Понятие творческой деятельности, её виды, направления. Способы развития творческих способностей человека

Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое. Определение деятельности через новизну результата предполагает выделение соответствующей способности человека создавать новые материальные и духовные ценности, традиционно называемой творчеством.

В структуре деятельности различают субъект (действующее лицо или группа), действие, предмет (результат) деятельности, фиксирующий новое качество, форму, состояние, а также условия и средства деятельности. Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и деятельность не могут проходить без выработанных ценностей и алгоритмов деятельности.

Принято условно различать три вида деятельности: практическую, познавательную и ценностную. На практике в каждом акте они, как правило, сочетаются.

Деятельность человека имеет принципиальное отличие от активности животных.

Активность животного обусловлена адаптационными биологическими закономерностями, ее цель – лишь приспособление к природным условиям. Целесообразная регуляция взаимоотношений животного с окружающей средой происходит на основе инстинктов и рефлексов.

Человеческая деятельность предполагает, во-первых, не только приспособление к среде, но и ее преобразование. Это практически-преобразовательная деятельность. Во-вторых, человек сам ставит цели деятельности, осуществляя самостоятельное целеполагание. Деятельность человека является не только целесообразной, но и целенаправленной. Это позволяет способностям человека выходить за рамки опыта. В-третьих, и это главное, человеческая деятельность предполагает наличие сознающего себя субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Целенаправленность деятельности становится возможной, поскольку человек обладает сознанием, позволяющим намечать цель в виде идеального образа, проекта желаемого результата. Т. о., деятельность включает в себя две противоположные формы – идеальное и материальное преобразование объекта.

Существует несколько классификаций человеческой деятельности. Чаще всего используется разделение деятельности на

1) практическую и духовную деятельность или

2) продуктивную и репродуктивную деятельность.

Практическая деятельность – это предметное, непосредственное преобразование окружающей природы и социальной реальности, включая самого человека. Практическая деятельность подразделяется на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Духовная деятельность подразделяется на духовно-практическую (отражение мира в образной форме искусства, мифа, религии), духовно-теоретическую (в форме научных знаний) и ценностную (в форме идеологии и мировоззрения).


В качестве фундаментальных видов человеческой деятельности принято выделять игру, общение и труд. Специфика игры как вида деятельности заключается в том, что целью становится сам процесс, а не результат. Общение предполагает обмен идеями и эмоциями. Причем, если этот обмен включает и обмен материальными предметами, то такая деятельность представляет собой коммуникацию. Труд определяется как социальная деятельность человека, т.е. способность преобразовывать среду существования. Сочетание этих видов деятельности порождает другие ее виды, например, образовательную, социально-преобразовательную и т.д.

Существуют разные виды творчества:

Производственно-техническое

Изобретательское

Политическое

Организаторское

Философское

Художественное

Мифологическое

Религиозное

Музыкальное

Повседневно-бытовое и т.п.

Шахматное

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и потребность творить. В настоящее время различными аспектами проблемы творчества занимаются психология, педагогика, социология, кибернетика и другие науки. Формируется и специальный раздел науки - теория творчества (эврилогия, креатология). Эта тема всегда волновала искусство. На долю философии выпадает интеграция знаний о творчестве, методологическое обеспечение коллективной работы в различных областях культуры. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением.

1. Понятие творчества

Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo}. С этим органически связаны представления о непознаваемости творчества, что довольно откровенно выразил Н. Бердяев: «Непостижимо, что есть творчество». Бросается в глаза несоответствие подобных представлений данным науки и практики. Однако одной лишь констатации такого несоответствия явно недостаточно. Правильнее, не сводя суть дела к логическим несообразностям, постараться увидеть в представлениях об «абсолютном» (Божественном) творчестве гиперболизированное стремление, иногда наперекор обстоятельствам, творческой личности к оригинальности и совершенству исполнения замысла и достижению максимально возможных результатов при минимуме средств. Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества и соответствующие им социальные нормы и действия правомерно охарактеризовать как мистификацию творчества. Противоположные взгляды и действия, направленные на объективное познание природы творчества и эффективное использование творческих способностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию творчества. Если иллюзорные представления, как правило, возникают стихийно, то их преодоление - в своей основе сознательный, целенаправленный процесс.

Демистификация творчества есть органическая часть процесса познания и преобразования мира. Апробированные в других областях науки и практики методологические принципы имеют первостепенное значение и для разгадки «тайны» творчества. Объективные предпосылки творчества заключены уже в универсальных свойствах материи, ее несотворимости и неуничтожимости (откуда непосредственно следует невозможность creatio ex nihilo), ее самодвижении и саморазвитии. Человек сознательно использует эти свойства материи. Но было бы неверно растворять сущность творчества в общих свойствах материи. В истории познания имели место попытки расширительного толкования творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути, провозглашалось атрибутом материи. Подобный подход, присущий как идеалистам (Платон, А. Бергсон и др.), так и материалистам (например, К. А. Тимирязеву. Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Бытующее выражение «творчество природы» лишь метафора. Исходя из социальной специфики этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного прогрессивного развития

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.
Творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием нового, творчески самостоятельного результата в области науки, техники, литературы или искусства.
Творцами часто называют и рабочих, создающих новую технику на основе изобретения, и тех, кто отливает в металле памятник по сделанной скульптором модели. Однако в специальном понимании творческой является не материально-производственная, а духовная деятельность. В приведенных примерах рабочие при всей важности их труда лишь реализуют творческие результаты, полученные изобретателем и скульптором.
Творческая деятельность осуществляется в области науки, техники, литературы, искусства, художественного конструирования (дизайна), создания товарных знаков и других видов обозначений товаров. Творчество издавна делят на художественное и научное.

Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта.

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их держать в памяти и осмыслять.

Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.

Творческий процесс не мыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

Американский психолог Ф. Беррон обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей – своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). На значение интуиции в творчестве обращают внимание и сами художники.

Идеалистические концепции абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе.



В ХХ в. подсознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание З. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творческая личность был превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Психоанализ абсолютизирует роль бессознательного в творческом процессе, выдвигая в отличие от других идеалистических концепций на передний план бессознательное сексуальное начало. Художник, по мнению фрейдистов, - личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества, которое превращается в тип невроза. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. По Фрейду, неудовлетворенные желания – побудительные стимулы фантазии.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. В. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника».

И хотя доля творчес

30. Основные проблемы и перспективы развития человечества .

В течение более чем полувека все настойчивее ставится вопрос о ситуации времени; каждое поколение отвечало на этот вопрос для своего мгновения. Однако если раньше угроза нашему духовному миру ощущалась лишь немногими людьми, то сейчас этот вопрос встает едва ли не перед каждым человеком.

Вопрос о современной ситуации человека как результате его становления и его шансов в будущем поставлен теперь острее, чем когда-либо. В ответах предусматривается возможность гибели и возможность подлинного начинания, но решительный ответ не дается.

То, что сделало человека человеком, находится за пределами переданной нам истории. Орудия в постоянном владении, создание и употребление огня, язык, преодоление половой ревности и мужское товарищество при создании постоянного общества подняли человека над миром животных.



По сравнению с сотнями тысячелетий, в которых, по-видимому, совершались эти недоступные нам шаги к тому, чтобы стать человеком, зримая нами история приблизительно в 6000 лет занимает ничтожное время. В нем человек выступает распространившимся по поверхности Земли во множестве различных типов, которые лишь очень мало связаны или вообще не связаны друг с другом и не знают друг друга. Из их числа человек западного мира, который завоевал земной шар, способствовал тому, чтобы люди узнали друг друга и поняли значение своей взаимосвязанности внутри человечества.

Представить себе жизнь человека без творчества практически нереально. Даже в каменном веке люди тянулись ко всему прекрасному и создавали предметы, которые становились неотъемлемой частью культуры. Человечество прошло огромный путь - от наскальных рисунков до развития высочайших технологий. Творческая деятельность - это не просто новые открытия и создание неповторимых ценностей. Это то, без чего невозможно представить себе планету Земля.

Что такое творческая деятельность?

Этот термин обозначает создание человеком нового, ранее не существовавшего продукта. К такой деятельности можно отнести не только музыку, живопись или поэзию, но и огромное множество других направлений. Каждый человек способен заниматься творческой деятельностью, невзирая на свои профессиональные навыки. Это может быть пассивное участие в исследованиях или проведении научных опытов. Любой, кто сопереживает или выражает другие эмоции, может с уверенностью сказать, что занимается творческой деятельностью. Этот факт относится не только к людям - даже животные способны демонстрировать свои таланты посредством уникальных возможностей.

Виды творческой деятельности

Невзирая на все негативные факторы человеческой жизни, гении рождались и создавали свои нетленные творения. Даже в заключении и нищете люди не могли прожить без того, чтобы не привнести в этот мир ничего нового. Каждый человек рождается творцом и имеет задатки гениальности. Дальнейшее развитие талантов зависит только от самого индивидуума.

Эта творческая деятельность всегда занимала особое место в жизни человечества. Произведения художников считаются культурным наследием и подлежат тщательному анализу. Их хранят в помещениях с определенной температурой и зачастую в специальных рамках, которые предотвращают разрушение холста. Величайшие творцы оставили неизгладимый след в искусстве. Улыбка «Моны Лизы» уже 5 веков не дает покоя всем ценителям творчества Леонардо да Винчи. Пожалуй, самая знаменитая в мире картина вызывает много толков и пересудов. Кто-то сравнивает загадочную женщину с хищницей перед прыжком. Кому-то она кажется идеалом красоты. А есть и такие, кто не видит в ней ничего необычного и не понимает шумихи вокруг этого портрета.

Благодаря художникам современные люди могут представить, как жили и выглядели люди несколько веков и даже тысячелетий назад. Самые значительные картины не выставляются на продажу, но даже не столь выдающие произведения известных авторов стоят порой целое состояние. Ценители готовы отдавать большие деньги за право владеть произведением искусства. Та же «Мона Лиза» оценивается в миллиард долларов, но увидеть ее на аукционе никогда не удастся. Не только да Винчи создавал шедевры. Картины Моне, Рембрандта, Тициана, Гойи, Сальвадора Дали. Ренуара, Ван Гога являются частью мирового культурного наследия и никогда не выставляются на продажу.

Музыка

Это самый большой источник вдохновения и неотъемлемая часть жизни любого человека. Под музыку заключаются браки и провожают людей в последний путь, без нее невозможно представить праздник или романтический вечер. Вид этой творческой деятельности способен вызвать самые разные эмоции - от ненависти до любви. Недаром композиторы писали музыку для маршей, под которые солдаты уходили на войну. Она вызывала не только патриотические чувства, но и придавала уверенности в победе. В современном мире все чаще музыка звучит в операционных и помогает хирургам во время проведения сложных операций. В художественных фильмах композиции способны настроить зрителя на нужный лад и даже предупредить о том, что будет в следующей сцене.

Как и художники, композиторы и музыканты посредством своего творчества передают настроение. Слушатель может легко представить себе ситуацию, которая стала источником вдохновения для автора. Наиболее сильно на человеческие эмоции может влиять лирика. Мелодии драматического и эпического рода имеют свои свойства, но струны в душе затрагивают чувственные лейтмотивы. Стоит отметить, что музыка способна воздействовать не только на человека. Некоторые животные воспринимают мелодии и даже реагируют на них на физическом уровне.

Литература

К этой творческой деятельности человечество относится с особым трепетом. Чтение всегда было одним из самых лучших способов провести свободное время с пользой. Оно развивает воображение и заставляет испытывать самые разные эмоции. Писатели и поэты способны вовлечь своим талантом в невиданный мир приключений, любви или детективных головоломок. Творцы человеческих душ, учителя и педагоги, с детства прививают любовь к чтению, потому что литература способна изменить любого человека. Любовь к поэзии прививается с целью сделать из маленького человека чувственного и духовно развитого члена общества. Множество романов, детективов и прочих литературных произведений могут дать читателю необходимый жизненный опыт.

Кинематограф

Кинематограф не так давно стал неотъемлемой частью жизни. Желание показать людям то, что они читали в книгах, привело к развитию творческой деятельности в области визуального искусства. В данный момент художественные фильмы и анимация занимают первое место среди популярных развлечений в мире. Более ста лет люди ходят в кинотеатры, чтобы окунуться в другой мир и пережить незабываемые моменты. Благодаря этому виду творческой деятельности человечество может легко перенестись в прошлое или заглянуть в будущее, а также узнать о подробностях важных исторических событий. Кинематограф может развивать такие чувства человека, как интуиция, сострадание, любовь, ненависть и многие другие.

Декоративно-прикладное искусство

Не менее важная часть творческой деятельности включает в себя огромное множество составляющих: шитье, вышивание, вязание, ткачество, выжигание, резьба, мозаика, витраж, декупаж, лепка, скульптура, плетение, роспись. С этим видом искусства человек сталкивается каждое мгновение. Вся жизнь наполнена узорами на отделочных материалах, посуде, одежде, предметах обихода. Особое внимание стоит уделить такому виду, как скульптура. Памятники, которые символизируют важные для страны и мира события, а также значимых в истории людей, всегда занимали большое место в жизни общества. Еще несколько веков назад скульптура была самым популярным видом искусства, ею восхищались все - от простого народа до королей. Сейчас другие приоритеты, но она по-прежнему имеет свой вес в культуре.

Почему важно заниматься творческой деятельностью?

Во все века искусство играло большую роль в жизни человека. Тяга ко всему прекрасному привела к тому, что развитие у детей творческой деятельности стало носить массовый характер. Большое множество кружков по интересам и различных секций есть в любой стране. У ребенка есть возможность выбирать, чем он хочет заниматься в свободное время. Выбор поистине огромен, и это существенно повлияло на развитие многих отраслей в последние несколько десятков лет. Уже с детства ребенок должен учиться и развиваться в нескольких направлениях, помимо школьной программы. Это поможет достичь успеха в будущем, ведь такие люди будут уметь выражать свою индивидуальность.

Дети и искусство

Творческая деятельность детей помогает раскрыть все стороны личности ребенка. Не стоит возлагать большие надежды на малыша и ждать от него шедевров - для взрослого человека эти творения могут не нести никакой ценности. Но именно по работам детей можно легко определить их душевное состояние и помочь с выбором профессии в дальнейшей жизни. Не стоит ставить перед ребенком каких-либо заданий в процессе творческой деятельности. Только фантазия и воображение должны сопровождать их на пути к искусству. Для детей неважен конечный результат - им интересен сам процесс. Как и в любом другом жизненном аспекте, нужно хвалить ребенка за любые достижения и результаты. Это воодушевляет и придает сил для новых свершений.

Больше чем увлечение

Организацией творческой деятельности важно заниматься каждому родителю. Даже в домашних условиях всегда можно найти интересное занятие для малыша. Любая игра может развивать воображение и легко выявить таланты у ребенка. Рисование способно уже в первые годы после рождения определить, есть ли у вашего чада талант к этому виду искусства. Развивающие игры могут дать ответ на вопрос о том, в какой области ребенок будет наиболее успешен.

Учебные заведения

Большая ответственность ложится на плечи воспитателей и преподавателей. Именно от них зависит, насколько ребенок будет развит и способен понимать окружающий мир. Большинство учебных заведений имеют кружки по интересам, и в школьной программе присутствуют занятия музыкой. Помимо этого, проводятся праздничные мероприятия, на которых дети могут полностью раскрыть свой талант в спектаклях, сценках и музыкальных выступлениях. Уроки химии и физики включают в себя практические занятия и опыты, а это тоже неотъемлемая часть творческой деятельности. Русский язык и литература развивают воображение посредством изложений и сочинений на заданные темы. Давно доказано, что абсолютно любой ребенок имеет способности к творческой деятельности, и задача учителей - увидеть их и помочь развить. Не стоит забывать, что выбранные и навязанные родителями занятия могут навредить и оттолкнуть детей от искусства.

Значение творческой деятельности в современном мире

Начало нового века перевернуло представление о культуре. Глядя на современных творческих людей, простой обыватель неоднозначно оценивает их деятельность. В умах укрепилась мысль, что это бездельники, которые просто не хотят физически работать и поэтому становятся писателями, актерами, музыкантами и модельерами. Но в то же время эти люди с радостью потребляют продукт их творчества: фильмы, песни, одежду и многое другое. XX век был перенасыщен войнами, и мировоззрение человечества изменилось. Однако даже в самые трудные времена именно искусство позволяло людям справляться с горестями и бедами.

В новом тысячелетии творческая деятельность человека стала необходимостью. У каждого теперь есть возможность заниматься любимым делом и получить призвание в выбранной профессии. Без творчества люди до сих пор жили бы в каменном веке. Только интерес и любопытство сделали человека разумным существом. Все изобретения и открытия были частью творческого процесса. Чтобы не останавливаться на достигнутом и продолжать улучшать качество жизни, необходимо постоянно двигаться вперед и дать волю воображению и фантазии. Ведь то, что еще пятьдесят лет назад было описано в фантастических романах и считалось невероятными выдумками, сейчас уже доступно любому человеку!

отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении; положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новой ситуации, видение проблемы, видение новой функции известного объекта. Т.Д. – деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов. Т.Д. – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т. д. служит проблемная ситуация, к-рую невозможно разрешить тра-диц. способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиц. взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками Т. д. являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их обществ, значимости.

При традиц. формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в уч. процессе нек-рую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. п. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает.н. опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет спец. опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник ср. школы, успешно овладевший материалом шк. программы, не справляется в кон. курсными экзаменац. задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится рассмотреть традиц. пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождения этого нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практич. опыт исследования развивает данную способность.

Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать спец. пед. ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству гл. обр. осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения к-рых уже известны. Поэтому для процесса обучения определение Т. д. требует корректив. Учащиеся только в отд. случаях, на определ. уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Отсутствие обществ, новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих обществ, значение, т.е. важных для формирования личности как обществ, субъекта.

Проблемные ситуации можно поставить перед учащимися разл. способами: путем четкой постановки проблемы учителем; путем создания ситуации, в к-рой от учащихся требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней проблемы; путем создания ситуации с более или менее четко обозначенной проблемой, но по логике поиска решения к-рой ученик должен прийти к новой, дополнит, проблеме, самим им выявленной и предусмотренной при конструировании ситуации. Особым вариантом бывает случай, когда в ходе решения нек-рой задачи ученик самостоятельно обнаруживает новую, не предусмотренную при конструировании ситуации проблему.

Возникновение или наличие одной лишь проблемы не определяет возможности ее решения. Для последнего необходимо осуществить самостоят. поиск, что требует определенных исходных данных, т.е. опоры на известное, что и позволяет реализовать этот поиск. Уч. проблемную ситуацию можно определить как задачу с необходимыми данными в качестве условия. К этим данным ставится вопрос, в том или ином виде формулирующий проблему для последующего решения. Тогда содержанием всякой задачи будет проблема, основанная на противоречии между известным и искомым. В процессе решения этих задач, построенных на необходимости избирательно активизировать уже известные им знания, учащиеся могут самостоятельно проникнуть в более глубокие стороны явлений. В практике обучения необходимо применять и задачи, требующие только выдвижения гипотезы. В данном случае от ученика не требуется обоснованного полного решения. Он должен лишь построить план поиска ответа, к-рый вырисовывается ему пока только гипотетически. Решение этих задач развивает у учащихся умение мобилизовывать имеющееся у них знание и включать его в процесс анализа новых ситуаций, стремление найти новый подход, новый тип решения. Т. о. закладываются ОСНОВЫ Т. д. СМ Михайлов.

Лит.: Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г., Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе, в кн.: Науч. творчество, под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Яро-шевского, М., 1969; Л с p и с p И. Я., Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей, там же; Капица П. Л., Нек-рые принципы творческого воспитания и образования совр. молодежи, ВФ, 1971, №7; Пономарев Я. А., Психология творчества и педагогика, М., 1976; Лук А. Н., Психология творчества, М., 1978.

Отличное определение

Неполное определение ↓