Расчет разницы страхового возмещения осаго менее 10. Характеристика классов осаго

Когда производится расчет стоимости автогражданки, представителями страховой компании принимается во внимание , который определяется на страновом уровне, а также коэффициенты, зависящие от региона, в котором зарегистрировано транспортное средство, персональных характеристик водителя и прочих факторов. Такие коэффициенты могут быть понижающими или повышающими.

Среди подобных показателей особое место занимает коэффициент бонус-малус (КБМ), в рамках которого происходит назначение определенного класса водителю, и который характеризует дисциплинированность и законопослушность каждого автолюбителя.

Обзор показателя

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Класс водителя — это некая величина, которая может обозначаться буквой М или цифрами от 0 до 13. Так наименьший класс обозначают буквой М, цифрой 13 обозначают самый высокий класс. Водительский класс как таковой не оказывает влияния на стоимость страховки, однако он используется для расчета КБМ, способного как понизить цену на страховой полис в половину, так и увеличить ее в несколько раз.

В 2003 году, когда вступил в силу , класс привязывался к машине, а не определенному водителю. Это было невыгодно для автолюбителей, поскольку при замене собственного транспортного средства они снова получали 3 класс ОСАГО, а при это равнялся единице.

Начиная с 2007 года положение водителей меняется. С этого года класс закрепляется не за авто, а за конкретным человеком. В результате КБМ остается прежним при смене средства передвижения.

Когда автогражданка оформляется в первый раз, водитель получает класс 3. Если на протяжении 12 месяцев, пока действует контракт со страховой, водитель не стал причиной аварии на дороге и не обратился за выплатой компенсации, на следующий страховой период он получает 4 класс и уменьшение КБМ на 5%. Так, например, 9 класс ОСАГО соответствует коэффициенту 0.7, 13 класс имеет минимальный коэффициент, который равен 0.5.

Учет водительских классов ведет Российский союз автостраховщиков (РСА). Когда оформляется страховка, все данные фиксируются в реестре, который для всех регионов и территориальных единиц является единым.

Зная свой класс, водитель может производить самостоятельный расчет стоимости страховки. Это важно, учитывая наличие на рынке услуг недобросовестных страховщиков, которые специально используют неправильный , чтобы увеличить размер выплаты.

Чтобы произвести расчет водительского класса для оформления ОСАГО, понадобится удостоверение водителя, которое и поможет определить его стаж вождения. Если водитель менял права в связи с тем, что закончился их срок действия или по иным причинам, в новом удостоверении всегда можно найти сведения, взятые из предыдущего документа.

При расчете следует учесть, что действующее законодательство определяет, что отсчет стажа начинается не с момента, когда водитель впервые сел за руль, а с даты получения водительских прав.

Онлайн инструкция

Для проведения расчета класса можно использовать как специальную таблицу, которую можно найти ниже по тексту, так и различные онлайн-ресурсы, которые предлагают пользователям специальные калькуляторы, дающие возможность рассчитать не только класс, но и размер применяемого КБМ.

Гарантировано достоверная информация размещена на сайте РСА.

Чтобы получить сведения из единого реестра, пользователю предлагается заполнить форму, в которой указываются такие сведения:

  • физическое или юридическое лицо является владельцем машины;
  • сколько водителей будет допущено к управлению авто (ограниченный или неограниченный перечень);
  • дата, с которой автогражданка начнет свое действие;
  • если машина находится в собственности физ. лица и пользоваться ею будет ограниченное количество людей, нужно указать их фамилию, имя, отчество; дату рождения и данные удостоверения водителя;
  • при условии, что авто принадлежит физ. лицу, но будет использоваться неограниченным числом водителей, указывать следует данные владельца и данные машины (номера регистрационный и VIN);
  • если собственник – юр. лицо, указать нужно ИНН структуры, ВИН номер и госзнак транспортного средства, которое страхуется.

Последний этап ввода информации предполагает введение кода безопасности, который появляется на экране в отдельной окне. После этого следует нажать кнопку «Поиск».

Есть вероятность, что система выдаст ответ о том, что запрашиваемый коэффициент не был найден.

Этому может быть несколько объяснений:

  • Страховой контракт до этого не оформлялся и будет оформлен в первый раз. В этом случае закономерно, что информация о водителе отсутствует в системе.
  • По какой-то причине сведения о водителе не отображаются в базе, например, допущена ошибка при заполнении формы запроса или при внесении сведений в реестр страховщиком.

Если проверяя свой класс, водитель обнаружил, что допущена ошибка и его КБМ рассчитан неправильно, ему нужно направить официальный запрос на имя руководителя РСА, к которому следует приложить копии всех имеющихся страховых полисов за прошлый период.

Суть распределения

КБМ может как повысить, так и понизить стоимость страховки. Зависит это наличия страховых выплат в предыдущем периоде и их количества. Если в прошлом году водителем не было создано аварийных ситуаций на дороге, которые привели к выплате страховой компанией компенсации пострадавшей стороне, то и класс автолюбителя повысится, а коэффициент соответственно станет ниже.

Таблица классов позволяет вычислить, какой класс будет присвоен автолюбителю за безаварийную езду:

Класс вначале термина КБМ Класс по окончании года
Не было возмещений (имело место 1 возмещение)
13 0.5 13 (7)
12 0.55 13 (6)
11 0.6 12 (6)
10 0.65 11 (6)
9 0.7 10 (5)
8 0.75 9 (5)
7 0.8 8 (4)
6 0.85 7 (4)
5 0.9 6 (3)
4 0.95 5 (2)
3 1 4 (1)
2 1.4 3 (1)
1 1.55 2 (М)
0 2.3 1 (М)
М 2.45 0 (М)

Важно знать, что, приобретая первый полис, автолюбитель автоматически получает 3-ий класс. Если автолюбитель в течение 12 месяцев не стал виновником ДТП, его класс повышается ежегодно на одну позицию. Из этого следует очевидная закономерность: безаварийная езда в течение нескольких лет приводит к ежегодному повышению класса и снижению коэффициента.

Случается, что в течение года автолюбитель не управлял машиной и как результат не оформлял ОСАГО. В подобном случае его класс будет понижен до третьего при оформлении страховки на следующий период.

Если в первые 12 месяцев вождения была произведена страховая выплата за причиненный в результате аварии ущерб, это может оказать влияние на стоимость полиса в течение следующих 14 лет , а в таком случае есть угроза превращения коэффициента из понижающего в повышающий

Прочие особенности классов ОСАГО

Влияние на цену

Класс водителя при оформлении страховки ОСАГО имеет определяющую роль при формировании ее стоимости, которая рассчитывается, исходя из следующих данных:

  • размер базовой ставки для разных типов транспортных средств;
  • место регистрации владельца: для каждого конкретного региона имеется собственная статистика ДТП, она и влияет на уровень показателя;
  • модель и марка, для каждой из которых рассчитаны тарифы индивидуально, при этом учитывается частота их попадания в ДТП;
  • возраст водителя: молодые люди склонны с быстрой езде, в связи с чем их езда считается более рисковой;
  • стаж вождения: водители имеющие определенный опыт могут рассчитывать на понижение тарифа;
  • количество водителей, которые внесены в полис дополнительно, а также их характеристики;
  • история вождения клиента.

Восстановление коэффициента

Бывают случаи, когда люди, которые покупают страховку не первый год и не были провокаторами ДТП вдруг обнаруживают, что очередной страховой полис стоит не дешевле, а дороже, чем предыдущий. В таком случае стоит прояснить, в чем таится причина такого необоснованного повышения. Самая распространенная из них – неверный расчет коэффициента.

Как такое возможно:

  • База РСА содержит информацию про все полисы. Если же водитель оформляет полис ОСАГО с новым удостоверением, это становится причиной завышения коэффициента. Чтобы его восстановить нужно сделать запрос, используя номер и серию предыдущего документа. Если данные будут подтверждены, в специальных отметках будет указываться эта информация. Важно учесть, что смена прав предполагает отправление письменного извещения об этом в страховую компанию.
  • Не исключен человеческий фактор. Оператор мог допустить ошибку, производя внесение данных водителя в базу.
  • До начала 2013 года основанием для расчета КБМ служил предыдущий полис. Сегодня же водитель, имеющий собственное авто, но параллельно вписанный в страховку иной особы, у которой ниже класс, на основании этих сведений может рассчитывать исключительно на присвоение максимального коэффициента.
  • Данные не были внесены в базу в результате того, что страховая обанкротилась.

От чего зависит

Класс водителя зависит от следующих показателей:

  • тариф, который установлен для различных видов транспорта;
  • модель и марка авто;
  • место регистрации;
  • возрастная группа, к которой относится автолюбитель;
  • стаж вождения;
  • характеристики особ, которые внесены в полис дополнительно и допущены к вождения автомобилем;
  • имеющаяся история вождения транспортного средства.

Проверка на сайте РСА

Начиная с 2006 года функционирует сайт РСА, где содержится информация обо всех страховщиках в Российской Федерации. Чтобы узнать свой показатель, следует посетить сайт и перейти на вкладку, которая называется «В помощь страхователю».

Чтобы узнать свой понижающий показатель, нужно просчитать свой стаж вождения и количество обращений за выплатой ежегодно.

Рассмотрим пример, когда водитель имеет 4 года водительского стажа и на первом году он один раз использовал возможность страхового обращения. В момент страхования такому автолюбителю был присвоен класс 3.

При обращении за получением страховой выплаты он понизился до первого класса, показатель которого равен 1.55. Такой же его уровень сохранится и на протяжении следующего года. Последующие 24 месяца без аварий приведут к тому, что водитель вернется на позицию, которая соответствует 3 классу.

Онлайн-проверку коэффициента проводят не только водители, но и страховые компании, которые оформляют полис. Для проверки они также используют реестр АИС РСА.

Ни в одном полисе не удастся найти сроку, в которой упоминается КБМ. Такие данные содержатся исключительно в базе на сайте РСА.

Выявление ошибки

Если в результате проведенной онлайн-проверки было обнаружено несоответствие данных по полису ОСАГО и базы, можно попытаться восстановить справедливость так:

  • лично обратиться в страховую компанию с заявлением о допущенной ошибке и просьбой ее устранить;
  • направить заявление в прокуратуру или Роспотребнадзор.

Ко второму варианту нужно прибегать только в том случае, если не дал никаких результатов первый. Прокуратура имеет большее влияние на недобросовестного страховщика, чем клиент.

При обращении в органы прокуратуры в заявлении нужно отобразить такую информацию:

  • какие права были нарушены компанией-страховщиком;
  • описать подробно спорную ситуацию и предоставить имеющиеся доказательства;
  • указать, что от прокуратуры ожидается оказание воздействия на страховую или возбуждение дела про административное правонарушение, если для этого есть основания;
  • контактные данные.

РАСЧЕТ ПО ЕДИНОМУ СТАНДАРТУ РСА

С 1 декабря 2014 года все страховые компании, работающие в системе ОСАГО, перешли на единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей. Ранее стоимость ремонта эксперты СК оценивали по-разному. Порой итоги расчетов двух специалистов различались втрое. К чему это привело? Страховщики выплачивали минимум - и потерпевшие пошли в суды.

Решения судебных инстанций в большинстве своем были не в пользу страховщиков. В результате суммы выплат выросли в два-три раза и страховые компании лишились весомого куска прибыли. Им нужно было принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО становилось невыгодно . Первым делом повысили стоимость полиса на 30%. Затем появился документ, устанавливающий порядок расчета стоимости ремонта - единый для всех экспертов.

Над документом долго работали специалисты РСА - ведь нужно было учесть еще и стоимость запасных частей, а их в справочнике более 40 миллионов наименований!

БЕЗ УЧЕТА ИНФЛЯЦИИ

Для определения стоимости ремонта регионы разделили по отдельным зонам. Всего их тринадцать. Для каждой - свои ценники на запчасти. Чтобы проверить, к какой зоне относится тот или иной регион, достаточно зайти на сайт РСА (autoins.ru) в раздел «ОСАГО». Там же можно проверить и стоимость запасных частей. Правда, для этого нужно знать их заводское обозначение.

В РСА уверяют, что цены на ремонт и запчасти установлены рыночные и разногласий между потерпевшими и страховщиками теперь не будет. Так ли это? Проверим.

Для чистоты эксперимента возьмем реальный автомобиль, пострадавший в ДТП, - седан Nissan Teana 2011 года выпуска с пробегом 59 482 км. Эксперты компании «Кримэкспертиза» сделали расчет стоимости ремонта как по единой методике РСА, так и по рыночным ценам Московского региона. По методике РСА с учетом износа потерпевшему выплатят 158 тысяч рублей, тогда как реально, если не учитывать износ деталей, для ремонта автомобиля понадобится 248 тысяч. Разница - 90 тысяч рублей! А если брать рыночный расчет (с учетом износа) наших экспертов, то эта разница сократится до 38 тысяч рублей, но все равно останется.

Основная причина нестыковок - стоимость запасных частей. Мы проверили цены на детали на сайте РСА и сравнили со среднерыночными по Москве. Оказалось, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно ниже. Это объяснимо: поставки запчастей привязаны к евро и доллару , а справочники составляли, когда курс был в два раза ниже. Обновить же свои расчеты РСА планирует лишь через полгода.

Недостаточной будет и сумма, выплаченная на ремонтные работы. Стоимость нормочаса для марки Nissan в методике занижена. К примеру, неофициальные сервисные станции берут за кузовные работы 1000 рублей за час, у официалов расценки еще выше - от 1500 рублей. А в методике указана сумма 900 рублей за нормочас (для Центрального экономического региона, куда входит и Москва).

Есть и другие проблемы. По мнению эксперта Александра Гладышева, некоторые повреждения автомобиля, например перекосы кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А дорогостоящие измерительные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах. В результате стоимость таких работ специалистами страховщиков учитываться не будет. А значит, и денег окажется недостаточно для ремонта автомобиля.

НАЙТИ ВЫХОД

Что же делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант - обзавестись полисом каско. Но его могут себе позволить не все.

Судиться тоже не вариант. Ведь теперь и в страховых компаниях, и в судах единственный документ, по которому можно рассчитать стоимость ремонта, - методика РСА. При этом, если разница между выплатой страховщика и требованием пострадавшего составляет не более 10%, ее отнесут к так называемой статистической погрешности и не примут такой иск к рассмотрению в суде. А рассчитать ущерб на сумму, которая больше этих 10%, чтобы постараться приблизиться к реальной стоимости ремонта, эксперт теперь не сможет - методика не позволит. Поэтому единственный выход для автовладельцев, не имеющих полиса каско, - не брать деньгами, а требовать направления на ремонт в автосервис. Благо это предусмотрено правилами ОСАГО.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (закон об ОСАГО) в действующей редакции:

Статья 12.1 закона об ОСАГО. Независимая техническая экспертиза транспортного средства

1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.

2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.

3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит, в частности:

а) порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;

б) порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа;

в) порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;

г) справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;

д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Данные указанных справочников должны обновляться не реже одного раза в течение шести месяцев, в том числе на основании сведений об оплате страховщиками проведенного восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств станциям технического обслуживания в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.

Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию и внесенное в государственный реестр экспертов-техников.

Профессиональная аттестация экспертов-техников и ее аннулирование осуществляются межведомственной аттестационной комиссией, создаваемой федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. В состав межведомственной аттестационной комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти в области транспорта, федерального органа исполнительной власти в области юстиции, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, Банка России, профессионального объединения страховщиков, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а также представители общественных организаций и эксперты в области независимой технической экспертизы транспортных средств.

Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, положение о межведомственной аттестационной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме.

6. Судебная экспертиза транспортного средства, назначаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования, проводится в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утверждаемой Банком России, и с учетом положений настоящей статьи.

Вернуться к оглавлению документа: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об ОСАГО" в действующей редакции

Комментарии к статье 12.1 закона об ОСАГО, судебная практика применения:

Разъяснения Верховного Суда РФ в Обзоре практики 2016:

Взыскание страхового возмещения по ОСАГО только в соответствии с Единой методикой Банка России

Взыскание страхового возмещения по договору ОСАГО по страховым случаям, наступившим начиная с 17 октября 2014 г., осуществляется только в соответствии с Единой методикой (см. подробнее п. 19 "Обзора практики рассмотрения судами дел , связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 года)

Размер страхового возмещения по ОСАГО при гарантии производителя определяется Единой методикой Центробанка, а не ценой ремонта у официального дилера

Размер страхового возмещения по договору ОСАГО в отношении поврежденного транспортного средства, на которое распространяется гарантия производителя, определяется только в соответствии с Единой методикой (см. подробнее п. 20 "Обзора практики рассмотрения судами дел , связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Разъяснения Верховного Суда РФ в утратившем силу Постановлении Пленума ВС РФ 2015:

В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", ныне утратившего силу , содержались следующие разъяснения:

Размер страхового возмещения определяется только в соответствии с методикой Центробанка

По договору обязательного страхования размер страхового возмещения , подлежащего выплате потерпевшему в результате повреждения транспортного средства, по страховым случаям, наступившим начиная с 17 октября 2014 года, определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года № 432-П.

В случаях, когда разница между фактически произведенной страховщиком страховой выплатой и предъявляемыми истцом требованиями составляет менее 10 процентов, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3.5 Методики расхождение в результатах расчетов размера расходов на восстановительный ремонт, выполненных различными специалистами, образовавшееся за счет использования различных технологических решений и погрешностей, следует признавать находящимся в пределах статистической достоверности.

Предметом рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации стал вопрос о соответствии закону (утв. положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П), регулирующей порядок определения размера расходов на восстановительный ремонт транспортного средства в рамках ОСАГО. Согласно этой норме расхождение в результатах расчетов размера восстановительных расходов, выполненных различными специалистами, следует признавать находящимся в пределах статистической достоверности за счет использования различных технологических решений и погрешностей расчета, если оно не превышает 10 процентов ().

Подробнее об убытках, подлежащих возмещению в рамках ОСАГО в случае причинения вреда имуществу потерпевшего, – в "Энциклопедии решений" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Истец, обратившийся в ВС РФ с заявлением о признании указанной нормы недействующей, мотивировал свое требование тем, что она позволяет страховщикам не доплачивать 10% страхового возмещения и тем самым нарушает законодательно закрепленное право потерпевшего на полное возмещение убытков.

По результатам рассмотрения дела ВС РФ не нашел оснований для удовлетворения иска. Суд исходил из того, что оспариваемое положение Единой методики не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, а допустимые пределы статистической достоверности расчета размера восстановительных расходов обусловлены возможностью использования при их осуществлении различных технологических решений.

Калькулятор

Страховая мало насчитала по ОСАГО или КАСКО?! Узнайте справедливую сумму выплаты!

При помощи этого калькулятора, Вы можете рассчитать реальную сумму ущерба после ДТП. В основу данного калькулятора заложены постоянно обновляющиеся цены запасных частей на все марки автомобилей и стоимость нормочаса работы специалиста станции технического обслуживания, как специализированного(дилерского), так и нет.

Внимание! Сумма является гипотетической! Обратившись в нашу компанию, Вы всегда можете узнать справедливую сумму ущерба после проведения бесплатной .

О нашей компании

Наши автоюристы оказывают помощь при ДТП, юридические и экспертные услуги в сфере автострахования. Нашему мнению доверяют крупнейшие телеканалы России, освещающие проблемы автострахования и ситуации, когда страховая не выплачивает страховку или занижает страховые выплаты.

наши преимущества

1 Мы отсудили 761 444 000 Р у страховых в пользу клиентов

2 Вы не платите ни копейки пока мы не выиграем дело

3 Все расходы оплачиваем мы в т.ч. пересылку и пошлины

4 Работаем по всей России не обязательно ездить к нам

Бесплатная консультация

Станьте нашим партнёром

Расскажите автовладельцам о способе получить свои страховые выплаты в полном объёме! Помогите другим не быть обманутыми страховыми!