыки можно при помощи упражнения «додумай». Необходимо пойти в места большого скопления людей, выбрать человека, понаблюдать, обратить внимание на внешний вид и манеру поведения. Потом придумать ему биографию, имя, определить род занятий.

Сценическая речь

Хорошая сценическая речь подразумевает не только четкое произношение и хорошую артикуляцию. Хороший актер должен уметь тихо кричать и громко шептать, одним только голосом передавать эмоции, возраст и душевное состояние героя.

Чтобы научиться предавать эмоции словом, необходимо какую-либо простую фразу произнести с точки зрения разных персонажей – маленькой девочки, зрелой женщины, мужчины в возрасте, знаменитого актера или политического деятеля. Нужно найти особенные интонации для каждого персонажа, использовать типовые речевые обороты.

Упражнения для развития сценической речи:

  • Задуваем свечи . Набрать побольше воздуха, поочередно задуть 3 свечи. Количество свечей нужно постоянно увеличивать, задействовать при вдохе мышцы диафрагмы.
  • Отрабатываем технику выдоха . Для этого упражнения подходит стихотворение «Дом, который построил Джек». На одном дыхании необходимо произносить каждую часть произведения.
  • Улучшаем дикцию . Невнятная речь недопустима для хорошего актера. Нужно честно определить проблемные звуки в своей речи, ежедневно произносить скороговорки, которые направлены на устранение проблемы. Заниматься надо не менее получаса 3–5 раз в день. Скороговорки учат четко говорить в быстром темпе, что крайне важно в актерской деятельности.
  • Интонация играет видную роль в создании правильного образа . Для тренировки необходимо ежедневно читать вслух художественные драматические тексты.

Упражнения по актёрскому мастерству можно изучать самостоятельно, на помощь придут различные тренинги. Но лучше заниматься в компании таких же единомышленников – можно пойти на курсы или устраивать дома театральные вечера. Главное, никогда не сдаваться, всегда верить в собственный талант, двигаться к намеченной цели.

Современные тенденции развития образования, возросшие требования к личности учащегося, усилили потребность в формировании творческой индивидуальности каждого ребенка, реализации его творческих способностей, развитии творческой деятельности. На сегодняшний день важными качествами личности становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и эмоции, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое начало, во взаимодействии с высокохудожественными образцами музыкальной и танцевальной культур. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет такое понятие, как артистизм.

Для выявления сущности и специфики формирования артистизма у детей в процессе обучения хореографии необходимо уточнить понимание понятия артистизм.

Артистизм - умение передавать эмоциональную информацию с помощью движений, мимики, выражения глаз и голоса. Артистизм - это искусство перевоплощения, позволяющее человеку надевать определенную «маску». Вживаясь в роль, человек временно меняет свою личность, не изменяя при этом глубинные личностные установки. Согласно словарю Ожегова С.И., артистизм - тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе, не только непреложный атрибут творческой деятельности, но и критерий свободы, компетентности человека. Человек, обладающий артистическими данными, по С.И. Ожегову, - виртуоз, мастер своего дела.

Артистизм как объект исследования многосторонен. В изучении данной проблемы участвуют представители различных наук: философы, социологи, психологи, педагоги, искусствоведы и т.д. Принципиальное значение для данного исследования имеют взгляды деятелей, работавших в области искусства. Они использовали приемы и методы работы, с помощью которых наиболее эффективно можно овладеть артистизмом, а именно процессами восприятия, воображения, развить творческое мышление, эмоциональную гибкость, способность к импровизации (К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд, Е.Б. И.А. Моисеев и А.Я. Ваганова). К.С. Станиславский, раскрывая специфику актерской профессии, основное внимание сосредотачивал на специфических качествах, которыми должен обладать актер, на понимании мастерства как силы личного обаяния, воздействия на аудиторию, заразительности и притяжения актера. Актер не себя должен любить в образе, а образ в себе, и выходя на сцену не демонстрировать себя, а свой образ. В.Э. Мейерхольд считал, что артистическое воздействие - это способность воздействовать и заражать зал.

Все вышесказанное можно в равной степени отнести и к артистизму в хореографии. По мнению А.Я. Вагановой основная задача танцора в том, чтобы средствами танца создавать содержательные хореографические образы, отвечающие задачам балетмейстера. Один из величайших русских балетмейстеров и педагогов Михаил Фокин отступил от отточенной техники взамен яркой образности и артистичности и этим произвел революцию в балете. А великий хореограф Игорь Моисеев писал о том что «танец как вид искусства всегда выполнял определенные задачи, и, по-видимому, танец в жизни человека просто необходим, как одно из средств самовыражения человека, через которое он передает свои эмоции и чувства и понимание красоты. И по мере развития этого вида искусства он в состоянии передавать какие-то свои духовные богатства. Мы знаем, чем богаче внутренний мир человека, тем богаче средства его выражения - в любом виде искусства». Великий балетмейстер Ростислав Захаров неоднократно подчеркивал, что «танец всегда должен быть содержательным, иначе он превратится в абстрактное, холодное сочетание телодвижений. Состояние человека, образ которого воплощает исполнитель, выражается в танцевальных движениях определенного характера, благодаря чему зритель воспринимает мысль и чувство, которые были вложены в танец. Только при подлинном мастерстве и артистизме танцовщика мысли и чувства, наполняющие его, овладевают зрительным залом» .

Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела, которые свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, своеобразие личности. Хореография основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обогащаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора в единое целое. И здесь исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения.

Хореография - искусство изначально синтетическое, и вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, дающей ей эмоциональную и ритмическую основу, оно не может существовать. Вместе с тем хореография - зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда - роль костюма, декоративного оформления и др.).

Как же добиться яркости и выразительности? Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу.

Все серьезные педагоги-балетмейстеры работают по школе хореографического училища. Кто-то в большем, кто-то в меньшем объеме, но школа классического, да и народного танца одна, с небольшими нюансами у каждого педагога. На эту тему написано много учебников, пособий. Однако о том, какова роль артистизма в искусстве хореографии не уделяется должного внимания. Специфика хореографического искусства - выразительность, красноречие человеческого тела. Оно связано с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть связана с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Макаренко сказал, что «труд ради труда ещё не сделал ничего положительного. Только труд через эмоциональное состояние дает потрясающие результаты».

Артистизм является полезным человеческим качеством, которое сопровождает нас в повседневной жизни. В первую очередь артистизм необходим актерам, но немаловажен он и в других сферах деятельности. По сути, актерское мастерство - это умение быть самим собой, играя какую-то роль. К этому умению добавляется обладание и другими, не менее важными навыками. Сюда можно отнести внутреннее раскрепощение, управление мышцами лица и тела, дыхание, внимание, взаимодействие с партнером, преодоление психологических барьеров, страхов и волнения, развитие и улучшение пластики и памяти. И все они обязательно нужны человеку.

Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что артистизм - достаточно сложное понятие, объединяющее целый ряд как физиологических так и психологических характеристик. Для исполнителя артистизм становится ключевым условием развития творческих способностей, овладения учеником умениями и навыками художественно-образного воплощения средствами танцевального, музыкального и театрального искусства. Опираясь на анализ литературы по проблеме исследования, можно сделать вывод, что формирование артистических способностей у учащихся является возможностью раскрыть творческий потенциал ребенка и воспитать творчески-направленную личность.

- [Словарь иностранных слов русского языка

См. мастерство 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. артистизм сущ., кол во синонимов: 6 … Словарь синонимов

артистизм - а, м. artistisme m. 1. Выдающиеся способности, художественная одаренность. БАС 2. || Об особой умении держать себя, изяществе манер, грациозности движений, обычно свойственных артистам. БАС 2. 2. Высокое мастерство, достигнутое в области… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АРТИСТИЗМ, а, муж. (книжн.). Тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе. Высокий а. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

артистизм - а, только ед., м., книжн. 1) Художественная одаренность. Природный артистизм. 2) Высокое и тонкое мастерство в исполнении чего л. Отличаться артистизмом. Синонимы: виртуо/зность, иску/сство/ 3) Особое изящество манер, грациозность движений.… … Популярный словарь русского языка

М. 1. Художественная одарённость. отт. перен. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком либо деле. 2. перен. Особое изящество манер, грациозность движений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Артистизм, артистизмы, артистизма, артистизмов, артистизму, артистизмам, артистизм, артистизмы, артистизмом, артистизмами, артистизме, артистизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

артистизм - артист изм, а … Русский орфографический словарь

артистизм - (2 м) … Орфографический словарь русского языка

артистизм - у, ч. Висока майстерність, віртуозність … Український тлумачний словник

Книги

  • Игра "Зверобой" , . В игре "Зверобой" победит только самый быстрый и артистичный, ведь в ней категорически запрещено просто сидеть и молчать - нужно рычать, гавкать и хрюкать! Игрокам предстоит проверить себя на…

Артистизм - особое искусство. Оно сводится к двум сиддхам, соединенным вместе. Первая - проникнуть в ту роль, которую вам необходимо играть, причем не важно, играете вы на сцене или в жизни. Чтобы хорошо сыграть роль Анны Карениной, необходимо прожить изнутри те чувства и страсти, которые испытывала она в романе. Как это делать, можно прочесть у Станиславского, у Чехова и других специалистов по артистизму. Но тонкость в том, что если в момент, когда вы будете играть роль на сцене или в жизни, вы сами будете пропускать через свои чакры ту эмоциональную энергию, которая соответствует роли, причем много энергии, ведь роль часто очень эмоциональна, то ваш организм просто будет изнашиваться. Так работают некоторые, даже известные артисты, но это очень выматывает человека, а для йога совсем не годится. Отсюда вторая сиддха: закрыть чакры, не верить в глубине себя в то, что вы сейчас проживаете, а в своем энергетическом поле, в ауре, выставленной вперед, изобразить как можно натуральнее целый энергетический спектакль. Если вы подстроите голос, движения и мимику, но не дадите поток энергии, то это еще не совершенный артистизм. Хороший артистизм - это когда в вашей ауре переливаются и вспыхивают желаемые энергии, а чакровая, внутренняя энергия на это не расходуется. Откуда вы возьмете эту внешнюю энергию: притяните из астрала, накопите от зрителей, или еще что-нибудь, это уже надо придумывать самому. Еще одно замечание для артистов: если вы на сцене будете работать открыто с энергетической точки зрения, то вся энергия зрителей будет попадать прямо вам внутрь. Но ведь ее нельзя назвать чистой. Кто-то завидует, кто-то насмехается, кто-то осуждает вас - и все это вы проглатываете вместе с восхищением, слезами, радостью и т.

По сути, артистизм в жизни - это умение прятать свою сущность, свои внутренние реакции, свои мысли, свои недостатки и даже достоинства. Многие могут возразить, что это не сочетается с йоговскими принципами правдивости, честности и прямоты. Теоретически, это верно, однако, как уже говорилось, мы живем в мире, который весь еще пропитан законами Кали-юги, и если вы будете во всем откровенны, то вас могут не понять, осмеять, посчитать дураком и даже забить камнями. Артистизм является необходимым защитным оружием в эпоху, когда мы ежедневно подвергаемся энергетическим и психическим нападениям, даже от нечужих нам людей. Главное в этой игре - иметь чистую совесть и быть честным с самим собой. А снаружи необходимо уметь носить маски, и не одну, а несколько. Вот конкретные техники, которые помогут наработать артистизм, если конечно, приложить к этому достаточно усилий.

1) Выучите песню, а лучше десяток песен, которые вас глубоко трогают внутри, которые вам нравятся, законами которых вы живете. Проживите их, когда вы один или с теми людьми, на кого вы можете быть открыты, а потом научитесь петь их кому угодно и где угодно, причем так, чтобы во время пения в вашей груди все было спокойно и чисто как стеклышко, чтобы песня вас не пробивала внутри на эмоции.

2) Найдите людей, к которым у вас пока есть презрение, или брезгливость, или еще какое-нибудь неприятие. Конечно, эти качества нужно убирать, для духовного развития они не годятся, но пока вы еще не добрались до них своим осознанием, не вычистили из подсознания, то их можно использовать - можно учиться чему-то другому, используя свои недостатки. Так вот, тренируйтесь общаться с людьми так, чтобы внешне вы были безупречны, чтобы никто даже догадаться не мог, что у вас есть неуправляемые пока реакции неприятия.

Не бойтесь специально ставить себя в трудные ситуации - ведь это ускорит намного ваше развитие.

3) Предположим, есть человек, которого вы побаиваетесь, или хотя бы чувствуете неуверенность, когда он рядом, который сминает вас своей формой поведения, социальным статусом или еще чем-то. Специально побольше общайтесь с ним, тренируя форму легкого, независимого поведения. Именно легким и свободным, а не наглым и вызывающим должно стать ваше поведение. Вы одновременно будете тренировать волю, бесстрашие и артистизм, а так же чувство собственного достоинства . Это очень ценные люди для вашего продвижения - те люди, которых вы боитесь. Это вовсе не монстры из боевика, это скорее всего ваш начальник по работе, директор фирмы, ваши собственные мама с папой и все остальные, кто в чем-то заметно сильнее, чем вы.

4) Если у вас есть роман или вы кого-то любите, то наверняка будут ситуации, где вам придется скрывать от окружающих свои чувства к партнеру, характер ваших отношений и т.д. Это тоже прекрасная ситуация для наработки искусства носить маски. Ни один неожиданно заданный вопрос о ваших отношениях не должен застать вас врасплох. Или вы вообще ничего не ответите и по вам нельзя будет определить что-либо о ваших чувствах, или вы сыграете роль и выставите несколько не те чувства, которые имеете внутри. Здесь нужно уметь управлять своими чувствами - то проявлять их, то совсем выключать.

5) Чтобы скрыть мысли, надо их просто не думать в присутствии тех, от кого вы хотите их спрятать. Нужно тренироваться держать голову пустой или наоборот, наполненной, но чем-то совсем другим, отличным от того, что хотят из вас выудить. Нужно уметь уводить свои истинные мысли о ком-то, о чем-то глубоко на задний план и еще сворачивать их там в маленькие точечки. А впереди пускать как кинопленку целые парады разных интересных, умных, глубоких, цветастых мыслеформ, которые, ну никакого отношения к вашей истинной сущности не имеют.

Итак, артистизм - это искусство не быть собой, когда требуется по ситуации.